Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
применения положительного зарубежного опыта. При таком подходе ОЭЗ можно рассматривать как некий консенсус, баланс интересов государства и бизнеса на уровне региона и страны.
ИСТОЧНИКИ:
1. Брынцев А.Н. Формирование инвестиционного климата в условиях особой экономической зоны. М.: Мелап, 2008.
2. Павлов П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2010.
3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». М.: Проспект, 2010.
4. Пушкин А.В., Алпатов А.А., Джапаридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
5. Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
6. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2007.
7. Панкратов А.А. Государственно-частное партнерство в современной практике. Основные теоретические и практические проблемы. М.: Анкил, 2010.
УДК 338.1 ББК 65.32 Ч 49
СОЗДАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОДСИСТЕМЫ РЕГИОНА
Чернявская Светлана Александровна, кандидат экономических наук, ГОУ ВПО «КубГАУ» Тел.: 8(918)-467-76-26
Аннотация. В статье предложен новый подход к системной организации локалитета продовольственного бизнеса региона - реализация принципов рационального землепользования, нулевая технология обработки почвы, использование сил рыночной спецификации, которые обеспечивают формирование функциональной продовольственной подсистемы региона, реализацию эффективной экономической политики региона в данной сфере.
Ключевые слова. Ресурсосберегающие технологии, продовольственная подсистема; эффект.
the creation of subregional alimentary sistem
Chernjavskaya Svetlana Alexandrovna, candidate of economy science, the docent of KubSAU Contact: 8(918)-467-76-26
Annotation. In this article there was offered the new approach to system organization of location of alimentary type of business of the region - advancing of principles of rational land use, zero technology, using the forces of market specification, which provide formation the alimentary functional sub- regional system, realization of effective economy policy of region in this sphere.
Key words. Resource saving tecnology; alimentary functional sub- regional system; effect.
30
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
Горизонты новой экономики
В соответствии с императивом модернизации во внутренней среде региональных экономических систем России происходит достаточно противоречивое преобразование прежних структур АПК, идет поиск оптимальных форм системной организации продовольственного бизнеса, ориентированных на обеспечение населения продовольствием и обеспечение необходимой конкурентоспособности региональных экономических систем, обладающих соответствующим развитым компонентом.
Решение данной задачи в условиях развития процессов глобализации и предстоящего вступления России в ВТО требует принятия неотложных мер по повышению эффективности производства продовольствия в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке. При этом ключевым фактором выступает преодоление накопленного технико-экономического отставания отечественного продовольственного бизнеса от ведущих стран мира.
Актуальными задачами в этой связи становятся использование новейших технологий сельскохозяйственного производства в регионах и переработки продовольственного сырья, повышение квалификации кадров, развитие инфраструктуры локального продовольственного рынка, рациональное размещение различных видов продовольственного бизнеса, обеспечивающие эффективное использование ресурсов, рост производительности труда, сокращение издержек производства и увеличение объемов реализации продукции [1]. Вместе с тем, следует отдавать себе отчет в том, что ни одна из перечисленных выше задач не может быть решена без институционально-хозяйственных, действительно системных преобразований соответствующей сферы деятельности на мезо-уровне организации экономических отношений.
Именно факторы институционально-хозяйственного рода существенно притормозили развитие комплексной механизации производства сельскохозяйственной продукции, вызвали резкие колебания на локальных продовольственных рынках, обострили социальные проблемы села и др. Все это заставляет по-новому подойти к системе региональной организации производства, распределения, обмена и потребления продовольствия в современных условиях, используя ресурсосберегающие технологии и инновационные способы формирования пространственных локализаций бизнеса.
Отметим, что за последние десятилетия уровень технологий в растениеводстве принципиально не изменился. До настоящего времени широко практикуется применение плугов, морально устаревших культиваторов, борон, катков, сеялок, уборочных машин, давно не отвечающих современным требованиям к эффективному земледелию и защите природных ресурсов. Инерционное земледелие, игнорирующее такие объективные законы, как закон
возврата заимствованных ресурсов, закон воспроизводства всех факторов хозяйственного процесса, равно и нарушение научно обоснованных требований мелиорации земель, организации территории и размещения посевов, чередованию культур, системе обработки почвы, сбалансированного использования средств химизации, неизбежно приводят к потере потенциала плодородия и безвозвратным разрушениям почвы [2].
В основе рационального землепользования лежат следующие основополагающие принципы:
- минимальная, стремящаяся к нулевому уровню обработка почвы с созданием мульчирующего слоя для накопления и сохранения влаги;
- обоснованная система удобрений и защиты растений от сорняков, болезней и сельскохозяйственных вредителей при нулевой обработке;
- качественное выполнение механизированных полевых работ с использованием элементов точного адресного земледелия (системы GPS) и оптимального инструментального обеспечения технологий [3].
Однако практическая реализация указанных принципов предполагает опору на качественно новые формы системной организации всей совокупности видов продовольственного бизнеса в хозяйственном пространстве региона. Современная экономическая наука предлагает для решения задач пространственной организации взаимосвязанных групп хозяйственных процессов и отношений ряд вариантов [2]. По существу, это различные способы структуризации внутренней среды региональных экономических систем. Оценим их возможности применительно к поставленной нами научной задаче.
В условиях продолжающихся рыночных преобразований для структуризации и институционального упорядочивания внутренней среды региональных экономических систем применяют различные подходы, в том числе:
- ассоциативный подход, позволяющий сформировать некоммерческие объединения участников локальных рынков, обеспечивающие защиту их совместных интересов и взаимодействие с территориальными органами власти и управления;
- кластерный подход, ориентированный на создание «пучков развития», опирающихся на общую инфраструктуру и активизирующих внутри себя кооперацию, комбинирование и интеграционное взаимодействие;
- создание зон экономического развития в пространстве регионов, обладающих специальными режимами;
- формирование функциональных экономических подсистем, обладающих устойчивостью и необходимыми силами притяжения элементов, потенциалом саморазвития, статусом субъекта региональной экономической политики и соответствующими механизмами управления.
31
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
Ассоциации участников локального продовольственного рынка, ориентированные на представительство и защиту совместных интересов своих участников, а также взаимодействие с территориальными органами власти и управления, представляют собой элементарную форму структуризации отношений внутренней среды региональной экономической системы, поэтому задачи эффективного обеспечения продовольствием и вклада в приращение конкурентоспособности территории просто превышают их возможности.
Кластеры по отношению к региональным экономическим системам служат точками роста внутреннего рынка, так как развитие отрасли, взаимосвязь отраслей всех уровней друг с другом, развитие инфраструктуры, все это дает синергетический эффект в социально-экономическом развитии территории. Кластерный подход предполагает, что в условиях развития экономики превалирующая роль отдается не отрасли, а территории как объекту экономического управления, что обеспечивает повышение конкурентоспособности территориального образования. При этом перспективы кластерной организации во внутренней среде региональных экономических систем, в основном, определяются характером разделения труда, доминирующими в данном пространстве экономическими субъектами (вертикально интегрированными корпорациями), а также наличием соответствующей инфраструктуры и благоприятных параметров институциональной среды.
В отечественной экономической литературе постепенно утверждается научная позиция, сторонники которой полагают, что конкурентоспособность национальной экономики и ее отдельных регионов следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности кластеров, то есть, «пучков», включающих фирмы различных отраслей, причем формирование таких «пучков» позволяет повысить эффективность использования внутренних ресурсов пространственной системы [2, 4].
Формирование кластеров может осуществляться тремя способами:
- «сверху», когда кластер создается по инициативе и в интересах территориальных властей;
- «снизу», когда отдельные проекты и программы, реализуемые в пространстве локального рынка, объединяются по инициативе субъектов территориального бизнеса;
- «сверху и снизу», то есть, смешанный вариант, когда сочетаются оба подхода.
Вместе с тем, кластеры не обладают системным качеством взаимодействия входящих в них элементов. Их коренное преимущество в ином - адаптивности к меняющимся условиям рынка. Может быть, поэтому кластерная организация бизнеса не получила особого распространения в России, где господствующий институт государственной власти
ориентирован на вертикальные механизмы субординации и обеспечение как можно более «полной» управляемости субъектов рынка.
Необходимо учитывать то, что Россия исторически сформировала свою экономику в огромном хозяйственном пространстве, где естественными ограничениями в развитии экономической системы выступают: низкая плотность населения; наличие разнообразных экстремальных условий проживания людей; высокие издержки трансакций и социальных коммуникаций. Именно эти условия сформировали в стране типичную «экономику пространства», где ценятся пространство и расположенные в нем природные ресурсы, а не время и расходующие его люди.
На мезо-уровне именно насыщенность территории природными ресурсами определяет возможности развития каждого региона, поэтому территории, бедные в ресурсном отношении, вынуждены искать какие-либо иные возможности для своего развития и привлечения инвестиций. Сама по себе территория без ресурсного обеспечения вряд ли может представлять интерес для потенциальных участников процесса локализации - разве что в плане выделения зон хранения вредных отходов [5, 6].
Вместе с тем, правомерен вывод о том, что «экономика пространства» изначально ориентирована на рациональную организацию главного элемента ее богатства - самого пространства. События последних лет усилили его аргументацию, поскольку один из уроков глобального финансового кризиса состоит в том, что акцент на формирование эффективных интегрированных субъектов в хозяйственном пространстве России, обладающих необходимой конкурентоспособностью (в том числе, и субрегиональных систем, концентрирующих в себе ключевые компетенции), может обеспечить преодоление последствий глубокой рецессии и инициировать создание территориальных плацдармов восстановительного роста и дальнейшего инвестиционного развития [5].
В, Прохорова приходит к выводу о том, что условиях поиска качественно новых ресурсов и, как следствие, повышения своей конкурентоспособности территории стремятся совершенствовать свою внутреннюю структуру, находить и подкреплять в своей внутренней среде точки и зоны перспективного роста. При этом необходимо решать двоякую задачу:
- опираться на естественно складывающиеся зоны роста, обладающие достаточным потенциалом эволюции;
- адекватно локализовать такие зоны в пространстве региона - субрегиональные зоны, обеспечивая им необходимую свободу развития.
При выделении субрегиональных структур в пространстве региональной структуры необходимо учитывать роль института власти. Говорить о том,
32
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
Горизонты новой экономики
что данные структуры обособлены и автономно складываются внутри системы региона, в российских условиях господства института власти просто не приходится. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что региональная или субрегиональная структура, построенная административным путем, по требованию «сверху», не отличается устойчивостью и готова к дезинтеграции в случае кризиса господствующего института власти.
Формирование субрегиональных систем в хозяйственном пространстве территориальных экономических образований современной России исходит из объективной потребности в спецификации ресурсов, элементов капитала и компонентов региональной инфраструктуры, обусловленной устойчиво воспроизводимыми взаимосвязями, естественно локализованными в пределах определенной части территории региона. Субрегиональная система складывается, чтобы выделить и усилить рыночную оценку накопленного в определенной сфере или части территории региона экономического потенциала, увеличить конкурентоспособность взаимосвязанных рыночных субъектов.
Правомерно рассматривать формирование субрегиональных интегрированных субъектов с позиций необходимой конкретизации мезо- уровня экономических отношений. Становление субрегиональных интегрированных субъектов следующим образом уточняет и развивает функциональное содержание данного уровня:
- применительно к воспроизводственной функции - формирует в хозяйственном пространстве региона новые области роста, обеспечивающие наращивание потенциала и повышение устойчивости территориального воспроизводства;
- применительно к инновационной функции -концентрирует факторы и ресурсы процесса инновационной модернизации региона;
- применительно к функции обеспечения социально-экономической безопасности - инициирует диверсификацию хозяйственного процесса и преодоление рентной ориентации развития региональных экономических систем современной России;
- применительно к интеграционной функции - предоставляет экономической системе региона качественно новые возможности интеграционного взаимодействия с субъектами различных уровней глобальной хозяйственной системы (вертикально интегрированными корпорациями, международными экономическими организациями и др.)
Процесс становления субрегиональных интегрированных субъектов формирует потребность в их институциональном упорядочивании и позиционировании в системе координат административной организации пространства современной России. Субрегиональные интегрированные субъекты должны быть «прописаны» в правовом поле современной России. С учетом сложности и длитель-
ности решения такой задачи в качестве временной формы институциональной организации данных субъектов может быть использована форма особой экономической зоны [6].
Субрегиональные интегрированные субъекты, превращаясь в функциональные подсистемы, позиционированные в мета- системе региона, придают ей ту или иную стратегическую ориентацию. Выделим основные формы указанной стратегической ориентации:
- рентная сырьевая ориентация, характерная для субрегиональных экономических систем, концентрирующих в своем хозяйственном пространстве значительные запасы природных ископаемых (энергоресурсов, руд металлов и др.);
- рентная рекреационно-туристическая ориентация, характерная для субрегиональных экономических систем, обладающих монопольным контролем над уникальными природными ресурсами, на основе которых складываются курортные и развлекательные комплексы;
- традиционная индустриальная ориентация, характерная для субрегиональных систем, опирающихся на действующие промышленные комплексы, созданные в советский период (обработка металлов, машиностроение, химическая, легкая промышленность и др.);
- архаическая (этно- экономическая) ориентация, характерная для депрессивных регионов и опирающихся на факторы местных промыслов, ремесел, личное подсобное хозяйство и др.;
- ориентация в направлении «экономики, основанной на знаниях», характерная для субрегиональных систем, которые локализуют в своем хозяйственном пространстве человеческий капитал и перспективные нематериальные активы.
В региональной системе Краснодарского края естественным образом локализуются несколько функциональных субрегиональных систем, обладающих различной стратегической ориентацией:
- продовольственная система, в основе которой - наиболее перспективные для региона факторы и ресурсы прежнего АПК;
- транспортная (трансферная)система, опирающаяся на совокупность портов, трубопроводных терминалов и дорожную сеть региона;
- рекреационно-туристическая система, представленная потенциалом Сочи, Анапы, Геленджика и предгорной зоны региона.
Приоритетной, в силу имеющихся природных условий, традиций и опыта хозяйствования, является именно продовольственная подсистема. Отметим, что в крае сложились многие предпосылки для ее образования и, прежде всего, спецификация активов множества бизнес структур, устойчиво взаимодействующих в сфере воспроизводства продовольствия.
Одной из существенных предпосылок формирования продовольственной подсистемы выступает
33
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
фирма ЗАО «Агрокомплекс» (ст. Выселки), созданная в 1993 году путем объединения комбикормового завода АО «Комбикорм» и комплекса по откорму крупного рогатого скота АО «Восход». За последующие годы «Агрокомплекс» сумел, опираясь на административный ресурс и институты аграрной жизни, присоединить к себе несколько десятков сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. В настоящее время коллектив фирмы насчитывает более 9500 работников. На рынке мяса, птицы Краснодарского края доля «Агрокомплекса» составляет 30%, доля в производстве яиц - 25%, то есть, это региональный монополист.
В составе «Агрокомплекса» - сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, логистические компании, обеспечивающие продвижение на рынке и транспортные предприятия, розничные торговые предприятия. Только в г. Краснодаре агрокомплекс «Выселковский» располагает 24-мя торговыми точками. Мощное вспомогательное производство включает в себя железнодорожный цех, станцию технического обслуживания, биолабораторию, нефтехозяйство. В состав фирмы входят два элеватора. Предприятие имеет в своем составе автохозяйство с общим количеством автомашин - 900 единиц, машинотракторный парк фирмы насчитывает более 800 единиц техники. Это дает основание рассматривать его как разновидность кластера.
При этом ядром «Агрокомплекса» являются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, расположенные в сельской местности, как в классическом кластере, которые, как правило, являются ведущими предприятиями, лидерами в экономике (градообразующими предприятиями). Фирма «Агрокомплекс» располагает централизованным механизмом управления по типу
холдинга и реализует в пространстве края стратегию интегрированного роста, что позволяет квалифицировать ее, как прообраз продовольственной подсистемы. Слабым звеном «Агрокомплекса», которое сужает его возможности, является отсутствие продуктивных связей с научными учреждениями региона и России, что, в свою очередь, свидетельствует о дефиците инноваций (нового оборудования, маркетинговых технологий и др.).
Игнорировать сложившиеся и возникающие функциональные подсистемы в процессе развития, разработки и реализации эффективной региональной социально-экономической политики - значит, ограничиваться абстрактной конструкцией данной политики и отказываться от ее конкретного проектирования и реализации.
ИСТОЧНИКИ:
1. О роли современных технологий в устойчивом развитии агропромышленного комплекса Российской Федерации: доклад заседания президиума Государственного совета «О роли современных технологий в развитии агропромышленного комплекса РФ» от 30 сентября 2004 г. // Режим доступа: http://tours.kremlin.ru / text/appears2/2004/09/30/97304. shtml.
2. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства. М.: Высшая школа, 2010.
3. Небавский В.А. Машинно-технологическое обеспечение ресурсосберегающих процессов «нулевой» обработки почвы. Краснодар: КГАУ, 2004.
4. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов - на - Дону: ЮФУ, 2008.
5. Мамедов О.Ю. Экономическая тайна финансового кризиса - 2008 // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т.7. №1.
6. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Москва: МГУ, 2010.
34