Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ВЯТСКОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ'

СОЗДАНИЕ ВЯТСКОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВЯТСКОЕ БРАТСТВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ / ГУБЕРНАТОР / АПОЛЛОС (БЕЛЯЕВ) / Н. А. ТРОЙНИЦКИЙ / VYATKA PROVINCE / VYATKA DIOCESE / VYATKA BROTHERHOOD OF ST. NICHOLAS / GOVERNOR / APOLLOS (BELYAEV) / N. A. TROINITSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Половникова М.Ю., Немчанинова Е.Н.

В статье при использовании преимущественно историко-сравнительного и историко-генетического методов поднимается вопрос о взаимодействии светской власти в лице губернатора Вятской губернии Н. А. Тройницкого и духовной власти в лице епископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева) в плане разрешения вопроса по открытию в Вятской губернии братства для работы со старообрядцами. В работе на основе архивных материалов рассматривается процесс подготовки к открытию Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая в городе Вятка в 1882 году. Особое внимание уделяется рассмотрению позиции епископа Вятского и Слободского Аполлоса в отношении создания Вятского братства. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что епископ Аполлос был сторонником инициативы протоиерея Стефана Кашменского в плане создания братства, но при этом стремился ограничить материальную базу братства и создать братство вне финансирования со стороны консистории. В итоге посредством обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева недопонимание между светской и духовной властями Вятской губернии было ликвидировано, и осенью 1882 года с благословения епископа Вятского и Слободского Аполлоса было учреждено Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Половникова М.Ю., Немчанинова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE VYATKA BROTHERHOOD OF THE SAINT NICHOLAS THE MIRACLE WORKER IN THE CONTEXT OF THE INTERACTION OF THE SECULAR AND SPIRITUAL AUTHORITIES OF THE VYATKA PROVINCE

Using mainly historical-comparative and historical-genetic methods, the question of the interaction of secular power in the person of the governor of the Vyatka province N. A. Troinitsky and the spiritual power in the person of Bishop of the Vyatka and Sloboda provinces Apollos (Belyaev) in terms of resolving the issue of opening a brotherhood in the Vyatka province to work with Old Believers, is raised in the article. In this work, on the basis of archival materials, the process of preparation for the opening of the Vyatka brotherhood of St. Nicholas the Miracle Worker in the city of Vyatka in 1882 is considered. Particular attention is paid to the consideration of the position of the Bishop of Vyatka and Sloboda Apollos regarding the creation of the Vyatka brotherhood. In the course of the study, the authors come to the conclusion that Bishop Apollos was a supporter of the initiative of Archpriest Stephen Kashmensky in terms of creating a brotherhood, but at the same time sought to limit the material base of the brotherhood and create a brotherhood without funding from the consistory. As a result, through the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. P. Pobedonostsev, the misunderstanding between the secular and spiritual authorities of the Vyatka province was eliminated, and in the fall of 1882, with the blessing of the Bishop of Vyatka and Sloboda Apollos, the Vyatka brotherhood of St. Nicholas the Miracle Worker was established.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ВЯТСКОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ»

Половникова М. Ю. Создание Вятского братства святителя и чудотворца Николая в контексте взаимодействия светских и духовных властей Вятской губернии / М. Ю. Половникова, Е. Н. Немчанинова // Научный диалог. — 2020. — №№ 9. — С. 420—433. — DOI: 10.24224/22271295-2020-9-420-433.

Polovnikova, M. Yu., Nemchaninova, E. N. (2020). Creation of the Vyatka Brotherhood of the Saint Nicholas the Miracle Worker in the Context of the Interaction of the Secular and Spiritual Authorities of the Vyatka Province. Nauchnyi dialog, 9: 420-433. DOI: 10.24224/22271295-2020-9-420-433. (In Russ.).

WEB OF <JC | E RI H J MWTL^'B,^

h---

LIBRARY.

УДК 94(470.342)"18":271.2+27-9 DOI: 10.24224/2227-1295-2020-9-420-433

создание вятского братства святителя и чудотворца Николая в контексте взаимодействия светских и духовных властей Вятской губернии1

© Половникова Марина Юрьевна (2020), orcid.org/0000-0002-6903-9662, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политических наук, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (Киров, Россия), pmina@mail.ru.

© Немчанинова Евгения Николаевна (2020), orcid.org/0000-0001-5705-776X, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политических наук, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (Киров, Россия), evgeniya_nem@mail.ru.

В статье при использовании преимущественно историко-сравнительного и истори-ко-генетического методов поднимается вопрос о взаимодействии светской власти в лице губернатора Вятской губернии Н. А. Тройницкого и духовной власти в лице епископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева) в плане разрешения вопроса по открытию в Вятской губернии братства для работы со старообрядцами. В работе на основе архивных материалов рассматривается процесс подготовки к открытию Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая в городе Вятка в 1882 году. Особое внимание уделяется рассмотрению позиции епископа Вятского и Слободского Аполлоса в отношении создания Вятского братства. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что епископ Аполлос был сторонником инициативы протоиерея Стефана Кашменского в плане создания братства, но при этом стремился ограничить материальную базу братства и создать братство вне финансирования со стороны консистории. В итоге посредством обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева недопонимание между светской и духовной властями Вятской губернии было ликвидировано, и осенью 1882 года с благословения епископа Вятского и Слободского Аполлоса было учреждено Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00449.

Ключевые слова: Вятская губерния; Вятская епархия; Вятское братство святителя Николая; губернатор; Аполлос (Беляев); Н. А. Тройницкий.

1. Введение

Во второй половине XIX столетия религиозная политика Российской империи в силу изменившейся политической ситуации претерпела существенные изменения. Требовалось усилить влияние на отдельные категории населения, используя централизованные методы.

Вятская епархия, как и другие епархии Российской империи, была вынуждена подстраиваться к тем кардинальным изменениям, которые происходили в стране. По данным на 1875 года, на территории Вятской губернии проживало 2 450 000 человек (из них мужчин — 1 176 524 человека, женщин — 1 273 498 человека) [Статистической описание ..., 1875, с. 9]. По численности населения Вятская губерния превосходила все другие губернии по отдельности. Одной из особенностей Вятской епархии в середине — второй половине XIX века являлось то, что она была самой многочисленной по количеству православного населения (подробный анализ специфики Вятской губернии проведен в работах региональных авторов [Макурина, 2002; Макурина, 2009; Немчанинова, 2019; Половникова, 2017]). В Вятской губернии проживало 2 281 200 человек православного вероисповедования, а также 5371 единоверец. Количество старообрядцев составляло примерно 2,25 % от общего числа населения губернии (54 960 человек) [Статистическое описание ..., 1875, с. 39—40]. Остальная часть населения исповедовала католицизм (780 человек), протестантизм (224 человека), а также англиканство (6 человек), мусульманство (94819 человек), иудаизм (814 человек). Язычников в Вятской губернии насчитывалось 11826 человек (они проживали в наиболее сложных в религиозном плане уездах — Елабужском, Сарапульском, Малмыжском).

Православие было преобладающей религией в Вятской губернии на протяжении конца XIX — начала XX веков: на 1875 год численность православного населения составляла 93,1 % общего числа населения; на 1889— 1890 год — 92,5 % [Отчет о состоянии ЦПШ 1891, с. 83] от общей численности населения; на 1908—1909 годы население составляло уже 3 611 141 человек, из которых 3 210 162 человека, то есть практически 89 % населения, были приверженцами православного вероисповедания [Очерки истории Вятской епархии ..., 2007, с. 268]. Но при этом церковные власти прилагали еще больше усилий для сохранения подобного соотношения и усиления работы среди неправославного населения. Так, во второй половине XIX века в Вятской губернии с учетом фактора многонациональности и многоконфес-

сиональности состава населения, рассредоточенного на обширных территориях, миссионерская деятельность велась по трем основным направлениям: во-первых, среди старообрядцев; во-вторых, среди «инородцев»-язычников и мусульман; в-третьих, среди сектантов [Половникова, 2017].

Во второй половине XIX века в Российской империи вновь возрождается институт православных братств (угасание братской работы прослеживалось к концу XVII века. В 1850—1860-е годы православные братства стали создаваться как благотворительные организации, но со временем стали привлекаться к миссионерской работе. Это было связано с тем, что в этот период эффективность миссионерской работы среди нехристианских народов была невелика. 8 мая 1864 года Святейший Синод «с одобрения императора» опубликовал «Основные правила для учреждения православных церковных братств» [Смолич, 1997, с. 84]. В скором времени для усиления миссионерской работы были созданы приходские попечительства, от которых братства отличались большей свободой и самостоятельностью: члены братств могли относиться к разным приходам, братства законом признавались юридическим лицом и могли приобретать собственность, братства были более самостоятельными в правах по отношению к епархиальному управлению, а также имели свой устав, утверждаемый епархиальным правлением. «Православными церковными братствами именуются общества <.> для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права, со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности и для распространения и утверждения духовного просвещения» [О правилах ..., 1864, с. 409].

Постепенно именно религиозные общества и православные братства стали одной из наиболее распространенных форм организации религиозной работы как в центре (Москве и Санкт-Петербурге), так и на местах — в губерниях Российской империи. История религиозных братств на территории Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков стала темой исследования ряда ученых [Гажва, 2008; Носова, 2006; Поня-тов, 2007; Трофименко, 2010]. В Вятской губернии одной из таких организаций стало Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая, открытое в 1882 году в Вятской губернии.

2. К истории открытия Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая

История возникновения и деятельность Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая обычно рассматриваются исследователями поверх-

ностно, в контексте узкой темы. К. В. Плетенев в своей работе дает обзор деятельности Вятского братства в начале XX века (в основном, охватывает период 1900—1902 годы) [Плетенев, 1996]. Е. В. Царева затрагивает вопрос источниковой базы по истории Вятского братства (характеризиру-ются некоторые дела, находящиеся в фондах Центрального государственного архива Кировской области, отражающие историю возникновения и деятельность Вятского братства) [Царева, 1996]. Кроме того, в рамках изучения конфессиональной политики в отношении старообрядцев рассматривается просветительская деятельность Вятского братства [Машковцев, 2015; Машковцева, 2003; Машковцева, 2014].

Открытие Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая пришлось на период руководства епархией епископа Аполлоса (Беляева), во главе Вятской губернии во время подготовки открытия братства стоял Н. А. Тройницкий. Нужно отметить, что взаимодействие светской и духовной властей в Вятской губернии выражалось в поддержке губернаторами политики, проводимой духовными архиереями. «Степень участия губернаторов в церковных делах во многом определялась их личными устремлениями, возможно, и степенью религиозности». Вятские архиереи пользовались относительной свободой и поддержкой со стороны светской власти. «.Конфликты между представителями светской и духовной власти были скорее исключением из общего правила, ориентирующего епископов и губернаторов на решение общих задач государственной важности» [Немча-нинова, 2019, с. 77].

Преосвященный Аполлос (Беляев, 1812—1885 годы жизни) возглавлял Вятскую епархию долгие восемнадцать с половиной лет — с декабря 1866 года по июнь 1885 года. По словам окружения епископа, несмотря на перевод на Вятскую епархию с должности епископа Ладожского (ви-кариатство Санкт-Петербургской епархии), Вятская епархия «своею добротою, простотою и набожностью понравилась ему так, что он не хотел никуда переходить отсюда в другие даже лучшие епархии» [Слово при погребении ..., 1885, с. 669]. Епископ Аполлос стремился укрепить позиции Русской православной церкви: при нем в Вятской епархии были учреждены Вятский комитет Православного миссионерского общества и, как уже отмечалось, Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая. При нем усилилось влияние Русской православной церкви на православное население, была организована работа среди старообрядческого и иноверческого населения. Епископ Аполлос действительно сделал очень многое для укрепления положения православной веры и Русской православной церкви в Вятской губернии.

Что касается управления губернии, то во время подготовки к открытию Вятского братства вятским губернатором был Николай Александрович Тройницкий (1842—1913 годы жизни), повышенный с должности ярославского вице-губернатора в вятские губернаторы. Н. А. Тройниц-кий возглавлял Вятскую губернию с января 1876 года по июль 1882 года. Н. А. Тройницкий был человеком религиозным. В дни почитания иконы святителя Николая на реке Великой губернатор посещал село Великорец-кое Орловского уезда, где проводились торжества. При активной поддержке Н. А. Тройницкого и его супруги Анастасии Евгеньевны к зданию Вятского Мариинского детского приюта была пристроена домовая церковь. Само же открытие Вятского братства пришлось на период губернаторства А. Н. Волкова (1819—1896 годы жизни), который официально управлял губернией с 15 июля 1882 года, хотя прибыл в Вятку только 28 ноября 1882 года, до 5 февраля 1887 года). По существу, он не сыграл особой роли в процессе образования Вятского братства.

В официальным документах и периодической печати история основания братства представляет собой идиллическую картину — инициатива протоиерея Стефана Кашменского была поддержана епархиальной властью в лице епископа Аполлоса, и без явного вмешательства светской власти в лице губернатора было открыто Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая. На самом деле история возникновения братства не столь проста.

Нужно отметить, что без двух важных документов, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), роль вятского губернатора в создании Вятского братства так и осталась бы неучтенной и второстепенной. В фонде Константина Петровича Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода в 1880—1905 годах, есть два интересных дела, в которых содержатся письма — первое от 14 марта 1882 года, написанное Н. А. Тройницким, второе — от 7 апреля 1882 года от епископа Аполлоса. Оба письма дополняют друг друга в плане освещения тонкостей процесса создания Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая.

В письме от 14 марта 1882 года от вятского губернатора, направленного к К. П. Победоносцеву, Н. А. Тройницкий выступал в качестве ходатая за С. Н. Кашменского и его дело — открытие Вятского братства. Тройниц-кий указывал, что С. Н. Кашменский проделал большую работу по организации работы со старообрядческим населением Вятской губернии. Главным достижением являлась «противораскольническая» школа, которая «уже достаточно себя зарекомендовала, чтобы <...> высказать что-либо

в ее пользу; она обратила на себя внимание всех просвещенных людей, интересующихся расколом» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 65 об.]. Для упрочения официального положения школы «лучшим, без всякого сомнения, средством <...> было бы учреждение противораскольнического братства, в ведение которого была бы передана вполне обеспеченная школа, и которое затем могло бы поддерживать и расширять деятельность столь полезного учреждения» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 66].

Н. А. Тройницкий указывал, что не видит никакой проблемы в оказании содействия С. Кашменскому со стороны епархиального и губернского начальства, но на деле именно епархиальные власти стали создавать препятствия для открытия братства и передачи ему школы. Епископ Вятский и Слободской Аполлос по-другому относился к данному вопросу, «и он же желает выпустить это учреждение из-под ведения Консистории, и потому не соглашается на учреждение братства» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 66]. Н. А. Тройницкий признавал, что он вмешивается в дело, которое не касается его напрямую. Также он указывал, что делает «это по долгу совести, признавая это необходимым для пользы Высочайше вверенной мне губернии» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 65].

Н. А. Тройницкий был обеспокоен тем, что из-за отсутствия четкого подчинения школы ее обеспечивающий капитал может быть перенаправлен. Такое перераспределение происходило еще до официальных решений, «так в последнее время часть его [капитала] уже затрачена на нужды миссионерского общества, действующего против магометан и язычников, и воспрепятствовать этому о. Кашменский не в силах» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 66 об.]. Именно из-за перераспределения средств Кашменский вынужден был искать поддержки в обход вятского архиерея, а вятский губернатор вынужден вмешиваться в дела. И вятский губернатор, обращаясь к обер-прокурору К. П. Победоносцеву, признает «со своей стороны учреждение братства для противодействия расколу в пределах Вятской губернии настоятельно необходимым», и, «полагая, что учреждение такового встретит противодействие со стороны епархиального начальства и консистории», ходатайствует перед Высокопревосходительством «о благосклонном внимании к представленному о. Кашменским проекту» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 66 об.].

Письмо Н. А. Тройницкого не осталось незамеченным. Реакция обер-прокурора сыграла свою роль — вятский епископ выступил в поддержку создания общества. Нужно отметить, что с точки зрения организации деятельности духовных властей и их финансирования содержание Вятского братства было обременительно для консистории и епархии. Но епископ

Аполлос, поняв и приняв позицию светских властей, указал, что, «если бы Ваше Высокопреосвященство сначала изволили сообщить мне, что находите полезным и нужным учредить противураскольническое братство в Вятке, я ни в каком случае не позволил бы себе против личного Вашего мнения делать какое-либо возражение, которое бы было не совместно с моими глубокими чувствами почтительности и уважения к особе Вашего Высокопреосвященства» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 87, л. 1 об.]. Последним доводом в поддержку создания Вятского братства стали сведения из последнего письма от обер-прокурора о том, что «на этот предмет обращено особливое монаршее внимание Государя императора и что св. Синод заботится об учреждении Братств везде, где есть надобность в борьбе с расколом» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 87, л. 1 об.]. Поэтому епископ Вятский и Слободской Аполлос заверил обер-прокурора, что «уже дал Консистории предложение войти в суждение об учреждении братства против раскола в Вятской епархии» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 87, л. 2].

3. Открытие Вятского братства и начало его деятельности

В итоге 31 октября 1882 года с разрешения Святейшего Синода «согласно предложению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Аполлоса, Архиепископа Вятского и Слободского, состоялось открытие Братства Святителя и Чудотворца Николая в г. Вятке» [Открытие Вятского братства ..., 1882, с. 563]. Аполлос, епископ Вятский и Слободской, в связи с таким событием пожертвовал братству новый «принадлежащий архиерейскому дому двухэтажный флигель для братской школы» [Открытие Вятского братства ..., 1882, с. 567] на берегу р. Вятка, расположенный в северо-восточном углу архиерейского сада. Планировалось разместить на верхнем этаже школу, а на нижнем расположить квартиру для учеников. После такого щедрого подарка от епископа Вятского и Слободского и всего высшего духовенства в целом на будущее братство возлагались большие надежды.

Открытие братства ознаменовала торжественная церемония, проходившая в Кафедральном соборе г. Вятки. На торжественном открытии функции епископа Аполлоса выполнял Тихон, епископ Сарапульский. После литургии преосвященный Тихон совершил «молебствие Святителю Николаю пред Великорецкою чудотворною иконою его, в сослужении кафедрального духовенства и других церквей г. Вятки. Затем, в преднесении чудотворного образа Святителя Николая и Животворящего Креста, с пением тропаря "Правило веры и образ кротости", при колокольном звоне, последовало шествие в квартиру» [Открытие Вятского братства ..., 1882, с. 563] Стефана Кашменского.

Относительно отсутствия епископа Аполлоса преосвященный Тихон объяснил, что вятский епископ Аполлос по состоянию здоровья не смог «присутствовать здесь, на открытии Вятского Братства, во имя Святителя и Чудотворца Николая, и лично благословить начало его» [Открытие Вятского братства ..., 1882, с. 564]. Действительно, епископу Аполлосу на тот момент было семьдесят лет, что могло отразиться на его здоровье. Епископ Тихон подчеркнул, что на момент открытия братства нельзя требовать от него быстрой организации подобных бесед даже силами учеников братской школы. Но подготовка кадров для ведения мирной работы со старообрядцами являлась необходимой и важной частью работы духовенства по упрочению позиций Русской православной церкви среди отходящего от веры и церкви населения.

После епископа Тихона слово взял Стефан Кашменский, который зачитал указ Духовной Консистории об утверждении архиепископом Вятским и Слободским Аполлосом проекта Устава братства, составленного кафедральным протоиереем. В самом Уставе братства 1882 года, одобренном вятским архиереем, говорилось о том, что «Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая находится при Вятском кафедральном соборе и состоит в ведении и под непосредственным покровительством Епархиального Архиерея и местного Губернатора» [Устав Вятского братства ..., 1882, с. 568—569]. Был зачитан текст Устава и список лиц, изъявивших желание быть членами братства. Потом закрытым голосованием было избрано восемь членов Совета братства, как и предусматривалось его Уставом. Так прошло открытие Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая, которое за недолгую, но очень плодотворную деятельность (братство просуществовало вплоть до 1917 года) сплотило вокруг себя все духовенство Вятской епархии и наиболее активных светских жителей Вятской губернии. Нужно заметить, что со временем братство доказало свою состоятельность, став ведущей епархиальной организацией, и значительно расширило сферу своей деятельности.

4. Заключение

Итак, «в 1882 г. при Вятском кафедральном соборе по инициативе протоиерея Стефана Кашменского было основано братство Святителя и Чудотворца Николая» [Машковцева, 2003, с. 145]. Создание Вятского братства было кульминацией деятельности противораскольнической миссии в Вятской епархии, начатой еще в 1830-е годы, но достигшей наивысшего расцвета при епархиальном миссионере Стефане Кашменском в 1870-е годы. Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая было истинным детищем Стефана Кашменского, протоиерея Кафедрального собора г. Вятки, который

возлагал на братство большие надежды в плане упрочения и развития работы со старообрядцами, а также расширения круга деятельности самого братства.

По замыслу С. Кашменского, братство было создано «с целью содействия епархиальным властям в их противораскольнической деятельности» [Вятское братство ..., 1908, с. 3]. С течением времени Вятское братство при поддержке власти и духовенства активно развивалось, и на его основе «в 1915 г. образовано новое епархиальное учреждение и принят его Устав» [Половникова, 2012, с. 68]. Усилиями братства «открывались "противорас-кольнические" школы, распространялась богословская литература, пропагандирующая вероучение Русской православной церкви, инициировалось совместное обучение в школах детей старообрядцев и сторонников официальной церкви в целях сглаживания противоречий между ними и ликвидации конфронтации, проводились индивидуальные и коллективные беседы с приверженцами староверия и т. п.» [Машковцева, 2014, с. 53].

Важный аспект взаимодействия светской и духовной властей в плане содействия созданию подобной местной организации, направленной на оказание помощи вятскому духовенству в работе со старообрядцами, а с течением времени — с «иноверцами» и сектантами, был показателен с точки зрения претворения в жизнь изменившейся религиозной политики Российской империи. В итоге именно вятский архиерей и вятский губернатор выступили сторонниками создания Вятского братства в Вятской епархии.

Так, Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая было открыто в 1882 году благодаря стараниям Стефана Кашменского при непосредственной поддержке вятского губернатора Н. А. Тройницкого и вятского епископа Аполлоса. Разрешение вопросов претворения в жизнь религиозной политики не входило в прямые обязанности вятского губернатора, но в силу важности работы «противораскольнического» училища и перспективности проекта С. Кашменского по образованию Вятского братства вятский губернатор Н. А. Тройницкий вынужден был вмешаться в ситуацию. Епископ Аполлос, ратовавший за укрепление Русской православной церкви и усиление влияния местного духовенства на православное, старообрядческое, «иноверческое» население Вятской епархии, понимал необходимость достойного обеспечения миссионерской деятельности среди мусульманского и языческого населения епархии, но после открытой поддержки со стороны императора и обер-прокурора Св. Синода осознал необходимость создания Вятского братства для усиления работы среди старообрядческого населения.

Таким образом, после успешного разрешения несогласованностей между Вятским архиереем и Св. Синодом было образовано Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая, находившееся в ведении Духовной Кон-

систории. Вмешательство в процесс создания Вятского братства вятского губернатора стало ключевым в истории его образования. Так, в конце XIX века сотрудничество светской и духовной властей продолжало играть важную роль в эффективной реализации политического курса Российской империи.

источники и принятые сокращения

1. Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая в 1906—1907 отчетном году. — Вятка, 1908. — 112 с.

2. О правилах для учреждения Православных церковных братств : закон от 8 мая 1864 г. № 40863 : Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е [1825— 1881 гг.]. Т. 39. Часть 1: Законы. — Санкт-Петербург, 1864. — С. 409—410.

3. Открытие Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. — 1882. — № 22. Отдел духовно-литературный. — С. 563—568.

4. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Вятской епархии за 1889/90 учебный год // Вятские епархиальные ведомости. — 1891. — № 4. — С. 83—102.

5. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 58; Ф. 1574. Оп. 2. Д. 87.

6. Слово при погребении Высокопреосвященнейшего Аполлоса, бывшего архиепископа Вятского и Слободского, произнесенное Преосвященнейшим Макарием, епископом Вятским и Слободским, в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, 1 декабря 1885 года // Вятские Епархиальные ведомости. — 1885. — № 24. Отдел духовно-литературный. — С. 666—671.

7. Статистическое описание Вятской губернии и справочные сведения / сост. Н. Спасский. — Вятка : Губ. типография, 1875. — 394 с.

8. Устав Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая // Вятские Епархиальные ведомости. — 1882. — № 22. Отдел духовно-литературный. — С. 568—576.

литература

1. ГажваИ. А. Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX — начале XX вв.: на материалах Владимирской и Костромской губерний : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / И. А. Гажва. — Иваново, 2008. — 179 с.

2. МакуринаВ. В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX — начале XX века : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / В. В. Макурина. — Санкт-Петербург, 2002. — 323 с.

3. Макурина В. В. Приходская и миссионерская деятельность на территории расселения удмуртов в Вятской епархии (вторая половина XIX — начало XX вв.) / В. В. Макурина // Религии народов Вятского края : учебно-справочное пособие. — Киров, 2009. — С. 62—74.

4. Машковцев А. А. Старообрядцы и сектанты Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX века: взаимоотношения с региональными властями и православной церковью / А. А. Машковцев, В. В. Машковцева. — Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. — 219 с.

5. Машковцева В. В. Миссионерская деятельность Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая среди старообрядцев / В. В. Машковцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2003. — № 8. — С. 145—150.

6. Машковцева В. В. Старообрядцы Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX в.: социально-демографический аспект / В. В. Машковцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — № 9. — С. 52—64.

7. Немчанинова Е. Н. Губернатор и епископ в системе церковно-государственных отношений во второй половине XIX — начале XX в. (на материалах Вятской губернии) / Е. Н. Немчанинова, М. Ю. Половникова. — Вестник Томского государственного университета. История. — 2019. — № 62. — С. 72—79. — DOI: 10.17223/19988613/62/9.

8. Носова Т. А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX — начале XX века : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Т. А. Носова. — Сыктывкар, 2006. — 205 с.

9. Очерки истории Вятской епархии (1657—2007): 350-летие Вятской епархии / под. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. — Вятка : Буквица, 2007. — 640 с.

10. Плетенев К. В. Миссионерско-просветительская деятельность Вятского братства во имя Святителя и Чудотворца Николая в конце XIX — начале XX века / К. В. Плетнев // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца : материалы Международной научной конференции : в 2 т. Т. 1. — Киров, 1996. — С. 280—283.

11. Половникова М. Ю. Вятское братство святителя и чудотворца Николая (конец XIX — начало XX вв.) / М. Ю. Половникова // Новый исторический вестник. — 2012. — № 3 (33). — С. 65—73.

12. Половникова М. Ю. Религиозно-просветительская и миссионерская деятельность Русской православной церкви во второй половине XIX — начале XX вв.: на материалах Вятской епархии : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / М. Ю. Половникова. — Киров, 2017. — 296 с.

13. Понятов А. Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. Н. Понятов. — Казань, 2007. — 286 с.

14. Трофименко В. Г. Возникновение и деятельность православных церковных братств на Европейском Севере России в 1864—1918 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / В. Г. Трофименко. — Архангельск, 2010. — 232 с.

15. Царева Е. В. К вопросу о деятельности Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая (1882—1916 гг.) / Е. В. Царева // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца : материалы Международной научной конференции : в 2 т. Т. 1. — Киров, 1996. — С. 277—280.

Creation of the Vyatka Brotherhood of the Saint Nicholas

the Miracle Worker in the Context of the Interaction

of the Secular and Spiritual Authorities of the Vyatka Province1

© Marina Yu. Polovnikova (2020), orcid.org/0000-0002-6903-9662, PhD in History, associate professor, Department of history and political sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University" (Kirov, Russia), pmina@mail.ru.

1 The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of a scientific project № 19-09-00449.

© Evgenia N. Nemchaninova (2020), orcid.org/0000-0001-5705-776X, PhD in History, associate professor, Department of history and political sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University" (Kirov, Russia), ev-geniya_nem@mail.ru.

Using mainly historical-comparative and historical-genetic methods, the question of the interaction of secular power in the person of the governor of the Vyatka province N. A. Troinit-sky and the spiritual power in the person of Bishop of the Vyatka and Sloboda provinces Apollos (Belyaev) in terms of resolving the issue of opening a brotherhood in the Vyatka province to work with Old Believers, is raised in the article. In this work, on the basis of archival materials, the process of preparation for the opening of the Vyatka brotherhood of St. Nicholas the Miracle Worker in the city of Vyatka in 1882 is considered. Particular attention is paid to the consideration of the position of the Bishop of Vyatka and Sloboda Apollos regarding the creation of the Vyatka brotherhood. In the course of the study, the authors come to the conclusion that Bishop Apollos was a supporter of the initiative of Archpriest Stephen Kashmensky in terms of creating a brotherhood, but at the same time sought to limit the material base of the brotherhood and create a brotherhood without funding from the consistory. As a result, through the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. P. Pobedonostsev, the misunderstanding between the secular and spiritual authorities of the Vyatka province was eliminated, and in the fall of 1882, with the blessing of the Bishop of Vyatka and Sloboda Apollos, the Vyatka brotherhood of St. Nicholas the Miracle Worker was established.

Key words: Vyatka province; Vyatka diocese; Vyatka brotherhood of St. Nicholas; governor; Apollos (Belyaev); N. A. Troinitsky.

Material resources

O pravilakh dlya uchrezhdeniya Pravoslavnykh tserkovnykh bratstv: zakon ot 8 maya 1864 g.

№ 40863 [On the rules for the establishment of Orthodox church fraternities] (1864). In: Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 2-e. [1825— 1881 gg.] [Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2], 39 (1). Zakony. Sankt-Peterburg. 409—410. (In Russ.). Otkrytie Vyatskogo Bratstva Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya [Opening of the Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Chudotvorets]. (1882). Vyatskie eparkhialnye vedomosti [Vyatka diocesan bulletin], 22: 563—568. (In Russ.). Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramotnosti Vyatskoy eparkhii za 1889/90 uchebnyy god [Report on the state of parochial schools and literacy schools of the Vyatka diocese for the 1889/90 academic year]. (1891). Vyatskie eparkhialnye vedomosti [Vyatka diocesan bulletin], 4: 83—102. (In Russ.). RGIA — Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archives]. (In Russ.).

Slovo pri pogrebenii Vysokopreosvyashchenneyshego Apollosa, byvshego arkhiepiskopa Vy-atskogo i Slobodskogo, proiznesennoe Preosvyashchenneyshim Makariem, epis-kopom Vyatskim i Slobodskim, v Slobodskom Krestovozdvizhenskom monas-tyre, 1 dekabrya 1885 goda [Sermon at the burial of His Eminence Apollos, the former Archbishop of Vyatka and Slobodskoy, delivered by His Grace Macarius, Bishop of Vyatka and Slobodskoy, in the Slobodskoy Krestovozdvizhenskiy Monastery]. (1885). Vyatskie Eparkhialnye vedomosti [Vyatka diocesan bulletin], 24: 666—671. (In Russ.).

Spasskiy, N. (ed.). (1875). Statisticheskoe opisanie Vyatskoy gubernii i spravochnye svedeniya [Statistical description of the Vyatka province and reference information]. Vyatka: Gub. tipografiya. 394 p. (In Russ.).

Ustav Vyatskogo Bratstva Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya [Charter of the Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Chudotvorets]. (1882). Vyatskie Eparkhialnye vedo-mosti [Vyatka diocesan bulletin], 22: 568—576. (In Russ.).

Vyatskoe Bratstvo Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya v 1906—1907 otchetnom godu [Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Chudotvorets in the 1906—1907 reporting year]. (1908).Vyatka. 112 p. (In Russ.).

References

Gazhva, I. A. (2008). Religiozno-prosvetitelskaya deyatelnost'pravoslavnykh bratstv Tsen-tralnoy Rossii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv.: na materialakh Vladi-mirskoy i Kostromskoy guberniy: PhD Diss. [Religious and educational activities of the Orthodox brotherhoods of Central Russia in the second half of the XIX — early XX centuries: on the materials of the Vladimir and Kostroma provinces. PhD Diss.]. Ivanovo. 179 p. (In Russ.).

Khrisanf, mitr. Vyatskiy i Slobodskoy. (ed.). (2007). Ocherki istorii Vyatskoy eparkhii (1657— 2007): 350-letie Vyatskoy eparkhii [Essays on the history of the Vyatka diocese (1657—2007): 350th anniversary of the Vyatka diocese]. Vyatka: Bukvitsa. 640 p. (In Russ.).

Makurina, V. V. (2002). Missionerskaya deyatelnost' Russkoy pravoslavnoy tserkvi v Udmurtii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka. PhD Diss. [Missionary activity of the Russian Orthodox Church in Udmurtia in the second half of the 19th — early 20th centuries. PhD Diss.]. Sankt-Peterburg. 323 p. (In Russ.).

Makurina, V. V. (2009). Prikhodskaya i missionerskaya deyatelnost' na territorii rasseleniya udmurtov v Vyatskoy eparkhii (vtoraya polovina XIX — nachalo XX vv.) [Parish and missionary activities on the territory of the settlement of the Udmurts in the Vyatka diocese (second half of the 19th — early 20th centuries). In: Religii narodov Vyatskogo kraya: uchebno-spravochnoe posobie [Religions of the peoples of the Vyatka Territory]. Kirov. 62—74. (In Russ.).

Mashkovtsev, A. A., Mashkovtseva, V. V. (2015). Staroobryadtsy i sektanty Vyatskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka: vzaimootnosheniya s regionalnymi vlasty-ami i pravoslavnoy tserkovyu [Old Believers and sectarians of the Vyatka province in the second half of the 19th — early 20th centuries: relations with regional authorities and the Orthodox Church]. Kirov: Raduga-PRESS. 219 p. (In Russ.).

Mashkovtseva, V. V. (2003). Missionerskaya deyatelnost' Vyatskogo bratstva Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya sredi staroobryadtsev [Missionary activity of the Vyatka brotherhood of St. Nicholas the Chudotvorets among the Old Believers]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], 8: 145—150. (In Russ.).

Mashkovtseva, V. V. (2014). Staroobryadtsy Vyatskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX v.: sotsialno-demograficheskiy aspekt [Old Believers of the Vyatka province in the second half of the 19th — early 20th centuries: socio-demograph-ic aspect]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], 9: 52—64. (In Russ.).

Nemchaninova, E. N., Polovnikova, M. Yu (2019). Gubernator i episkop v sisteme tserkov-no-gosudarstvennykh otnosheniy vo vtoroy polovine XIX — nachale XX v. (na materialakh Vyatskoy gubernii) [The governor and diocesan in the system of church-state relations in the second half of the XIX — early XX centuries (on the materials of the Vyatka province)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Tomsk State University Journal of History], 62: 72—79. DOI: 10.17223/19988613/62/9. (In Russ.).

Nosova, T. A. (2006). Pravoslavnyye bratstva Vologodskoy eparkhii v kontse XIX — nachale XX veka: PhD Diss. [Orthodox brotherhoods of the Vologda diocese in the late 19th — early 20th centuries. PhD Diss.]. Syktyvkar. 205 p. (In Russ.).

Pletenev, K. V. (1996). Missionersko-prosvetitelskaya deyatelnost' Vyatskogo bratstva vo imya Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya v kontse XIX — nachale XX veka [Missionary and educational activities of the Vyatka brotherhood in the name of St. Nicholas the Chudotvorets in the late 19th — early 20th centuries]. In: Religiya i tserkov' v kultur-no-istoricheskom razvitii Russkogo Severa. K 450-letiyu Prepodobnogo Trifona, Vyatskogo Chudotvortsa: materialyMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Religion and Church in the Cultural and Historical Development of the Russian North. To the 450th anniversary of the Monk Tryphon, the Vyatka Chudotvorets: Proceedings of the International Scientific Conference]. Kirov. 2/1: 280—283. (In Russ.).

Polovnikova, M. Yu. (2012). Vyatskoye bratstvo svyatitelya i chudotvortsa Nikolaya (konets XIX — nachalo XX vv.) [Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Chudotvorets (late 19th — early 20th centuries)]. Novyy istoricheskiy vestnik [The New Historical Bulletin], 3 (33): 65—73. (In Russ.).

Polovnikova, M. Yu. (2017). Religiozno-prosvetitelskaya i missionerskaya deyatelnost'Russkoy pravoslavnoy tserkvi vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv. : na materialakh Vyatskoy eparkhii: PhD Diss. [Religious, educational and missionary activities of the Russian Orthodox Church in the second half of the 19th — early 20th centuries: on the materials of the Vyatka diocese. PhD Diss.]. Kirov. 296 p. (In Russ.).

Ponyatov, A. N. (2007). Missionerskaya deyatelnost'«Bratstva svyatitelya Guriya» vKazan-skoy gubernii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv: PhD Diss. [Missionary activity of the Brotherhood of St. Gury in the Kazan province in the second half of the 19th — early 20th centuries. PhD Diss.]. Kazan. 286 p. (In Russ.).

Trofimenko, V. G. (2010). Vozniknovenie i deyatelnost'pravoslavnykh tserkovnykh bratstv na Evropeyskom Severe Rossii v 1864—1918 gg. PhD Diss. [The emergence and activity of Orthodox church fraternities in the European North of Russia in 1864—1918. PhD Diss.]. Arkhangelsk. 232 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsareva, E. V. (1996). K voprosu o deyatelnosti Vyatskogo bratstva Svyatitelya i Chudotvort-sa Nikolaya (1882—1916 gg.) [On the question of the activities of the Vyatka brotherhood of St. Nicholas the Chudotvorets]. In: Religiya i tserkov' v kulturno-istoricheskom razvitii Russkogo Severa. K 450-letiyu Prepodobnogo Trifona, Vyatskogo Chudotvortsa: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Religion and Church in the Cultural and Historical Development of the Russian North. To the 450th anniversary of the Monk Tryphon, the Vyatka Chudotvorets: Proceedings of the International Scientific Conference]. Kirov. 2/1. 277—280. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.