Научная статья на тему 'Создание регионального механизма централизованного управления строительными отходами'

Создание регионального механизма централизованного управления строительными отходами Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
240
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ОТХОДЫ / WASTE / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / INFORMATION LOGISTICS CENTER / КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / MULTICOMPONENT LOGISTICS CENTER / СНОС / DEMOLITION / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Алексанин Александр Вячеславович, Сборщиков Сергей Борисович

Предложен механизм эффективного территориального управления отходами строительства, учитывающий уровень развития отходоперерабатывающей отрасли в регионе, на основе создания комплексных и информационных логистических центров. Сформированы и обоснованы схемы взаимодействия участников процесса обращения строительных отходов в регионе, способствующие оптимизации транспортных потоков, четкому анализу характеристик и объемов отходов, а также своевременному обеспечению актуальной информацией каждого участника процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Алексанин Александр Вячеславович, Сборщиков Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A REGION-WIDE MECHANISM FOR CENTRALIZED MANAGEMENTOF CONSTRUCTION WASTE

Today no effective centralized control system is available for building waste. However, it may be generated through the establishment of special-purpose logistics centers. Logistics centers will be designated for the regulation of processes of building waste handling. Depending on the status of development of building waste control systems in specific regions, logistics centers of one of the following two types are to be installed: multi-component logistics centers or information logistics centers. The objective is to develop a mechanism for generation and transfer of information streams in order to compile an effective model of waste management for construction and demolition works. The mechanism is to involve each participant of waste-related processes. If this mechanism is in place, waste transportation and amount/composition analysis will be streamlined to assure timely information delivery to/from construction organizations, transport companies, waste processing enterprises, and consumers of secondary products. In the article, the mechanism of effective region-wide management of construction waste is proposed depending on the status of development of waste processing facilities in different areas (regions, etc.). Patterns of interaction between the parties involved in this process are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Создание регионального механизма централизованного управления строительными отходами»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ЛОГИСТИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

УДК 69.059.64

А.В. Алексанин, С.Б. Сборщиков

ФГБОУВПО «МГСУ»

СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМИ

ОТХОДАМИ

Предложен механизм эффективного территориального управления отходами строительства, учитывающий уровень развития отходоперерабатывающей отрасли в регионе, на основе создания комплексных и информационных логистических центров. Сформированы и обоснованы схемы взаимодействия участников процесса обращения строительных отходов в регионе, способствующие оптимизации транспортных потоков, четкому анализу характеристик и объемов отходов, а также своевременному обеспечению актуальной информацией каждого участника процесса.

Ключевые слова: отходы, строительство, управление, информационный логистический центр, комплексный логистический центр, снос, реконструкция.

Проблемам обращения отходов последнее время уделяется большое внимание [1—4]. Но на сегодняшний день в нашей стране отсутствует эффективная централизованная система управления строительными отходами. Одним из вариантов ее построения может стать реализация проектов по созданию специализированных логистических центров, основная деятельность которых будет направлена на регулирование процессов обращения строительных отходов.

В зависимости от уровня развития системы управления строительными отходами в регионе, предлагается создать один из двух типов логистических центров: комплексный или информационный.

Комплексные логистические центры целесообразно размещать в местах пересечения крупных транспортных магистралей и в регионах, где наиболее интенсивными темпами развивается строительство объектов, осуществляется снос старых сооружений, не отвечающих современным потребностям человека. При этом в регионе должна ощущаться нехватка предприятий по переработке отходов, иначе не удастся обеспечить полной загруженности новых мощностей в составе логистического центра [5].

Организация информационных логистических центров целесообразна в регионах, где уже имеется достаточное количество предприятий по переработке строительных отходов, но не налажено взаимодействие между участниками процесса обращения отходов.

Для создания эффективной модели управления отходами, возникающими при строительстве и сносе сооружений, необходимо разработать механизм формирования и движения информационных потоков между всеми участниками логистического процесса. Выполнение данного условия приведет к оп-

тимизации транспортных потоков, четкому анализу характеристик и объемов строительных отходов, своевременному обеспечению актуальной информацией строительно-монтажных организаций, транспортных компаний, предприятий по переработке отходов строительства и сноса, а также потребителей вторичных ресурсов.

Организационная модель обращения строительных отходов в регионах включает в себя много участников, каждый из которых играет свою уникальную роль (рис. 1).

Комплексный логистический центр:

разработка технологического регламента;

предоставление техники для сноса зданий и сооружений;

предоставление транспортных услуг по перевозке строительных отходов на пункты по переработке и захоронению;

организация переработки строительных отходов во вторичное сырье;

сертификация вторичного сырья из отходов строительного производства;

обеспечение реализации вторичного сырья, мониторинг рынка вторичной продукции;

сбор данных об объектах переработки, использования и размещения отходов;

анализ и сбор исходных данных по планируемым объемам и составам строительных отходов;

формирование и ведение базы данных строительных отходов для обеспечения ежегодного учета общего количества образовавшихся отходов и количества отходов, направленных на использование, переработку, обезвреживание и захоронение;

координация действий всех участников процесса обращения со строительными отходами.

Рис. 1. Схема взаимодействия комплексных логистических центров с остальными участниками процесса управления отходами и их основные функции

Создание информационного логистического центра позволит обеспечить автоматизацию и оптимизацию всех процессов по управлению строительными отходами в регионе. Логистический центр должен стать своеобразным информационным ядром региона, в котором будут аккумулироваться данные о характеристиках функционирования логистической системы и факторах, влияющих

на нее. В информационный логистический центр должна поступать информация от всех организаций, непосредственно участвующих в процессе управления отходами, или оказывающих на него существенное влияние (рис. 2).

Муниципальный уровень

(выдача лицензий и разрешений на строительные работы, а также обращение со строительными отходами)

Информационный логистический центр:

сбор данных об объектах переработки, использования и размещения отходов;

анализ и сбор исходных данных по планируемым объемам и составам строительных отходов;

формирование и ведение базы данных строительных отходов для обеспечения ежегодного учета общего количества образовавшихся отходов и количества отходов, направленных на использование, переработку, обезвреживание и захоронение;

координация действий всех участников процесса обращения со строительными отходами.

Рис. 2. Схема взаимодействия информационных логистических центров с остальными участниками процесса обращения отходов и их основные функции

Специализация на управлении отходами строительного производства позволит информационным логистическим центрам формировать предложения по использованию их при рекультивации и благоустройстве отдельных территорий региона, вовремя обращать внимание на создание дополнительных производственных мощностей по переработке отходов, а также регулярно поставлять информацию об объемах образования, переработки, захоронения и использования отходов в Государственные статистические структуры. На сегодняшний день отсутствуют в полном объеме актуальные базы данных, отражающие все стадии жизненного цикла отходов строительства.

Создать информационный логистический центр легче, чем комплексный, строительство которого требует определенной свободной территории с особыми условиями безопасности. Эта территория должна быть связана с основными муниципальными центрами региона, транспортными магистралями и удалена от мест проживания населения. Необходимо организовать санитар-

Заказчик - генподрядчик - субподрядчик

(разработка Технологического регламента, сбор, сортировка и удаление отходов со стройплощадки)

Транспортные компании

(перевозка строительных отходов на заводы по переработке и полигоны для захоронения)

Предприятие по переработке строительных отходов

(переработка строительных отходов в соответствии со всеми нормами и требованиями)

Полигоны для захоронения строительных отходов

(захоронение строительных отходов в соответствии со всеми нормами и требованиями)

Потребители вторичной продукции из отходов строительства

но-защитную зону логистического центра. Она предназначена для снижения уровня негативного влияния предприятия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия, создания санитарно-защитного и эстетического барьера между предприятием и жилой застройкой, а также организации дополнительных площадей озеленения, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей окружающей среды и повышение комфортности микроклимата.

Качественное формирование информационных потоков в региональном механизме управления отходами строительного производства играет ключевую роль. Например, содержание информационного потока, формирующегося между строительно-монтажными организациями и логистическим центром (КЛЦ или ИЛЦ) заключается в передаче данных по объемам отходов строительства и сноса (размещение на территории региона, информация о строящихся, сносимых и реконструируемых объектах, типах отходов). Логистический центр, в свою очередь, предоставляет строительно-монтажным организациям информацию о действующих тарифах в сфере обращения отходов, разрабатывает график вывоза строительных отходов и предоставления техники для сноса. Между региональными (территориальными) органами власти и логистическим центром формируется поток статистической информации об объемах строительно-демонтажных работ в регионе, развитии рынка вторичного сырья и его потребностях, о количестве созданных строительных предприятий. Обратный поток состоит из информации об объемах собранных, перевезенных, переработанных и захороненных отходов строительства и сноса, из данных о функционировании отходоперерабатывающих предприятий и полигонов по захоронению отходов, о степени их загруженности и прогнозах на перспективный период. Создание специализированной компьютерной программы и использование логистических принципов позволят значительно упростить процесс обмена информацией [6].

Принятие решения о строительстве логистического центра для координации движения отходов строительства и сноса очень сложный и многогранный процесс, требующий ответственного подхода и детальной проработки. Участниками создания логистического центра должны быть не только частные лица, финансирующие строительство, но и органы федеральной и региональной власти, способные оказать поддержку строительству на государственном уровне.

Ввод в эксплуатацию логистического центра — это целый проект (от лат. ргсуеС;ш — брошенный вперед), то есть временное предприятие, имеющее целью создание уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата [7]. Эффективное управление таким проектом позволяет повысить общую производительность труда, согласовывать и координировать между собой работу всех участников проекта, реализовать проект в срок и в рамках установленного бюджета.

Перед началом реализации проекта необходимо определиться с типом предполагаемого логистического центра: будет ли это комплексный логистический центр, включающий в себя предприятия по переработке строительных отходов и получению вторичного сырья, или же это будет информационный логистический центр, основной функцией которого будет диспетчеризация движения отходов строительного производства в регионе.

На стадии разработки концепции проекта комплексного логистического центра следует рассчитать объемы финансирования и спланировать бюджет, который должен включать в себя расходы не только на непосредственно сам строительный процесс, но и на развитие транспортной инфраструктуры, на закупку дорогостоящего оборудования по переработке отходов строительства и сноса. Проект должен быть экономически эффективным в расчете на весь срок эксплуатации объекта. Необходимо проанализировать несколько вариантов бизнес-плана и утвердить самый лучший из них — оптимальный с точки зрения строительного и эксплуатационного процессов, а также срока окупаемости.

Логистические центры зарекомендовали себя во многих зарубежных странах в качестве эффективного управляющего элемента организационной системы, способного реализовывать задачи большого спектра направлений [8—10].

Библиографический список

1. Юдин А.Г. Смена парадигмы — от управления отходами к управлению ресурсами // Экология и промышленность России. 2010. № 3. С. 30—32.

2. Костарев С.Н. Разработка параметрической модели управления полигоном твердых бытовых отходов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 188—196.

3. Уланова З.А. Система обращения с твердыми бытовыми отходами на российском севере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 47. С. 62—65.

4. Исследования состава твердых бытовых отходов и оценка их санитарно-эпидемиологической опасности / Г.В. Ильиных, Н.Н. Слюсарь, В.Н. Коротаев, Я.И. Вайс-ман, Н.М. Самутин // Гигиена и санитария. 2013. № 1. С. 53—55.

5. Алексанин А.В., Сборщиков С.Б. Управление строительными отходами на основе создания специализированных логистических центров // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 2. С. 66—68.

6. Алексанин А.В., Сборщиков С.Б. Повышение эффективности управления отходами строительного производства на основе развития информатизации и нормативной базы // Вестник МГСУ 2013. № 1. С. 148—155.

7. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. 4-е изд. (Руководство PMBOK). PMI, 2008. 241 с.

8. Laetitia Dablanca, Catherine Ross. Atlanta: a mega logistics center in the Piedmont Atlantic Megaregion (PAM) // Journal of Transport Geography. 2012. Volume 24. Pp. 432—442.

9. Yasanur Kayikci. A conceptual model for intermodal freight logistics centre location decisions. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. Volume 2. Issue 3. Pp. 6297—6311.

10. Jenni Eckhardta, Jarkko Rantala. The Role of Intelligent Logistics Centres in a Multimodal and Cost-effective Transport System // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Volume 48. Pp. 612—621.

Поступила в редакцию в апреле 2013 г.

Об авторах: Алексанин Александр Вячеславович — аспирант кафедры технологии, организации и управления строительством, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, aleks08007@mail.ru;

Сборщиков Сергей Борисович — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры технологии, организации и управления строительством, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, tous2004@mail.ru.

Для цитирования: Алексанин А.В., Сборщиков С.Б. Создание регионального механизма централизованного управления строительными отходами // Вестник МГСУ. 2013. № 6. С. 229—235.

A.V. Aleksanin, S.B. Sborshchikov

DEVELOPMENT OF A REGION-WIDE MECHANISM FOR CENTRALIZED MANAGEMENT

OF CONSTRUCTION WASTE

Today no effective centralized control system is available for building waste. However, it may be generated through the establishment of special-purpose logistics centers. Logistics centers will be designated for the regulation of processes of building waste handling. Depending on the status of development of building waste control systems in specific regions, logistics centers of one of the following two types are to be installed: multi-component logistics centers or information logistics centers. The objective is to develop a mechanism for generation and transfer of information streams in order to compile an effective model of waste management for construction and demolition works. The mechanism is to involve each participant of waste-related processes. If this mechanism is in place, waste transportation and amount/composition analysis will be streamlined to assure timely information delivery to/from construction organizations, transport companies, waste processing enterprises, and consumers of secondary products. In the article, the mechanism of effective region-wide management of construction waste is proposed depending on the status of development of waste processing facilities in different areas (regions, etc.). Patterns of interaction between the parties involved in this process are also analyzed.

Key words: waste, construction, management, information logistics center, multi-component logistics center, demolition, reconstruction.

References

1. Yudin A.G. Smena paradigmy — ot upravleniya otkhodami k upravleniyu resursami [Paradigm Replacement: from Waste Management to Resources Management]. Ekologiya i promyshlennost' Rossii [Ecology and Industry of Russia]. 2010, no. 3, pp. 30—32.

2. Kostarev S.N. Razrabotka parametricheskoy modeli upravleniya poligonom tverdykh bytovykh otkhodov [Development of a Parametric Model for Solid Household Waste Landfill Management]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary Problems of Science and Education]. 2013, no.1, pp. 188—196.

3. Ulanova Z.A. Sistema obrashcheniya s tverdymi bytovymi otkhodami na rossiyskom severe [System of Solid Household Waste Treatment in the North of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. [National Concerns: Priorities and Safety]. 2012, no. 47, pp. 62—65.

4. Il'inykh G.V., Slyusar' N.N., Korotaev V.N., Vaysman Ya.I., Samutin N.M. Issledovani-ya sostava tverdykh bytovykh otkhodov i otsenka ikh sanitarno-epidemiologicheskoy opas-nosti [Studies of the Composition of Solid Household Waste and Assessment of Its Sanitary and Epidemiological Harmfulness]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2013, no. 1, pp. 53—55.

5. Aleksanin A.V., Sborshchikov S.B. Upravlenie stroitel'nymi otkhodami na osnove sozdaniya spetsializirovannykh logisticheskikh tsentrov [Construction Waste Management through Development of Specialized Logistics Centers]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Construction]. 2013, no. 2, pp. 66—68.

6. Aleksanin A.V., Sborshchikov S.B. Povyshenie effektivnosti upravleniya otkhodami stroitel'nogo proizvodstva na osnove razvitiya informatizatsii i normativnoy bazy [Improvement of Efficiency of Management of Construction Waste through Development of Information Systems and the Regulatory Framework]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 1, pp. 148—155.

7. Rukovodstvo k Svodu znaniy po upravleniyu proektami [Guidebook for Collection of Project Management Information]. PMI Publ., 2008, 241 p.

8. Dablanca L., Ross C. Atlanta: a Mega Logistics Center in the Piedmont Atlantic Megaregion (PAM). Journal of Transport Geography. 2012, vol. 24, pp. 432—442.

9. Kayikci Y. A Conceptual Model for Intermodal Freight Logistics Centre Location Decisions. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010, vol. 2, no. 3, pp. 6297—6311.

10. Eckhardta J., Rantala J. The Role of Intelligent Logistics Centres in a Multimodal and Cost-effective Transport System. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012, vol. 48, pp. 612—621.

About the authors: Aleksanin Aleksandr Vyacheslavovich — postgraduate student, Department of Technology, Organization and Management in the Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; aleks08007@mail.ru;

Sborshchikov Sergey Borisovich — Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Department of Technology, Organization and Management in the Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; tous2004@mail.ru.

For citation: Aleksanin A.V., Sborshchikov S.B. Sozdanie regional''nogo mekhanizma tsentralizovannogo upravleniya stroitel"nymi otkhodami [Development of a Region-wide Mechanism for Centralized Management of Construction Waste]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 6, pp. 229—235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.