Научная статья на тему 'Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики'

Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Елена Петровна

На примере проекта «It’sDelicious!» «Очень вкусно!» автор статьи показывает как работает проектная методика, способствующая созданию ситуации успеха при изучении иностранного (английского) языка. Особенностью методики является то, что содержание проектной работы оказывается логическим продолжением содержания тематики учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Купцова Елена Петровна

учитель английского языка ГБОУ Школа №64 г. Москва

J ^

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

Л_____________________._____________________г

Аннотация. На примере проекта «It’sDelicious!» - «Очень вкусно!» автор статьи показывает как работает проектная методика, способствующая созданию ситуации успеха при изучении иностранного (английского) языка. Особенностью методики является то, что содержание проектной работы оказывается логическим продолжением содержания тематики учебника.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, урок английского языка, метод проектов, интернет-ресурсы, ситуация успеха.

Проектная методика на уроках иностранного языка

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [4,5].

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное [1,6].

Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация

на достижение конкретной практической цели -наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Проект «It'sDelicious!» - «Очень вкусно!»

Организационный этап

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК авторов И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыки-ной. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например УМК для третьего года обучения в 1-й четверти предлагает тему «Food». Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о своих вкусовых предпочтениях, с энтузиазмом воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию любимого блюда,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

39

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

составить меню длякафе. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге форм^а^еася окобщающад ткмапросзкта.^е^^т^а с уояесеаиеянаяанают я^Око^бянки пвяеитом, котэр^ь^аф мя1нязеоли «It’sDdicious - Очень вкусно!». Школьники при участии учителя обсуждают содержание и ха растра -зоекта, ага цалж Кбсечаойцелью нашего проекта было соддаяда меню ,^j^6 кяфе и янс-ценировка на тему «Посещение кафе». Таким образом, аадержаняя ароектной работы оказывается основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе (организационном) очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

• разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе ибыстро уломляювсч);

• продимать калие елчериалы и источники могулиллоль-зоыатьуыыщилсд;

• обсудить план написания диалогов;

• выбрать оптимальную форму презентации резуль-иттоо;

• соузавить и обсудить примерный план работы.

Выполнение проекта

Далее наступоат сямыЯтсвдосажнйм србдолжг-тельный по времени этап работы над проектом. Это сбо(эанЮюреацок-оСЖащаяиекужа амеющпасязаа-

ниам,жнбеоа в; разэичяыми ясточнпаями икфон>ма-ции, поиск новых знаний, формирование собственного мненко в взглвщвна п^дла- в.с^^в^вщ^вандя.

Сор-уее аимерзтв, итк ве в си фякнана мсоза и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик немеет выполвоть. Редавня д омжны зооанеовтве-сато инряcидвaлькяафнpдвяю, нбеотеок- пяро-дится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своимо уоекинами, оОсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх пыыыд слглийыыим ялыылм, они лучше усваивают его л огочтв^ю систему. Работа подобного рода дает множестсо аозсшжн остей применить пройденные грамматтчеякитяилен от и слрувтууы. Нестмненно, алработтнуыеп оакой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памотс учащегося.

В ртЫотт ноу срлеетом «У’вОеПчюлв - Очень вкусно!» не налаатныа отапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. табл. 1).

к. Уаащвecя фс^ьп^^лы^к взgoеeаы<ас дяало гд, которые надо составить в рамках учебной программы. Эяа реьатя с рдхафят е пяpгявтpбзеaх.

ИаУ-азс О

Words on topic «Food» Grammar Structures for dialogues

Apр1е,ии/к et, ica-arвaф, аluаc Pass me the salt please

Cup, tea, milk, juice, эляи 1 woriBer

Glass, coffee, drink, a lot of I'm very busy

Egg,porriЛвe, текс sвuв, ам^м^ ксоя1В уэ Пке to -avr г^соЯег ялр яГ...?

Potn1л,testв, tuB,fruit, еаеге яге (эяге) I’m Вивяр

Vegetable, carrot, food, I'm thirsty

Grow, Bitterer- corntry, есев!, withгзt. Уоа1нвИ terrible! ЭЗвВ Жс тotter? I'm never going to

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо придумать собственное блюдо для детского кафе,написать все ингредиенты этого блюда, придемать оутгеедльное назаалде гооемы шесаслу. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации.

И. Каждся команда предлмывыет сезыдсле для своего детского кафе и оформляет меню из выЛданныт ^ю^Делдм прыдлагсетнд я^жий ногнсене1спыимДВ 1ыдню, р^ув^^тнбнот)в(ырс^^-шен■гмитнокaмл в еришлем кмнMним ыду. Имднно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сготырнзвыие ртсыбвсв и апм^дел^сй. Работу поиымпьютедноту лФолмзынию аджаа прнмести вместе с детьми в компьютерном классе или меди-атвме.

а. Ка>едди домам^а! саыдумылаеы есей диалсг на тему «Посещение кафе», используя меню собственного изготовления.

Псомoнмадтло еонырменыавлводое с рнс-шсле^с лакничддвсгомрпасс. Здинт ртзеигс-

ются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические сйзуэ^ы^|эь^С ленеамзетей исддо, лиыдевсичдское ытстроение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским я^1кнс^.Д^^нде ыд этом дтыиддлсо ондивкддсл ь-ндс pыЛдеaйчитыдт ссленесмс. ОТынждаются достоинства и недостатки по каждому конкрет-номспеслгтб.Даютсывсвлты, стлвяадо наыыдя-щ и с весдо сыyласeлд, ид вто слесдат сд^^тт'ь дниманне.кетие мдыслдв! доплтнь^т^д, обдуета-ются предложения что-то изменить, может быть, чоа-седоыивпаь ыеи ыЛыи^т - РГсл)гн расасок еасыылеа к oыoзлaним -с-о, ыак снлгс ои зетет и как много уже он может рассказать своим дру-злтм на есллсшткоы д зысе.

Тскм е—i^^aх исКосы лым ь, oeсаoм«lt’иЮeliмiдтs -

Очень вкусно!» появились проекты с иллюстрациями «Меню» и диалоги (табл. 2).

Ысынел осс°вл ем сффыкливв оЗ сабсты дд птынкдлс явлылтся поддержание доброжела-

Таблица2

- Hello! Welcome to our cafe «Sweet tooth» - Hello! Welcome to our cafe «Winnie-the-pooh»

- Hello!Can 1 have a menu please? - HeNo. Can 1 yove a mynu please?

- Here you are - Here yyu are

- Areeou ready to order?

- Are you ready to orderH - —es, td eke tried eg<s j<Smileaace>r gnd neHaWipeHi «^ia 1 e sun»

- Yes, I'd like salad «Karabas' and ice- - We have vanilla, chocolate, orange, strawberries, raspberries.

creem «Sweet eerry» WhaUsp-enaam wouWyou lieae

- Vanilla » rdsplernried on st»awberH»ee 1 ce- - Otae^ pease

creem« - Orange milk sdstk with lee?

- mtrawbnrrids, please. - No ice

- Woyl d.eu like marnimlatye r jam? - —res chemehibpnenasdr jaapl-bernesa

- Orange marmalade, please - With cherries, please.

- Here ymuarm - -ers ^eare

- ThanOyaa - —lanOoou

- Yeuarowelcome. - Ysu arewelcome.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

41

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

тельной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха [2].

Презентация

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования - рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

Метод проектов - актуальность и результативность

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т. е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения [2,3]. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским язы-

ком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект -это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

• достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;

• имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;

• понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

• повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;

• наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;

• простор для творческой и созидательной деятельности.

Литература

1. Агарёва Л. А., Барменкова О. И. Использование образовательных интернет ресурсов в обучении английскому языку на среднем этапе обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 2. С.2-8.

2. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4. С.39-49.

3. Барменкова О. И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.50-53.

4. Беляева Е. Б. Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.22-25.

5. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2003. № 5.

6. Коптюг Н. М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. 2003. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.