Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СТУДЕНТАМИ СПРАВОЧНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

СОЗДАНИЕ СТУДЕНТАМИ СПРАВОЧНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / справочник / структурирование / визуализация / схема / математика / independent work / reference book / structuring / visualization / scheme / mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Лопаева, М Е. Дяченко, Н А. Лозовая

В работе рассмотрены приемы структурирования информации. В качестве способа структурирования информации при изучении курса математики в вузе предложено самостоятельное создание студентами справочника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М А. Лопаева, М Е. Дяченко, Н А. Лозовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A HANDBOOK ON MATHEMATICS BY STUDENTS AS A WAY OF STRUCTURING EDUCATIONAL INFORMATION

The paper considers methods of structuring information. As a way of structuring information when studying a mathematics course at a university, it is proposed that students independently create a reference book.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СТУДЕНТАМИ СПРАВОЧНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 378:51

СОЗДАНИЕ СТУДЕНТАМИ СПРАВОЧНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ

СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

*

М. А. Лопаева, М. Е. Дяченко Научный руководитель - Н. А. Лозовая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: many020303@mail.ru

В работе рассмотрены приемы структурирования информации. В качестве способа структурирования информации при изучении курса математики в вузе предложено самостоятельное создание студентами справочника.

Ключевые слова: самостоятельная работа, справочник, структурирование, визуализация, схема, математика.

CREATING A HANDBOOK ON MATHEMATICS BY STUDENTS AS A WAY OF STRUCTURING EDUCATIONAL INFORMATION

M. A. Lopaeva, M. E. Dyachenko* Scientific Supervisor - N. A. Lozovaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: many020303@mail.ru

The paper considers methods of structuring information. As a way of structuring information when studying a mathematics course at a university, it is proposed that students independently create a reference book.

Keywords: independent work, reference book, structuring, visualization, scheme, mathematics.

Базовые принципы фундаментальной математики используются для решения прикладных задач в различных областях знания. В вузе математика применяется при решении междисциплинарных задач, при написании дипломной работы. В профессиональной деятельности, в зависимости от специальности, математика может быть необходима, например, при проведении исследования или при изучении специальной литературы, или при решении профессиональных задач. Математику нужно изучать и знать, однако, изучение математики в вузе связано с определенными трудностями, перечислим некоторые из них:

- необходимость освоить и запомнить большой объем информации, в том числе, абстрактные математические понятия и математические методы, которые в дальнейшем потребуется перенести в новую ситуацию для решения прикладных задач;

- большой объем самостоятельной работы по изучению учебной информации;

- недостаточная преемственность школьного и вузовского курса математики.

Для преодоления перечисленных трудностей нужно облегчить запоминание, понимание, воспроизведение и применение учебного материала, а способствовать этому может самостоятельное составление студентами справочника по математике в процессе изучения дисциплины. Цель настоящей работы в описании и обосновании приемов составления справочника.

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

Создание справочника направлено на структурирование знаний. С. И. Осиповой и С. П. Орешковой сформулировано рабочее понятие, согласно которому структурирование теоретического материала характеризуется способностью учащегося представлять изучаемый материал в виде целостной структуры устойчивых взаимосвязей между ее элементами на основе выбранного принципа [1]. Итак, структурирование информации способствует запоминанию и заключается в делении информации на группы в зависимости от выбранного критерия и в построении логических связей между выделенными группами информации.

В литературе представлены различные методы, способствующие структурированию информации, перечислим некоторые из них:

- тезирование применяется при работе с текстом как формулирование тезисов в виде положений, утверждений, выводов, а алгоритм тезирования осуществляется по схеме: тезис - аргумент - иллюстрация [2];

- визуализация заключается в представлении данных для удобства восприятия в виде изображений, диаграмм, графов, схем, таблиц [3];

- метод ментальных карт основан на изображении информации при помощи блок-схемы, позволяющей человеку стравиться с информационным потоком и структурировать его [4];

- метод римской комнаты заключается в том, что для запоминания объекты надо мысленно расставить в хорошо знакомом месте в строго определенном порядке.

При составлении справочника метод тезирования позволяет разбить тест на некоторые блоки, выделить ключевые слова и составить план текста, а метод ментальных карт позволяет выстроить информацию в логическом порядке. Визуализация информации представлена в справочнике в виде таблиц, схем и формул. На основе метода римской комнаты составлены алгоритмы решения задач. Заметим, что каждый раздел справочника начинается со структурно-логической схемы, демонстрирующей содержание раздела. Также при составлении справочника возникла потребность создать глоссарий основных определений.

Структурируя учебный материал важно установить внутрипредметные и межпредметные связи, это можно сделать при помощи схем. Например, при изучении интегрального исчисления важно отразить следующие внутрипредметные связи: интегрирование - это операция обратная дифференцированию; при интегрировании рациональных дробей необходимо разложить дробь на сумму простейших дробей, а для этого требуются знания из алгебры; при решении задач на приложения интегрального исчисления необходимо использовать знания из аналитической геометрии; интегральное исчисление применяется при решении задач из разделов «обыкновенные дифференциальные уравнения» и «ряды». При обозначении межпредметных связей важно отразить множество приложений интегрального исчисления, например, в решении задач физики, теоретической механики, сопротивления материалов, специальных инженерных дисциплин.

По мнению педагогов и психологов на запоминание информации сильное влияние оказывает оформление материала, от оформления зависит восприятие информации. Например, опираясь на личный опыт, если взять стандартный черный текст на белом фоне без каких-либо подчеркиваний, красных строк, разделения на абзацы, выделений цветом, то концентрация внимания теряется и сложно определить в тексте главную мыль. Но усваивать текст или любую информацию будет проще, если подобрать оптимальный шрифт и фон, оптимальное цветовое сочетание, привести схематичные примеры, использовать таблицы и цветные текстовыделители.

В целом можно выделить несколько этапов работы над справочником:

1) анализ имеющегося учебного материала, выявление ключевых моментов; установление связей;

2) поиск и работа с дополнительными источниками информации;

3) работа над визуализацией учебного материала, оформление основных сведений в виде краткого теоретического сообщения, схемы, таблицы;

4) анализ получившегося материала;

5) дизайнерская (оформительская) работа;

6)коррекция.

Содержание справочника должно быть корректным, математически грамотным, поэтому важно взаимодействовать с преподавателем. Взаимодействие может быть очным и дистанционным. Различные формы взаимодействия способны усилить мотивацию к работе и повысить познавательную активность студентов [5].

В дальнейшем, на основе структурированного учебного материала планируется создать электронный справочник, преимущества которого заключаются в возможности быстрого поиска необходимой информации, например, по ключевым словам, возможности доступа в любое время в любом месте через электронные устройства. Как вариант, благодаря доступности и относительной простоте использования, системой для создания электронного справочника может выступать LMS Moodle [6].

Созданный справочник предполагается применять в дальнейшем обучении в вузе, например, при решении междисциплинарных задач можно определить возможность использования математического аппарата для решения конкретной задачи восстановив в памяти нужную информацию и проанализировав составленные ранее схемы из справочника.

Итак, самостоятельное составление справочника по математике в процессе изучения дисциплины позволяет приобрести опыт работы с информацией, помогает научиться структурировать учебный материал, разделить информацию на группы в зависимости от выбранного критерия, представить ее в сжатом виде, установить логические связи, установить внутрипредметные и межпредметные связи; позволяет лучше разобраться в теме, приобрести опыт творческой деятельности и создать для себя продукт для дальнейшего использования с учетом личностных предпочтений по оформлению и объему представленного учебного материала.

Библиографические ссылки

1. Осипова С. И., Орешкова С. П. Учебная деятельность в контексте формирования умений учащихся структурировать теоретический материал // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6-3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=817 (дата обращения: 17.03.2022)

2. Ступницкая М. А., Алексеева С. И. Критериальное оценивание самостоятельной работы студентов с текстами // Педагогические измерения. 2019. № 1. С. 62-69.

3. Трухан И. А., Трухан Д. А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 113-115.

4. Хорст Мюллер. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М.: Издательство «Омега-Л». 2007. 126 с.

5. Лозовая Н. А. Активизация познавательной деятельности студентов технических направлений в условиях дистанционного обучения математике // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 71-75.

6. Бреславский Б. А. Создание электронного справочника по математике // Современные проблемы обучения математике в школе и вузе. Материалы Международной научно-методической конференции. В 2 т. Т 1. 2019. С. 73-79.

© Лопаева М. А., Дяченко М. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.