Научная статья на тему 'СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ УНИВЕРСУМА (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ)'

СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ УНИВЕРСУМА (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / НЕБЫТИЕ / ПОЗНАНИЕ / СВОБОДА / ВЕРОЯТНОСТЬ / СЛУЧАЙНОСТЬ / ПСИХИКА / СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафонов Андрей Леонидович

Цель. Определить способы видения Универсума человеком, которые возникают на основе его психики и сознания и выражаются в виде обыденного и художественного описания окружающей среды, а также в виде культуры, мифологии, магии, науки и в первую очередь философии, которые дают возможность создать общую картину мира. Процедура и методы. Использовались методы философского дискурсивного анализа и метод синтеза, которые дали возможность оценить роль психики и её части сознания в восприятии Универсума, а также обосновать роль философии в познании мира человеком. Результаты. В процессе анализа принципов познания мира человеком было обосновано, что философия играет главную роль в создании общей картины Универсума. В этом процессе она обосновала такую способность человека, как его самосознание, а также такие общие понятия, как вероятность, случайность и свобода. Категория самосознание в работе определена как восприятие человеком своего отличия от других объектов мира. Предельно общие понятия вероятность и случайность появляются вследствие неполного понимания не воспринимаемого и не познаваемого до конца Универсума. Категория свобода появляется в результате отражения возможности различных действий людей в мире. В процессе исследования было показано, что, чтобы описать наличие или отсутствие проявлений Универсума у человека философией, были введены предельно общие понятия Бытие и Небытие. Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснование роли философии в познании Универсума позволяет отойти от субъективных и практических знаний гуманитарных наук в описании окружающей среды. Это даёт возможность создать принципы новых знаний, которые дадут возможность преодолеть кризис гуманитарных наук в познании мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS AND PERCEPTION OF THE UNIVERSE (PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE CREATION OF HUMAN REPRESENTATIONS ABOUT THE WORLD)

Aim. To determine the ways of seeing the Universe by a person, which arise on the basis of his psyche and consciousness and are expressed in the form of an ordinary and artistic description of the environment, as well as culture, mythology, magic, science and, first of all, philosophy, which make it possible to create a general picture of the world. Methodology. The methods of philosophical discourse analysis and the synthesis method were used, which made it possible to assess the role of the psyche and its part of consciousness in the perception of the Universe, as well as to substantiate the role of philosophy in human cognition of the world. Results. In the process of analyzing the principles of human cognition of the world, it was justified that philosophy plays a major role in creating a general picture of the Universe. In this process, the philosophy substantiated such manifestations of a person as his self-awareness, as well as such general concepts as probability, chance and freedom. The category of self-awareness in work is defined as people’s perception of their differences from other objects in the world. The extremely general concepts of probability and chance appear due to an incomplete understanding of the Universe that is not perceived and is completely unknowable. The category of freedom appears due to the reflection of the possibility of various actions of people in the world. In the course of the research, it was shown that in order to describe the presence or absence of manifestations of the Universe in man, the philosophy introduced extremely general concepts of Being and Non-being. Research implications. Justification of the role of philosophy in the cognition of the Universe makes it possible to move away from the subjective and practical knowledge of the humanities in describing the environment. This makes it possible to create the principles of new knowledge that will make it possible to overcome the humanitarian crisis in the knowledge of the world.

Текст научной работы на тему «СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ УНИВЕРСУМА (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ)»

УДК 165

DOI: 10.18384/2310-7227-2021-4-36-44

СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ УНИВЕРСУМА

(ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ)

Сафонов А. Л.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Определить способы видения Универсума человеком, которые возникают на основе его психики и сознания и выражаются в виде обыденного и художественного описания окружающей среды, а также в виде культуры, мифологии, магии, науки и в первую очередь философии, которые дают возможность создать общую картину мира.

Процедура и методы. Использовались методы философского дискурсивного анализа и метод синтеза, которые дали возможность оценить роль психики и её части сознания в восприятии Универсума, а также обосновать роль философии в познании мира человеком. Результаты. В процессе анализа принципов познания мира человеком было обосновано, что философия играет главную роль в создании общей картины Универсума. В этом процессе она обосновала такую способность человека, как его самосознание, а также такие общие понятия, как вероятность, случайность и свобода. Категория самосознание в работе определена как восприятие человеком своего отличия от других объектов мира. Предельно общие понятия вероятность и случайность появляются вследствие неполного понимания не воспринимаемого и не познаваемого до конца Универсума. Категория свобода появляется в результате отражения возможности различных действий людей в мире. В процессе исследования было показано, что, чтобы описать наличие или отсутствие проявлений Универсума у человека философией, были введены предельно общие понятия Бытие и Небытие.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснование роли философии в познании Универсума позволяет отойти от субъективных и практических знаний гуманитарных наук в описании окружающей среды. Это даёт возможность создать принципы новых знаний, которые дадут возможность преодолеть кризис гуманитарных наук в познании мира.

Ключевые слова: бытие, небытие, познание, свобода, вероятность, случайность, психика, сознание, психология

CONSCIOUSNESS AND PERCEPTION OF THE UNIVERSE

(PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE CREATION OF HUMAN REPRESENTATIONS

ABOUT THE WORLD)

A. Safonov

Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoy, Mytischi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To determine the ways of seeing the Universe by a person, which arise on the basis of his psyche and consciousness and are expressed in the form of an ordinary and artistic description of the environment, as well as culture, mythology, magic, science and, first of all, philosophy, which make it possible to create a general picture of the world.

© CC BY Сафонов А. Л., 2021.

Methodology. The methods of philosophical discourse analysis and the synthesis method were used, which made it possible to assess the role of the psyche and its part of consciousness in the perception of the Universe, as well as to substantiate the role of philosophy in human cognition of the world. Results. In the process of analyzing the principles of human cognition of the world, it was justified that philosophy plays a major role in creating a general picture of the Universe. In this process, the philosophy substantiated such manifestations of a person as his self-awareness, as well as such general concepts as probability, chance and freedom. The category of self-awareness in work is defined as people's perception of their differences from other objects in the world. The extremely general concepts of probability and chance appear due to an incomplete understanding of the Universe that is not perceived and is completely unknowable. The category of freedom appears due to the reflection of the possibility of various actions of people in the world. In the course of the research, it was shown that in order to describe the presence or absence of manifestations of the Universe in man, the philosophy introduced extremely general concepts of Being and Non-being.

Research implications. Justification of the role of philosophy in the cognition of the Universe makes it possible to move away from the subjective and practical knowledge of the humanities in describing the environment. This makes it possible to create the principles of new knowledge that will make it possible to overcome the humanitarian crisis in the knowledge of the world.

Keywords: being, non-being, cognition, freedom, probability, chance, psyche, consciousness, psychology

Введение

Природа, создав человека, определила его способы восприятия мира. Они являются основным средством взаимодействия представителей вида Homo sapiens с окружающей средой. Человек существует как индивидуально, так и в различных общностях. Эти формы жизни определили наличие у людей личного и группового сознания, которое даёт им возможность создавать систему взглядов на Универсум. На этой основе у них возникают разные представления о мире и создаются разнообразные системы взаимосвязей с той средой, в которой они находятся.

Человек создаёт субъективные образы Универсума. В то же время он является частью той среды, которую он воспринимает. Представители вида Homo sapiens изменяются в процессе её эволюции. Соответственно, трансформируются их способы восприятия мира. Из-за этого ни индивидуальные, ни групповые виды сознания человека не являются постоянными, т. к. в этих условиях они никогда не отражают полностью сущности и процессов той среды, в которой он живёт. Невозможность создания однозначного описания Универсума приводит к тому,

что у людей возникают такие формы его обоснования, как мифология, магия, обыденное и художественное отображение окружающей среды, наука, в частности философия, и т. д. Они позволяют им изображать тот мир, где они существуют, и дают возможность создавать относительно полную картину Универсума.

Представители вида Homo sapiens воспринимают и описывают мир с помощью своего неотъемлемого атрибута, обозначаемого термином психика, и его составляющей - сознания. Процессы восприятия окружающей среды человеком изучают различные науки, основными из которых являются психология и философия. Такая наука, как психология, изучает взгляды на мир и непосредственные действия людей в различных жизненных ситуациях. Философия изучает и обобщает восприятие природной, технической и социальной сфер, в которых живут представители вида Homo sapiens, и на этой основе создаёт общее видение Универсума.

Психология создала большое количество методов, которые дают возможность влиять на практическое поведение личности. В то же время она не разработала системы общих взглядов на психику

и сознание человека, которые позволили бы достоверно и точно описывать, а также прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Это привело к появлению различных направлений этой науки, таких как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и т. д. Они различными способами описывают мотивы поведения человека и оценивают его методы взаимодействия с окружающей средой. Они также часто с противоположных позиций рассматривают взгляды людей на мир, в котором они живут. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что психология не может создать обоснованную систему взглядов на внутренние характеристики человека, которые приводят к разному восприятию ситуаций. Соответственно, она не даёт возможности объективно объяснить поведение людей, которые действуют в несходных друг с другом ситуациях.

Философия описывает окружающий мир и даёт возможность создать людям предельно общую систему восприятия Универсума. Для достижения этой цели в ней происходит обобщение личного опыта, а также обыденных, мифологических, научных и других взглядов людей на мир.

Психология в современном состоянии не может дать адекватное представление о психике и сознании людей. Вследствие этого философия не может опираться на знания этой науки для создания целостных представлений о мире. Поэтому она должна создать собственную систему взглядов на восприятие человеком окружающей среды и на этой основе создать общую картину Универсума.

Психика и психология

Человек обладает неотъемлемым свойством, получившим название психика. Оно позволяет ему реагировать на окружающий мир и взаимодействовать с ним. Этот атрибут по-разному описывается в различных системах и теориях психологии. В определённых направлениях этой науки восприятие окружающей среды определя-

ется как свойство человека, позволяющее создавать «субъективное отражение или субъективный образ ближайшего будущего объективной действительности» [5, с. 18]. В них основой психики является чувствительность, которая адекватна ощущениям человека: «функция процессов, опосредствующих деятельность организма, направленную на поддержание его жизни, и есть не что иное, как функция чувствительности, т. е. способность ощущения» [6, с. 172].

Атрибутом восприятия окружающего мира у человека является «ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность» [6, с. 145], что приводит к необходимости «рассматривать вопрос о возникновении психики в этой конкретной форме как вопрос о возникновении "способности ощущения", или, что то же самое, собственно чувствительности» [6, с. 145]. Подобные взгляды на понимание мира существуют в большинстве различных направлений психологии и приводят к выводам, что «практически всё - даже во всём остальном не совместимое друг с другом - психологические школы предполагают, что психика ... предназначена для отражения действительности и регуляции деятельности» [1, с. 5].

Такой взгляд не даёт возможности адекватно описать психику человека. Это происходит потому, что она позволяет людям наряду с частными представлениями о жизни создавать общий образ мира. Психика человека создаёт картину Универсума с помощью таких систем взглядов, как мифология, философия, наука и другие умозрительные направления описания мира. Психология на современном этапе является ограниченной наукой. В её рамках недостаточно чётко сформулированы даже базовые положения. Поэтому она не имеет возможности изучить особенности познания в рамках других видов изучения окружающей среды, а ограничивается только общими рассуждениями об этих процессах.

В других направлениях психологии формируются взгляды на психику, которые

основываются на таких предположениях, что это свойство существует у простейших животных, у которых отсутствуют не только мозг, но и нервная система. Для того, чтобы изучать этот атрибут человека с такой точки зрения, надо «расстаться ... с привычным пониманием дела, что психика - это не что иное, как функция только нервной системы, мозга»1. Данная «система обеспечивает, но не предопределяет психическую активность ... Мы знаем, что существует и донервная ступень развития психики у простейших животных»2.

В данном случае надо отметить, что подобное определение психики не даёт возможности выделить её функции не только у человека. Оно не позволяет определить её задачи и у простейших животных, которые взаимодействуют с той средой, в которой существуют. Этот подход только констатирует тот факт, что и у человека, и у всех существ, которых он воспринимает, есть такие функции, которые позволяют им взаимодействовать с окружающим миром. Если пользоваться такими взглядами на психику, мы не сможем обозначить те атрибуты, которые дали бы возможность описать структуру мира, в котором живёт и с которым взаимодействует человек.

Такая система представлений о свойствах человека приводит к тому, что теоретические основания психологии и её задачи формулируются в предельно общем виде. В тех направлениях этой науки, которые предполагают, что жизнь человека определяют нематериальные сущности, считают, что «самый сложный объект -человеческая душа - вполне заслуживает особого отношения, собственной научной парадигмы, отвечающей специфике её объекта. Ибо психология - знание о наиболее возвышенном и удивительном» [8, с. 172]. В то же время в рамках этих подходов к изучению людей существует такое мнение, что «стремление человека познать душу ясно указывает на то, что душа не мо-

1 Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 166.

2 Там же. С. 167.

жет быть определена и описана в рамках каких-то общеизвестных, общепринятых понятий» [9, с. 219].

Психологию также рассматривают исходя из других оснований, определяя её задачу как необходимость «отыскать в природе, т. е. в структуре человеческого тела, основания для ирреальных остатков человеческого опыта» [4, с. 213]. Данная наука «не сводится к разработкам в области физики внешних ощущений, она предстаёт и как наука о самосознании или о внутреннем чувстве» [4, с. 217]. Существуют и другие многочисленные определения психологии, которые указывают на то, что предмет и объект изучения психологии не имеют явных формулировок.

Подобная система взглядов, сложившаяся в психологии, приводит к тому, что данная дисциплина не может получить чётких определений. Психологи-исследователи говорят о том, что она «как наука не может похвастаться строгостью определения своего собственного предмета» [3, с. 207] и «всегда испытывала немалые трудности в определении своего предмета, они существуют и по сей день. . Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика» [12, с. 104].

Таким образом, отсутствие полного обоснования глубинных оснований психики, являющейся неотъемлемым свойством человека, не даёт возможности определить функции и задачи теоретической психологии. Это приводит к тому, что в данной науке отсутствует общая система взглядов на поведение человека и его восприятие окружающего мира. Вследствие этого практическая психология изучает и обобщает результаты наблюдений над действиями людей на базе различных не связанных между собой теоретических оснований. Всё это не позволяет психологии создать общие принципы, которые позволили бы объяснить восприятие человеком окружающего мира и его взаимодействие с Универсумом.

vV

Сознание и его сущность

В связи с тем, что теоретическая психология не сформировала представления о психике человека, и её особое свойство - сознание - не получило чёткого определения и часто обозначается как «"нечто" такое, что находится перед каждым из нас . , но чего мы не ищем или не замечаем как такового до тех пор, пока не задаёмся этим вопросом. Тогда, подобно воде, в которой плавает рыба, оно находится везде и нигде» [11, с. 61].

Такой взгляд на сознание приводит к появлению в психологии таких высказываний, что этим свойством обладают все живые объекты. Такой взгляд возник в самом начале появления и становления этой науки. Так, А. Бине, стоящий у истоков создания когнитивной и экспериментальной психологии, говорил, что «на основании своих микроскопических исследований поведения простейших (существ) ... их совершенно обоснованно можно считать чувствующими, и что сами нервные клетки лучше всего рассматривать как простейших, специализированных для чувствительности» [11, с. 63]. В этом случае, согласно его взглядам, «эволюция "нейронных сетей" не создаёт сознание, а позволяет чувствительности их составных частей соединяться во всё более сложное поле сознательной осведомлённости» [11, с. 63]. Исходя из этого, делается вывод, что мозг «не столько создаёт или "вызывает" сознание, сколько "собирает" и фокусирует его» [11, с. 63].

На свойство человека, которое позволяет ему познавать окружающий мир, существуют и более радикальные взгляды. Так, размышляя о растениях, Г. Фехнер, «отец экспериментальной психологии, красноречиво доказывал, что они обладают сознанием» [11, с. 63]. Более того, он считал, что «не только растения, но и сама материя обладает сознанием» [11, с. 64].

Таким образом, в момент возникновения психологии категория сознание определялась как свойство, присущее не только людям. Оно есть и у простейших животных, растений и даже у субстанции, которая создаёт весь воспринимаемый человеком мир.

Психология как наука развивалась, и в ней выделились различные направления, такие как фрейдизм и неофрейдизм, гештальтпсихология, бихевиоризм и т. д. Соответственно, категория сознание в них формулируется по-разному. Тем не менее эта наука не смогла дать полное определение данному понятию, которое лежит в основе системы взглядов на восприятие мира человеком. В ней широко распространены такие мнения: «о чём, собственно, идёт речь, когда мы говорим о сознании, на самом деле никому не известно» [1, с. 52]; «природа сознания неведома. Никто не знает, как и почему оно возникает» [10, с. 44]. Значительная часть психологов считает, что сознание - «центр наших субъективных переживаний, это тайна, которую науке ещё только предстоит разгадать» [10, с. 13].

Нечёткость, а в отдельных случаях полное отсутствие адекватных определений психики людей и их сознания в системе знаний, сложившейся в теоретической психологии, не дают возможности не только описать процессы познания человека, но и создать общие взгляды на то, как вид Homo sapiens видит Универсум и создаёт о нём представления. Знания о мире в этой науке определяются в большей мере индивидуальными взглядами человека и влиянием среды, в которой он живёт. Ещё Л. С. Выготский писал об этом: «У нас отождествляют субъективное с психическим, а после доказывают, что психическое не может быть объективным; путают гносеологическое сознание как член антиномии - субъект - объект с эмпирическим сознанием» [2, с. 101]. Всё это даёт основания согласиться с мнением Ж. Кангилема, который говорил о том, что «статус психологии не установлен таким образом, чтобы её можно было принимать за что-то большее и лучшее, чем разнородный эмпиризм, литературно синтезированный в педагогических целях» [4, с. 212].

Тем не менее, людям свойственно создавать групповые представления о мире, описывать их в определённых формах, передавать между собой и на их основании выстраивать взаимодействие с окружающим миром. Теоретическая психология в настоя-

V4V

щее время не может объяснить, как у людей происходит индивидуальное и групповое восприятие мира. В связи с этим данная задача в значительной степени выполняется философией, которая создаёт общие представления обо всех сущностях и явлениях, а также о способах восприятия мира человеком.

Философия и сознание

Несмотря на неопределённость такого понятия, как сознание, познание окружающего мира у человека осуществляется. В рамках философии сформировался свой взгляд на эту категорию. В ней сложилось такое мнение, что сознание отделилось от других сущностей и явлений мира, который воспринимает человек. Оно «рассматривается либо как отражение бытия (материалистическое мировоззрение), либо как первичная творческая сила (идеалистическое мировоззрение), но в любом случае как нечто отделённое от бытия, хотя взаимодействующее с бытием через познание и деятельность человека» [7, с. 113].

Философия определила такой атрибут человека, как самосознание, который является частью сознания и позволяет ему изучить себя и своё взаимодействие с окружающей средой. Оно возникает из необходимости индивидуума противопоставить себя другим акциденциям, т. е. проявлениям мира, частью которого он является. Если бы он не отделял себя от других объектов, которые он создаёт, он не мог бы познавать природу и Вселенную, в которых присутствует.

Самосознание отводит индивидууму роль субъекта в процессе познания, когда он наблюдает за различными объектами и явлениями мира. Оно позволяет не только формировать индивидуальные представления человека, но и создавать групповые взгляды людей, которые появляются у них в процессе совместного взаимодействия с окружающей средой и её изучения.

Сознание человека фиксирует, что взгляды людей на структуру и закономерности развития мира не всегда соответствуют реальной сути объектов и явлений

природы. Часть ожиданий людей до определённой степени сбывается, часть нет. На этом основании сознание создало категорию вероятность, представляющую собой относительную меру того, подтвердятся или нет представления человека о процессах, идущих в окружающей среде.

Категория случайность также создаётся сознанием человека. Она возникает в результате того, что в процессе его взаимодействия с окружающей средой реальность может проявляться в том виде, в котором он не предполагал. Это происходит из-за несоответствия представлений людей о мире и о его реального содержания.

Такая категория, как свобода, возникает из того факта, что знания людей об окружающей среде не соответствуют глубинному, до конца не познаваемому содержанию мира. Это обуславливает определённую вариантность в действиях человека, выбор его способа взаимодействия с реальностью. Вероятность, свобода и случайность порождают у людей необходимость совершенствовать формы познания мира.

Сознание определяет вид Homo sapiens как общность биологических существ, которая обладает рядом внутренних свойств, выполняющихся безусловно. Другие рефлексы человека появляются в результате аккумулирования новых навыков и создаются в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Люди живут в разных природных условиях и социальных сферах. Вследствие этого они по-разному взаимодействуют с ними. Это приводит к появлению у них различных систем взглядов на мир. В процессе своей жизни люди объединяются в различные группы и общности. Внутри этих объединений представителей вида Homo sapiens появляется общее восприятие мира и формируются свои способы взаимодействия с природной и социальной средами. Это приводит к возникновению такого явления, как культура. Она выражается в виде общих высказываний о жизни и в устных передачах, легендах, сказаниях и письменных или бытовых взглядах, передачах информации. Одним из способов проявления культуры

также является возможность практического взаимодействия с миром.

Человек является частью того мира, в котором он существует. Он не может наблюдать за ним в качестве стороннего наблюдателя. В процессе познания на человека воздействуют объекты и явления Универсума. Они постоянно изменяют его восприятие мира и не дают ему возможности создавать его стабильную умозрительную картину. Пока идёт процесс изучения окружающей среды, меняется и сам человек. В результате этого ни индивидуальное, ни групповое сознание не может полностью отображать Универсум. Вследствие этого познания людей о нём ограничены и постоянно изменяются в процессе восприятия и изучения мира. Более того, совершенствование форм сознания постоянно ставит перед людьми вопрос, что они сами из себя представляют.

Исходя из этого, сознание стоит определить как часть психики человека, которая отражает мир в рациональных формах, облечённых в систему мыслительных образов, которые могут быть выражены с помощью речи или письма и переданы другим людям. Этим оно отличается от бессознательного восприятия окружающей среды, которое представляет собой интуитивное взаимодействие с Универсумом. Оно даёт возможность эмоционально и наглядно в интуитивной форме передать отображение мира от одного человека другому. Однако бессознательные представления не проявляются в таких формах, которые могли бы быть переданы с помощью речи или в письменном виде. Информация, которая передаётся этими способами, постепенно и последовательно формируется на основе рационального сознания с помощью образов, выработанных в определённой мифологической, культурной, научной и обыденной средах. В ней формируется язык, на котором выражаются взгляды на мир и на объекты, которые в нём присутствуют.

Сознание - это атрибут человека, позволяющий ему индивидуально или в составе различных общностей взаимодействовать с миром. Эти объединения представителей вида Homo sapiens представляют собой объекты,

которые возникают в процессе связей между собой разных индивидуумов, но не сводятся к их простой сумме. Внутри разных групп появляются свои собственные представления об окружающей среде, отличные от взглядов людей, существующих в других общностях. Большое количество разных взглядов на Универсум указывает на то, что ни один из них полностью не отображает его устройства. В данном случае можно говорить только о том, что одна система восприятия мира описывает его более адекватно, чем другие преставления об окружающей среде.

Сознание порождает характерную способность человека - познавать Универсум как индивидуально, так и в группах. Она даёт возможность людям отображать мир и на этом основании определять такие предельные категории, как Бытие и Небытие, которые сформулированы в мифологии и философии. Сознание также позволяет создать общую картину окружающей среды и на этой основе определить, как человек должен с ней взаимодействовать.

Заключение

Вид Homo sapiens одновременно является и частью окружающей среды, и объектом, который взаимодействует с ней в процессе своего существования. Человек может бессознательно контактировать с миром на основе ощущений и представлений, создающихся с помощью его неотъемлемого атрибута - психики. Это свойство позволяет людям ощущать мир, в котором они живут, и на этом основании формировать свои действия.

Человек в процессе своей жизни опирается на сознательные и бессознательные процессы восприятия мира. Та часть его психики, которая получила название сознание, позволяет человеку осознавать себя субъектом, который отличается от объектов окружающей среды. Она даёт возможность выделять и описывать различные феномены и явления, существующие в мире, а также определять механизмы их взаимодействия на основе образного и рационального мышления. Сознание проявляется в виде

V42y

индивидуальных и групповых взглядов людей на Универсум. Этим оно отличается от бессознательного, с помощью которого человек, опираясь на свою чувствительность и, следовательно, ощущения, воспринимает мир и взаимодействует со средой.

Сознание создаёт теоретический уровень восприятия мира. Оно является тем атрибутом человека, который даёт ему возможность описывать мир с помощью представлений обыденного и художественного сознания, мифологии, философии и науки. Таким образом, сознание позволяет создавать различные способы описания мира, проявляющиеся в индивидуальных и групповых представлениях о мире.

Опираясь на такое свойство человека, как сознание, философия с рациональной точки зрения постулирует, что человек отделён от других сущностей окружающего его мира. Поэтому он воспринимает явления и процессы той среды, в которой существует. Философия формулирует такие свойства человека, как самосознание, а также такие категории, как вероятность, случайность, свобода и культура, опираясь на

которые, он познаёт мир. Она определяет, что сознание даёт возможность человеку создавать не только индивидуальные картины окружающей среды, но и групповые картины мира, в котором он живёт.

Таким образом, философия формирует содержание и функции психики человека и её составной части, получившей название сознание, которые как создают для человека общую картину Универсума, так и определяют частные проявления окружающей среды. На данном основании она раскрыла функции мифологии как дисциплины, описывающей мир в образно-эмоциональной форме. Она также сформировала такие категории, как Бытие и Небытие, определила реальность и нереальность мира, а также дала возможность рассматривать абстрактные представления об окружающем человека мире. Исходя из этого можно сделать вывод, что философия является основной дисциплиной, которая рационально формулирует общие взгляды на Универсум, в котором существует вид Homo sapiens.

Статья поступила в редакцию 04.10.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. 364 с.

2. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 207-231.

4. Кангилем Ж. Что такое психология? Выступление на конференции 18 декабря 1956 г. в Философском колледже в Париже / пер. Т. Д. Соколовой // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXI. № 1. С. 212-225.

5. Корниенко А. Ф. Проблемы определения понятия «психика» // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 1. С. 9-22.

6. Леонтьев А. Н. Возникновение и эволюция психики // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. С. 142-279.

7. Магомедов К. М. Категория «бытие» в зеркале нелинейного мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51). Ч. I. C. 112-114.

8. Мазилов В. А. Стены и мосты: методология психологической науки. Ижевск: ERGO, 2015. 196 с.

9. Прыгин Г. С. Субъективная реальность как новая парадигма психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 217-229.

10. Ревонсуо А. Психология сознания / пер. с англ. З. С. Замчук, А. Стативки. СПб.: Питер, 2013. 336 с.

11. Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? / пер. А. Киселёва // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. № 1. С. 61-86.

12. Чуприкова Н. И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104-118.

REFERENCES

1. Allahverdov V. M. Metodologicheskoe puteshestvie po okeanu bessoznatel'nogo k tainstvennomu ostrovu soznaniya [Methodological Journey through the Ocean of the Unconscious to the Mysterious Island of Consciousness]. St. Petersburg, Rech Publ., 2003. 364 p.

2. Vygotsky L. S. Psihologiya [Psychology]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2000. 1008 p.

3. Zinchenko V. P. [Consciousness as a Subject and Matter of Psychology]. In: Metodologiya i istoriya psihologii [Methodology and History of Psychology], 2006, vol. 1, no. 1, pp. 207-231.

4. Canguilhem G. Revue de Métaphysique et de Morale (Rus. ed.: Sokolova T. D., transl. Chto takoe psihologiya? Vystuplenie na konferencii 18 dekabrya 1956g. v Filosofskom kolledzhe v Parizhe. In: Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science], 2012, vol. XXXI, no. 1, pp. 212-225.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kornienko A. F. [Problems of Definition of the Concept of "Psyche"]. In: Rossijsky psihologicheskij zhurnal [Russian Psychological Bulletin], 2008, vol. 5, no. 1, pp. 9-22.

6. Leont'ev A. N. [The Emergence and Evolution of the Psyche]. In: Leont'ev A. N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. T. I [Selected Psychological Works. Vol. I]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983, pp. 142-279.

7. Magomedov K. M. [The Category of "Being" in the Mirror of Nonlinear Thinking]. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice], 2015, no. 1 (51), pt. I, pp. 112-114.

8. Mazilov V. A. Steny i mosty: metodologiya psihologicheskoj nauki [Walls and Bridges: Methodology of Psychological Science]. Izhevsk, ERGO Publ., 2015. 196 p.

9. Prygin G. S. [Subjective Reality as a New Paradigm of Psychology]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Proceedings of Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education. Developmental Psychology], 2019, vol. 8, no. 3, pp. 217-229.

10. Revonsuo A. Consciousness. The Science of Subjectivity (Rus. ed.: Zamchuk Z. S., Stativka A., transls. Psihologiya soznaniya. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 336 p.).

11. Hunt H. The Most Fundamental ofEmpirical Questions or the Most Misguided - What Is Consciousness? (Rus. ed.: Kiselyov A., transl. Samyjfundamental'nyj ili samyj oshibochnyj iz empiricheskih voprosov: chto takoe soznanie? In: Metodologiya i istoriya psihologii [Methodology and History of Psychology], 2009, vol. 4, no. 1, pp. 61-86.).

12. Chuprikova N. I. [Psyche and the Subject of Psychology in the Light of the Modern Neuroscience Achievements]. In: Voprosy psihologii [Questions of Psychology], 2004, no. 2, pp. 104-118.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сафонов Андрей Леонидович - доктор философских наук, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey L. Safonov - Dr. Sci. (Philosophy), Cand. Sci. (Engineering), Prof., Department of the Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Сафонов А. Л. Сознание и восприятие Универсума (философский анализ создания человеком представлений о мире) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2021. № 4. С. 36-44. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-4-36-44

FOR CITATION

Safonov A. L. Consciousness and Perception of the Universe (Philosophical Analysis of the Creation of Human Representations about the World). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2021, no. 4, pp. 36-44. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-4-36-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.