Научная статья на тему 'Создание программного обеспечения для анкетирования специалиста'

Создание программного обеспечения для анкетирования специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНКЕТА / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ЗНАНИЯМИ / БАЗА ДАН НЫХ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЯЗЫК СТРУКТУРИРОВАННЫХ ЗАПРОСОВ / SQL (STRUCTURED QUERY LANGUAGE) / QUESTIONNAIRE / SATISFACTION DEGREE OF GRADUATES WITH THE KNOWLEDGE PROVIDED / DATABASE / STATISTICAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинская Софья Иосифовна

Разработано программное обеспечение для анкетирования выпускников вуза – специалистов по информационным системам. Использовалась СУБД MySQL для создания базы данных. Рассмотрены статистические результаты опроса выпускников 2007–2011 гг. Приложение может работать как автономно, так и быть установленным на Web-сервере основного предприятия. Анкетирование важно проводить для того, чтобы реально оценить качество преподавания дисциплин, формирующих статус выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинская Софья Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SOFTWARE TO SURVEY SPECIALISTS

The software for questioning university graduates -specialists in Information Systems has been developed. To create the database a MySQL database management system has been used. The statistical results of the survey of 2007-20011 graduates are considered. The application is able to operate stand-alone or be installed on the Web-server of the parententerprise. It is important to carry out questioning in order to obtain a real assessment of the quality of teaching disciplines that form the graduate’s status.

Текст научной работы на тему «Создание программного обеспечения для анкетирования специалиста»

УДК 519.6; 378.147; 333.108

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА © С.И. Белинская1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Разработано программное обеспечение для анкетирования выпускников вуза - специалистов по информационным системам. Использовалась СУБД MySQL для создания базы данных. Рассмотрены статистические результаты опроса выпускников 2007-2011 гг. Приложение может работать как автономно, так и быть установленным на Web-сервере основного предприятия. Анкетирование важно проводить для того, чтобы реально оценить качество преподавания дисциплин, формирующих статус выпускника. Ил. 7. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: анкета; степень удовлетворенности выпускников предоставляемыми знаниями; база данных; статистические результаты; язык структурированных запросов.

DEVELOPING SOFTWARE TO SURVEY SPECIALISTS S.I. Belinskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The software for questioning university graduates -specialists in Information Systems has been developed. To create the database a MySQL database management system has been used. The statistical results of the survey of 2007-20011 graduates are considered. The application is able to operate stand-alone or be installed on the Web-server of the parent-enterprise. It is important to carry out questioning in order to obtain a real assessment of the quality of teaching disciplines that form the graduate's status. 7 figures. 6 sources.

Key words: questionnaire; satisfaction degree of graduates with the knowledge provided; database; statistical results; SQL (Structured Query Language).

Качество образования - один из самых актуальных вопросов нашего времени и, в первую очередь, нашего государства. От него зависит будущее России. Какие специалисты будут создавать основу будущей жизни страны - одна из главных задач современности. И, конечно, в связи с постоянной глобальной перестройкой нашего образования, важным становится локальный инициативный подход, к которому прибегают многие педагогические коллективы. Его следует рассматривать с точки зрения непрерывного комплексного подхода к обучению во всей системе образования России. Для обеспечения качества образования на протяжении всего процесса обучения должно происходить развитие сотрудничества «школа - вуз -предприятие», должны корректироваться и анализироваться учебные планы по специальностям, осуществляться мероприятия по улучшению образовательного процесса, совершенствоваться система «выпускник - вуз». Качество образования должно быть приоритетным направлением деятельности любого вуза. Эта задача должна рассматриваться вузом не только как внутренняя проблема, но и как внешняя, постоянно должна осуществляться связь со школами города и области и тем самым готовиться база для быстрой адаптации и успешного обучения школьников в вузе.

Образовательный процесс как деятельная система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенство-

ванию при условии четкой научной организации управления им, и, наоборот, образование может проявлять склонность к деградации при отсутствии или плохой организации управления этим процессом. Никакого человека в принципе ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. Управлять познавательным и самообразовательным процессом - это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования организации и контроля процесса в целом. На рис.1 приведена схема взаимодействия процессов формирования специалиста - одного из главных объектов образовательной системы в вузе, как триединая задача обеспечения должного уровня высшего образования. Основные уровни подготовки выпускника (специалиста, бакалавра) представлены на рис. 2. В связи с этим интересны исследования Центра оценки и мониторинга персонала ИрГУПСа, одной из задач которых является оценка качества подготовки специалистов-выпускников и степень их удовлетворенности выбранной профессией [1]. Традиционно (по данным доступных источников) оценивается количество и качество выпускников, поступивших на предприятия железнодорожного транспорта и других отраслей. Наиболее верифицированным показателем такой оценки является оценка работодателя, а также мнения самих выпускников по некоторым вопросам спустя 4 и более лет после окончания.

1Белинская Софья Иосифовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем, тел.: 89025780301, e-mail: sofiabel@mail.ru.

Belinskaya Sofya, Candidate of Physico-Mathematical sciences, Associate Professor of the Department of Radio Electronics and Telecommunication Systems, tel.: 89025780301, e-mail: sofiabel@mail.ru

12

ВЕСТНИК ИрГТУ №1G (69) 2G12

контроль

Рис. 1. Схема взаимодействия процессов формирования выпускника

Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование. Анкетирование представляет собой заполнение таблиц с заранее подготовленным перечнем вопросов по интересующим маркетинговую службу вопросам. Анкета - это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). Стандартизация процесса сбора данных крайне необходима для гарантии получения внутренне непротиворечивых и согласованных данных для анализа. Анкета обеспечивает стандартизацию и возможность сравнения данных, полученных разными интервьюерами, повышает скорость и точность записи, облегчает обработку данных. Анкета также дает возможность исследователю собирать релевантную информацию, необходимую для принятия управленческого решения.

Объектом исследования являются выпускники ИрГУПСа кафедры информационных систем, готовящей специалистов в области вычислительной техники, предметом исследования - степень удовлетворенно-

сти выпускников предоставляемыми знаниями, их уверенность в своих силах и завтрашнем дне.

Разработка анкеты является наполовину наукой, наполовину искусством. Творчество, навыки и опыт исследователя играют здесь главную роль. Тем не менее, существуют некоторые указания, направленные на то, чтобы содействовать исследователям в процессе разработки анкеты и помочь им избежать основных ошибок. Указания, направленные на повышение эффективности разработки анкеты, представлены в виде 10 шагов на рис.3 [2, 3].

После анализа различных вопросов по разработке анкеты был выбран ряд вопросов, наиболее интересных с точки зрения оправданности выбранной профессии, одобрения методики преподавания основных дисциплин в вузе. Для автоматизации ответов выпускников было спроектировано и создано данное программное обеспечение. На рис.4 приведена блок-схема данного приложения, которое в дальнейшем может работать как автономно, так и быть установленным на Web-сервере основного предприятия.

Определите, какая информация необходима

Определите метод опроса

Определите состав отдельных вопросов

Разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ

Примите решение по поводу структуры вопросов

Определите формулировку вопросов

Расположите вопросы в должном порядке

Выберите форму и дизайн

Растиражируйте анкету

Рис. 2. Основные уровни в системе подготовки специалиста

Устраните ошибки путем предварительного теста

Рис. 3. Процесс разработки анкеты

Рис. 4. Блок-схема работы программного обеспечения

При проектировании программного обеспечения в среде СУБД MySQL (язык структурированных запросов [4, 5, 6]) были созданы две аналогичные базы данных (БД): «dbi» - для выпускников, работающих в Иркутске, и «dbk» - для выпускников, работающих в Красноярске. Каждая БД содержит по 3 таблицы, необходимые для полноценного функционирования и работы с данными:

Polls - таблица содержит вопросы анкеты;

Answers - таблица вариантов ответов на вопросы анкеты;

Votes - таблица ответов выпускников на вопросы анкеты.

Функции, позволяющие рассчитать статистические параметры, созданы на языке PHP - языке программирования, созданном для генерации HTML-страниц на Web-сервере и работы с базами данных. Требования к серверу следующие: операционная система должна быть Windows не ниже 2000, сервер баз данных - MySQL 5.1.

На рис.5 приведены одна из страниц анкеты и статистические результаты по обработке одного из глобальных вопросов анкеты: оправдались ли ожидания от выбранной специальности.

14

ВЕСТНИК ИрГТУ №10 (69) 2012

1. Позвольте сначала задать Вам несколько вопросов относительно того, насколько оправдались Ваши ожидания в связи с распределением в систему ОАО «РЖД»?

Ожидания от выбра иной вами специальности:

1. Специальность интересная Оправдались полностью

2.Специальность престижная Оправдались частично

3.Специальность дает возможность карьерного роста

H

4.Специальность обеспечивает хорошую заработную плату Оправдались полностью

Оправдались частично Не огюавлапись

Ожидания от возможности J Затрудняюсь ответить

5 .Возможность гордится своей работой

б.Возможность реализовать свои способности именно б ОАО «РЖД»

14

Рис. 5. Выбор ответов

Рис.6. Результаты первых двух вопросов

Ожидания от перспектив, которые открылись перед Вами после окончания ИрГУПС: Возможность планирования личной жизни, личной судьбы

Рис.7. Кнопка «назад» внизу страницы результатов

Опрос был проведен среди выпускников 20062011 гг. Из рис.6, 7 видно, что примерно две трети выпускников считают полученную специальность по-прежнему интересной и перспективной, как и при поступлении в вуз. Более глубокий анализ результатов анкетирования позволит реально оценить качество преподавания основных дисциплин, формирующих статус выпускника.

Библиографический список

1. Мониторинг удовлетворенности качеством подготовки специалистов-выпускников ИрГУПС / В.А.Чичкалюк [и др.] // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: мат. межвуз. научно-практ. конф., 12-15 октября 2009 г., г. Иркутск. Иркутск, 2009.

2. Красильникова М. В. Проектирование программного обеспечения: учеб. пособие. М.: МИСиС, 2004. 106 с.

3. Маклаков С.В. Создание программного обеспечения. М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2003. 432 с.

4. Томсон Л. Разработка веб-приложений на PHP и MySQL. М.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003. 672 с.

5. Котеров Д.В. Самоучитель PHP. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 576 с.

6. Ульман Л. Руководство по изучению MySQL: пер. с англ. А.А.Слинкина. М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2004. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.