УДК 519.6; 378.147; 333.108
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА © С.И. Белинская1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Разработано программное обеспечение для анкетирования выпускников вуза - специалистов по информационным системам. Использовалась СУБД MySQL для создания базы данных. Рассмотрены статистические результаты опроса выпускников 2007-2011 гг. Приложение может работать как автономно, так и быть установленным на Web-сервере основного предприятия. Анкетирование важно проводить для того, чтобы реально оценить качество преподавания дисциплин, формирующих статус выпускника. Ил. 7. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: анкета; степень удовлетворенности выпускников предоставляемыми знаниями; база данных; статистические результаты; язык структурированных запросов.
DEVELOPING SOFTWARE TO SURVEY SPECIALISTS S.I. Belinskaya
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The software for questioning university graduates -specialists in Information Systems has been developed. To create the database a MySQL database management system has been used. The statistical results of the survey of 2007-20011 graduates are considered. The application is able to operate stand-alone or be installed on the Web-server of the parent-enterprise. It is important to carry out questioning in order to obtain a real assessment of the quality of teaching disciplines that form the graduate's status. 7 figures. 6 sources.
Key words: questionnaire; satisfaction degree of graduates with the knowledge provided; database; statistical results; SQL (Structured Query Language).
Качество образования - один из самых актуальных вопросов нашего времени и, в первую очередь, нашего государства. От него зависит будущее России. Какие специалисты будут создавать основу будущей жизни страны - одна из главных задач современности. И, конечно, в связи с постоянной глобальной перестройкой нашего образования, важным становится локальный инициативный подход, к которому прибегают многие педагогические коллективы. Его следует рассматривать с точки зрения непрерывного комплексного подхода к обучению во всей системе образования России. Для обеспечения качества образования на протяжении всего процесса обучения должно происходить развитие сотрудничества «школа - вуз -предприятие», должны корректироваться и анализироваться учебные планы по специальностям, осуществляться мероприятия по улучшению образовательного процесса, совершенствоваться система «выпускник - вуз». Качество образования должно быть приоритетным направлением деятельности любого вуза. Эта задача должна рассматриваться вузом не только как внутренняя проблема, но и как внешняя, постоянно должна осуществляться связь со школами города и области и тем самым готовиться база для быстрой адаптации и успешного обучения школьников в вузе.
Образовательный процесс как деятельная система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенство-
ванию при условии четкой научной организации управления им, и, наоборот, образование может проявлять склонность к деградации при отсутствии или плохой организации управления этим процессом. Никакого человека в принципе ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. Управлять познавательным и самообразовательным процессом - это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования организации и контроля процесса в целом. На рис.1 приведена схема взаимодействия процессов формирования специалиста - одного из главных объектов образовательной системы в вузе, как триединая задача обеспечения должного уровня высшего образования. Основные уровни подготовки выпускника (специалиста, бакалавра) представлены на рис. 2. В связи с этим интересны исследования Центра оценки и мониторинга персонала ИрГУПСа, одной из задач которых является оценка качества подготовки специалистов-выпускников и степень их удовлетворенности выбранной профессией [1]. Традиционно (по данным доступных источников) оценивается количество и качество выпускников, поступивших на предприятия железнодорожного транспорта и других отраслей. Наиболее верифицированным показателем такой оценки является оценка работодателя, а также мнения самих выпускников по некоторым вопросам спустя 4 и более лет после окончания.
1Белинская Софья Иосифовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем, тел.: 89025780301, e-mail: sofiabel@mail.ru.
Belinskaya Sofya, Candidate of Physico-Mathematical sciences, Associate Professor of the Department of Radio Electronics and Telecommunication Systems, tel.: 89025780301, e-mail: sofiabel@mail.ru
12
ВЕСТНИК ИрГТУ №1G (69) 2G12
контроль
Рис. 1. Схема взаимодействия процессов формирования выпускника
Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование. Анкетирование представляет собой заполнение таблиц с заранее подготовленным перечнем вопросов по интересующим маркетинговую службу вопросам. Анкета - это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). Стандартизация процесса сбора данных крайне необходима для гарантии получения внутренне непротиворечивых и согласованных данных для анализа. Анкета обеспечивает стандартизацию и возможность сравнения данных, полученных разными интервьюерами, повышает скорость и точность записи, облегчает обработку данных. Анкета также дает возможность исследователю собирать релевантную информацию, необходимую для принятия управленческого решения.
Объектом исследования являются выпускники ИрГУПСа кафедры информационных систем, готовящей специалистов в области вычислительной техники, предметом исследования - степень удовлетворенно-
сти выпускников предоставляемыми знаниями, их уверенность в своих силах и завтрашнем дне.
Разработка анкеты является наполовину наукой, наполовину искусством. Творчество, навыки и опыт исследователя играют здесь главную роль. Тем не менее, существуют некоторые указания, направленные на то, чтобы содействовать исследователям в процессе разработки анкеты и помочь им избежать основных ошибок. Указания, направленные на повышение эффективности разработки анкеты, представлены в виде 10 шагов на рис.3 [2, 3].
После анализа различных вопросов по разработке анкеты был выбран ряд вопросов, наиболее интересных с точки зрения оправданности выбранной профессии, одобрения методики преподавания основных дисциплин в вузе. Для автоматизации ответов выпускников было спроектировано и создано данное программное обеспечение. На рис.4 приведена блок-схема данного приложения, которое в дальнейшем может работать как автономно, так и быть установленным на Web-сервере основного предприятия.
Определите, какая информация необходима
Определите метод опроса
Определите состав отдельных вопросов
Разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ
Примите решение по поводу структуры вопросов
Определите формулировку вопросов
Расположите вопросы в должном порядке
Выберите форму и дизайн
Растиражируйте анкету
Рис. 2. Основные уровни в системе подготовки специалиста
Устраните ошибки путем предварительного теста
Рис. 3. Процесс разработки анкеты
Рис. 4. Блок-схема работы программного обеспечения
При проектировании программного обеспечения в среде СУБД MySQL (язык структурированных запросов [4, 5, 6]) были созданы две аналогичные базы данных (БД): «dbi» - для выпускников, работающих в Иркутске, и «dbk» - для выпускников, работающих в Красноярске. Каждая БД содержит по 3 таблицы, необходимые для полноценного функционирования и работы с данными:
Polls - таблица содержит вопросы анкеты;
Answers - таблица вариантов ответов на вопросы анкеты;
Votes - таблица ответов выпускников на вопросы анкеты.
Функции, позволяющие рассчитать статистические параметры, созданы на языке PHP - языке программирования, созданном для генерации HTML-страниц на Web-сервере и работы с базами данных. Требования к серверу следующие: операционная система должна быть Windows не ниже 2000, сервер баз данных - MySQL 5.1.
На рис.5 приведены одна из страниц анкеты и статистические результаты по обработке одного из глобальных вопросов анкеты: оправдались ли ожидания от выбранной специальности.
14
ВЕСТНИК ИрГТУ №10 (69) 2012
1. Позвольте сначала задать Вам несколько вопросов относительно того, насколько оправдались Ваши ожидания в связи с распределением в систему ОАО «РЖД»?
Ожидания от выбра иной вами специальности:
1. Специальность интересная Оправдались полностью
2.Специальность престижная Оправдались частично
3.Специальность дает возможность карьерного роста
H
4.Специальность обеспечивает хорошую заработную плату Оправдались полностью
Оправдались частично Не огюавлапись
Ожидания от возможности J Затрудняюсь ответить
5 .Возможность гордится своей работой
б.Возможность реализовать свои способности именно б ОАО «РЖД»
14
Рис. 5. Выбор ответов
Рис.6. Результаты первых двух вопросов
Ожидания от перспектив, которые открылись перед Вами после окончания ИрГУПС: Возможность планирования личной жизни, личной судьбы
Рис.7. Кнопка «назад» внизу страницы результатов
Опрос был проведен среди выпускников 20062011 гг. Из рис.6, 7 видно, что примерно две трети выпускников считают полученную специальность по-прежнему интересной и перспективной, как и при поступлении в вуз. Более глубокий анализ результатов анкетирования позволит реально оценить качество преподавания основных дисциплин, формирующих статус выпускника.
Библиографический список
1. Мониторинг удовлетворенности качеством подготовки специалистов-выпускников ИрГУПС / В.А.Чичкалюк [и др.] // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: мат. межвуз. научно-практ. конф., 12-15 октября 2009 г., г. Иркутск. Иркутск, 2009.
2. Красильникова М. В. Проектирование программного обеспечения: учеб. пособие. М.: МИСиС, 2004. 106 с.
3. Маклаков С.В. Создание программного обеспечения. М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2003. 432 с.
4. Томсон Л. Разработка веб-приложений на PHP и MySQL. М.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003. 672 с.
5. Котеров Д.В. Самоучитель PHP. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 576 с.
6. Ульман Л. Руководство по изучению MySQL: пер. с англ. А.А.Слинкина. М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2004. 352 с.