Научная статья на тему 'Создание системы детских технических станций в 1920–30-х гг. на территории современной нижегородской области'

Создание системы детских технических станций в 1920–30-х гг. на территории современной нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / история технического творчества / детские технические станции / Нижегородская область / education / history of technical creativity / children’s stations of technical work / Nizhny Novgorod region

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов А.В.

Статья посвящена проблеме создания системы детских технических станций на территории современной Нижегородской области на рубеже 1920–30-х гг. и написана на основании документальных источников Центрального архива Нижегородской области. К концу 1930-х гг. было создано более 10 станций. Автор рассматривает кадровый состав, материально-техническую базу, основные проблемы в работе учреждений детского технического творчества в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SYSTEM OF CHILDREN'S TECHNICAL STATIONS IN THE 1920-30TH IN THE TERRITORY OF THE MODERN NIZHNY NOVGOROD REGION

This article deals with the problem of creating a system of children’s stations of technical work in Nizhny Novgorod region at the turn of the 1920-30’s. The article bases on documentary sources of the Central archive of Nizhny Novgorod’s region. By the end of the period, more than 10 children’s stations of technical work were created. The author analyzes staffing, materialtechnical base and the main problems of children’s technical creativity institutions.

Текст научной работы на тему «Создание системы детских технических станций в 1920–30-х гг. на территории современной нижегородской области»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Наумов

Кандидат исторических наук, директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества и ранней профориентации - Поволжский центр аэрокосмического образования» E-mail: pocako@bk.ru

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ

ТЕХНИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В 1920-30-х гг. НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена проблеме создания системы детских технических станций на территории современной Нижегородской области на рубеже 1920-30-х гг. и написана на основании документальных источников Центрального архива Нижегородской области. К концу 1930-х гг. было создано более 10 станций. Автор рассматривает кадровый состав, материально-техническую базу, основные проблемы в работе учреждений детского технического творчества в данный период.

Ключевые слова: образование, история технического творчества, детские технические станции, Нижегородская область.

В первые годы советской власти, вслед за государством, кардинально меняется и отечественное образование. 25-28 августа 1918 года в Москве на I Всероссийском съезде по просвещению созданная внешкольная секция разработала основные положения внешкольного образования. По сути, в Российской Федерации в 1918 году появляется государственная система дополнительного образования, а педагогика начинает уделять особое внимание развитию разнообразных детских склонностей, в том числе - технических.

Следствием этого стало то, что в 1922

Наумов, А.В. Создание системы детских технических станций в 1920-30-х гг. на территории современной нижегородской области [Текст] / А.В. Наумов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 30-36.

году в журнале «Наша работа» была опубликована статья Н.П. Булатова «Технические знания - молодежи», в которой высказана идея создания специализированных технических учреждений - детских технических станций: «Огромное значение во внешкольном техническом образовании могла бы сыграть организация технической станции. Станция организуется при каком-либо клубе молодежи или другом месте. Необходима живая связь с какой-либо организацией молодежи и с крупным заводом, фабрикой или мастерской. При станции оборудованы мастерские: деревообделочная, слесарная, электротехническая, химическая лаборатория и проч., двери которых открыты для всех интересующихся этим делом. Станция объединяет внутри себя несколько кружков, пропагандирует свою работу среди молодежи, организует лекции, доклады работников кружков в клубах молодежи, устраивает демонстрации приборов, моделей, технические выставки, распространяет техническую литературу, имеет свою библиотеку-читальню, образует среди молодежи технические кружки, которые являются как бы отделениями станции и находятся в тесной связи с нею»[1]. В 1920-е годы развитие детского технического творчества тесно связано и с развитием пионерской организации. Пионерские отряды создавались при комсомольских организациях предприятий, обычно размещались на территориях предприятий или вблизи от них: в рабочих клубах и красных уголках. Вожатыми отрядов чаще всего были комсомольцы-производственники, к каждому отряду прикреплялся рабочий-коммунист. Это способствовало приобщению пионеров к технике [3, 8].

Через несколько лет, 12 октября 1926 года в Москве прошёл слёт юных техников, на котором было объявлено о создании Центральной детской технической станции. Аналогичные процессы по созданию технических станций сразу же начинаются и в крупных региональных центрах. Крупнейший отечественный исследователь детского технического творчества В.А. Горский отмечает, что в этот период в Нижнем Новгороде действовало 80 пионерских мастерских и кружков [3, 9].

В 1929 году под председательством Н. К. Крупской в системе Наркомпроса был организован Совет по внешкольной работе, который осуществлял руководство деятельностью внешкольных учреждений на местах, оказывал организационно-методическую помощь органам народного образования, обобщал передовой опыт, привлекал государственные и общественные организации к внешкольной работе.

К концу 1920-х гг. был достигнут довоенный (1913 год) уровень экономического развития, но СССР только нарастил отставание от ведущих ми-

ровых держав по основным промышленным показателям, поэтому основной стала проблема модернизации промышленности [4, 34].

Период индустриализации в Н.Новгороде и губернии отличался высокими хозяйственными темпами, большим размахом. Возводились новые предприятия машиностроения, металлообработки, химии. В строй вступали производства союзного значения и масштаба, возникали новые отрасли промышленного сектора. Именно в этот период Нижегородская область превращается в один из крупнейших индустриальных центров страны. В годы первых пятилеток, когда появляются целые новые отрасли промышленности, в условиях реального экономического подъема и промышленного строительства востребованность технических станций у молодежи была очень высокой. В 1930 году с началом индустриализации страны детские технические станции переходят на государственный бюджет, в связи с чем к 1931 году в стране работало уже 150 детских технических станций, в 1932 году только на территории РСФСР их стало уже 250, а в 1934 году в России функционировало 647 станций юных техников. Станции юных техников, по сути дела, явились первыми специализированными детскими внешкольными учреждениями [6, 17].

Огромную роль в развитии внешкольной работы сыграли постановление ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации (К 10-летию пионер-организации)» и постановление СНК РСФСР от 26 декабря 1932 г. «О мероприятиях по развертыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», в которых Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Российской Федерации обязали наркомпросы, комсомол, профсоюзы совместно с другими наркоматами развернуть сеть самых разнообразных внешкольных учреждений [5, 73].

В Нижегородской (Горьковской) области, ставшей одним из основных отечественных промышленных центров в годы индустриализации, также создалась система детских технических станций. В фондах Центрального архива Нижегородской области не удалось найти документального подтверждения создания детской технической станции в Нижнем Новгороде в 1920-е годы, однако, в описи фондов облоно отмечается, что к 1932 году станция уже существовала и работала несколько лет. Вполне возможно, что в нашей области сложилась аналогичная общероссийской ситуация, когда действующие станции стали переводить на государственное бюджетное финансирование только в начале 1930-х годов. Большинство финансовых отчётов горьковской детской технической сельскохозяйственной станции в первой половине 1930-х подписаны директором тов. Сидоркиным, кото-

рый, скорее всего, и являлся первым руководителем созданной новой станции [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 1].

Что же было целью областной детской технической станции в первые годы своего существования? Пропаганда детского технического творчества в области и организация детских технических кружков в школах и детских домах, пионерских отрядах и помощь в организации работы районных детских технических станций - главная задача областной станции [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 1, Л.12.]. Далее в статье мы и постараемся рассмотреть, каким же образом создавалась система детских технических станций на территории современной Нижегородской области на рубеже 1920-30-х гг.

В Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО) сохранились отчётные документы районных станций за 1935 год, которые были представлены на областном итоговом совещании.

Одной из крупных районных технических станций была Арзамасская, основанная в 1933 году. Штат станции - один директор, тов. Гордеев Ф.В., он же руководитель кружка и один приглашённый педагог - С. Софронов [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 2.]. Интересна персональная информация о кадрах: тов. Гордеев Ф.В., 1909 года рождения, закончил фабрично-заводское училище. Назначен заведующим детской технической станцией в 1933 году, т.е. в 22 года С.Софронов, 1918 года рождения, работает руководителем кружка с 1934 года. Станция занимает отдельное помещение площадью 32 квадратных метра. Всего занято 35 человек в кружках авиамоделистов, фотографов, радистов, сельхозопытников. Всего по району работает 5 кружков авиамоделистов с охватом 65 человек, 4 кружка радистов - 47 человек, 5 кружков фотографов - 57 человек, 6 кружков опытных натуралистов - 132 человека, 2 кружка по автоделу - 18 человек [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 2.].

Дзержинская техническая станция функционирует с 1932 года. Станция не имеет своего здания, а располагается в школе им. Горького. Занимает помещение площадью 440 квадратных метров, имеет новый громадный зал, мастерские, кабинеты и собственный небольшой земельный участок. Основная проблема: станции не хватает оборудования, хорошо оборудованы только авиамодельная и фотографическая лаборатория. Внебюджетные средства состоят из обязательных 5% отчислений завкомов от фондов технической пропаганды. Штат станции - один директор, Патрикеев Виталий Иванович. Образование получил в Павловской гимназии, окончил 6-месячные краевые курсы учителей биологии и химии. Учится на заочном отделении педагогического вуза. Обладает 15-летним педагогическим опытом. Отличительной особенностью станции является наличие новой электро-

радиолаборатории стоимостью 2000 рублей. Работой станции охвачено 445 человек. Оригинальные кружки: приборостроительный и химический. Отмечается высокий показатель работы по пропаганде техники в дзержинских школах. Наиболее яркий пример: образцовая школа имени Свердлова, где кружками охвачен 181 человек; работает несколько кружков авиамоделистов, изобретателей и фотокружок [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 4.].

Автозаводская станция находится в здании рабочего клуба завкома Автозавода и полностью состоит на его бюджете. Станция организована в 1934 году. Отличительной особенностью станции является то, что оборудование одновременно используется и для взрослых и для детей. Директор станции - тов. Мизинов. На станции помимо стандартных технических кружков работает и кинокружок.

Особенностью Автозавода является то, что при школах №1 и №2 находятся технические комнаты. Главная проблема: в каждой из школ обучается более 2 тысяч учащихся, однако технические комнаты посещают только 7080 человек, т.е. 3-4%. Небольшая материально-техническая база не позволяет охватить большее количество учащихся [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 8.].

Богородская детская техническая станция функционирует с 1933 года. Своего помещения не имеет, находится в здании школы №2. Директор станции - Николай Митрофанович Полушкин, 1914 года рождения. Получил образование в 7-летней Богородской школе. При станции имеется актив и несколько кружков [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 12.]. В своей докладной записке директор отмечает, что помощи ни от роно, ни от райкома, ни от предприятий нет [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 15.].

Семеновская детская техническая станция основана в 1932 году при пионерском клубе. Бюджет станции всего 90 рублей в месяц, идущий на заработную плату. Обслуживает 35 школьников, занимающихся в объединениях по авиамоделизму. Директор - Смирнов Владимир Александрович, имеет образование в объеме семилетки и один год обучения в совпартшколе, член ВЛКСМ с 1929 года [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 16.]. В результате обследования станции зоотехником КрайДТСХС тов. Куковенко отмечается, что работа на станции практически не ведется ввиду отсутствия средств. Заведующий станцией совмещает работу с заведованием пионерским клубом, что недопустимо. В районе нет сети технических кружков, не проводятся мероприятия [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 17].

Павловская детская техническая станция занимает отдельное помещение, бывшее складское, оборудовано двумя печами. Имеется четыре кабинета: авиа, фото, электрорадио, авто. Особенностью станции является то,

что никакой сельскохозяйственной работы не ведётся. Также в районе есть кружки в Тумботино и Ворсме. В штате имеется помимо директора, который только назначен на данную должность, только один педагог. В архиве имеется план Павловской станции, по которому можно судить о возможностях помещения [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 19.].

Шахунская районная детская техническая станция открыта в 1931 году, располагалась в помещении районной библиотеки. Бюджет станции в 1935 году - 2200 рублей. В штате только директор и технический работник. Новый директор назначен только в октябре 1935 года, поэтому до этого работа фактически не велась. На станции нет никакого оборудования и инвентаря. Отмечается работа руководителя авиамодельного кружка при Шахунской средней школе Сапожникова, которому только 16 лет, и он только закончил 7-й класс. В районе технические кружки имеются только в Сявской школе и Тонкинской неполной средней школе. Станция обслуживает 156 юных техников, объединённых в 7 кружков [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 34.].

С 1931 года детская техническая станция работает в Кулебакском районе. С 1 сентября 1935 года занимает помещение в школе №9. Бюджет станции - 4500 рублей. В штате 3 человека: директор - М.П.Соколов , 19 лет, образование ФЗУ, руководитель авиамодельного кружка Ежков В., 18 лет, образование 9 классов; С.Малов , 18 лет, образование 7 классов. Охват детей -148 человек [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 45.].

Таким образом, мы можем констатировать, что к концу 1930-х гг. практически на всей территории современной Нижегородской области была создана система детских технических станций во главе с областной. Примечательно, что их создание проходило в тех районах области, где либо уже существовало, либо строилось крупное промышленное предприятие.

Год основания детской технической станции Название станции (район Нижегородской области) Крупное промышленное предприятие

1931 Шахунская Вахтанский канифольно-скипидарный завод Сявский лесохимический комбинат

1931 Кулебакская Кулебакский металлургический завод

1932 Семеновская Семеновский арматурный завод

1932 Дзержинская Чернореченский химический завод

1933 Арзамасская Арзамасский машиностроительный завод (КОММАШ)

1933 Богородская Кожевенно-обувной Богородский трест

1933 Павловская Павлово-Вачский металлообрабатывающий трест

1934 Автозаводская (Нижний Новгород) Горьковский автомобильный завод

с 1935 до 1938 Балахнинская Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат

1935 до 1938 Сормовская Сормовский завод

1935 до 1938 Выксунская Выксунский металлургический завод

1935 до 1938 Городецкая Городецкий судоремонтно-механический завод

В целом, особенностью работы детских технических станций в этот период было практически полное отсутствие методических установок по организации, содержанию, формам и методам работы. Количественному росту детских технических станций не везде соответствовало повышение качества их работы. Главной причиной невысокого качества работы детских технических станций была недостаточная материально-техническая база. Кроме этого, практически во всех районных станциях мы можем отметить полное отсутствие кадров, готовых для работы во внешкольных учреждениях, как среди административного персонала, так и педагогов. Большинство педагогических кадров составляли вчерашние школьники, которые активно занимались техническим творчеством.

Однако огромное количество юных техников, занимаясь в детских кружках и лабораториях, несмотря на все трудности, овладевали навыками труда и моделирования, что сыграло важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны, когда экономика нашей страны полностью перешла на военные рельсы и вчерашние воспитанники технических кружков встали к станкам на промышленных предприятиях, заменяя ушедших на фронт.

Литература

1. Годовые финансовые отчёты ДТСХС за 1930-1943 гг. ГКУ Центральный архив Нижегородской области. Ф. 6150, Оп. 2, Д. 1

2. Булатов Н.П. Технические знания - молодёжи // Наша работа (журнал московского комитета РКСМ). - 1922. - № 1.

3. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. М.: ДОСААФ, 1980.

4. Прохоров С. И. Промышленность и транспорт Горьковской области. 1917-1957. Горький: Горьковское книжное издательство, 1958.

5. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы: Пособие для учителей и работников внешкольных учреждений. М., 1983.

6. Ярцев Н.Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования (на примере самарской области) : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.