Научная статья на тему 'Создание территории Нунавут и республики Саха (Якутия) в качестве субъектов федерации: общие закономерности и различия'

Создание территории Нунавут и республики Саха (Якутия) в качестве субъектов федерации: общие закономерности и различия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
344
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И РАЗЛИЧИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНОВ / РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / DIFFERENCES AND COMMON TRENDS IN A PROCESS OF NEW FEDERATION REGIONS FORMATION / POLITICAL ASPECTS SYSTEMATIZATION OF REGIONS FORMATION / FEDERALISM AND FEDERATIVE RELATIONS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Виталий Владиславович

В процессах образования Республики Саха (Якутия) и территории Нунавут как субъектов федерации в двух наиболее крупных федеративных государствах мира России и Канаде установлены общие закономерности и различия, обусловленные рядом факторов, к основным из которых относятся разработка и внедрение комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих, в первую очередь, право собственности на недра и землю. Также на образование субъекта федерации влияют и глобальные политические процессы, происходящие в странах, такие как изменение политического и социально-экономического строя в стране, ведение народами региона борьбы за свои права и самостоятельность. Проведена систематизация политических аспектов образования новых субъектов федерации, претендующих на самостоятельность в отношениях с федеральным центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Nunavut territory and the Republic of Sakha (Yakutia) as regions of federation: differences and common trends

The article shows formation processes in the Republic of Sakha (Yakutia) and Nunavut territory as federation regions of two large countries of the world Russia and Canada. Differences and common trends are determined. The main of them are working and implementation of normative legal acts complex directed to property right for subsoil and territory. Also, federation region formation depends on global political processes, such as changes of political and socioeconomic structure in a country, region’s peoples fight for their rights and independence. Political aspects systematization of new federation regions formation, which pretends for independence in relations with federal centre, is conducted.

Текст научной работы на тему «Создание территории Нунавут и республики Саха (Якутия) в качестве субъектов федерации: общие закономерности и различия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.1(71)(571.56)

В. В. Алексеев

СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИИ НУНАВУТ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И РАЗЛИЧИЯ

В процессах образования Республики Саха (Якутия) и территории Нунавут как субъектов федерации в двух наиболее крупных федеративных государствах мира - России и Канаде - установлены общие закономерности и различия, обусловленные рядом факторов, к основным из которых относятся разработка и внедрение комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих, в первую очередь, право собственности на недра и землю. Также на образование субъекта федерации влияют и глобальные политические процессы, происходящие в странах, такие как изменение политического и социально-экономического строя в стране, ведение народами региона борьбы за свои права и самостоятельность. Проведена систематизация политических аспектов образования новых субъектов федерации, претендующих на самостоятельность в отношениях с федеральным центром.

Ключевые слова: общие закономерности и различия в процессе образования субъектов федерации, систематизация политических аспектов образования регионов, развитие федерализма и федеративных отношений.

V. V. Alekseev

Formation of Nunavut territory and the Republic of Sakha (Yakutia) as regions of federation: differences and common trends

The article shows formation processes in the Republic of Sakha (Yakutia) and Nunavut territory as federation regions of two large countries of the world - Russia and Canada. Differences and common trends are determined. The main of them are working and implementation of normative legal acts complex directed to property right for subsoil and territory. Also, federation region formation depends on global political processes, such as changes of political and socioeconomic structure in a country, region’s peoples fight for their rights and independence. Political aspects systematization of new federation regions formation, which pretends for independence in relations with federal centre, is conducted.

Key words: differences and common trends in a process of new federation regions formation, political aspects systematization of regions formation, federalism and federative relations development.

В начале 1990-х гг. два субъекта - Республика Саха (Якутия) в Российской Федерации и территория Нунавут в Канаде - приобрели определенную независимость, права и полномочия в системе федеративных отношений. В сентябре 1992 года между лидерами инуитов, проживающих в Нунавуте, и федеральным правительством Канады было подписано соглашение по земельным требованиям,

АЛЕКСЕЕВ Виталий Владиславович - старший преподаватель кафедры североведения Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.

E-mail: vva72@mail.ru

которое включало и положение о создании новой территории в составе канадской федерации. Согласно соглашению, инуиты, которые составляют почти 85 % всего населения территории Нунавут, приобрели следующие основные права: правособственность на территорию общей площадью 335 842 кв. км, из которых 35 257 кв. км земли содержат минеральные ресурсы, выплату финансовых средств в размере 1,1 млрд. долларов, которые должны были выплачиваться в течение 14 лет, начиная с 1993 года, долю в доходах федерального правительства от освоения нефтяных, газовых и минеральных месторождений, располагающихся на королевских

землях, право получать богатства животного и растительного мира и пользоваться водными ресурсами по всей территории Нунавут. Кроме того, согласно соглашению, при реализации любых мегапроектов, особенно в горнодобывающей отрасли, федеральная сторона обязывалась проводить предварительные переговоры по реализации определенных мегапроектов (как, например, в горнодобывающей отрасли), которые могут принести не только выгоду коренному населению, но и иметь негативный эффект для инуитов [1].

Такой итог был достигнут в результате более чем 20-летней борьбы инуитов и их лидеров за независимость и право распоряжаться своей землей и, в конечном итоге, и своей судьбой. Несмотря на то, что согласно ст. 35 Конституции Канады от 1982 г. закреплялись права коренных народов страны, не было четких нормативных актов, по которому эти права бы реализовывались. Эта правовая необеспеченность по земельному вопросу являлась ключевым фактором во взаимоотношениях между инуитами и «белым» населением в 1980-х-1990-х гг. [2].

В 1993 г. парламент Канады принял Акт о Нунавуте и, наконец, 1 апреля 1999 г. была официально образована территория Нунавут. Многие эксперты считают создание новой территории Канады как специальную программу «Нунавут». В основе этой программы - создание и развитие собственного правительства, которое наделяется полномочиями, не отличающимися от полномочий других территорий, как то: разработка и реализация бюджета, реализация социальных программ, решение задач культурного развития населения [3].

Таким образом, создание Нунавута предусматривает национальное самоопределение коренного населения северной территории Канады [4].

В свою очередь, Республика Саха (Якутия) также создавалась быстрыми темпами в начале 1990-х годов. Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, Республика Саха (Якутия) образовалась на основе Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, которая была создана в 1922 г. Права республики были закреплены Конституцией СССР. Во-вторых, создание нового субъекта федерации началось в условиях распада Советского Союза начала 1990-х гг. и начавшегося парада суверенитета республик России. 27 сентября 1990 г. на второй сессии Верховного Совета Якутской АССР была принята Декларация «О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики», меньше чем через месяц после того, как председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин объявил о том, что республики могут брать столько сувере-

нитета, сколько они смогут. Закон 1991 г. «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» определил право на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможным без согласия законодательного органа республики - Верховного Совета Якутии.

При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать органам власти Российской Федерации. Эти полномочия были определены в договоре о разграничении полномочий между республиканскими и федеральными органами власти. В октябре 1991 г. был учрежден пост президента республики, первым президентом в декабре в результате всенародных выборов стал М. Е. Николаев. Тогда же Якутская-Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия) [5].

Также следует отметить Указ Президента РСФСР от 11 декабря 1991 г., согласно которому любая эксплуатация месторождений на территории республики должна была осуществляться только с разрешения правительства Якутии. По указу 10 % производимых в Якутии аффинированных драгоценных металлов и ювелирных алмазов выкупались по себестоимости правительством республики, добыча же технических алмазов и их продажа не квотировались вообще. 20 % добываемых в Якутии алмазов передавались правительству республики, что стало основным источником доходов в регионе. Указ закреплял соглашение между правительствами Якутии и России по экономическим вопросам.

Это решение обеспечило создание главного источника социальной защиты населения, строительства крупных современных объектов в тяжелые годы экономического кризиса начала 1990-х гг. [6].

4 апреля 1992 г. Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение. В соответствии с конституцией государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории. Благодаря этому пункту конституции алмазодобывающая компания «АЛРОСА» ежегодно выплачивала правительству Якутии рентные платежи за использование месторождений алмазов.

Общие черты и различия процесса образования территории Нунавут и Республики Саха (Якутия), а также выгоды, приобретенные этими субъектами федерации после образования, отражены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Общие черты процесса образования субъекта федерации

Общие черты-этапы процесса образования субъекта федерации Территория Нунавут Республика Саха (Якутия)

Осознание лидерами и населением необходимости получения автономии /статуса субъекта федерации Истоки: осознание большей степени автономии возникло с началом земельных требований Истоки: осознание большей степени автономии возникло вместе с распадом СССР, образованием РФ

Ведение переговоров и достижение принципиальной договоренности 13 лет ведения переговоров с федеральным правительством, достижение принципиального соглашения в 1992 г. Ведение переговоров с руководством РФ в течение короткого времени, достижение принципиального соглашения в конце 1991 г

Разработка и принятие ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих правособственность на землю и вместе с этим права на пользование природными ресурсами - Договор по земельным требованиям Нунавута; - Принятие собственного законодательства - Декларация о государственном суверенитете Республики; - Закон 1991 года «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики»; - Принятие Конституции Республики Саха (Якутия); - Указ Президента РСФСР «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики» от 11.12.1991 г.; - О создании акционерной компании АЛРОСА; - другие нормативно-правовые акты

Создание или преобразование органов государственной власти - Законодательная Ассамблея; - кабинет министров, правительство во главе с премьер-министром, избираемые тайным голосованием законодательным органом власти - Верховный Совет, затем Государственное Собрание (Ил Тумэн); - правительство республики во главе с председателем правительства, избираемые тайным голосованием законодательным органом власти

Официальные решения о создании субъекта федерации Принятие федеральным парламентом Акта о Нунавуте Принятие в 1991 г. закона «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики»

Вступление в федеративные отношения Вхождение в канадскую Хартию прав и свобод, обретение статуса субъекта Конституции Канады Подписание Федеративного договора

Таким образом, изучив вопросы образования новых субъектов федерации в федеративных государствах, можно констатировать, что образование субъекта федерации, равно как и степень его самостоятельности, зависели в большей мере от разработки и внедрения целого комплекса

нормативно-правовых актов, обеспечивающих, в первую очередь, правособственность на недра и земли.

После сравнительно-сопоставительного анализа можно прийти к следующим основным выводам:

1. Процесс образования субъектов федерации в различных государствах имеет как общие, так и

Таблица 2

Различия в процессе образования субъекта федерации

Различия Территория Нунавут Республика Саха (Якутия)

Наличие высшего должностного лица Премьер-министр и спикер парламента Введение высшего должностного поста - Президент республики

Наличие Конституции или ее отсутствие Отсутствие Конституции, принятие лишь Конституционного Акта о Нунавуте Принятие Конституции РС (Я) 4 апреля 1992 г.

Степень пользования природными ресурсами Континентальный шельф и его ресурсы остались под контролем федерального правительства. Остальные земли перешли в собственность территории Нунавут. Есть делегированное право пользования природными ресурсами. Согласно Конституции 1992 г., Республика Саха (Якутия) самостоятельно распоряжается недрами и ресурсами, расположенными на ее территории.

Отношения с федеральным центром Независимость в отношениях с федеральным центром была достигнута не сразу. В течение переходного периода некоторые функции правительства Нунавута исполняло правительство Северо-Западных территорий. Также в течение некоторого периода времени действовала специальная федеральная комиссия, которая обеспечивала необходимые консультации по созданию органов власти новой территории. В первые годы суверенитета - высокая степень самостоятельности. По Закону 1991 г. «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики было невозможным без соглашения с Верховным Советом Якутии.

Форма управления С самого начала территория Нунавут была скорее парламентским регионом. Велика роль Законодательной Ассамблеи. В первые годы суверенитета Якутия была во многом президентской республикой, парламент играл меньшую роль.

Территориальная идентичность Нунавут образовался в результате распада Северо-Западной территории на 2 части. Границы вновь образованной территории были определены в результате народного референдума. Республика Саха (Якутия) осталась в тех же территориальных границах, что и в период существования Якутской Автономной ССР.

различные черты. Создание новых субъектов федерации во многом определяется глобальными политическими процессами, происходящими в странах:

- изменение политического и социально-экономического строя в стране, распад страны и создание на ее пространстве субъектов федерации с высокой степенью независимости (создание Республики Саха (Якутия);

- развитие политической борьбы за свои права и самостоятельность в течение длительного периода времени (многолетний политический диалог инуитов с

федеральным правительством Канады).

2. Приобретение права собственности на землю и прав на самостоятельную разработку и торговлю природными ресурсами являются основными факторами в процессе приобретения самостоятельности регионов или получения регионами широких полномочий от федеральной власти.

3. Получение права собственности на землю обусловливает наличие регионального правительства с высоким уровнем самостоятельности.

Таблица 3

Выгоды, приобретенные субъектами федерации от федерального центра сразу после образования

Факторы капитала Территория Нунавут Республика Саха (Якутия)

Земля Правособственность на территорию общей площадью 335,842 кв. км., из которых 35,257 кв. км. земли содержат минеральные ресурсы. По Конституции земля Якутии принадлежит республике (нормативными актами это положение не было до конца обеспечено).

Бюджет Приобрели: - выплату финансовых средств в размере 1,1 млрд. долларов, которые будут выплачиваться в течение 14 лет, начиная с 1993 г.; - долю в доходах федерального правительства от освоения нефтяных, газовых и минеральных месторождений, располагающихся на королевской земле. Бюджетообразующая компания “АЛРОСА” ежегодно выплачивала правительству Якутии рентные платежи за использование месторождений алмазов. Например, в 1990-е гг. платежи АЛРОСА обеспечивали до 70 % бюджета республики. В последние годы - в 2006 и 2007 гг. - платежи компании «Алмазы России-Саха» значительно снизились.

Недра Правособственность на территорию общей площадью 335,842 кв. км., из которых 35,257 кв. км. земли содержат минеральные ресурсы. Нунавут получает делегированное право на использование своих недр. 10 % производимых в Якутии аффинированных драгоценных металлов выкупались правительством республики по себестоимости, добыча же технических алмазов, их продажа не котировались вообще. 20 % добытых в Якутии алмазов передавались правительству республики для формирования валютного фонда республики

Л и т е р а т у р а

1. Руководство по Нунавуту. Икалуит: Изд-во Nortext Multimedia Inc., 1998. - 102 с.

2. Боун Роберт М. География Канадского Севера // Oxford University Press. - 218 с.

3. Сайт правительства территории Нунавут.

http://www.gov.nu.ca/

4. Петров Ю. Д. Малочисленные народы Севера: государственная политика и региональная политика // М.: Изд-во Academia, 1998. - 97 с.

5. Сайт информационного агентства lenta.ru http: / /lenta.ru /articles / 2009 / 06/ 18/saha/

6. Коняев Н. М. Продолжение эпоса // М.: Изд-во «Русь», 2007. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.