Адамова Р.А. - старший преподаватель кафедры экономики Дагестанского государственного университета народного хозяйства Adamova R.A. - Senior Lecturer, Department of Economics Dagestan State University of National Economy
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ТУРИЗМА ДАГЕСТАНА
CREATING A POSITIVE IMAGE OF TOURISM Dagestan
В статье рассматривается проблема создания позитивного имиджа Республики Дагестан. Республика Дагестан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Дагестан обладает всем необходимым для развития туризма. В статье указаны проблемы, которые отрицательно влияют на формирование позитивного имиджа республики, а также пути их решения.
Ключевые слова: туризм, имидж, достопримечательности, туристическая индустрия, инфраструктура.
The article deals with the problem of creating a positive image of the Republic of Dagestan. Dagestan has great potential for development of internal tourism and for reception of foreign travelers. Dagestan has everything needed for tourism development. The article identifies issues that negatively influence the formation of positive image of Republic, as well as their solutions. Keywords: tourism, image, monuments, tourist industry and infrastructure.
Туризм - это отрасль экономики, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба. Доходы от туризма сравнимы с прибылью от производства товаров народного потребления. Он является высокорентабельной частью экономики многих стран мира. За привлечение туристов идет борьба между странами, между регионами одной страны, между городами региона и между туристическими фирмами города. Самым важным условием в этой конкурентной борьбе является имидж страны, принимающей туристов.
Туристскую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
Конечно же, и Дагестан не остался в стороне, наша республика тоже продвигает сферу туризма - бурно развивающуюся отрасль экономики. Республика Дагестан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Дагестан обладает всем необходимым для развития туризма - горы, море, прекрасное побережье с обширными песчаными пляжами, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных районах горного Дагестана нетронутая, дикая природа с бушующими горными реками и водопадами. Наконец, у нас есть Дербент - старейший культурный центр Дагестана, где находится крепость «Нарын-кала», которую ЮНЕСКО признала памятником мирового значения. Но, для того, чтобы представить Дагестан в России и в общем за границей, как высококонкурентного поставщика туристического продукта надо иметь
и развитую экономику, образование, медицину, транспорт и многое другое. Все это требует колоссальных вкладов, но тем не менее имеет и высокую отдачу и в последующем будет хорошо влиять на экономику Республики и всей страны в целом.
Но, это все можно считать ненужным или неэффективным, если не будет как такового положительного имиджа республики. Зачем строить и развивать все вышеперечисленные компоненты туризма, если у республики не будет имиджа «безопасного курорта». В этой статье рассмотрены причины и решения этой проблемы.
Вот уже несколько лет республиканские власти прикладывают огромные усилия для того, чтобы превратить Дагестан в туристический край. Сегодня руководство Республики Дагестан пытается восстановить былой престиж дагестанского туризма. За последнее время проведены десятки встреч с потенциальными инвесторами. Среди них ряд крупных строительных и инвестиционных компаний Москвы и Санкт-Петербурга.
Главная задача сегодня - это создание и развитие в нашей республике совершенно новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха. Для этого, прежде всего, как мы уже было отмечено, нужен положительный имидж Дагестана. Главное, чего нам не хватает -элементарной бытовой культуры, толерантности и взаимного уважения. Надо сделать так, чтобы туристы не боялись приезжать к нам. Но, к сожалению, есть еще один, очень значимый фактор, это то, что СМИ освещают республику, как «горячую точку». Ведь безопасность туриста - это один из ключевых, важных вопросов развития туризма. Конечно же, в этом направлении чувствуется положительная динамика, в Дагестане за последние два года не было ни одного теракта.
Также еще одним немаловажным фактором имиджа является и туристический сервис. Мы пока еще не можем похвастаться высоким качеством туристического сервиса, но развитие туристической отрасли в Дагестане идет быстрыми темпами. Туристическая индустрия в республике начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики.
Туризм в Республике Дагестан в перспективе должен стать одной из главных отраслей экономики. Индустрия туризма в Дагестане, в ближайшее время будет отвечать всем мировым стандартам.
Другим, значимым препятствием является отсутствие в регионе современной инфраструктуры для реализации туристического продукта. Многие курорты в республике построены еще в середине прошлого века и не отвечают возросшему уровню требований современного туриста.
И последним барьером является слабая информационная стратегия, как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения исполнения.
Положительный имидж Республики Дагестан на региональном и международном уровнях способствует укреплению авторитета Республики Дагестан, что является одним из важных факторов привлечения инвестиций в республику, развития бизнеса на территории республики и, наконец, укрепления социального согласия и повышения уровня благосостояния населения.
Важным шагом в создании позитивного имиджа нашей республики должна стать концептуальная разработка специалистами сферы общественных коммуникаций экономически обоснованного, социально значимого образа Республики Дагестан. Этот процесс предполагает пропагандировать не только государственную символику, но прежде всего те ценности, убеждения, индивидуальность, которые
объединяют людей и, таким образом, становятся самой важной составляющей благоприятного образа Республики Дагестан.
Таким образом, имеющий место имиджевый потенциал Республики Дагестан, который позволяет привлечь внимание инвесторов и значительно увеличить приток внутренних и внешних инвестиций, должен стать основой для развития экономики Республики Дагестан, ее производственной, культурной и социальной инфраструктуры, способствовать повышению уровня жизни и социального согласия населения Республики Дагестан.
Список литературы:
1. Лукьянова Н. География туризма: туристские регионы мира и России. -М.: Кнорус, 2010.
2.Манаков А. Туристические регионы мира. Псков, 2011.
З.Эльдаров Э.Ш. Ретроспективный анализ развития туризма в Дагестане. -Махачкала.