Научная статья на тему 'Создание вологодского пересыльного тракта колодников в XVIII в'

Создание вологодского пересыльного тракта колодников в XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛОДНИКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА / ВОЛОГОДСКИЙ ПЕРЕСЫЛЬНЫЙ ТРАКТ / ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ / ЯМСКАЯ ПОДВОДА / БЕЗУМНЫЕ КОЛОДНИКИ / КОНВОЙ / КОРМОВЫЕ ДЕНЬГИ / ПЕРЕСЫЛКА ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлушков А. Р.

В статье выявляются основные предпосылки создания вологодского пересыльного тракта в первой половине XVIII в., раскрываются особенности этого процесса и роль в нем государства и церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание вологодского пересыльного тракта колодников в XVIII в»

Создание вологодского пересыльного тракта колодников в XVIII в.

А.Р. ПАВЛУШКОВ - доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук

В статье выявляются основные предпосылки создания вологодского пересыльного тракта в первой половине XVIII в., раскрываются особенности этого процесса и роль в нем государства и церкви.

Ключевые слова: колодники духовного ведомства; вологодский пересыльный тракт; Тайная канцелярия; ямская подвода; безумные колодники; конвой; кормовые деньги; пересылка заключенных.

On the issue of the appearance of the Vologda transit route for convicts in the XVIII century

A.R. PAVLUSHKOV - an associate professor of the Chair of Philosophy and History, the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Cand. Sc. (History)

The article describes the basic preconditions for the appearance of the Vologda transit route for convicts in the 1st half of the XVIII century, the State's and the Church's role in this process, as well as its features.

Key words: convicts of the Spiritual Department; the Vologda transit route; the Secret Chancery; The Yamskaya Cart (Supply); mad convicts in the stocks; escort; forage money; shipment of prisoners.

Обращение к вопросу отправки колодников по вологодскому тракту представляет научный интерес в силу того, что научных публикаций, посвященных периоду его создания, нет. Сложившееся представление о Вологде как транспортной пересыльной развязке относится к XIX в. Между тем уже в начале XVIII в. имелись предпосылки для превращения города в важнейший транспортный узел, через который осуществлялась дальнейшая переправка колодников на север и восток страны.

Отправка колодников духовного ведомства в XVIII в. имела свои специфические особенности, понять и выявить которые можно только при внимательном изучении архивных документов. Вологодский колодничий тракт стал формироваться еще в XVI в., когда

впервые возникла государственная тюрьма, располагавшаяся на территории Соловецкого монастыря. Путь государственных преступников1 в Архангельск проходил через Вологду, значение которой в этой связи постепенно стало возрастать. В XVII-XVIII вв. практика ссылки преступников значительно расширилась, что объяснялось формированием основных черт абсолютизма и, как следствие, усилением карательных функций государства2. В качестве мест заключения интенсивнее стали использоваться северозападные монастыри, обладавшие необходимыми средствами для изоляции преступ-ников3. Вологда постепенно превратилась в важнейший центр пересыльного тракта.

Усилению роли Вологды в деле контроля над пересыльными колодниками способ-

ствовало и то обстоятельство, что в указанный период ссылку как форму наказания активно использовала и Русская православная церковь в борьбе со своими противниками, особенно с приверженцами раскола4. Несмотря на принципиальное расхождение в подходах государства и церкви к пониманию и назначению наказания, оба они широко использовали ссылку, что в итоге привело к появлению разнообразных форм монастырского заключения5. Вологодские обители стали активно использоваться в пенитенциарных целях.

По линии духовного ведомства контроль за пересыльными возлагался на епархиального архиерея6. 2 сентября 1721 г. Правительствующий Синод утвердил маршрут колодников духовного ведомства из Санкт-Петербурга на Соловки. Он проходил через Ладогу и Вологду, его протяженность составляла 670 верст. Основанием для постановления послужила передача из Тайной канцелярии двух «обнаженных колодников»7 - монаха Макария и попа Федора. После пыточного расспроса их приговорили к вечному заключению в Соловецкой тюрьме. По указанию Тайной канцелярии они были переведены в Синод, которому поручалось произвести их этапирование. Формально Синод не подчинялся Тайной канцелярии, однако зловещая тень этой всевластной государственной организации пугала всех подданных8. Синод, только что ставший одновременно и государственным, и церковным органом, вынужден был подчиниться распоряжению. Духовное правительство столкнулось с серьезной проблемой, так как в указе ничего не говорилось о том, каким образом должна осуществляться транспортировка осужденных, ничего не сообщалось и о маршруте передвижения. Синод не решился даже обратиться в Тайную канцелярию с соответствующим запросом9, однако именно это обстоятельство заставило его впервые вплотную заняться организацией отправки колодников.

Принцип унификации, характерный для централизованного государства, при формировании нормативно-правовой базы относительно колодников духовного ведомства был основным. В данном случае Синодом были продублированы и несколько конкретизированы императорские указы, касавшиеся пересылки осужденных. Транспортировка осужденных осуществлялась на ямских подводах гражданского ведомства. В основу определения штатности подвод было положено не количество отправляемых

осужденных, а раздельное передвижение охраны и колодников. Это приводило к тому, что на одной подводе могло переправляться различное количество колодников, что часто приводило к перегрузу транспорта. В 1723 г. согласно утвержденному реестру Синод располагал уже 115 ямскими подводами, деньги на содержание которых выдавались Штатс-конторой10. Они использовались как для почтовой переписки, так и для переправки колодников. Размер кормовых денег для колодников изменялся в зависимости от удаленности от центра. Устанавливался следующий тариф из расчета на одну подводу: 1 деньга на 1 версту от Санкт-Петербурга до Ладоги (130 верст), 6 денег на 10 верст от Ладоги до Вологды (540 верст), всего 4 руб. 16 алтын 4 деньги11. Вопреки сложившемуся мнению тариф по мере удаления от центра не увеличивался, а уменьшался (до Ладоги - 1 деньга с версты, после 0,6 деньги). Объяснялось это тем, что цены в провинции были ниже, а значит, по мысли законодателя, покупка продовольствия для колодников и конвоя должна была обходиться дешевле. В дальнейшем раскладка тарифов по вологодскому тракту была унифицирована в зависимости от времени года. Так, плата за использование лошадей и подвод для перевозки колодников составляла зимой 1 деньгу, летом 1 копейку за каждую версту12. Примечательно то, что постановление Синода предписывало во время ночевки на открытом пространстве охране спать вперемешку с колодниками для предотвращения случаев бегства13.

Постановление четко определяло статус Вологды на пути передвижения колодников: она являлась «водоразделом» транспортного пути. После прибытия в Вологду половина подвод возвращалась обратно в Санкт-Петербург или Москву, а в Вологде формировался новый конвой. На возвращение одной подводы выдавалось 2 руб. 8 алтын 2 деньги. Возвращались только подводы с солдатами. Вторая их часть (с колодниками) оставалась в распоряжении духовного правления или светских властей, что оговаривалось в сопроводительных документах. По всей вероятности, после проверки технического состояния они также использовались для транспортировки. Дальнейшее передвижение колодников (от Вологды до Холмогор) документально не регламентировалось, однако предписание заставляло вологодские власти отправлять их «чем позволено будет», что фактически означало, что последующая пересылка мог-

ла осуществляться в любой форме. Синод также подтверждал право светских команд14 требовать подводы у церковных властей, если на маршруте передвижения колодников отсутствовали ямы. Им разрешалось в патриарших, архиерейских и монастырских землях самостоятельно нанимать транспорт и запрещалось злоупотреблять своими правами. В частности, вопрос о предоставлении подвод старший светской команды обязан был согласовывать с местными духовными властями15. Однако требование не брать лишних подвод у местного населения юридически не было закреплено, что приводило к всевозможным нарушениям. Об этом свидетельствуют жалобы со стороны местного населения и духовных властей на действия конвоя, который обвинялся в произволе при добыче провианта и незаконном сборе денежных средств в провинции16. Известны и такие вопиющие случаи, когда конвой отпускал колодников за вознаграждение.

12 декабря 1721 г. сбежал колодник приказа Церковных дел крестьянин Вологодского уезда, обвинявшийся в причастности к расколу. В качестве официальной причины назывался плохой контроль со стороны конвойной команды. Однако последовавшее за этим постановление проливает свет на возможные истинные обстоятельства бегства. В Синоде обсуждался вопрос о плохом несении караульной службы во время транспортировки и охраны колодников. В числе аргументов были озвучены десять фактов, когда охранники за взятку отпускали колодников на свободу или совершали кражи вещей у местного населения17. Разумеется, некоторые колодники бежали по причине элементарной безалаберности охраны, используя для этого всевозможные подходящие моменты: мытье в бане, ночевки в лесу18. Тем не менее надо признать, что большая часть побегов происходила из-за злоупотребления служебным положением со стороны охраны. Как правило, виновных в совершении побегов наказывали и отправляли в Военную коллегию или губернскую канцелярию, которая производила соответствующее расследование. На место прежних охранников присылали новых военных, однако дисциплинарные нарушения продолжались и приобретали хронический характер, что дезорганизовывало работу по пересылке колодников. Синод стал заложником сложившейся ситуации, так как собственными средствами для охраны колодников не располагал, а присылаемых из Военной коллегии охранников не хватало.

Отправка колодников из Вологды производилась на основании сопроводительных документов. Содержание колодников в пути осуществлялось за счет государства (за исключением тех случаев, когда ссылка духовенства назначалась за дисциплинарные нарушения). При отправке колодников из Вологды в Архангельск разрешалось брать подводы у местного податного населения. Они предоставлялись сельскими жителями по принципу круга (по очереди каждой семьей) в соответствии с утвержденным тарифом. В иных случаях допускалась возможность приобретать транспорт для колодников и у «охочих» (то есть желающих) по взаимной договоренности. Закон не устанавливал ценовых пределов, однако за основу брались государственные тарифы по аренде лошадей на дальние расстояния и местные рыночные цены19.

Сумма прогонных денег на пересылку по вологодскому тракту первоначально формировалась спонтанно, и длительное время соответствующей бюджетной статьи не предусматривалось. Когда накапливалось известное количество колодников для отправки, Синод делал соответствующий запрос либо в Сенат, либо непосредственно в Штатс-контору, которая выдавала кормовые деньги20. При отправке колодников высокого ранга соблюдался особый режим охраны, а денежное содержание устанавливалось в зависимости от положения и характера обвинения. Например, сосланный в Вологду архиепископ Георгий (в заключении Гедеон) был отправлен к месту заключения в сопровождении не только охраны, но и нескольких слуг21. Епископу Вологодскому Афанасию Синод дал предписание оказать содействие в доставке знатного колодника на Спасо-Ка-менный остров с учетом его высокого ста-туса22. Это обстоятельство в дальнейшем дало обратный эффект. Неукоснительно соблюдая требования Синода, Афанасий позволил узнику пребывать относительно свободно. К Гедеону за благословением стали приезжать сотни людей. На Гедеона начали поступать доносы, было инициировано повторное следствие, в процессе которого вологодский епископ едва не лишился должности за недостаточный контроль над заключенным23. По вновь открытым обстоятельствам для сопровождения двоих обвиняемых было послано шесть подвод с солдатами. Они должны были доставить их из Вологды в Синод. Транспортная инструкция, выданная капралу, требовала от охраны «спешить в скорости», беречь арестованных,

«дабы утечки здоровью своему не учинили». Сопровождающему копиисту запрещалось брать взятки и вести разговоры под страхом ссылки на галеры24.

Усилению роли Вологды как локально-регионального тюремного центра способствовал перевод туда колодников из Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости25, на территории которой располагались Тайная канцелярия и первая следственная тюрьма, открытая в 1717 г.26 Обвиняемые в совершении государственных преступлений размещались в колодничьих палатах и казематах Санкт-Петербургской крепости27. Однако первое размещение колодников там началось гораздо раньше, для чего строились специальные деревянные клети, не имевшие ни окон, ни дверей, куда подозреваемых спускали сверху по лест-нице28. После правежа (пыток) в «судейской светлице»29 многие заключенные становились инвалидами и сумасшедшими - Тайная канцелярия хотела поскорее от них избавиться. Переизбыток колодников поставил Тайную канцелярию перед необходимостью перевести часть из них в другие места. Для реализации этой задачи были выбраны Вологодская и Казанская епархии. Синоду было дано поручение подыскать подходящие для размещения колодников монастыри. Первых колодников из Санкт-Петербурга стали отправлять в Вологду в 1727 г. В тексте постановления прямо констатируется, что они «впали в безумство» во время следствия. Отправляя их в Вологду, Синод дал указание архиерею разместить их в монастыре и лично контролировать их содержание. Ему предписывалось также подготовить инструкцию для настоятеля монастыря, в котором будут размещаться колодники,

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 В XVI—XVII вв. понятие «государственный преступник» было условным. Несмотря на то что второй Судебник и Соборное уложение давали квалификацию некоторых видов государственных преступлений, на практике перечень их был значительно шире. Обвинить в государственном преступлении могли за инакомыслие, донос, «царскую немилость», опалу по причине участия в политической борьбе и др.

2 См.: Законодательство Петра I / Под ред. А.А. Преображенского. М., 1998. С. 344-346.

3 См.: Павлушков А.Р. Северные монастыри XVIII-XIX вв. в российской системе наказания. Критерии к оценке монастыря как пенитенциарного учреждения //Проблемы совершенствования подготовки кадров и развития научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях уголовноисполнительной системы России: Сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. (Вологда, 18-19 февраля 2000 г): В 2 ч. Вологда, 2002. Ч. 1. С. 95-100.

4 См.: Рассказов Л.П., Упоров И.В. Становление в России института ссылки как вида наказания // История государства и права. 1999. № 4. С. 13-16.

запрещающую слушать «безумные речи» и по этому поводу писать на них доносы30.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, что в первой четверти XVIII в. были созданы предпосылки для оформления вологодского пересыльного тракта для колодников:

- начала усиливаться роль Вологды как важнейшего транспортного узла, через который осуществлялось движение на север и восток - в направлении потенциальных территориальных анклавов для активного применения ссылки в форме наказания;

- к XVIII в. сложилась традиция пересылки колодников в Соловецкую тюрьму именно через Вологду, а судебная практика привела к необходимости ее нормативного закрепления;

- в рассматриваемый период была более четко разграничена судебно-следственная юрисдикция церкви и государства, что заставило Русскую православную церковь разработать механизм отправки колодников как духовного ведомства, так и гражданских инстанций;

- законодательно за Вологдой закрепился статус локально-регионального тюремного центра, где шло формирование конвойных команд для дальнейшей транспортировки колодников, одновременно город стал активнее использоваться как место ссылки, что соответствовало карательным задачам уголовно-исполнительной политики абсолютистского государства31;

- в 1720-е гг. государство осуществило перевод в Вологодскую епархию части колодников, не выдержавших пыток и по этой причине сошедших с ума. Ссылка безумных колодников на длительное время стала визитной карточкой региона.

1 V XVI-XVII vv. ponjatie «gosudarstvennyj prestupnik» bylo us-lovnym. Nesmotrja na to chto vtoroj Sudebnik i Cobornoe ulozhe-nie davali kvalifikaciju nekotoryh vidov gosudarstvennyh prestu-plenij, na praktike perechen' ih byl znachitel'no shire. Obvinit' v gosudarstvennom prestuplenii mogli za inakomyslie, donos, «carskuju nemilost'», opalu po prichine uchastija v politicheskoj bor'be i dr.

2 Sm.: Zakonodatel'stvo Petra I / Pod red. A.A. Preobrazhen-skogo. M., 1998. S. 344-346.

3 Sm.: Pavlushkov A.R. Severnye monastyri XVIII-XIX vv. v ros-sijskoj sisteme nakazanija. Kriterii k ocenke monastyrja kak peni-tenciarnogo uchrezhdenija // Problemy sovershenstvovanija pod-gotovki kadrov i razvitija nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii: Sb. materialov mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (Vologda, 18-19 fevralja 2000 g.): V 2 ch. Vologda, 2002. Ch. 1. S. 95-100.

4 Sm.: Rasskazov L.P, Uporov I.V. Stanovlenie v Rossii institu-ta ssylki kak vida nakazanija // Istorija gosudarstva i prava. 1999. № 4. S. 13-16.

5 Артикул воинский (1715 г.) монастырское заключение определял как дополнительную меру к основному наказанию за некоторые виды уголовных, государственных и церковных преступлений. Этот подход сохранялся до конца XIX в., при этом менялись составы и субъекты. Однако в действительности все было гораздо сложнее, а практика монастырской ссылки была более разнообразной, что подкреплялось решениями конкретных судебных дел.

6 Епархиальный архиерей - должностное лицо в церковной иерархии, осуществлявшее общее руководство над вверенной ему епархией. Помимо административных он обладал судебными и надзорными полномочиями, в том числе и по контролю за передвижением ссыльных духовного ведомства.

7 «Обнаженными колодниками» называли преступников из числа духовенства, которых лишали церковных званий. Это предпринималось в тех случаях, когда по отношению к обвиняемым применяли пытки при подозрении их в совершении государственных преступлений. Применять пытку к представителям духовенства можно было только после снятия духовного сана.

8 См.: Семевский М.Н. Тайная служба Петра I: Документальные повести / Сост. О.А. Яновский. Минск, 1993.

9 Через несколько лет, когда Синод уже состоялся и сложился в самостоятельный институт, споры по вопросам отправки колодников с Тайной канцелярией у него возникали часто. Более того, были случаи, когда он отказывался принимать колодников, присылаемых из Тайной канцелярии, ссылаясь на императорские указы.

10 См.: ПСРПС. Т 3. № 1040.

11 См.: Там же. Т 1. № 227. С. 278-279.

12 См.: Там же. Т 5. № 1565. С. 103.

13 См.: Там же. Т 2. № 914. С. 613.

14 Светская команда - организованная группа из военных, собираемая для выполнения различных целей (поиск беглых, сопровождение важных колодников, проведение дознания по требованиям Синода или Сената). В состав светских команд могли входить и духовные лица, когда решение вопросов предполагало совмещение ведомственных интересов, например при выявлении раскольников.

15 См.: ПСРПС. Т 1. № 227. С. 280.

16 См.: Там же. Т. 2. № 723. С. 412-413.

17 См.: Там же. № 914.

18 См.: Там же. Т. 7. № 2348. С. 124-125.

19 См.: Там же. Т. 5. № 1565. С. 103.

20 См.: Там же. Т. 3. № 1040. С. 76.

21 См.: Там же. Т. 7. № 2382.

22 См.: Там же. № 2411.

23 См.: Там же. № 2513.

24 См.: Там же. № 2512. С. 395.

25 По всем документам XVIII в. Петропавловская крепость проходит под названием Санкт-Петербургская. Это ее официальное название, закрепленное в момент ее строительства, в 1703 г. В 1917 г. она была переименована в Петропавловскую. Однако в народе она так называлась уже два столетия, что связывалось с церковным праздником Петра и Павла, во время которого началось строительство крепости, и с воздвигнутым в их честь собором на ее территории.

26 Благодаря этой дате возникло и другое название Санкт-Петербургской крепости - Русская Бастилия, введенное в оборот иностранными послами после ее посещения по настоянию Петра I.

27 См. подр.: Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Л., 1978.

28 См.: http://drakankc.ru/istoricheskie-zametki/zametki-

voennogo-istorika/2161

29 Так в документах называлось помещение Санкт-Петербургской крепости, где происходил пыточный расспрос по делам, относящимся к ведомству Тайной канцелярии.

30 См.: ПСРПС. Т. 6. № 2084.

31 См.: Спицнадель В.Б. Генезис уголовно-исполнительного права в контексте становления и эволюции пенитенциарной системы России: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004. С. 20-22.

5 АгШи! voinskij (1715 д.) monastyrskoe zakljuchenie opredeljal kak dopolniteГnuju ^іеш k osnovnomu nakazaniju za пє^огує vidy ugolovnyh, gosudarstvennyh і cerkovnyh prestuplenij. Jetot podhod sohranjalsja do konca XIX V., ргі je-

menjalis' sostavy і sub#ekty. Odnako V dejstvitel'nosti vse Ьуіо gorazdo slozhnee, a praktika monastyrskoj ssylki Ьу^ Ьо-ієє raznoobraznoj, сМо podkrepljalos' reshenijami ^п^е^уЬ! sudebnyh del.

6 Eparhial'nyj arhierej - dolzhnostnoe іісо V cerkovnoj ієг-

arhii, osushhestvljavshее obshhee rukovodstvo nad werennoj е^ш eparhiej. Ро^іі^ю administrativnyh оп obladal sudebnymi і nadzornymi polnomochijami, v сґ^іє і ро ^п^оуи za pered-

ssyl'nyh duhovnogo vedomstva.

7 «Obnazhennymi kolodnikami» nazyvali prestupnikov іи сґ^^ duhovenstva, ^огуЬі ^Ь^Іі cerkovnyh zvanij. Jeto predprinimalos' v teh sluchajah, kogda ро otnosheniju k obvinjaemym primenjali р^і ргі podozrenii іґі v soversh-єпіі gosudarstvennyh prestuplenij. Primenjat' pytku k pred-staviteljam duhovenstva mozhno Ьуіо ШІ^о posle snjatija duhovnogo sana.

8 Sm.: Semevskij M.N. Tajnaja sluzhba Petra I: Dokumental'nye povesti / Sost. О.А. Janovskij. М^^ 1993.

9 Cherez neskol'ko Іе^ kogda Sinod uzhe sostojal-

sja і slozhilsja v samostojatel'nyj spory po vopro-

sam otpravki kolodnikov s Tajnoj kanceljariej и nego vozni-КеІі chasto. Воієє togo, ЬуІі sluchai, kogda оп otkazyvalsja prinimat' kolodnikov, prisylaemyh іи Tajnoj kanceljarii, ssylajas' na ukazy.

10 Sm.: PSRPS. Т. 3. № 1040.

11 Sm.: Tam zhe. Т 1. № 227. S. 278-279.

12 Sm.: Tam zhe. Т 5. № 1565. S. 103.

13 Sm.: Tam zhe. Т 2. № 914. S. 613.

14 Svetskaja komanda - organizovannaja gruppa іи даеп-nyh, sobiraemaja dlja vypolnenija razlichnyh celej (poisk ЬедІуЬі, soprovozhdenie vazhnyh kolodnikov, provedenie doznanija po trebovanijam Sinoda іІі Senata). V sostav svetskih komand ^ю-дІі vhodit' і duhovnye lica, kogda reshenie voprosov predpolagalo sovmeshhenie vedomstvennyh interesov, naprimer pri vyjavlenii raskol'nikov.

15 Sm.: PSRPS. Т. 1. № 227. S. 280.

16 Sm.: Tam zhe. Т 2. № 723. S. 412-413.

17 Sm.: Tam zhe. № 914.

18 Sm.: Tam zhe. Т 7. № 2348. S. 124-125.

19 Sm.: Tam zhe. Т 5. № 1565. S. 103.

20 Sm.: Tam zhe. Т 3. № 1040. S. 76.

21 Sm.: Tam zhe. Т 7. № 2382.

22 Sm.: Tam zhe. № 2411.

23 Sm.: Tam zhe. № 2513.

24 Sm.: Tam zhe. № 2512. S. 395.

25 Ро vsem dokumentam XVIII v. Petropavlovskaja krepost' pro-hodit pod nazvaniem Sankt-Peterburgskaja. Jeto єє oficial'noe nazvanie, zakreplennoe v moment єє stroitel'stva, v 1703 д. V 1917 д. ona byla pereimenovana v Petropavlovskuju. Odnako v narode ona tak nazyvalas' uzhe dva stoletija, chto svjazyvalos' s cerkovnym prazdnikom Petra і Pavla, vo vremja kotorogo nacha-los' stroitel'stvo kreposti, і s vozdvignutym v іґі chest' soborom na єє territorii.

26 Blagodarja jetoj date vozniklo і drugoe nazvanie Sankt-Peterburgskoj kreposti - Russkaja Bastilija, wedennoe v оЬого! inostrannymi poslami posle єє poseshhenija po nastojaniju Ре^ I.

27 Sm. podr.: Bastareva L.I., Sidorova VI. Petropavlovskaja krepost'. L., 1978.

28 Sm.: http://drakankc.ru/istoricheskie-zametki/zametki-voennogo-istorika/2161

29 Tak v dokumentah nazyvalos' pomeshhenie Sankt-Peter-burgskoj kreposti, gde proishodil pytochnyj rasspros po delam. otnosjashhimsja k vedomstvu Tajnoj kanceljarii.

30 Sm.: PSRPS. Т. 6. № 2084.

31 Sm.: Spicnadel' V.B. Genezis ugolovno-ispolnitel'nogo

prava v kontekste stanovlenija і jevoljucii penitenciarnoj sistemy Rossii: Рів. ... d-ra jurid. nauk. SPb., 2004.

S. 20-22. в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.