Научная статья на тему 'СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ'

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физическая подготовленность / студенты / первокурсники / физическое развитие / функциональное состояние / здоровье / физические упражнения / physical fitness / students / freshmen / functional state / health / exercise.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салеев Эльдар Рафаэльевич, Шамсутдинов Шамиль Абдулович, Волкова Елена Александровна

В современных условиях для подготовки специалистов в высших учебных заведениях требуются новые средства и методы интенсификации учебно-тренировочного процесса, поскольку специалист с высокими знаниями должен обладать хорошим здоровьем и творческим долголетием. В современном обществе изучение студенческой молодежи надлежит должным образом, т.к. данная категория людей имеет большой интерес в научных кругах. Данный возраст является как завершающий этап формирования личности и здоровья студенческой молодежи, является одним из основных критериев нашего общества. Именно в период обучения у молодежи резко уменьшается физическая нагрузка в режиме дня в связи с увеличением объема информации, в сопровождении со значительными психофизическими нагрузками. Все эти факторы предопределяют высокую актуальность поиска и научного обоснования эффективных средств и методов, способствующих повышению эффективности процесса физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салеев Эльдар Рафаэльевич, Шамсутдинов Шамиль Абдулович, Волкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS IS ONE OF THE PRIORITY COMPONENTS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

In today’s environment, training in higher education requires new tools and methods to intensify the training process, as a specialist with high knowledge must have good health and creative longevity. In today’s society, the study of student youth should be properly studied, as this category of people has a great interest in academia. This age is, as the final stage of personality formation and the health of student youth is one of the main criteria of our society. It is during the training period that young people are severely burdened with daily physical activity due to the increase in the volume of information, accompanied by significant psychophysical loads. All these factors determine the high relevance of the search and scientific justification for effective means and methods that contribute to the efficiency of the process of physical education.

Текст научной работы на тему «СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10843 САЛЕЕВ Эльдар Рафаэльевич,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физвоспитания Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета e-mail: saleev-eldar@mail.ru

ШАМСУТДИНОВ Шамиль Абдулович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физвоспитания Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета e-mail: shamil6103@yandex.ru

ВОЛКОВА Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры физвоспитания Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета e-mail: elena_wolk@mail.ru

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Аннотация. В современных условиях для подготовки специалистов в высших учебных заведениях требуются новые средства и методы интенсификации учебно-тренировочного процесса, поскольку специалист с высокими знаниями должен обладать хорошим здоровьем и творческим долголетием.

В современном обществе изучение студенческой молодежи надлежит должным образом, т.к. данная категория людей имеет большой интерес в научных кругах. Данный возраст является как завершающий этап формирования личности и здоровья студенческой молодежи, является одним из основных критериев нашего общества. Именно в период обучения у молодежи резко уменьшается физическая нагрузка в режиме дня в связи с увеличением объема информации, в сопровождении со значительными психофизическими нагрузками. Все эти факторы предопределяют высокую актуальность поиска и научного обоснования эффективных средств и методов, способствующих повышению эффективности процесса физического воспитания.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, первокурсники, физическое развитие, функциональное состояние, здоровье, физические упражнения.

SALEEV Eldar Rafaelevich,

Candidate of Physical Education, Associate Professor of Physical Education Sterlitamak Branch, Bashkir State University

SHAMSUTDINOV Shamil Abdulovich,

Candidate pedagogical sciences, Associate Professor, Associate Professor of Physical Education Sterlitamak Branch, Bashkir State University

VOLKOVA Elena Alexandrovna,

Senior Lecturer in the Department of Physical Education Sterlitamak Branch, Bashkir State University

CONSCIOUSNESS IS ONE OF THE PRIORITY COMPONENTS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Annotation. In today's environment, training in higher education requires new tools and methods to intensify the training process, as a specialist with high knowledge must have good health and creative longevity. In today's society, the study of student youth should be properly studied, as this category of people has a great interest in academia. This age is, as the final stage of personality formation and the health of student youth is one of the main criteria of our society. It is during the training period that young people are severely burdened with daily physical activity due to the increase in the volume of information, accompanied by significant psychophysical loads. All these factors determine the high relevance of the search and scientific justification for effective means and methods that contribute to the efficiency of the process of physical education.

Key words: physical fitness, students, freshmen, functional state, health, exercise.

Введение

Здоровый образ жизни отражает состояние общества и здоровье населения, и данный вопрос был актуален и будет одним из приоритетных направлений нашего государства. Именно двигательная активность является основным критерием здорового образа жизни и должна быть неотъемлемой частью жизненного цикла каждого человека. Физическая активность способствует укреплению здоровья, совершенствует функциональные системы организма, ведет к гармоничному физическому и духовному развитию личности. На сегодняшний день в условиях «переменчивости» для подготовки специалистов в вузах требуются новые методы, средства интенсификации учебного процесса, поскольку специалист завтрашнего дня, наряду с высокими профессиональными знаниями, должен обладать отличным здоровьем и творческим долголетием. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом [1; 6].

Перестройка сложившейся в стране системы образования, необходимость перехода к непрерывному образованию - следствие глубоких изменений во всех сферах деятельности нашего общества. Образование - это педагогическая система, основной задачей является воспитать разностороннего специалиста в определенной области, и физическая культура является составной частью педагогики. Развитие физической культуры в обществе в целом предусматривает преемственность программ физвоспитания во всех возрастных группах населения от детских учреждений, учебных заведений всех типов, предприятий и т.п. Основной момент данной программы, изменить отношение молодежи к предмету «Общая физическая культура», добиться всеобщего понимания, изменить отношение людей к физической культуре. Пришло время осмысления такого понятия, как «физическая культура личности», разработки «технологии» ее реального воплощения в жизнь.

Теоретико-методологическое решение данной проблемы еще далеко от своего завершения и требует длительных исследований хотя бы одного поколения представителей социально-де-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

мографических групп. В данном случае важно осознавать, что сущность физической культуры личности по своему содержанию и актуальности компонентов претерпевает немалые изменения на жизненном пути человека [2; 7, с. 388]. Наивысший период развития личности - это жизненный цикл от 18-25 лет. В это время молодые люди завершают среднее специальное или высшее образование. Преимущественно это возраст выбора профессии, начала производственной деятельности, становление семейной жизни. Студенческий период, по существу, последняя возможность получения минимум знаний, умений, навыков по физической культуре и спорту в рамках государственной системы образования. В дальнейшем заботу о своей двигательной активности, состояния здоровья берет на себя сам индивид [3; 4; 9, с. 419].

Цель исследования: апробировать на практике медико-педагогический контроль по предмету «Общефизическая культура», дать самооценку физической функциональной подготовки. В основу исследования была положена следующая гипотеза:

Исходя из предположенного о том, что процесс становления физической культуры личности студентов в условиях высшей школы будет эффективен и оптимален, если в процессе деятельности студент самостоятельно научится оценивать физическое здоровье, физическую подготовленность.

В результате, будут сформированы личност-но-значимые качества, сознательность, активность, необходимые как в учебной, физкультурно-оздоровительной деятельности, так и в повседневной жизни, моменты, связанные с укреплением здоровья [6, с. 120].

Материалы и методы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проведено в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета Башкортостан. Для наблюдения и изучения были задействованы студенты первого курса, разделенные на две группы, но не разделенные по половому признаку, экспериментальная группа (ЭГ) в составе п=172 студента и контрольная группа (КГ) п=180 соот-

ветственно. Для выявления интереса к предмету «Общая физическая культура» (ОФК) был проведен социологический опрос среди первокурсников в виде анкет, где студенты самостоятельно оценивали значимость предмета по пятибалльной шкале. «5» - уверенно «да»; «4» - больше «да», чем «нет»; «3» - не уверен, не знаю; «2» - больше «нет», чем «да»; «1» - уверен, что «нет».

Вопросы анкетирования:

1. Я получаю удовлетворение от занятий ФК.

2. Я получаю нужные знания на уроке ФК, которые помогают мне в повседневной жизни.

3. Я испытываю интерес к занятиям ФК.

4. Я хочу заниматься на уроках ФК, чтобы стать сильнее.

5. Я укрепляю свое здоровье [2; 7].

Студенты ЭГ в динамике года фиксировали

функциональные данные и показатели физической подготовленности в «Дневник самоконтроля по физической культуре для студентов 1 курса», тем самым имея возможность наглядно характеризовать свое развитие и определять с помощью предложенных формул должных величин, какие параметры не имеют соответствия [8]. Физическое развитие, функциональную подготовленность определяли по рекомендациям отечественных врачей, физиологов - профессоров И.В. Аулик (1984), В.Н. Волков (1967-2002), Н.Д. Граевский (2004; 2007), А.Г. Дембо (1988), Н.А. Фомин (19742003) и Ю.Н. Вавилов (2001) [1; 5]. Основные двигательные качества студентов определяли с помощью выполнения тестов, разработанных Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры. Для оценки качества быстроты, студенты выполняли бег 100 м (сек), бег на 1000 м (м/сек) характеризовал качество, выносливость. Прыжок в длину с места характеризовал динамическую силу мышц нижних конечностей. Экспериментальная группа фиксировала данные в специально составленный протокол обследования, в который заносились антропометрические параметры и данные физической подготовленности студентов. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.1». Одним из параметров определения физического развития является антропометрия: рост (длина тела), вес (масса тела), индекс массы тела. Данные оценивали по общепринятым методикам (Баранов А.А., Кучма В.Р., 1999; Автандилов Г.Г., 2001; Ланда Б.Х., 2006). Длину тела измеряли при помощи металлического вертикального ростомера с точностью до 0,5 см, массу тела определяли на электронных весах с точностью до 0,1 кг. С помощью индекса Кетле оценивали степень ожирения, риск развития заболеваний, связанных

с избыточной массой тела. ИК=масса/рост2. Для оценки функционального состояния и функциональной подготовленности были использованы показатели сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолическое, диастолическое, пульсовое артериальное давление (САД, ДАД, ПАД мм рт. ст.), Выносливость - способность организма противостоять утомлению длительное время, во время мышечной деятельности. Коэффициент выносливости (КВ, усл. ед.) отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания. Коэффициент выносливости = (ЧСС в покое Х 10)/(Пульсовое давление) [5].

Дыхательную систему изучали с помощью выполнения пробы Штанге задержка дыхания после максимального вдоха с определением (ПР)-показателя реакции и пробы Генча задержка дыхания на выдохе. Объем жизненной емкости легких (ЖЕЛ) определяли с помощью сухого спирометра, сравнивая показатели с должными величинами [1]. Отступление от главной идеи образования - формирование всесторонней развитой личности - извратило сущность многих педагогических процессов, в т.ч. и физического воспитания. До сих пор сохраняется положение, когда в процессе профессиональной подготовки специалистов наблюдается неоправданное смещение целей физического воспитания в сторону доминирования физической подготовки, освоение ее нормативных и контрольных показателей в ущерб целостному развитию личности студента. Никто не отрицает пользы развития физических качеств: силы и выносливости, быстроты и ловкости, но не менее важно сделать физическую культуру предметом активных знаний. Наряду с важнейшими компонентами формирования и развития становится мировоззрение, система ценностей, потреб-ностно-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической культуры. Одним из основных принципов в физкультурном воспитании должно быть целенаправленное формирование осознанной деятельности, основанной на знаниях и воспитать потребность постоянно заботиться о своем здоровье. Не менее важно вооружиться знаниями, способностями составлять спортивные оздоровительные программы, научить студента заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни. Итак, с помощью познаний самого себя задача состоит: добиться от студентов сознательного подхода к предмету «Общая физическая культура» (ОФК), а мотивацией послужит «Дневник самоконтроля по физической культуре для студентов 1 курса» [2; 7; 8].

Результаты исследования и их обсуждение. У студентов первого курса физическое разви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

тие не завершено. Так, у 25% юношей и 10% девушек в возрасте 18 лет не завершен рост тела в длину, масса тела [6]. Студенты ЭГ и КГ ответили на вопросы анкетирования фактически одина-

ково. Заинтересованности, интереса к предмету ОФК не наблюдается во всех опрашиваемых группах (табл. 1).

Таблица 1

Оценка значимости предмета «Общая физическая культура»

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

оценка 5 4 3 2 1

получа ю удовлетворение от ФК % 16 20 16 18 18 16 38 32 12 14

получаю нужные знания на уроке ФК % 22 19 18 21 30 22 20 18 10 16

испытываю интерес к занятиям ФК % 10 8 12 10 18 20 38 42 22 20

ФК, чтобы стать сильнее % 6 10 28 32 52 48 10 4 4 6

укрепляю свое здоровье % 48 36 31 54 16 8 5 2 - -

В динамике одного года произошли существенные изменения, доминирующие мотивы к занятиям ОФК превысило 46%, хотелось бы отме-

тить, что одна из основных мотиваций тесно связана на получение знаний, укрепление здоровья.

Таблица 2

Оценка значимости предмета «Общая физическая культура» в динамике одного года

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

оценка 5 4 3 2 1

получа ю удовлетворение от ФК % 44 32 26 34 18 14 8 18 4 2

получаю нужные знания на уроке ФК % 52 39 38 26 22 20 6 12 2 3

испытываю интерес к занятиям ФК % 24 8 16 10 15 20 25 42 30 20

ФК, чтобы стать сильнее % 46 30 32 28 16 22 4 14 2 6

укрепляю свое здоровье % 56 32 34 44 5 14 5 10 - -

По окончании эксперимента по полученным данным, которые свидетельствуют, что у студентов произошли изменения взглядов, стали по-иному рассматривать предмет «Общая физическая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

подготовка», появилось стремление самосовершенствоваться в данной области, развивать физические качества, положительная оценка составила (с 12 до 26%).

При анализе полученных данных, внедрение в воспитательно- образовательный процесс программу самооценки морфофункциональных показателей и сравнение физической подготовленности повлияло на мотивационно-ценностное отношение студентов. Так же наблюдается увеличение числа студентов с доминирующими оздоровительными (с 48% до 56%).

Заключение. «Дневник самоконтроля по физической культуре для студентов 1 курса» существенно изменил отношения студентов к предмету «Общая физическая подготовка», в связи с этим приобретает необходимость использования данного дневника. Мы понимаем, до конца решить проблему деятельного отношения студента к укреплению здоровья, подтолкнуть его к освоению специальных знаний, систематическим занятиям физическими упражнениями можно только с помощью общей широкомасштабной системы образования, замкнутой на конечную цель - заинтересованность будущего специалиста.

Список литературы:

[1] Гнатюк Т.Н. Особенности физического развития юношей-первокурсников / Т.Н. Гнатюк // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 1.

- С. 37-39.

[2] Коромыслов А.В. Значение стандартов физического развития в оценке и повышении эффективности физического воспитания студентов вузов: автореф. дис. ... канд. м. наук. - М., 2013. - 24 с.

[3] Колокольцев М.М. Двигательные качества студентов вуза с учетом количественной характеристики их мышечного компонента / М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского гос. тех. ун-та.

- 2015. - № 5(100). - С. 381-384.

[4] Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции / М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. -С.35-37.

[5] Литовченко О.Г. Особенности морфо-функционального и психофизиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7-20 лет: дис. ... д-ра биол. наук. - Челябинск, 2009. - 285 с.

[6] Мардиян М.А. Современные проблемы укрепления здоровья подростков и вопросы профилактики / М.А. Мардиян - М.: Книга, 2005. - С. 120-122.

[7] Слепченко А.Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А.Л. Слепченко, Р.К. Краснов, В.В. Вольский. // Молодой ученый. -

2019. - № 19 (257). - С. 388 -390. URL: https:// moluch.ru/archive/257/58864/ (дата обращения: 16.10.2020).

[8] Салеев Э.Р. Дневник самоконтроля по физической культуре для студентов 1 курса: учеб.-метод. материалы для студ. вузов / авт.-сост. Э.Р. Салеев. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. - 39 с.

[9] Сысоева Ю.В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В. Сысоева, А.В. Седнев. // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 419, 420. URL: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (дата обращения: 16.10.2020).

Spisok literatury:

[1] Gnatyuk T.N. Osobennosti fizicheskogo raz-vitiya yunoshej-pervokursnikov / T.N. Gnatyuk // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2011. - № 1. - S. 37-39.

[2] Koromyslov A.V. Znachenie standartov fizicheskogo razvitiya v ocenke i povyshenii effek-tivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov: avtoref. dis. ... kand. m. nauk. - M., 2013. - 24 s.

[3] Kolokol'cev M.M. Dvigatel'nye kachestva studentov vuza s uchetom kolichestvennoj harakter-istiki ih myshechnogo komponenta / M.M. Kolokol'cev // Vestnik Irkutskogo gos. tekh. un-ta. - 2015. - № 5(100). - S. 381-384.

[4] Kolokol'cev M.M. Osobennosti dvigatel'nyh kachestv studentov Pribajkal'ya s uchetom tipov ih konstitucii / M.M. Kolokol'cev // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2015. - № 7. - S. 35-37.

[5] Litovchenko O.G. Osobennosti morfofunk-cional'nogo i psihofiziologicheskogo razvitiya urozhencev Srednego Priob'ya v vozraste 7-20 let: dis. ... d-ra biol. nauk. - Chelyabinsk, 2009. - 285 s.

[6] Mardiyan M.A. Sovremennye problemy ukrepleniya zdorov'ya podrostkov i voprosy profilak-tiki / M.A. Mardiyan - M.: Kniga, 2005. - S. 120-122.

[7] Slepchenko A.L. Motivaciya kak komponent zanyatij fizicheskoj kul'turoj / A.L. Slepchenko, R.K. Krasnov, V.V. Vol'skij. // Molodoj uchenyj. - 2019. - № 19 (257). - S. 388 -390. URL: https://moluch.ru/ archive/257/58864/ (data obrashcheniya: 16.10.2020).

[8] Saleev E.R. Dnevnik samokontrolya po fizicheskoj kul'ture dlya studentov 1 kursa: ucheb.-metod. materialy dlya stud. vuzov / avt.-sost. E.R. Saleev. - Sterlitamak: Sterlitamakskij filial BashGU, 2015. - 39 s.

[9] Sysoeva Yu.V. Fizicheskaya kul'tura v zhizni studentov / Yu.V. Sysoeva, A.V. Sednev. // Molodoj uchenyj. - 2018. - № 46 (232). - S. 419, 420. URL: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (data obrashcheniya: 16.10.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.