2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)
УДК 021
С. Фрэнсис
СПАСАЯ МИР: РОЛЬ БИБЛИОТЕК И БИБЛИОТЕКАРЕЙ В СОХРАНЕНИИ И ПРОПАГАНДЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В статье отмечается, что понятие «культурное наследие» охватывает разнообразные объекты, включая печатные материалы. Возникнув еще до изобретения бумаги и книгопечатания, библиотеки выполняли роль хранителей письменных свидетельств прошлого и способствовали тому, чтобы работать на будущее, используя их фонды. Основополагающими принципами библиотечной деятельности стали пять законов библиотечной науки. Библиотеки должны быть хорошо организованными и гостеприимными учреждениями. Библиотекари должны обладать целым рядом способностей с тем, чтобы библиотеки, которые они создают и которыми управляют, были полезными и пригодными как для читателей, так и для тех, кто ими еще не стал. Ключевые слова: культурное наследие, сохранение, распространение знаний о культурном наследии, библиотеки, библиотекари.
ВВЕДЕНИЕ
Культура во всех своих формах подвергается значительным вызовам и угрозам со стороны различного рода давлений. От того, как библиотеки и библиотекари отвечают на эти воздействия, будет зависеть, сохранится ли культура прошлого и будет ли она полезной в будущем.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Будучи достоянием прошлых поколений, культурное наследие поддерживается, разделяется современным обществом и сохраняется для будущих поколений. Культурное наследие помогает нам понять, как развивалось общество, и вносит свой вклад в формирование нашего будущего. Культурное наследие, значимое для одного поколения, может быть недооценено следующим и далее - вновь оценено последующими поколениями. Именно по этой причине необходимо сохранять его для того, чтобы для людей будущего оно снова могло обрести свою значимость.
Культурное наследие существует в двух основных видах: оно может быть нематериальным - это символы и верования, унаследованные и передаваемые из поколения в поколение в народной памяти и традиции; оно может быть материальным - физические объекты, которые имеют важное значение для человеческой истории и которые помогают подтверждать сохранившееся в человеческой памяти. Физические объекты всегда находятся под угрозой повреждения или уничтожения - будь то из-за различного рода злоупотреблений со стороны туристов или в результате войны и стихийных бедствий. Мировое сообщество через Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняло ряд международных конвенций с целью сохранения объектов культурного наследия в периоды угрожающей им опасности.
Физические объекты материального культурного наследия включают книги и все виды письменных источников, хранящиеся в библиотеках и архивах. Конвенции ЮНЕСКО охватывают не только книги и архивные документы, но и здания, в которых те хранятся, такие как крупные библиотеки и архивные хранилища.
Хотя цифровые технологии позволяют зафиксировать внешний вид физических объектов, что является достаточным для многих целей, только сами оригинальные объекты дают нам возможность по-настоящему прикоснуться к прошлому.
Конечно, библиотеки и архивы, содержащие ли подлинные документы или их цифровые копии, могут создаваться и поддерживаться только библиотекарями или архивистами.
СОХРАНЕНИЕ
Библиотеки
Библиотеки существовали на протяжении всей истории, даже в период, предшествовавший изобретению бумаги и печати, как показывают коллекции глиняных табличек, найденные археологами в различных местах, и знаменитые Свитки Мертвого моря, обнаруженные в пещерах в Израиле. Ранние образцы бумаги и печати, дошедшие до наших дней, сохранились в библиотеках Китая. В более поздние времена религиозные учреждения, образовательные, научные и правительственные центры приходят к осознанию необходимости такого направления своей работы, как создание материалов для библиотеки.
Народы признают важность собирания в одном месте письменных и печатных документов, свидетельствующих об их истории и деятельности. Именно по этой причине создаются и поддерживаются национальные архивы и библиотеки. Без библиотечных фондов религии не могли бы утвердиться и быть предметом обсуждений. Каждая религия имеет основной текст или несколько текстов, которые содержат основные положения и учение веры. Правительства понимают невозможность работать без доступа к собраниям законов и правил. Различные сферы области образования и научных исследований в целях информирования обучающихся, а также поощрения производства новых знаний основываются на использовании фондов, отражающих апробированное знание.
Цифровые хранилища, создающиеся ныне во многих университетах, часто университетскими библиотеками, просто усваивают современные средства сбора и сохранения научных знаний, созданных сотрудниками университета.
Коллекции материалов, хранящихся в библиотеках, позволяют нам «чтить прошлое и создавать будущее». Индийский философ и библиотековед Ш.Р. Ранганатан в опубликованной в 1931 г. работе сформулировал следующие пять законов библиотечной науки:
1-й закон: Книги предназначены для пользования ими.
2-й закон: Каждому читателю - его книгу.
3-й закон: Каждой книге - её читателя.
4-й закон: Берегите время читателя.
5-й закон: Библиотека является растущим организмом [1].
Различие между библиотечными фондами и простыми хранилищами материалов заключается в том, что библиотечные фонды формируются и поддерживаются для определенной цели. Если не имеется четкой цели, в соответствии с которой производится включение или исключение материалов и способов, с помощью которых они приводятся в порядок и каталогизируются, эти материалы нельзя назвать книжным фондом или библиотекой. Характерной чертой библиотеки является то, что материалы, которые она содержит, расположены таким образом, чтобы они были пригодны и удобны для использования читателем.
Библиотеки и их фонды не возникают случайно, они создаются и организуются, и эти задачи выполняют специалисты - библиотекари.
Библиотекари
Работа библиотекарей требует значительно больших умений, нежели просто заполнение документами книгохранилища. В предыдущих разделах дано некоторое представление о широком спектре деятельности библиотекарей. Прежде чем библиотека может быть создана, необходимо иметь четкое понимание ее целей и той роли, которую она собирается играть в рамках организации, которой принадлежит. Необходимо также понимать информационные и литературные потребности пользователей и - давайте не будем забывать - потребности тех, кто пока ими не является, - людей, которые не бывают в библиотеке, но которым могли бы быть полезны материалы, которыми она располагает. Это потребует от библиотекарей обладания некоторыми знаниями по социологии и методам социологических исследований.
Организация и размещение зачастую крупных книжных фондов требует понимания того, как использовать пространство зданий. В силу того, что библиотека обычно растет в размерах, библиотекарям необходимо также знать структуру самого здания и факторы, которые могут ограничивать процесс расширения библиотеки или изменений в расстановке фонда - книги являются тяжелыми!
Для того чтобы фонды библиотеки использовались соответствующим образом, они должны быть размещены и внесены в список таким образом, чтобы это могло помочь пользователям найти экземпляры, которые им нужны, а также привлечь их внимание к тем изданиям, которые не были использованы или находились вне их интереса в силу того, что читатели о них ранее просто не знали. Каталогизация и классификации - традиционные задачи библиотекаря. Однако традиционные навыки должны быть адаптированы с учетом изменений, которые имеются в области средств, применяемых пользователями в поиске материалов, а также изменений и возможностей, которые может дать технология.
Пользователи, привыкшие искать информацию, обращаясь к “Google” в своем компьютере в любое время дня или ночи, не будут удовлетворены карточным каталогом в библиотеке, к которому можно обратиться только лично и только придя в библиотеку тогда, когда она открыта. Такие пользователи не будут удовлетворены и каталогом, обратиться к которому можно только зная имя автора и точное название разыскиваемого издания.
В силу того, что информационные технологии предлагают библиотекам столь значительные благоприятные возможности для улучшения услуг, пре-
доставляемых ими своим пользователям, очень важно, чтобы библиотекари понимали, что же является возможным.
Во все времена жизненно необходимо для библиотекарей помнить о том, что потребности пользователей являются приоритетными, и организовывать обустройство и обслуживание в библиотеке с помощью тех средств, которые отвечают запросам пользователя. Не следует забывать, что четвертый закон библиотечной науки гласит: «Берегите время читателя». РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Библиотеки
Библиотеки и их коллекции существуют для того, чтобы ими пользовались. Вид использования различается в зависимости от целей библиотеки. Такая библиотека, как национальная библиотека, которая имеет своей целью сохранение литературного наследия и культуры народа или региона, может вместе с тем популяризировать свои фонды. Современные информационные технологии делают возможным для большей части читателей доступ к виртуальным копиям изданий из такого книжного фонда. Британская национальная библиотека и Национальный архив имеют своей целью сохранение литературного и архивного наследия, но и то и другое учреждение побуждают использовать свои фонды, для чего оцифровывают огромное множество часто спрашиваемых материалов и через веб-серверы делают их доступными, зачастую и для тех, кто живет далеко от Лондона.
Библиотеки вынуждены конкурировать со многими другими информационными и развлекательными организациями в поиске потенциальных пользователей. Библиотеки больше не могут пассивно ожидать, когда придут их читатели; им следует быть активными в деле привлечения читателей. Один из простейших способов убеждения властей, ответственных за финансирование, - предавать огласке цифры читательского спроса. Печальным фактом сложившейся экономической ситуации является то, что финансирование не предоставляется тем библиотекам, которые не посещаются читателями. Библиотеки, которые не используются, могут быть закрыты, а финансирование передано другим организациям.
Для того чтобы библиотека была привлекательна для читателей, важно учитывать ее местоположение и часы работы. Университетская библиотека, спрятавшаяся в удаленном уголке кампуса, будет плохо посещаемой. Публичная библиотека, закрытая в часы, когда работающие родители могут ее посетить, возможно и с детьми, будет забыта. Студенты любят заниматься поздно вечером, особенно, в период сдачи экзаменов; общим для университетских библиотек ответом на это является их работа 24 часа в сутки все 7 дней недели. Оборудование, предназначенное для самообслуживания читателей при ксерокопировании, получении и возврате книг, становится весьма распространенным в библиотеках; оно сокращает потребность в большом числе постоянно работающих сотрудников библиотеки, хотя и не исключает полностью такую потребность.
В библиотеке есть много того, что может повлиять на ее посещаемость. Создана ли здесь уютная атмосфера и легко ли понять, где можно найти различные услуги и удобства? Некоторые пользователи хотят провести здесь лишь короткое время, а другие будут тратить на работу в библиотеке часы.
Есть ли здесь удобные места для работы и для отдыха? Многие студенты предпочитают работать в малых группах, и пока не будет соответствующей учебной комнаты с большими столами, шум будет мешать другим читателям, работающим индивидуально.
Многие читатели библиотеки приносят с собой свои электронные устройства (персональные компьютеры, мобильные телефоны) в надежде использовать их с наименьшими ограничениями. Это означает, что библиотека должна установить розетки на рабочих столах. Некоторые библиотеки располагают персональными компьютерами, которые можно брать напрокат, освобождая пользователей от необходимости приносить такое оборудование с собой. Услуги Wi-Fi во всем здании обеспечивают маневренность и уменьшают потребность в проведении кабелей и установке розеток.
Компьютеризированные каталоги уже не являются чем-то новым, и их совсем не сложно сделать доступными на веб-сайте библиотеки, чтобы пользователи могли узнавать, имеется ли то или иное издание в книжном фонде. Если библиотека находит возможным выдавать книги, то не труднее соединить систему выдачи литературы с веб-сайтом и позволить пользователям резервировать документы и обновлять записи в режиме on-line. Если эти услуги могут быть доступными on-line, почему бы это не осуществлять посредством текстовых сообщений и социальных сетей?
Успешной библиотекой является та, которая использует все виды современных технологий для распространения информации о своих фондах, сотрудники которой обладают специализированными знаниями.
Библиотекари
Сотрудники библиотек, называются ли они библиотекарями или специалистами в сфере знаний, для того чтобы выполнять свои обязанности, должны иметь навыки. Эти навыки являются гораздо более широкими, нежели просто традиционные узкопрофессиональные навыки каталогизации и классификации. Помимо этих навыков, сотрудники библиотеки должны иметь хорошее общее образование, чтобы соответствовать всем типам пользователей и понимать их потребности. Не менее важными являются положительные «человеческие качества» - способность к доверительному взаимодействию и свободному общению.
Деятельность библиотек в сфере поощрения использования их фондов означает, что библиотекарям следует стремиться к использованию методов маркетинга и отношений с общественностью с целью популяризации предоставляемых услуг.
Библиотеки постоянно изменяются и обновляются в ответ на появление новых способов получения информации и новых способов доступа к ней. Эти изменения требуют от библиотекарей самим меняться и развиваться и не бояться внесения изменений в свою деятельность и профессиональную подготовку вслед за изменением потребностей читателей. Информационные технологии делают изменения как возможными, так и необходимыми. Библиотекари должны хорошо понимать суть информационных технологий и то, каким образом заставить их служить достижению целей библиотеки.
Библиотеки являются сложными организациями со многими тысячами единиц хранения, которые должны быть надлежащим образом размещены и
сохранены. Это требует от библиотекарей осведомленности в области методик управления и администрирования. Однако библиотекари должны всегда осознавать различия между организациями, предназначенными для создания прибыли, и библиотеками, имеющими своей целью сохранение и распространение культурного наследия.
Заключение
В качестве вывода из всего сказанного можно отметить, что библиотеки и библиотекари играют жизненно важную роль в сохранении культурного наследия. Вызовы современного мира делают работу библиотекарей еще более значимой в силу того, что они являются хранителями прошлого и содействуют формированию будущего.
Библиотекари могут быть спасителями мира!
Литература
1. Ranganathan S.R. The Five Laws of Library Science. Madras: Madras Library Association; London: Edward Goldston, 1931. 458 p., illus.
Перевод О.А. Жеравиной