Sparte и Ressort в немецком жанроведении
Александр Пастухов
В статье рассматриваются проблемы жанрообразования в сфере практической журналистики в немецкоязычном медийном пространстве. Динамическое развитие новых медиажанров представляет собой активный и общественно значимый процесс, связанный с изменением редакционной политики и возникновением новых композиционно-речевых форм, укрупненных групп жанров, рубрик, форматов и т.п. Явления, описываемые в статье, отражают не только практическую деятельность отделов редакции (в связи с чем возникает необходимость внесения терминологической ясности в отношении понятий Sparte и Ressort), но и мощную динамику технологий массового информирования, свидетельствующую о мультимодусности авторских интенций в современной медийной коммуникации. Ключевые слова: медиажанры, медийные изменения, рубрика, медийный формат, жанровая динамика.
© Пастухов Александр Гавриилович
кандидат филологических наук, доцент,
зав. кафедрой иностранных языков
Орловского государственного института культуры
(г. Орел, Россия),
Введение
В течение долгого времени сравнительные медиаисследования не приводили ни к чему, кроме признания в медийной коммуникации достаточно низкой заинтересованности в рефлексии ее деятельности. Подобные противоречия долгое время оставались незамеченными, хотя в глобализирующемся мире разработки в области медиа имеют большое значение, т.к. позволяют понять важнейшие алгоритмы действия субъектов медиа. Доступ к информации буквально из любого уголка мира представляет собой непосредственную возможность контакта с представителями других культур, знакомства с их медиапродукцией. Общее и частное знание переводится различными средствами медиа на язык нашего информационного опыта, давая представление о политически и культурно фрагментиро-ванном мире, который, разумеется, имеет свои общие черты (Kleinsteuber, 2004: 64).
Именно общее, а также отличительное лежит в основе изучения медиатекстов как объекта исследования. Здесь предметная область массмедиа обязательно перекрещивается со сферой (речевого) текстового производства. В этом пересечении научные дисциплины производят «свои»слепки отражения различных сфер
деятельности. С лингвистической точки зрения, нелингвистические дисциплины, такие как социология, политология, экономика, право, психология и т.п., которые также имеют «свои» проекции в тексте, активно модифицируются в новом разделе лингвистики - медиалингвистике, которая концентрирует внимание на языке и формально выраженных языковых средствах.
Другие дисциплины (медиасоциоло-гия, медиаэкономика, медиапсихология, медиакоммуникации и т.п.) также, в свою очередь, опосредуют распространенность и мотивированность коммуникативных форм, которые становятся все более важными - прежде всего, в плане их успешности. В этом процессе на первый план выходят медиасхемы, регулирующие в средствах массовой информации способы производства, а также схемы, которые определяют действия журналистов, структурируют формы и жанры медиасообще-ний в соответствующих организационных структурах. В зависимости от технических условий, среды и формы представления возможно получить многочисленные примеры реализации разноплановых социальных практик.
Переход от абстрактного значения жанра к его медийным реализациям и наоборот следует воспринимать в наше время как необходимое условие описания общей культуры, которую нельзя сводить к некому дуализму или антагонизму. Любое из противопоставлений следует воспринимать эвристически, превращая дуализм в триализм. Иными словами, конструкциям медийной культуры необходимо придать новый вектор. Только в этом случае можно говорить о более или менее полной рефлексии жанровых (композиционно-речевых) форм, которые в сочетании с практическими способами представления содержат (обще)«культурные комментарии», обсуждение, критику, анализ, резюмирование, апеллирование и т.п. Более то-
го, они активно документируют действительность, изображают, преувеличивают или принижают то, что, в конечном счете, изменяет ее методы и практики. Благодаря такому беспрецедентному вмешательству, медийные жанры способны достичь большего, нежели выделение одного жанра из одной «большой бочки» информации.
Медиажанры
Как было сказано, жанры (нем. Gattungen, Textsorten, Genres), как композиционные формы и техники (journalistische Darstellungstechniken) представляют собой способ журналистской рефлексии события, встроенного в типичные условия того или иного вида коммуникации. В противном случае они перестают выполнять регулирующую функцию, в связи с чем формы презентации постоянно изменяются и зависят не только от моды и медийныхтрендов, но и от условий конкурентоспособной и коммерциализированной медиасисте-мы. Параллельно с этим новые жанры создаются и все чаще оказываются гибридными формами, находящимися в зазоре «между информацией / информационно-развлекательными, развлекательными и/или фикциональными жанрами (Gerhards, Klingler, 2011: 53).
В традиционной журналистской практике немецкоязычного, равно как и отечественного медиапространства, а также повседневной деятельности редакций функционируют отделы - ведущие творческие подразделения редакционного коллектива. В них авторы создают тексты, которые тут же редактируются. В отделах разрабатывается план, направленный на поддержание связей с читателями (Гуревич, 2004). По этой же причине организация работы отдела в целом зависит от его величины, состава, типа, которые определяются учредителем, владельцем или главным редактором издания. Редактор немецкоязычной газеты принимает на
себя весь круг полномочий, связанных с будущей публикацией, анализом ситуации, подготовкой текста, редактированием и созданием макета (Meier, 2013: 162-163). В отделе крупного издания обычно работают несколько сотрудников: руководитель и корреспонденты, которые являются специалистами в своей отрасли (политике, экономике, культуре и т.п.) и определяют профиль отдела.
В зависимости от направления деятельности и величины отдела организуется его работа. В небольшом отделе его работникам приходится обеспечивать тематическую широту. Тематический спектр формируется под влиянием множества факторов. Так, например, содержание публикации в отделе культуры может содержать бесконечное множество материалов на культурные темы. Но из-за ограниченной площади журналисты и редакторы делают выбор в пользу тем, которые объективно выступают легитимными конкурентами по отношению к содержательному репертуару отделов политики, экономики, спорта и т.д., в определенной степени также отражающих культурную специфику пространства, в котором издается газета, с ее коннотациями и оценками (Speck, 2016: 68-69).
Превратив политику в медиапроцесс и простимулировав соответствующие трансформации в процессе социальных коммуникаций, медиа целенаправленно деформируют систему представительства гражданских интересов и влияют на изменения внутри тематического контента(Пастухов, 2014: 102). По этой причине в любом крупном отделе существует т.н. предметное разделение труда (Spartenorganisation). Это разделение ведет к тематической специализации в освещении представляемого круга вопросов и проблем; при этом журналисту предоставляются большие возможности для освещения какой-либо стороны жизни (Гуревич, 2004).
По существу, отделы облигаторно подтверждают свой функциональный характер (Funktionalorganisation). Все они, независимо от специальных задач, выполняют и общередакционные обязанности: занимаются поиском информации, ведут работу с авторами, обрабатывают входящую корреспонденцию и т.п. Но каждый из них выполняет только ему присущую функцию, определяя редакционную специфику. Отделы разделяются по типам -отраслевому, жанровому, функциональному, региональному и т.п. В последние годы отраслевые отделы все больше стали вытесняться проблемными отделами - экономическими, социальными, правовыми, занятыми освещением комплекса вопросов, возникающих в определенной сфере жизни общества, что является весьма эффективным инструментом конструирования общественного сознания и моделирования политической конъюнктуры.
Таким образом, каждый отдел имеет полномочия, связанные с оперативным обеспечением информацией, с изданием материалов, с подготовкой иллюстраций, обработкой редакционной почты, деятельностью корреспондентской сети и т.п. Кроме того, в крупных изданиях могут создаваться отделы внутренней информации, иллюстраций, писем, корреспондентской сети, что сближает их с жанровыми отделами, в которых работники заняты подготовкой материалов в определенном жанре или группе жанров. (сравн.: отдел фельетонов, публицистики и др. (Meier, 2002))..
Рассмотрим некоторые экзистенциальные вопросы деятельности органов печати в Германии применительно к деятельности редакций газет и их отделов. Творческая направленность немецких редакционных коллективов, их профиль определяются термином Sparte: Немецко-русский электронный словарь (translate.google.de) дает следующий перевод: 1) отдел: Abteilung, Sektion, Teil, Referat, Arbeitsstelle и т.д.,
2) отрасль: Branche, Zweig, Fach, Gebiet и т.д.,
3) подразделение: Einteilung, Unterteilung, Abteilung, Einheit, Formation и т.д. Немецкие отраслевые словари по теории медиа и массовым коммуникациям дают более развернутое, отраслевое толкование понятия Sparte: «отдел, предмет, область 1) [радио, ТВ] ^ отдел, 2) синоним ^ рессорт, 3) [в газете] ^ столбец или рубрика, в которых отражены темы какой-либо предметной области, напр., экономики» (здесь и далее перевод с немецкого наш. - А.П.)1. Атакже:«ориентированный на конкретную тему и зарезервированный для определенного контента раздел медиа. В издательском деле, напр., раздел газеты (политика, бизнес, культура, спорт, местные и т.д.). На телевидении специальный (целевой) канал (детский канал, Евроспорт, телемагазин). Тематическое ограничение раздела связано с ориентацией на конкретные целевые группы, что исходно обеспечивает нацеленность журналиста на представление сообщения для конкретного раздела (рубрики)»2.
Все еще малоосвещенным остается вопрос о деятельности т.н. профильных (отраслевых) редакций (каналов), пишущих на темы функциональной направленности (новости, спорт, медиа, туризм, музыка). Такое подразделение характерно, прежде всего, для электронных медиа (телевидения и радио), отчего последние уже получили специфическое наименование Spartenkanäle (Spartenprogramme): «цикловые, рубриковые каналы (РК) (цикловые, рубриковые программы (РП) - обозначение вещателей, ограничивающих медийные предложения единой темой, напр., спорт, новости, музыка (ср.: рубриковые программы). В практике государственного лицензирования используется классификация каналов (программ) вещания по типу цикловых, рубриковых или полноценных (полноформатных). Между этими двумя типами до сих пор нет четкого
разграничения: в регулировании радио-и телевещания отраслевые (рубриковые) программы определяются как программы с определенно "похожим содержанием". ^ РК и РП представляют собой возможность дифференцированного охвата целевых групп и привлечения максимального количества зрителей в условиях перенасыщенного телевизионного рынка. Не ясно, однако, можно ли считать РК и РП универсальными медийными продуктами в системе общественно-государственного вещания»3. Как пишет А. Влашич, подобная дифференциация позволяет понять, является ли программа узкопрофильной или она имеет общую (смешанную) аудиторию.
Цикловые программы (Spartenprogramme) последовательно решают задачу достижения какой-либо коммуникативной задачи или охвата целевой группы. Таким образом, в социодемографическом плане они соответствуют определенной, но в то же время «настраиваемой» аудитории, численность которой должна составлять, по существующим оценкам, не менее 10 000 читателей (слушателей) (Faulstich, 2004: 288).
С понятием отдела корреспондируется понятие «рубрика»; «рубрика - [издат., книжн.] место, расположение в газете или журнале, имеющее единый макет в соответствии с определенной тематической категорией, напр.: политика, экономика, культура, местные новости, спорт) и характеризующееся закрепленным за ней заголовком и фиксированной структурой»4.
Как видим, в большинстве случаев именно в отделах, согласно продукто-ориентированной организационной схеме, обеспечивается тематическое разнообразие материалов. Недостаточно выясненным пока остается такое понятие, как Ressort, являющееся исключительно немецкой медийной реалией («ReccopT (фр.) - 1) экономическая, служебная, производственная или иная компетенция, об-
ласть задач. Классическими немецкими газетными рессортами (отделами) являются: политика, экономика, культура, спорт, регион. В ряде случаев выделяются также: кино, компьютер, молодежь и др.5 2) Редакционный отдел в электронном или печатном издании, напр., отдел культуры, спорта или бизнеса»6. В общем смысле, рессорт - тематическое подразделение газеты, журнала, радио- или телеканала. В сферу компетенции рессорта входит одно из соответствующих направлений: политика, экономика, спорт, регионы и т.д. В журналах общего назначения, например, сюда может быть добавлен отдел фотоиллюстраций или документации. Важно различать особенности редакционной структуры в печатных и электронных медиа, которые также имеют свою специфику. Рессортами руководят заведующие отделами, которые обеспечивают журналистское разделение труда и несут персональную ответственность за подбор тем и их изложение.
Классическими рессортами большинства общегерманских и региональных печатных изданий можно считать политику (Politik), экономику (Wirtschaft), местные новости (Lokales), культуру (Kultur), спорт (Sport), хронику (Chronik), разное (Vermischtes). Существует и ряд других, более частных, но от этого не менее значимых рессор-тов: медиа (Medien), наука (Wissenschaft), окружающая среда (Umwelt), право (Recht) и др. Что касается новых медиасфер, как-то: мультимедиа, компьютер, путешествия, наука, исследования, техника и т.д., то их рецепция осуществляется в виде специальных приложений или спецвыпусков (Holsanova, Nord, 2010: 83-85).
Г. Пюрер отмечает, что сложившееся в немецкоязычной прессе разделение на рессорты характерно не только для газет, но и для большинства глянцевых журналов. В научных журналах рессорты отсутствуют; здесь принято следовать своей
корпоративной содержательной логике (Pürer 2003: 186-187).
Внутри рессортов ежедневных газет, редакторы традиционно принимают на себя задачи, связанные с распределением полномочий, написанием и редактированием сообщений, координацией работы сотрудников, выбором и обработкой текстового материала, дозированием визуальной информации (графика и фото), а также с поиском оптимального лэйаута и макета издания. В иллюстрированных журналах в рамках рессорта особое внимание уделяется обработке и подаче графической информации, которое выводится, как правило, в единой стилистике и связано со структурой целевых (профильных) аудиторий. С точки зрения экономики и планирования собственно организационная структура отдела подчинена высшему менеджменту, но позиционируется не выше уровня (или на уровне) руководства рекламного отдела или отдела сбыта. Все рессорты входят в общую редакционную структуру издания и подчинены редакционному совету (коллегии)7.
Однако не все рессорты оказываются в одинаковом положении. Исследователи журналистики отмечают, что рессорт местные новости (Lokalressort) очень часто испытывает трудности в плане качества текста. В ряде случаев это объясняется недостаточным уровнем квалификации журналистов, пишущих на местные темы. С этой целью редакторы и авторы прибегают к приемам расследовательской журналистики, а также к другим способам привлечения внимания читателей (Pöttker, Vehmeier (Hrsg.), 2013).
В связи с тенденцией снижения роли организационных структур медиа, их отделов и редакций часто можно слышать мнение о том, что отказ от классической журналистики происходит без лишних слов, негласно проходит сокращение персонала или денежных потоков. По этой причине
многие «толстые» газеты уже сократили разделы «культура», «искусство», «кино». Подобные процессы в медийном секторе последних лет демонстрируют в прямой пропорции снижение собственной идентичности газеты. При этом постоянно приходится поддерживать уровень профессиональных предпочтений редакторов и журналистов, фиксировать основные ожидания читателей.
Деятельность отдела культуры газеты (Kulturressort), его положение в структуре номера определяются диспозицией, которая не всегда позволяет различить работу культурного и «не-культурного» отделов. В редакционной практике освещение узкого понятия из сферы культуры, литературы и искусства, равно как и общих, духовных либо гуманитарных вопросов вполне может укладываться в не слишком строгое терминологическое образование - часть газеты (Zeitungsteil). Именно в ней сосредоточены многочисленные подтверждения как первичного, так и секундарного культурного содержания.
Распространенным примером может служить отдел Feuilleton (фельетон). Сегодня этот отдел является главным «местом сосредоточения» информации о культуре в Германии. Фельетон (от фр. Feuilleton -нем. Blättchen) - это отдел в газете, литературный или журналистский жанр, который с середины XIX в. традиционно является «культурной» частью (= отдел культуры) общегерманских «толстых» газет.
Фельетон по праву входит в число пяти классических рессортов - политика, экономика, местные новости, культура, спорт (Reus, 1995). Читатели газет весьма заинтересованы в информировании о событиях из разных областей жизни. Если газета не пишет о культурных новостях или занимает слабо выраженную общественную позицию, не размещает на своих полосах критику или комментарии событий, то ее существование вообще может быть по-
ставлено под сомнение как форума-площадки функционирования демократии на негосударственном уровне.
Фельетон является таким образом, местом взаимодействия целого ряда публицистических и/или литературных жанров. В нем читатели чаще всего обращают внимание на содержание, форму или позицию автора, хотя именно фельетон характеризуется своей особой недефинируемостью. В газете он соседствует с сообщением, эссе, комментарием, критикой и др. Нередко в нем прослеживаются темы политики, экономики и науки8.
Нельзя не отметить связь между расцветом фельетона и экономическими условиями, в которые он «встроен». Во время экономического роста 1990 гг. немецкие газеты существенно расширили свои возможности, а с ними и границы информационного пространства. Позже, когда, например, в 2007 г. экономический кризис захватил финансовую и банковскую сферу, «фельетон» заметно уступил свои позиции и подвергся сильному давлению «новых» медиа, активизирующих в своей структуре гибридные способы представления информации, не в последнюю очередь в угоду ожиданиям и потребностям публики. В современных условиях, когда немецкие печатные медиа поддерживают в целом сложившийся баланс сил, в своих онлайн-приложениях они используют привлекательные оптические и интерактивные формы, получившие в последнее время большое распространение в виде блогов, чатов и т.п. Для крупных печатных изданий типичным становится создание, интернет-редакции, деятельность которой является непреложным условием существования и развития современных медиа.
Медийные изменения -изменения в формате?
Игроки на медиарынке стремятся задействовать самые разнообразные ре-
сурсы для создания профессиональных продуктов. Чтобы влиять и программировать выход готового продукта, необходимо установить высокий стандарт и сформулировать его основные интенции. Этим достигается требуемая «отливка» конкретной темы, а с ней и композиционной формы, которые в совокупности создают фон для медийной интерпретации, поддерживая рекуррентность жанровых форм.
Жесткое «продвижение» тем, внедрение в сознание аудитории идейных посылов, программирование сюжета и т.д. не в последнюю очередь определяют жанровые рамки медиатекста. Все это выражается в активизации медийных схем, анализ которых показывает, что в практической деятельности журналиста медийные схемы существенно влияют на сферу действия акторов. В связи с быстрым развитием медиа, особенно электронных, авторы стремятся приспособиться к постоянно меняющимся медийным условиям, в рамках которых мы имеем возможность наблюдать модернизацию и профессионализацию действий медиа (Пастухов, 2015: 150).
Форматирование медиапространства приводит к тому, что темы проявляются в самых разных контекстах, в т.ч. в освещении текущих событий. Очевидно, что они вполне могут восприниматься как самостоятельный объект исследования.Знание и понимание формата имеют особое значение, т.к. это связано с особыми требованиями к коммуникативному поведению журналиста. Форматирование в медиа приводит к тому, что темы развертываются в самых разных, подчас неожиданных контекстах. Более того, анализ контента наглядно показывает: форматы не только дополняют наши знания о сути их возникновения, но и стимулируют журналиста к их повторению по «образу и подобию». Е.К. Гурова и Н.В. Куницына справедливо пишут, что «конвергенция информационных и ана-
литических жанров - это одновременно пример и результат развития медиафор-матов, удовлетворяющих потребителей информационного медиарынка. Таким образом, выходит, что возможный синтез жанров - это общая тенденция медиа развития, которая обусловливает создание нового коммуникативного пространства (цит. по: Куницына, 2013: 188).
Форматы активно определяют правила и логику сообщения, преобразуют информацию в узнаваемую форму для конкретного носителя (медиа). Отметим, что концепция медиаформата основана на конструктивистском предположении о том, что функции медиа существенно выходят за рамки передачи информации и зависят от ее структурирования в соответствии с временными и пространственными границами. Соответственно, появление медиа или медиажанра уже само по себе определяет рамку для информации, а также во многом артикулируют ее интерпретацию и оценку (Pfetsch, 1998: 650). Новые форматы меняют не только привычную схему работы, но и формы коммуникации, они дают получателям услуг возможность «говорить» с максимально большим количеством таких же потребителей без какого-либо активного посредничества. Нельзя обойти вопрос и о терминологическом определении формата сточки зрения немецкого медийного жанроведения9.
Таким образом, формат в медиа - весьма широкое понятие, оно существенно больше, чем, например, простое структурирование тематических контекстов. При этом вполне понятна и достаточно очевидна мысль о том, что медиатексты начинают испытывать на себе влияние специфических медийных форматов. Здесь, правда, возникает ряд дополнительных вопросов. Как рождается формат, как он реализуется и стандартизируется? Каким образом возникают инновационные форматы: как модификации и амальгамы уже существу-
ющих? В каком отношении находятся новые форматы, по сравнению со старыми? Умирают ли старые форматы, и как новые адаптируют функции своих предшественников? Какие зависимости существуют между изменением формата и медийными изменениями в целом? Существуют ли какие-либо общие принципы и образцы, по которым происходит изменение формата? По количеству поставленных вопросов ясно, что изменение формата не является изолированным вопросом медийного существования и связано с поиском новых измерений и оценкой внешних факторов (Bucher, Gloning, Lehen, 2010: 1о).
В терминологическом плане жанровые и текстотипологические понятия вполне могут стоять в одном ряду. Цель подобного объединения заключается в сохранении стабильности социального порядка, в упорядочивании соответствующих коммуникативных практик. Указанные жанровые единицы, участвующие в отражении коммуникативного действия, служат стратегической ориентации при создании массовых речевых продуктов, в условиях, когда реципиенты находятся в одинаковых исходных позициях и способны структурировать (упорядочивать) массив речевых продуктов. Понимая это и предъявляя к ним соответствующие ожидания, партнеры по обе стороны коммуникативного процесса в принципе неплохо осведомлены, что такое прогноз погоды, рецензия, новость, Tweet или научный доклад. Всеобщее знание в этом случае оказывается решающим обстоятельством в установлении границ коммуникации и определении параметров коммуникативной ситуации, которые возникают как раз на основе осознаваемых всеми ожиданий и реакций.
Медийные форматы и медийные жанры, которые, по мнению Д. МакКвэйла (2005: 370), представляют собой координирующий механизм упорядочения отношений
между производителями и потребителями сообщения, отражают характерные связи в синхронном ансамбле форм массовой коммуникации. Форматы играют в этом основополагающую роль, прежде всего, в процессе идеализации мировоззрения и мироустройства, выступают в качестве медийно опосредованного содержания (Altheide, Snow, 1988). В отношении его и связанной с ним медийной логики (media logic)10, задаются необходимые и при этом научно обоснованные рамки, внутри которых окружающий нас мир рассматривается как особая структура, влияющая не только на стабилизирующую, но и на динамическую сторону развития медиа: с одной стороны, это развитие является предпосылкой социального действия, с другой - оно отражает ее результат, будучи некоей «дуальной структурой» (Dualität von Strukturen) (Giddens, 1995: 77).
Современные медиа, без сомнения, остаются активным посредником и проводником в самом широком смысле слова, когда действие соответствующих практик рекурсивно организуется. По этой причине любые структурные изменения и практику нельзя автоматически сравниватьдруг с другом. Структура и структурирование являются двумя сторонами одной медали. Перенося это на рассмотрение медийного формата, отметим, что обе ипостаси являются и предпосылкой, и результатом медийной коммуникации. Стабильность и динамика, как две комплементарные стороны медийного формата, отражают актуальные рамочные условия, регулятивное действие которых фиксирует основные медийные изменения. Более того, анализ медийных форматов в процессе их изменения - это отличный способ постижения всей медийной истории, это попытка создания медийной (медиальной) историографии, которая пока еще, к сожалению, недостаточно используется как самостоятельный метод.
Заключение
Генеалогическое исследование медийных форматов, в сочетании с изучением практической деятельности журналистских редакций в Германии и в России, представляет собой комплексную задачу - прежде всего, по причине действия собственно медийных изменений.
В первую очередь укажем на рамочные условия, которые следует иметь в виду при изучении медийной динамики. Сюда относятся изменения технологических инструментов, медийный диспо-зитив, способы рецепции и восприятия, модифицирование (взаимо)действия ме-диажанров, отражающие т.н. «медийную вовлеченность», встроенность того или иного медиа в общественные условия. Реализации, а также наиболее распространенные темы (топики) определяют медийное содержание, которое параметризуется характерными семантическими конфигурациями и технологическими ресурсами (Анненкова, 2017; Пастухов, 2014).
Любые медийные изменения зависят также от таких факторов, как моно-факториальные образцы и технологический детерминизм, которые не всегда объясняют сложный и комплексный характер собственной динамики медиа. В этом случае справедливо будет вести речь о многофакторных рамочных условиях (Н1скеШ1ег, 2003), что подтверждает действие амальгамы разнообразных социальных, культурных, экономических или пользовательских аспектов.
Медийные изменения являются результатом многоступенчатого процесса, который реализуется в различных фазах, притом с собственной динамикой. Для начальной фазы имплементации характерны: 1) нарушения установленных пользовательских или коммуникативных привычек, которые обуславливают процессы изменения; 2) выход на авансцену т.н. «старых» процессов, которые были
характерны для предыдущих этапов развития. В их комбинации диффузионная кривая,связанная с течением или возможным прерыванием инноваций, показывает, как эти изменения могут динамизироваться (изменяться) при достижении т.н. критической массы с точки зрения ее инициаторов (Rogers, 1995).
Изменение стратификационной структуры медиа становится весьма заметным на макроуровне, в т.ч. при переносе бумажного медийного формата (Галактика Гуттенберга) в дигитальную интернет-галактику (CasteLLs, 2005: 10). Иным аргументом может служить трансформация журналистики - в частности, ее профессионализация (начиная с XIX в.). Нынешнее состояние на микроуровне (сравн.: формат) подтверждает наличие новых стратификационных структур, в которых предыдущие этапы оказываются вполне независимыми друг от друга, и образуют неразрывное единство.
Показательно, что при установлении роли медийных изменений затрагивается не один вид и не одно средство массовой коммуникации. Действующие кроссмеди-ально, они часто перекрещиваются друг с другом. При использовании конкретных медиажанров такое взаимопереплетение в производстве информации и ее трансляции образует плотную сеть медиазави-симостей, в результате чего возникают обязательные «отклики» на тот или иной жанр. Соответственно, критика журналистов или деятельности редакций при переносе печатного продукта в электронную медиасреду как нельзя лучше отражает суть подобных кроссмедиальных пересечений. Пример с телевидением и прессой, разделение ролей между ними и, собственно, их практическая деятельность, подтверждают мощную силу процессов конвергенции, детерминированных позициями целевых аудиторий. Отметим, что для всех этих процессов характер-
но то, что все они в различной степени испытывают на себе влияние новейших тенденций (бульваризация, визуализация, факторы мультимодальности и др.), которые свидетельствуют о возможной синхронизации форматов в различных медиа (Cooke, 2005).
В заключении отметим, что предпринятое исследование медийных изменений на примере жанров и рессортов немецкой печатной журналистики позволяет сделать следующие предварительные выводы. Фокусирование внимания на изменении медиаформатов ставит в центр изучения их микроструктуры. Во главу угла вполне может быть поставлен анализ процессов изменений в них, в том числе и на уровне начальных стадий. Ядром такого рассмо-
трения будут не обязательно трансформации семиотических конфигураций и находящиеся в нашем распоряжении ресурсы, а скорее их рецепция или медийный диспозитив. Но именно различение жанров дает нам необходимые перспективы и подтверждает мысль о том, что ме-диаформаты есть, прежде всего, ответ на необходимость отражения макрострук-турных изменений, являющихся модификациями микроструктур медийной коммуникации. Данный тезис подтверждает еще раз, что таким образом важнейшими точками приложения исследовательского интереса может служить широкий спектр динамических изменений внутри системы медиажанров, медиаформатов и медийной коммуникации в целом.
Примечания
1 Sparte. In: Kühner, Anja: Das Medien-Lexikon: Fachbegriffe von A-Z aus Print, Radio, TV und Internet. Anja Kühner/Thilo Sturm-Landsberg/Lech: mi, Verlag Moderne Industrie, 2000. S. 206.
2 Sparte. In: Scheurer, Hans / Kim Otto / Jochen Vogel (Hrsg.): Das Medienlexikon: Begriffe. Zusammenhänge. Institutionen. Bonn: Dietz Verlag, 2012. S. 216-217.
3 Spartenkanäle. In: Vlasic, Andreas. Lexikon Kommunikations- und Medienwissenschaft / Günter Bentele, Hans-Bernd Brosius, Otfried Jarren (Hrsg.). 2., überarb. u. erw. Aufl. Wiesbaden: Springer VS, 2013. S. 322.
4 Rubrik. In: Scheurer, Hans / Kim Otto / Jochen Vogel: Das Medienlexikon: Begriffe. Zusammenhänge. Institutionen. Bonn: Dietz Verlag, 2012. S. 193-194.
5 Ressort. In: Kühner, Anja: Das Medien-Lexikon: Fachbegriffe von A-Z aus Print, Radio, TV und Internet. Anja Kühner/Thilo Sturm-Landsberg/Lech: mi, Verlag Moderne Industrie, 2000. S. 206.
6 Rubrik. In: Scheurer, Hans / Kim Otto / Jochen Vogel: Das Medienlexikon: Begriffe. Zusammenhänge. Institutionen. Bonn: Dietz Verlag, 2012. S. 130.
7 Ressort. In: Wolff, Volker /Carla Palm: Ressort // Lexikon Kommunikations- und Medienwissenschaft / Günter Bentele, Hans-Bernd Brosius, Otfried Jarren (Hrsg.). 2., überarb. u. erw. Aufl. Wiesbaden: Springer VS, 2013. S. 300-301.
8 Нельзя не упомянуть и о негативной роли данного рессорта в истории немецкой журналистики. Фельетонизм в разные периоды носил негативную коннотацию, отражая «самонадеянное, легковесное, случайное или искажающее» поведение в отношении читателя. В буржуазных газетах начала прошлого века стали заметны очевидные антисемитские тенденции. В период национал-социализма рес-
сорт выполнял идеологические функции и использовался для продвижения т.н. «культурной политики», направленной на формирование «необходимой» идентичности и «нормального» вкуса.
9 1) Газеты и журналы имеют стандартизованные размеры и объемы публикаций. Введение понятия «формат» учитывает как традицию, так и технические особенности. К наиболее часто используемым форматам относятся т.н. берлинский формат ^ журнальный формат ^ скандинавский формат; 2) [книжн.] книжный формат ^ альбомный формат; 3) [ТВ] тематический раздел в телепередаче или жанр вещания; 4) [радио] — напр.: музыкальный формат. См.: Format. In: Kühner, Anja: Das Medien-Lexikon: Fachbegriffe von A-Z aus Print, Radio, TV und Internet. Anja Kühner/ Thilo Sturm-Landsberg/Lech: mi, Verlag Moderne Industrie, 2000. S. 118.
10 Media logic. In: Mazzoleni, Gianpietro: «Media Logic». Wolfgang Donsbach (Hg.) The International Encyclopedia of Communication. Blackwell, 2008. Режим доступа: http://www.communicationencyclopedia.com/subscriber/
tocnode?id=g9781405131995_chunk_g978140513199518_ss40-1 (дата обращения: 11.04.2018).
Библиография
Анненкова И.В. Система медиатопосов современного медиадискурса России как отражение и трансформация русских культурных архетипов // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2407
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.
Куницына Н.В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Г. Пастухов. Орел: ОГИИК, ООО «Горизонт», 2013. Вып. 11. С. 183-193.
Пастухов А.Г. Темы и социальные топики в медиадискурсе // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. Мат. I Межунар. науч.-практ. конф. БелГУ 1-4 апреля 2014 г. / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, А.Г. Ходеева. Белгород: Константа, 2014. С. 93-106.
Пастухов А.Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий // Ученые записки Орловск. гос. ун-та. 2015. № 5 (68). С. 148-153.
Altheide D., Snow R. (1988) Toward a Theory of Mediation. Communication. Yearbook 11: 194-223.
Bücher H.J., Gloning T., Lehnen K. (2010) Medienformate: Ausdifferenzierung und Konvergenz - zum Zusammenhang von Medienwandel und Formatwandel. In: Neue Medien -neue Formate. Ausdifferenzierung und Konvergenz in der Medienkommunikation. Frankfurt; New York: Campus Verlag, S. 9-38.
Castells M. (2005) Die Internet-Galaxie. Internet, Wirtschaft und Gesellschaft. Wiesbaden.
Cooke L. (2005) A visual convergence of print, television, and the internet: charting 40 years of design change in news presentation. New Media Society 7 (1): 22-46.
Faulstich W. (Hrsg.) (2004) Programm. In: Grundwissen Medien. 5. vollst. überarb. und erw. Aufl. Paderborn: Fink.
Gerhards M., Klingler W. (2011) Sparten- und Formattrends im deutschen Fernsehen. In: Media Perspektiven 1: 36-54.
Giddens A. (1995) Die Konstitution der Gesellschaft. Grundzüge einer Theorie der Strukturierung. Frankfurt a. M.; New York. (Original 1984).
Hickethier K. (2003) Gibt es ein medientechnisches Apriori? In: Behmer M. u.a.(Hg.) Medienentwicklung und gesellschaftlicher Wandel. Beiträge zu einer theoretischen und praktischen Herausforderung. Wiesbaden.
Holsanova J. Nord A. (2010) Multimodal Design: Media Structures, Media Principles and Users' meaning-making in Newspapers and Net Papers. In: Neue Medien - neue Formate. Ausdifferenzierung und Konvergenz in der Medienkommunikation. Frankfurt; New York: Campus Verlag, S. 81-93.
Kleinsteuber H. (2004) Comparing Mass Communication Systems: Media Formats, Media Contents, and Media Processes. In: F. Esser, B. Pfetsch (eds.) Comparing Political Communication: Theories, Cases, and Challenges. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 64-86.
McQuail D. (2005) McQuail's Mass Communication Theory. London.
Meier K. (2002) Ressort,Sparte, Team. Wahrnehmungsstrukturen und Redaktionsorganisation im Zeitungsjournalismus. Konstanz.
Meier K. (2013) Journalistik. Konstanz: UVK-Verlag-Ges.
Pöttker H., Vehmeier A. (Hrsg.) (2013) Das verkannte Ressort. In: Probleme und Perspektiven des Lokaljournalismus. In: Wiesbaden: Springer VS.
Pürer H. (2003) Medieninhalte, Programme, Formate In: Pürer H. (Hrsg.). Publizistik- und Kommunikationswissenschaft: Handbuch. Konstanz: UVK-Verlagsgesellschaft.
Speck S. (2016) Textsorten und Textsortenvarianten im Kulturteil der Tageszeitung «Der Tagesspiegel» und der Wochenzeitung «Die Zeit». Berlin: Weidler Buchverlag.
Pfetsch B. (1998) Formate. In: Sarcinelli J.O., Ulrich U.S. (Hrsg.): Politische Kommunikation in der demokratischen Gesellschaft. Ein Handbuch mit Lexikonteil. Opladen, Wiesbaden.
Reus G. (1995) Ressort: Feuilleton. Kulturjournalismus für Massenmedien. Konstanz: Verlag Olschlager: Universitätsverlag Konstanz.
Rogers E. (1995) Diffusions of Innovations. New York.