УДК 332.54
Фахриева А.Р.
Студент кафедры землеустройства Башкирский государственный аграрный университет
(Россия, г. Уфа)
Сафиуллина Д.К.
Студент кафедры землеустройства Башкирский государственный аграрный университет
(Россия, г. Уфа)
Галеев Э.И.
к.с-х.н., доцент кафедры землеустройства Башкирский государственный аграрный университет
(Россия, г. Уфа)
СОЗДАНИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ «РОСКАДАСТР»
Аннотация: в данной статье изучены полномочия создаваемой публично-правовой компании «Роскадастр» и возможные последствия представленных изменений. Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что в 2022 году должно быть осуществлено реформирование кадастровых органов в стране. Отрицательные стороны данного проекта были раскрыты профессиональным сообществом и выражаются в создании дискриминационных условий и попытке создания государственной монополии. Положительные стороны могут проявиться в повышении качества выполняемых работ и оптимизации финансовых средств, выделяемых в данной сфере.
Ключевые слова: Росреестр, Роскадастр, публично-правовая компания Национальная палата кадастровых инженеров, функции государственных органов, реформирование государственных организаций, монополия.
Цель: выявить положительные и отрицательные стороны в результате реформирования государственных органов в земельной сфере.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функцией по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В Государственную Думу внесен проект федерального закона №2 9624847 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав», которым предлагается наделить ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями на проведение кадастровых работ в отношении государственной недвижимости, земельных участков при исправлении реестровых ошибок, а также на проведение землеустроительных работ.
В настоящее время на основании 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр» от 30.12.2021г. идет создание публично-правовой компании «Роскадастр», которая объединит функции ряда федеральных государственных бюджетных учреждений и будет предприятием полного цикла по выполнению для государства комплекса геодезических и картографических работ [2].
При этом, согласно пояснительным материалам, компанию планируется создать на базе ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии
и ИПД", АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", АО "Роскартография». Точнее, Роскадастр образуется к 09.2022 из Ростехинвентаризации, после чего к нему до 01.2023 присоединяются ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» и АО «Роскартография» [6]. При этом компания не наделяется какими-то государственными функциями. У Росреестра остаются функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, надзорные функции - земельный надзор, геодезический надзор за СРО, мониторинг земель и государственный мониторинг в сфере государственной кадастровой оценки. Кроме того, остаются функции по нормативно-правовому регулированию и государственной политике в данных сферах.
Учредителем компании является Российская Федерация, а функции и полномочии учредителя компании от имения Российской федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права недвижимого имущества, другими словами функции учредителя компании возлагаются на Росреестр, он же осуществляет государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет.
Органами управления компании будут являться наблюдательный совет (высший орган управления компании) и правление компании (коллегиальный исполнительный орган управления компании). Гендиректор назначается на должность сроком на пять лет правительством РФ по представлению руководителя Росреестра. Действуя от имени компании, орган регистрации прав имеет право требовать возмещения убытков, причиненных компании по вине ее органов управления.
Росреестр в таком случае осуществляет следующие функции и полномочия как учредителя компании:
-осуществляет подготовку предложений об условии трудового договора, заключаемого с генеральным директором компании;
-представляет в Правительство Российской Федерации проект устава компании и предложения о внесении изменений в устав компании;
-осуществляет контроль за соблюдением органами управления компании требований настоящего федерального закона и устава компании;
-согласовывает основы системы оплаты труда работников компании, предусматривающей зависимость оплаты их труда от достижения ключевых показателей эффективности деятельности компании, согласовывает ключевые показатели деятельности компании;
-согласовывает в целях утверждения наблюдательным советом стратегию развития компании [5].
Публично-правовая компания «Роскадастр» будет осуществлять виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям ее создания, в том числе:
-геодезическую и картографическую деятельность; -выполнение кадастровых работ, землеустроительных работ; -создание, эксплуатацию, модернизацию и развитие информационных систем;
-разработку, внедрение и информационную поддержку электронных сервисов;
-научную и образовательную деятельность, в том числе реализацию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации [5].
Таким образом, все функции возложенные новым законом на ПКК «Роскадастр» осуществляются федеральными государственными учреждениями, до завершения их реорганизации, а функции на выполнение кадастровых работ, ПКК Роскадастр, может выполнять уже сейчас, независимо от реорганизации федеральных бюджетных организаций.
Изученные положения проекта постановления о Роскадастре позволяют выявить следующие положительные стороны:
1) Создание новой структуры не ведет к «дубляжу» функций уже существующих государственных организаций;
2) Реорганизация существующих организаций и объединение их в одну структуру позволяет оптимизировать бюджет на их содержание;
3) Поступление средств от выполнения землеустроительных и кадастровых работ в собственный бюджет организации, позволяет обрести финансовую самостоятельность и самоокупаемость государственной организации.
Отрицательные стороны проекта вытекают из мнения профессионального сообщества. Несогласие выразили кадастровые инженеры, саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Общественная палата РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Общественный совет Росреестра, Совет по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ.
В обращении Ассоциации «Национальная палата кадастровых инженеров» №1335/21-12-01 в Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству изложено «что это приведет к выводу на рынок хозяйствующего субъекта в лице ППК «Роскадастр», обладающего значительными информационными и административными преимуществами перед другими участниками рынка, за счет включения в свой состав ФГБУ «ФКП Росреестра» и к монополизации кадастровой и землеустроительных отраслей» [7].
В ответ Росреестр заявил следующее:
-законодательство не содержит прямых положений о монополизации рынка кадастровых услуг или об установлении каких-либо привилегий ФГБУ «ФКП Росреестра» и его работникам;
- установление правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий;
-иные лица смогут участвовать в конкурсах вместе ПКК «Роскадастр», закон «О защите конкуренции» не нарушается.
-работникам ФГБУ «ФКП Росреестра» не будет предоставлен бесплатный доступ к сведениям ФГИС ЕГРН, сведения предоставляются по 218-ФЗ [3].
В заключении хотелось бы сказать, что кроме отрицательных сторон у монополии есть и положительные стороны, которые могут проявиться в результате указанных преобразований:
- возможность проводить научные исследования и разработки с целью улучшения качества работ и поиска альтернативных продуктов;
- высокое качество продукции;
- внедрение технологических новинок для оптимизации процессов производства продукции.
Отсюда можно сделать вывод, что плюсы и минусы монополии зависят от добросовестности и целей руководства компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
О государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015г №218-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661 -27.02.2022 г
О публично-правовой компании «Роскадастр» от 30.12.2021г. № 448-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_236758 -27.02.2022 г
Атаманов, С. А., Григорьев, С. А. Ответ Росреестра на критику законопроекта «Об утверждении перечня случаев...» / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев. - Текст: электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». - Москва, 2021. - URL: http://кадастр.москва/news. - Дата публикации: 17.11.2021
Атаманов, С. А., Григорьев, С. А. Должен ли Росреестр заниматься кадастровыми работами / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев. - Текст: электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». - Москва, 2021. - URL: http://кадастр.москва/news. - Дата публикации: 04.11.2021
Атаманов, С. А., Григорьев, С. А. Роскадастр / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев. - Текст: электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». - Москва, 2021. - URL: http://кадастр.москва/news. - Дата публикации: 04.11.2021 Атаманов, С. А., Григорьев, С. А. Постановление Правительства РФ о Роскадастре / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев. - Текст: электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». - Москва, 2021. - URL: http://кадастр.москва/news. - Дата публикации: 26.01.2022
Обращение Ассоциации «Национальная палата кадастровых инженеров» №1335/21-12-01 в Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://кадастр.москва/news - 26.02.2022. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 №14 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gostbank.metaltorg.ru/data/12494.pdf - 9.01.2022 г
Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/ -26.02.2022 г.
Fakhrieva A.R.
Student
Department of land management (Ufa, Russia)
Safiullina D.K.
Student
Department of land management (Ufa, Russia)
Galeev E.I.
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor
Department of land management (Ufa, Russia)
CREATION OF THE PUBLIC LAW COMPANY "ROSKADASTR"
Abstract: Scientific supervisor: This article examines the powers of the newly createdpublic law company "Roskadastr" and the possible consequences of the changes presented. The relevance and novelty of the topic is due to the fact that the reform of cadastral authorities in the country should be carried out in 2022. The negative aspects of this project were revealed by the professional community and are expressed in the creation of discriminatory conditions and an attempt to create a state monopoly. The positive aspects can manifest themselves in improving the quality of work performed and optimizing the financial resources allocated in this area.
Keywords: Rosreestr, Roskadastr, public law company National Chamber of Cadastral Engineers, functions of state bodies, reform of state organizations, monopoly.