Научная статья на тему 'СПАРТАКИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СПАРТАКИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СПАРТАКИАДА / ШКОЛЬНИКИ / ПРОБЛЕМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодовник Е. М.

Спартакиада школьников является комплексным спортивно-массовым мероприятием, и проводится в целях привлечения учащихся общеобразовательных школ к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их физической подготовленности и спортивного мастерства. Основные задачи Спартакиады не только отвлечение школьников от негативных явлений современной жизни и выявление талантливых юных спортсменов, но и достоверная оценка качества работы учителя физической культуры. В данной работе было проведено исследование эффективности проведения Спартакиады среди школьников Прионежского района Республики Карелия за несколько лет.The Schoolchildren's Spartakiad is a complex mass sports event, and is held in order to attract students of secondary schools to regular physical education and sports, to increase their level of physical fitness and sports skills. The main tasks of the Spartakiad are not only distracting schoolchildren from the negative phenomena of modern life and identifying talented young athletes, but also a reliable assessment of the quality of work of a physical culture teacher. In this work, a study of the effectiveness of the Spartakiad among schoolchildren of the Prionezhsky district of the Republic of Karelia for several years was carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодовник Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПАРТАКИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37

Педагогические науки

Солодовник Е. М., старший преподаватель кафедры физической культуры

Петрозаводский Государственный Университет (г. Петрозаводск)

СПАРТАКИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: Спартакиада школьников является комплексным спортивно-массовым мероприятием, и проводится в целях привлечения учащихся общеобразовательных школ к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их физической подготовленности и спортивного мастерства.

Основные задачи Спартакиады не только отвлечение школьников от негативных явлений современной жизни и выявление талантливых юных спортсменов, но и достоверная оценка качества работы учителя физической культуры.

В данной работе было проведено исследование эффективности проведения Спартакиады среди школьников Прионежского района Республики Карелия за несколько лет.

Ключевые слова: спартакиада, школьники, проблемы, физическая культура.

Abstract: The Schoolchildren's Spartakiad is a complex mass sports event, and is held in order to attract students of secondary schools to regular physical education and sports, to increase their level of physical fitness and sports skills.

The main tasks of the Spartakiad are not only distracting schoolchildren from the negative phenomena of modern life and identifying talented young athletes, but also a reliable assessment of the quality of work of a physical culture teacher.

In this work, a study of the effectiveness of the Spartakiad among schoolchildren of the Prionezhsky district of the Republic of Karelia for several years was carried out.

Key words: sports day, schoolchildren, problems, physical culture.

Многие люди в наше время, да и средства массовой информации негативно относятся к Советскому времени, но ведь лучшее, что было в то время, к примеру, в спортивной области, мы должны и обязаны помнить, сохранить и преумножить.

Остановимся конкретно на Спартакиаде школьников. Что же это было за событие со времен Советского союза? Между прочим, в Республике Карелия Спартакиада с тех времен не прекращалась и проводилась до 2009 года.

Грандиозное по своим масштабам спортивное мероприятие, которое привлекало в свои ряды всех школьников нашей страны, за исключением детей, освобожденных от физкультуры. Кстати, освобожденные школьники могли участвовать в шахматном турнире.

Опытные и мудрые организаторы Спартакиады школьников продумали все до мелочей и проводили ее по каждому виду спорта раздельно, независимо друг от друга:

1. Разнообразие видов спорта

А) обязательные виды спорта, включенные в школьную программу по физической культуре - баскетбол, волейбол, гимнастика, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол или мини-футбол.

Б) дополнительные виды спорта, при содействии федераций по видам спорта - плавание, шахматы, спортивное ориентирование и т.д.

2. Последовательность.

Спартакиада школьников проводилась в четыре этапа: школьный, муниципальный, республиканский и всероссийский:

I этап (школьный). Проводился в общеобразовательных организациях, как правило, в первой четверти, а лыжные гонки в декабре месяце;

II этап (муниципальный). Проводился в муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов во второй четверти учебного года, лыжные гонки в январе;

III этап (республиканский). Проводился в столицах субъектов Российской федерации в третьей четверти учебного года, лыжные гонки в феврале;

IV этап (всероссийский). Проводился в четвертой четверти учебного года, где определялся победитель Спартакиады школьников Российской Федерации по конкретному виду спорта.

3. Справедливость.

Спартакиада школьников по лыжным гонкам в Советское время проводилась по следующим возрастным категориям: 1-3 классы, 4-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы.

В 2009 году в Республике Карелия «оптимизировали» Спартакиаду школьников по лыжным гонкам, результаты которой являлись основным показателем работы учителя физической культуры, причем данные соревнования проводились не только в среднем и старшем звеньях, но и в младших классах [1; 2].

4. Доступность.

На I этапе (школьном) в организации и судействе соревнований принимали участие не только учителя физкультуры, но и тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), судьи и представители Федераций по видам спорта.

Соответственно, у родителей не было никаких финансовых затрат!

На II этапе (муниципальном) в организации и судействе соревнований принимали участие все учителя физкультуры муниципального района, тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), судьи и представители Федераций по видам спорта. Директора средних образовательных школ и ДЮСШ обеспечивали участников транспортом, бесплатным питанием, предоставляли медицинское обслуживание, а также

награждали призеров призами и дипломами не только школьников, но и тех, кто подготовил и руководил командой.

У родителей не только нет затрат, но ребенок еще и покормлен, плюс заинтересован и занят физической нагрузкой, а не играми в мобильном телефоне.

На III этапе (республиканском) в судействе соревнований уже принимали участие профессиональные судьи, организацией занималось Министерство образования и Федерации по видам спорта. Директора средних образовательных школ обеспечивали участников транспортом, а Министерство образования обеспечивало бесплатное питание, медицинское обслуживание и проживание, а также награждало призеров призами и дипломами.

И снова у родителей финансовая нагрузка просто отсутствовала, уже как минимум на три дня, кроме этого появлялась гордость за своего ребенка, у которого, в свою очередь, появлялась потребность в систематических занятиях выбранным видом спорта.

На IV этапе (всероссийском) в судействе соревнований также принимали участие профессиональные судьи, организацией занималось Министерство образования Российской Федераций и обеспечивало участников бесплатным пятиразовым питанием, предоставляло медицинское обслуживание и проживание, и награждало призеров ценными призами и дипломами. Проезд участников к месту соревнований оплачивало Республиканское Министерство образования.

Опять же родители не платили ни копейки. В составе Республиканской команды ребенок уезжал на целую неделю, на настоящий праздник спорта с церемонией открытия и закрытия, с настоящими эмоциями и радостями, общался со сверстниками всей нашей страны, погружался в великолепный мир спорта, без которого свое будущее он уже не представлял.

4. Селекция и отбор талантов.

На I этапе (школьном) в просмотре юных талантов по виду спорта в обязательном порядке принимали участие тренеры-преподаватели детско-

юношеских спортивных школ (ДЮСШ), которые также систематически посещали уроки физкультуры.

На II этапе (муниципальном) к просмотру юных талантов по виду спорта подключались директора детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), которые выступали перед молодежью и рассказывали о спортивных достижениях, режиме работы ДЮСШ, лучших выпускниках, здоровом образе жизни и персонально приглашали заниматься любимым видом спорта.

На III этапе (республиканском) и IV этапе (всероссийском) в просмотре юных талантов по виду спорта кроме директоров и тренеров-преподавателей ДЮСШ принимали участие представители спортивных интернатов и училищ олимпийского резерва, которые предлагали юным спортсменам вплотную связать свою жизнь с профессиональным спортом.

В данной работе на примере Прионежского района Республики Карелия показаны итоги Спартакиады школьников II этапа (муниципального) на протяжении пяти лет с 2010 года по 2015 год. В состав Прионежского муниципального района входит 13 сельских поселений, в каждом из которых работают общеобразовательные школы. В диаграмме 1 показана динамика роста участия школ в Спартакиаде, соответственно, увеличение количества школьников, принимающих участие в ней.

Диаграмма 1. Количество школ, принявших участие в Спартакиаде

К 2015 году в данном мероприятии уже принимали участие все школы Прионежского района, за исключением одной (проблемы с транспортом).

По положению Спартакиады, учитель физкультуры за участие в каждом виде спорта получает определенное количество очков, в зависимости от занятого места. А именно: за 1 место - 10 очков, за 2 место - 8 очков, за 3 место - 7 очков, за 4 место - 6 , за 5 место - 5, за 6 место - 4 очка, за 7 место - 3, за 8 место - 2, и за 9-13 места по одному очку. Очень важный показатель, который оценивает не только работу учителя физкультуры, но и работу директоров школ - это зачисление бонуса в размере 10 очков школе, которая принимала участие во всех видах спорта в течение учебного года.

Количество видов спорта также ежегодно росло, что показано в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Количество видов спорта входящих в программу Спартакиады

Увеличение количества видов спорта также позволило увеличить охват занимающихся спортом детей.

Итоги Спартакиады школьников, которые подводятся в конце учебного года, позволяют в полной мере и достоверно оценить работу учителей физической культуры, определить в каком виде спорта лучше работает каждый педагог.

Библиографический список:

1. Лыжный спорт в Карелии / сост. А. М. Ершов, П. И. Петров; под ред. Е.А. Шорохова. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2013. - 220 с.: ил.

2. Кремнева В.Н., Сорокина К.А. Отношение студентов ПетрГУ к переходу на организацию физического воспитания по элективным направлениям. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Туризм и образование». Изд-во ПетрГУ, Петрозаводск, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.