Научная статья на тему 'Создание Свободного порта Владивосток через призму криминально-коррупционных рисков'

Создание Свободного порта Владивосток через призму криминально-коррупционных рисков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПОРТ / PORT / ЗАКОН / LAW / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухаренко А.Н.

В статье содержится краткий анализ проекта федерального закона «О свободном порте Владивостока», а также состояния криминально-коррупционных рисков, препятствующих реализации данного проекта. Ранее этот вопрос в научной литературе в таком контексте не рассматривался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the free port Vladivostok in view of criminal and corruption risks

The article provides a brief analysis of the federal law draft, named «On the free port of Vladivostok». Special attention is paid to criminal-corruption risks representing serious obstacles in the way of the project realization. It is for the first time that this side of the problem is in the focus of scientific investigation.

Текст научной работы на тему «Создание Свободного порта Владивосток через призму криминально-коррупционных рисков»

Региональные проблемы. 2015. Том 18, № 2. С. 82-85.

УДК 343.973(571.63)

СОЗДАНИЕ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КРИМИНАЛЬНО-КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

А.Н. Сухаренко

АНО Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ, ул. Луцкова 21, г. Владивосток, 690091, е-таП: sukharenko@mail.ru

В статье содержится краткий анализ проекта федерального закона «О свободном порте Владивостока», а также состояния криминально-коррупционных рисков, препятствующих реализации данного проекта. Ранее этот вопрос в научной литературе в таком контексте не рассматривался. Ключевые слова: коррупция, порт, закон, преступность.

В настоящее время город Владивосток является пятым (по состоянию на конец 2014 г.) по грузообороту морским портом Дальневосточного бассейна (за 10 месяцев 2014 г. было перевалено 12,9 млн т грузов), связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Это превращает его в один из крупнейших в России международных транспорт-но-логистических узлов. Кроме того, Владивосток - важный перевалочный пункт для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и стран Юго-Восточной Азии [12].

В декабре 2014 г. Президент России в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию указал на необходимость создания во Владивостоке Свободного порта в рамках реализации стратегии развития Дальнего Востока [8]. За короткий период времени Минвостокразвитием была проделана внушительная работа, в результате которой был подготовлен проект федерального закона «О Свободном порте Владивостока».

Согласно тексту законопроекта, под Свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим законом, иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности. Территория Свободного порта будет включать 12 муниципальных образований: Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка, Большой Камень, Партизанск, Пограничный, Партизанский, Шкотов-ский, Надеждинский, Хасанский и Октябрьский районы, а также море и акваторию. Свободный порт будет создан на 70 лет, однако срок его существования может быть продлен [6].

Законопроектом предполагается создание в Свободном порту четырех специализированных территорий: портовой; промышленной, которая должна обеспечить переход от экспортно-сырьевого типа развития экономики к инновационному типу; научно-внедренческой, направленной на разработку технологий и коммерциализацию их результатов; туристско-рекреационной, создаваемой для развития туристической инфраструктуры. Финансировать инфраструктуру этих территорий предлагается в основном за счет внебюджетных источников, бюджетов Приморского края и муниципалитетов, включенных в Свободный порт, а также за счет различных форм государственно-частного партнерства.

Для создания благоприятных условий, развития транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, туризма и повышения качества жизни для резидентов установят меры поддержки. Среди них льготные арендные ставки на недвижимость, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, освобождение от налогов на имущество организаций и земельного налога, льготы по федеральным налогам, предоставление специального налогового режима, пониженные тарифы страховых взносов и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (табл. 1).

Преференции Свободного порта будут распространяться на резидентов, которыми могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. Резидентами Свободного порта не могут быть организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта [6].

Таблица 1

Характеристики особых экономических зон в странах Азиатско-Тихоокеанского региона

Корея Китай Сингапур США Канада Япония Россия сейчас Цель для ТОР Единица измерения

Налог на прибыль 10 15 17 33 23,5 26,4 13,5 10 % от прибыли

Транспортные расходы 700 550 440 1320 1660 970 1800 440 долл. США за 20-футовый контейнер

Затраты на энергоресурсы 7,3 7,4 13,6 6,9 7,4 17,9 11,7 6,9 центов за 1 кВт-ч электроэнергии

Налоги на заработную плату 8,8 26,7 16 7,7 8,7 25,6 14 7,7 % от ФОТ

Получение разрешений на строительство 29 67 26 27 163 193 244 26 дней

Подключение к системе энергосбережения 28 41 36 68 142 105 254 28 дней

Меры поддержки экспорта 5 4 4 4 5 3 2 5 баллы

Зашита интеллектуальной собственности 2 3 4 5 4 5 3 5 баллы по рангу в рейтинге 1РГ<1

Доступность кадров Высокая Высокая Высокая Высокая Средняя Высокая Низкая Высокая

Доступность поставщиков Высокая Высокая Высокая Высокая Средняя Высокая Низкая Высокая

Источник: Минвостокразвития

Предполагаемые выгоды от этих мер озвучил глава администрации Владивостока И. Пушкарев: «Режим зоны свободной торговли в порту Владивостока повысит инвестиционную привлекательность региона для бизнесменов из стран Азии. Если закон будет принят, потери федерального бюджета из-за предоставленных льгот составят к 2021 г. 14 млрд. руб., а поступления в консолидированные бюджеты - 33 млрд., к 2025 г. - соответственно 31 и 97 млрд. Кроме этого, к 2021 г. будет создана 51 тыс. новых рабочих мест, а к 2025 г. - уже 106 тыс. Рост ВРП Приморского края прогнозируется в 23 раза или на 34% за 10 лет по всему ДФО» [1].

Несмотря на столь оптимистичный прогноз развития Владивостокской агломерации, существует ряд серьезных рисков, могущих повлиять на реализацию рассматриваемого проекта. Помимо существующих транспортно-инфраструктурных и кадровых проблем, нельзя не учитывать и криминально-коррупционные риски. По итогам прошлого года, 37,5% от общего числа преступлений, зарегистрированных в Дальневосточном федераль-

ном округе (ДФО), приходится на Приморский край. Поэтому неудивительно, что в крае сохраняется самый высокий уровень преступности в округе (2,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения). О волнообразной динамике регистрации и невысокой раскрываемости преступлений в крае можно судить по табл. 2. Наряду с этим Приморье лидирует по количеству выявляемых экономических и должностных преступлений [9].

В 2014 г. более трети или 33,1% всех преступлений, совершенных в Приморье, зарегистрировано в краевом центре - 16,1 тыс. (в 2013 г. - 17,5 тыс.), что объективно объясняется фактическим числом проживающих на территории города Владивостока граждан. Как и ранее, основную часть преступлений (более 50% от всех совершенных на территории края) составляют хищения чужого имущества [9].

Несмотря на общее снижение регистрации преступности, органами прокуратуры ежегодно фиксируются многочисленные нарушения регистрационной дисциплины. Так, в 2014 г. краевая прокура-

тура выявила 152,8 тыс. (в 2013 г. - 147,7 тыс.) нарушений, допущенных правоохранительными органами при приёме и регистрации заявлений о преступлениях. В их числе умышленное искажение поступившей информации и отказ в приёме заявлений (177 случаев). Помимо этого, было выявлено более 118 тыс. (в 2013 г. - 124,9 тыс.) случаев неправомерных отказов в возбуждении уголовного дела. Установлены случаи давления на заявителей с целью склонить их к некриминальной версии произошедшего, фальсификации материалов доследственных проверок и заведомо необъективного их проведения. В результате за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности были привлечены 3,6 тыс. (в 2013 г. - 2,2 тыс.) должностных лиц [10]. Остается добавить, что по результатам проверок было выявлено более 7 тыс. неучтенных преступлений. Из них 50 убийств, 1872 наркопреступления, свыше 2500 краж и грабежей, 7 экономических преступлений [3].

Наряду с этим в Приморье сохраняется высокий уровень коррупции. По данным краевой прокуратуры, в прошлом году было выявлено более 1,8 тыс. коррупционных правонарушений в сфере экономики (+34,4% к 2013 г.), в том числе 60 - в сфере бюджетного законодательства, 114 - использования государственного (муниципального) имущества, 68 - землепользования, 91 - осуществления госконтроля, почти 1,5 тыс. - госзакупок. Вопреки общероссийской тенденции в крае произошел почти 5-процентный прирост числа выявленных коррупционных преступлений (с 366 до 384), из них фактов взяточничества - с 62 до 143, коммерческого подкупа - с 24 до 51, а злоупотребления должностными полномочиями - с 20 до 36. В отношении должностных лиц, имеющих особый правовой статус, было возбуждено 25 уголовных дел, из них 3 - против глав муниципальных образований, а 7 - депутатов [10].

Не нормализовалась ситуация и в текущем году. Сравнительный анализ данных за I квартал 2015 г. свидетельствует об увеличении количества выявленных правонарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (с 392 до

875), землепользования (с 14 до 54), использования государственного и муниципального имущества (с 28 до 55), бюджета (с 45 до 50). Наряду с этим в крае было зарегистрировано более 100 коррупционных преступлений. В структуре коррупционной преступности преобладают деяния, связанные со взяточничеством, коммерческим подкупом и служебным подлогом. При этом отмечается значительный прирост фактов взяточничества (с 33 до 54) и коммерческого подкупа (с 2 до 24). Наряду с этим наметился рост удельного веса фактов получения взяток (с 39,4 до 57,4%), а также среднего размера взяток (с 13 до 62 тыс. руб.) и коммерческого подкупа (с 18 до 914 тыс. руб.) [11].

Рассматривая идею создания Свободного порта Владивосток, нельзя не учитывать и высокую степень криминализации внешнеэкономической деятельности. По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в 2014 г. было возбуждено 213 (в 2013 г. - 148) уголовных дел, в том числе 9 - по фактам невозвращения из-за границы денежных средств (ст. 193 УК РФ) в размере 772,6 млн руб.; 69 - по фактам уклонения от таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) на общую сумму 374,2 млн руб. (значительное количество таких преступлений было совершено при ввозе автотранспорта и товаров народного потребления); 18 - по фактам незаконного перевода валюты (ст. 193.1 УК РФ) на общую сумму 381,2 млн. руб.; 9 - по фактам контрабанды валюты (ст. 200.1 УК РФ) на общую сумму в пересчете на рубли 28,7 млн руб., 5 -по фактам незаконного образования юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), из них 4 - в отношении групп лиц по предварительному сговору.

В свою очередь по фактам контрабанды стратегически важных товаров (ст. 226.1 УК РФ) было возбуждено 50 уголовных дел общей стоимостью 208,5 млн руб., что втрое больше показателя 2013 г. Предметами преступления по делам данной категории были лесоматериалы (22 у/д - 49,3 млн), мясопродукция (12 у/д - 45,2 млн), водные биоресурсы (5 у/д - 82,6 млн), а также нефрит, пушнина, нефтепродукция, янтарь, дикорастущий женьшень, каменный уголь и краснокнижный лишайник.

Таблица 2

Динамика преступности в Приморском крае за 2010-2014 гг. и I кв. 2015 г.

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 3 мес. 2015

Зарегистрировано Кф преступности 50927 2606,9 45637 2339,7 48067 2468,4 52458 2694,0 48846 2508,5 10313

Из них: тяжких и особо тяжких 13136 11376 11184 12174 12808 2273

Не раскрыто 27662 24714 27330 30798 27048 4906

Источник: ФКУ ГИАЦ МВД России

Помимо этого, таможенными органами было выявлено и признано контрафактными 647,3 тыс. (2013 г. - 1,9 млн) единиц продукции (ЕКП) при установленном контрольном значении не менее 460 тыс., возбуждено 245 (в 2013 г. - 221) административных дел по ч. 1 ст. 7.12 и ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ. В результате этого были приняты решения о привлечении к административной ответственности по 231 (156) делу данной категории, назначено наказаний в виде штрафов на общую сумму более 7,7 млн (более 3,4 млн) руб. [5].

Серьезную озабоченность вызывает и коррупция в таможенной сфере. Так, в прошлом году службами по противодействию коррупции ДВТУ по подследственности было направлено 50 (в

2013 г. - 61) материалов с признаками преступлений, в том числе 17 (19) - коррупционного характера. По результатам их рассмотрения следственными органами было возбуждено 38 (34) уголовных дел, в том числе 22 (18) дела коррупционного характера: 10 (8) - в отношении должностных лиц таможенных органов, 8 (9) - в отношении взяткодателей, 4 (1) - в отношении должностных лиц коммерческих организаций [4].

Как показывает практика, большая часть выявленных преступлений связана со стремлением предпринимателей сэкономить на таможенных платежах для приобретения ценного преимущества перед другими участниками внешнеэкономической деятельности, попытками избежать ответственности за выявленные нарушения. В 2013 г. из 26 (в 2012 г. - 9) случаев информирования о попытках склонения к совершению коррупционных правонарушений, в том числе о попытках дачи взяток, 10 случаев касались Владивостокской таможни [2].

Несмотря на это, по-прежнему встречаются и случаи вымогательства взяток. Так, в октябре

2014 г. Приморский краевой суд оставил в силе приговор Первореченского райсуда, признавшего бывшего начальника таможенного поста «Морской порт Владивосток» В. Костырина виновным в вымогательстве взятки в размере 60 тыс. долл. США у одного из участников внешнеэкономической деятельности за возможность беспрепятственно перемещать товары через границу. Бывший таможенник был приговорен к 10 годам колонии строгого режима со штрафом в 700 тыс. руб. [13].

Таким образом, решая вопрос о создании Свободного порта Владивосток, органам власти всех

уровней необходимо консолидироваться в целях минимизации криминально-коррупционных рисков, которые могут снизить макроэкономический эффект от реализации данного проекта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Владивосток рвется на свободу // http:// regnews.ru/politics/vladivostok-besposhlinnaya-zona-909/ (Дата обращения 11.04.2015).

2. Владивостокская таможня устраняет коррупционные риски // АиФ-Приморье. 26.03.2014.

3. В Приморье правоохранители укрыли от учёта больше 7 тысяч преступлений. ИА «Восток-Медиа». 17.02.2015 // http://www.vostokmedia. com/n226340.html?print (Дата обращения 28.03.2015).

4. Дальневосточные таможенники подвели итоги работы в 2014 году // http://www.alta.ru/dvtu_ news/34208 (Дата обращения 28.03.2015 г.).

5. Итоги правоохранительной деятельности таможен Дальневосточного региона за 2014 год // http://dvtu.customs.ru/ (Дата обращения 28.03.2015 г.).

6. Законопроект о свободном порте Владивосток подготовлен для общественного обсуждения // ИТАР-ТАСС. 04.03.2015.

7. Крайнева Е. Свободный порт Владивосток может стать Приморским // Комсомольская правда. 27.03.2014.

8. Послание Президента России Федеральному Собранию // http://kremlin.ru/news/47173 (Дата обращения 28.03.2015 г.).

9. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ // http://www.crimestat.ru/regions_ chart_total (Дата обращения 28.03.2015 г.).

10. Справка прокуратуры Приморского края «Об основных результатах прокурорской деятельности за 2014 год». Владивосток. 2015.

11. Справка прокуратуры Приморского края «Об основных результатах прокурорской деятельности за 1 кв. 2015 год в сфере противодействия коррупции». Владивосток. 2015.

12. Свободный порт Владивосток составит конкуренцию Гонконгу и Сингапуру // http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/5676.html (Дата обращения 20.05.2015).

13. Чернышев А. Подтвержден приговор экс-начальнику таможенного поста во Владивостоке // Коммерсант. 09.10.2014.

The article provides a brief analysis of the federal law draft, named «On the free port of Vladivostok». Special attention is paid to criminal-corruption risks representing serious obstacles in the way of the project realization. It is for the first time that this side of the problem is in the focus of scientific investigation. Key words: corruption, port, law, crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.