Научная статья на тему 'Создание центра экологической сертификации продукции органического сельского хозяйства в республике Саха (Якутия)'

Создание центра экологической сертификации продукции органического сельского хозяйства в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
162
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ORGANIC AGRICULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / CLIMATE FACTORS ECOLOGICAL CERTIFICATION / НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / NON-COMMERCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саввинов К.С., Абрамов А.Ф., Ноговицын Р.Р., Данилова Л.И., Тихонов Н.Н.

В статье рассматриваются организационно-методические подходы по созданию Центра экологической сертификации продукции для развития органического сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия). Формирование органического сектора сельского хозяйства в республике станет преимуществом отрасли для позиционирования региона как производителя экологически чистой продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Саввинов К.С., Абрамов А.Ф., Ноговицын Р.Р., Данилова Л.И., Тихонов Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating of the center of ecologic certification of agricultural production in the Republic of Sakha (Yakutia) (Russia, Yakutsk)

The article discusses organizational and methodological approaches related to the creation of the center of ecologic certification of agricultural production in the Republic of Sakha (Yakutia). Formation of the organic sector of the Republic’s agriculture will become an advantage for positioning of the region as a producer of ecology-friendly production

Текст научной работы на тему «Создание центра экологической сертификации продукции органического сельского хозяйства в республике Саха (Якутия)»

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

К.С. Саввинов,

аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» (г. Якутск)

А.Ф. Абрамов,

профессор Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова,

доктор биологических наук

P.P. Ноговицын,

профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук nogovitsyn50@mail.ru

Л.И. Данилова,

профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук kaf.mggo-fei@mail.ru

Н.Н. Тихонов,

профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук tikhonovnn36@mail.ru

В статье рассматриваются организационно-методические подходы по созданию Центра экологической сертификации продукции для развития органического сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия). Формирование органического сектора сельского хозяйства в республике станет преимуществом отрасли для позиционирования региона как производителя экологически чистой продукции.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), органическое сельское хозяйство, природно-климатические факторы, экологическая сертификация, некоммерческое партнерство

УДК 338.431.4 ББК 65.32-4

Общеизвестно, что из-за суровых климатических условий и вечной мерзлоты, экосистема Республики Саха (Якутия) является хрупкой и ее восстановление обойдется очень дорого. Например, над вечной мерзлотой почва покрыта тонким слоем и оборот минеральных веществ является минимальным, но обильным, таких аналогов почвы в мире нет (по В.Г. Зольникову) [1, с. 56]). В то же время природно-климатические особенности Якутии обусловливают бурное протекание биохимических процессов в растительных тканях, в силу чего здесь растения характеризуются более интенсивным накоплением ряда ценных питательных веществ [2, с. 7]. Поэтому сельхозпродукция местного производства отличается высокими вкусовыми и питательными качествами.

В этих условиях при интенсивном способе ведения сельского хозяйства химические удобрения остаются в почве и разрушающие экологические последствия необратимы, ставя под угрозу здоровье и существование будущих поколений.

По оценкам FAS USDA, территория России является перспективной с точки зрения развития органического сельского хозяйства, спрос на продукцию которого увеличивается с каждым годом [3].

К органическим (натуральным) продуктам питания относятся те продукты, которые производятся органическим способом без применения пестицидов, ГМО, ионизирующего излучения, синтетических минеральных удобрений и искусственных добавок.

В России по разным оценкам от 40% до 75% частных фирм не используют при производстве овощей и фруктов ни химии, ни тем более, генетически модифицированных технологий. Согласно основным западным стандартам все подобные фирмы могли бы попасть под категорию «organic foods» — им необходимо лишь соответствующим образом зарегистрироваться. Со вступлением России в ВТО этот вопрос является особенно актуальным, поскольку производители такого рода продукции во всех странах традиционно получают за нее хорошую прибыль. По подсчетам объединения «Экокластер» российские производители органической продукции могли бы занять 15-20% мирового рынка уже в скором времени [4].

В России пока хоть и не существует закона об органическом сельском хозяйстве, но некоторые фермерские хозяйства, организации и объединения уже занимаются производством органической продукции и развивают органическое сельское хозяйство.

© ПСЭ, 2018

2 03

Некоторые регионы имеют собственные нормативные акты в органическом сельском хозяйстве — Ульяновская область, Краснодарский Край, Воронежская область. Биологизация земледелия, как одна из важных составляющих органического сельского хозяйства, успешно внедряется в Белгородской области, Алтайском крае, Алтайской Республике, Бурятии и др. регионах [5].

В 2011 г. Министерством сельского хозяйства РФ была опубликована первая версия законопроекта об органическом сельском хозяйстве, в 2012 г. вышла доработанная версия, а в 2013 г. была опубликована третья редакция документа.

С 2016 года в России начал действовать Национальный стандарт на органическое сельское хозяйство, который разработан в соответствии с требованиями федеральных законов, Технического регламента Таможенного союза, СанПиН и гармонизирован с Регламентом Совета (ЕС) об органическом производстве и маркировке органической продукции и Регламентом Комиссии (ЕС), стандартом Комиссии Кодекс Алимен-тариус, Базовыми стандартами !РОДМ.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии объявило о введении с 1 января 2017 года национального стандарта ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации».

Цель ГОСТа — установление единого регламента сертификации производства органической продукции. Документ соответствует основным европейским стандартам производства, маркировки, переработки, контроля качества и сбыта органической продукции, а также базовым принципам Международной федерации органического сельского хозяйства (!РОДМ). Инициатором разработки ГОСТа выступил комитет Государственной думы по аграрным вопросам.

Согласно плану комплекса мероприятий по созданию условий для устойчивого развития органического сельского хозяйства от 19 января 2017 №227п-П11 выход Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукция органического производства)» запланирован на 1 августа 2017 года. Целями этого ФЗ являются развитие внутреннего рынка органической продукции (продукции органического производства), удовлетворение потребностей населения Российской Федерации в органической продукции, развитие конкуренции в области производства и оборота органической продукции и увеличение ее экспорта.

В настоящее время население Якутии питается большей частью неорганическими, неэкологическими продуктами, что привело к увеличению различных заболеваний, в том числе злокачественных новообразований. Все эти вышеперечисленные тенденции указывают на то, что для устойчивого социально-экономического развития нашей республики необходимо выбрать экологический путь развития.

Формирование органического сектора сельского хозяйства в республике станет преимуществом отрасли для позиционирования региона как производителя экологически чистой продукции.

Становлению органического сельского хозяйства в республике будет способствовать внедрение экологической (далее органической) сертификации с присвоением экологической маркировки.

Будет преимуществом, если при разработке и создании органической сертификации в Республике Саха (Якутия) будут учитываться природно-климатические условия и уникальность региона, которые влияют на особые свойства продукции.

Для внедрения органической сертификации необходимо создать некоммерческое партнерство по развитию органического сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия), которое будет заниматься вопросами развития органического сельского хозяйства.

В качестве потенциальных участников некоммерческого партнерства рассматриваем следующие научные и другие организации:

1. ИБПК СО РАН — изучение почв и растений.

2. Институт Мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН — изучение влияния вечной мерзлоты на почвенный режим, растения, водоемы, лабораторные испытания воды.

3. Центр интеллектуальной собственности РС(Я) Академии наук РС(Я) — оформление и защита интеллектуальной собственности.

4. Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова — научные лаборатории по разработке технологий производства органических продуктов растениеводства и животноводства в республике.

5. Якутская государственная сельскохозяйственная академия — учебные направления по изучению органического сельского хозяйства.

6. СВФУ — (ФЭИ, ИПЭС — разработка органической сертификации, Институт здоровья — изучение сельскохозяйственной продукции на влияние здоровья человека).

7. Управление ветеринарии, Якутская республиканская ветеринарная испытательная лаборатория (ЯВРИЛ) — лабораторные испытания, контроль органической продукции.

8. Ветеринарные лаборатории Крестьянского и Крытого рынков города Якутска — лабораторные испытания, контроль органической продукции.

9. Министерство охраны природы РС (Я) — контроль за состоянием окружающей среды (почвы, воды, воздуха, радиационной среды).

10. Роспотребнадзор — контроль и надзор за производством органической продукции.

11. Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) — содействие в организации деятельности с хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса.

12. МО «Тастахский наслег» Намского улуса — экспериментальное базовое хозяйство по производству продукции органического сельского хозяйства.

Реализация следующих мер и мероприятий станет основой деятельности некоммерческого партнерства:

1. Указ Главы РС(Я) по организации и развитию органического сельского хозяйства.

2. Постановление Правительства РС(Я) по реализации данного указа.

3. Приказ Минсельхоза РС(Я) о создании сертификационного центра по органическому сельскому хозяйству и привлечению конкретных предприятий по улусам РС(Я).

4. Распоряжение Правительства РС (Я) о введении органического карантина на территории Тастахского наслега На-мского улуса, согласованного с наслежным муниципальным образованием.

5. Создание экодеревни на базе Тастахского наслега Намского улуса.

6. Разработка логотипа экологической маркировки органической продукции.

7. Обоснование экологического районирования Республики Саха (Якутия) по органическому сельскому хозяйству в РС(Я).

8. По результатам исследований сотрудников Якутского НИИ сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова, органическими продукциями в республике могут стать:

- растениеводческие продукты, которые будут производиться на экологически чистых территориях;

- мясо и молоко якутского скота, выращенного на естественных природных кормах;

- мясо якутской лошади, производимое на незагрязненных природных аласных, мелкодолинных пастбищах;

- молочные продукты якутского скота и якутской лошади;

- мясо оленей, разводимых на естественных природных пастбищах, где не ведут деятельность недропользователи;

- рыбные продукты, произведенные из карася якутского, гольяна озерного, выловленных из озер, вода которых не загрязнена сточными водами поселков, городов;

- картофель, овощи, ягоды, выращиваемые на мелких ЛПХ, дачных участках без применения минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов;

- дикоросы (ягоды, пищевые и лекарственные травы);

- артезианская вода.

Выявлены факторы для формирования органического сектора сельского хозяйства, такие как:

- благоприятная экологическая среда;

- отдаленность от федеральных трасс и промышленного производства;

- малонаселенность;

- обилие сельскохозяйственных угодий, которые по карте естественно-исторических лугово-пастбищных районов Центральной Якутии относятся к типично аласному району, единственному на этой стороне реки Лена (В.А. Шелудякова, М.Н. Караваева, А.М. Петров);

- транспортная доступность и близость г. Якутска.

Единогласно согласовано с населением решение о разведении на территории Тастахского наслега только породы якутской КРС. Способы разведения якутской породы КРС схожи с мировыми требованиями органического производства. По предписаниям ЕС 2092/91 в органическом животноводстве поддерживаются породы, находящихся под угрозой исчезновения. В ГОСТе 56508-2015 «Продукция органического производства» указывается на то, что выбор пород или видов животных должен учитывать их способность приспосабливаться к местным условиям, жизнеспособность и устойчивость к болезням и предпочтение должно отдаваться местным породам и видам. Согласно Соглашению Тастахского наслега с ЯНИ-ИСХ об обратном скрещивании и развитии породы якутской

КРС, решения наслежного совета Тастахского наслега «Об органическом (экологическом) карантине на территории МО «Тастахский наслег», как пилотный проект, предлагается на территории МО «Тастахский наслег»» ввести органический карантин, на базе которого будут вестись все исследования для органической сертификации.

Для реализации целей и задач комплексного развития сельских территорий возникает необходимость в высококвалифицированных специалистах для агропромышленного сектора экономики, способных формулировать и решать задачи в организационной, производственной, финансовой и педагогической деятельности, самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу, что обуславливает объективную потребность в подготовке магистров в данной области. Создание и реализация образовательной магистерской программы «Экстремальная агроэкономика» позволит решить эту задачу.

Таким образом, создание Центра экологической сертификации продукции будет способствовать развитию органического сельского хозяйства как конкурентного преимущества экономики, учитывающего региональные особенности Республики Саха (Якутия).

Литература

1. Материалы о природных условиях и сельском хозяйстве Центральной Якутии. Издательство Академии наук СССР, 1954.

2. Егоров А.Д. Зонально-биохимические особенности кормовых растений Якутии и некоторые проблемы развития животноводства. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1962.

3. Russian Organic Market Continues to Grow [Электронный ресурс]. URL: http://gain.fas.usda.gov/Re- cent%20GAIN%20Publicati ons/Russian%20Organic%20Market%20Continues%20to%20Grow_Moscow%20ATO_Russian%20Federation_2-15-2013.pdf

4. Перспективы рынка органической продукции (Organicfoods) в России [Электронный ресурс]. URL: http://ecocluster.ru/ monitoring/?ID=7350

5. Сельское хозяйство и климат [Электронный ресурс]. URL: http://climaterussia.ru/chistye-tehnologii/organicheskoe-selskoe-hozyajstvo-perestanem-travit-sebya-i-zemlyu

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИЮНЕ-АВГУСТЕ 1999 ГОДА

М.В. Бражник,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),

кандидат экономических наук M.V.Brazhnik@yandex.ru

В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период июня-августа 1999 года.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс РФ, управление АПК, оборот этилового спирта и алкогольной продукции, ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», органы государственного управления АПК; селекционные достижения АПК

ББК 65.32-2я 73 УДК 338.24:338.436.33

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 1999 г. № 623 «Об утверждении состава Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [45] (утратило силу [41]) был утвержден (с последующими изменениями [39] (также утратили силу [41]) новый состав Межведомственной комиссии по этим вопросам (под председательством Министра внутренних дел РФ). В связи с этим был признан утратившим силу пункт 2 постановления Правительства РФ от 24 октября 1998 г. № 1248 [21] в части утверждения состава Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Распоряжением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 951-р [46] было принято предложение Госкомрыболовства России,

Мингосимущества России и Минэкономики России о создании федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» Госкомрыболовства России.

Данным распоряжением Мингосимуществу России поручалось определить по согласованию с Госкомрыболовством России состав федерального имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы» Госкомрыболовства России, и осуществить необходимые юридические действия, связанные с созданием этого предприятия.

Кроме того, данным распоряжением Госкомрыболовству России по согласованию с Мингосимуществом России было поручено утвердить устав федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» Госкомрыболовства России и в установленном порядке назначить его руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.