Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО МУЛЬТИМЕДИАКУРСА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ'

СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО МУЛЬТИМЕДИАКУРСА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ МУЛЬТИМЕДИАКУРС / МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ШАГИ СЦЕНАРИЯ / МУЛЬТИМЕДИАКОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коляда М.Г., Белых С.И., Бугаева Т.И., Дониченко Е.Ю.

Цель исследования - обосновать методику создания учебного мультимедиакурса системы тренировочных занятий. Методика и организация исследования. Методологической основой исследования является теория мультимедийного обучения, разработанная американским педагогом и психологом Ричардом Э. Мейером, которая утверждает, что оптимальное обучение происходит, когда визуальные и вербальные составляющие учебного материала представляются обучающемуся вместе и одновременно. Результаты исследования и выводы. Процесс создания мультимедиакурса состоит из нескольких этапов: разработка дидактического сценария представления материала тренировочной деятельности; разработка технологических шагов сценария курса; подбор содержательной части тренировочных занятий в виде оцифрованных элементов того, что необходимо выполнить на тренировке; конкретное создание цельной системы тренировочных занятий курса на основе специальных компьютерных программных средств; тестирование и апробация мультимедийной системы тренировочных занятий. Мультимедиакурсы спортивно-тренерской направленности имеют свои специфические особенности, в частности, они в своем составе содержат компонент, связанный с работой на спортивных тренажерах, имитирующих реальные образцы тренерской деятельности, по отработке и «шлифовке» многообразных специальных приемов, связанных со спортивными видами движения (по видам спорта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коляда М.Г., Белых С.И., Бугаева Т.И., Дониченко Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A TRAINING MULTIMEDIA COURSE ON METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING SESSIONS

Objective of the study was to substantiate the methodology for creating an educational multimedia course for a system of training sessions. Methods and structure of the study. The methodological basis of the study is the theory of multimedia learning developed by the American educator and psychologist Richard E. Meyer, which states that optimal learning occurs when the visual and verbal components of the educational material are presented to the student together and simultaneously. Results and conclusions. The process of creating a multimedia course consists of several stages: development of a didactic scenario for presenting the material of training activities; development of technological steps of the course scenario; selection of the content of training sessions in the form of digitized elements of what needs to be done in training; concrete creation of an integral system of training sessions of the course based on special computer software; testing and approbation of the multimedia system of training sessions. Multimedia courses of a sports and coaching orientation have their own specific features, in particular, they contain a component associated with working on sports simulators that imitate real examples of coaching activities, for practicing and “polishing” various special techniques related to sports types of movement (according to sports). Such simulators virtually provide the conditions for measuring numerous indicators and model characteristics of the athlete's physical and psychological state.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО МУЛЬТИМЕДИАКУРСА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ»

СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО МУЛЬТИМЕДИАКУРСА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

УДК/UDC 004.42:796.011

Поступила в редакцию 13.02.2023 г.

Информация для связи с автором: kf.physical_education@donnu.ru

Доктор педагогических наук, профессор М.Г. Коляда1 Доктор педагогических наук, профессор С.И. Белых1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Бугаева1 Е.Ю. Дониченко1 1Донецкий национальный университет, Донецк, Российская Федерация

CREATING A TRAINING MULTIMEDIA COURSE ON METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING SESSIONS

Dr. Hab., Professor M.G. Kolyada1 Dr. Hab., Professor S.I. Belykh1 PhD, Associate Professor T.I. Bugaeva1 E.Yu. Donichenko1

1Donetsk National University, Donetsk

Аннотация

Цель исследования - обосновать методику создания учебного мультимедиа-курса системы тренировочных занятий.

Методика и организация исследования. Методологической основой исследования является теория мультимедийного обучения, разработанная американским педагогом и психологом Ричардом Э. Мейером, которая утверждает, что оптимальное обучение происходит, когда визуальные и вербальные составляющие учебного материала представляются обучающемуся вместе и одновременно.

Результаты исследования и выводы. Процесс создания мультимедиакурса состоит из нескольких этапов: разработка дидактического сценария представления материала тренировочной деятельности; разработка технологических шагов сценария курса; подбор содержательной части тренировочных занятий в виде оцифрованных элементов того, что необходимо выполнить на тренировке; конкретное создание цельной системы тренировочных занятий курса на основе специальных компьютерных программных средств; тестирование и апробация мультимедийной системы тренировочных занятий. Мультимедиакурсы спортивно-тренерской направленности имеют свои специфические особенности, в частности, они в своем составе содержат компонент, связанный с работой на спортивных тренажерах, имитирующих реальные образцы тренерской деятельности, по отработке и «шлифовке» многообразных специальных приемов, связанных со спортивными видами движения (по видам спорта).

Ключевые слова:учебный мультимедиакурс, методика создания мультимедиа, тренировочные занятия, дидактический сценарий представления материала, технологические шаги сценария, мультимедиаконтент.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the methodology for creating an educational multimedia course for a system of training sessions. Methods and structure of the study. The methodological basis of the study is the theory of multimedia learning developed by the American educator and psychologist Richard E. Meyer, which states that optimal learning occurs when the visual and verbal components of the educational material are presented to the student together and simultaneously.

Results and conclusions. The process of creating a multimedia course consists of several stages: development of a didactic scenario for presenting the material of training activities; development of technological steps of the course scenario; selection of the content of training sessions in the form of digitized elements of what needs to be done in training; concrete creation of an integral system of training sessions of the course based on special computer software; testing and approbation of the multimedia system of training sessions. Multimedia courses of a sports and coaching orientation have their own specific features, in particular, they contain a component associated with working on sports simulators that imitate real examples of coaching activities, for practicing and "polishing" various special techniques related to sports types of movement (according to sports). Such simulators virtually provide the conditions for measuring numerous indicators and model characteristics of the athlete's physical and psychological state.

Keywords: educational multimedia course, multimedia creation methodology, training sessions, didactic scenario of material presentation, technological steps of the scenario, multimedia content.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Использование мощных компьютерных мульти-медиасистем и интерактивных программных комплексов стало новым шагом в применении современных видов представления учебной информации. Но, несмотря на потенциал информационных технологий и технических средств их реализации, нужно отметить, что качество обучения и проведения тренировок спортсменов с их помощью зависит, прежде всего, от качества подачи учебно-тренировочного материала и формы его представления в этих программных продуктах. Возникает много проблем, связанных не только с разработкой совершенно новых типов и видов представления спортивно-тренировочной ин-

формации, но и с методикой ее подачи пользователям, а также методикой создания учебного мультимедиаматериала тренировочных занятий и технологическими шагами при использовании мультимедиаконтента спортивно-тренировочных процессов. В этой связи усиливается акцент на новые методические подходы в разработке содержания тренировочного занятия и возрастает значимость реализации продуктивных методических систем по созданию учебных мультимедиакурсов. Появление мощных мультимедиасредств и технологий с подключением их к глобальной сети Интернет позволяет частично решить эти проблемы.

Цель исследования - обосновать методику создания учебного мультимедиакурса системы тренировочных занятий.

Методика и организация исследования. Методологической основой исследования является теория мультимедийного обучения, разработанная американским педагогом и психологом Ричардом Э. Мейером, которая утверждает, что оптимальное обучение происходит, когда визуальные и вербальные составляющие учебного материала представляются обучающемуся вместе и одновременно [1]. Доказано, что при двойном кодировании зрительной (наглядной) и слуховой (словесной, устной) составляющей информации, при ее совместной визуально-пространственной матрице представления и петле повторения (в так называемой модели рабочей памяти), учебный материал усваивается на много эффективнее. Как утверждает исследователь И. М. Яглом, орган слуха человека может пропустить за одно и то же время около 1000 единиц информации, орган осязания - 10 000, а орган зрения - 100 000 [2], а Н. В. Краснов подтверждает, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, 25% - в зрительной, но если же оба эти способа используются одновременно и синхронно, то он может воспринять до 65% содержания этой информации [3, с. 16]. Именно поэтому мультимедийные возможности представления и передачи информации могут совершить усиление обучающего эффекта, поскольку мультимедиа - это данные или содержание, которые представляются одновременно в разных формах: звуковой и видеоряд, аними-рованная компьютерная графика. А если учесть, что возможности мультимедиа добавляют текстовую (озвученную) и образную (зрительную) графическую видеоинформацию, а также возможности интерактивного взаимодействия с ней, то это намного усиливает достижения в усвоении образовательного материала.

Результаты исследования и их обсуждение. Напомним, что под мультимедиакурсом понимают комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц (тематических тренировочных занятий), которые представлены в цифровом формате и содержат все компоненты учебно-тренировочного процесса.

Процесс создания мультимедиакурса состоит из нескольких этапов:

Первый этап: разработка дидактического сценария представления материала тренировочной деятельности.

Второй этап: разработка технологических шагов сценария курса.

Третий этап: подбор содержательной части тренировочных занятий в виде оцифрованных элементов того, что необходимо выполнить на тренировке (с учетом их мультимедийной многозначности).

Четвертый этап: конкретное создание цельной системы тренировочных занятий курса на основе специальных компьютерных программных средств.

Пятый этап: тестирование и апробация мультимедийной системы тренировочных занятий.

Под дидактическим сценарием понимают методически выстроенную последовательность педагогических приемов, методов и технологий, которые направлены на конкретную цель тренировочного занятия. Характерной его особенностью является то, что он может иметь как линейную, так и нелинейную последовательность выполнения тренировочных упражнений, включая различные варианты ветвления с возможностями возврата в исходное положение, в том числе с переходами по гиперссылкам в виде так называемых «форточек», а также он должен обязательно иметь механизмы адаптивности, заключающиеся в под-страивании (адаптации) мультимедийной системы под возможности и уровень обученности (натренированности) того, с кем работают на занятии.

Дидактический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса и его структуре. Сценарий также отражает: педагогические принципы, лежащие в основе тренировочной спортивной деятельности, приемы и методы, которые, как правило, дублируют аналогичные «обкатанные» педагогические приемы и методы, присущие соответствующему виду спорта при традиционном сопровождении тренировочного процесса.

Следующим шагом в создании мультимедиакурса системы тренировочных занятий является этап разработки технологических шагов сценария этого курса. Он состоит из описания информационно-коммуникационных технологий, используемых для реализации дидактического сценария и направления его применения, которые позволяют определить возможности программного обеспечения для осуществления той или иной идеи/действия по воплощению педагогической стороны функционирования проекта, а именно: как наиболее понятно и красочно представить действия при совершении физических приемов и упражнений спортсмена; как визуально более наглядно и понятно расшифровать мелкие детали и нюансы возникающих проблемных ситуаций в процессе тренировочных действий и т.п. Также сюда включают шаги по созданию удобного пользовательского интерфейса с понятной и комфортной системой переходов между фрагментами одного или нескольких тем (или занятий); шаги по созданию удобной навигации между объектами тренировочного материала с разными уровнями детализации, а также с удобной и интуитивно понятной инструментальной панелью различных переключателей, флажков, окон ввода и вывода, иконок запуска различных инструментов и т.п.

В технологическом сценарии выстраивают материал по уровням иерархии, с учетом следующих направлений: наиболее оптимальных компонентов доступа к содержательной части тренировочного материала, максимально удобной навигацией между составными частями представляемого пользователю учебного материала; красочного и эргономически обоснованного оформления дизайна интерфейса компьютерной программы; удобной инструментальной навигации; достаточного набора специальных мультимедиаприложений, включая контрольные.

Следующий этап - этап конкретного создания цельной системы тренировочных занятий курса, предполагает несколько вложенных подэтапов, а именно [4]:

- Подготовительный, на котором заранее готовят текстовую часть объяснительного материала, статические иллюстрации в виде рисунков, схем, фотографий, подбирают готовые звукозаписи с голосами известных в спорте личностей и звуковые музыкальные треки сопровождения, а также видеофрагменты спортивных состязаний по выполнению спортивных элементов, приемов, упражнений и т.п.;

- Создания собственного мультимедиа, где используются следующие типы мультимедиаприложений: анимации - динамичная графика, основанная на применении различных движущихся визуальных эффектов; аудиоприложения -аудиозаписи комментариев (включая и авторские) известных и титулованных тренеров, физиологов, массажистов, психологов и других специалистов к используемым схемам, таблицам, иллюстрациям и т.д.; видеоприложения - видеозаписи читаемого авторского текста, видеофрагментов всплывающих видеосносок, видеопояснений и т.п.;

- Компоновки материалов в единый программный комплекс, в котором происходит монтаж всей учебной информации (текста, графики и мультимедиа) в интерактивные кадры в соответствии с замыслом автора сценария. Особенностью этого этапа является то, что, с одной стороны, обучающийся должен иметь возможность сам выбирать темп и последовательность изучаемого материала тренировки, а с другой

№4 • 2023 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

стороны - весь процесс обучения должен оставаться управляемым. В плане его реализации он является одним из самых ответственных и сложных в исполнении.

- Создание пользовательского интерфейса мультимедийной системы. Продуманный интерфейс существенно облегчает работу с системой, а использование определенных стандартов избавляет пользователя от необходимости тратить дополнительное время на его освоение. Поэтому необходимо использовать элементы, кнопки и инструменты с устоявшимися названиями, например: Строка заголовка, Строка меню, Строка состояния; Рабочее поле программы; Элементы (линейки) прокрутки, Стандартные кнопки: «Файл», «Вид», «Справка» и др. Необходимо, чтобы пользовательский интерфейс был интуитивно понятен и не вызывал дополнительного напряжения в работе пользователя.

- Создание сетевых компонент. Поскольку современные мультимедийные системы подключены к сети Интернет, то необходимо учесть в создаваемом инструментарии управления систему средств, учитывающих использование интернет-ресурсов.

Мультимедиакурсы спортивно-тренерской направленности имеют свои специфические особенности. В частности, они в качества вида учебной деятельности используют практические занятия в форме организации тренировочного процесса, проходящего под руководством тренера-преподавателя. Поэтому такие курсы обязательно в своем составе имеют работу со спортивными тренажерами, имитирующими реальные образцы тренерской деятельности, по отработке и «шлифовке» многообразных специальных приемов, связанных со спортивными видами движения (по видам спорта). Такие тренажеры виртуально обеспечивают условия для измерения многочисленных показателей и модельных характеристик физического и психологического состояния спортсмена.

В качестве примера конструктора в создании электронных курсов можно назвать систему еАиШог 3.1 компании «ГиперМетод», которая неплохо зарекомендовала себя в качестве инструментального средства для разработки мультимедиа-курсов в системе спортивно-тренировочных занятий, в состав которой входят интерактивные тренинги, тестовые задания и упражнения. Они предназначены для использования практикующими тренерами.

Выводы. Анализ представленной методики создания учебных мультимедиакурсов в системе спортивных трениро-

вочных занятий показал, что их применение в тренировочном процессе приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности тренера по сопровождению этого процесса. В таких системах усложняется структура контроля и консультаций, но зато самостоятельная работа обучающихся спортсменов выходит на более высокий уровень, так как имеет место многократное повторение тренировочных действий, с подробным рассмотрением сложных моментов двигательной активности, что для тренировки и является самым важным.

Нужно отметить, что такие системы при многочисленных положительных достоинствах имеют и отрицательные стороны своего применения, в частности, резко возрастает объем предварительной работы тренера в подготовке методического обеспечения. К отрицательным сторонам также можно отнести и тот факт, что, несмотря на то, что у тренирующегося спортсмена, с одной стороны, возрастает коммуникативная открытость, но зато, с другой - усиливается его отчуждение от непосредственного контакта с живым наставником.

К сожалению, несмотря на несомненные дидактические преимущества этого средства, использование мультимедиа-курсов в тренировочном процессе еще недостаточно подкреплено разработанностью педагогических технологий их эффективного использования.

Литература

1. Вымятнин В. М. Мультимедиакурсы: методология и технология разработки / В. М. Вымятнин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, Т. В. Ру-денко // Открытое и дистанционное образование. -2002. - № 3 (7). - С. 43-71.

2. Краснов Н. В. Актуальные проблемы научной организации обучения / Вестник высшей школы. - 1977. - № 6. - С. 16-26.

3. Яглом И. М. Теория информации и лингвистика / И. Яглом, Р. Добру-шин, А. Яглом // Вопросы языкознания. - 1960. - № 1. - C. 100-110.

References

1. Vymyatnin V.M., Demkin V.P., Mozhaeva G.V., Rudenko T.V. Multime-diakursy: metodologiya i tekhnologiya razrabotki [Multimedia courses: methodology and development technology]. Otkrytoye i distantsion-noye obrazovaniye. 2002. No. 3 (7). pp. 43-71.

2. Krasnov N.V. Aktualnyye problemy nauchnoy organizatsii obucheniya [Actual problems of the scientific organization of education]. Vestnik vysshey shkoly. 1977. No. 6. pp. 16-26.

3. Yaglom I.M., Dobrushin R., Yaglom A. Teoriya informatsii i lingvistika [Information theory and linguistics]. Voprosy yazykoznaniya. 1960. No. 1. pp. 100-110.

4. Mayer R.E. The Cambridge Handbook of Multimedia Learning Second Edition. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 2009. 320 p.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

СВЕТАИЛО А.А. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА. БИОМЕХАНИКА БОЛЬШОГО ТЕННИСА / А.А. СВЕТАЙЛО. - 3-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2023. - 140 С. - ISBN 978-5-507-45582-9.

С какой сложной системой приходится иметь дело всем спортсменам и теннисистам, в частности, довольно легко поможет представить арифметика. В теле человека десятки рычагов, сотни мышц и миллиарды нервных клеток. Информация, которая изложена в данной книге, открывает доступ к этим миллиардам, а также предоставляет возможность применять их по назначению в тренировочном процессе и в производственной деятельности. В этой книге рекомендуется методика формирования техники теннисистов на основе законов, принципов и понятий биомеханики. В ней изложена информация, которой, как правило, уделяется незаслуженно малое внимание в тренировочном процессе спортсменов. Часть ее предоставлена в виде понятий, которые в теории физической культуры и спорта сформулированы впервые. На основе этих понятий возможно более точно понять конкретные технические действия спортсменов, избежать множества ошибок в их подготовке и оптимизировать весь тренировочный процесс. Кроме того, появляется возможность значительно снизить риск профессионального травматизма. И это еще одна причина, по которой данная книга подходит в качестве учебно-методического пособия не только для теннисистов, но и для тренеров и спортсменов различных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.