Научная статья на тему 'Создание высокоточной навигационной системы в республике Армения'

Создание высокоточной навигационной системы в республике Армения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
432
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НАВИГАЦИЯ / NAVIGATION / РЕФЕРЕНЦ-СТАНЦИЯ / REFERENCE STATION / АЭРОФОТОСЪЕМКА / AERIAL PHOTOGRAPHY / АЭРОТРИАНГУЛЯЦИЯ / ОРТОФОТОПЛАН / AERIAL TRIANGULATION / ORTHOPHOTOPLAN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Манукян Лариса Владимировна, Маркарян Венера Арцруновна

Представлены основные этапы создания в Армении сети референц-станций GPS, аэрофотосъемки значительной части территории Армении, создания цифровой модели рельефа и новых карт посредством ортофотопланов. Выполнен анализ материалов, на основе которых в 2015 г. в Армении будет создана высокоточная навигационная система. По степени геодезической и топографической изученности республика выведена на уровень европейских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Манукян Лариса Владимировна, Маркарян Венера Арцруновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of high-precision navigation system in the Republic of Armenia

Medium-Earth orbit satellite systems make it possible to provide services on time coordination and navigation support for a wide range of consumers. At present, there are global navigation satellite systems GLONASS (Russia) and GPS (USA). Users of these systems have an opportunity to determine their location accurately with the given characteristics of their navigation devices. In all developed countries the progress of geodesy and cartography is closely related to the implementation of advanced new technologies in both scientific and industrial areas. The introduction of new technologies and equipment in production is essential for the development of geodesy and cartography, bringing the existing geodetic networks and cartographic materials to modern condition. In the Republic of Armenia there are also plans on introduction of the systems for monitoring and management of vehicles for various purposes, as well as it is proposed to establish and implement an effective satellite navigation system to monitor and control traffic on the basis of advanced satellite technology. The article describes the basic steps to create the network of reference stations, GPS, aerial photography of much of the territory of Armenia, the creation of digital terrain model and the new maps by orthophotoplans. The analysis of the materials were carried out, on the basis of which in the Republic in 2015 a high-precision navigation system will be created. Due to the hard work of surveyors, cartographers and topographers the Republic was brought to European states level.

Текст научной работы на тему «Создание высокоточной навигационной системы в республике Армения»

ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

УДК 528.715

Л.В. Манукян, В.А. Маркарян

НУАСА

СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТОЧНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Представлены основные этапы создания в Армении сети референц-станций GPS, аэрофотосъемки значительной части территории Армении, создания цифровой модели рельефа и новых карт посредством ортофотопланов. Выполнен анализ материалов, на основе которых в 2015 г в Армении будет создана высокоточная навигационная система. По степени геодезической и топографической изученности республика выведена на уровень европейских государств.

Ключевые слова: навигация, референц-станция, аэрофотосъемка, аэротриангуляция, ортофотоплан.

Современные спутниковые системы создают возможность для предоставления услуг по координатно-временному и навигационному обеспечению широкого круга потребителей. В настоящее время функционируют глобальные навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США). Пользователи данных систем имеют возможность определять свое местоположение с точностью, заданной характеристиками применяемой ими навигационной аппаратуры. Во всех развитых странах развитие геодезии и картографии тесно связано с внедрением современных технологий в научную и производственную сферы. Внедрение новых технологий и оборудования в производство крайне необходимо для развития геодезии и картографии, приведения существующих геодезических сетей и картографических материалов в современное состояние. В Республике Армения (РА) также предусматривается внедрение систем мониторинга и управления транспортными средствами различного назначения, предлагается создать и внедрить эффективную спутниковую навигационную систему мониторинга и управления транспортом на основе передовых спутниковых технологий.

Современные тенденции развития отраслей науки, образования, экономики определяют повышенные требования к картографо-геодезическому обеспечению государственных нужд, главным образом к точности, качеству, достоверности и полноте содержания геодезической информации и картографических материалов. Задача ускоренной подготовки цифровой навигационной информации для широкого круга потребителей, безусловно, весьма актуальна в связи с началом массового использования средств персональной навигации [1-8].

Внедрение спутниковых технологий кардинально изменило построение геодезической сети, требования к наблюдениям и повысило точность измерения координат. Точность определения координат и высот пунктов высокоточной навигационной системы составляет ±40 мм.

На территории РА всемирная координатная геодезическая система WGS-84 была внедрена в 2002—2007 гг. и были выполнены работы по созданию сетей 0, 1 и 2-го классов [9—12]. Полностью реконструирована Главная высотная основа РА. Созданные сети позволили создать планово-высотную основу в системе для выполнения топографических сьемок и других геодезических работ на территории республики [13].

Исходя из целесообразности решения навигационных и других инженерных задач, предоставление гражданским организациям координат геодезических пунктов в системе WGS-84, а также топографических карт различных масштабов, был выполнен переход всего картографического материала масштабного ряда территории РА в упомянутую систему [14].

Стремительное внедрение спутниковых технологий создает прочную основу для решения возникающих задач на мировом уровне, применяемые глобальные навигационные спутниковые системы создают основы для развития различных отраслей экономики. Применение таких систем дает возможность создать центральную базу данных, в которой скапливаются данные, получаемые с различных измерительных средств.

В 2013 г. Государственный комитет кадастра недвижимости РА получил от правительства Норвегии грант на реализацию программы по созданию в республике современной геодезической системы координат. Цель программы — создание в РА сети референц-станций GPS, осуществление аэрофотосъемки значительной части территории Армении, создание цифровой модели рельефа и новых карт посредством ортофотопланов.

В рамках программы в 2013 г. в РА была создана сеть из 12 референц-стан-ций под условным названием ARMPOS, которая покрывает всю территорию республики и присоединена к европейской системе EUPOS. Сеть референц-станций приведена на рис. 1.

Рис. 1. Сеть референц-станций на территории РА

Постоянно действующие референц-станции дали возможность создать единую координатную систему для территории РА, сэкономить как инструментальные, так и человеческие ресурсы, решать топографо-геодезические и навигационные задачи, а также областные административные проблемы управления.

ВЕСТНИК

МГСУ-

4/2015

Целью инициативной международной группы экспертов EUPOS является создание в разных странах инфраструктур, которые могли бы использовать системы GPS, ГЛОНАСС, а в дальнейшем GALILEO для определения местоположения объектов и навигации [15—20].

Сегодня в республике есть лишь навигационные системы любительского уровня. Они не соответствуют современным стандартам, а референц-станции дают возможность с точностью до сантиметра определять координаты различных участков и объектов.

В 2014 г. выполнены аэрофотосъемочные работы на территории основных населенных пунктов РА (площадью в 13 469 км2) и созданы ориентированные изображения, в т.ч.:

аэрофотосъемка, GSD 10 см (294,00 км2); проект аэротриангуляции (3 блока); ориентированные снимки, GSD 10 см (294,00 км2);

создание цифровой модели рельефа и цифровых ортофотопланов отдельных участков территории республики. В табл. 1 приведены основные технические параметры аэрофотосъемки.

Табл. 1. Технические параметры выполнения аэрофотосъемки

Наименование параметра Технические требования Фактически полученные параметры

Продольное перекрытие, % Минимальное — 55, максимальное — 65 Минимальное — 78, максимальное — 82

Поперечное перекрытие, % Минимальное — 25, максимальное — 35 Минимальное — 41, максимальное — 45

Углы наклона фотокамеры К, Ф, и ю Не должны превышать 5,5 и 6 гон соответственно. Среднее значение Ф не должно превышать 1 гон Соответствуют техническим требованиям

GSD, м 0,1 0,1

Радиометрическое разрешение, бит Не менее 8 8

Угол Солнца над горизонтом не менее 30° Соответствуют техническим требованиям

Для определения координат центров снимков одновременно использовались существующие в республике и постоянно действующие GPS-станции: бортовая ASHTECH Z-Xtreme и наземная перманентная сеть ARMPOS.

Обработка результатов измерений проводилась с использованием программного обеспечения GNSS Solutions [15].

Внутренний контроль качества проводился на всех этапах выполнения аэрофотосъемочных работ. В случае получения аэрофотоснимков, которые не соответствовали условиям технических требований, территории, на которые попадали такие аэрофотоснимки, были перезалетаны.

При планово-высотной привязке аэрофотоснимков выбор опознаков проводился без существующих материалов аэрофотосъемочных работ. Выполняя работы этим методом, учитывались следующие технические нюансы касательно выбора опознаков:

распознавание на будущих материалах аэрофотосъемки; не попадет под «завал» или тень соседних объектов;

возможность использования при изготовлении фотограмметрических продуктов в других масштабах.

Определены следующие основные объекты для выбора опознаков: фундаменты, бетонные блоки;

дорожные сооружения (края мостов, ограждения, люки, сливные решетки, сооружения автотранспортных остановок, дорожные знаки и бордюры); подпорные и основные столбы линий электропередач и связи; углы заборов и ограждений;

другие объекты, которые имеют четкие контуры и невысокие параметры. Все выбранные опознаки должны быть сохранены на местности как минимум два года.

Координаты плановых опознаков, а также их высоты были определены спутниковым методом с помощью референц-станции GPS наблюдениями методами «статическая» и «быстрая статика».

Максимальная точность определения координат ±2 см, а высот — ±5 см. Контроль качества определения координат проводился на всех этапах вычисления координат опознаков. Независимой проверке подлежал каждый опоз-нак. Средняя квадратическая ошибка определения координат опознака составила: в плане — 0,046 м, по высоте — 0,074 м [15].

Точность определения координат точек местности по аэрофотоснимкам составляет пикселям ±10 ppm и ±20 ppm, что обеспечивает создание топографических планов масштабов 1 : 2000 и 1 : 5000. Положение точки на аэроснимке определяется точностью 17 см.

Работы выполнены в основном на территориях, охватывающих населенные пункты, которые находятся на сравнительно низких и среднегорных участках. Высокогорные массивы требуют особых условий выполнения аэрофото-съемочных работ.

Аэротриангуляция выполнялась с помощью программного обеспечения Inpho/MATCH-AT. Данные инерциальной системы IGI IMU Aerocontrol II-d обрабатывались при помощи программ GrafNav 8.30 и AEROoffice.

Аэрофотоснимки использовались для изготовления ортофотопланов, а фотограмметрическое сгущение планово-высотной основы выполнено стере-офотограмметрическим методом блочной фототриангуляции.

С помощью программного обеспечения Inpho/MATCH-AT (INPHO, Germany) выполнялось формирование блоков аналитической фототриангуляции и измерений по растровым изображениям. Измерения проводились в полуавтоматическом режиме с контролем по остаточным параллаксам и ошибкам на связующих точках.

Схема разбивки на блоки триангуляции и расположения планово-высотных опознаков одного из населенных пунктов приведена на рис. 2.

Средняя квадратическая ошибка по связи не превышала 1 мкм. По результатам построения фотограмметрической модели, средние отклонения на связующих точках составили 0,7 мкм. Уравнивание и оценка точности определения координат точек сгущения проведено также с использованием программы Inpho/MATCH-AT(INPHO, Germany).

При изготовлении ортофотопланов использовались приведенные в табл. 2 программы.

Табл. 2. Изготовление ортофотопланов

Виды работ Программное обеспечение

Орторектификация Inpho/OrthoMaster (INPHO, Germany)

Создание мозаик Inpho/OrthoVista (INPHO, Germany)

Редактирование порезов Inpho/Seam Editor

По результатам обработки данных воздушного лазерного сканирования (обеспечивает лучшее проникновение), создавалась цифровая модель рельефа (ЦМР), которая позволила создать ортофотопланы по растровым изображениям аэрофотоснимков. При трансформировании использовалась центральная часть аэрофотоснимка, поскольку она имеет наименьшее перспективное искажение из-за рельефа.

Массив ортофотоизображения разделен на листы ортофотопланов в системе координат WGS-84, принятой в РА [15].

Точность созданных ортофотопланов проверялась по контрольным точкам, линиям порезов мозаики, совмещению с соседними ортофотопланами, а контроль качества — на всех этапах изготовления ортофотопланов. Абсолютная погрешность ясно видимых точек местности в ортофотопланах (RMSE) городских территорий составляет не более 0,35 м. Качество радиометрической резолюции составило 8 бит, обеспечен также целостный цветовой фон орто-фотопланов.

Таким образом, по материалам аэрофотосъемки в 2015 г. в РА будет создана высокоточная навигационная система.

Библиографический список

1. Алоян Г.А., Манукян Л.В. Особенности внедрения постоянно действующих ре-ференц станций на территории РА // Бюллетень строителей Армении. 2011. № 1—2. С. 47—49.

2. Бегларян А.Г., Варданян М.Р., Петросян О.С. Основные задачи государственной геодезической сети и картографирования на территории Республики Армения // Известия армянской сельскохозяйственной академии. 2004. № 1. С. 49—53.

3. Варданян М.Р. Переход из координатой системы СК-42 во всемирную систему координат WGS-84 на территории Республики Армении (РА) // Энергоресурсосберегающие технологии : Наука. Образование. Бизнес. Производство : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (24—28 октября 2011 г.). Астрахань : АИСИ, 2011. С. 142—144.

4. Варданян М.Р., Манукян Л.В. Реконструкция государственной нивелирной сети РА с применением новых цифровых технологий // Известия Армянской сельскохозяйственной академии. 2004. № 3/4. С. 87—93.

5. Vardanyan M., Petrosyan H. HH masshtabayin sharqi teghagrakan qartezneri t'armacowmy' her'avor zondavorman & irakan jhamanakowm gorc'ogh GPS r'eferenc-kayanneri tvyalnerov // Teghekagir Hayastani shinararneri. Erevan, 2009. No. 4—5 (140—141). Pp. 56—61. (на арм. яз.)

6. Манукян Л.В., Алоян Г.А. Анализ основных этапов внедрения на территории РА навигационной системы // Известия Государственного аграрного университета Армении. 2011. № 1. С. 132—135.

7. Манукян Л.В. Предпосылки внедрения навигационной системы в РА с применением спутниковых технологий // Известия ЕГУАС. 2010. Т. II (30). С. 70—72.

8. Petrosyan H. WGS-84 hamashxarhayin hamakargowm geodeziakan koordianatayin hamakargowm geodeziakan nor canci himnaketeri kar'owcman skzbownqnery' // Erevani twartarapetowt'yan & shinararowt'yan petakan hamalsarani gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow. Erevan, 2005. Vol. II (24). Pp. 159—161. (на арм. яз.)

9. Petrosyan H. Irakan jhamanakowm ashxatogh r'eferenc kayannerov canci tvyalneri o'gtagorc'man hnaravorowt'yownnery' & ardyownavetowt'yowny' // Teghekagir Hayastani shinararneri. Erevan, 2012. No. 9—10 (181—182). Pp. 64—66. (на арм. яз.)

10. Petrosyan H. WGS-84 hamakargowm steghc'vac' Azgayin geodeziakan canci ardyownavetowt'yowny' hanrapetowt'yan tntesowt'yan zargacman gorc'y'nt'acowm // ETwShPH-i gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow. Erevan, 2012. Vol. III (46). Pp. 151—156. (на арм. яз.)

11. Petrosyan H., Ar'aqelyan S., Margaryan V. Teghekowt'yownner HH tarac'qowm WGS-84 hamakargi & GPS y'ndownichneri kirar'man hnaravorowt'yownneri masin // ETwShPH-i gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow. Erevan, 2005. Vol. III (25). Pp. 155—157. (на арм. яз.)

12. Petrosyan H., Vardanyan M. Hayastani Hanrapetowt'yownowm WGS-84 hamakargowm steghc'vac' geodeziakan nor canci masin & dra dern ow nshanakowt'yowny' tntesowt'an tarber olortnerowm // ETwShPH gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow, hator II (24). Erevan, 2005. Vol. II (24). Pp. 162—164 (на арм. яз.)

13. Петросян О.С. О службе геодезии и картографии в Республике Армения // Первый конгресс геодезистов и картографов : доклады (16—20 декабря 2002 г.). М. : Картгеоцентр-Геодезиздат, 2003. С. 78—81.

14. Петросян О.С., Маркарян В.А. Национальная геодезическая сеть Республики Армения // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2011. № 6. С. 27—32.

15. Технический отчет № 1 по соглашению услуг аэрофотосъемки, создания цифровой модели рельефа и цифровых ортофото отдельных участков территории Армении № 13/02903-1 от 30.01.2014 // ООО «Авиационный расчетный центр». 18.06.2014. Украина. С. 62.

16. Beutler G., Rothacher M., Schaer S., Springer T.A., Kouba J., Neilan R. The International GPS Service (IGS): an interdisciplinary service in support of earth sciences // Adv Space Res. 1999. No. 23. Pp. 631—635.

17. Dow J., Gendt G., Moore A., Neilan R., Weber R. The International GPS Service — what's next? // 10th anniversary assembly charts future directions : Proceedings of ION GNSS 2004. Long Beach. CA. USA. 21—24 September. 2004. Pp. 1741—1748.

18. Dow J., Neilan R., Gendt G. The International GPS Service: celebrating the 10th anniversary and looking to the next decade // Adv Space Res. 2005. Vol. 36. No. 10. Pp. 320—326.

19. Dow J., Neilan R., Weber R., Gendt G. Galileo and the IGS: Taking advantage of multiple GNSS constellations // Adv Space Res. 2007. Vol. 39. No. 10. Pp. 1545—1551.

20. Slater J., Weber R., Fragner D. The IGS GLONASS Pilot Project — transitioning an experiment into an operational GNSS service : Proceedings of ION GNSS 2004. Long Beach. CA. USA. 21—24 September. 2004. Pp. 1749—1757.

Поступила в редакцию в декабре 2014 г.

Об авторах: Манукян Лариса Владимировна — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инженерной геодезии, Национальный университет архитектуры и строительства Армении (НУАСА), 0009, Республика Армения, г. Ереван, ул. Теряна, д. 105, +3 (749) 147-19-71, info@ysuac.am, larisamanukyan@mail.ru;

Маркарян Венера Арцруновна — кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой инженерной геодезии, Национальный университет архитектуры и строительства Армении (НУАСА), 0009, Республика Армения, г. Ереван, ул. Теряна, д. 105, +3 (749) 164-40-45, info@ysuac.am, geodesy.ysuac@mail.ru.

Для цитирования: Манукян Л.В., Маркарян В.А. Создание высокоточной навигационной системы в Республике Армения // Вестник МГСУ 2015. № 4. С. 134—142.

L.V. Manukyan, V.A. Markaryan

ESTABLISHMENT OF HIGH-PRECISION NAVIGATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Medium-Earth orbit satellite systems make it possible to provide services on time coordination and navigation support for a wide range of consumers. At present, there are global navigation satellite systems GLONASS (Russia) and GPS (USA). Users of these systems have an opportunity to determine their location accurately with the given characteristics of their navigation devices. In all developed countries the progress of geodesy and cartography is closely related to the implementation of advanced new technologies in both scientific and industrial areas. The introduction of new technologies and equipment in production is essential for the development of geodesy and cartography, bringing the existing geodetic networks and cartographic materials to modern condition. In the Republic of Armenia there are also plans on introduction of the systems for monitoring and management of vehicles for various purposes, as well as it is proposed to establish and implement an effective satellite navigation system to monitor and control traffic on the basis of advanced satellite technology. The article describes the basic steps to create the network of reference stations, GPS, aerial photography of much of the territory of Armenia, the creation of digital terrain model and the new maps by orthophotoplans. The analysis of the materials were carried out, on the basis of which in the Republic in 2015

a high-precision navigation system will be created. Due to the hard work of surveyors,

cartographers and topographers the Republic was brought to European states level.

Key words: navigation, reference station, aerial photography, aerial triangulation,

orthophotoplan.

References

1. Aloyan G.A., Manukyan L.V. Osobennosti vnedreniya postoyanno deystvuyushchikh referents stantsiy na territorii RA [Implementation Features of Continuously Operating Reference Stations on the Territory of the Republic of Armenia]. Byulleten' stroiteley Armenii [Bulletin of the Builders of Armenia]. 2011, no. 1—2, pp. 47—49. (In Russian)

2. Beglaryan A.G., Vardanyan M.R., Petrosyan O.S. Osnovnye zadachi gosudarstven-noy geodezicheskoy seti i kartografirovaniya na territorii Respubliki Armeniya [Main Tasks of the State Geodetic Network and Mapping on the Territory of the Republic of Armenia]. Izvestiya armyanskoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Armenian Agricultural Academy]. 2004, no. 1, pp. 49—53. (In Russian)

3. Vardanyan M.R. Perekhod iz koordinatoy sistemy SK-42 vo vsemirnuyu sistemu koor-dinat WGS-84 na territorii Respubliki Armenii (RA) [Transition from the Coordinate System SK-42 to the WGS-84 World Coordinate System on the Territory of the Republic of Armenia (RA)]. Energoresursosberegayushchie tekhnologii: Nauka. Obrazovanie. Biznes. Proizvod-stvo : materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (24—28 oktyabrya 2011 g.) [Energy-Saving Technologies: Science. Education. Business. Production : Materials of the 5th International Scientific and Practical Conference, October 24—28, 2011]. Astrakhan, AISI Publ., 2011, pp. 142—144. (In Russian)

4. Vardanyan M.R., Manukyan L.V. Rekonstruktsiya gosudarstvennoy nivelirnoy seti RA s primeneniem novykh tsifrovykh tekhnologiy [Reconstruction of the State Leveling Network of RA Using New Digital Technologies]. Izvestiya Armyanskoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Armenian Agricultural Academy]. 2004, no. 3/4, pp. 87—93. (In Russian)

5. Vardanyan M., Petrosyan H. HH masshtabayin sharqi teghagrakan qartezneri t'armacowmy' her'avor zondavorman & irakan jhamanakowm gorc'ogh GPS r'eferenc-kay-anneri tvyalnerov [Renovation of Scale Series of Topographical Maps of RA According to ERS and GPS Data, Working in Real-Time Mode]. Teghekagir Hayastani shinararneri [Bulletin of the Builders of Armenia]. Er&an, 2009, no. 4—5 (140—141), pp. 56—61. (In Armenian)

6. Manukyan L.V., Aloyan G.A. Analiz osnovnykh etapov vnedreniya na territorii RA nav-igatsionnoy sistemy [Analysis of the Main Stages of the Navigation System Implementation on the Territory of the Republic of Armenia]. Izvestiya Gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta Armenii [Bulletin of State Agrarian University of Armenia]. 2011, no. 1, pp. 132—135. (In Russian)

7. Manukyan L.V. Predposylki vnedreniya navigatsionnoy sistemy v RA s primeneniem sputnikovykh tekhnologiy [Prerequisites of Navigation System Implementation in the Republic of Armenia with the Use of Satellite Technologies]. Izvestiya EGUAS [Proceedings of Erevan State University of Architecture and Construction]. 2010, vol. II (30), pp. 70—72. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Petrosyan H. WGS-84 hamashxarhayin hamakargowm geodeziakan koordianatayin hamakargowm geodeziakan nor canci himnaketeri kar'owcman skzbownqnery' [Construction Principles of Base Points of New Geodetic Network in World Geodetic Reference System WGS-84]. Er&ani twartarapetowt'yan & shinararowt'yan petakan hamalsarani gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow, hator II (24) [Proceedings of Erevan State University of Architecture and Construction]. Erevan, 2005, vol. II (24), pp. 159—161. (In Armenian)

9. Petrosyan H. Irakan jhamanakowm ashxatogh r'eferenc kayannerov canci tvyalneri o'gtagorc'man hnaravorowt'yownnery' & ardyownavetowt'yowny' [Possibilities and More Effective Use of the Existing Network of Base Stations Operating in Real Time]. Teghekagir Hayastani shinararneri [Armenian Builder's bulletin]. Erevan, 2012, no. 9—10 (181—182), pp. 64—66. (In Armenian)

10. Petrosyan H. WGS-84 hamakargowm steghc'vac' Azgayin geodeziakan canci ardyownavetowt'yowny' hanrapetowt'yan tntesowt'yan zargacman gorc'y'nt'acowm [Efficiency, Created in wGs 84 Coordinate System of the National Geodetic Network, in Economic Development of the Country]. ETwShPH-i gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow [Proceedings of Erevan State University of Architecture and Construction]. Erevan, 2012, vol. lll (46), pp. 151—156. (In Armenian)

11. Petrosyan H., Ar'aqelyan S., Margaryan V. Teghekowt'yownner HH tarac'qowm WGS-84 hamakargi & GPS y'ndownichneri kirar'man hnaravorowt'yownneri masin [Information on Coordinate System WGS-84 and the Possibility of Using GPS Receivers on the Territory of the Republic of Armenia]. ETwShPH-i gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow [Proceedings of Erevan State University of Architecture and Construction]. Erevan, 2005, vol. III (25), pp.155—157. (In Armenian)

12. Petrosyan H., Vardanyan M. Hayastani Hanrapetowt'yownowm WGS-84 hamakar-gowm steghc'vac' geodeziakan nor canci masin & dra dern ow nshanakowt'yowny' tntesowt'an tarber olortnerowm [On Creating a New Geodetic Network in RA WGS-84 Coordinate System and its Role in Various Areas of the State's Economy]. ETwShPH gitakan ashxatowt'yownneri jhoghovac'ow [Proceedings of Erevan State University of Architecture and Construction]. Erevan, 2005, vol. II (24), pp.162—164. (In Armenian)

13. Petrosyan O.S. O sluzhbe geodezii i kartografii v Respublike Armeniya [On the Service of Geodesy and Cartography in the Republic of Armenia]. Pervyy kongress geodezistov i kartografov: doklady (16—20 dekabrya 2002 g.) [The First Congress of Surveyors and Cartographers : Reports. December 16—20, 2002]. Moscow, Kartgeotsentr-Geodezizdat Publ.,

2003, pp. 78—81. (In Russian)

14. Petrosyan O.S., Markaryan V.A. Natsional'naya geodezicheskaya set' Respubliki Armeniya [National Geodetic Network of the Republic of Armenia]. Izvestiya vysshikh ucheb-nykh zavedeniy. Geodeziya i aerofotos"emka. [Bulletin of Higher Education Institutions. Geodesy and Aerial Photography]. 2011, no. 6, pp. 27—32. (In Russian)

15. Tekhnicheskiy otchet № 1 po soglasheniyu uslug aerofotos"emki, sozdaniya tsifro-voy modeli rel'efa i tsifrovykh ortofoto otdel'nykh uchastkov territorii Armenii № 13/02903-1 ot 30.01.2014 [Technical Report no. 1 on the Agreement of Air Photography Services, Creation of a Digital Elevation Models and Digital Orthophoto of Separate Areas of the Armenian Territory Armenii no. 13/02903-1 from 30.01.2014]. ООО «Aviatsionnyy raschetnyy tsentr» [LLC "Aviation Settlement Center"]. 18.06.2014, Ukraine, p. 62. (In Russian)

16. Beutler G., Rothacher M., Schaer S., Springer T.A., Kouba J., Neilan R. The International GPS Service (IGS): an Interdisciplinary Service in Support of Earth Sciences. Adv Space Res. 1999, no. 23, pp. 631—635.

17. Dow J., Gendt G., Moore A., Neilan R., Weber R. The International GPS Service — What's Next? 10th Anniversary Assembly Charts Future Directions. Proceedings of ION GNSS

2004. Long Beach, CA, USA, 21—24 September, 2004, pp. 1741—1748.

18. Dow J., Neilan R., Gendt G. The International GPS Service: Celebrating the 10th Anniversary and Looking to the Next Decade. Adv Space Res. 2005, vol. 36, no. 3, pp. 320— 326. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.asr.2005.05.125.

19. Dow J., Neilan R., Weber R., Gendt G. Galileo and the IGS: Taking Advantage of Multiple GNSS Constellations. Adv. Space Res. 2007, vol. 39, no. 10, pp. 1545—1551. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.asr.2007.04.064.

20. Slater J., Weber R., Fragner D. The IGS GLONASS Pilot Project — Transitioning an Experiment into an Operational GNSS Service. Proceedings of ION GNSS 2004. Long Beach, CA, USA, 21—24 September, 2004, pp. 1749—1757.

About the authors: Manukyan Larisa Vladimirovna — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Engineering Geodesy, National University of Architecture and Construction of Armenia (NUACA), 105 Teryana str., Erevan, 0009, Republic of Armenia; +3 (749) 147-19-71; info@ysuac.am, larisamanukyan@mail.ru;

Markaryan Venera Artsrunovna — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, chair, Department of Engineering Geodesy, National University of Architecture and Construction of Armenia (NUACA), 105 Teryana str., Erevan, 0009, Republic of Armenia; +3 (749) 164-40-45, info@ysuac.am, geodesy.ysuac@mail.ru.

For citation: Manukyan L.V., Markaryan V.A. Sozdanie vysokotochnoy navigatsionnoy sistemy v Respublike Armeniya [Establishment of High-Precision Navigation System in the Republic of Armenia]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 4, pp. 134—142. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.