4. Васильев И.А., Капанин В.П., Ковтонюк Г.П., Мельников В.Д., Лужков B.JI., Данилов А.П., Сорокин А.Г1. Минерально-сырьевая база Амурской области на рубеже веков. - Благовещенск: КПР Амурской обл., 2000. - 168 с.
5. География природных ресурсов и природопользования Амурской области: Учеб. пособие / Под ред, А. В. Чуб. - Благовещенск: Изд-во «Зея», 2003. 216с,
6. Голубченко И. В. Географические проблемы формирования и перспективы развития сети поселений Амурской области: Па примере Благовещенского иод-района: Автореф. дис.... канд. геогр. наук (11.00.02 - Экономическая и социальная география). - М.: Изд-во МПГУ, 1995. 17 с.
7. Данилов A.A. Самоцветы Амурской области. - Благовещенск: Изд.1руппа. «Post Scriptum», 2000. - 160 с.
8- Дудчснко Л.Н. Зейская ГЭС: эксплуатация, землетрясения, мониторинг. — Благовещенск: Изд-во «Зея», 1998. - 152 с.
9. Родионова Т.Г. Развитие региональной демографической ситуации в 1990-е годы и оценка ее перспектив (на примере Амурской области): Автореф. дис.. . канд. геогр. наук (25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. - 19 с.
10. Чуб А. В. Географическая оценка лесоресурского потенциала Амурской области: Автореф. дис.... канд. географ, наук (11.00.02 - Экономическая, социальная и политическая география. - М.: Изд-во МПГУ, 1996. - 17 с.
11. Чуб М.А. Рекреационный потенциал Амурской области и его использование: Автореф. дис ... канд. геогр. наук (25.00.24 -Экономическая, социальная и политическая гсирафия). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. - 21 с.
12. Яборов В. Т. Леса и лесное хозяйство Приамурья. - Благовещенск: Изд. фирма «РИО», 2000. - 224 с.
13. Ямковой В.А. Трансформация территориально-отраслевой структуры сельского хозяйства Амурской области в 1990-е годы и её эффективность: Автореф. дис. канд. геоф. наук (25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. - 19 с.
Создание учебно-методического комплекса
регионального компонента географического образования в амурской области А. В. Чуб
канд. геогр. наук, доцент БГПУ, г. Благовещенск
В статье даны результаты разработки национально-регионального компонента учебного плана общеобразовательных школ Амурской области.
The paper gives information about results of development of a national and regional component of the curriculum ofcomprehensive schools of the Amour region.
В 1995 г. на коллегии Комитета образования Администрации Амурской области было принято решение о разработке националь-
133
но-регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Амурской области.
Введение курса «Географии Приамурья», преподаваемого с 1 по 11 класс в качестве регионального компонента, планировалось с 1996/97 учебного года, но по ряду причин в школах области в качестве регионального компонента образования был введен курс «Экология».
В марте 1998 г. кафедрой географии Благовещенского государственного педагогического университета и Институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров была организована и проведена областная научно-практическая конференция работников научных и образовательных учреждений «География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы». В решении конференции было рекомендовано Комитету образования Администрации Амурской области ввести в образовательных учреждениях области в рамках регионального компонента образования географию своего региона.
В течение последних двух десятилетий сотрудниками кафедры географии Благовещенского государственного педагогического университета подготовлен целый ряд работ в рамках учебно-методического комплекса (УМК) регионального компонента географического образования. В настоящее время УМК содержит учебные программы, учебные и учебно-мегодические пособия, картографические издания. Программное обеспечение регионального компонента представлено программами «География Амурской области» (8-9 кл.) и «География Приамурья» (10-И кл.), которые разработаны профессором кафедры географии БГПУ Н.Г. Павлюк.
Одним из главных элементов УМК являются учебные пособия для школьников и студентов. В настоящее время завершена работа по созданию нового учебного пособия по географии Амурской области для учащихся общеобразовательных учреждений. Учебное пособие подготовлено к печати, составлен договор с Комитетом образования Администрации Амурской области по финансированию его издания.
В 1990-е годы были подготовлены и изданы атласы для начальных и полных средних общеобразовательных школ области:
• Атлас Амурской области: Люби и знай свой край / Ред. кол. Н.Г. Павлюк и др. -М.: Роскартография, 1996. ~ 32 с.
• Атлас Амурской области / Науч. руков. Н.К. Шульман, Н.Г. Павлюк. - Новосибирск: Роскартография, 2000. - 48 с.
В этот же период были подготовлены и в 2001 г. опубликованы «Физико-краеведческая» и «Экономико-краеведческая» карты Амурской области М 1:1250000, комплект контурных карт области. В помощь учителю изданы учебно-методические пособия, рекомендации, справочный материал о природе, хозяйстве и населении Амурской области, в том числе:
• Хрестоматия по географии Амурской области / Сост. Г. Е. Еремеева, Г.В. Коротаев, Н.Г. Павлюк и др.; Под ред. Н.К.Шульман.
Благовещенск: Хабар, кн. изд-во. Амур, отд-ние, 1986. - 144 с.
• Амурская область: Опыт энциклопедического словаря / Ред.-сост. Н.К.Шульман; Науч, ред, В.В. Воробьев, А.П. Дерсвянко [Кол. авт: М.А. Буря, Н.В. Гриценко, Н.Г. Павлюк и др.]. — Благовещенск, 1989.-414 с.
• Охрана природы Амурской области: Учеб. пособие для средних школ / Авт. Кол.: Н.К.Шульман (руководитель), Н.В. Гриценко, Г.А. Груздев, Г.Е. Еремеева, Н.Г. Павлюк и др.; Науч. ред. Н.К. Шульман; БГПИ. - Благовещенск: Хаб. кн. изд-во. Амур, отд-нис, 1989. - 144 с.
• Меныцикова Н.Е, Изучение почв своего края / БГПИ. - Благовещенск, 1990. - 31 с.
• Понкратова JT.A. Знаете ли вы географию Амурской области?: Вопросы и задания / БГПИ. - Благовещенск, 1991. 15 с.
• Павлюк Н.Г. Изучение географии Амурской области: Метод. рекомендации в помощь учителю / БГПИ. - Благовещенск, 1994.-88 с.
• Себин В.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах (в помощь учителю). - Благовещенск, 1999. - 98 с.
Одной из особенностей комплектации УМК по географии Амурской области является наличие в нем учебных экранных пособий в виде комплектов цветных диапозитивов с брошюрой сопроводительною текста:
• Чуб A.B., Мельников В.Д., Онищук B.C. Природные ресурсы Амурской области и их использование: Учеб. пособие. - Благовещенск, 1995.-90 с.
• Гриценко Н.В., Меньшикова Н.М., Чуб A.B. Охраняемые растения Амурской области: Учеб. пособие. 2-е изд. - Благовещенск, 1995. - 86 с.
• Чуб А. В., Чуб М. А. Лес и лесные ресурсы Амурской области: Учеб. пособие.—Благовещенск, 1996.-41 с.
Все эти пособия прошли апробацию, экспертизу и решением Управления образования Администрации Амурской области рекомендованы для использования в образовательных учреждениях области. Разработка и обеспечение ими школ проходило за счет хоздоговорных работ и грантов по образовательным проектам в сфере экологии. К сожалению, все попытки их централизованного исполнения в студии «Диафильм» и других профильных организациях г. Москвы не увенчались успехом из-за финансовых проблем.
Учебные и методические разработки в помощь учителю готовят не только сотрудники кафедры географии БГПУ, но и преподаватели Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Комитета образования Администрации Амурской области, Амурского государственного университета. В 1998 г. В. Н. Волчковым было опубликовано учебное пособие по географии Зей-ского района Амурской области. Подготовлено учебное пособие по географии Тындинского административного района области. В перспективе работы кафедры географии определена подготовка учебных пособий по географии всех административных районов области. В настоящее время разрабатываются пособия по Благовещенскому и Ромненскому районам.
С 2003 г. кафедра география БГПУ принимает участие в научной программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании» Министерства образования Российской Федерации в рамках подпрограммы «Совместно реализуемые научно-образовательные проекты с регионами». В период ландшафтно-экологических исследований в 2003 г. был собран фото- и видеоматериал по ландшафтам г. Благовещенска и его окрестностей, проблемам особо охраняемых территорий Амурской области. Разработано содержание и подготовлены 2 учебных видеофильма - «Заповедное Приамурье», «Город Благовещенск: ландшафты и экология». Подготовлены учебное пособие для студентов и книга для учителей географии:
• Себин В.И. Физико-географическое районирование и ландшафты Амурской области: Учеб. пособие. - Благовещенск: БГПУ, 2003.-64 с.
• Ландшафтно-экологические экскурсии (Материалы для проведения экскурсий на территории Благовещенского района Амурской области): Книга для учителя / Авт. Кол.: И.А. Алексеев, М.Н. Гусев, В.Г. Козак, В.В. Ульянова, А.Г. Филатов, A.B. Чуб, М.А. Чуб / Под общей ред. А.Г. Филатова. -Благовещенск: БГПУ, 2004. - 103 с.
В 2004 г. в рамках данного проекта сотрудниками кафедры разрабатываются для учащихся рабочая тетрадь по географии Амурской области, методические рекомендации по изучению ландшафтов и проведению тематических экскурсий по школьному курсу географии с учетом особенностей своей местности, методические пособия по изучению климата, почв области, справочные материалы по географии населения и хозяйства, «Занимательная география Амурской области», «Хрестоматия по географии Амурской области» и ряд других пособий. С их изданием УМК по географии Амурской области в традиционном представлении приобретает целостность и, казалось бы, комплектность. Но в связи с развитием новых информационных технологий в образовании, оснащением средних общеобразовательных школ области современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением в УМК по географии Амурской области уже сегодня явно ощущается отсутствие учебно-методического обеспечения, выполненного на геоинформационной основе. В ноябре 2003 г. при кафедре географии БГПУ была создана учебно-научная лаборатория «Геоинформационных технологий», одним из направлений деятельности которой является подготовка учебных и учебно-методических материалов для регионального компонента географического образования. В марте 2004 г. ФПК БГПУ были организованы и проведены курсы для учителей географии области. Им были представлены мультимедийные разработки некоторых уроков по географии области и переданы в ряд школ, уже имеющих необходимое оборудование. В настоящее время ощущается потребность в мультимедийных энциклопедиях, базах данных, электронных картах и атласах в подготовке не столько школьников, сколько студентов-географов. Некоторых учителей школ уже не устраивает только бумажный вариант учебного пособия (которое еще и не вышло из печати), им уже необходима электронная его форма, компьютерные варианты тестов и заданий. Ви-
димо, совершенствование образования, в том числе и его регионального географического компонента, не имеет границ в обозримом будушсм.
Ретроспективный анализ развития
этнохозяйственных систем
(на примере агинског о Бурятского автономного okpyi а) Ч.Б. Цыденова старший преподаватель БГУ, г. Улан-Удэ
В статье праведен историко-географический и экологический анализ традиционных форм природопользования в Агинском Бурятском автономном округе.
The historic-geographical and ecological analysis of traditional forms of wildlife management in the Aginsk Buryat autonomous region is resulted in the paper.
Проведенный историко-географическяй и экологический анализ традиционных форм природопользования, в т.ч. этнохозяйственных систем, позволяет сделать следующие обобщения: природные особенности территории и низкая плотность населения предопределили сохранение на большей части территории традиционного хозяйственного уклада, основывающегося на преимущественно экстенсивном природопользовании. В зоне степей животноводство как определяющая отрасль хозяйства было преимущественно пастбищным и остается таковым в современный период.
Агинские буряты в отличие от других территориальных групп бурят в большей степени сохранили в регионе этнические традиции хозяйствования и культуры в условиях современного кризисного переходного периода, хотя анализ статистических материалов по сравнению с началом XX в. свидетельствует о нарастании кризисных тенденций (табл. 1).
Историческая периодизация хозяйствования бурятского населения позволила выбрать в качестве ключевого временного среза для его детальной характеристики период конца XIX начала XX в., как наиболее адекватно отражающего специфику и территориальную дифференциацию традиционных форм природопользования. Бурятское население, обладая определенным комплексом этноэкологических знаний, в це-
138