скому, Высокопросвященнейшему Аристарху. Он же является заведующим кафедрой. Всё остальное - на плечах нашего профессора. Проблематика не только новая, она совершенно иная, нежели все прочие вузовские направления. Почему ректорат и митрополия остановились на его кандидатуре? Не слишком ли тяжёлый груз для, в общем-то, светского гуманитария? Нам кажется, не слишком, в самый раз. Дело не в опубликованных сборниках по церковно-богословской проблематике, а в другом. В рамках докторской диссертации Г. Н. Миненко фундаментальной рефлексии подверглась классическая патристика, которая является основой основ богословской подготовки. Дипломную работу в далекие 1970-е годы выполнил у выдающегося знатока старообрядческой письменности, впоследствии академика РАН Николая Николаевича Покровского. В те же годы прослушал и сдал экзамены по первому в СССР учебному вузовскому курсу «Научная библеистика», в основе которого лежали библейская археологии и текстология Священного Писания. Курс читался профессором Михаилом Иосифовичем Рижским, автором многих работ по библейской тематике. Личность уникальная, знаток всех трёх сакральных языков - латинского, древнегреческого, иврита. Два первых из них десятилетия преподавал в НГУ С древнееврейского он сделал новый перевод «Книги Иова» с капитальным историко-лингвистическим комментарием, высоко оценённый С. С. Аверинцевым. Судя по дарственным надписям на своих книгах, этот авторитетный ученый считал Г. Н. Миненко одним из своих учеников.
Однако судьба человека - не прямая линия, а скорее ветвистое древо. И без совокупности всех этих «ответвлений» не понять истинный облик юбиляра.
Геннадий Николаевич Миненко - уже много лет верный супруг Людмилы Владимировны Ми-ненко и заботливый отец сына - Артема, недавно прекрасно защитившего кандидатскую диссертацию в нашем диссертационном совете.
Он тонко чувствующий поэт и созерцатель сибирской природы, ее знаток и опытнейший рыбак. Кто видел, как он на утлой лодчонке мощными гребками идет против течения реки, не мог не задуматься: а может, в этом тоже его природа - идти зачастую против течения, повинуясь своему разуму и чувству долга? Может, в этом также видна его упорная крестьянская натура?
Он всегда деликатен и вежлив. В сложных завихрениях вузовской жизни Г. Н. Миненко проявляет себя как мастер разумных компромиссов, позволяющих найти достойный выход из любой ситуации.
Он может быть верным и надежным другом, но, как и большинство реально мыслящих людей, действует, как нам думается, не на основе всепрощения, а скорее по принципу Конфуция: «Воздай за добро добром, а за зло - по справедливости».
Завершим свой текст таким резюме: Геннадий Николаевич относится к когорте истинных опор вуза, спокойно и квалифицированно делающих свое дело и во многом определяющих дух и содержание его жизни.
Так пожелаем ему здоровья и дальнейших успехов во всех благих начинаниях!
УДК 378-056.2
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ахметгалеева Зульфия Мансуровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы и перспективы создания в вузе необходимых условий безбарьерной среды, описаны основные направления работы, проводимой сегодня в КемГУКИ с целью повышения уровня адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: безбарьерная среда, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), адаптация студентов с ОВЗ, психологическая диагностика студентов учебных групп, в которых обучаются студенты с ОВЗ.
CREATING THE CONDITIONS FOR BARRIER-FREE ENVIRONMENT IN KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS: PROBLEMS AND PROSPECTS
Ahmetgaleeva Zulfia Mansurovna, Candidate of Psychological Sciences, Docent of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Grigorenko Natalia Nikolaevna, Candidate of Philosophical Sciences, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Today, when the independence issues of people with disabilities apply to all spheres of life, the problem of creating a barrier-free environment is urgent in universities. The main directions of work being done today in Kemerovo State University of Culture and Arts reflect the initial phase of adaptation of students with disabilities. Kemerovo State University of Culture and Arts, due to efforts of Department of Pedagogy and Psychology and Social and Department of Educational Work, became an experimental platform for the project "Researching personality development of students with disabilities within professional education" (project №13-36-01049, RGNF), carried out by the Institute of Existential Psychology and Life Creation (Moscow) http://institut.smysl. ru/about.php. The work conducted in Kemerovo State University of Culture and Arts within the project is aimed at assessing and developing personal potential of students with disabilities and their classmates creating the most favorable social and psychological environment in groups where students with disabilities study. Psychological diagnostics with a number of indicators, including subjective vitality, or the feeling of fullness reflects the vitality and energy of the person. assessment of self-efficacy. perception of complex educational problems. comprehension of life. resistance to stress. the preferred method for solving everyday problems, motivation training activities, tolerance to conditions of uncertainty, social and psychological climate in the group, peculiarities of interpersonal perception in the group, degree of stress at social and psychological adaptation.
Keywords: barrier-free environment, people with disabilities, adaptation of students with disabilities, psychological diagnostics of students' groups, where students with disabilities study.
В безбарьерной среде все люди, включая людей с ОВЗ, имеют равные возможности получить достойное образование и квалифицированную работу, участвовать в общественной, производственной, культурной и спортивной сферах жизни страны, то есть вести полноценную и насыщенную жизнь вне зависимости о чьей-либо помощи [3]. Безбарьерность применительно к людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо рассматривать с разных позиций: физической, социокультурной, образовательной и психологиче-
ской. Физическая безбарьерная среда определяет степень доступности объектов. Социо-культурная безбарьерная среда влияет на полноценное включение лиц с ОВЗ в общественные отношения, это выражается, с одной стороны, в преодолении негативных установок по отношению к инвалидам, готовности к учету потребностей данной группы при взаимодействии с ними; с другой стороны, в формировании и поддержании конструктивного отношения инвалидов к себе и жизни, их ориентации на саморазвитие. Безусловно, профессио-
нальная подготовка инвалидов и их полноценное включение в активные трудовые отношения невозможны без получения ими соответствующего образования. Социальный институт «образования» формирует у любого человека исторический, культурный опыт, закладывает базовые ценности и социальные нормы. И именно образовательная безбарьерная среда в полной мере позволяет реализовать инвалидам свое право на образование.
Согласно конвенции ООН «О правах инвалидов», лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны иметь равные условия для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и образовании [2]. При этом различные психосоматические расстройства могут мешать им наравне с другими гражданами в полной мере и эффективно участвовать в общественной жизни.
Для обеспечения независимости инвалидов и повышения их интеграции в жизнь общества ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» приступил к осуществлению ряда мероприятий по разным направлениям, среди которых выявление лиц с ОВЗ, определение потребностей, создание безбарьерной физической среды, создание безбарьерной образовательной среды (в том числе, обеспечение функционирования и использования электронной образовательной среды moodle), создание комфортных социально-психологических условий и др. Следует отметить, что вузы культуры и искусств, имея отраслевую специфику, могут обучать достаточно конкретный круг лиц с инвалидностью в зависимости от разных направлений, специальностей подготовки, что обусловлено еще и требованиями профессиональной пригодности многих специалистов сферы культуры и искусства.
С 2013 года КемГУКИ усилиями кафедры педагогики и психологии и Управления воспитательной и социальной работы стал экспериментальной площадкой проекта «Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования» (№ проекта 13-36-01049, РГНФ), осуществляемого Институтом экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Мо-
сква) http://institut.smysl.ru/about.php. Работа в рамках проекта нацелена на оценку и развитие личностного потенциала студентов с ОВЗ и их однокурсников; создание наиболее благоприятной социально-психологической среды в группах, где учатся студенты с ОВЗ.
С целью определения уровня адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения с марта по май 2013-2014 учебного года была проведена психологическая диагностика студентов групп, в которых учатся студенты с ОВЗ и некоторые другие группы. Исследование проводили З. М. Ахметгалеева, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии КемГУКИ, и Л. А. Александрова, канд. психол. наук, доцент, научный сотрудник Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Активную организационную поддержу оказали сотрудники управления воспитательной и социальной работы, директоратов институтов визуальных искусств, информационных и библиотечных технологий, социально-культурных технологий и социально-гуманитарного института, а также управления информатизации КемГУКИ.
В психологической диагностике приняли участие 108 студентов, из них 12 с ОВЗ. Основной целью диагностики была оценка личностного потенциала студентов, который складывался из целого ряда показателей:
- удовлетворенность жизнью;
- субъективная витальность, или ощущение отражающее полноту жизненных сил и энергии человека;
- оценка самоэффективности;
- восприятие сложности учебных проблем;
- осмысленность жизни;
- стрессоустойчивость;
- предпочитаемые способы решения повседневных проблем;
- мотивация учебной деятельности;
- толерантность к условиям неопределенности;
- социально-психологический климат в группе;
- особенности межличностного восприятия в группе;
- степень напряжения при социально-психологической адаптации.
По результатам диагностики всем студентам была выдана обратная связь, которая осуществлялась с помощью рассылки на индивидуальные электронные адреса. Студенты, прошедшие психологическую диагностику, имели возможность по запросу получить индивидуальные консультации. Стоит отметить, что в ходе диагностики в указанных группах путем наблюдения и беседы были обнаружены студенты с ОВЗ, не подававшие ранее информацию о себе в управление воспитательной и социальной работы университета. Некоторые из таких студентов не придавали этому значения, другие же, напротив, пытались скрыть от остальных свои проблемы. Такая ситуация, безусловно, порождает ряд затруднений в организации работы по адаптации студентов с ОВЗ. Возможно, прохождение студентами первого курса диспансеризации позволило бы уменьшить количество социально-психологических проблем первокурсников на адаптационном этапе обучения в вузе и, одновременно, поспособствовало бы повышению эффективности работы служб социального сопровождения студентов, которая имеет преимущественно адресный характер.
При анализе результатов исследования достоверных отличий студентов с ОВЗ и условно здоровых обнаружено не было, все средние показатели лежат в диапазоне нормы. Это значит, что абсолютно по всем индивидуально-психологическим характеристикам студенты с ОВЗ такие же, как и условно здоровые студенты. Вместе с тем, анализ индивидуальных результатов показал, что некоторые студенты испытывают напряжение в социально-психологической адаптации. Среди них оказались как студенты с ОВЗ, так и
условно здоровые. Можно констатировать, что проблемы социально-психологического плана также могут выступать барьером в учебной деятельности студентов, следовательно - получении ими полноценного образования. Решение данного вопроса возможно через налаживание контактов с городскими психологическими центрами, где работают сертифицированные психологи, имеющие возможность оказания квалифицированной психологической поддержки, а также посредством размещения информации о городском телефоне доверия на стендах в университете.
Кроме того, в ходе диагностики были выявлены некоторые различия в восприятии учебной группой студентов с ОВЗ и условно здоровых студентов, которые проявились в атрибуции (приписывании) личности одногруппниками определенных психологических свойств [1, с. 124-127] при наличии (отсутствии) ограничений по здоровью. Учитывая тот факт, что по результатам психологического тестирования различий обнаружено не было, можно утверждать, что сработали эффекты ореола и стереотипизации. Разрешение данной проблемы, равно как и создание благоприятного социально-психологического климата в учебных группах студентов, возможно через включенность всех студентов, в том числе и студентов с ОВЗ, в коллективную творческую деятельность - в общегрупповые и общеуниверситетские мероприятия, в волонтерские движения, социальные проекты и пр. Это, безусловно, даст возможность каждому студенту как можно полнее раскрыть свою личность и, именно, в этом направлении университетом сегодня ведется активная работа.
Литература
1. Александрова Л. А., Ахметгалеева З. М. Межличностное восприятие и личностные ресурсы студентов в инклюзивной учебной группе // Психология общения и доверия: теория и практика: сб. мат-лов Междунар. конф. УРАО, ПИ РАО, МГУ, 6-7 ноября 2014 года / под ред. Т. П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. -777 с.
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106 // Гарант: информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant. ru/2565085/ (дата обращения: 10.12.2014).
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 // Гарант: информационно-правовой портал. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544064/ (дата обращения: 10.12.2014).
References
1. Aleksandrova L.A., Akhmetgaleeva Z.M. Mezhlichnostnoe vospriiatie i lichnostnye resursy studentov v inkliuzivnoi uchebnoi gruppe [Interpersonal perception and personal resources of students in inclusive educational group]. Psik-hologiia obshcheniia i doveriia: teoriia i praktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoi konferentsii URAO, PI RAO, MGU, 6-7 noiabria 2014 goda. Pod red. T.P. Skripkinoi [Psychology of communication and trust: theory and practice: proceedings of the International Conference URAO, PI RAO, Moscow State University, 6-7 November 2014. Ed. T.P. Skripkina]. Moscow, Universitet RAO Publ., 2014. 777 p. (In Russ.).
2. Konventsiia o pravakh invalidov: priniata Rezoliutsiei General'noi Assamblei OON ot 13 dekabria 2006 goda № 61/106 [Convention on the Rights of Persons with Disabilities: the resolution of the General Assembly on 13 December 2006 № 61/106]. Available at: http://base.garant.ru/2565085/ (accessed 10.12.2014). (In Russ.).
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Dostupnaia sreda" na 2011-2015 gody: post-anovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.04.2014 № 297 [Approval of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" for 2011-2015: the decision of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 297]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544064/ (acessed: 10.12.2014). (In Russ.).