чем в контрольной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что применение в тренировочном процессе эргогенических средств в виде ДМП и РСД являются эффективными средствами для повышения уровня специальной выносливости для бегунов на 400 метров, а также положительно влияют на развитие скоростной и общей выносливости, по сравнению с традиционной тренировочной программой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов О.В. Теоретическое обоснование технологии развития специальной выносливости в тренировочном процессе бегунов на 400 метров / О.В. Иванов, В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 39-46.
2. Москалев О.А. Изучение степени воздействия различных эргогенических средств на компоненты функциональной подготовленности бегунов на средние дистанции / О.А. Москалев, В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 206-210.
3. Чёмов, В.В. Рационализация тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в подготовительном периоде/ В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина, О.А. Москалёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 140-144.
REFERENCES
1. Ivanov, O.V., Chemov, V.V. and Barabankina, E.Yu. (2015), "The theoretical justification for technology development of special endurance in training runners for 400 meters", Physical education and sports training, No. 1 (11), pp. 39-46.
2. Moskalyov, O.A., Chemov, V.V. and Barabankina, E.Yu. (2015), "Studying of extent of influence various the ergogenic of funds for components of functional readiness of runners on average distances", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), рр. 206-210.
3. Chemov, V.V., Barabankina, E.Yu. and Moskalev, O.A. (2015), "Rationalization of the training process of the qualified sprinters in the run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 140-144.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2021
УДК 796.015.62
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ирина Борисовна Пилина, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрываются понятия «мотивация», «личностные мотивы». С помощью анкетирования и личных бесед проведено исследование на предмет изучения данных понятий в конкретной ситуации, а именно: мотивация поступления в институт физической культуры и спорта им А.И. Герцена. Цель данного исследования - разработка новой методики проведения занятий по физической культуре с учетом индивидуальных мотивов студентов к обучению в целом. Была проведена аналитическая работа с выявлением и систематизацией целей поступления. Исследование показало, что мотивацию можно условно разделить на положительную и отрицательную, то есть ту, которая в основе своей несет мотивы, нацеленные на качественный результат и ту, в основе которой лежат
вынужденные мотивы, не несущие цель самого образования. На основе полученных данных были разработаны новые принципы обучения по созданию условий для развития устойчивой положительной мотивации студентов к занятиям по физической культуре.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, обучение, физическая культура, вуз, стимул, интерес, принципы обучения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p209-213
CREATING CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF POSITIVE MOTIVATION AMONG STUDENTS FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES Irina Borisovna Pilina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Igor Gennadievich Vinogradov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article reveals the concepts of "motivation", "human motives". There was took the research about these concepts in specific situation: motivation for entering at the A.I. Herzen. The purpose of this research is to develop the new methodic of teaching Physical Education, taking into the individual students' motives for learning in general in the university. There were used the system of questionnaires and personal conversations. The analytical work was carried out with the revealing and systematization of the entering goals. The research showed that motivation can be conditionally divided into positive and negative, the first one is based on getting a high-quality result and the second one that is based on forced motives that do not be the goal of education itself. On the basis of the data obtained, new principles of teaching were developed in order to create conditions for the development of stable positive motivation of students to physical education classes.
Keywords: motivation, motives, study, Physical Education, university, stimulus, interest, principles of teaching.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «мотивация» трактуется и понимается учёными и теоретиками по-разному. Существует десятки определений этого термина, но все они сводятся к следующему: мотивация - это некая совокупная система процессов, вызывающих человеческую личность к желанию достигнуть некоего результата. При этом следует отметить, что данная система может быть как статичной, то есть обуславливается лишь потребностями и желаниями личностями и не переходит в иную фазу, так и динамичной, то есть приводит к непосредственным действиям.
Мотивация является лишь первым этапом в реализации сложного процесса любой деятельности человека. Мотивация запускает процесс активизации заложенных или сформировавшихся мотивов. В любое действие или поступок человек вкладывает определенный мотив, если же этого нет, это не значит, что данное действие не мотивированно, просто оно является частью большой деятельной программы, где каждый поступок имеет один общий стержневой мотив [3]. Таким образом, активная деятельность выступает катализатором формирования мотивации, а сама мотивация участвует в процессе развития личности, когда одни потребности запускают процесс самореализации, формируя в итоге иные потребности и изменяя тем самым изначальную мотивацию.
Важно понимать, что любые мотивы, а значит и мотивация, хоть и обусловлены внутренне всегда имеют в своей основе внешние стимулы и побудители. Внешний фактор преобразуется прямо или косвенно во внутренний фактор индивидуально у каждой личности.
В рамках данного исследования была изучена изначальная мотивация студентов к поступлению в высшее учебное заведение с целью формирования принципов учебного процесса на дисциплине физическая культура так, чтобы они выступали максимально
эффективным внешним побудительным фактором в процессе развития мотивации у студентов к учебной деятельности.
Способом изучения было выбрано социологическое анкетирование среди абитуриентов в институт физической культуры и спорта им А.И. Герцена, а также личные беседы. В исследовании приняло участие 136 человек (юноши и девушек). Результаты опроса представлены в таблице №1.
Таблица 1. - Мотивация к поступлению в вуз в %.
Юноши
39% Поступили в вуз ради получения отсрочки от армии
28% Поступили сюда, так как, по их мнению, сюда легко поступить
15% Поступили для повышения своего интеллектуального уровня
9% Поступили для получения документа о высшем образовании
7% Поступили, чтобы получить интересную специальность, по которой в дальнейшем планируют работать
2% Поступили «за компанию»
Девушки
32% Поступили для повышения своего интеллектуального уровня
20% Поступили, чтобы получить интересную специальность, по которой в дальнейшем планируют работать
19% Поступили, так как нравится сам процесс обучения
17% Поступили, так как хотят общаться со сверстниками, находиться в студенческой среде
12% Поступили с целью получения интересных и полезных социальных связей
Проанализировав полученные данные, мотивацию можно условно разделить на положительную и отрицательную, то есть ту, которая в основе своей несет мотивы, нацеленные на качественный результат и ту, в основе которой лежат вынужденные мотивы, не несущие цель самого образования.
Личные беседы на предмет заинтересованности будущих студентов непосредственно в занятиях физической активностью выявили, что 65% опрошенных не хотят заниматься. При этом под отрицательной мотивацией здесь рассматриваются личные мешающие факторы, такие как: особенности характера, учебная деятельность и домашняя занятость.
При этом положительную мотивацию оставшихся можно разделить на определенные группы:
1. Эстетическая мотивация (48%).
2. Оздоровительная мотивация (33%).
3. Спортивная мотивация (11%).
4. Удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями (8%).
Под эстетической мотивацией, наиболее распространенной, подразумевается желание тренироваться с целью совершенствования своей физической формы, фигуры. Это неудивительно, учитывая значимость и внимание, удаляющееся внешнему виду в современном мире. Но проблема данного вида мотивации в том, что она не является долговременной. При достижении желаемой формы есть шанс, что интерес и мотивация в целом к физическим нагрузкам снизятся или вовсе исчезнут. Но, при условии постоянного физкультурно-оздоровительного просвещения, эта мотивация может перейти в иную форму -оздоровительной мотивации, которая связана с желанием развивать физические качества, чтобы улучшить свое здоровье. Спортивная же мотивация основывается на стремлении человека улучшить спортивные показатели и достижения.
Мотивация является не только стержневой характеристикой личности человека, не только ведет его к поставленной цели, но и влияет на характер всех процессов учебно-практической деятельности студента: это и реакция на нагрузку, восстановление после практических занятий, усвоение нового материала и т.д., поэтому очень важно учитывать изначальные мотивационные установки, чтобы сделать весь учебный процесс наиболее эффективным и благоприятным как для самого студента, так и для преподавателей.
В.Г. Асеев процесс воспитательного воздействия педагогом на мотивацию разделял на два разных механизма. Первый, названный им «сверху-вниз», подразумевает переход
ситуативных побуждений в устойчивые мотивационные образования в процессе деятельности и взаимоотношений между студентом-педагогом и студентом-одногруппниками. Второй, «снизу-вверх», за основу берет изучение и усвоение конкретных побуждений, целей, в ходе чего студентами принимаются и осознаются внешние стимулы. Тем самым, первый механизм работает с меняющимися внешними стимулами, а второй - с изменением внутриличностной ориентации. [1].
С нашей точки зрения необходимо учитывать и работать с обоими механизмами -только так можно достигнуть наилучшего результата. Недостаточность первого механизма, на наш взгляд, состоит в том, что, даже специально организуя процесс воспитания в структуре учебной деятельности, мы еще не можем быть уверены, что сформируются именно требуемые по содержанию побуждения. Поэтому данный механизм будет дополняться вторым: опосредованным предъявлением занимающимся во время занятий «требуемых» от них мотивационных побуждений.
Важной, если не ключевой задачей, является необходимость создать такие условия и организовать учебный процесс так, чтобы формировался высший, сознательно-волевой уровень мотивационной сферы учебной деятельности у студентов.
За основу разработанных нами принципов построения учебного процесса были взяты идеи А.И. Гебоса [2]:
1. Понимание и знание ближайших и конечных целей обучения;
2. Эмоциональная подача материала;
3. Понимание и знание значимости изучаемого материала;
4. Ознакомление с вариантами перспективных развитий;
5. Профессиональная направленность учебной деятельности;
6. Возможность выбирать и подбирать заданий согласно своим интересам и потребностям;
7. Фиксирование личного развития наравне с соревновательным процессом в ходе занятий;
8. Наличие психологически комфортной и мотивационной обстановки на занятиях;
9. Наличие любознательно-познавательного аспекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, данное исследование продемонстрировало необходимость изменения подхода к обучению. Благодаря этому был разработана идея преобразования отрицательной мотивации в положительную с помощью создания иерархической, многоуровневой системы регуляции, а также противопоставления высшего уровня стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношении к личности человека, а скорее, как внешние, хотя и будут принадлежать ей.
Помимо этого, было выявлено, что данное преобразование возможно лишь при работе с формированием механизма самовоспитания и возможностью прямого, непосредственного осмысления и формирования студентами основных целей, принципов, норм и идеалов. Необходимо учитывать индивидуальные интересы и мотивы студентов, преобразовывая их мотивацию в устойчивую и развивающуюся закономерность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Мотивация и формирование личности / В.Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976.
- 160 с.
2. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся / А.И. Гебос. - Кишинев : Штиинца, 1975. - 104 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 508 с.
4. Пилина И.Б. Формирование устойчивой положительной мотивации к занятиям по физической культуре и спорту / И.Б. Пилина // Научная сессия ГУАП : сб. докл. В 3 ч. Ч. 3. Гумани-
тарные науки. - Санкт-Петербург: ГУАП, 2016. - С. 156-158.
5. Пилина И.Б. Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культуры / И.Б. Пилина // Научная сессия ГУАП : сб. докл. В 3 ч. Ч. 3. Гуманитарные науки. -Санкт-Петербург: ГУАП, 2019. - С. 200-202.
REFERENCES
1. Aseev, V. G. (1976), Motivation and personality formation, Mysl, Moscow.
2. Gebos, A. I. (1975), Psychology of cognitive activity of students, Stiinza, Chisinau.
3. Ilyin, E. P. (2011), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
4. Pilina. I.B. (2016), "Formation of stable positive motivation for physical culture and sports classes", Scientific session SUAE: SB. Dokl.: 3 h HIII. Humanities, St. Petersburg, pp. 156-158
5. Pilina. I.B. (2019), "Practical ways of forming motivation for physical culture classes" Scientific session of GUAP: sat. dokl.: v 3 ch. Ch. III. Humanities, St. Petersburg, pp. 200-202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.09.2021
УДК 796.853.25
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ ВИДЕОАНАЛИЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СХВАТОК В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ СТИЛЯ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Михаил Викторович Плешивцев, старший преподаватель, Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Васильевич Родичкин, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
В связи с появлением и популяризацией новых видов единоборств, возникает проблема недостаточного внимания к особенностям спортивной подготовки в них. К одному из таких видов спорта относится джиу-джитсу. В статье описывается авторская методика использования индивидуальных комплексов тренировочных заданий в технико-тактической подготовке борцов стиля джиу-джитсу. Разработанные комплексы тренировочных заданий, основанные на видеоанализе соревновательной деятельности спортсменов, позволяют повысить результативность их выступления.
Ключевые слова: индивидуальный комплекс, технико-тактическая подготовка, единоборства, джиу-джитсу, видеоанализ соревновательной деятельности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p213-217
USING OF INDIVIDUAL COMPLEXES OF TRAINING EXERCISES BASED ON VIDEO ANALYSIS OF COMPETITIVE FIGHTS IN TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF WRESTLERS OF JIU-JITSU STYLE
Mikhail Viktorovich Pleshivtsev, the senior teacher, Gennady Nikolaevich Ponomarev, the
doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhailovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Vasilievich Rodichkin, the doctor of medical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russia, St. Petersburg
Abstract
In connection with the emergence and popularization of new kinds of martial arts, there is a problem of insufficient attention to the peculiarities of sports training in them. Jiu-jitsu is one of these sports. The article describes the author's method of using individual complexes of training exercises in the technical-tactical training of jiu-jitsu style wrestlers. The developed complexes of training exercises, which are based on video analysis of athletes' competitive activity, allow increasing the effectiveness of their perfor-