Научная статья на тему 'Создание стратегических альянсов как один из способов повышения конкурентоспособности фирм'

Создание стратегических альянсов как один из способов повышения конкурентоспособности фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС-КООПЕРАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Летифов О.Г.

В данной статье рассмотрены проблемы развития стратегического партнерства между различными фирмами в настоящее время. Выявлена и обоснована необходимость создания стратегических альянсов для повышения конкурентоспособности компаний, проанализированы их характерные особенности и формы. В качестве примеров рассмотрены механизмы функционирования американских и японских стратегических альянсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание стратегических альянсов как один из способов повышения конкурентоспособности фирм»

готовой продукцией - от электронных и радиотехнических изделий до детских игрушек. Лишь после этого Китай счёл возможным пойти частично навстречу требованиям ведущих стран - членов ВТО относительно открытия своего рынка.

Представляется, что и России необходимо было бы, по меньшей мере, идентифицировать свои торгово-экономические интересы в сфере современных мирохозяйственных отношений. А это предполагает необходимость разработки системы чётких всесторонне обоснованных приоритетов экономического и внешнеэкономического развития на длительную перспективу для повышения ее конкурентоспособности в мире.

Список литературы:

1. Лебедев Н.А. Направления расширения внешнеэкономических конкурентных преимуществ России [Текст] / Н.А. Лебедев // Экономика России в условиях модернизации: проблемы, перспективы, решения. Материалы V Международной научно-практической конференции, 27-28 ноября 2012 г. / М.: РИО МАОК, 2013. - С. 139-144.

2. Олейник Т.Л. Проблемы регулирования газовой отрасли в России [Текст] / Т.Л. Олейник, М.А. Кудрявцев, О.В. Сизова, И.Я Либин // Экономика России в условиях модернизации: проблемы, перспективы, решения. Материалы V Международной научно-практической конференции, 27-28 ноября 2012 г. - М.: РИО МАОК, 2013. - С. 145-155.

3. Попов Х.А. Конкурентная среда внешнеэкономической деятельности: характерные черты, особенности формирования в условиях глобализации. -Ростов-н/Д, 2009.

4. Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России. Возможности качественных изменений. - М., 2012.

СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ

© Летифов О.Г.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В данной статье рассмотрены проблемы развития стратегического партнерства между различными фирмами в настоящее время. Выявлена и обоснована необходимость создания стратегических альянсов для повышения конкурентоспособности компаний, проанализированы их

* Магистрант 2 курса (направление: Экономика; программа: Международная экономика).

характерные особенности и формы. В качестве примеров рассмотрены механизмы функционирования американских и японских стратегических альянсов.

Ключевые слова стратегическое партнерство, стратегический альянс, совместное предприятие, бизнес-кооперация, конкуренция, транснациональные корпорации, сотрудничество.

В настоящее время различные формы бизнес-кооперации получают все более широкое распространение в деятельности как российских, так и зарубежных компаний. На данный момент они продолжают рассматриваться в контексте конкурентных стратегий, оказывая существенное влияние на выживание и процветание организаций. В самом общем виде партнерство предприятий представляет собой их организованное взаимодействие для достижения наиболее эффективным путем общих (или хотя бы не вызывающих противоречия между собой) экономических, социальных и иных целей. Выделяют несколько различных форм стратегического партнерства предприятий:

1. стратегические альянсы;

2. консорциумы;

3. конгломераты;

4. концерны;

5. финансово-промышленная группы;

6. картели;

7. транснациональные корпорации и т.д. [5, с. 18].

Остановимся на такой форме стратегического партнерства как стратегический альянс. В самом общем смысле, стратегический альянс представляет собой партнерство между фирмами, в котором ресурсы, способности и стержневые компетенции фирм объединяются для достижения наилучшего результата. Стратегические альянсы играют важную роль в глобальных стратегиях, потому что фирмы, как правило, испытывают недостаток ключевых факторов успеха на рынке. Это могут быть потребности в дистрибуции и организации сбыта в целом, торговой марке, технологии, исследовательской или производственной базе. Устранение подобных недостатков собственными силами занимает слишком много времени и денег. Стратегический альянс предполагает сотрудничество двух или более организаций, в ходе которого участники используют свои сильные стороны для достижения общих стратегических целей. Такого рода сотрудничество носит долгосрочный характер. Вступление в альянс подразумевает, что организации-участники будут вкладывать и адаптировать к нему необходимые активы и компетенции, а также поддерживать их на протяжении длительного времени. Результаты сотрудничества должны иметь стратегическую ценность. Альянс должен представлять собой стойкое образование, способное противостоять атакам конкурентов и изменениям среды.

Существует множество форм стратегических альянсов - от свободных неформальных соглашений до совместных предприятий. Наиболее неформальной конфигурацией альянса может быть простая совместная деятельность (одна фирма продает свои товары через канал другой, например), когда системы и сама организация появляются в процессе развития сотрудничества. Чем более неформальным является соглашение, тем быстрее оно может быть реализовано и тем гибче оно будет. По мере изменения ситуации в альянс могут вноситься коррективы. Проблема, как правило, заключается в преданности участников альянсу. Если барьеры на выходе и заинтересованность участников невелики, в случае возникновения трудностей стратегическая значимость альянса может быть предана забвению и появится искушение отказаться от сотрудничества, частично или полностью.

Классификация стратегических альянсов осуществляется по различным критериям, например:

По функциям:

1. инвестиционные;

2. финансовые;

3. производственные;

4. научно-технические;

5. сбытовые;

6. комплексные, комбинированные.

По отраслям:

1. автомобилестроительные;

2. авиаперевозок;

3. по разработке сырьевых месторождений и т.д.

По количеству участвующих сторон:

1. двусторонние;

2. многосторонние;

По времени и продолжительности действия:

1. краткосрочные (до 2 лет);

2. среднесрочные (от 2 до 5 лет);

3. долгосрочные (свыше 5 лет);

4. постоянные [3, с. 56].

Совместное предприятие подразумевает наличие акционерного капитала и официального юридического документа, однако его создание связано с несколькими рисками. При создании совместного капитала чаще всего возникают вопросы контроля, нормы возврата инвестиций, честного распределения доходов предприятия. Один из главнейших вопросов: оправдано ли такое жесткое соглашение в свете неопределенности относительных вкладов партнеров и конечного результата всего предприятия? Еще одна проблема связана с тем, что, поскольку в деле задействован капитал и возникают ограничения на экономически целесообразный объем вклада каждого из

партнеров, при изменении ситуации альянсу может недоставать гибкости. Более того, ради поддержания здорового альянса деятельность участников может чрезмерно регулироваться юридическими документами [1, с. 35].

Наиболее острая проблема стратегических альянсов связана с возникающим с течением времени дисбалансом в относительных вкладах партнеров или с ситуацией, когда активы или навыки одного из участников уже не представляют интереса для другой стороны. Подобная участь ожидала многие партнерства между американскими и японскими фирмами в сфере бытовой электроники, тяжелого машиностроения, энергетического оборудования и офисной техники. Итог подобного рода партнерств - утрата навыков американскими компаниями и прекращение участия в совместных предприятиях - в определенной мере связан с мотивацией сторон. Японские фирмы мотивированы на изучение новых компетенций; их смущает отсутствие необходимых технологий, и они стремятся избавиться от этого недостатка. Американцами же движет желание заработать деньги за счет внешних поставок отдельных элементов и, как следствие, экономии затрат. Сначала они передают партнерам сборочные операции, потом производство отдельных компонентов, затем основных элементов конструкции товара, функции по его разработке и, наконец, ключевые технологии. У американского партнера остается лишь дистрибьюторская функция, тогда как все основные элементы бизнеса, такие как проектирование, производство и совершенствование продукта, сосредоточены в руках японской компании [2, с. 123].

Альянсы составляют общепринятую часть стратегии бизнеса (каждая из 500 ведущих глобальных компаний имеет в среднем 60 крупных альянсов), но требуют активного управления. Исследование 200 корпораций показало, что в тех из них, которые добились наибольшего успеха с помощью альянсов, были специальные сотрудники, которые координировали всю связанную с альянсами деятельность в рамках организации. Подобная работа требует наличия у сотрудника предыдущего опыта, позволяющего руководить теми, кто создает новые альянсы и управляет ими. Так, в компании Lotus существует «35 практических методов» для управления альянсами с момента их создания до момента прекращения их существования. Специальные сотрудники, занимающиеся вопросами альянса, также должны повышать его внешнюю видимость (для осуществления влияния на биржевую стоимость акций компании следует сделать заявление об альянсе), координировать внутреннее кадровое обеспечение и управление альянсами и помогать в выявлении необходимости изменения альянса или прекращения его действия [4, с. 44].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегические альянсы, то есть долгосрочное сотрудничество двух или более организаций для достижения стратегических целей, позволяют компенсировать недостаток ключевых факторов рыночного успеха - системы распределения или произ-

водственного опыта. Условие долгосрочного успеха стратегического альянса состоит в том, что каждый из партнеров продолжает вкладывать активы и навыки и получает стратегические преимущества.

Список литературы:

1. Абросимов И.Д. Менеджмент как система управления. - М., 2011. -396 с.

2. Виханский О.С. Стратегический менеджмент: учебник. - М., 2012. -488 с.

3. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ТК Вел-би, Издательство «Проспект», 2013. - 475 с.

4. Матвиенко Д.Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний / Д.Ю. Матвиенко // Современная конкуренция. - 2012. - № 6.

5. Усик Н.И. Преобразование координационного принципа конкуренции / Н.И. Усик // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 6 (285).

БАЗЕЛЬСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ

© Олейник Т.Л.*, Пустовитова Т.И.*

Международная академия оценки и консалтинга, г. Москва

Рассмотрены вопросы развития банковского сектора Российской Федерации в среднесрочном периоде. Выделены механизмы регулирования банковской системы. Представлен краткий обзор основных документов, принятых Базельскиим комитетом.

Ключевые слова банковская система, Базельский комитет.

Роль стабильности банковской системы. В апреле нынешнего года Базельский комитет опубликовал отчёт [1] о реализации Базельских соглашений Базель II, Базель 2.5 и Базель III в странах, входящих в Базельский комитет, по состоянию на конец марта. Подобные отчёты формируются комитетом раз в полгода на основе данных, предоставленных странами. Данные этого отчета показывают, что в процессе эволюции любой банковской системы и в рамках государственно-частного партнёрства [2] можно проследить влияние двух разнонаправленных тенденций: стремление к наибольшей эффективности со стороны участников системы (в лице владельцев коммерческих банков) и стремление к наибольшей стабильности со стороны общества в целом (в лице государства). Стабильность функционирования

* Первый проректор, кандидат экономических наук, доцент.

* Проректор, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.