3. Timofeev L.F. Zdravoohranenie territory s nizkoj plotnost'yu naseleniya: na primere Respubliki Saha (Yakutiya). - Novosibirsk: Nauka, 2006. - 210 s.
4. Torgovkina T.A. Gosudarstvennaya statistika v Respublike Saha (Yakutiya) (1853-2003 gg.). - Yakutsk: Triada, 2003. - 175 s.
5. L'vov A.P. Shtaty gosudarstvennyh sluzhashchih v Yakutskoj oblasti 1849-1912 gg. // Molodoj uchenyj. - 2014. - № 20.2 (79.2). - S. 22-23.
6. Petrov P.P. Goroda Yakutii, 1861-1917 gg.: (soc.-ekon. ocherk istorii) // otv. red. F.G. Safronov. - Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1990. - 124 s.
7. Popov G.A. Sochineniya // Obshch. red. L.N. Zhukova, E.P. Antonov. - Yakutsk: YaGU; IGI AN RS (Ya), 2005-2017. - T. 3: Istoriya goroda Yakutska, 1632-1917 // Sost. i otv. red.: L.N. Zhukova, V.G. Skripin, E.P. Antonov. - Yakutsk: YaGU; IGI AN RS (Ya), 2007. - 305 s.
8. Sokolov M.P. Yakutskaya guberniya po perepisi 1917 goda. - Irkutsk: Izdanie Gubernskogo Statisticheskogo byuro, [1917?]. - 98 c.
9. Fedorova E.N. Yakutsk: istoriko-demograficheskij ocherk / otv. red. A.I. Shurgina. - Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1988. - 80 s.
10. Yakovlev A. I. Remeslennye zanyatiya gorozhan Yakutska nachala XX v. // Sbornik nauchnyh statej prepodavatelej, aspirantov, studentov IF SVFU. Chast' 1. - Yakutsk, 2010. - S. 36-39.
11. YaASSR: cpravochnik sovetskogo rabotnika / sost. t. t. V. Haldeevym, S. Vaulinym, A. Stefanyukom; pod red. t. Is. Barahova. - Yakutsk: Gosudarstvennoe izd-vo, 1922.
12. Nacional'nyj arhiv Respubliki Saha (Yakutiya) (NA RS(Ya)). F. 70. Op. 1. D. 1206.
13. NA RS(Ya). F. R-59. Op. 3a. D. 11.
14. Byulleten' Yakutskogo statisticheskogo upravleniya Ya. A. S. S. R.: Gorod Yakutsk v cifrah po perepisi 1923. - Yakutsk: Statupravlenie, 1925. .№8.
СИБИРЯКОВ МН - аспирант исторического факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова г. Якутск ([email protected]).
SIBIRYAKOV, M.N. - Ph.D. student, Faculty of History, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova, Yakutsk ([email protected]).
УДК 94(47).084.5 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-114-121
ГАРДАШОВА С.А.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ В НАЧАЛЕ 1920-х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Ключевые слова: новая экономическая политика, финансово-кредитные учреждения, банк, Центральный сельскохозяйственный банк СССР, Общества сельскохозяйственного кредита, кредит, ссуда, сельское хозяйство, аграрный сектор, Астраханская губерния.
В статье рассматривается становление системы кредитования аграрного сектора России в начале 1920-х гг. Необходимость восстановления и роста сельскохозяйственного производства после разрушений Первой мировой войны и Великой русской революции поставила перед советским правительством задачу создания эффективного механизма по финансовому оздоровлению аграрного сектора посредством распространения кредитования и повышения его доступности. Автором проанализирована государственная политика по созданию системы финансово-кредитных учреждений в стране в первой половине 1920-х гг. и показана их деятельность на примере конкретного региона - Астраханской губернии. Сделан вывод об эффективности работы Центрального сельскохозяйственного банка, представленного в регионах Обществами сельскохозяйственного кредита и их объединениями, направленной на реконструкцию и развитие сельскохозяйственной отрасли.
GARDASHOVA, S.A.
CREATION OF A CREDIT SYSTEM OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR IN THE EARLY 1920s
(ON THE MATERIALS OF ASTRAKHAN REGION)
Key words: new economic policy, financial and credit institutions, bank, Central Agricultural Bank of the USSR, Agricultural Credit Society, credit, loan, agriculture, agricultural sector, Astrakhan region.
The article examines the formation of the lending system for the agricultural sector of Russia in the early 1920s. The need to restore and grow agricultural production after the destruction of the First World War and the Great Russian Revolution confronted the Soviet government with the task of creating an effective mechanism for the financial recovery of the agricultural sector by spreading credit and increasing its availability. The author analyzed the state policy to create a system of financial and credit institutions in the country in the first half of the 1920s. and their activities are shown using the example of a specific region - the Astrakhan province. A conclusion is drawn about the effectiveness of the work of the Central Agricultural Bank, represented in the regions by Agricultural Credit Societies and their associations, aimed at the reconstruction and development of the agricultural industry.
Новая экономическая политика - период реализации ряда масштабных антикризисных мер, направленных на реконструкцию и оздоровление отечественной экономики. Как и в начале ХХ в., в 1920-х гг. Россия продолжала оставаться аграрной страной. Поэтому восстановление, модернизация и подъем производительности сельского хозяйства являлся основой для перехода от военного коммунизма к новой экономической политике.
Деятельность по восстановлению сельского хозяйства после Первой мировой войны и революции Советскому правительству приходилось производить в жестких условиях обесценивания национальной валюты, при недостатке свободных денежных средств, как у населения, так и в государственном бюджете, а также при существенной разнице цен на сельскохозяйственные и промышленные товары [1]. В результате основным способом подъема
сельскохозяйственного производства стало вливание в него дополнительных финансов посредством создания системы целевого кредитования.
Реализацию государственной кредитной политики историки рассматривали на примере разных регионов страны, выявляя общие черты и местную специфику восстановления аграрного сектора в Приангарье [2], на Алтае [3], в Вологодском крае [4, 5], в Чувашии [6] и других регионах. Из числа астраханских исследователей следует отметить обобщающие исследования С.В. Виноградова, посвященные проблемам становления многоукладной экономики в Поволжье в 1920-х гг. [7-9], а также теоретическим дискуссиям и планам советского руководства по проведению антикризисной экономической политики и введению механизмов кредитования частного предпринимательства [10, 11]. Проведение денежно-кредитной политики в первые годы новой экономической политики и становление налоговой системы Советского государства с опорой на региональные материалы рассмотрела в своих исследованиях Н.И. Кулакова (Волосухина) [12-15]. Частично работу кредитно-финансовых учреждений сельскохозяйственной направленности в контексте образования и развития кооперативов и кооперативных союзов Нижнего Поволжья проанализировала Ю.И. Сливка [16]. Характеристика положения сельского хозяйства региона нашла отражение в обобщающих монографиях, изданных в 1990-х - начале 2000-х гг. коллективом ученых Астраханского государственного университета [17, 18].
Отдельным тематическим вектором в исследуемой проблеме является создание и функционирование Обществ сельскохозяйственного кредита, представившим населению возможность получения мелких краткосрочных и долгосрочных займов [19. 20]. Функционирование Обществ в рамках изучения сельскохозяйственной кредитной кооперации рассматривалось А.О. Буниным [21, 22], Р.А. Мухамедовым [23], Н.С. Ждановой [24], А.В. Ивановым [25] и др.
Попытаемся проследить становление системы кредитования аграрного сектора в начале новой экономической политики на материалах конкретного региона - Астраханской губернии.
В качестве источникового материала использовались опубликованные нормативно-правовые и законодательные документы, сформированные в сборники постановлений и решений Советского правительства, ЦИК и СНК, наркомата земледелия, с помощью которых удалось охарактеризовать основную линию государственной политики по исследуемому вопросу. Также привлекались архивные материалы, представленные отчетами банков о состоянии баланса, об итогах работы по операционным годам, протоколами совещаний. Ряд статистических сведений взят из периодических изданий Астраханской губернской плановой комиссии.
Еще с дореволюционного периода кредитованием мелких производителей занимались кредито-сберегательные товарищества и их союзы. Заимствованные из практики зарубежных стран, эти учреждения в условиях русского сельского хозяйства оказались довольно жизнеспособными и быстро развернули свою деятельность.
Количественный рост учреждений мелкого кредита в дореволюционное время характеризовался следующими показателями. В 1895 г. в России насчитывалось всего 3 ссудо-сберегательных товарищества. В 1900 г. их численность равнялась уже 99, в 1905 г. - 1 640, в 1910 г. - 5 412, в 1914 г. - 13 180, в 1916 г. - 15 454. На 1 октября 1917 г. в России насчитывалось 16 477 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ и 136 союзов, а их средства по балансу составляли свыше 900 млн руб. [26, с. 51].
Общая продукция сельского хозяйства до Первой мировой войны производилась на среднюю сумму около 5 556 млн руб. в год. К началу 1920-х гг. эта сумма уменьшилась до 3 680 млн руб., что было показателем резкого падения сельскохозяйственного производства [26, с. 52]. Развитие сельского хозяйства становилось в прямую зависимость от бюджетных ассигнований со стороны государства, которые распределялись в форме целевых кредитов для населения и производств через систему финансово-кредитных учреждений.
Первые правительственные документы, в которых содержался перечень мер по восстановлению и развитию аграрного сектора страны, принимались уже с начала 1920-х гг. На IX Всероссийском съезде советов в декабре 1921 г. в соответствующем постановлении ставились задачи сохранения и расширения продовольственной базы, как основы для экономического благополучия населения, развития промышленности и национальной независимости страны [27]. Неурожай и голод в ряде южных губерний требовали экстренных мер по подъему сельского
хозяйства. Помимо мер, регулировавших условия ведения хозяйства и формы землепользования, принималось решение о начале массового кредитования сельского населения через государственные и кооперативные кредитно-финансовые учреждения и товарищества за счет государственных средств. Эти меры, в первую очередь, были направлены на поддержку наиболее незащищенных, малоимущих слоев крестьянства, а также на стимулирование внедрения новых технологий и методов для улучшения показателей труда и подъема урожайности [28, с. 269-270]. Ограниченность бюджетных средств заставляла правительство искать другие источники обеспечения кредитования аграрного сектора. Совету народных комиссаров рекомендовалось привлечение иностранных финансов за счет «займов или концессий для увеличения ввоза в страну машин, орудий, семян, удобрений, широкого распространения механизации и электрификации сельского хозяйства» [28, с. 270].
С целью восстановления сельского хозяйства государство принимало и ряд мер, регулировавших ценообразование в данном секторе экономики, а также выделяло бюджетные средства для целевого кредитования сельхозпроизводителей. Так, специальным постановлением ЦИК и СНК от 11 января 1924 г. было принято решение о снижении цен на сельскохозяйственный инвентарь (плуги, культиваторы, бороны, сноповязалки, молотилки, сеялки, корнерезки, льномялки, кукурузные терки, зернодробилки, соломорезки и проч.). Государственным и кооперативным промышленным предприятиям-производителям инвентаря из бюджета компенсировалась разница в стоимости продававшейся продукции [29].
Немаловажную роль для реконструкции и модернизации аграрного сектора страны играло восстановление сельскохозяйственного машиностроения. Часть предприятий, производивших сельхозтехнику, в период войны было переоборудовано на выпуск военной продукции. Специальным постановлением СТО крупные предприятия возвращались к довоенной номенклатуре производства: Брянский завод, Бачмановский завод, авторемонтный завод в г. Ростов-на-Дону, завод «Рессора» в Рыбинске и др. [30, с. 316]. Для поддержания производственной деятельности заводов и создания возможностей для покупки их продукции населением было принято решение о выдаче специальных долгосрочных кредитов на льготных условиях. Кредиты предоставлялись государственным и кооперативным сельскохозяйственным складам для закупки продукции заводов. На эти цели Государственному банку было выделено в 1922 г. 300 млн руб. денежных знаков [30, с. 317].
Для организации системы кредитования кооперативов и крестьян-частников был создан Комитет содействия сельскому хозяйству и сельскохозяйственной промышленности при ВЦИК, осуществлявший общее руководство, а также сеть местных (губернских, районных) Обществ сельскохозяйственного кредита. Учредителями Обществ являлись Государственный банк, наркомат земледелия и Всероссийский кооперативный банк. Кроме того, «в число учредителей могли входить государственные учреждения и предприятия, кооперативные и общественные организации и отдельные граждане, заинтересованные в развитии сельского хозяйства» [31, с. 323]. Владельцы крестьянских паев в Обществах имели ряд преимуществ, в частности, пользовались возможностью получить отсрочку по налогам; получали дивиденды в размере не ниже 3 % годовых со своих паев в первые два года существования Обществ; имели преимущественное право на получение кредита и др. Помимо выдачи ссуд, Общества сельскохозяйственного кредита осуществляли и сберегательные операции со вкладами. Гарантию по страхованию таких вкладов брало на себя государство [31, с. 323-324]. СНК предписывалось создать механизм для образования Обществ сельскохозяйственного кредита и разработать типовой устав. В результате в 1923 г. было принято постановление, юридически оформившее создание на местах сети мелких кредитно-финансовых учреждений целевого назначения -Обществ сельскохозяйственного кредита [32].
Если в дореволюционный период в учреждениях мелкого кредита соотношение государственных средств к собственным денежным средствам и средствам, привлеченных от населения, составляли 15 % к 85 %, то в 1920-х гг. эти показатели изменились на 80 % к 20 % соответственно [26, с. 53]. Привлечение местных средств и сбережений крестьян в условиях отсутствия свободных средств у населения представлялось трудновыполнимой задачей. Поэтому решать проблему кредитования сельского хозяйства приходилось, в основном, с участием госбюджета.
Основой популярности и востребованности учреждений мелкого кредита являлось то, что они развивались на принципе свободного членства; районы их деятельности не связывались административными границами, а определялись экономической целесообразностью наличия учреждений в тех или иных регионах в количестве, нужном для обеспечения потребностей населения. Своими кредитно-банковскими операциями учреждения сельскохозяйственного кредита способствовали установлению экономических взаимоотношений между городом и деревней с помощью обмена денежными средствами через систему вкладов и кредитов.
Завершающим этапом оформления системы кредитования сельского хозяйства стало создание в 1924 г. специального кредитного учреждения - Центрального сельскохозяйственного банка СССР [33]. Согласно Постановлению банк имел всесоюзное значение, что обуславливалось общегосударственным значением сельскохозяйственного кредита. В регионах его работа должна была осуществляться через деятельность банков союзных республик и местных Обществ сельскохозяйственного кредита, которые были призваны решать конкретные задачи сельского хозяйства в зависимости от особенностей «каждой республики, области и губернии» [34, с. 103].
Согласно Уставу образованного банка, в число его полномочий входили
- поиск и привлечение финансовых средств в сельскохозяйственную деятельность;
- концентрация и рациональное использование государственных средств, выделявшихся на развитие сельского хозяйства;
- обеспечение оборотными денежными средствами общественных и кооперативных сельскохозяйственных учреждений с помощью выдачи им ссуд и кредитов на различные сроки;
- увеличение популярности сельскохозяйственного кредита с помощью расширения сети кредитных учреждений на всей территории страны [34, с. 105].
Банк освобождался от государственных подоходно-поимущественного и промыслового налогов и гербового сбора. Капиталы банка состояли из трех частей: основного капитала, запасного и специальных капиталов. Основной капитал в размере 40 млн руб. создавался за счет выпуска акций, которые распределялись между учредителями и государственными предприятиями. Запасной капитал был предназначен для покрытия убытков и создавался из отчислений из прибыли. Запасной капитал по своим объемам должен был равняться не менее половины основного капитала. Для финансирования специальных мероприятий по развитию сельского хозяйства по решению акционеров банка было возможно создание специальных капиталов. Денежные средства в них поступали от прибыли, от выпуска и продажи специальных облигаций, от создания объема средств за счет вкладов с определенным назначением, из бюджета, если государство принимало решение принять участие в финансирование тех или иных мероприятий [34, с. 105]. Кроме того, в распоряжении банка оказались средства Обществ сельскохозяйственного кредита, составлявшие около 34,5 млн руб. и около 6 млн руб. на вкладах и текущих счетах Обществ [26, с. 52].
Как и в других банках, в перечне операций Центрального сельскохозяйственного банка, были вклады, ссуды, учет векселей и иных обязательств, комиссионные операции, а также ряд торгово-посреднических операций. Был определен перечень мероприятий по восстановлению и развитию сельского хозяйства, на которые могли выделяться ссуды из банка. В их число входили «улучшение техники сельского хозяйства; расширение посевной площади; устройство и улучшение различных специальных отраслей сельского хозяйства; устройство заведений для переработки сельскохозяйственных продуктов; переход к улучшенным способам хозяйства, требующим увеличения оборотных средств; создание благоприятных условий для сбыта товаров сельхозпроизводителей; устройство предприятий, содействующих сельскому хозяйству в сбыте его продукции; приобретение семян, инвентаря и других предметов, необходимых в сельскохозяйственном производстве» [34, с. 106].
После создания Центрального сельскохозяйственного банка, в регионах, на базе капиталов Обществ сельскохозяйственного кредита, начали возникать региональные кредитные учреждения. Так, к примеру, в Нижнем Поволжье, в числе таких финансово-кредитных учреждений были Немецко-Волжский банк сельскохозяйственного кредита, действовавший на территории АССР немцев Поволжья [35, с. 639]; созданный по инициативе Саратовского губернского земельного управления в Саратове Нижне-Волжский краевой сельскохозяйственный банк (Нижне-Волжское
областное общество сельскохозяйственного кредита) с отделениями в Астраханской, Царицынской губерниях и в Калмыцкой автономной области [36, л. 1-2].
Только за 1925 г. отделением Нижволсельбанка были проведены следующие крупные кредитные операции в Саратовской губернии: кредитование покупки тракторов, отпущенных губисполкомом Сердобскому уезду; кредитование Баландинского сельскохозяйственного кредитного товарищества Аткарского уезда, Вязовского сельскохозяйственного кредитного товарищества Краишевской волости Балашовского уезда, сельскохозяйственной артели «Дружба» в селе Вязовка Краишевской волости Балашовского уезда, Терсинского кредитного сельскохозяйственного товарищества Еланской волости Балашовского уезда, Лопатинского сельскохозяйственного кредитного товарищества Петровского уезда и др. [36, л. 9-10].
Астраханское городское отделение Нижне-Волжского краевого сельскохозяйственного банка было создано 26 августа 1923 г. Баланс отделения на дату начала работы составлял всего 36 345 руб. 48 коп. Однако постепенное расширение спектра операций банка (учет векселей, ведение специальных текущих счетов, срочные ссуды и др.), активная работа с сельским и ловецким населением Астраханской губернии позволила в несколько раз увеличить баланс в течение 1,5 лет: по состоянию на 1 октября 1923 г. он равнялся 151 346 руб. 33 коп., на 1 января 1924 г. - 195 581 руб. 01 коп., на 1 июня 1924 г. - 522 888 руб. 07 коп., на 1 января 1925 г. -1 181 412 руб. 66 коп. [37, л. 67, 125, 181, 267].
Вступительный баланс отделения состоял из первоначальных взносов за учредительские паи. К концу 1923 г. в числе пайщиков начали появляться как крестьяне, так и первичные кооперативы. К 1 января 1925 г. астраханским городским отделением Нижволсельбанка было размещено среди местных государственный учреждений и кооперативных организаций учредительских паев на сумму 85 300 руб., крестьянских паев - на сумму 56 345 руб. Главными клиентами банка согласно текущим счетам являлись государственные учреждения, губернские кооперативные союзы и, лишь в незначительном количестве, первичные кооперативы и крестьяне-единоличники [38, л. 142-144]. Кроме денежных ссудных операций кооперативы могли получать натуральные кредиты, которые выдавались с помощью отпуска ловецкого снаряжения и сельскохозяйственного инвентаря со складов государственных предприятий за счет открытого отделением банка кредита. Расширение видов деятельности, рост объемов денежного оборота позволили банку значительно снизить проценты, взимаемые с населения по ссудам. Так, в первые месяцы своей работы астраханское городское отделение Нижволсельбанка взимало 15 % годовых по кредитам для первичных кооперативов и 18 % годовых для остальных организаций. Но уже к концу 1923 г. процентные ставки по активным кредитным операциям были постепенно снижены до 9-12 % годовых, а для долгосрочных ссуд установлены на уровне не выше 6 % [37, л. 67-68]. Таким образом, кредит подешевел практически в два раза. Гибкая кредитная политика банка стимулировала развитие кооперативных форм хозяйствования в регионе. Более низкими процентными ставками по сельскохозяйственным кредитам для первичной кооперации банк способствовал росту численности членов кооперативов, в основном, за счет сельской бедноты, которые таким образом получали доступ к ссудам на более выгодных условиях. Из всех 142 кооперативов Астраханской губернии и Калмыцкой автономной области пайщиками астраханского отделения Нижволсельбанка состояли 102 кооперативные организации и 4 губернских кооперативных союза. В отделении существовали специальные кадры инспекторов, которые оказывали инструкторскую помощь кооперативам по получению/погашению кредитов, наблюдали за правильным и целесообразным расходованием полученных кооперативами ссуд, производили ревизии кооперативов своих клиентов и т.п. [37, л. 68-71].
Работа сельскохозяйственных банков на местах, помимо решения общегосударственных задач, таких как развитие кооперации, восстановление сельского хозяйства, имела и специфику, варьировавшуюся в зависимости от региона. Ярко выраженный рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий профиль экономики Астраханской губернии приводил к тому, что значительная часть сельскохозяйственных ссуд отпускалась не на развитие земледелия (которое в силу природно-географических и климатических условий региона было здесь мало распространено), а на поддержку ловецких хозяйств, в первую очередь, на восстановление морского лова [39]. В отличие от речного лова, для осуществления данного вида промысла ловец должен был обладать дорогостоящим снаряжением, иметь в распоряжении надежное судно, на
котором был бы возможен выход в море, вылов и транспортировка рыбы и др. Поэтому морские ловцы были в числе приоритетной категории, на которую направлялись средства для выдачи кредитов.
Таким образом, можно констатировать, что к середине 1920-х гг. в стране была создана система специализированных финансово-кредитных учреждений, нацеленных на работу с аграрным сектором страны. В общем виде она была представлена Центральным сельскохозяйственным банком СССР, осуществлявшим общее руководство, банками союзных республик и сетью мелких организаций в регионах - Обществ сельскохозяйственного кредита. Нехватка свободных денежных средств у населения привела к тому, что подъем сельского хозяйства с помощью кредитования осуществлялся, по большей части, за счет значительных бюджетных вливаний. На примере Астраханской губернии можно сделать вывод о популярности данного вида кредитования среди населения и его вкладе в восстановление и развитие сельскохозяйственной отрасли страны.
Литература и источники
1. Виноградов С.В., ЕщенкоЮ.Г. «Ножницы» цен 1923 г.: причины, масштабы, последствия // Современная научная мысль.
- 2017. - № 6. - С. 49-56.
2. Иванов В.В. Политика Советского государства в отношении аграрной сферы Приангарья в 1920-е гг. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2019. - № 4 (38). - С. 101-107.
3. Демчик Е.В., Жданова Н.С. Кредитование сельского хозяйства Алтая в 1920-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. - 2015. - № 3-2 (87). - С. 72-77.
4. Лебедев С.А. Финансовые учреждения Вологодского региона в 1920-е гг. // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. - 2023. - № 3 (30). - С. 31-36.
5. Саблин В.А., Лебедев С.А. Кредитная и финансовая политика властей в аграрной сфере экономики Вологодского края в 1920-е гг. // Вопросы истории. - 2023. - № 12-2. - С. 96-105.
6. Касимов Е.В. Кредитная политика Советского государства как инструмент регулирования сельскохозяйственного производства в Чувашии в годы нэпа // Чувашский гуманитарный вестник. - 2012. - № 7. - С. 52-68.
7. Виноградов С.В. Становление и развитие смешанной экономики в условиях нэпа. 1921-1927 гг.: автореф. дис. ... к.и.н.
- М., 1992. - 17 с.
8. Виноградов С.В. Экономическое развитие Поволжья в период нэпа 1921-1927 гг. - Астрахань: изд-во АГПУ, 2001. - 141 с.
9. Виноградов С.В. Конкуренция в сфере торговли как пример успешного функционирования смешанной экономики в 1920-е гг. (на материалах Нижнего Поволжья) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3 (44). - С. 45-49.
10. Виноградов С.В. Начальный период новой экономической политики: теоретические дискуссии и практические результаты (март- декабрь 1921 г.) // Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - № 2 (30). - С. 24-31.
11. Виноградов С.В. О некоторых дискуссиях середины 1920-х гг. о значении и перспективах частного предпринимательства в хозяйственной жизни СССР // Современная научная мысль. - 2012. - № 1. - С. 23-30.
12. Волосухина Н.И. Из истории хлебного займа 1922 г. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. - № 3 (36). - С. 53-57.
13. Кулакова Н.И. Реализация финансовой политики в Астраханской губернии в условиях денежного кризиса конца 1917 -начала 1918 г. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2022. - № 1 (70). - С. 25-32.
14. Волосухина Н.И. Налоговая система Советского государства в первой половине 1920-х гг. и ее влияние на проведение денежной реформы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 3 (28). - С. 292-295.
15. Кулакова Н.И., Виноградов С.В., Ещенко Ю.Г. Частное предпринимательство в период нэпа (на материалах Поволжья) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения.
- 2017. - Т. 22, № 4. - С. 139-150.
16. СливкаЮ.И. Развитие кооперации в Нижнем Поволжье в 1921-1941 гг.: дис. ... к.и.н. - Астрахань, 2004. - 199 с.
17. История Астраханского края. - Астрахань: изд-во АГПУ, 2000. - 1122 с.
18. Природа и история Астраханского края. - Астрахань: изд-во АГПИ, 1996. - 364 с.
19. Зима В.Ф., Кондрашин В.В. Государственное кредитование сельского хозяйства СССР в период новой экономической политики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2021. - № 4 (60). - С. 85-97.
20. Петришина И.Д. Индивидуальное крестьянское хозяйство Центрального Черноземья в годы нэпа (1921-1929 гг.) (по материалам Воронежской и Тамбовской губерний): автореф. дис. ... к.и.н. Липецк, 2005. - 22 с.
21. БунинА.О. Сельскохозяйственная кредитная кооперация в СССР (1921-1927 гг.): автореф. дис. ... к.и.н. Иваново, 1990.
- 23 с.
22. Бунин А.О. Сельскохозяйственная кредитная кооперация в системе советского хозяйства (октябрь 1917-1930 гг.): автореф. дис. ... д.и.н. Иваново, 1998. - 46 с.
23. Мухамедов Р.А. Кредитная и ссудосберегательная кооперация в Средневолжской деревне во второй половине XIX в. -1920-е гг.: автореф. дис. ... д.и.н. Саранск, 2009. - 51 с.
24. Жданова Н.С. Сельскохозяйственная кредитная кооперация на Алтае в 1920-е гг.: автореф. дис. ... к.и.н. Барнаул, 2015.
- 22 с.
25. ИвановА.В. Российская кооперация в первой четверти XX в. (по материалам Сибирского и Дальневосточного регионов): автореф. дис. ... д.и.н. М., 2009. - 51 с.
26. Крюков В. Ближайшие перспективы работы астраханского отделения Нижволсельбанка // Наш край. - 1925. - № 3. - С. 50-60.
27. Виноградов C.B. Развитие зернового рынка в годы новой экономической политики: проблемы регулирования и конкуренции (на материалах Поволжья) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 2 (43). - С. 24-30.
28. Постановление IX Всероссийского съезда Советов от 2б декабря 1921 г. «По вопросу о восстановлении и развитии сельского хозяйства» // Решения партии и правительства но хозяйственным вопросам. В 5 т.: Сб. док. за 50 лет. Т. 1. 19171928 гг. - M.: Политиздат, 19б7. - С. 2б7-276.
29. Декрет ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1924 г. «О порядке применения постановления от 11 января 1924 г. "О мерах к облегчению для крестьянства покупки сельскохозяйственных орудий"» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства за 1924 г. № 47-72. Отдел первый. - M.: б.и., б. г. - Ст. 531. - С. б59.
30. Постановление Совета труда и обороны от 5 июля 1922 г. «О нлане усиления сельскохозяйственного машиностроения» // Решения партии и правительства но хозяйственным вопросам. В 5 т.: Сб. док. за 50 лет. Т. 1. 1917-1928 гг. - M.: Политиздат, 19б7. - С. 31б-317.
31. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. «О восстановлении сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности и об организации для крестьянства сельскохозяйственного кредита» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5 т.: Сб. док. за 50 лет. Т. 1. 1917-1928 гг. - M.: Политиздат, 19б7. - С. 322-325.
32. Постановление СНК РСФСР от 11 мая 1923 г. «О порядке образования Обществ сельскохозяйственного кредита» // Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет. Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 гг. / нод ред. В.П. Дьяченко, Н.Н. Ровинского. - M.: Госфиниздат, 1939. - С. 92.
33. Постановление II Съезда Советов СССР от 1 февраля 1924 г. «Об организации Центрального сельскохозяйственного банка» // Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет. Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 гг. / нод ред. В.П. Дьяченко, Н.Н. Ровинского. - M.: Госфиниздат, 1939. - С. 99-103.
34. Устав Центрального сельскохозяйственного банка СССР, утвержденный ЦИК и СНК СССР 15 февраля 1924 г. // Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет. Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 гг. / нод ред. В.П. Дьяченко, Н.Н. Ровинского. - M.: Госфиниздат, 1939. - С. 103-106.
35. Голицын Ю.П., Соколов A.C. Немецкий банк Советской России (деятельность Немецко-Волжского банка сельскохозяйственного кредита в 1920-е гг.) // Новейшая история России. - 2021. - Т. 11, № 3. - С. б38-б53.
36. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). - Ф. Р-112. - Он. 1.
37. Государственный архив Астраханской области (ГААО). - Ф. Р-504. - Он. 1. - Д. 1.
38. ГААО. - Ф. Р-504. - Он. 1. - Д. 7.
39. Виноградов C.B. Кризис в рыбной промышленности Волго-Каспийского бассейна в 1918-1924 гг.: причины и последствия // Современная научная мысль. - 2014. - № 2. - С. б4-72.
References and Sources
1. Vinogradov S.V., Eshhenko Ju.G. «Nozhnicy» cen 1923 g.: prichiny, masshtaby, posledstvija // Sovremennaja nauchnaja mysl'. - 2017. - № 6. - S. 49-56.
2. Ivanov V.V. Politika Sovetskogo gosudarstva v otnoshenii agrarnoj sfery Priangar'ja v 1920-e gg. // Problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri. - 2019. - № 4 (38). - S. 101-107.
3. Demchik E.V., Zhdanova N.S. Kreditovanie sel'skogo hozjajstva Altaja v 1920-e gg. // Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. -2015. - № 3-2 (87). - S. 72-77.
4. Lebedev S.A. Finansovye uchrezhdenija Vologodskogo regiona v 1920-e gg. // Vestnik Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istoricheskie i filologicheskie nauki. - 2023. - № 3 (30). - S. 31-3б.
5. Sablin V.A., Lebedev S.A. Kreditnaja i finansovaja politika vlastej v agrarnoj sfere jekonomiki Vologodskogo kraja v 1920-e gg. // Voprosy istorii. - 2023. - № 12-2. - S. 9б-105.
6. Kasimov E.V. Kreditnaja politika Sovetskogo gosudarstva kak instrument regulirovanija sel'skohozjajstvennogo proizvodstva v Chuvashii v gody njepa // Chuvashskij gumanitarnyj vestnik. - 2012. - № 7. - S. 52-б8.
7. Vinogradov S.V. Stanovlenie i razvitie smeshannoj jekonomiki v uslovijah njepa. 1921-1927 gg.: avtoref. dis. ... k.i.n. - M., 1992. - 17 s.
8. Vinogradov S.V. Jekonomicheskoe razvitie Povolzh'ja v period njepa 1921-1927 gg. - Astrahan': izd-vo AGPU, 2001. - 141 s.
9. Vinogradov S.V. Konkurencija v sfere torgovli kak primer uspeshnogo funkcionirovanija smeshannoj jekonomiki v 1920-e gg. (na materialah Nizhnego Povolzh'ja) // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. - 2015. - № 3 (44). - S. 45-49.
10. Vinogradov S.V. Nachal'nyj period novoj jekonomicheskoj politiki: teoreticheskie diskussii i prakticheskie rezul'taty (mart- dekabr' 1921 g.) // Vestnik Kalmyckogo universiteta. - 2016. - № 2 (30). - S. 24-31.
11. Vinogradov S.V. O nekotoryh diskussijah serediny 1920-h gg. o znachenii i perspektivah chastnogo predprinimatel'stva v hozjaj stvennoj zhizni SSSR // Sovremennaja nauchnaja mysl'. - 2012. - № 1. - S. 23-30.
12. Volosuhina N.I. Iz istorii hlebnogo zajma 1922 g. // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. - 2013. - № 3 (Зб). - S. 53-57.
13. Kulakova N.I. Realizacija finansovoj politiki v Astrahanskoj gubernii v uslovijah denezhnogo krizisa konca 1917 - nachala 1918 g. // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. - 2022. - № 1 (70). - S. 25-32.
14. Volosuhina N.I. Nalogovaja sistema Sovetskogo gosudarstva v pervoj polovine 1920-h gg. i ee vlijanie na provedenie denezhnoj reformy // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. - 2011. - № 3 (28). - S. 292-295.
15. Kulakova N.I., Vinogradov S.V., Eshhenko Ju.G. Chastnoe predprinimatel'stvo v period njepa (na materialah Povolzh'ja) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4: Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija. - 2017. - T. 22, № 4. - S. 139-150.
16. Slivka Ju.I. Razvitie kooperacii v Nizhnem Povolzh'e v 1921-1941 gg.: dis. ... k.i.n. - Astrahan', 2004. - 199 s.
17. Istorija Astrahanskogo kraja. - Astrahan': izd-vo AGPU, 2000. - 1122 s.
18. Priroda i istorija Astrahanskogo kraja. - Astrahan': izd-vo AGPI, 199б. - Зб4 s.
19. Zima V.F., Kondrashin V.V. Gosudarstvennoe kreditovanie sel'skogo hozjajstva SSSR v period novoj jekonomicheskoj politiki // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. -2021. - № 4 (б0). - S. 85-97.
20. Petrishina I.D. Individual'noe krest'janskoe hozjajstvo Central'nogo Chernozem'ja v gody njepa (1921-1929 gg.) (po materialam Voronezhskoj i Tambovskoj gubernij): avtoref. dis. ... k.i.n. Lipeck, 2005. - 22 s.
21. Bunin A.O. Sel'skohozjajstvennaja kreditnaja kooperacija v SSSR (1921-1927 gg.): avtoref. dis. ... k.i.n. Ivanovo, 1990. - 23 s.
22. Bunin A.O. Sel'skohozjajstvennaja kreditnaja kooperacija v sisteme sovetskogo hozjajstva (oktjabr' 1917-1930 gg.): avtoref. dis. ... d.i.n. Ivanovo, 1998. - 4б s.
23. Muhamedov R.A. Kreditnaja i ssudosberegatel'naja kooperacija v Srednevolzhskoj derevne vo vtoroj polovine XIX v. - 1920-e gg.: avtoref. dis. ... d.i.n. Saransk, 2009. - 51 s.
24. Zhdanova N.S. Sel'skohozjajstvennaja kreditnaja kooperacija na Altae v 1920-e gg.: avtoref. dis. ... k.i.n. Barnaul, 2015. - 22 s.
25. Ivanov A.V. Rossijskaja kooperacija v pervoj chetverti XX v. (po materialam Sibirskogo i Dal'nevostochnogo regionov): avtoref. dis. ... d.i.n. M., 2009. - 51 s.
26. Krjukov V. Blizhajshie perspektivy raboty astrahanskogo otdelenija Nizhvolsel'banka // Nash kraj. - 1925. - № 3. - S. 50-60.
27. Vinogradov S.V. Razvitie zernovogo rynka v gody novoj jekonomicheskoj politiki: problemy regulirovanija i konkurencii (na materialah Povolzh'ja) // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. - 2015. - №2 2 (43). - S. 24-30.
28. Postanovlenie IX Vserossijskogo s#ezda Sovetov ot 26 dekabrja 1921 g. «Po voprosu o vosstanovlenii i razvitii sel'skogo hozjajstva» // Reshenija partii i pravitel'stva po hozjajstvennym voprosam. V 5 t.: Sb. dok. za 50 let. T. 1. 1917-1928 gg. - M.: Politizdat, 1967. - S. 267-276.
29. Dekret CIK i SNK SSSR ot 11 aprelja 1924 g. «O porjadke primenenija postanovlenija ot 11 janvarja 1924 g. "O merah k oblegcheniju dlja krest'janstva pokupki sel'skohozjajstvennyh orudij"» // Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij Rabochego i Krest'janskogo pravitel'stva za 1924 g. № 4772. Otdel pervyj. - M.: b.i., b. g. - St. 531. - S. 659.
30. Postanovlenie Soveta truda i oborony ot 5 ijulja 1922 g. «O plane usilenija sel'skohozjajstvennogo mashinostroenija» // Reshenija partii i pravitel'stva po hozjajstvennym voprosam. V 5 t.: Sb. dok. za 50 let. T. 1. 1917-1928 gg. - M.: Politizdat, 1967. - S. 316-317.
31. Dekret VCIK i SNK RSFSR ot 21 dekabrja 1922 g. «O vosstanovlenii sel'skogo hozjajstva i sel'skohozjajstvennoj promyshlennosti i ob organizacii dlja krest'janstva sel'skohozjajstvennogo kredita» // Reshenija partii i pravitel'stva po hozjajstvennym voprosam. V 5 t.: Sb. dok. za 50 let. T. 1. 1917-1928 gg. - M.: Politizdat, 1967. - S. 322-325.
32. Postanovlenie SNK RSFSR ot 11 maja 1923 g. «O porjadke obrazovanija obshhestv sel'skohozjajstvennogo kredita» // Denezhnoe obrashhenie i kreditnaja sistema SSSR za 20 let. Sbornik vazhnejshih zakonodatel'nyh materialov za 1917-1937 gg. / pod red. V.P. D'jachenko, N.N. Rovinskogo. - M.: Gosfinizdat, 1939. - S. 92.
33. Postanovlenie II S#ezda Sovetov SSSR ot 1 fevralja 1924 g. «Ob organizacii Central'nogo sel'skohozjajstvennogo banka» // Denezhnoe obrashhenie i kreditnaja sistema SSSR za 20 let. Sbornik vazhnejshih zakonodatel'nyh materialov za 1917-1937 gg. / pod red. V.P. D'jachenko, N.N. Rovinskogo. - M.: Gosfinizdat, 1939. - S. 99-103.
34. Ustav Central'nogo sel'skohozjajstvennogo banka SSSR, utverzhdennyj CIK i SNK SSSR 15 fevralja 1924 g. // Denezhnoe obrashhenie i kreditnaja sistema SSSR za 20 let. Sbornik vazhnejshih zakonodatel'nyh materialov za 1917-1937 gg. / pod red. V.P. D'jachenko, N.N. Rovinskogo. -M.: Gosfinizdat, 1939. - S. 103-106.
35. Golicyn Ju.P., Sokolov A.S. Nemeckij bank Sovetskoj Rossii (dejatel'nost' Nemecko-Volzhskogo banka sel'skohozjajstvennogo kredita v 1920e gg.) // Novejshaja istorija Rossii. - 2021. - T. 11, № 3. - S. 638-653.
36. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti (GASO). - F. R-112. - Op. 1.
37. Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti (GAAO). - F. R-504. - Op. 1. - D. 1.
38. GAAO. - F. R-504. - Op. 1. - D. 7.
39. Vinogradov S.V. Krizis v rybnoj promyshlennosti Volgo-Kaspijskogo bassejna v 1918-1924 gg.: prichiny i posledstvija // Sovremennaja nauchnaja mysl'. - 2014. - № 2. - S. 64-72.
ГАРДАШОВА СЕВИНДЖ АЛАШРАФ-КЫЗЫ - аспирант, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева ([email protected]).
GARDASHOVA, SEVINDGE A. - postgraduate student, Astrakhan Tatishchev State University ([email protected]).
УДК 94:314.14(470.55/.58)"193" DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-121-125
АЖИГУЛОВА А.И. СМЕРТНОСТЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 1930-Е ГГ.: СЕЛЬСКОЕ И ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ2
Ключевые слова: народонаселение в СССР, демография, смертность, сельское население, городское население, факторы смертности.
В статье рассматриваются основные причины и динамика смертности среди городского и сельского населения Южного Урала в 1930-е гг. За основу исследования были взяты общенаучные методы анализа, сравнения, описания, частнонаучный метод статистики. Полученные данные свидетельствуют о существенной разнице в показателях между городским и сельским населением, в силу которой показатели смертности среди сельского населения значительно превышали показатели горожан рассматриваемого региона. Отмечается, что показатели смертности зависят от целого ряда биологических и социальных причин, прежде всего от социального и материального благополучия, условий труда, возрастных особенностей. Южный Урал в 1930-е гг. был вовлечен в масштабные социально-экономические и политические процессы, происходившие в советском государстве. Некоторые из этих процессов касались только сельской местности, некоторые - городской. Вместе с тем, и в городе, и на селе была значительной доля экзогенных факторов смертности.
AZHIGULOVA, A.I
MORTALITY IN THE SOUTHERN URALS IN THE 1930 YEARS: RURAL AND URBAN POPULATION
Key words: population in the USSR, demography, mortality, rural population, urban population, mortality factors.
The article examines the main causes and dynamics of mortality among the urban and rural population of the Southern Urals in the 1930s. The study was based on general scientific methods of analysis, comparison, description, and the particular scientific method of statistics. The data obtained indicate a significant difference in indicators between the urban and rural populations, due to which mortality rates among the rural population significantly exceeded those of urban residents of the region under consideration. It is noted that mortality rates depend on a number of biological and social reasons, primarily on social and material well-being, working conditions, and age characteristics. Southern Urals in the 1930s. was involved in large-scale socio-economic and political processes taking place in the Soviet state. Some of these processes concerned only rural areas, some - urban ones. At the same time, both in the city and in the countryside there was a significant share of exogenous mortality factors.
Южный Урал представляет собой многонациональный регион, включающий три субъекта Оренбургскую, Челябинскую области и Башкирию. С конца 1920-х годов здесь, как и во всем советском государстве, происходили масштабные события, связанные с проведением
2 Статья издана при финансовой поддержке губернатора Оренбургской области (стипендия для молодых ученых).