Научная статья на тему 'Создание учебного анимационного фильма как способ активации познавательной деятельности студентов'

Создание учебного анимационного фильма как способ активации познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АНИМАЦИЯ / EDUCATIONAL ANIMATION / ПРИНЦИПЫ АНИМАЦИИ / PRINCIPLES OF ANIMATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / MOTIVATION FOR LEARNING / ОБУЧАЮЩИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ / TEACHING CARTOONS / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ / COMPUTER ANIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахметьев Дмитрий Андреевич

В представленной статье пойдет речь о роли и применении анимации в современном образовании. На данный момент проблема, связанная с отсутствием познавательной активности и слабой мотивацией к обучению, среди подрастающего поколения весьма актуальна. Эта ситуация заставляет нас искать новые, современные и нестандартные пути и способы решения данной проблемы. Процесс создания учебного анимационного фильма мы рассматриваем как эффективный способ активизации познавательной деятельности студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of an educatoinal animated film as a way of enhancing the cognitive activity of students

The role and use of animation in modern education is discussed. The problem associated with the lack of cognitive activity and weak motivation to learn among the younger generation is very urgent at the moment. This situation forces us to seek new, modern and unconventional ways of solving this problem. We view the process of creating an educational animated film as an effective method of enhancing the cognitive activity of students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Создание учебного анимационного фильма как способ активации познавательной деятельности студентов»

УДК 681.14:378 ББК 32.973:74.480.215

Д.А. Бахметьев

создание учебного анимационного фильма как способ активации познавательной деятельности студентов

В представленной статье пойдет речь о роли и применении анимации в современном образовании. На данный момент проблема, связанная с отсутствием познавательной активности и слабой мотивацией к обучению, среди подрастающего поколения весьма актуальна. Эта ситуация заставляет нас искать новые, современные и нестандартные пути и способы решения данной проблемы. Процесс создания учебного анимационного фильма мы рассматриваем как эффективный способ активизации познавательной деятельности студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: учебная анимация, принципы анимации, образование, познавательная деятельность, мотивация к обучению, обучающие мультфильмы, межпредметные связи, компьютерная анимация.

D.A. Bakhmetyev

the creation of an educatoinal animated film as a way of enhancing the cognitive activity

of students

The role and use of animation in modern education is discussed. The problem associated with the lack of cognitive activity and weak motivation to learn among the younger generation is very urgent at the moment. This situation forces us to seek new, modern and unconventional ways of solving this problem. We view the process of creating an educational animated film as an effective method of enhancing the cognitive activity of students of higher educational institutions.

Key words: educational animation, principles of animation, education, cognitive activity, motivation for learning, teaching cartoons, interdisciplinary connections, computer animation.

В условиях коренной перестройки и реформирования общественного уклада одним из важнейших направлений государственной политики становится образование. В связи с небывалыми социальными и культурными преобразованиями в обществе, во всех сферах современной жизни возникают новые проблемы, требующие своевременных и актуальных решений. Сегодня в системе российского образования особое значение приобретает проблема, связанная с отсутствием познавательного интереса у подрастающего поколения. К сожалению, эта проблема очень актуальна как у учащихся общеобразовательных школ, так и среди студентов высших учебных заведений.

В данной статье речь пойдет о применении такого явления культуры и искус-

ства, как анимация, о ее возможностях в современном образовании. Мы подразумеваем, что анимация является не развлечением, а педагогическим инструментом. Создание учебного анимационного фильма рассматривается как один из способов активизации познавательной деятельности студентов.

Начиная с момента своего появления анимация занимала особое место в истории культуры и искусства. Задуманная в большей степени как развлечение, способное поразить зрителя «ожившими» картинками, со временем анимация перевоплотилась в уникальный вид искусства, с присущими только ей особенностями и возможностями.

«Мультипликация — та же поэзия, и ее поэтические возможности поистине неисчерпаемы» [1, с 14].

го са s

Ё го ю о о о с

о ^

го

-й ей ^ о

S I-

-е-5

§ ?

I о

i -

Го I S -О

м

го t „ к

о ф

0 ^

1 >5

ю о

ф I

Т .0

ф £

i fe ™ ей

2- го

5 х

со

со

о а О с

ш

ф

.0

X

го

ш

<

с!

Имея все необходимые возможности для успешного взаимодействия со зрителем, анимационное искусство наделено огромным воспитательным, познавательным и дидактическим потенциалом. Возможности анимации действительно велики не только в развлекательной, но и в образовательной сфере. Не способность одушевлять изображение, а именно психологические особенности образуют суть анимации, формируют её как своеобразную форму художественного мышления.

Человек, и в особенности дети, лучше воспринимает и усваивает знания через различные визуальные образы. Известный советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что у детей в большей степени преобладает наглядно-образное мышление [4].

На современном этапе применение анимации в образовательной практике весьма актуально. В первую очередь это связано с тем, что анимация имеет возможность вызвать интерес у учащихся, в том числе и у студентов, тем самым вовлекая их в образовательный процесс.

Среди основных направлений использования анимации в образовательной сфере можно выделить самостоятельное создание учебных анимационных фильмов, например, студентами педагогических вузов.

Уникальный по своей функциональности процесс помогает начинающему педагогу решить следующие важные задачи: подготовить наглядное методическое пособие для будущей профессиональной деятельности; глубже понять и осмыслить свой собственный материал.

Анализ литературы, изучение различных информационных источников, опросы по данной проблеме показали, что на сегодняшний момент количество преподавателей, применяющих в своей практике обучающие анимационные фильмы, в том числе и самостоятельно созданные, крайне мало. Данная ситуация вызвана в первую очередь незнанием о педагогических, воспитательных и дидактических возможностях анимации. Следует отметить и недостаточное количество методик обучения по созданию анимационных фильмов.

В этой связи нами была разработана программа по созданию учебных анимационных фильмов студентами высших учебных заведений.

Данная образовательная программа призвана не только активизировать познавательную деятельность обучающихся и познакомить их с выдающимися произведениями анимационного искусства, но и приобрести необходимые технические знания, развить трудовые умения и навыки при создании обучающих анимационных фильмов.

Особое значение мы придаем тем методам, которые помогают связать теоретические знания, полученные в процессе создания обучающего анимационного произведения, с практическим процессом жизнедеятельности человека. Подобные практические знания формируют такие личностные качества, как заинтересованность, мотивированность, познавательная активность. Для нас это имеет огромное значение, так как именно на личность с её активным познавательным потенциалом ориентируется современная система образования.

Отличие нашей программы заключается в следующем: анимацию мы рассматриваем как самостоятельный вид искусства, с присущими ему принципами и законами, а не как одно из ответвлений информатики. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется компьютерная анимация, отсюда и связь с информационными науками и дисциплинами. Но компьютер - это всего один из инструментов создания анимации. Сущность анимационного искусства кроется в его индивидуальном своеобразии, в уникальных и присущих только ему законах и принципах, а не в способах создания. Ключевым фактором успешной реализации программы мы выделяем овладение и грамотное использование принципов анимации.

Поиск необходимой информации, работа над раскадровками и сценарием ведут к более глубокому осмыслению материала, являются важным моментом активизации познавательной деятельности.

Теоретическая часть программы подразумевает знакомство с историей

развития анимационного искусства, знакомство с видами и технологиями производства анимационных фильмов. Разбор основных техник и методов создания учебного мультфильма. Лекции об основах композиции, принципах, закономерностях анимации. Практические занятия представляют собой работу над сценарной, эскизной, раскадровочной частью и упражнения, направленные на изучение и использование законов и принципов анимации. Идет изучение материалов и инструментов создания обучающего анимационного фильма.

Занятия проводятся с применением компьютерной анимации. Работа ведется преимущественно в программе для создания двухмерной анимации - Anime Studio.

Обучение в анимационной программе строится в большей степени не на заучивании инструментов и их возможностей, а на изучении и использовании принципов и законов анимации, с дальнейшим их применением при создании собственного учебного анимационного фильма. Особое внимание уделяется сбору материалов по выбранной тематике, работе над раскадровками и дизайну персонажей.

Начиная с первого модуля, обучающиеся выполняют упражнения и задания, направленные на овладение умениями и навыками работы с принципами анимации, в первую очередь, с такими, как «сжатие-растяжение», «сценичность», «расчет времени», «сквозное движение», «подготовка-реакция», «медленный вход и выход», «дуговое движение», «дополнительное действие».

Особый акцент делается на разработке персонажей и персонажной анимации. Обучающий анимационный фильм может использоваться как наглядное пособие для учащихся разного возраста. Отсюда вытекает необходимость в создании и работе над анимацией разнообразных персонажей с учетом возрастных особенностей учащихся. На рисунке 1 приведен фрагмент из обучающего мультфильма по дисциплине «Астрономия», где два персонажа-робота в форме диалога объясняют различные природные явления.

Рис 1. Применение персонажей для объяснения различных дисциплин

Создание собственного обучающего анимационного фильма позволяет лучше изучить материал, активизировать познавательную деятельность, интерес не только у создателя, но и у зрителя. Сбор необходимой информации, работа над сценарием и диалогами, создание персонажей и раскадровок, изучение оригиналов анимационного искусства является ценным методическим фондом каждого начинающего педагога. В дальнейшем на этой основе им разрабатываются собственные обучающие анимационные произведения. Создание анимационного фильма благотворно влияет на эстетическое и профессиональное развитие студентов. Оно, в свою очередь, предусматривает возможность приобретения будущими педагогами начального практического опыта в освоении различных видов деятельности. Анимация позволяет им проявить свои умения и способности в литературе путем написания сценария, речевом развитии (озвучивание ролей), технике (работа с различным оборудованием), в музыке (звуковое сопровождение). При создании персонажей формируются навыки в рисовании и различных видах прикладного искусства.

По итогам окончания курса по анимационному искусству каждым из учащихся был создан собственный обучающий анимационный фильм. Согласно опросу, при работе по данной программе возрос процент качества усвоенного материала. В процессе создания обучающимися были установлены межпредметные связи между выбранной тематикой мультфильма и различными учебными

-Û CÛ

Ц о

S I-

о II о

1° (U I

2 -Û 15

я1к

О ф

О I)S

ю о

ф I

Т -Û ф £

|8 с

дисциплинами. Каждый студент, прошедший курс, продолжил заниматься анимацией, применяя законы и принципы анимационного искусства. В процессе разработки обучающих мультфильмов, студентами активно обсуждались труднообъяснимые явления и процессы, в результате чего были предложены разнообразные и нестандартные решения с использованием анимации. Полученные данные свидетельствуют о повышении

познавательной активности студентов.

По итогам реализации программы обучения на базе АСХО (Академия современного художественного образования при ГБОУ ВО МГПУ) была выявлена положительная динамика, позволяющая нам сказать, что создание, разработка собственных обучающих анимационных фильмов - эффективный способ активизации познавательной деятельности студентов педагогических вузов.

Библиографический список

1. Arenn^ С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации [Текст] / С.В. Aсенин. - M.: Искусство, 1974. - 288 с.

2. Бахметьев, ДА. Днимация как фактор формирования духовных и эстетических ценностей [Текст] / ДА. Бахметьев // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. - M.: M^ ПС ^ИИТ), 2015. - Вып. 3(50). - 161 с.

3. Волобуев, ВА. Философия искусства: монография: в 2 кн. [Текст] / ВА. Волобуев. - Кн. 1. - M.: Mmy, 2014. - 152 с.

4. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / под общ. ред. В.В. Иванова; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; вступ. ст. A.H. Леонтьева. - 3-е изд. - M.: Искусство, 1986 - 573 с.

5. Полянская, АВ. Генезис компьютерной визуализации учебной информации в педагогическом знании [Текст] / АВ. Полянская // ВЕСТНИК Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - M.: ИПК РУДН, 2013. - С. 21-28.

6. Хитрук, Ф.С. Профессия - аниматор [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Ф.С. Хитрук. - M.: Гаятри,

2008. - 304 с.

7. Halas John Timing for Animation 2nd Edition / John Halas, Harold Whitaker, Tom Sito // Focal Press, 2009. - P. 174.

8. Johnston Ollie The Illusion of Life: Disney Animation Hardcover / Johnston Ollie, Frank Thomas // Walt Disney Productions, 1981. - P. 576.

9. Williams Richard The Animator's Survival Kit: A Manual of Methods, Principles and Formulas for Classical, Computer, Games, Stop Motion and Internet Animators / Williams Richard // Faber and Faber,

2009. - P. 392.

References

1. Asenin S.V. Wizards of the screen. Aesthetic problems of modern animation. M.: Iskusstvo, 1974. [in Russian].

2. Bakhmetyev D.A. Animation as a factor in the formation of moral and aesthetic values. Poisk: Politica. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sociologia. Kultura: nauchnyi i sotsiokulturnui zhurnal. M.: MSU PS (MIIT), 2015. Vol. 13(50). [in Russian].

3. Volobuev V.A., The philosophy of art: monograph: in 2 books. № 1. M.: Moscow state pedagogical University, 2014. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vygotsky L.S., Ivanov V.V., Leontiev A.N. Psychology ofart. M.: Iskusstvo, 1986. [in Russian].

5. Polyanskaya A.V. Genesis computer visualization of educational information in pedagogical knowledge, Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Nauchyi zhurnal. Seria Informatizatsia obrazovania. M., 2013. P. 21-28. [in Russian].

6. Khitruk F. Profession animator: In 2 vols., Vol. 1-2, M.: Gayatri, 2008. [in Russian].

7. Halas John, Whitaker Harold. Timing for Animation. 2nd Edition. Focal Press, 2009.

8. Johnston Ollie, Frank Thomas. The Illusion of Life: Disney Animation Hardcover. Walt Disney Productions, 1981.

9. Williams Richard, The Animator's Survival Kit: A Manual of Methods, Principles and Formulas for Classical, Computer, Games, Stop Motion and Internet Animators. Faber and Faber. 2009.

Сведения об авторах: Бахметьев Дмитрий Андреевич,

аспирант,

кафедра декоративного искусства и дизайна, Московский государственный педагогический университет, г. Москва.

&mail: bahmet_ne@mail.ru

Information about author: Bakhmetyev Dmitri Andreevich,

Postgraduate student. Moscow City Teacher's

Training University,

Moscow. Russia.

E-mail: bahmet_ne@mail.ru

УДК 371.01 ББК 74.200

Е.В. Виноградова

педагогическая ситуация как составляющая процесса воспитания эмоционально-волевой культуры старшеклассников

В статье рассматривается ситуационный подход к организации воспитательного процесса. Роль педагогической ситуации в процессе воспитания эмоционально-волевой культуры старшеклассников, этапы ее моделирования.

Ключевые слова: педагогическая ситуация, моделирование, эмоционально-волевая культура, воспитательный процесс, старшеклассники.

Y.V. Vinogradova

educational situation as a component of training the emotional and volitional culture

of senior school students

Situational approach to the organization of educational process is discussed. The role of the educational situation in the upbringing of emotional and volitional culture of senior pupils and the stages of its modeling are described.

Key words: pedagogical situation, modeling, emotional and volitional culture, educational process, senior school students.

Воспитательный процесс можно рассматривать с разных точек зрения. Например, в аспекте ситуационного подхода его можно рассматривать как управление динамикой формирования и развития личности через организацию определенных ситуаций в жизни коллектива и отдельной личности. С точки зрения педагогики, ситуация рассматривается как педагогическая проблема, средство

и цель воспитания [2, с. 127]. Такой подход предполагает обучение и воспитание на основе реальных жизненных ситуаций. Основная роль здесь отводится анализу влияния ситуации на субъективное состояние личности, изменению ее в определенном направлении. При этом педагог встает перед решением проблем, выбором методов и приемов воспитания. Одним из таких приемов становится пе-

X

го I-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.