Научная статья на тему 'Создание в 1933 г. Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР'

Создание в 1933 г. Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕДИНОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ТОРГОВОЕСУДОХОДСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шармоянц А.Н.

В работе анализируется деятельность Центрального управления единойгидрометеорологической службы СССР, созданного в 1933 году для централизациигидрометеорологического дела в СССР и улучшения его работы. Рассматривается его структура,полномочия, правовые основы функционирования как важного звена в обеспечении безопасноститоргового судоходства в СССР. Освещаются вопросы финансирования деятельности Центральногоуправления единой гидрометеорологической службы СССР, а также всех его общесоюзных,республиканских и местных органов, полномочия, состав вошедших после создания Центральногоуправления единой гидрометеорологической службы СССР органов, вопросы непосредственноговедения, вопросы назначения руководителя службы, функционирования межведомственногогидрометеорологического совета по взаимодействию с различными отраслями народного хозяйства,культурного строительства и обороны страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание в 1933 г. Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). - № 3. - С. 34-40.

УДК 347.79

СОЗДАНИЕ В 1933 Г. ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СССР

Шармоянц А. Н.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В работе анализируется деятельность Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР, созданного в 1933 году для централизации гидрометеорологического дела в СССР и улучшения его работы. Рассматривается его структура, полномочия, правовые основы функционирования как важного звена в обеспечении безопасности торгового судоходства в СССР. Освещаются вопросы финансирования деятельности Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР, а также всех его общесоюзных, республиканских и местных органов, полномочия, состав вошедших после создания Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР органов, вопросы непосредственного ведения, вопросы назначения руководителя службы, функционирования межведомственного гидрометеорологического совета по взаимодействию с различными отраслями народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны.

Ключевые слова: Центральное управление единой гидрометеорологической службы, торговое судоходство, правовое регулирование, гидрометеорологическая служба, метеорологическая станция.

Безопасность торгового судоходства в государстве является ключевым фактором для его благополучия и успешного экономического развития. В связи с этим исследование всего комплекса вопросов, связанных с функционированием и взаимодействием служб, обеспечивающих безопасность торгового судоходства, приобретает особую актуальность. Важнейшая роль в таком функционировании и взаимодействии отводится правовому регулированию их деятельности. Основы существующей системы безопасности судоходства на всем постсоветском пространстве были заложены еще в 20-е - 30-е годы прошлого века, и совершенствование сложившейся системы безопасности торгового судоходства невозможно без анализа и учета исторического опыта. Важное место в таком историческом анализе отводится по праву Центральному управлению единой гидрометеорологической службы СССР, созданному в 1933 году для централизации гидрометеорологического дела в СССР и улучшения его работы.

Целью работы является изучение созданного в 1933 году Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР, его структуры, полномочий, правовых основ функционирования как важного звена в обеспечении безопасности торгового судоходства в СССР.

При этом автор учитывает исследования ученых, которые прямо или косвенно касались поставленной темы: А. Ю. Егоров, В. Д. Смоленцов, А. Д. Кейлин, В. Н. Гуцуляк, С. А. Гурьев, Б. В. Змерзлый, А. Л. Колодкин и др. В работах данных авторов исследование данного вопроса в обозначенных нами временных рамках не проводилось.

34

С целью дальнейшей централизации гидрометеорологического дела в СССР и улучшения его работы 23 февраля 1933 г. было принято постановление «Об организации Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР при Народном комиссариате земледелия СССР» (ст. 82). Им предусматривалось преобразовать Гидрометеорологический комитет СССР и РСФСР (при Народном комиссариате земледелия (далее - НКЗ) СССР) в Центральное управление единой гидрометеорологической службы СССР, состоящее при НКЗ СССР.

Гидрометеорологические комитеты при народных комиссариатах земледелия союзных и автономных республик, при краевых и областных земельных управлениях преобразовывались в управления единой гидрометеорологической службы СССР при соответствующих НКЗ, краевых и областных земельных управлениях. В то же время при НКЗ РСФСР управление единой гидрометеорологической службы СССР не создавалось.

Все краевые и областные управления единой гидрометеорологической службы на территории РСФСР, республиканские управления других союзных республик и Среднеазиатское управление непосредственно подчинялись Центральному управлению единой гидрометеорологической службы СССР.

Сохранение в других ведомствах и организациях гидрометеорологических учреждений, станций и постов допускалось, кроме случаев, предусмотренных специальными законами, лишь при невозможности для единой гидрометеорологической службы удовлетворить потребности этих ведомств и организаций и не иначе как по согласованию с Центральным управлением единой гидрометеорологической службы СССР.

Для общего направления деятельности единой гидрометеорологической службы СССР в соответствии с нуждами и запросами различных отраслей хозяйства страны, культурного строительства и обороны образовывался при Центральном управлении единой гидрометеорологической службы СССР

Гидрометеорологический совет с участием представителей заинтересованных ведомств.

Расходы по содержанию Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР, а также всех его общесоюзных, республиканских и местных органов относились на общесоюзный бюджет по самостоятельной смете.

При этом поручить СНК СССР: а) утвердить положение о Центральном управлении единой гидрометеорологической службы СССР и его органах; б) внести в действующее законодательство СССР изменения, вытекающие из настоящего постановления. Правительствам же союзных республик следовало в месячный срок привести законодательство республик в соответствие с данным постановлением [1].

Срок в 1 месяц был поставлен потому, что уже 10 марта 1933 г. было принято постановление «Об утверждении положения о Центральном управлении единой гидрометеорологической службы СССР и его органах», согласно которому, были признаны утратившими силу постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1929 г. об объединении гидрологической и метеорологической; постановление СНК СССР от 9 февраля 1932 г. о слиянии гидрометеорологических комитетов СССР и РСФСР; положение о Гидрометеорологическом комитете СССР и РСФСР и введено

35

«Положение о Центральном управлении единой гидрометеорологической службы СССР и его органах» [2].

Центральное управление единой гидрометеорологической службы (далее -ЦУЕГС) СССР при НКЗ СССР объявлялось самостоятельным общесоюзным органом, централизованно руководящим: а) изучением метеорологического, гидрологического и геомагнитного режима СССР и омывающих его морей; б) обслуживанием всех отраслей народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны в отношении метеорологии, гидрологии, океанографии и земного магнетизма.

Органами ЦУЕГС СССР стали:

а) главные управления единой гидрометеорологической службы союзных республик при НКЗ союзных республик;

б) управления единой гидрометеорологической службы автономных республик при народных НКЗ автономных республик;

в) краевые и областные управления единой гидрометеорологической службы при краевых и областных земельных управлениях;

г) управление единой гидрометеорологической службы Средней Азии при Среднеазиатском экономическом совете;

д) управления единой гидрометеорологической службы морей: 1) северных, 2) восточных, 3) Чёрного и Азовского, 4) Каспийского;

е) гидрометеорологические станции, в том числе районные, и посты.

В РСФСР главное управление единой гидрометеорологической службы не создавалось, и функции его выполняло ЦУЕГС. По вопросам обслуживания народного хозяйства РСФСР, в гидрометеорологическом отношении, ЦУЕГС отчитывалось перед СНК РСФСР. Планы и программы работ ЦУЕГС в части обслуживания народного хозяйства РСФСР утверждались, в соответствии с директивами СНК РСФСР, в составе общесоюзных планов и программ.

В непосредственном ведении ЦУЕГС состояли:

а) центральные научно-исследовательские институты;

б) Центральное бюро службы погоды, гидрорежима и урожая СССР;

в) Московский гидрометеорологический институт с рабфаком и техникумом;

г) опытный завод гидрометеорологических приборов.

ЦУЕГС и его органы опирались в своей работе на сеть гидрометеорологических станций, производящих наблюдения по программам и методам, утверждаемым ЦУЕГС. При этом все органы службы погоды, гидрорежима и урожая составляли единую систему, руководимую в оперативном отношении централизованно Центральным бюро службы погоды, гидрорежима и урожая СССР.

Всякого рода гидрометеорологические учреждения, станции и посты на территории СССР входили в систему единой гидрометеорологической службы, возглавляемую ЦУЕГС.

Сохранение в других ведомствах и организациях гидрометеорологических учреждений, станций и постов допускалось, кроме случаев, предусмотренных специальными законами, лишь при невозможности для единой гидрометеорологической службы удовлетворить потребности этих ведомств и организаций и не иначе как по согласованию с ЦУЕГС. При этом

36

Гидрометеорологические учреждения, станции и посты, еще не переданные в состав ЦУЕГС, подлежали, по требованию ЦУЕГС, передаче в его ведение со всем оборудованием, имуществом и кредитами.

Методы производства метеорологических, гидрологических,

океанографических, геомагнитных наблюдений и работ, устанавливаемых ЦУЕГС, были обязательны для всех ведомств, учреждений и организаций, производящих соответствующие наблюдения и работы.

Ведомства, учреждения и организации обязывались, по требованию ЦУЕГС и его органов, представлять:

а) программы и планы своих работ в области метеорологии, гидрологии, океанографии и земного магнетизма;

б) все имеющиеся у них материалы по метеорологическим, гидрологическим и океанографическим наблюдениям и работам;

в) имеющиеся у них материалы по земному магнетизму, необходимые для составления геомагнитной съёмки.

г) экземпляры публикуемых ими материалов и отчётов по метеорологическим, гидрологическим, океанографическим и геомагнитным наблюдениям и работам;

д) все имеющиеся у них сведения о погоде и гидрорежиме, необходимые для обслуживания народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны в устанавливаемые Центральным управлением единой гидрометеорологической службы и его органами сроки как непосредственно им, так и по указанным ими адресам.

ЦУЕГС и его республиканским, краевым и областным органам принадлежит право самостоятельно входить в высшие правительственные органы СССР, союзных и автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты, по принадлежности, с докладами и предложениями по всем вопросам, связанным:

а) с обслуживанием отраслей народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны в отношении метеорологии, гидрологии, океанографии и земного магнетизма;

б) с изучением гидрометеорологического режима и земного магнетизма страны и омывающих ее морей (ст. 10).

Что касается ЦУЕГС СССР, то для выполнения указанных выше задач на него возлагалось:

а) общее методологическое руководство всеми метеорологическими, гидрологическими и океанографическими учреждениями на территории СССР и дача им заданий оперативного и научно-исследовательского характера;

б) общее руководство работами по геомагнетизму;

в) проведение водного, ветрового и солнечного кадастров, а также геомагнитной и лимнологической съёмки СССР;

г) разработка и осуществление через всю систему единой гидрометеорологической службы мероприятий по обслуживанию всех отраслей народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны в отношении метеорологии, гидрологии, океанография и земного магнетизма;

д) учёт всех работ, ведущихся в СССР по метеорологии, гидрологии, океанографии и земному магнетизму;

37

е) утверждение, по соглашению с заинтересованными ведомствами и организациями, описка гидрометеорологических учреждений, имеющих общесоюзное и всероссийское значение;

ж) проверка исполнения всеми органами, единой гидрометеорологической службы директив, заданий и инструкций Центрального управления и инспектирование этих органов;

з) созыв в установленном порядке съездов, совещаний и конференций по вопросам компетенции ЦУЕГС;

и) утверждение положений об учреждениях единой гидрометеорологической службы, определение их функций и задач;

к) публикация отдельных работ в области метеорологии, гидрологии, океанографии и земного магнетизма и издание периодических органов (журналов, бюллетеней, справочников) и т. п. в установленном порядке;

л) популяризация среди трудящихся СССР гидрометеорологических знаний и новейших достижений в области гидрометеорологического обслуживания народного хозяйства СССР;

м) установление и поддержание связи с международными и иностранными организациями, работающими в области гидрологии, метеорологии, океанографии и земного магнетизма и в других смежных с ними областях (ст. 11).

ЦУЕГС распределяло все изготовляемые в СССР метеорологические, гидрологические, океанографические и по земному магнетизму (кроме разведывательных геомагнитных) приборы и оборудование (ст. 12).

Все метеорологические, гидрологические, океанографические и по земному магнетизму приборы как изготовляемые в СССР, так и ввозимые из-за границы подлежали проверке и клеймению в соответствующих специальных институтах единой гидрометеорологической службы СССР по правилам, утверждаемым ЦУЕГС. Продажа не клейменных и использование клеймённых институтами единой гидрометеорологической службы СССР приборов не по тому назначению, которое указывалось в сертификатах к приборам, выдаваемых институтами единой гидрометеорологической службы, воспрещалось (ст. 13).

Во главе ЦУЕГС СССР стоял начальник, назначаемый СНК СССР по представлению народного комиссара земледелия СССР. В таком же порядке назначались его заместители, кроме двух, из которых один назначается СНК СССР по представлению СНК РСФСР и один - по представлению народного комиссара по военным и морским делам. При начальнике Центрального управления состояла коллегия, в состав которой, кроме заместителей начальника, входят члены коллегии, назначаемые СНК СССР по представлению НКЗ СССР (ст. 14).

Руководство ЦУЕГС осуществлялось его начальником на основе единоначалия, а его начальник руководил всей гидрометеорологической службой СССР и нес полную ответственность за надлежащую организацию и правильное её функционирование.

Все должностные лица общесоюзных и всероссийских учреждений единой гидрометеорологической службы, кроме лиц, порядок назначения которых устанавливался данным положением, назначались начальником ЦУЕГС СССР или в порядке, им установленном (ст. 15).

38

Для общего направления деятельности единой гидрометеорологической службы СССР, в соответствии с нуждами и запросами различных отраслей народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны, при ЦУЕГС состоял под председательством его начальника межведомственный гидрометеорологический совет в составе коллегии ЦУЕГС и представителей: два от Народного комиссариата по военным и морским делам, два от НКВТ и по одному от Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов, НКПС, НКЗ и НКП РСФСР, комиссариатов связи, снабжения СССР, тяжёлой промышленности, лёгкой промышленности СССР, лесной промышленности, Всесоюзного совета но делам коммунального хозяйства при ЦИК СССР, Главного управления гражданского воздушного флота, Главного управления северного морского пути, Всесоюзного центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. При этом директора Центрального бюро погоды и научных учреждений, имевших общесоюзное значение, являлись членами совета на должности.

Совет созывается начальником ЦУЕГС по мере надобности, но не реже четырех раз в год, для рассмотрения планов работ, отчётов о работе единой гидрометеорологической службы и для разрешения особо важных вопросов обслуживания народного хозяйства, культурного строительства и обороны страны (ст. 16).

Что касается главных управлений единой гидрометеорологической службы союзных республик, управления единой гидрометеорологической службы автономных республик, краёв, областей, морей, то их задачи и функции определяются ЦУЕГС применительно к его задачам и функциям (ст. 17). Во главе главных управлений единой гидрометеорологической службы союзных республик стоят начальники, которые, как и их заместители, назначались СНК соответствующих республик по представлению начальника ЦУЕГС, согласованному с НКЗ соответствующей союзной республики (ст. 18).

Во главе управлений единой Гидрометеорологической службы автономных республик стояли начальники, назначаемые СНК этих республик по представлению начальника главного управления единой гидрометеорологической службы соответствующей союзной республики (а в РСФСР - по представлению начальника ЦУЕГС), согласованному с НКЗ автономной республики. В таком же порядке назначались заместители начальника (ст. 19).

Во главе краевых и областных управлений стояли начальники, назначаемые краевыми и областными дополнительными комитетами по представлению начальника главного управления единой гидрометеорологической службы соответствующей союзной республики (а в РСФСР — по представлению начальника ЦУЕГС), согласованному с заведующим соответствующим земельным управлением. В таком же порядке назначались заместители начальников краевых и областных управлений (ст. 20).

Для направления деятельности гидрометеорологической службы отдельных союзных и автономных республик, краёв и областей в соответствии с общими запросами хозяйства, культурного строительства и обороны СССР и с местными особенностями при управлениях единой гидрометеорологической службы создавались межведомственные советы. Состав и функции советов определялись ЦУЕГС по согласованию с правительствами союзных республик (ст. 22).

Директивы, задания и распоряжения ЦУЕГС были для его республиканских и местных органов обязательными и могли быть приостановлены СНК соответствующей союзной республики лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии конституции и законодательству СССР или союзной республики, с

39

немедленным сообщением о том СНК СССР и начальнику ЦУЕГС СССР (ст. 23). Начальники управлений единой гидрометеорологической службы морей и их заместители назначаются начальником Центрального управления (ст. 24).

ЦУЕГС предоставлялось право объединять управления единой гидрометеорологической службы морей с соответствующими республиканскими и краевыми управлениями единой гидрометеорологической службы (ст. 25). Планы работ органов единой гидрометеорологической службы утверждались в порядке, устанавливаемом ЦУЕГС. Работы, не предусмотренные этими планами, могли выполняться лишь при условии, если заинтересованные учреждения и организации обеспечивали эти работы необходимыми средствами и кадрами (ст. 26) [3].

Таким образом, создание ЦУЕГС, безусловно, было необходимым шагом в деле централизации управления и деятельности гидрометеорологической службы в СССР. В то же время существенно повлиять на деятельность региональных (уже действовавших) морских гидрометеорологических служб практически не могло, так как таковые давно сложились в единый механизм, изменять в работе которого что-либо существенно не было серьезной необходимости. Впрочем, последующее регулирование в данной сфере лишь подтверждает данное утверждение.

Список литературы

1. «Об организации Центрального управления единой гидрометеорологической службы Союза ССР при Народном комиссариате земледелия Союза ССР» постановление ЦИК СССР № 59, СНК СССР № 167 от 23.02.1933 // Собрание законов СССР. - M. 1933, № 14, - ст. 82.

2. «Об утверждении Положения о Центральном управлении единой гидрометеорологической службы Союза ССР и его органах» постановление СНК СССР от 10.03.1933., № 421 // Собрание законов СССР. - M. 1933, № 20, - ст. 114а.

3. «Положение о Центральном управлении единой гидрометеорологической службы Союза ССР и его органах» постановление СНК СССР от 10.03.1933., № 421 // Собрание законов СССР. - M. 1933,

№ 20, - ст. 114б.

Sharmoyants A. About the creation of Central Department of Unified Hydrometeorological Service of the USSR in 1933. // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - Т. 2 (68). № 3. - Р. 34-40.

The article deals with the activities of the Central Department of Unified Hydrometeorological Service of the USSR, created in the USSR in 1933 to centralize the hydrometeorological affairs in the Soviet Union and improve its performance. It considers its structure, powers and legal bases of functioning as an important link in ensuring the safety of merchant shipping in the USSR. Deals with the problems of financing the activities of the Central Department of Unified Hydrometeorological Service of the USSR, as well as all of its parts, republican and local bodies, authorities, composition included after the creation of a unified central management of the Hуdrometeorological Service of the USSR authorities, the issues of direct reference, the service manager appointment issues of functioning hydrometeorological interdepartmental council for cooperation with the various sectors of the economy, cultural development and national defense .

Keywords: Central Department of Unified Hydrometeorological Service, commercial shipping, legal regulation, hydro-meteorological service, meteorological station.

Spisok literaturyi

1. "Ob organizacii Central'nogo upravlenija edinoj gidrometeorologicheskoj sluzhby Sojuza SSR pri Naronom komissariate zemledelija Sojuza SSR" postanovlenie CIK SSSR № 59, SNK SSSR No. 167 ot 23.02.1933, Sobranie zakonov SSSR, M, 1933, No. 14, st. 82.

2. "Ob utverzhdenii Polozhenija o Central'nom upravlenii edinoj gidrometeorologicheskoj sluzhby Sojuza SSR i ego organah" postanovlenie SNK SSSR ot 10.03.1933., No. 421, Sobranie zakonov SSSR, M, 1933, No. 20, st. 114a.

3. "Polozhenie o Central'nom upravlenii edinoj gidrometeorologicheskoj sluzhby Sojuza SSR i ego organah" postanovlenie SNK SSSR ot 10.03.1933., No. 421, Sobranie zakonov SSSR, M, 1933, No. 20, st. 114b.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.