УДК 069.5
Вопросы музеологии. 2022. Т. 13. Вып. 1
Спасенное искусство: Симферопольская картинная галерея в эвакуации (1941-1944)
А. Ю. Кугушева
Симферопольский художественный музей,
Российская Федерация, 295000, Симферополь, ул. Долгоруковская, 35
Для цитирования: Кугушева А. Ю. 2022. Спасенное искусство: Симферопольская картинная галерея в эвакуации (1941-1944). Вопросы музеологии 13 (1): 57-64. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.104
Статья посвящена теме вывоза музейных коллекций Крыма в эвакуацию в октябре 1941 г. Цель статьи — изучение обстоятельств эвакуации 50 экспонатов из фондов Симферопольской картинной галереи в г. Ереван и исследование спасенных произведений искусства. Известна трагическая судьба большей части довоенного собрания Симферопольской картинной галереи, которая не успела покинуть пределы Крыма и была уничтожена пожаром в Керченском порту. В то же время из Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского вместе с шедеврами великого мариниста вывозится в эвакуацию временная выставка, составленная из произведений симферопольской галереи. Ключевую роль в спасении предметов искусства сыграли выдающиеся музейные деятели Н. С. Барсамов и Я. П. Бирзгал. Им удалось отправить экспонаты в Новороссийск, далее — в Краснодар. Вопреки планам Комитета по делам искусств вывезти указанные экспонаты в Сталинград, обе крымские галереи отправляются в Ереван. Здесь они находятся в течение трех лет, под эгидой Государственного музея изобразительного искусства. В конце 1941 г. Я. П. Бирзгал составляет список из 50 спасенных экспонатов Симферопольской картинной галереи. Во второй половине 1940-х гг. часть работ была передана в другие организации, в коллекции осталось 43 произведения из перечисленных в акте. Советское искусство 1920-1930-х гг. представляют произведения И. Э. Грабаря, М. Б. Грекова, В. А. Эйферта, П. П. Кончаловского. Русский пейзаж представлен работами В. В. Бакшеева, П. А. Радимова, В. В. Рождественского. Из творческих поездок в Среднюю Азию, на Алтай и Памир привозят новые работы П. И. Котов и П. Н. Староносов, Н. Г. Котов, П. Д. Покаржевский, С. И. Пичугин. С Крымом связано творчество Н. С. Барсамова, автора «Портрета художника К. Ф. Богаевского» (1940). Среди спасенных работ представлены произведения самого К. Ф. Богаевского, несколько его индустриальных пейзажей, эскизы к панно «Крым» (1921); бахчисарайские пейзажи А. В. Куприна, судакский вид А. Ф. Гауша. В послевоенный период сотрудники музея установили принадлежность к довоенной коллекции работ И. Е. Репина, И. И. Олешкевича и А.-Ф. Ризенера.
Ключевые слова: Симферопольская картинная галерея, эвакуация музейных ценностей, Я. П. Бирзгал, Н. С. Барсамов, Государственный музей изобразительного искусства (г. Ереван).
В 2022 г. Симферопольский художественный музей отмечает юбилей: 85 лет назад, 8 ноября 1937 г., в историческом здании по адресу ул. К. Либкнехта, 35, была открыта для посещения Симферопольская картинная галерея (далее — СКГ). В ее
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022
залах экспонировались шедевры русского и европейского искусства, входившие в довоенное собрание галереи, практически полностью утраченное в период Великой Отечественной войны1.
Во время эвакуации из Крыма деятельное участие в спасении музейных коллекций приняли Ян Петрович Бирзгал (1898-1968), директор СКГ, и Николай Степанович Барсамов (1892-1976), директор Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского (далее — ФКГ). Биографиям этих выдающихся музейных деятелей посвящен ряд публикаций, среди которых особо стоит выделить статью Л. Ю. Андреевой и каталог А. Н. Савинова2.
В октябре 1941 г. несколько десятков предметов живописи и графики из собрания СКГ, которые находились на момент начала эвакуации на временной выставке в Феодосии, удалось перевезти в Новороссийск3.
Из докладной записки Я. П. Бирзгала, составленной 12 декабря 1943 г. в Ереване, мы узнаем о сложностях с вывозом произведений искусства из Крыма: «На Ваш запрос от 23/Х с. г. № 381/с об эвакуации художественных ценностей Симферопольской картинной галереи и о всех обстоятельствах, связанных с гибелью части коллекции галереи в Керченском порту, должен сообщить следующее: <...> передвижная выставка картин Симферопольской картинной галереи находилась в г. Феодосии. По моей просьбе упаковку этой выставки принял на себя директор Феодосийской галереи т. Барсамов. С тов. Барсамовым я также условился, что картины этой выставки должны быть погружены на пароход совместно с экспонатами Феодосийской галереи. <. > Но так как Феодосийский горсовет снабдил тов. Барсамова очень ограниченными средствами на расходы по эвакуации, то все расходы по перевозке картин, как Феодосийской картинной галереи, так и нашего Симферопольского музея из Новороссийска в Краснодар и из Краснодара через Баку в г. Ереван, оплачивал я из своих авансовых сумм»4.
События тех дней и пребывание в эвакуации описываются в нескольких главах автобиографической книги Н. С. Барсамова «45 лет в галерее Айвазовского», которая была опубликована в 1971 г. Он подробно рассказывает о подготовке крымских музеев к эвакуации, нехватке вагонов, противоречивых указаниях руководства. Из Новороссийска экспонаты удалось перевезти в Краснодар. Здесь, в Краснодарском музее, была организована временная выставка работ Айвазовского.
В середине октября Н. С. Барсамов получил правительственную телеграмму: «Управление искусств при совнаркоме Армении принимает ваше предложение переводе галереи Айвазовского Ереван прошу ускорить отправку — начальник управления искусств Шагинян»5. Он направился в краевой Комитет искусств. «Выслушав меня, начальник комитета показал телеграмму из Симферополя с предложением направить галерею в Сталинград. Более неудачный маршрут нельзя было придумать. Ростов оставлен, немцы начали бомбить Кубань. Тем не менее начальник настаивал на выезде в Сталинград»6. О том, что первоначально коллекцию
1 Федотова, Грищенко, 1996; Кугушева, 2020.
2 Андреева, 2011; Савинов, 1968.
3 Савинов, 1968. С. 19.
4 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 962, оп. 6, ед. хр. 1140, л. 1-7.
5 Барсамов, 1971. С. 137.
6 Барсамов, 1971. С. 137-138.
ФКГ планировали отправить в Сталинград, свидетельствует Я. П. Бирзгал в акте от 29 октября 1943 г.: «Оставшиеся в целости музейные ценности Симферопольской галереи, эвакуированные через Феодосийский порт, в связи с изменившейся военной ситуацией, были направлены не в Сталинград, а в г. Ереван.»7 Отдельные документы указывают на планы размещения крымских музеев в Тбилиси8.
Не придя к соглашению с начальником Комитета искусств, Н. С. Барсамов направился на вокзал, чтобы узнать, как получить вагон для перевозки картин. Начальник станции сообщил, что выехать в северном направлении не удастся: к тому моменту вокзал в Армавире уже был разбомблен. Было принято решение отправляться на юг, и экспонаты благополучно «через две недели, 5 ноября, приехали в Ереван»9.
О пребывании художественных коллекций в Ереване нам известно немногое. По прибытии ящиков с предметами в город «Совнарком Армении для хранения ящиков с упакованными экспонатами Феодосийской и Симферопольской галерей предоставил помещение»10. В главе «Три года в разлуке» Н. С. Барсамов отмечает радушие, с которым их приняли коллеги из Государственного музея изобразительного искусства. Вскоре была организована выставка привезенных работ И. К. Айвазовского, вызвавшая большой интерес у местной публики. Н. С. Барсамову с супругой, Софьей Александровной, была предоставлена квартира. Их зачислили в штат музея, выдали продовольственные карточки. Они принимали деятельное участие в художественной жизни города, Николай Степанович написал серию интерьеров музея, два портрета жены, портрет искусствоведа Лидии Дурново, «Портрет Сильвы» и другие произведения.
О пребывании Я. П. Бирзгала в эвакуации мы узнаем из немногочисленных источников: архивных документов, воспоминаний очевидцев. Исследователь Л. Ю. Андреева сообщает, что в Ереване Я. П. Бирзгал заведовал художественной реставрационной мастерской Художественного музея Армении11. В ходатайстве Союза советских художников Крыма о награждении крымских художников согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» отмечено, что «им лично и под его руководством были произведены сложнейшие работы по реставрации и сохранению многочисленных картин крупнейших русских художников, хранящихся в Ереванском музее. По специальному заданию Комитета по делам искусств художником Бирзгалом было отреставрировано около тридцати картин Орджоникидзенского музея, сильно поврежденных во время эвакуации. Среди них полотна художников Репина, Сурикова, Тропинина, Айвазовского, Поленова, Мя-соедова и др.». В том же ходатайстве отмечается, что Я. П. Бирзгалом был написан ряд полотен на тему событий Великой Отечественной войны12.
О скромном быте крымских музейных работников находим сведения у Н. С. Барсамова: «Под новый 1942 год нас обрадовало сообщение о десанте со-
7 РГАЛИ. Ф. 962, оп. 6, ед. хр. 1140, л. 131-134.
8 РГАЛИ. Ф. 962, оп. 6, ед. хр.1020, л. 10; РГАЛИ. Ф. 962, оп. 6, ед. хр. 1020, л. 4-5.
9 Барсамов, 1971. С. 139.
10 РГАЛИ. Ф. 962, оп. 6, ед. хр. 1140, л. 1-7.
11 Андреева, 2011.
12 История СХМ: документы. Т. 6. С. 33.
ветских войск в Феодосии и Керчи. Я. П. Бырзгал, директор Симферопольской картинной галереи, которому мы предоставили место в нашей квартире, приготовил сюрприз: где-то раздобыл маленькую елку, гуся и бутылку шампанского. Все это установил на отдельном столе, а вместо украшений укрепил на елке последний выпуск газеты с описанием крымского десанта»13.
В конце 1941 г. Я. П. Бирзгал составил список из 50 произведений СКГ (акт № 1 от 17 декабря 1941 г.). Многие предметы, перечисленные в этом акте, хорошо известны нашим современникам: это «Весенний пейзаж» и «Портрет жены» И. Э. Грабаря, «Бахчисарайский полдень» и «Бахчисарайское дюрбе» А. В. Куприна, «Мимозы» П. П. Кончаловского, «Бухарская невеста» П. И. Котова, «Индустриальный пейзаж» и три эскиза панно «Крым» К. Ф. Богаевского, «Натюрморт. Чайный прибор» В. А. Эйферта, «Скрипка» и «Портрет К. Ф. Богаевского» Н. С. Барсамова и другие произведения живописи и графики. Не все перечисленные в акте произведения сейчас доступны для изучения: во второй половине 1940-х гг. часть работ были переданы в другие организации либо списаны; в коллекции СКГ осталось 43 произведения из перечисленных в акте 50.
В послевоенный период сотрудники СКГ, а позднее — Симферопольского художественного музея изучали документы в архивах Москвы и Ленинграда с целью составления списка утраченных произведений. Благодаря этим исследованиям удалось составить список утраченных ценностей Симферопольской картинной галереи, а также атрибутировать два произведения, вновь поступившие в собрание: «Портрет графини С. С. Киселевой» Иосифа Ивановича Олешкевича (1777-1830) (передан из Алупкинского дворца-музея в 1953 г.) и «Портрет О. С. Нарышкиной» Анри-Франсуа Ризенера (1767-1828) (приобретен из частной коллекции в 1971 г.). Фотоархив Центрального музея Тавриды позволил определить работу «Этюд академической натурщицы» Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), поступившую в СКГ в 1953 г. из Государственной Третьяковской галереи, как относящуюся к довоенному собранию.
По тематике произведения из довоенного собрания могут быть разделены на три группы: советское искусство 1920-1930-х гг.; искусство Крыма 1920-1930-х гг. (в том числе работы, созданные в Крыму); произведения, связанные с жизнью В. И. Ленина и И. В. Сталина. К первой группе относятся произведения таких видных авторов, как В. Н. Бакшеев, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков, П. П. Кончаловский, П. И. Котов, В. А. Эйферт. Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) известен не только как художник и реставратор, но и как организатор Общества по охране памятников старины, директор Государственной Третьяковской галереи, руководитель реставрационных мастерских. В собрании музея хранятся его «Весенний пейзаж (Цветущий уголок Москвы)» (1930) и «Портрет жены художника» (1927)14. Авторская подпись в левом нижнем углу портрета свидетельствует, что он был написан в поселке Магарач близ Ялты (совр. Отрадное) в августе-сентябре 1927 г. На холсте изображена Валентина Михайловна Грабарь (1892-1959), супруга художника. В книге «Моя жизнь. Автомонография» (1937) И. Э. Грабарь подробно описывает события, сопутствовавшие созданию картины: «Я начал большой портрет жены, стоящей у чайного стола <...> Картина была наполовину закончена, когда в ночь
13 Барсамов, 1971. С. 142.
14 Грабарь И. Э. 1937. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство. С. 300-301.
началось землетрясение. Писание пришлось прекратить. Когда толчки несколько смягчились, я начал продолжать портрет к ужасу жены, которая все еще не могла придти в себя от пережитого потрясения»15.
С крымской землей связана биография выдающегося советского баталиста Митрофана Борисовича Грекова (1882-1934), руководившего созданием панорамы «Штурм Перекопа». В 1931 г. им был создан эскиз «Пленный белогвардеец» к будущему полотну «Пленный» (1934). После смерти М. Б. Грекова руководство коллективом по созданию панорамы принял на себя Георгий Константинович Савицкий (1887-1949), автор анималистической сцены «Буйволы» (1929). Также в создании панорамы «Штурм Перекопа» принимали участие Василий Васильевич Мешков (1893-1963), автор работы «Пейзаж. Ненастье» (1929), и П. И. Котов, на творчестве которого мы остановимся позже.
Редкий пример жанра натюрморт представляет собой работа Владимира Александровича Эйферта (1884-1960). Его «Натюрморт. Чайный прибор» не датирован, но может быть отнесен к творчеству 1920-х гг. В 1930 г. пишет натюрморт «Мимозы» Петр Петрович Кончаловский (1876-1956), представитель русского авангарда. В этом произведении присутствуют черты сезаннизма: плотность живописи, звучность цветового пятна. Натюрморту родственен пейзаж «Кипарисы. Ялта» (1930), где натурный план сочетается с жанровой сценой.
Русский пейзаж представлен работами «Пейзаж. Восход луны» (1931) Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958), «Весна» Павла Александровича Радимова (1887-1967), «Пейзаж (Поздняя осень)» (1929) Василия Васильевича Рождественского (1884-1963), представителя объединения «Бубновый валет».
Итогом творческих поездок советских художников в Среднюю Азию, на Алтай и Памир стали колоритные портреты «Бухарская невеста» (1925) П. И. Котова и «Кашгарский мальчик» (1932) П. Н. Староносова; пейзажи «Озеро Зер-Поль. Памир» Н. Г. Котова, «На озере Байкал» (1933) П. Д. Покаржевского, «Озеро Боровое» С. И. Пичугина (1881-1971).
В 1925 г. в Средней Азии работает Петр Иванович Котов (1889-1953), здесь он пишет портрет «Бухарская невеста» (1925). Подробнее на сюжете картины останавливается Мария Филатова в статье «Петр Котов: шаг в сторону»: «"Бухарская невеста" никак не отвечает соцреалистическому канону. Героиня картины далека от идеала советской комсомолки-спортсменки, однако изображена с явной симпатией. <. > Передний план картины роскошен: на скатерти-дастархане из ткани с абровым узором стоит поднос, уставленный тарелками с фруктами, орехами и сладостями. <...> Удивительно и то, что работа написана с натуры, — скорее, можно было бы представить ее как вымысел живописца, обращенный к досоветскому времени»16. Не менее колоритен рисунок Петра Николаевича Староносова (1893-1942) «Кашгарский мальчик» (1932). Известно, что в 1932 г. художник совершил путешествие на Памир в составе экспедиции Академии наук. Здесь, в городе Кашгар, он запечатлел юного музыканта, играющего на инструменте саз.
Неоднократно бывал на Алтае, Памире, в Сибири художник Николай Георгиевич Котов (1889-1968), автор пейзажа «Озеро Зер-Поль. Памир». Примечательно, что озеро с таким названием в географических справочниках отсутствует, но есть
15 Там же.
16 Филатова, 2020. С. 96-98.
большое озеро Зоркуль, современные фотографии которого совпадают с береговой линией, переданной Н. Г. Котовым. В 1928 г. в путешествие по Средней Азии отправился Петр Дмитриевич Покаржевский (1889-1968), воплотивший свои впечатления в произведении «На озере Байкал» (1933). На севере Казахстана пишет свой пейзаж «Озеро Боровое» Сергей Иванович Пичугин (1881-1971).
С 1923 г. в Крыму работает Н. С. Барсамов. Им был написан ряд пейзажей, портретов; особо стоит отметить его камерные натюрморты, солнечные композиции с виноградом, плодами граната, домашней утварью. В Ереван отправились «Натюрморт. Скрипка» (1926) и «Портрет художника К. Ф. Богаевского» (авторское повторение, 1940), с которым Н. С. Барсамов был дружен. История написания этого портрета особенно интересна в связи с празднованием в этом году 150-летия Константина Федоровича Богаевского (1872-1943). Н. С. Барсамов пишет: «Летом 1940 года я получил от Симферопольской картинной галереи предложение написать портрет К. Ф. Богаевского. <.> он охотно согласился позировать. Одобрил он и мое намерение написать портрет в его мастерской на фоне одного из пейзажей, которые он в то время писал. <...> Приступили к работе. Константин Федорович сидел без малейшего напряжения, не меняя позы. Работа протекала в полной тишине, так как ни он, ни я не были многоречивы. Два часа прошли незаметно. Портрет был нарисован. На следующий день приступили к живописи, а через пять дней, как и было условлено, портрет был закончен»17. В начале 1941 г. Н. С. Барсамов начал работу над написанием вида мастерской К. Ф. Богаевского, завершить которую удалось лишь в 1945 г.
В эвакуации были и работы самого К. Ф. Богаевского: акварели «Долина» (1929), «Днепрострой» (1930), «Камнедробильный завод. Левая сторона» (1930), «Судакский мотив» (1929); три эскиза для панно «Крым» (1921), выполненные сангиной; полотно «Индустриальный пейзаж». По мнению искусствоведа Р. Д. Бащен-ко, К. Ф. Богаевский стал одним из основателей индустриального пейзажа18.
Тему Крыма в искусстве развивали работы Александра Васильевича Куприна (1880-1960) «Бахчисарайское дюрбе» (1935) и «Бахчисарайский полдень» (1935); полотно «Судак. Генуэзская крепость» Александра Федоровича Гауша (1873-1947).
Период 1920-1930-х гг. в Крыму был отмечен подъемом национальной культуры, формированием художественных образовательных учреждений. Среди мастеров этого времени отметим Тохтара Измайловича Афузова (1901-1942), автора нескольких пейзажей и натюрмортов: «Закат солнца» (1937), «Морской пейзаж», «Натюрморт. Вишни» (1940), «Натюрморт. Розы» (1940), «Натюрморт. Розы», «Сакля при луне» (1937).
Отдельную группу образуют произведения, связанные с жизнью В. И. Ленина и И. В. Сталина. Графический «Портрет В. И. Ленина» (1935) был создан одним из наиболее известных портретистов 1930-х гг. Евгением Александровичем Кацма-ном (1890-1976).
«Портрет И. В. Сталина» (1939) в технике линогравюры был выполнен талантливым советским гравером Иваном Николаевичем Павловым (1872-1951). Тема полотна «Демонстрация батумских рабочих» Аполлона Кутателадзе (19001972) связана с демонстрацией, которой в 1902 г. руководил И. В. Сталин. К этой
17 Барсамов, 1971. С. 78-79.
18 Бащенко, 1984. С. 86.
же серии работ относятся картины «Дом, в котором родился И. В. Сталин» (1939) и «Комната, в которой родился И. В. Сталин» (1939) Дмитрия Михайловича Тархо-ва (1893-1948), «Комната И. В. Сталина в Сольвычегодске» (1940) Петра Тимофеевича Фомина (1919-1996). Условно в эту же «историческую» группу могут быть включены виды московского Кремля: «Кремль» Владимира Николаевича Пчёлина (1869-1941) и «Вид на Кремль и Москву-реку» (1938) Бориса Федоровича Рыбчен-кова (1899-1994).
Для многих крымских музеев эвакуация 1941 г. стала важной вехой в судьбе коллекций. Для СКГ она явилась отправной точкой для создания послевоенного собрания. После возвращения из эвакуации в 1944 г. указанные произведения искусства заняли достойное место в фондах галереи. В настоящее время многие из них включены в постоянную экспозицию музея и продолжают привлекать исследователей. Изучение бытования отдельных предметов проливает свет на судьбы крымских коллекций в период оккупации Крыма. Среди публикаций последних лет отметим статью С. Н. Пушкарева, посвященную академическому этюду натурщицы И. Е. Репина: он входил в довоенное собрание СКГ, числился в списках предметов, вывезенных немцами из Крыма в период оккупации, в 1947 г. поступил в Третьяковскую галерею и после реставрации был возвращен в СКГ в 1953 г.19 Осенью 2022 г. в Симферопольском художественном музее будет проведена юбилейная выставка «Крымская коллекция: 85 лет Симферопольскому художественному музею», на которой планируется представить предметы из довоенного собрания. Этот проект станет итогом многолетней научно-исследовательской работы музея и позволит привлечь внимание общественности к проблеме сохранения объектов культуры.
Литература
Андреева Л. Ю. 2011. Я. П. Бирзгал — ученик, друг и соратник Н. С. Самокиша. Тавртсьт студи 1: 57-63.
Барсамов Н. С. 1971. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь: Крым. Бащенко Р. Д. 1984. К. Ф. Богаевский: монография. Москва: Изобразительное искусство. История Симферопольского художественного музея: документы. Архив Симферопольского художественного музея. Т. 6.
Кугушева А. Ю. 2020. Судьба Симферопольской картинной галереи в годы Великой Отечественной войны. Крымский музейный фронт в годы Великой Отечественной войны. Симферополь: Антиква: 248-259.
Пушкарев С. Н. 2019. Непростая история одного шедевра Симферопольского художественного музея: И. Е. Репин «Натурщица». К 175-летию со дня рождения И. Е. Репина. XXIV Крымские искусствоведческие чтения: материалы республиканской научно-практической конференции. Симферополь: ИТ АРИАЛ: 169-179. Савинов А. Н. 1968. Каталог: Николай Степанович Барсамов. Симферополь: Крым. Федотова Г. И., Грищенко Н. Ф. 1996. История коллекции. Крымский музей. Симферополь: Таврия: 162-172.
Филатова М. 2020. Петр Котов: шаг в сторону. Елена Коровай и другие. Бухарские евреи в русской культуре. Москва: Фонд Марджани: 96-107.
Статья поступила в редакцию 12 декабря 2021 г.; рекомендована к печати 25 марта 2022 г.
Контактная информация:
Кугушева Александра Юрьевна — канд. культурологии; [email protected]
19 Пушкарев, 2019.
Saved art: Simferopol Art Gallery in evacuation (1941-1944)
A. Yu. Kugusheva Simferopol Art Museum,
35, Dolgorukovskaya ul., Simferopol, 295000, Russian Federation
For citation: Kugusheva A. Yu. 2022. Saved art: Simferopol Art Gallery in evacuation (1941-1944). The Issues of Museology 13 (1): 57-64. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.104 (In Russian)
The article is devoted to the evacuation of Crimean museum collections in October, 1941. The fate of the lost pre-war collection of the Simferopol Art Gallery, which did not have time to leave the Crimea and was destroyed by fire in Kerch port, is well known. At the same time, a temporary exhibition made up of the works of the Simferopol Gallery was evacuated from Feodosiya Art Gallery along with the masterpieces of the great marine painter Ivan Aivazovsky. Prominent museum figures Nikolay S. Barsamov and Jan P. Birzgal managed to send the exhibits to Novorossiysk, then to Krasnodar. Contrary to the plans of the Committee for the Arts to take these exhibits to Stalingrad, both Crimean galleries were sent to Yerevan. At the end of 1941, Birzgal compiled a list of 50 salvaged exhibits of the Simferopol Art Gallery. Soviet art of the 1920s-1930s is represented by the works of Igor E. Grabar, Mitrofan B. Grekov, Vladimir A. Eyfert, Peter P. Konchalovsky. The Russian landscape is represented by Vasiliy V. Baksheev, Pavel A. Radimov, Vasiliy V. Rozhdestvensky. From creative trips to Central Asia, Altai and Pamir, new works are brought by Peter I. Kotov and Peter N. Staronosov, Nikolay G. Kotov, Peter D. Pokarzhevsky, Sergei I. Pichugin. The work of Barsamov, the author of the portrait of the artist Bogaevsky (1940), is connected with Crimea. Among the rescued works are the works of Konstantin F. Bogaevsky himself, several of his industrial landscapes, and sketches for the panel Crimea (1921); Bakhchisarai landscapes by Alexander V. Kuprin, Sudak view by Alexander F. Gaush. In the postwar period, the museum workers established the affiliation of works by Ilya E. Repin, Joseph I. Oleshkevich, and Henri-Francois Riesener to the pre-war collection.
Keywords: Simferopol Art Gallery, evacuation of museum valuables, Jan P. Birzgal, Nikolay S. Barsamov, State Museum of Fine Arts (Yerevan).
References
Andreeva L. Y. 2011. Jan P. Birzgal — student, friend and associate of Nikolay S. Samokish. Tavriis'ki studii 1: 57-63. (In Russian)
Barsamov N. S. 1971. 45 years in the Aivazovsky Gallery. Simferopol: Krym Publ. (In Russian) Bashchenko R. D. 1984. K. F. Bogaevsky: monograph. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo Publ. (In Russian) Fedotova G. I., Grishchenko N. F. 1996. History of the collection. Krymskii muzei. Simferopol: Tavriia Publ.: 162-172. (In Russian)
Filatova M. 2020. Peter Kotov: step aside. 2020. Elena Korovai i drugie. Bukharskie evrei v Rossiiskoi kul'ture.
Moscow: Fond Mardzhani Publ.: 96-107. (In Russian) The history of the Simferopol Art Museum: documents. Archive of the Simferopol Art Museum. T. 6. (In Russian) Kugusheva A. Y. 2020. The fate of the Simferopol Art Gallery during the Great Patriotic War. Krymskii
muzeinyi front vgody Velikoi Otechestvennoi voiny. Simferopol: Antikva Publ.: 248-259. (In Russian) Pushkaryov S. N. 2019. The difficult history of one masterpiece of the Simferopol Art Museum: I. E. Re-pin "The Model". To the 175th anniversary of the birth of I. E. Repin. XXIV Krymskie iskusstvoved-cheskie chteniia: materialy respublikanskoi. nauchno-prakticheskoi konferentsii. Simferopol: 169-179. (In Russian)
Savinov A. N. 1968. Catalog: Nikolay Stepanovich Barsamov. Simferopol: Krym Publ. (In Russian)
Received: December 12, 2021 Accepted: March 25, 2022
Author's information:
Alexandra Yu. Kugusheva — PhD in Culturology; [email protected]