Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ В СССР КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В 1920-Х ГОДАХ'

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ В СССР КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В 1920-Х ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
847
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / 1920-Е ГОДЫ / ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / П.П. БЛОНСКИЙ / П.Н. ЛЕПЕШИНСКИЙ / С.Т. ШАЦКИЙ / USSR / 1920S / UNIFIED LABOR SCHOOL / HOMELESSNESS / LABOR EDUCATION / P.Р. BLONSKY / P.N. LEPESHINSKY / S.T. SHATSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блонский Леонид Владимирович

В статье рассматриваются особенности реализации системы единой трудовой школы как один из важных факторов вборьбе с детской беспризорностью в СССР 1920-х годов. Советская власть в начале 1920-х годов столкнулась со сложной социальной проблемой - детской беспризорностью. Одним из вариантов ликвидации этого социального зластановится создание системы единой трудовой школы, нашедшей теоретическое воплощение в трудах советских педагогов-практиков П.П. Блонского, П.Н. Лепешинского и С.Т. Шацкого. К середине 1920-х годов в СССР повсеместно стали создавать различные виды учреждений для детей-сирот, в которых они приобщали сь к труду, получали профессию,образование и проходили успешную социальную адаптацию. Создание единой трудовой школы доказало свою эффективность в борьбе с детской беспризорностью в СССР в 1920-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Блонский Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A UNIFIED LABOR SCHOOL SYSTEM IN THE USSR AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE FIGHT AGAINST HOMELESSNESS IN THE 1920S

In the article discusses the features of the implementation of the unified labor school system as one of the important factors in the fight against child homelessness in the USSR of the 1920s. The Soviet government in the early 1920s faced a complex social problem - child homelessness. One of the options for eliminating this social evil is the creation of a unified labor school system, which found theoretical embodiment in the works of Soviet practical teachers P. P. Blonsky, P. N. Lepeshinsky and S. T. Shatsky. By the mid-1920s, various types of institutions for orphaned children were being created everywhere in the USSR, where they joined the labor force, received a profession, education, and underwent successful social adaptation. The creation of a unified labor school proved its effectiveness in the fight against child homelessness in the USSR in the 1920s.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ В СССР КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В 1920-Х ГОДАХ»

УДК 94(47).084:376.58«1920/1929»

БЛОНСКИЙ Л.В.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ В СССР КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В 1920-Х ГОДАХ

Ключевые слова: СССР, 1920-е годы, единая трудовая школа, беспризорность, трудовое воспитание, П.П. Блонский, П.Н. Лепешинский, С.Т. Шацкий.

В статье рассматриваются особенности реализации системы единой трудовой школы как один из важных факторов в борьбе с детской беспризорностью в СССР 1920-х годов. Советская власть в начале 1920-х годов столкнулась со сложной социальной проблемой - детской беспризорностью. Одним из вариантов ликвидации этого социального зла становится создание системы единой трудовой школы, нашедшей теоретическое воплощение в трудах советских педагогов-практиков П.П. Блонского, П.Н. Лепешинского и С.Т. Шацкого. К середине 1920-х годов в СССР повсеместно стали создавать различные виды учреждений для детей-сирот, в которых они приобщались к труду, получали профессию, образование и проходили успешную социальную адаптацию. Создание единой трудовой школы доказало свою эффективность в борьбе с детской беспризорностью в СССР в 1920-е годы.

BLONSKY, L.V.

CREATION OF A UNIFIED LABOR SCHOOL SYSTEM IN THE USSR AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE FIGHT AGAINST HOMELESSNESS IN THE 1920S

Keywords: USSR, 1920s, unified labor school, homelessness, labor education, P.Р. Blonsky, P.N. lepeshinsky, S.T. Shatsky.

In the article discusses the features of the implementation of the unified labor school system as one of the important factors in the fight against child homelessness in the USSR of the 1920s. The Soviet government in the early 1920s faced a complex social problem -child homelessness. One of the options for eliminating this social evil is the creation of a unified labor school system, which found theoretical embodiment in the works of Soviet practical teachers P. P. Blonsky, P. N. Lepeshinsky and S. T. Shatsky. By the mid-1920s, various types of institutions for orphaned children were being created everywhere in the USSR, where they joined the labor force, received a profession, education, and underwent successful social adaptation. The creation of a unified labor school proved its effectiveness in the fight against child homelessness in the USSR in the 1920s.

Среди многих задач, вставших перед Советским государством после Октябрьской революции 1917 года, одной из наиболее животрепещущих являлась ликвидация массовой детской беспризорности. Если в 1910 году в царской России насчитывалось 2,5 млн. детей, не имевших крова и систематического питания, то к 1919 году их число составляло уже 3 млн. К началу 1920-х годов число беспризорных доходило уже до 7 млн. детей [1].

Советское правительство понимало, что борьба с беспризорностью принесёт положительные результаты лишь в том случае, если она будет вестись планово, в масштабе всей страны, под руководством центральных государственных органов и при активном участии общественности. 4 февраля 1919 года глава Советского государства В.И. Ленин подписал декрет «Об учреждении Совета защиты детей» [2]. Совет должен был осуществлять свою деятельность при Наркомпросе, председателем которого был А.В. Луначарский. «Совет защиты детей» занимался координацией деятельности всех инстанций, которые распределяли бесплатное питание для детей-сирот и снабжали их предметами первой необходимости. На совет возлагались также задачи охраны детей и защиты их от эксплуатации, жестокого обращения и беспризорности.

Большое значение в усилении работы Наркомпроса по борьбе с детской беспризорностью имело создание в 1921 году, на базе школьной секции Наркомпроса и отдела опеки над несовершеннолетними Наркомсобеса, «Главного управления социального воспитания и политехнического образования детей» (Главсоцвоса) [3]. При этом новый орган власти, в значительной мере, ориентировался в своей работе на реализацию принципов теории единой трудовой школы, разработанной советскими педагогами в первые годы Советской власти.

Трудовое воспитание играло значительную роль в решении проблемы беспризорности. С первых лет Советской власти трудовое воспитание, как девиантных подростков, так и благополучных, рассматривалось в ряду важнейших задач педагогической науки и школьной практики. Уже на начальном этапе создания системы народного образования в Советской России развернулась острая борьба за утверждение теории трудовой школы и практических путей ее осуществления.

Энергичную разработку проблем трудового воспитания осуществлял П.П. Блонский. В 1919 г. вышла в свет его книга «Трудовая школа», в которой основным видом трудового воспитания был определен детский производительный труд. П.П. Блонский утверждал, что школа

должна быть индустриально-трудовой, сочетать обучение с доступным для определенного возраста машинным трудом. В системе трудового и политехнического образования предусматривалась органическая связь труда и общего образования. В своем исследовании, П.П. Блонский, рекомендовал отводить на ежедневный производительный труд 4 часа, а на общеобразовательные предметы - только 2 [4]. Идеи Блонского о трудовом воспитании и обучении нашли отражение в первых изданиях программ Государственного ученого совета (ГУСа) (1922 - 1923).

Активное участие в дискуссиях по вопросу о целях и задачах советской трудовой политехнической школы приняли педагогические коллективы опытно-показательных учреждений (ОПУ). С первых лет своего существования ОПУ располагали единой программой научных поисков в области трудового воспитания. Один из инициаторов создания ОПУ П.Н. Лепешинский отмечал, что перед ними поставлена задача теоретического и практического поиска путей создания трудовой школы различных типов [5]. Он подчеркивал, что программа научных и практических поисков в области трудового воспитания не позволяет опытно-показательным учреждениям замыкаться в рамках собственной деятельности и формально следовать всякого рода нормативным документам и инструкциям сверху.

Теоретические разработки педагогов ОПУ по трудовому воспитанию приобрели общероссийское значение. На II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов (1919) были сформулированы актуальные задачи теории и практики трудового воспитания, в реализации которых ОПУ отводилось особое место. Съезд принял решение о «скорейшем создании показательных учреждений во всех более или менее крупных учительских центрах» [6].

Значительный вклад в разработку теории и практики трудового воспитания внёс С.Т. Шацкий - руководитель Первой опытной станции по народному образованию, созданной в 1919 году. Он приступил к экспериментальной педагогической работе еще в 1905 г., поставив перед собой задачу выявить влияние физического труда учащихся на их развитие. «Труд, - писал педагог, - может быть основой детской жизни, но именно детский радостный и бодрый труд» [7]. С.Т. Шацкий наметил программу педагогических исследований детского производительного труда и его влияния на социальную активность, умственное, трудовое, эмоциональное, эстетическое и физическое развитие детей. Он выдвинул ряд предложений по классификации и содержанию производительного труда учащихся. Такие виды труда сельских школьников, как столярничество, обработка кож, металлов, тканей и глины, поварское дело, хлебопечение, строительные работы, уход за домашними животными, по его мнению, создавали тот спектр трудовой деятельности, организация которой в достаточной степени обеспечивает общеобразовательную подготовку, активизирует умственную работу ребёнка, формирует нужные навыки и умения, создаёт основу практической профориентации.

Практическая реализация основ единой трудовой школы активно осуществлялась в одном из самых насыщенных беспризорниками регионов Советской России - Саратовской губернии. В губернии, где число детей-сирот по некоторым данным доходило в начале 1920-х годов до 50000, с воодушевлением восприняли идею о создании сельхозартели из беспризорников [8]. В марте 1924 года, на заседании комиссии по разработке вопросов о производственной помощи беспризорным детям при саратовском губисполкоме, был поднят вопрос об организации сельхозколлективов из беспризорных в совхозах. Было признано целесообразным разместить беспризорных в совхозах, сельхозшколах и сельхозкоммунах [9]. В апреле того же года губисполком постановил утвердить проект организации сельскохозяйственной трудовой колонии. ГубОНО было предложено принять самые решительные меры по проработке и проведению в жизнь в трёхдневный срок основного проекта по организации трудовой колонии. В течении 24 часов было поручено выяснить вопрос о закреплении за колонией 17 десятин земли. Сельхозколония из беспризорников была организована в бывшем монастыре близ г. Хвалынска. Она была названа в честь Дж. Рида [10].

Сельхозколония имени Дж. Рида состояла из 175 человек. Возраст воспитанников колонии колебался от 14 до 18 лет. Предполагалось, что колония по своим функциям будет представлять детдом нормального типа. Колония имела кузницу, столярно-плотницкую и слесарную мастерские. Каждый воспитанник колонии должен был самостоятельно научиться обслуживать крестьянское хозяйство, т.е. осуществлять ремонт и управление машинами, плотницкие работы,

ковку лошадей. При составлении школьного производственного плана учащиеся знакомились с низовой сельхозкооперацией и делопроизводством низового (сельского) аппарата. После трехлетнего пребывания в колонии воспитанник получал: а) образование в объеме школы крестьянской молодежи; б) ремесленные навыки в кузнечном, слесарном, плотницком и столярном деле; в) учился управлению и ремонту сельхозмашин; г) приобретал знания и умения по рациональному ведению хозяйства; д) получал навыки и умения по кооперативной работе в деревне и по работе в низовом аппарате. Кроме того, после трехлетнего пребывания в колонии воспитанник выходил из колонии, получая надел и государственную помощь на обзаведение хозяйством. Выпускник колонии имел возможность продолжать обучение дальше [11].

В 1920-е годы опытно-показательные учреждения активно участвовали в разработке основных проблем педагогической теории, в том числе и трудового воспитания. С 1922 по 1926 г. состоялось пять всероссийских съездов и конференций ОПУ. Вопросы трудового воспитания систематически обсуждались на совещаниях работников народного образования и в Наркомпросе РСФСР. Вопросы теории и практики трудового воспитания изучались в тесной связи с определением целесообразности тех рекомендаций, которые были заложены в первые программы ГУСа. На конференциях в октябре 1922 и апреле 1923 года особо подчёркивалось, что научно-практическая работа опытных школ по трудовому воспитанию в мастерских, на фабриках и в совхозах в большей мере должна быть согласованна с этими программами [12, с. 202]. Предлагалось выработать теоретически обоснованные рекомендации по этому вопросу, в решении которого на практике, как указывали педагоги ОПУ, было много стихийного и случайного, отсутствовал соответствующий научный подход. На апрельской конференции в 1923 году была сформулирована следующая цель - установить правильную педагогическую точку зрения на роль труда в различных его формах в деле интеллектуального и социального развития ребёнка [12, с.210]. На конференции всесторонне обсуждался опыт трудового обучения в учебно-воспитательных учреждениях.

Подытожил все мероприятия по практическому внедрению системы единой трудовой школы ориентировочный трёхлетний план по борьбе с беспризорностью (1926-1929). Трёхлетний план предполагал окончательно нейтрализовать беспризорность путём создания широкой сети различных мастерских и комбинатов для беспризорных. В плане говорилось: «На всех детей трудового возраста составной частью является вовлечение их в трудобучение (совхозы, мастерские). Во всех учреждениях проводится самообслуживание. При правильной постановке работ мастерских они должны давать доход, постепенно возрастающий, с тем, чтобы к концу третьего года доходность покрывала не менее 50 % стоимости содержания подростка» [13].

Таким образом, правительство Советской России в начале 1920-х годов столкнулось со сложной социальной проблемой - детской беспризорностью. Одним из вариантов ликвидации этого социального зла, стало создание системы единой трудовой школы, нашедшее теоретическое воплощение в трудах советских педагогов-практиков П.П. Блонского, П.Н. Лепешинского и С.Т. Шацкого. К середине 1920-х годов в СССР повсеместно стали создавать различные виды учреждений для детей-сирот, в которых они, приобщаясь к труду и получая профессию и образование, проходили успешную социальную адаптацию. Создание единой трудовой школы доказало свою эффективность в борьбе с детской беспризорностью в СССР в 1920-е годы.

Литература и источники

1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1977. - Т. 4. - С. 435-436.

2. Жукова Л. Роль Наркомпроса РСФСР в ликвидации детской беспризорности // Народное образование. - 1985. - № 6. - С. 84-85.

3. Королёв Ф.Ф. Очерки по истории Советской школы и педагогики. - М., 1987. - С. 25.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М., 1979. - С. 86-165.

5. Школа-коммуна Наркомпроса: Экспериментальная школа им. Лепешинского). - М., 1990. - С. 120-121.

6. Известия ВЦИК. - 1919. - 19 января. - № 13.

7. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980. - Т. 1. - С. 164.

8. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 466. Оп. 1. Д. 120. Л. 101.

9. ГАСО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 1232. Л. 48.

10. ГАСО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 1237. Л. 13.

11. ГАСО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 2193. Л. 1.

12. На путях к новой школе. - 1923. - № 3(6).

13. ГАСО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 2095. Л. 33.

References and Sources

1. Krupskaya N.K. Pedagogicheskie sochineniya. - M., 1977. - T. 4. - S. 435-436.

2. Zhukova L. Rol' Narkomprosa RSFSR v likvidacii detskoj besprizornosti // Narodnoe obrazovanie. - 1985. - №2 6. - S. 84-85.

3. Korolyov F.F. Ocherki po istorii Sovetskoj shkoly i pedagogiki. - M., 1987. - S. 25.

4. Blonskij P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya. - M., 1979. - S. 86-165.

5. Shkola-kommuna Narkomprosa: Eksperimental'naya shkola im. Lepeshinskogo). - M., 1990. - S. 120-121.

6. Izvestiya VCIK. - 1919. - 19 yanvarya. - № 13.

7. SHackij S.T. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. - M., 1980. - T. 1. - S. 164.

8. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti (GASO). F. 466. Op. 1. D. 120. L. 101.

9. GASO. F. 521. Op. 1. D. 1232. L. 48.

10. GASO. F. 521. Op. 1. D. 1237. L. 13.

11. GASO. F. 521. Op. 1. D. 2193. L. 1.

12. Na putyah k novoj shkole. - 1923. - № 3(6).

13. GASO. F. 521. Op. 1. D. 2095. L. 33.

БЛОНСКИИ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, социология и история» Российского университета транспорта (МИИТ) (leonidas78@inbox.ru)

BLONSKY, LEONID V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department "Philosophy, Sociology and History" of the Russian University of Transport (MIIT) (leonidas78@inbox.ru).

УДК 94(470)«1919/1930»:329-055.2

МИНЕЕВА Е.К., СЕМЕНОВА И.Ю. РОЛЬ ЖЕНОТДЕЛА ЦК РКП(б) ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ 1919-1930 гг.)

Ключевые слова: Первый Всероссийский съезд работниц и крестьянок России, Отдел при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин, делегатское движение женотделов, женщины в советском государстве, пропаганда среди женщин.

Статья посвящена деятельности Отдела при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин (Женотдела), созданного в 1919 году на основе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Авторами предпринята попытка оценить роль данной организации в решении насущных проблем общества в революционный период, в годы гражданской войны, а также в послевоенные годы путем вовлечения работниц и крестьянок в общественно-политическую жизнь страны. Особое внимание в статье уделено агитационно-пропагандистской деятельности женотделов в сфере брака и семьи (инициативы принятия декретов в сфере брачного, семейного, опекунского права, узаконений по улучшению женского труда и социальной помощи семей с детьми; создание интернатов для детей-сирот, общественных столовых, пунктов эвакуации детей; организация пайков для брошенных и беспризорных детей; привлечение работниц и домохозяек на женские митинги и собрания по защите и уравнению прав женщин и иное). По результатам исследования высказано предположение о том, что исторические уроки 1919-1930 г.г. свидетельствуют о прогрессивной работе возросшего делегатского движения женотделов, а также о трудном пути участия женщин в строительстве советского общества. Однако авторами отмечено и противоречивое отношение в обществе к деятельности женотделов, расформированных в 1930 году.

MINEEVA, E.K., SEMYONOVA, I.Yu.

THE ROLE OF ZHENOTDEL OF THE CENTRAL COMMITTEE OF RCP(B) ON STRENGTHENING OF FAMILY IN THE SOVIET STATE (HISTORICAL LESSONS OF 1919-1930-IES)

Keywords: The first All-Russian congress of female workers and peasants of Russia, Department at the Central Committee and local committees of the RCP(b)/the All-Union Communist Party (bolsheviks)(AUCP(b)) on work among women, the delegate movement of zhenotdels (women's departments), women in the Soviet state, propaganda among women.

Article is devoted to activity of Department at the Central Committee and local committees of the RCP(b)/the AUCP(b) on work among women (Zhenotdel) created in 1919 on the basis of the Commissions of agitation and propaganda among female workers and peasants of RCP(b). The authors made an attempt to estimate a role of this organization in the solution of pressing problems of society at the revolutionary period, in the years of civil war and also in post-war years by involvement of female workers and peasants in social-political life of the country. Special attention in article is paid to agitation-propaganda activity of zhenotdels in the sphere of marriage and family (initiatives of adoption of decrees in the sphere of the marriage, family, tutorial law, legalizations on improvement of female labor and the social help of families with children; creation of boarding schools for orphan children, public dining rooms, evacuation points of children; the organization of rations for the thrown and street children; involvement of workers and housewives on women's meetings and meetings on protection and the equation of women's rights and other). By results of a research it is suggested that historical lessons of 1919-1930-ies demonstrate progressive work increased the delegate movement of zhenotdel and also about a difficult way of participation of women in construction of the Soviet society. However the authors noted also the contradictory relation in society to activity of the zhenotdels disbanded in 1930.

«Дело Советской власти будет доведено до конца, когда в нем примут участие не сотни, а миллионы и миллионы работниц и крестьянок».

В.И. Ленин

После революционных событий Октября 1917 года, гражданской войны молодое Советское государство столкнулось с огромным количеством неразрешимых в одночасье проблем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.