УДК 378:51
СОЗДАНИЕ СТУДЕНТАМИ СПРАВОЧНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ
СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
*
М. А. Лопаева, М. Е. Дяченко Научный руководитель - Н. А. Лозовая
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: many020303@mail.ru
В работе рассмотрены приемы структурирования информации. В качестве способа структурирования информации при изучении курса математики в вузе предложено самостоятельное создание студентами справочника.
Ключевые слова: самостоятельная работа, справочник, структурирование, визуализация, схема, математика.
CREATING A HANDBOOK ON MATHEMATICS BY STUDENTS AS A WAY OF STRUCTURING EDUCATIONAL INFORMATION
M. A. Lopaeva, M. E. Dyachenko* Scientific Supervisor - N. A. Lozovaya
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: many020303@mail.ru
The paper considers methods of structuring information. As a way of structuring information when studying a mathematics course at a university, it is proposed that students independently create a reference book.
Keywords: independent work, reference book, structuring, visualization, scheme, mathematics.
Базовые принципы фундаментальной математики используются для решения прикладных задач в различных областях знания. В вузе математика применяется при решении междисциплинарных задач, при написании дипломной работы. В профессиональной деятельности, в зависимости от специальности, математика может быть необходима, например, при проведении исследования или при изучении специальной литературы, или при решении профессиональных задач. Математику нужно изучать и знать, однако, изучение математики в вузе связано с определенными трудностями, перечислим некоторые из них:
- необходимость освоить и запомнить большой объем информации, в том числе, абстрактные математические понятия и математические методы, которые в дальнейшем потребуется перенести в новую ситуацию для решения прикладных задач;
- большой объем самостоятельной работы по изучению учебной информации;
- недостаточная преемственность школьного и вузовского курса математики.
Для преодоления перечисленных трудностей нужно облегчить запоминание, понимание, воспроизведение и применение учебного материала, а способствовать этому может самостоятельное составление студентами справочника по математике в процессе изучения дисциплины. Цель настоящей работы в описании и обосновании приемов составления справочника.
Секция «Инновационные технологии в современном образовании»
Создание справочника направлено на структурирование знаний. С. И. Осиповой и С. П. Орешковой сформулировано рабочее понятие, согласно которому структурирование теоретического материала характеризуется способностью учащегося представлять изучаемый материал в виде целостной структуры устойчивых взаимосвязей между ее элементами на основе выбранного принципа [1]. Итак, структурирование информации способствует запоминанию и заключается в делении информации на группы в зависимости от выбранного критерия и в построении логических связей между выделенными группами информации.
В литературе представлены различные методы, способствующие структурированию информации, перечислим некоторые из них:
- тезирование применяется при работе с текстом как формулирование тезисов в виде положений, утверждений, выводов, а алгоритм тезирования осуществляется по схеме: тезис - аргумент - иллюстрация [2];
- визуализация заключается в представлении данных для удобства восприятия в виде изображений, диаграмм, графов, схем, таблиц [3];
- метод ментальных карт основан на изображении информации при помощи блок-схемы, позволяющей человеку стравиться с информационным потоком и структурировать его [4];
- метод римской комнаты заключается в том, что для запоминания объекты надо мысленно расставить в хорошо знакомом месте в строго определенном порядке.
При составлении справочника метод тезирования позволяет разбить тест на некоторые блоки, выделить ключевые слова и составить план текста, а метод ментальных карт позволяет выстроить информацию в логическом порядке. Визуализация информации представлена в справочнике в виде таблиц, схем и формул. На основе метода римской комнаты составлены алгоритмы решения задач. Заметим, что каждый раздел справочника начинается со структурно-логической схемы, демонстрирующей содержание раздела. Также при составлении справочника возникла потребность создать глоссарий основных определений.
Структурируя учебный материал важно установить внутрипредметные и межпредметные связи, это можно сделать при помощи схем. Например, при изучении интегрального исчисления важно отразить следующие внутрипредметные связи: интегрирование - это операция обратная дифференцированию; при интегрировании рациональных дробей необходимо разложить дробь на сумму простейших дробей, а для этого требуются знания из алгебры; при решении задач на приложения интегрального исчисления необходимо использовать знания из аналитической геометрии; интегральное исчисление применяется при решении задач из разделов «обыкновенные дифференциальные уравнения» и «ряды». При обозначении межпредметных связей важно отразить множество приложений интегрального исчисления, например, в решении задач физики, теоретической механики, сопротивления материалов, специальных инженерных дисциплин.
По мнению педагогов и психологов на запоминание информации сильное влияние оказывает оформление материала, от оформления зависит восприятие информации. Например, опираясь на личный опыт, если взять стандартный черный текст на белом фоне без каких-либо подчеркиваний, красных строк, разделения на абзацы, выделений цветом, то концентрация внимания теряется и сложно определить в тексте главную мыль. Но усваивать текст или любую информацию будет проще, если подобрать оптимальный шрифт и фон, оптимальное цветовое сочетание, привести схематичные примеры, использовать таблицы и цветные текстовыделители.
В целом можно выделить несколько этапов работы над справочником:
1) анализ имеющегося учебного материала, выявление ключевых моментов; установление связей;
2) поиск и работа с дополнительными источниками информации;
3) работа над визуализацией учебного материала, оформление основных сведений в виде краткого теоретического сообщения, схемы, таблицы;
4) анализ получившегося материала;
5) дизайнерская (оформительская) работа;
6)коррекция.
Содержание справочника должно быть корректным, математически грамотным, поэтому важно взаимодействовать с преподавателем. Взаимодействие может быть очным и дистанционным. Различные формы взаимодействия способны усилить мотивацию к работе и повысить познавательную активность студентов [5].
В дальнейшем, на основе структурированного учебного материала планируется создать электронный справочник, преимущества которого заключаются в возможности быстрого поиска необходимой информации, например, по ключевым словам, возможности доступа в любое время в любом месте через электронные устройства. Как вариант, благодаря доступности и относительной простоте использования, системой для создания электронного справочника может выступать LMS Moodle [6].
Созданный справочник предполагается применять в дальнейшем обучении в вузе, например, при решении междисциплинарных задач можно определить возможность использования математического аппарата для решения конкретной задачи восстановив в памяти нужную информацию и проанализировав составленные ранее схемы из справочника.
Итак, самостоятельное составление справочника по математике в процессе изучения дисциплины позволяет приобрести опыт работы с информацией, помогает научиться структурировать учебный материал, разделить информацию на группы в зависимости от выбранного критерия, представить ее в сжатом виде, установить логические связи, установить внутрипредметные и межпредметные связи; позволяет лучше разобраться в теме, приобрести опыт творческой деятельности и создать для себя продукт для дальнейшего использования с учетом личностных предпочтений по оформлению и объему представленного учебного материала.
Библиографические ссылки
1. Осипова С. И., Орешкова С. П. Учебная деятельность в контексте формирования умений учащихся структурировать теоретический материал // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6-3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=817 (дата обращения: 17.03.2022)
2. Ступницкая М. А., Алексеева С. И. Критериальное оценивание самостоятельной работы студентов с текстами // Педагогические измерения. 2019. № 1. С. 62-69.
3. Трухан И. А., Трухан Д. А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 113-115.
4. Хорст Мюллер. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М.: Издательство «Омега-Л». 2007. 126 с.
5. Лозовая Н. А. Активизация познавательной деятельности студентов технических направлений в условиях дистанционного обучения математике // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 71-75.
6. Бреславский Б. А. Создание электронного справочника по математике // Современные проблемы обучения математике в школе и вузе. Материалы Международной научно-методической конференции. В 2 т. Т 1. 2019. С. 73-79.
© Лопаева М. А., Дяченко М. Е., 2022