Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА РКИ'

СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА РКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / языковая среда / начальный этап обучения / онлайн-образование / подготовительные курсы / дистанционный курс / интерактивность / Russian as a foreign language / language environment / initial stage of education / online education / preparatory courses / distance learning / interactivity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернявская Янина Леонидовна

Рассматривается проблема обучения русскому языку как иностранному при дистанционной форме обучения вследствие высокого спроса на курсы русского языка для иностранцев, которые планируют получать дальнейшее образование в России. В то время как большинство университетов предлагают очные подготовительные курсы, есть много студентов, которые не могут посещать их из-за проблем с визой или личных обстоятельств. Чтобы решить эту проблему, университеты предлагают онлайн-курсы, которые становятся всё более популярными в последние годы. В исследовании анализируются различные источники, связанные с дистанционным преподаванием иностранных языков, и рассматривается опыт создания языковой среды в онлайнкурсе русского языка, предназначенном для начинающих. Материал, использованный для исследования, включает научную литературу и онлайн-курс русского языка, разработанный Тюменским государственным медицинским университетом. В данной работе описываются основные компоненты дистанционного подготовительного курса по русскому языку как иностранному (РКИ), который использует потенциал онлайнобучения. Идеальный курс должен обладать гибкостью, индивидуализацией и практичностью, позволяя студентам начинать в любое время учиться в своём собственном темпе и совмещать учёбу с работой. Курс должен включать различные элементы, включая видеоуроки, онлайнтестирование, видеоконференции и дополнительные учебные материалы, такие как учебники и мобильные приложения. Эти компоненты обеспечивают всестороннее и увлекательное обучение, помогая студентам развивать практические языковые навыки и создавая благоприятную интерактивную языковую учебную среду, а также максимально вовлекая студентов в коммуникацию. Кроме того, отмечается необходимость поддержки репетиторов и тьюторов через платформы обмена сообщениями для гарантированной обратной связи и персонализированных рекомендаций в процессе изучения языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чернявская Янина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING AN EDUCATIONAL LANGUAGE ENVIRONMENT IN THE ONLINE PREPARATORY COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the high demand for Russian language courses for foreign students, who need to learn the language for further education and career prospects. While most universities offer inperson preparatory courses, many students are unable to attend due to visa issues or personal circumstances. To address this, universities offer various formats such as online courses, which have become increasingly popular in recent years. The study analyzes various sources related to teaching foreign languages, including online courses, and examines the experience of creating a language environment in an online Russian course designed for beginners. The material used for the study includes scientific literature and an online Russian course developed by Tyumen State Medical University. The author describes various methods and materials used in teaching Russian as a Foreign Language (RFL) that leverages the potential of online learning. The ideal course should offer flexibility, personalization, and practicality, allowing students to start at any time, study at their own pace, and combine education with work. The course should comprise various elements, including video tutorials, online testing, video conferences, and additional training materials such as textbooks and mobile applications. These components enable a comprehensive and engaging learning experience, helping students develop practical language skills while fostering a supportive and interactive learning environment. Importantly, tasks should be interactive and involve the student as much as possible, with a focus on grammar competence, practical skills, and real-life language situations. Additionally, tutor and teacher support should be available through messaging platforms, ensuring that students receive personalized guidance and feedback in their language learning journey.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА РКИ»

Раздел IV. Методика обучения РКИ

УДК 372.881.161.1

DOI: 10.15593/2224-9389/2023.4.13

Научная статья

Я.Л. Чернявская

Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Российская Федерация

Поступила: 29.09.2023 Одобрена: 17.10.2023 Принята к печати: 21.12.2023

СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА РКИ

Рассматривается проблема обучения русскому языку как иностранному при дистанционной форме обучения вследствие высокого спроса на курсы русского языка для иностранцев, которые планируют получать дальнейшее образование в России. В то время как большинство университетов предлагают очные подготовительные курсы, есть много студентов, которые не могут посещать их из-за проблем с визой или личных обстоятельств. Чтобы решить эту проблему, университеты предлагают онлайн-курсы, которые становятся всё более популярными в последние годы.

В исследовании анализируются различные источники, связанные с дистанционным преподаванием иностранных языков, и рассматривается опыт создания языковой среды в онлайн-курсе русского языка, предназначенном для начинающих. Материал, использованный для исследования, включает научную литературу и онлайн-курс русского языка, разработанный Тюменским государственным медицинским университетом.

В данной работе описываются основные компоненты дистанционного подготовительного курса по русскому языку как иностранному (РКИ), который использует потенциал онлайн-обучения. Идеальный курс должен обладать гибкостью, индивидуализацией и практичностью, позволяя студентам начинать в любое время учиться в своём собственном темпе и совмещать учёбу с работой. Курс должен включать различные элементы, включая видеоуроки, онлайн-тестирование, видеоконференции и дополнительные учебные материалы, такие как учебники и мобильные приложения. Эти компоненты обеспечивают всестороннее и увлекательное обучение, помогая студентам развивать практические языковые навыки и создавая благоприятную интерактивную языковую учебную среду, а также максимально вовлекая студентов в коммуникацию. Кроме того, отмечается необходимость поддержки репетиторов и тьюторов через платформы обмена сообщениями для гарантированной обратной связи и персонализированных рекомендаций в процессе изучения языка.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, языковая среда, начальный этап обучения, онлайн-образование, подготовительные курсы, дистанционный курс, интерактивность.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ya.L. Chernyavskaya Received: 29.09.2023

Accepted: 17.10.2023

Tyumen State Medical University, Published: 21.12.2023

Tyumen, Russian Federation

DEVELOPING AN EDUCATIONAL LANGUAGE ENVIRONMENT IN THE ONLINE PREPARATORY COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the high demand for Russian language courses for foreign students, who need to learn the language for further education and career prospects. While most universities offer inperson preparatory courses, many students are unable to attend due to visa issues or personal circumstances. To address this, universities offer various formats such as online courses, which have become increasingly popular in recent years. The study analyzes various sources related to teaching foreign languages, including online courses, and examines the experience of creating a language environment in an online Russian course designed for beginners. The material used for the study includes scientific literature and an online Russian course developed by Tyumen State Medical University.

The author describes various methods and materials used in teaching Russian as a Foreign Language (RFL) that leverages the potential of online learning. The ideal course should offer flexibility, personalization, and practicality, allowing students to start at any time, study at their own pace, and combine education with work. The course should comprise various elements, including video tutorials, online testing, video conferences, and additional training materials such as textbooks and mobile applications. These components enable a comprehensive and engaging learning experience, helping students develop practical language skills while fostering a supportive and interactive learning environment. Importantly, tasks should be interactive and involve the student as much as possible, with a focus on grammar competence, practical skills, and real-life language situations. Additionally, tutor and teacher support should be available through messaging platforms, ensuring that students receive personalized guidance and feedback in their language learning journey.

Keywords: Russian as a foreign language, language environment, initial stage of education, online education, preparatory courses, distance learning, interactivity.

Введение

Существует большая потребность у иностранцев в изучении русского языка с нулевого уровня для дальнейшего использования его при получении высшего образования по специальности. В связи с этим высокую важность приобретают курсы русского языка как иностранного (РКИ) при университетах, принимающих у себя иностранных студентов.

Большинство вузов предлагает очные подготовительные курсы, которые позволяют студенту не только обучаться в аудитории, но и погрузиться в языковую среду: студент живёт среди носителей языка и совершенствует свои коммуникативные навыки и умения даже вне стен университета. Однако также существует довольно большая группа иностранцев, не имеющих возможности приступить к очному обучению в сроки, оговоренные университетом. Студенты могут иметь затруднения с получением визы или оставаться за границей по семейным обстоятельствам. Возможно, некоторые приняли решение о поездке в Россию слишком поздно, чтобы присоединиться к группе,

но имеют мотивацию, силы и возможности освоить материал подготовительного курса в более сжатые сроки. Особую группу представляют специалисты, планирующие поступать в ординатуру, магистратуру или аспирантуру и работающие в родной стране. Для них, вероятнее всего, будет желательно до вступительных экзаменов совмещать обучение и трудовую деятельность, минимизировав таким образом финансовые и временные затраты. Также есть иностранцы, которые для начала хотят попробовать свои силы в изучении русского языка, считающегося одним из самых сложных мировых языков, или просто подготовиться к приезду в Россию, чтобы, владея базовыми речевыми навыками и умениями на русском языке, чувствовать себя более уверенно на новом месте.

Поэтому университеты, стараясь учитывать пожелания и возможности студентов, организуют обучение в разных форматах. Полноценные дистанционные языковые подготовительные курсы уже несколько лет реализуются в ведущих московских университетах РФ. Кроме того, существуют различные платформы, позволяющие иностранцу самостоятельно изучать русский язык с нуля: Юна (youna.ru), Русский язык для всех (www.russianforeveryone.com) и т.п.

Методы и материалы

В исследовании используются метод анализа отечественных и зарубежных научных источников, посвящённых обучению иностранным языкам, в том числе в дистанционной форме, а также синтез и обобщение опыта создания языковой среды в дистанционном курсе РКИ.

Материалом для исследования послужили научная литература и дистанционный курс РКИ для базового уровня, разработанный в Тюменском государственном медицинском университете.

Результаты

В той или иной форме дистанционное обучение РКИ присутствует в курсах вузов, реализующих довузовскую подготовку иностранцев. Пандемия во многом поспособствовала этому. Вынужденная многомесячная самоизоляция в условиях пандемии заставила вузы переходить на новый формат обучения: переводить занятия в онлайн, использовать платформы типа Moodle для организации тестирования.

В выстраиваемой системе дистанционных подготовительных курсов РКИ просматривались два направления: упор на онлайн-тестирование (характеризующийся большей свободой для студента) и полная замена обычных аудиторных занятий на занятия в формате видеоконференций (привязанные к определённому времени сбора группы). Ни тот, ни другой вариант не позволяет полноценно использовать языковую среду. Так, например, в первом

случае студент, получая свободу в выборе времени выполнения тестов, легко попадает в ловушку формального выполнения заданий и не имеет достаточно сформированной потребности в реальной коммуникации с носителями языка. Во втором случае студент имеет очевидно больше возможностей для речевой коммуникации (хотя и ограничен временными рамками онлайн-занятия), однако он вынужден подстраивать своё расписание под расписание группы и оказывается зависим от стабильности работы Интернета. Этот путь лишает дистанционный курс его главных преимуществ: свободы выбора времени, возможности заниматься в собственном темпе, возможности начинать курс (или его модули) вне общего группового графика.

Таким образом, в идеале дистанционный подготовительный курс РКИ должен не просто давать возможность заниматься дистанционно, на расстоянии, но и предлагать другие преимущества, используя потенциал онлайн-обучения:

- старт обучения в любое время,

- прохождение курса и его модулей в собственном темпе (выбирая время и частоту занятий),

- возможность не только осваивать курс целиком, но и «догнать» группу, изучив пройденный материал в более короткие сроки без потери качества, и присоединиться к очному курсу,

- возможность совмещения обучения с работой,

- независимость от внешних обстоятельств (отключения Интернета, изменения графика работы и т.п.),

- более низкая, чем у очного курса, цена,

- возможность возвращаться к пройденному материалу, повторять уроки, пересматривать видео,

- практическая направленность, интерактивность заданий.

Важное условие при этом - задания должны максимально вовлекать студента в процесс, а теория даваться кратко и структурированно. Грамматическая компетенция, входящая в состав языковой компетенции, обеспечивает умение объединять лексические единицы в осмысленные высказывания посредством знаний грамматических правил оформленной речи [1, с. 115], то есть любая теория должна обязательно тут же применяться и отрабатываться на практике, в первую очередь в интерактивных тестах. Поскольку целью обучения являются именно практические умения [2], нет необходимости в полноценных теоретических знаниях [3, с. 67], если речь идёт о будущих студентах нефилологических специальностей.

Однако тестовые задания - не единственный источник учебной языковой среды. Структурно курс состоит из разных элементов, в комплексе позволяющих выстроить максимально возможную искусственную языковую среду.

Видеоуроки. Это могут быть диалоги, разыгрываемые актёрами, демонстрация коммуникации или небольшие видеолекции - настолько длинные, насколько они в состоянии удержать внимание студентов, начавших изучать русский язык. Видеоуроки непосредственно помогают обучать (с их помощью могут транслироваться теоретические знания и формироваться навыки аудирования на основе образцов речи носителя языка. Слушая повторяющиеся похожие конструкции, студент получает речевые клише (коммуникативные модели), которые может использовать в собственной продуктивной речевой деятельности.

На самых первых этапах освоения языка обучающемуся важно овладеть его фонетическим строем [4, с. 27], так как для успешной коммуникации необходимы правильное произношение (включая интонацию) и понимание чужой речи на слух [5, с. 70-72]. Дополняются видеоуроки заданиями разного типа сложности [6, с. 21] для лучшего усвоения и закрепления материала.

Онлайн-тестирование. Включает в себя задания различных форматов. Например, платформа Moodle позволяет использовать следующие разделы:

- создание файла (заполнить таблицу, написать своё мнение, ответить на вопросы своими словами и т.п.);

- выбор и множественный выбор (выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных);

- соответствие (найти верное соответствие, выбрать правильные пары);

- заполнение пропусков (вставить информацию по смыслу) [7, с. 89].

Онлайн-тесты содержат задания на аудирование (прослушивание и выполнение заданий по прослушанному), чтение (работа с печатным текстом), освоение лексики и грамматики, а также на проверку продуктивной деятельности (для чего студент может создавать текстовый или голосовой файл).

Тесты на грамматику не менее важны, чем задания на рецептивную или продуктивную речевую деятельность, хотя многие студенты тяготеют непосредственно к коммуникации и стараются избегать формализованных заданий на выбор грамматических конструкций. Грамматика - это описание закономерностей языка, и знание этих закономерностей даёт учащемуся средства для создания потенциально большого количества оригинальных предложений [8, с. 15]. Поэтому задача составителей курса сделать грамматические тесты максимально приближенными по смыслу высказываний к реальным речевым ситуациям социально-бытовой сферы. В связи с этим задания по формированию навыков и умений чтения или аудирования необходимо связывать с тем, с чем сталкиваются студенты, находящиеся в русскоязычной языковой среде.

Кроме текущих тренировочных тестов предусмотрен промежуточный контроль в конце каждого урока и итоговый контроль в конце каждого модуля, причём часть проверки полученных знаний и навыков производится в формате видеоконференций.

Видеоконференции. Несмотря на стремление к максимальной автономности и свободе в выборе графика обучения, дистанционному курсу не обойтись без онлайн-встреч, которые могут быть в формате консультаций, дискуссий или проверки полученных студентом речевых навыков. Даже на начальных этапах обучения иностранному языку при ограниченном объёме освоенных лексико-грамматических единиц возможно применение кейс-метода, который даёт возможность обучающемуся максимально погрузиться в языковую среду [9] и стать участником коммуникации на русском языке [10].

Видеоконференции проходят по заранее известному графику с определённой периодичностью так, что к ним могут присоединяться любые студенты одного учебного модуля. Таким образом, студенты участвуют в коммуникации и демонстрируют промежуточные итоги освоения курса. Преподаватель на видеоконференциях создаёт обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом [11, с. 211]. Он организует обмен информацией в парах и небольших группах, стараясь выводить студентов на спонтанную речевую деятельность.

Пропустив онлайн-встречу, студент имеет возможность посетить её в следующий раз, выбрав более удобное для себя время. Так как дистанционный курс не имеет чётких сроков, студент сам устанавливает скорость его прохождения и может выбирать любое количество видеоконференций модуля в течение года. Посещение хотя бы одной видеоконференции (с обязательной демонстрацией речевых навыков и умений коммуникации) является важным и основным условием, без выполнения которого студент не может получить доступ к следующему модулю.

Дополнительные учебные материалы. Студент должен иметь возможность получить в пользование материалы курса в формате книги. Самый простой и эффективный путь - дублировать курс в виде учебного пособия, которое студент может приобрести в печатном или электронном варианте. Такое пособие представляет собой комплекс рабочих листов, расположенных последовательно в соответствии со структурой курса и в целом дублирует аналогичное пособие для очного курса. Также дополнительные материалы могут быть в виде отдельных файлов, рабочих листов, схем, онлайн-тренажеров и т.п.

Бумажная версия материалов (даже если это электронный учебник, который можно распечатать) облегчает тренировку чтения, а особым образом составленные материалы мотивируют студента на письмо. Надо заметить, что часто продуктивной письменной деятельности студенты предпочитают устную, либо набирают текст с помощью клавиатуры. Однако исследователи отмечают важность именно рукописного ввода текста [12, 13], так как таким образом облегчается восприятие букв для начинающих [14, с. 185] и повышается уровень грамотности обучающихся [15, с. 32].

Помощь в освоении языка оказывают и мобильные приложения, которые студент может выбрать самостоятельно или по рекомендации преподавателя. Исследователи отмечают, что в 2022 году в электронном магазине мобильных приложений Google Play было представлено около 150 приложений для обучения РКИ [16, с. 114]. Обращение к мобильным приложениям актуально для обучающихся, привыкших много времени проводить в цифровой среде.

Поддержка 24/7. За студентами закрепляются преподаватели и тьюторы (кураторы), связь с которыми осуществляется через мессенджеры. Тьютор обладает знаниями по соответствующим темам и цифровой компетентностью. Он способен мотивировать других, корректно реагировать на ошибки, в то же время анализировать выполнение заданий и организовать работу над ошибками. Тьютор - это консультант и коуч одновременно. Он разъясняет, как пользоваться учебными стратегиями, помогает выбрать оптимальный алгоритм выполнения заданий [17, с. 185]. Обратная связь от преподавателей является важным элементом языковой среды. Преподаватели отвечают на вопросы студентов, помогают им в развитии коммуникативных навыков, комментируют результаты выполнения заданий для достижения эффекта в изучении русского языка.

Заключение

Таким образом, дистанционный курс строится на базе удобной, интуитивно понятной платформы, на которой размещены видеоуроки, тесты (тренировочные и контрольные, которые открывают доступ к следующим урокам) и различные дополнительные материалы (таблицы, схемы, тренажёры и т.п.). Для создания языковой среды используются аутентичные тексты и материалы. Коммуникация между студентом и носителем языка налажена через мессенджеры и посредством видеоконференций, которые также выполняют роль контрольных точек. Студент может проверить свои навыки общения на русском языке и получает возможность применить знания, ранее отработанные в тестах, в речевой коммуникации с русскоговорящими. Такое практическое применение языка, приближенное к реальной бытовой коммуникации в условиях языковой среды, мотивирует студента продвигаться от урока к уроку и видеть результаты обучения.

Дополнительным стимулом может послужить получение документов (электронных свидетельств) о прохождении каждого модуля в дополнение к свидетельству об обучении (или сертификату об уровне владения языком) после прохождения всего дистанционного курса и выполнения итогового тестирования.

Список литературы

1. Рябцева О.М. Формирование грамматической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 10 (111). - С. 115-118.

2. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций. -М.: Ступени; Инфра-М, 2002. - 159 с.

3. Урунова Р.Д., Литвина Т.А. Организация обучения РКИ на подготовительном факультете в контексте лингвистических парадигм // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. - № 4. - С. 65-74.

4. Кольовска Е.Г., Плотникова О.В., Степаненко В.А. Из опыта создания цифрового учебника РКИ «Привет, Россия!» // Русский язык за рубежом. - 2023. - № 1. -С. 25-30.

5. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. - М.: Русский язык, 1990. - 230 с.

6. Моргунова Е.В., Сорокина Н.О. Вводный дистанционный фонетико-грам-матический курс по РКИ «Начало»: структура, содержание, опыт преподавания // Русский язык за рубежом. - 2023. - № 1. - С. 19-24.

7. Тиманова Р.В. Организация элективного курса на базе сетевой модели дистанционного обучения в языковом вузе // Высшее образование сегодня. - 2011. -№ 3. - С. 87-89.

8. Thornbury S. How to Teach Grammar. - Edinburgh: Pearson, 1999. - 182 p.

9. Белова С.Ш. Кейс-метод в преподавании делового английского языка // Национальная ассоциация ученых. - 2021. - № 66-3. - С. 12-14.

10. Митрюхина И. Н. Дифференцированный подход при обучении иноязычному говорению студентов неязыковых специальностей на основе моделирования проблемных ситуаций // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 2. - С. 100-114.

11. Теплова Н.В. Реализация коммуникативного подхода при обучении грамматике в вузе // Труды БГТУ. - Минск: Изд-во БГТУ, 2016. - № 5 (187). - С. 210-213.

12. Charles C. Cripps. A Hand for Spelling. - Cambridge: LDA Publications. 1988. - 338 р.

13. Christensen C.A. Relationship between orthographic-motor integration and computer use for the production of creative and well-structured written text // British Journal of Educational Psychology. - 2004. - No. 44. - P. 551-564.

14. Doug R. Handwriting: developing pupils' identity and cognitive skills // International Journal of Education and Literacy Studies. - 2009. - Vol. 7. - P. 177-188.

15. James K.H., Engelhardt L. The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children // Trends in Neuroscience and Education. -2012. - No. 1. - P. 32-42.

16. Загуменникова Н.В. Мобильное обучение в преподавании русского языка как иностранного: классификация, обзор возможностей мобильных приложений // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. -2022. - № 4. - С. 109-120.

17. Антонова Л.В. Создание учебной языковой среды в дистанционном курсе на платформе Moodle // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. по материалам XXXII Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2022. - С. 184-189.

References

1. Riabtseva O.M. Formirovanie grammaticheskoi sostavliaiushchei inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii [Developing the grammatical component of the foreign language communicative competency]. Izvestiia IuFU. Tekhnicheskie nauki, 2010, no. 10 (111), pp. 115-118.

2. Miloslavskii I.G. Kul'tura rechi i russkaia grammatika: kurs lektsii [Speech culture and Russian grammar: Course of lectures]. Moscow, Stupeni, Infra-M, 2002, 159 p.

3. Urunova R.D., Litvina T.A. Organizatsiia obucheniia RKI na podgotovitel'nom fakul'tete v kontekste lingvisticheskikh paradigm [Organization of RFL training at the preparatory faculty in the context of linguistic paradigms]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 4, pp. 65-74.

4. Kol'ovska E.G., Plotnikova O.V., Stepanenko V.A. Iz opyta sozdaniia tsifrovogo uchebnika RKI "Privet, Rossiia!" [From the experience of developing a digital textbook for the RFL "Hello, Russia!"]. Russkii iazykza rubezhom, 2023, no. 1, pp. 25-30.

5. Prakticheskaia metodika prepodavaniia russkogo iazyka na nachal'nom etape [Practical methods of teaching Russian language at the initial stage]. Moscow, Russkii iazyk, 1990, 230 p.

6. Morgunova E.V., Sorokina N.O. Vvodnyi distantsionnyi fonetiko-grammaticheskii kurs po RKI "Nachalo": struktura, soderzhanie, opyt prepodavaniia [Introductory distant phonetic and grammatical course in Russian as a foreign language "Nachalo": Structure, content, teaching experience]. Russkii iazyk za rubezhom, 2023, no. 1, pp. 19-24.

7. Timanova R.V. Organizatsiia elektivnogo kursa na baze setevoi modeli dis-tantsionnogo obucheniia v iazykovom vuze [Organization of an elective course based on a network model of distance learning at a language university]. Vysshee obrazovanie segod-nia, 2011, no. 3, pp. 87-89.

8. Thornbury S. How to teach grammar. Edinburgh, Pearson, 1999, 182 p.

9. Belova S.Sh. Keis-metod v prepodavanii delovogo angliiskogo iazyka [Case study in teaching business English]. Natsional'naia assotsiatsiia uchenykh, 2021, no. 66-3, pp. 12-14.

10. Mitriukhina I.N. Differentsirovannyi podkhod pri obuchenii inoiazychnomu go-voreniiu studentov neiazykovykh spetsial'nostei na osnove modelirovaniia problemnykh situatsii [Differentiated approach in teaching foreign language speaking to non-linguistics students on the basis of problem-based situations]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin,, 2023, no. 2, pp. 100-114.

11. Teplova N.V. Realizatsiia kommunikativnogo podkhoda pri obuchenii gram-matike v vuze [Implementation of communicative approach in teaching grammar in high school]. Trudy Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shukhova, Minsk, BSTU, 2016, no. 5 (187), pp. 210-213.

12. Charles C. Cripps. A hand for spelling. Cambridge, LDA Publications, 1988, 338 p.

13. Christensen C.A. Relationship between orthographic-motor integration and computer use for the production of creative and well-structured written text. British Journal of Educational Psychology, 2004, no. 44, pp. 551-564.

14. Doug R. Handwriting: Developing pupils' identity and cognitive skills. International Journal of Education and Literacy Studies, 2009, vol. 7, pp. 177-188.

15. James K.H., Engelhardt L. The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children. Trends in Neuroscience and Education, 2012, no. 1, pp. 32-42.

16. Zagumennikova N.V. Mobil'noe obuchenie v prepodavanii russkogo iazyka kak inostrannogo: klassifikatsiia, obzor vozmozhnostei mobil'nykh prilozhenii [Mobile learning in teaching Russian as a foreign language: Classification, overview of the capabilities of mobile applications]. PNRPULinguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 4, pp. 109-120.

17. Antonova L.V. Sozdanie uchebnoi iazykovoi sredy v distantsionnom kurse na platforme Moodle [Creating a learning language environment in a distance course on the Moodle platform]. Aktual'nye voprosy lingvodidaktiki i metodiki prepodavaniia inostran-nykh iazykov. Proc. of 32nd Int. Acad. Conf. Cheboksary, 2022, pp. 184-189.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧЕРНЯВСКАЯ Янина Леонидовна

e-mail: yaninak@yandex.ru

Кандидат филологических наук, доцент подготовительного отделения для иностранцев, Тюменский государственный медицинский университет (Тюмень, Российская Федерация)

About the author

Yanina L. CHERNYAVSKAYA

e-mail: yaninak@yandex.ru

Cand. Sc. (Philology), Associate Professor of the Preparatory Department for Foreigners, Tyumen State Medical University (Tyumen, Russian Federation) ORCID: 0000-0002-6664-7929

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Чернявская, Я.Л. Создание учебной языковой среды в рамках дистанционного подготовительного курса РКИ / Я.Л. Чернявская // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 4. - С. 164-173.

Please cite this article in English as:

Chernyavskaya Ya.L. Developing an educational language environment in the online preparatory course of Russian as a foreign language. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 4, pp. 164-173 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.