Научная статья на тему 'Создание внутреннего информационного портала органов государственной власти'

Создание внутреннего информационного портала органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
503
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Елагин В. В.

В статье представлены основные принципы организации портала как наиболее прогрессивной формы организации автоматизированного рабочего места пользователя, а также типовая архитектура портала органов управления. Описана структура сервисов, функционирующих в сети Правительства Челябинской области, и возможности сервера Domino для организации порталов пользователей указанной сети. Обобщенный опыт создания порталов для органов исполнительной власти позволяет предложить типовую методологию формирования порталов в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Елагин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание внутреннего информационного портала органов государственной власти»

СОЗДАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В статье представлены основные принципы организации портала как наиболее прогрессивной формы организации автоматизированного рабочего места пользователя, а также типовая архитектура портала органов управления. Описана структура сервисов, функционирующих в сети Правительства Челябинской области, и возможности сервера Domino для организации порталов пользователей указанной сети. Обобщенный опыт создания порталов для органов исполнительной власти позволяет предложить типовую методологию формирования порталов в субъектах Российской Федерации.

Портал как гипотетический пользовательский интерфейс, в котором присутствуют окна с электронной почтой, новостями и различными приложениями, совсем не является обычной страницей ИТМЬ с неким содержимым, организованным в виде специализированных окон. По сути, портал - это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность пользователям взаимодействовать между собой, а также легко находить и использовать информацию в соответствии со своими интересами. Уникальные, отличительные характеристики портала могут быть просуммированы в следующем списке (выделенные буквы которого ненавязчиво напоминают нам, о чем мы, собственно, говорим):

• Персонализация для конечных пользователей;

• Организация клиентского места (десктопа);

• Распределение ресурсов;

• Отслеживание выполнения работ;

• Активный доступ и отображение информации из хранилища данных;

• Локализация и обнаружение нужных людей и информации.

Наиболее критичной характеристикой портала является персонификация для конкретного пользователя. Портал должен настраивать свой внешний вид, содержание и интерфейс приложений для каждого из пользователей индивидуально. Эта настройка может быть основана на отслеживании привычек пользователя, области его интереса или просто на той роли, которую пользователь выполняет в сообществе.

Вторая по значимости характеристика портала - это способность организации клиентского места с целью устранения информационной перегрузки. Пользователи хотят иметь доступ к важным приложениям, контактам и другой информации в консолидированном виде, а организации хотят обеспечить простые средства проектирования дизайна корпоративного

рабочего клиентского места в виде, который наилучшим образом организует информацию для сотрудников. Чтобы подчеркнуть принцип консолидации информации и приложений, далее будет использоваться термин «контент» для обозначения как информации, так и приложений, к которым обеспечен доступ через портал.

Распределение ресурсов обеспечивает разделение некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей. Например, к некоторым уровням могут иметь доступ только администраторы. Порталы должны, например, иметь уровень сервиса, обеспечивающий идентификацию пользователя, который выполняет такие действия, как аутентификация, единая регистрация на сервере, создание карты прав доступа. Пользователи желают иметь высокий уровень безопасности с минимальными накладными расходами и неудобствами, и распределение ресурсов обеспечивает то, что служебные механизмы находятся вне поля зрения конечного пользователя.

Способность портала обеспечить доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников данных также является критичным фактором. Эти источники включают реляционные базы данных, многомерные базы данных, системы управления документами, системы электронной почты, Web-серверы, новостные каналы и различные файловые системы или серверы (на которых, к примеру, хранится аудио-, видеоинформация или образы).

Портал должен предоставлять максимально простые способы обнаружения людей и информации, в которой они нуждаются. Это должны быть гораздо более прогрессивные механизмы, чем те, к которым привыкли рядовые пользователи Web. Эти механизмы должны обеспечивать как пассивное информирование и обнаружение, так и средства активного обнаружения экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой.

Таким образом, в разрабатываемое приложение, реализующее портал, необходимо закладывать всю описанную выше функциональность. Результатом будет базовая архитектура и дизайн портала, которые будут ориентированы на разные целевые аудитории и применимы для работы с контентом самого разного типа. Например, это могут быть порталы, предназначенные для отдельных пользователей -персональные информационные порталы, это могут быть порталы для рабочих групп - порталы для совместной работы и т. п.

Простейший информационный портал для органа управления можно построить по следующей схеме:

1) Установить Web-сервер с возможностью выполнения cgi- или perl-скриптов.

2) Установить необходимые для данных скриптов библиотеки работы с базами данных.

3) Для информационных баз данных, которые планируется задействовать в портале - создать ресурсы ODBC.

4) Разработать скрипты для поисковой работы с информационными базами данных через ODBC.

5) Установить необходимые сервисы защиты, в том числе системы идентификации и аутентификации.

Однако данный взгляд на проблему, несмотря на предоставление универсальной схемы создания портала, является довольно поверхностным. Так, например, разработка скриптов для работы с базами данных фактически означает повторное написание существующих программ для работы с базами на языке perl. Организация необходимых сервисов защиты также зачастую является нетривиальной задачей.

В настоящее время информационное пространство аппарата Правительства Челябинской области и других субъектов РФ (речь идет об информационно-компьютерной информации) можно представить как систему большого числа сервисов, каждый из которых связан с той или иной базой данных. Наиболее развитым является сервис «Канцелярия», предоставляющий пользователям локальной вычислительной сети доступ к информации, касающейся работы с входящими и исходящими документами ОГВ субъекта РФ. В ЛВС также работают системы «Нормативные акты», «Контроль совещаний», «Награды», «Кадры», «Реестр государственных служащих», которые, как и сис-

тема «Канцелярия» и другие, разработаны в среде Lotus Domino (Notes) [1].

Технология Lotus Domino как нельзя кстати подходит для построения порталов. Domino, начиная с версии R5, содержит встроенный Web -сервер, позволяющий оптимально организовать доступ к информации, содержащейся в базах данных Notes. Для включения этих систем в концепцию портала нет смысла организовывать доступ к ним через ODBC-ресурсы, не нужно написание дополнительных скриптов (разве что для усовершенствования дизайна приложений) и, наконец, нет нужды в разработке специальной подсистемы аутентификации - все это берет на себя компонента Domino Web Server.

Другие информационные сервисы ЛВС аппарата Правительства Челябинской области -«Обращения граждан», «Мониторинг социально-экономической среды», «Промышленность Челябинской области» разработаны на базе реляционных СУБД (Microsoft SQL Server, InterBase). Для включения информации из этих баз данных необходимо выполнить последовательно все этапы, описанные в общей схеме.

И,наконец, наиболее неблагоприятные в смысле возможности включения в портал краевые условия представляют системы, разработанные сторонними фирмами и не поддерживающие обмен данными по технологии «тонкого клиента», например информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс». Для их подключения к портальному информационному пространству необходимо заинтересовать фирм-разработчиков в доработке своих программных продуктов.

Портал должен быть эффективным и стимулировать работу пользователя в нем для выполнения повседневных функций. Для этого компоновка элементов дизайна должна обеспечивать простоту навигации. Большинство порталов имеют пользовательский интерфейс, разделенный окнами на три области. Верхняя область используется для размещения логотипа, названия портала, ссылок на домашнюю страницу или другие отправные точки. Поскольку эта область обычно неизменна независимо от того, в какой области портала находится пользователь, она является хорошим местом для размещения таких полезных инструментов общего назначения, как поисковые механизмы. Ниже в левой части, как правило, располагается область, которая используется как панель для навигации, в которой приводятся списки дру-

гих разделов портала или иных информационных систем. Правее этой панели находится область, которая занимает большую часть экрана для отображения основного контента - информации, приложений и всего того, что разработчик посчитает нужным.

В порталах, построенных на основе Domino, два типа страниц используются для хранения контента в рамках, которые и формируют этот интерфейс: страницы, основанные на документах, доступных только для чтения, и страницы на основе редактируемых документов. Страницы «только для чтения» являются частью дизайна приложений. Они могут быть созданы только разработчиками и не могут быть изменены во время выполнения приложения. Поскольку только пользователи, оснащенные местом разработки Domino Designer или клиентом Lotus Notes, могут изменять содержимое этих страниц, то они не подходят для отображения содержания, которое должно быть изменено или требует регулярного обновления. Редактируемые пользователями страницы, напротив, являются документами Notes, которые основаны на формах, и для их создания и внесения в них изменений требуются только соответствующие права.

Одной из самых простых, но мощных возможностей Domino, полезных при создании портала, является возможность создавать URL-ссылки на целые базы данных Notes. За счет этого включение в портал в качестве одного из элементов нового Domino-приложения является тривиальной задачей.

Также полезным при построении портала является способность Domino включать в страницу или форму целиком представление (список документов).

В рамках мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления возникла необходимость разработать методику создания и внедрения порталов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учи-

тывая различный уровень информационного и технического обеспечения регионов, а также уровень подготовки специалистов и служащих, требовалось обеспечить полноту и совместимость технологий и данных, используемых для порталов всех уровней. Наиболее рациональным в данных условиях представляется использование типовых решений, которые можно тиражировать при внедрении на местах, оставляя возможность для реализации специфических или расширенных функций.

Централизованное тиражирование типового решения позволяет создать единую информационную структуру и функциональную архитектуру региональных информационных порталов органов власти субъектов федерации, обеспечивая основу для вертикальной интеграции порталов различных уровней: федерального правительственного, региональных, муниципальных и органов местного самоуправления. [2]

Применение типового подхода позволит также сократить временные и финансовые затраты на разработку и внедрение решения, удовлетворяющего целям и задачам органов власти субъектов РФ и требованиям законодательства и нормативной документации.

Таким образом:

1. Технология портала является наиболее подходящей базой для создания сложной интегрированной информационной среды.

2. Внутренний портал органа государственной власти целесообразно строить по модульному принципу, т. е. постепенно увеличивая количество подключенных информационных сервисов. Подключение сервисов в общем случае, является нетривиальной задачей.

3. Дизайн портала должен быть разработан с соблюдением некоторых правил - необходимо наличие базы (логотипа) портала, навигационной панели портала и контента портала.

4. В рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» необходимо разработать методику создания и внедрения порталов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Логиновский О.В., Болодурина И.П. Государственное управление промышленностью в регионах РФ. - М.: Машиностроение, 2003. - 368 с.

2. Логиновский О.В., Елагин В.В. Информационно-аналитическая система лица, принимающего стратегические решения // Информационные ресурсы России. - 2005. - №3. - С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.