Научная статья на тему 'Создание правовой базы переговорного процесса между СССР и США по ограничению стратегических вооружений в 1969-1972 гг'

Создание правовой базы переговорного процесса между СССР и США по ограничению стратегических вооружений в 1969-1972 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1559
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ / БЕССРОЧНЫЙ ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ПРО) / ВРЕМЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ-1)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каширина Татьяна Владиславовна

В статье рассматривается процесс подготовки и ключевые проблемы советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). Отмечается важная роль конфиденциального канала «Добрынин-Киссинджер». Политика «увязки» вопросов разоружения с решением вьетнамской проблемы, «поведением» Советского Союза на международной арене, проводимая Соединенными Штатами, накладывала большой отпечаток на ход советско-американских переговоров. Результатом переговоров ОСВ-1 стало создание правовой базы дальнейших отношений СССР и США в области разоружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of legal base of negotiating process between the USSR and the USA on restriction of strategic armaments in 1969-1972

In article process of preparation and key problems of the Soviet-American negotiations on restriction of strategic armaments (SALT-1) is considered (examined). In article the important role of confidential channel "Dobrynin-Kissinger" is marked. The policy(politics) of "coordination" of questions of disarmament with the decision of the Vietnamese problem, "behaviour" of Soviet Union on the international scene, spent by the United States, imposed the big print on a course of the Soviet American negotiations. Result of negotiations SALT-1 became creation of legal base of the further attitudes(relations) of the USSR and the USA in the field of disarmament.

Текст научной работы на тему «Создание правовой базы переговорного процесса между СССР и США по ограничению стратегических вооружений в 1969-1972 гг»

Жатиринна ТТатьяна ВладислаВоВна Создание праВоВой базы перегоВорного процесса

между СССР и СШЩА по огра/нине/нию стратегических Вооружений В 1969-1972 гг

о

м

•<

ей И

К

I—,

о

ас ^

к ё

о щ

о

м

В статье рассматривается процесс подготовки и ключевые проблемы советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). Отмечается важная роль конфиденциального канала «Добрынин-Киссинджер». Политика «увязки» вопросов разоружения с решением вьетнамской проблемы, «поведением» Советского Союза на международной арене, проводимая Соединенными Штатами, накладывала большой отпечаток на ход советско-американских переговоров. Результатом переговоров ОСВ-1 стало создание правовой базы дальнейших отношений СССР и США в области разоружения.

Советско-американские переговоры, ограничение наступательных и оборонительных стратегиче-^ ских вооружений, конфиденциальный канал, бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Юоговоренность о переговорах по вопросам, касающимся сдерживания гонки стратегических вооружений, была достигнута между правительствами СССР и США, 2 июля 1968 г. Точный срок начала переговоров не был установлен. Стороны договорились вступить в переговоры в ближайшее время. Переговоры должны были касаться ограничения и сокращения систем доставки как стратегического ядерного оружия, так и систем обороны против баллистических ракет [17, с. 429].

20 января 1969 г. советское правительство сделало официальное заявление о готовности СССР вступить в переговоры с США [1, л.170].

В феврале 1969 г. в беседе с министром иностранных дел ПНР С.Ендриховским советское правительство еще раз подтвердило готовность приступить к серьезному обмену мнениями по этому вопросу. Но правительство США ответа не дало [2, л. 28].

В дальнейшем администрация Никсона взяла курс на затягивание начала переговоров, параллельно пытаясь решить другие международные проблемы и разворачивая в США противоракетную систему «Сейфгард».

Советско-американские переговоры по ОСВ проходили на двух уровнях. Официально они велись в Хельсинки с ноября 1969 г. «под бдительным оком мировой прессы. Однако настоящий обмен мнениями, проверка возможных компромиссных решений и преодоление решающих трудностей осуществлялись в ходе секретных встреч между советником президента по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджером и советским послом в США А.Ф. Добрыниным» [11, с. 378]. По мнению Р. Никсона, «в некоторых случаях успешная международная политика невозможна без проведения секретных операций и тайных переговоров» [11 ,с. 378].

В 1969 г. взгляды и практическая деятельность правительства Никсона в области отношений с СССР складывались в двух плоскостях. Во-первых, в направлении предотвращения прямого ядерного столкновения с Советским Союзом, завязывания контактов с СССР и создания предпосылок для возможного сотрудничества (в первую очередь, в урегулировании вьетнамской проблемы). Во-вторых, в направлении дальнейшего усиления военной машины США, укрепления западных военно-политических союзов и в организации противодействия политике СССР и других стран социалистического лагеря. В обоих случаях в основу была положена главная установка правящих кругов США - сохранение и, по возможности, расшире-

г

ние позиции лагеря капитализма и ограничение позиции социализма.

В ряде заявлений и документов самого Р. Никсона - в «Обращении» при вступлении на пост президента», Послании сенату о ратификации Договора о нераспространении ядерного оружия», в высказываниях на двух состоявшихся пресс-конференциях, - а также в выступлениях членов его кабинета говорилось, что в целях предотвращения мирового ядерного конфликт США готовы осуществить переход «от эры конфронтации к эре переговоров с Советским Союзом».

Такой же рефрен звучал в выступлении заместителя министра обороны США Д.Паккарда, помощника президента Г.Киссинджера [1, л. 149-150].

В столь сложных и противоречивых условиях началась подготовка к советско-американским переговорам по ОСВ.

В ходе первой встречи президента Никсона с советским послом в США А.Ф. Добрыниным 17 февраля 1969 г. были изложены позиции советского руководства. Они сводились к следующему.

1. Советская сторона считала необходимым предпринимать все возможные усилия для того, чтобы начал эффективно действовать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), так как он все еще не был подписан рядом стран.

2. Советский Союз призвал признать равное право на равные условия в ходе парижских переговоров за политическими силами, действующими во Вьетнаме. В этом случае СССР окажет всемерную поддержку на переговорах.

3. Если СССР и США согласны в том, что надо вести дело не к взаимному столкновению, а к устранению военной угрозы, то из этого вытекает необходимость сдерживания и свертывания военной угрозы, прежде всего ракетно-ядерной.

Крупным шагом в области сдерживания гонки вооружений и уменьшения военной опасности, по мнению Москвы, могло бы явиться достижения соглашения между СССР и США об ограничении и последующем сокращении стратегических вооружений - как наступательных, так и оборонительных.

Советская сторона соглашалась, что общими целями в этой области должны быть, в первую очередь, достижение и поддержание устойчивого американо-советского стратегического сдерживания путем согласования ограничений на развертывание наступательных и оборонительных стратегических вооружений, а также обеспечение взаимной уверенности каждой из стран в том, что безопасность будет сохранена, а напряженность, неопределенность и расходы, связанные с неограниченным продолжением гонки стратегических вооружений, минимизированы.

В ходе встречи Добрынина и Никсона было также согласовано, что ограничение и сокращение стратегических вооружений должны осуществляться в комплексе, включая как системы доставки наступательного стратегического оружия, так и системы обороны против баллистических ракет, и что ограничение и сокращение этих вооружений должны быть сбалансированы на основе принципа обеспечения одинаковой безопасности для обеих сторон.

Советское правительство подтверждало свою готовность вступить в ближайшее время в переговоры по ОСВ с правительством США, в том числе и по вопросу о мирном использовании ядерных взрывов [3, с. 10-20].

В ответ Никсон отметил, что параллельно с решением вопросов по ОСВ и СССР и США должны сделать все возможное, чтобы разрядить острые политические ситуации, такие как ближневосточная и вьетнамская [9, с. 22]

США было решено создать конфиденциальный канал «Киссинджер-Добрынин», на что советская сторона ответила согласием.

Президент констатировал наличие серьезных разногласий, определенного соперничества в различных районах, которые вряд ли можно преодолеть, но нельзя довести эти разногласия до опасной точки кипения, до взрыва [9, с. 20-24].

Г. Киссинджер в ходе своей первой встречи с А.Ф. Добрыниным в феврале 1969 г. сообщил ответные соображения президента по вопросам отношений двух стран и по международным проблемам.

По словам Киссинджера, президент:

- считал важным двусторонний обмен мнениями с советским правительством по вопросу о Ближнем Востоке;

Л

О ¡□С

О ^

К

^

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

- был согласен с Советским Союзом, что не следует менять основ послевоенного устройства в Европе;

- выражал готовность нового правительства США решить вьетнамский вопрос без «потери лица» и без быстрой смены правительства в Южном Вьетнаме и резкого изменения всей политики Южного Вьетнама. Постепенная эволюция, однако, не исключалась.

Относительно сроков начала переговоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) Киссинджер откровенно отметил, что сроки зависят от начала развертывания американской системы ПРО.

На этот счет, правда, в правительстве США имелись разногласия. Госсекретарь Роджерс считал, что нужно начинать переговоры, не осложняя их торопливым принятием далеко идущих решений соответствующих военных вопросов.

Министр обороны Лэйрд и военные на первое место ставили вопрос о развертывании ПРО вне зависимости от начала и хода переговоров [4, с. 27-34].

По поводу затягивания переговоров со стороны США высказался министр иностранных дел А.А. Громыко во время встречи с госсекретарем Роджерсом в сентябре 1969 г. [19, с. 94].

В ходе конфиденциальной беседы Громыко и Роджерса был обсужден вопрос о месте проведения переговоров по ОСВ - в Вене или в Женеве либо поочередно в этих городах [7, с. 102].

Но в текущих делах, а также в вопросах ОСВ со стороны американской администрации продолжала действовать политика «увязки» с вьетнамским вопросом. Американские руководители это неоднократно напрямую подчеркивали. Киссинджер заявлял: «Для нас Вьетнам -вопрос критической важности. Мы вполне готовы к обсуждению и других вопросов, однако Советский Союз не должен рассчитывать на особое отношение, пока вьетнамская проблема не будет решена (...).

Я повторил, что самый важный вопрос - Вьетнам. Как только он будет убран с пути и, в особенности, если русские проявят понимание, мы пойдем дальше» [8, с. 103-104].

20 октября 1969 г. президент Никсон в ответ на готовность советского правительства дал согласие начать обсуждение проблемы официального ограничения стратегических вооружений (ОСВ) [5, с.113].

Затянутость этих переговоров объяснялась тем, что, дав согласие на их ведение, Никсон и Киссинджер не спешили, а стремились «дозировать» прогресс на них в зависимости от «поведения» СССР не только на этих переговорах, но и в других международных вопросах (прежде всего вьетнамском).

17 ноября 1969 г. на официальной церемонии открытия советско-американских переговоров по ОСВ в Хельсинки выступили главы обеих делегаций. Глава советской делегации заместитель министра иностранных дел В.С. Семенов отметил, что советская сторона будет «руководствоваться принципами обеспечения прочного мира и международной безопасности, принципами мирного сосуществования без ущерба для безопасности СССР и США и всех других стран в целях сдерживания, ограничения, а затем и сокращения гонки вооружений» [14, с. 495-496].

Глава американской делегации Дж. Смит в своем выступлении указал на историческое значение начала переговоров [10, с. 497] и зачитал Послание президента США Никсона, в котором также подчеркивались принципы взаимной безопасности обеих сторон. «С нашей стороны, писал президент, мы будем руководствоваться концепцией поддержания «достаточности» сил, которые необходимы для нашей защиты и защиты наших союзников (выделено мной. - Т.К.) (...) Мы не стремимся добиться односторонних преимуществ. Мы не стремимся добиться такого положения, которое ущемляло бы интересы третьих сторон» [12, с. 494-495].

Как видно из вышеизложенных выступлений, наметилось одно важное противоречие. Советская сторона говорила о безопасности двух государств, участвовавших в переговорах -СССР и США. Американская сторона учитывала интересы своих союзников. В последующем Соединенные Штаты в ходе переговоров отвергнут советское предложение о сокращении стратегических сил передового базирования (американские военные базы в Западной Европе), ссылаясь на «интересы американских союзников».

Наряду с начавшимися переговорами по ОСВ к концу 1969 г. были достигнуты определенные успехи в советско-американских отношениях: совместно ратифицировали ДНЯО, догово-

г

рились о проекте международного соглашения о неразмещении оружия массового уничтожения (ОМУ) на морском дне, президент Никсон сделал заявление о намерении США ратифицировать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия, хотя это заявление сопровождалось серьезными оговорками, против которых высказалась Генеральная Ассамблея ООН.

Результатом деятельности конфиденциального канала «Добрынин-Киссинджер» и делегаций на переговорах по ОСВ в Женеве и Вене стала советско-американская встреча на высшем уровне и подписание важных соглашений в области ограничения стратегических вооружений.

22-30 мая 1972 г. состоялся визит американского президента Никсона в СССР и встреча на высшем уровне, которая явилась важным событием в развитии отношений двух стран и международных отношений в целом. Эта встреча стала основой для дальнейшего развития двусторонних отношений.

Прежде всего были подписаны важные документы, ставшие результатами компромиссов, достигнутых в рамках переговоров по ОСВ [13, с.96].

Основные дискуссии в ходе советско-американских переговоров по ОСВ на высшем уровне развернулись вокруг четырех вопросов.

1. Определение места расположения системы ПРО в СССР.

2. Определение тяжелых ракет.

3. Число советских подводных лодок-ракетоносцев, определенных в соглашении.

4. Вопрос о мобильных пусковых установках наземных ракет [6, с. 390-404; с. 404-406].

Главным результатом встречи было подписание 26 мая соглашений по ОСВ-1: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, которые явились результатом трудных многомесячных переговоров. Временное соглашение предусматривало пятилетний срок, в течение которого продолжались бы переговоры с целью поиска более серьезных сокращений.

Согласно Договору ПРО определялись два района размещения в США и СССР соответственно - вокруг столиц и одного района размещения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ШПУ МБР).

Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне районов, определенных настоящим Договором, а также системы ПРО или их компоненты, запрещенные настоящим Договором, должны быть уничтожены либо демонтированы в соответствии с согласованными процедурами в течение возможно короткого согласованного периода времени [18, с.232-238].

Таким образом, точное географическое расположение определялось только для одной системы ПРО - вокруг столиц государств, вторая система (вокруг наземных МБР) оставлялась на усмотрение сторон, но при соблюдении определенной удаленности от первой системы ПРО.

Стороны Временного соглашения, вступившего в силу 3 октября 1972 г., взяли на себя обязательства, предусматривавшие принятие некоторых мер в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Эти ограничения распространялись на следующие виды стратегических наступательных вооружений и обязывали стороны:

1) не начинать после 1 июля 1972 г. строительство дополнительных стационарных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования;

2) не переоборудовать пусковые установки легких МБР наземного базирования, а также МБР наземного базирования старых типов, развернутых до 1964 г., в пусковые установки тяжелых МБР наземного базирования типов, развернутых после указанного срока;

3) ограничить пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и современные подводные лодки с баллистическими ракетами числом находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания соглашения.

Срок действия соглашения - пять лет.

В отношении БРПЛ стороны договорились на период действия данного Соглашения о нижеследующем:

- США могут иметь не более чем 710 пусковых установок для БРПЛ и не более чем 44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

¡□с

о ^

к

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ti

л )

о

PQ •<

PLh

l=¡

К

U-i О Ч

s=¡ ££

к

о и о м

современные подлодки (ПЛ) для баллистических ракет.

- Советский Союз может иметь не более чем 950 пусковых установок для баллистических ракет на ПЛ и не более чем 62 современные ПЛ для баллистических ракет.

- Дополнительные пусковые установки для БРПЛ вышеуказанного количественного уровня (в Соединенных Штатах более 656 пусковых установок для БРПЛ, а в Советском Союзе более 740 пусковых установок для БРПЛ), действующие или строящиеся, могут служить заменой для равного количества пусковых установок для баллистических ракет старого типа, развернутых до 1964 г., или для пусковых установок для БРПЛ старой модификации.

- Развертывание современных БРПЛ на любых ПЛ, независимо от их типа, будет рассматриваться в отношении суммарного количественного уровня БРПЛ, разрешенного для США и СССР [18, с. 232-238].

29 мая, в заключительный день встречи, американский и советский руководители подписали совместный документ «Основы взаимоотношений между СССР и США». Это был важная политическая декларация, в которой была зафиксирована важность предотвращения кризисных ситуаций, чреватых ядерной войной, и признавался принцип мирного сосуществования как основа взаимоотношений СССР и Америки (что, безусловно, являлось достижением советской стороны). Были закреплено положение, что развитие советско-американских отношений не направлено против третьих стран и их интересов (что было, в свою очередь, достижением Киссинджера) [15, с. 237-238].

Во время визита Никсона были подписаны также несколько двусторонних соглашений: о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях; о сотрудничестве в области науки и техники; о предотвращении инцидентов в открытом море; о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, а также решен вопрос об оплате советской стороной поставок по ленд-лизу во время Второй мировой войны.

Но договоренности ОСВ-1 не касались таких важных видов наступательных вооружений, как бомбардировщики дальнего радиуса действия, по числу которых США имели трехкратное преимущество над СССР. Кроме того, соглашения не регламентировали численность разделяющихся головных частей (РГЧ), что позволяло увеличивать разрушающую мощность стоявших на вооружении ракет за счет размещения на них разделяющихся боеголовок вместо обычных, оставаясь формально в лимитах соглашений 1972 г.

В концептуальном отношении «Основы взаимоотношений СССР и США» были важнейшим документом, так как США впервые официально согласились с советской идеей мирного сосуществования. В день подписания текста «Основ...» Г. Киссинджер впервые на пресс-конференции в Москве употребил термин «мирное сосуществование» в своей речи в позитивном смысле [16, с. 356].

Подводя итог переговорному процессу по ОСВ-1, можно сделать следующие выводы. Позиция США на переговорах определялась следующими моментами.

- Политикой «увязок» и «торга», «оттягиванием» начала переговоров и «затягиванием» хода самих переговоров.

- Уверенностью, что СССР из-за экономических проблем больше заинтересован в ОСВ.

- Переговоры велись параллельно с развертыванием системы ПРО «Сейфгард», т.е. с наращиванием американского военного потенциала и со «ссылками» на наличие подобной системы у СССР.

- Изначально США к лету 1970 г. предлагали заключить ограниченное соглашение по ПРО, но в апреле 1970 г. включили в это соглашение и наступательные вооружения.

- Первоначальный подход США к переговорам основывался на американском военном превосходстве.

- США удалось вывести из соглашения американское оружие передового базирования (евроракеты). СССР вывел из соглашения советские РСД. Таким образом была достигнута так называемая компенсация. В результате у СССР сохранилось больше МБР.

- Первоначальный подход США к географическому расположению систем ПРО состоял в том, что в СССР ПРО будет расположена вокруг столицы, а в США - вокруг трех баз МБР;

- В июне 1971 г. США включили в число замораживаемых вооружений наступательные средства морского базирования (ПЛАРБ) в надежде на то, что СССР на это не согласится.

В результате, заслугой Советского Союза являлось отстаивание географического расположения двух систем ПРО - вокруг столиц и вокруг базы МБР и общего суммарного потолка наступательных вооружений. Во всем остальном был принят американский вариант соглашения с некоторыми совместными доработками.

Бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) 1972 г. заложили правовую базу советско-американских отношений в области разоружения.

Литература

[1] АВП РФ, ф.129, оп.55, п.215, д.54.

[2] АВП РФ, ф. 47 ОМО, оп. 15, п.146. д.24.

[3] Запись беседы А.Ф. Добрынина с президентом США Р. Никсоном. 17.02.1969 г. // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969 - май 1972: В 2 кн. Кн.1: 1969-1971. - М., 2007.

[4] Запись беседы А.Ф. Добрынина с Г. Киссинджером. 21.02.1969 г. // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969 - май 1972: В 2 кн. Кн.1: 1969-1971. - М., 2007.

[5] Запись беседы А.Ф. Добрынина с президентом США Р. Никсоном // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969 - май 1972: В 2 кн. Кн.1: 1969-1971. - М., 2007.

[6] Запись беседы Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева с Президентом США Р.Никсоном и Г. Киссинджером. 23 мая 1972 г. // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969-май1972: В 2 кн. Кн. 2: январь-май 1972. - М., 2007.

Запись беседы президента США Р. Никсона с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым. 23 мая 1972 г. NA, Nixon Presidential Materials, NSC Files, Box 487, President's Trip Files, President's Conversations in Salzburg, Moscow, Tehran and Warsaw, May 1972, pt.1. // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. -Т.1: 1969-май1972: В 2 кн. Кн. 2: январь-май 1972. - М., 2007.

[7] Запись беседы госсекретаря США У. Роджерса с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. NA, RG, Central Files, POL US-USSR // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969-май 1972:В 2 кн. Кн.1: 1969-1971. - М., 2007.

[8] 8.Запись беседы Г. Киссинджера с А.Ф. Добрыниным. NA, Nixon Presidential Materials, NSC Files, Box 489, President's Trip Files, Dobrynin/Kissinger, 1969, Pt.1 // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969-май 1972:В 2 кн. Кн.1: 1969-1971. - М., 2007.

[9] Запись беседы президента СЩА Р. Никсона с А.Ф. Добрыниным. 17.02.1969 г. NA, RG 59, Central Files, POL 1 US-USSR // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976; Сб.документов. - Т.1: 1969-май 1972:В 2 кн. Кн.1 : 1969-1971. - М., 2007.

[10] 10.Из заявления главы делегации США Дж. Смита на официальной церемонии открытия в Хельсинки переговоров между СССР и США об ОСВ 17 ноября 1969 г. // Сборник основных документов по вопросу о разоружении. - М.:МИД СССР, 1971. (Для служебного пользования). Т.Х1. (1969).

[11] Никсон Р.М. На арене: воспоминания о победах, поражениях и возрождении. - М.,1992.

[12] Послание Президента США Р. Никсона делегации США на переговорах с СССР об ОСВ в Хельсинки. 17 ноября 1969 г.: Сб. основных документов по вопросу о разоружении. - М.:МИД СССР, 1971. (Для служебного пользования). Т.Х1. (1969).

[13] Пошехонова О.Г. Разрядка как главный фактор внешней политики президента Р.М. Никсона (1968-1974 гг.) // Политика. Идеология. Культура: Проблемы всемирной истории: Сб. науч. тр. / Отв.ред.проф. В.В. Дементьева, проф. М.Е. Ерин; Ярос.гос.ун-т. - Ярославль: ЯрГу, 2006.

[14] Речь главы делегации В.С. Семенова на официальной церемонии открытия в Хельсинки переговоров между СССР и США об ОСВ 17 ноября 1969 г. //Сборник основных документов по вопросу о разоружении. - М.:МИД СССР, 1971. (Для служебного пользования). - Т.Х1. (1969).

[15] Системная история международных отношений. рИМО). - Т.4. События и документы.1918-2003. / Под ред. А.Д. Богатурова. Т.4. Документы. 1945-2003. / Сост. Е.Г. Капустян и др. - М., 2004.

[16] Системная история международных отношений. (СИМО). - Т.3. События и документы.1918-2003. / Под ред. А.Д. Богатурова. Т.3. Документы. 1945-2003. / Сост. Е.Г. Капустян и др. - М., 2004.

[17] Сообщение о предстоящих переговорах по ОСВ. 2 июля 1968 г. //Сборник основных документов по вопросу о разоружении. - М.:МИД СССР, 1971. (Для служебного пользования). - Т.Х. (1968).

[18] Текст документов см.: Советская программа мира в действии: Материалы и документы. - М.: Политиздат, 1972, а также СИМО. - Т.4.

[19] Телеграмма министра иностранных дел СССР А.А.Громыко в ЦК КПСС. // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976: Сб. документов. - Т.1: 1969 - май 1972: В 2 кн. Кн.1: 1969-1971. - М., 2007.

О О

S

S

^

Sern >

о ■-п s

¡=1 •nö isba о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.