Научная статья на тему 'Создание системы государтвенно-общественного партнерства как механизма совершенствования финансового контроля системы социального страхования Российской Федерации'

Создание системы государтвенно-общественного партнерства как механизма совершенствования финансового контроля системы социального страхования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельцин Андрей Анатольевич

Предмет. Современное развитие общества в России требует возможности участия населения в экономических процессах и управлении финансами, через создание эффективной системы общественного контроля. Цели. Создание эффективной системы государственного финансового контроля в системе социального страхования Российской Федерации. Развитие общественного контроля, как элемента финансового контроля. Методология. В данной статье проведены исследования возможности совершенствования финансового контроля системы социального страхования путем создания системы государственно-общественного партнерства. Результаты. Проведен анализ возможности создания системы государственно-общественного контроля на правах государственно-общественного партнерства применительно к Фонду социального страхования. Выводы. Возможность практической реализации предложенной системы Государственно-общественного партнерства (ГОП) представляется возможной. Активное развитие общественного контроля в последние годы говорит нам о готовности интеграции общества в систему управления экономическими и политическими процессами в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF A SYSTEM GOSUDARSTVENNO-PUBLIC PARTNERSHIPS AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE FINANCIAL CONTROL OF SOCIAL INSURANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Subject. Creating an effective system of state financial control in the system of social insurance of the Russian Federation. The development of social control, as an element of financial control. Goal. Modern society in Russia requires the possibility of participation in economic processes and financial management, through the establishment of an effective system of public control. Methodology. In this article we explore the possibility of improving the financial control of social insurance by creating a system of state-public partnerships. Results. The analysis of the possibility of creating a system of public control on the rights of public-public partnerships in relation to the social insurance Fund. Conclusions. The possibility of practical realization of the proposed system for Public-public partnerships (OSG) possible. Active development of public control in recent years tells us about the readiness of the integration of society in management system of economic and political processes in the state.

Текст научной работы на тему «Создание системы государтвенно-общественного партнерства как механизма совершенствования финансового контроля системы социального страхования Российской Федерации»

Ельцин А. А.

4.4. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ельцин Андрей Анатольевич, аспирант кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг. Заместитель начальника отдела Департамента контрольно-ревизионной работы Место работы: Фонд социального страхования Российской Федерации Место учебы: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

aaelsin@gmail.com

Аннотация

Предмет. Современное развитие общества в России требует возможности участия населения в экономических процессах и управлении финансами, через создание эффективной системы общественного контроля.

Цели. Создание эффективной системы государственного финансового контроля в системе социального страхования Российской Федерации. Развитие общественного контроля, как элемента финансового контроля.

Методология. В данной статье проведены исследования возможности совершенствования финансового контроля системы социального страхования путем создания системы государственно-общественного партнерства. Результаты. Проведен анализ возможности создания системы государственно-общественного контроля на правах государственно-общественного партнерства применительно к Фонду социального страхования.

Выводы. Возможность практической реализации предложенной системы Государственно-общественного партнерства (ГОП) представляется возможной. Активное развитие общественного контроля в последние годы говорит нам о готовности интеграции общества в систему управления экономическими и политическими процессами в государстве. Ключевые слова: финансовый контроль, общественный контроль, профсоюзный контроль, Фонд социального страхования Российской Федерации.

THE CREATION OF A SYSTEM GOSUDARSTVENNO-PUBLIC PARTNERSHIPS AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE FINANCIAL CONTROL OF SOCIAL INSURANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Elsin Andrey A., postgraduate student of the Department of risk management, insurance and securities. Deputy head of Department of supervision and inspection work

Work place: Fund of social insurance of the Russian Federation (FSS RF) Study place: Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov

aaelsin@gmail.com

Annotation

Subject. Creating an effective system of state financial control in the system of social insurance of the Russian Federation. The development of social control, as an element of financial control.

Goal. Modern society in Russia requires the possibility of participation in economic processes and financial management, through the establishment of an effective system of public control.

Methodology. In this article we explore the possibility of improving the financial control of social insurance by creating a system of state-public partnerships.

Results. The analysis of the possibility of creating a system of public control on the rights of public-public partnerships in relation to the social insurance Fund.

Conclusions. The possibility of practical realization of the proposed system for Public-public partnerships (OSG) possible. Active development of public control in recent years tells us about the readiness of the integration of society in management system of economic and political processes in the state.

Keywords: financial control, social control, labour control, social insurance Fund of the Russian Federation.

Согласно Закону об общественном контроле объектом контроля выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации1.

Указанный закон имеет «широкий спектр» действия и рассчитан на все направления деятельности государства, в том числе систему социального страхования. Исключение составляют вопросы, связанные с повышенным уровнем секретности к доступу, например, государственной тайной, защитой национальной безопасности и интересов государства.

Из анализа описанных в Положении о Фонде социального страхования Российской Федерации функций следует, что его работа, в основном, проводится с малозащищёнными слоями населения, чьи доходы не многим превышают прожиточный минимум в стране. Количество их постоянно растет, а финансирование оставляет желать лучшего.

В силу беспомощности и малограмотности (в том числе юридической) существенной части граждан, обращающихся в Фонд социального страхования, защиту и контроль их интересов принимает на себя активная часть общества. В России данный контроль реализуется при помощи созданной системы общественного контроля.

Следовательно, первостепенные задачи общественного контроля применимо к Фонду социального страхования - есть в первую очередь контроль за соблюдением прав льготной категории граждан (инвалидов), пострадавших на производстве и от профессиональных заболеваний, получателей пособий по временной нетрудоспособности и пр. и во вторую - контроль за расходованием средств на нужды самого аппарата Фонда социального страхования и других направлений его работы.

Рассмотрим подробно существующую в России систему общественного контроля Фонда социального страхования.

На сегодняшний день можно выделить 3 направления функционирования общественного контроля, которые реализованы в Фонде социального страхования:

1. контроль соблюдения прав инвалидов и пострадавших от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2. система профсоюзного контроля за соблюдением прав работающих;

3. общественный контроль размещения государственных заказов Фондом социального страхования.

1. Контроль соблюдения прав инвалидов и пострадавших от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний реализуется путем осуществления взаимодействия с общественными организациями и обществами инвалидов федерального и региональных уровней, такими как «Всероссийское общество слепых» (ВОС), «Всероссийское общество глухих» (ВОГ), а также «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ).

Структура общественных организаций и обществ инвалидов во многом схожа со структурой Фонда социального страхования, так как их построение также базируется на федеративно-территориальном устройстве Российской Федерации.

Данные общественные организации созданы и функционируют в каждом регионе Российской Федерации, а также на местном уровне. Общее руководство и координацию деятель-

1 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного

контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Электронная

база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана

ности осуществляют головные (или центральные) представительства. Основные задачи общественных организаций инвалидов сводятся к защите прав инвалидов и их интеграции в общество.

Согласно структуре Фонда социального страхования и общественных организаций инвалидов, выстроилась и система их взаимодействия.

На федеральном уровне взаимодействие происходит между центральным аппаратом Фонда и головными представительствами общественных организаций в рамках проведения совместных совещаний с привлечением заинтересованных ведомств (например, Минздрав России, органы социальной защиты и т.д.). Проведенный анализ показал, что целями данного взаимодействия являются: повышение качества жизни инвалидов и организация взаимодействия между их региональными структурами. Так как сам центральный аппарат Фонда социального страхования не осуществляет работу по обеспечению инвалидов и пострадавших, а делегирует полномочия на региональный уровень, можно сказать, что осуществление данного взаимодействия сводиться лишь к выработке общих подходов и методов осуществления общественного контроля системы социального страхования. К сожалению, следует констатировать, что Фондом социального страхования не реализуется единый подход организации взаимодействия со всеми общественными организациями и обществами инвалидов ВОС, ВОГ и ВОИ. Нет никаких соглашений, обязывающих стороны проводить совместную работу. А, следовательно, данное взаимодействие нельзя назвать постоянным и продуктивным.

На региональном уровне общественные организации инвалидов и Фонд социального страхования проводят совместную работу по улучшению качества жизни инвалидов. Основная форма обеспечения инвалидов - предоставление им технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий путем заключения государственных контрактов с поставщиками на основании проведенных конкурентных способов отбора. Следовательно, общественный контроль за соблюдениями прав инвалидов должен быть направлен на контроль качества поставляемой продукции. Данный контроль реализуется путем участия представителей общественных организаций при проведении процедуры приемки товара и оценки его качества.

Взаимодействие региональных отделений Фонда социального страхования и региональных представительств общественных организаций происходит в рамках заключенных двухсторонних соглашений.

Данными соглашениями предусмотрены следующие формы общественного контроля:

- участие представителей общественных организаций инвалидов при подготовке технических заданий и требований к государственным услугам, предоставляемым Фондом социального страхования;

- участие представителей общественных организаций инвалидов при оценке качества, оказываемых Фондом социального страхования государственных услуг;

- участие представителей общественных организаций инвалидов в качестве наблюдателей в обсуждении результатов распределения инвалидам и пострадавшим путевок на санаторно-курортное лечение;

- участие представителей общественных организаций инвалидов в качестве наблюдателей при рассмотрении жалоб и обращений инвалидов и пострадавших.

Представляя интересы инвалидов, а также анализируя их потребность, сопоставляя их с конъюнктурой рынка, общественные организации способны в большей степени определить

Ельцин А. А.

необходимость в том или ином товаре, а также учесть возникающую специфику.

Т.е. участие представителей общественных организаций в подготовке технических заданий, а также процедуре оценке качества оказываемых инвалидам услуг позволяет в большей степени удовлетворить их потребность, а также выявить недобросовестных поставщиков.

Однако, не смотря на единообразие построение структуры Фонда социального страхования и общественных организаций инвалидов, а также отсутствия различий в работе в разрезе субъектов Российской Федерации, подобные соглашения заключены не везде, а где заключены, выполняются они далеко не всегда, так как не содержат в себе никакой ответственности за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение сторонами зафиксированных условий.

Так как при взаимодействии не реализован единый методологический подход к работе общественных организаций и региональных отделений Фонда социального страхования, формы и методы проведения общественного контроля также разнятся. Например, в ряде регионов общественный контроль затрагивает только контроль поставщика при приемке товара, в то время как в других регионах контролируется также качество товара, уже поставленного инвалидам, что является более эффективным процессом, т.к. позволяет контролировать не только представленные образцы, а весь объем поставки. Следовательно, в целях создания эффективной системы общественного контроля соблюдения прав инвалидов, следует принять на федеральном уровне единую программу взаимодействия с общественными организациями инвалидов и довести её до регионов. Данная программа должна содержать проект двухстороннего соглашения по организации общественного контроля и определять права и обязанности каждой из сторон.

2. Общественный контроль соблюдения прав работающих. В Фонде социального страхования, как и в целом в Российской Федерации данный контроль реализуется через систему профсоюзного контроля, являющейся элементом общественного контроля. Право на профсоюзный контроль установлено статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, где сказано, что они имеют право контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства, а также следить за выполнением условий коллективных договоров и соглашений2. Кроме того, профсоюзы вправе требовать устранения выявленных нарушений.

Хотя законодательством и предусмотрено, что профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать работодателей, у которых работают его члены, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, на практике подобные проверки проводятся крайне редко. Так, например, в Фонде социального страхования подобные проверки за последние 5 лет ни в одном региональном отделении не проводились. Следовательно, говорить об их эффективности не представляется возможным. На сегодняшний день система профсоюзного контроля, созданная в СССР, и призванная выступать главным оппонентом работодателя в борьбе с капиталом практически утратила свои функции3.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант+». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана

3 А.Ф. Нуртдинова «Журнал российского права». - Выпуск№ 2 (158) / 2010, с.41

Профсоюзный контроль реализуется в системе социального страхования через первичные профсоюзные организации, созданные на базе работодателя, членами которого являются исключительно работники данной организации, т.е. региональных отделений Фонда социального страхования. А значит, данный контроль направлен исключительно на защиту прав работников самого Фонда социального страхования.

Проведенный анализ работы профсоюзов в ряде регионов страны показал, что формы и методы проведения контроля их не одинаковы, кроме того, в более половины региональных отделений Фонда социального страхования данные организации вообще не созданы.

Сравнение созданных систем профсоюзного контроля региональных отделений Фонда социального страхования: Тверской и Челябинской областей, Забайкальского края, а также Республики Бурятия показал, неоднородность подходов к его проведению. Проецируя нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»4 на специфику работы и структуру Фонда социального страхования функциями профсоюзного контроля можно считать:

- участие в кадровой деятельности (прием на работу, увольнение, наложение дисциплинарных взысканий, премирование и т.д.);

- контролирование организационно-структурных преобразований, ведущих к сокращению штатной численности;

- контроль соблюдения работодателями условий охраны труда;

- предоставление санаторно-курортного лечения членам профсоюза;

- организация культурно-массовых мероприятий.

На практике функции профсоюза значительно уже. Если, например, в региональном отделении по Республике Бурятия профсоюз учувствует при решении кадровых вопросов, то в Тверском и Челябинском отделении Фонда ограничиваются лишь в привлечении их на совместные совещания по соответствующим направлениям, и то в качестве слушателей. В свою очередь, профсоюз регионального отделения по Забайкальскому краю и вовсе функционирует лишь формально, занимаясь лишь организацией развлекательных мероприятий к всевозможным праздникам. Мнение профсоюзов практически не учитывается при решении вопросов соблюдения работодателями условий охраны труда.

Следует отметить, что в Центральном аппарате Фонда социального страхования первичной профсоюзной организации не создано, следовательно, единый подход к взаимодействию региональных отделений с профсоюзами не определен.

3. Общественный контроль размещения государственных заказов Фондом социального страхования. Фонд социального страхования, являясь государственным учреждением, обязан осуществлять закупки в строгом соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Статьей 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что любые граждане и общественные объединения могут осуществлять общественный контроль закупок государственными органами5.

4 Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант+». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана

5 статья 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ-

Согласно установленной данным законом процедуре, информация о планирующейся закупке размещается на официальном сайте в сети «Интернет» без ограничения доступа. Следовательно, каждое заинтересованное лицо может получить всю необходимую информацию о той или иной закупке. На сегодняшний день в России действует ряд общественных организаций, которые занимаются контролем расходования бюджетных средств, в том числе в системе социального страхования. Наиболее активно функционирующей является общественная организация «Общероссийский Народный Фронт» (ОНФ). Проводя мониторинг размещенных заказов ОНФ анализирует их эффективность, выявляя факты завышения цен и нецелевого расходования средств. Согласно данным, размещенным на официальном сайте данной организации с мая 2013 года по апрель 2016 года было проведено 27 проверок в различных региональных отделениях Фонда социального страхования, по результатам которых выявлены многочисленные нарушения, в том числе завышения цен на закупаемые товары для нужд инвалидов и пострадавших6.

Так как общественные организации не вправе самостоятельно проверять закупки, они направляют заказчикам запросы о ходе исполнения контрактов и обращаются в контролирующие органы7.

Кроме того, выявленные нарушения и недостатки в работе Общероссийский Народный Фронт направляет в Центральный аппарат Фонда социального страхования для их дальнейшего устранения.

Установленные ОНФ нарушения свидетельствуют, в первую очередь, о недостаточной эффективности внутриведомственного контроля самого Фонда социального страхования. Поэтому в целях оперативного реагирования и устранения нарушений Фонд крайне заинтересован в тесном взаимодействии с данной общественной организацией.

Проверки ОНФ являются точечными и выборочными, поэтому в целях повышения их эффективности выглядит логичным создание тесных связей с другими общественными организациями (ВОС, ВОГ, ВОИ).

Анализ действующей на сегодняшний момент системы общественного контроля Фонда социального страхования помог выявить существующие на сегодняшний момент проблемы его организации. Установлен факт отсутствия единого методологического подхода к взаимодействию с общественными организациями инвалидов, полной деградации системы профсоюзного контроля, недостаток взаимодействия общественных организаций, осуществляющих контроль Фонда социального страхования.

Контроль за деятельностью Фонда социального страхования не может и не должен ограничиваться только лишь контролем прав инвалидов и пострадавших, а также размещением государственных заказов, а должен охватывать все, или почти все направления его деятельности. Полностью отсутствует общественный контроль при администрировании Фондом поступающих страховых взносов, т.е. доходной части бюджета, также

ственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант+». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана

6 Сайт общественной организации «Общероссийский Народный Фронт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onf.ru/ свободный - Загл. с экрана

7 В. Осипов «Бюллетень Оперативной Информации «Московские торги»,

2014, № 1»

общественный контроль не захватывает направления по расходованию средств на оплату больничных листов и родовых сертификатов.

С сожалением приходиться констатировать, что с выходом Закона об общественном контроле других форм, методов и направлений общественного контроля за деятельностью Фонда социального страхования не возникло.

Пример Челябинской и Ярославской областей показывают нам, что выходом может служить принятие законов на региональном уровне об осуществлении общественного контроля которые регламентировали бы работу общественных контрольных органов и определяли порядок и регламент их работы8. Подобные законы могут быть приняты во всех регионах страны.

Создание института общественного контроля в России за деятельностью Фонда социального страхования и его территориальных органов крайне необходимо. Система общественного контроля позволила бы повысить эффективность работы Фонда, помогая выявлять коррупционные схемы.

При этом, само по себе возникновение действенной системы общественного контроля при нынешнем развитии общественных институтов в России крайне маловероятно без содействия государства.

О необходимости создания тесного взаимодействия с укрепления взаимного доверия между гражданским обществом и государством впервые было заявлено в декабре 2016 года президентом России В.В. Путиным на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Реализация данного взаимодействия возможна через создание Государственно-общественного партнерства.

Такое принципиально новое взаимодействие дало бы резкий толчок к развитию общества, как элементу контроля, помогая интегрироваться по всем направлениям деятельности государства. Появилась бы возможность говорить о структурном преобразовании всей системы государственного финансового контроля и рассматривать её с позиции Государственно-общественного контроля.

Создание системы Государственно-общественного контроля позволило бы усилить взаимодействие между субъектами государственного и общественного контролей, что, безусловно, повысило бы эффективность его проведения, а также рассмотреть общественный контроль как единую систему, имеющую расширенные, по сравнению с имеющимися на сегодняшний день, полномочиями.

На данный момент такой единой системой общественный контроль не обладает, а более напоминает разрозненные организации, функционирующие по различным направлениям работы государства. Отдельные общественные организации занимаются борьбой с коррупцией, другие защитой прав ма-лозащищённых слоев населения, кроме того, практически не функционирует профсоюзный контроль, активно развивающийся во времена СССР и т.д. Данные факторы являются причиной резкого снижения эффективности от проведения общественного контроля.

Создание единой системы Государственно-общественного контроля позволило бы решить часть поставленных вопросов, в том числе по возрождению проф-

8 Закон Челябинской области от 13.04.2015 № 155-ЗО и Закон Ярославской области от 21.05.2015 № 35-З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onf.ru/ свободный - Загл. с экрана

союзного контроля, как одной из основных систем контроля по соблюдению прав работающих граждан. Появилась бы возможность проведения комплексной интеграции системы общественного контроля в систему государственного финансового контроля на всех его уровнях.

Рассматриваемое Государственно-общественное партнерство, распространяясь на систему социального страхования, способно создать эффективную систему управления, в том числе определяя место каждого из контролей в общей системе государственно-общественного контроля Фонда социального страхования.

Т.е. предлагается рассматривать общественный контроль как элемент управления финансами системы социального страхования наряду с государственным финансовым контролем.

В рамках государственно-общественного контроля предлагается создать систему контроля, которая отличалась бы от существующей наличием тесных связей по взаимодействию различных его направлений, обмену информацией и проведению совместных проверок.

Создание предложенной системы контроля возможно путем принятия соответствующего положения о взаимодействии, которое бы учитывало интересы каждого из субъектов контроля, определяло бы степень и порядок их взаимодействия, а также компетенцию каждого (Внутренний и Внешний вневедомственные контроли - Фонд социального страхования -Общественный контроль).

Это позволило бы создать единую систему общественного контроля, интегрировав во все направления деятельности

Фонда социального страхования. Кроме того, это дало бы толчок к возрождению системы профсоюзного контроля в Российской Федерации и определению его места в общей системе общественного контроля. Появилась бы возможность тесного взаимодействия между общественными организациями инвалидов и ОФН, что однозначно послужило толчком к их развитию и повышению эффективности их работы. Следует отметить, что на данный момент такое взаимодействие не реализуется.

Другим результатом создания государственно-общественного контроля станет возможность интеграции различных ветвей общественного контроля в систему государственного финансового контроля системы социального страхования. Т.е. отдельные элементы общественного контроля можно будет включить как в систему вневедомственного контроля, так и внутриведомственного, что позволит получать дополнительную оценку деятельности Фонда социального страхования со стороны общества, и будет служить дополнительным фактором для повышения эффективности его работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, комплексный подход к реализации финансового контроля Фонда социального страхования помог бы оптимизировать все процессы контроля, исключив задвое-ния функций.

В этом случае система взаимодействия субъектов финансового контроля Фонда социального страхования выглядела бы следующим образом:

Сметем а государственно-общественного контроля Фонда социального страхов а ния

Система государственного финансового контроля ФСС РФ

- Внешним контроль

Внутренний контроль

Контроль иных г ос уда рствен н ых органов

Центральный аппарат ФСС РФ

Центры реабилитации ФСС РФ

Региональные отделения ФСС РФ

Система общественного контроля ФСС РФ

Контроль об ществе н н ы ми

палатами

V___^

Контроль соблюдения прав инвалидов

Профсоюзный

контроль

Контроль размещения заказов

Рис. 1. Система взаимодействия субъектов финансового контроля Фонда социального страхования

Анализ системы общественного контроля Фонда социального страхования выявил ряд проблем его функционирования, тем самым задав вектор его развития.

Предложенный способ совершенствования системы общественного контроля, путем создания государственно-общественного партнерства позволит повысить эффективность не только расходования бюджетных средств Фонда социального страхования и соблюдения прав инвалидов, но и другие направления его деятельности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,54%.

Список литературы:

1. А. Г. Грязнова, Е. В. Мякина. Финансы: Учебник Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Мякиной. - М.: Финансы и статистика,2004. — 504 е., 2004;

2. С.М. Зубарев Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5;

3. Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.;

4. Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопе-дия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.;

5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 168;

6. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. 2010. № 3. С. 32 - 39;

7. И. Г. Львова «Общественный контроль как форма предварительного финансового контроля» // Вестник Омской юридической академии, Выпуск № 4 (29) / 2015];

8. Н.Е. Садохина, А.В. Липунцова «Формы взаимодействия государственного и общественного контроля» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, выпуск № 8 / том 112 / 2012;

9. А.Ф. Нуртдинова «Журнал российского права». - Выпуск№ 2 (158) / 2010, с.41;

10. В. Осипов «Бюллетень Оперативной Информации «Московские торги», 2014, № 1»;

11. https://wikimediafoundation.org;

12. http:www.baseconsultant.ru;

13. http://economy.gov.ru.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ельцина А.А. «Создание государственно-общественного партнерства как механизма совершенствования системы социального страхования Российской Федерации» В рецензируемой статье выявлены проблемы организации и проведения общественного контроля системы социального страхования Российской Федерации. Автором отмечено, что усиление общественного контроля неминуемо послужит толчком для повышения эффективности работы всей системы социального страхования в стране. С данной позицией можно согласиться.

А статье уделено внимание государственному нормативно-правовому воздействию на систему общественного контроля России. В работе использованы идеи теории общественного контроля, разработанные в российской науке, на основании которых автор выстраивает собственное видение по решению поставленной проблемы.

Статья имеет существенные признаки и элементы новизны и новаций. Автор справедливо замечает, что совершенствование системы общественного контроля, как элемента управления финансами системы социального страхования, возможно через создание государственно-общественного партнерства.

Сделан вывод, что создание и внедрение системы государственно-общественного партнерства позволит создать эффективную систему управления, определяя место каждого из контролей в общей системе государственно-общественного контроля Фонда социального страхования.

Статья написана на актуальную тему взаимодействия государства и общества, имеет возможность практического применения и может быть рекомендована к публикации в научном журнале, включенным в список журналов, рекомендованных ВАК.

Доктор экономических наук, профессор Кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭА им. Г.В. Плеханова

А.П. Архипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.