Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10139
СОЗДАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
Андрей Юрьевич КЛИМОВ, главный научный сотрудник НИЦ Академии управления МВД России, доктор исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
Виктория Олеговна КЛИМОВА, инспектор ОВР УРЛС Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01— теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассматривается история и условия формирования уездной полицейской стражи в Смоленской губернии в начале XX в. Показана последовательность действий государственных чиновников Смоленской губернии по организации уездной полицейской стражи, установлению порядка ее подчиненности, обучения, служебной деятельности, расквартирования, обмундирования, снаряжения. Определена роль института полицейской стражи в охране правопорядка.
Ключевые слова: уездная полицейская стража, губернский инспектор полицейской стражи, уездный исправник, урядник, стражник.
Annotation. The article discusses the history and conditions of the formation of the district police in the Smolensk province at the beginning of the XX century. The sequence of actions of government officials of the Smolensk province on the organization of district police guards, establishing the order of its subordination, training, official activities, quartering, uniforms, equipment is shown. The role of the institute of police guards in law enforcement is shown.
Keywords: district police guards, provincial police inspector, district police officer, constable, guard.
Вначале XX в. в России социально-политическую обстановку можно охарактеризовать как нестабильную. Промышленный подъем конца XIX в. сменился полосой глубокого кризиса в экономике. Рост международной напряженности на Дальнем Востоке, а главное — резкая активизация социал-демократического движения и рост народного недовольства в стране привели к тому, что государственная власть ощутила острую нехватку рычагов воздействия на общество. Одним из способов реакции органов власти на сложившиеся обстоятельства стала необходимость укрупнения репрессивного аппарата на местах, а именно,
создание качественно новой охранной структуры — полицейской стражи.
История таких специальных подразделений полиции, как полицейская стража, начинается с именного указа Александра II, данного Сенату 25 декабря 1862 г. (6 января 1863 г. по новому стилю), утвердившего Временные правила «Об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых»1.
Структура полиции в соответствии с данным правовым актом в России выглядела следующим образом.
На Москву и Санкт-Петербург Временные правила не распространялись и «столичные по-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
лиции были устроены по особым учреждениям». Во всех 44-х губернских городах европейской части России, Одессе, Таганроге, Керчь-Еника-ле, в 19 уездных городах и 5 городах без уездов существовали городские полицейские управления во главе с полицмейстером.
В 44-х губерниях, по общему учреждению управляемых, сельская (земская) и городская полиция объединялись в одну уездную, для чего были созданы 458 уездных полицейских управлений, которые, в свою очередь, делились на 1227 становых управлений2. Во главе уездных полицейских управлений губернатором назначался уездный исправник.
Касательно полицейской стражи в ст. 8 Временных правил отмечалось, что в некоторых губерниях при полицейских управлениях состоит конная стража, а согласно ст. 16 Временных правил в штаты полиции городов входили полицейские служители городской полицейской команды.
Позднее, в 1873 г., министром внутренних дел Александром Егоровичем Тимашовым при попытке реализации нового проекта о реорганизации полиции предлагалось создать вместо существовавших полицейских команд конную и пешую полицейскую стражу. Государственный совет поддержал данное предложение, однако не согласился с количественными характеристиками штатов и число стражников по губернским уездам было сокращено.
Окончательным этапом формирования института уездной полицейской стражи можно считать «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об учреждении в 46 губерниях Европейской России полицейской стражи»3. Закон был подписан царем Николаем II 5 мая 1903 г.
Закон предусматривал: «Для охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции, образовать ... в губерниях ... полицейскую стражу...»4.
В законе перечислены все 46 губерний, в том числе и Смоленская губерния, на которые он распространялся. Причем в части IV данного закона указывалось, что в 15 губерниях полицейскую стражу ввести в течение 1903 и 1904 гг. (приводится список губерний), а в прочих — в течение 1905 — 1908 гг.
Смоленская губерния была отнесена ко второму этапу формирования полицейской стражи. Как и предписывал закон, создание подразделений уездной полицейской стражи в Смоленской губернии началось в конце 1905 г.
3 декабря смоленский губернатор двора его величества, камергер, действительный статский советник Николай Иоасафович Суковкин в письме проинформировал уездных исправников губернии о том, «что в настоящее время внесено в Государственный Совет представление о введении уездной полицейской стражи во всех губерниях, по общему учреждению управляемых, с 1-го декабря текущего года, причем оклады содержания пеших стражников предложено довести до 360 руб. в год»5. В связи с этим он предлагал руководителям уездных полицейских управлений «озаботится наймом подходящих лиц» на должности полицейских стражников.
И уже 20 декабря 1905 г. губернатор направил циркулярное предписание уездным исправникам губернии за № 12435: «В настоящее время окончательно выяснился вопрос о порядке введения конной и пешей уездной полицейской стражи во вверенной мне губернии. Из прилагаемой при сем копии циркулярного предложения управляющего Министерством внутренних дел от 7 декабря сего года за № 6041 Ваше Высокоблагородие усмотрите главнейшие основания сформирования означенной стражи и порядка ее распределения»6. В этом предписании давались также указания относительно штатов конных и пеших стражников, порядка их распределения по уездам губернии, организации приема на службу, квалификационных требований к кандидатам, осуществления руководства вновь создаваемым подразделением, конкретных распоряжений по расквартированию, а также касательно размеров вознаграждения и оплаты.
В дополнение к этому циркуляру 24 декабря 1905 г. из канцелярии губернатора было направлено распоряжение о том, чтобы к апрелю 1906 г. вновь сформированные подразделения полицейской стражи были обеспечены форменной одеждой, состоящей «из шинели серого сукна, мундира черного сукна с шароварами, шапки и фуражки, а также двух гимнастических рубах с форменными плечевыми знаками»7.
Старшие стражники должны были носить галун на воротнике и обшлагах мундира, а старшие полицейские урядники — плечевые знаки, такие же, как у околоточных надзирателей, но из золотого галуна. Нарушения формы одежды не допускались, при встрече с полицейскими чиновниками стражники обязаны были отдавать честь. За этим предписывалось осуществлять строгий контроль как самим исправникам, так и становым приставам.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
26 декабря 1905 г. смоленский губернатор получил из Департамента полиции секретный циркуляр, в котором была сформулирована главная задача формируемой полицейской стражи и исходящие из этого принципы распределения стражников по местностям несения службы, а также требования к их благонадежности. Главная задача звучала так: «... подавление силою, а в необходимых случаях и оружием, народных беспорядков в уездах»8.
В МВД учитывали возможность при народных волнениях в уездах возникновения необходимости действия полицейских стражников против своих соседей и однообщественников. В связи с этим губернаторам рекомендовалось распределять чинов стражи в состав отрядов в местности, отдаленные от мест их постоянного жительства.
В ходе комплектования должностей старших урядников полицейской стражи смоленский губернатор выдвигал такие условия к кандидатам: «Они должны быть из служивших в кавалерии или конной артиллерии, преимущественно в должностях старших вахмистров или фельдфебелей, знать хорошо строевую службу, верховую езду и уметь обращаться с оружием»9. Кроме этих специальных условий, губернатор требовал от старших урядников честности, расторопности, трезвости и удовлетворительной степени грамотности.
В соответствии с требованиями ст. 3 ч. 1 закона от 5 мая 1903 г. «Об учреждении в 46 губерниях Европейской России полицейской стражи» руководство полицейской стражей в масштабах страны было возложено на министра внутренних дел; в масштабах губернии стража подчинялась губернатору, в масштабах уезда — уездному исправнику, а на территории стана — становому приставу.
В дополнение к этому 18 февраля 1906 г. было высочайше утверждено мнение Государственного Совета, по которому «заведывание в губернии строевой частью полицейской стражи, ее строевым обучением, обучением конных чинов полицейской стражи верховой езде, вооружением возлагается на начальника губернского жандармского управления, которому присваивается звание губернского инспектора полицейской стражи»10.
Выполняя данные требования, смоленский губернский инспектор полицейской стражи, он же начальник Смоленского губернского жандармского управления, генерал-майор Михаил Михайлович Громыко 11 марта 1906 г. направил
циркулярное письмо уездным исправникам губернии за № 197: «На основании распоряжения господина смоленского губернатора от 9 сего марта за № 2290 предлагаю Вашему Высокоблагородию оказать свое содействие к скорейшей подготовке стражников в строевом отношении и в изучении ими полицейских обязанностей»11.
Руководство строевым образованием и изучением полицейских обязанностей он возложил на унтер-офицеров своего управления, которые были расквартированы в уездных городах Смоленской губернии. Им же было составлено подробное расписание занятий, которое включало: уход за лошадьми, гимнастику для стражников, строевые занятия, обучение ружейным и сабельным приемам. Очень серьезный подход в обучении уделялся конным стражникам. Конные учения предусматривали приучение людей и лошадей к управлению одними поводами; преодолению препятствий; конное движение взводными рядами всеми аллюрами: шагом, рысью, карьером; преодоление препятствий в виде зажженной соломы; действиям конных стражников в шумящей толпе, преодоление переправ и бродов, обучение переплывать реку с лошадью.
По овладению навыками выполнения полицейских обязанностей изучался Устав уголовного судопроизводства, составление полицейских протоколов и актов, порядок применения оружия при исполнении служебных обязанностей. Распорядок дня расписывался строго по часам. В праздничные дни учебные команды полицейской стражи в пешем строю посещали богослужение.
В ходе отбора на службу в полицейскую стражу кандидаты были обязаны давать подписку с обязательствами прослужить в любом из районов губернии, по выбору начальства, не менее пяти лет. И, как отмечает в своем инструктивном письме смоленскому уездному исправнику смоленский губернский инспектор полицейской стражи от 27 марта 1906 г. «В случае же кто не пожелает дать такой подписки, объявить, что будет подлежать немедленному увольнению от службы»12. Образец такой подписки представлен в государственном архиве Смоленской области13.
Датой окончания формирования уездной полицейской стражи Смоленской губернии можно считать 25 апреля 1906 г., когда смоленский губернатор созвал совещание, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся организации уездной полицейской стражи, установления порядка ее служебной деятельности, расквартирования, обмундирования, снаряжения, снабжения лошадьми и многие другие.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
На совещании присутствовали кроме губернатора смоленский вице-губернатор коллежский советник Василий Юльевич Фире, губернский инспектор полицейской стражи генерал-майор Михаил Михайлович Громыко, советники губернского правления действительные статские советники Александр Ираклиевич Ваврав-ский и Иван Макарьевич Бродин, а также все одиннадцать уездных исправников Смоленской губернии:
Бельского уезда — коллежский советник Владимир Семенович Жигмонт,
Вяземского уезда — коллежский советник Александр Петрович Рудольф,
Гжатского уезда — статский советник Семен Львович Мильковский,
Духовщинского уезда — коллежский советник Иван Валерианович Сулима-Самуйло,
Дорогобужского уезда — коллежский советник Родион Степанович Плешко,
Ельнинского уезда — коллежский советник Александр Лаврович Зубакин,
Краснинского уезда — надворный советник Константин Августович Тиде,
Поречского уезда — надворный советник Федор Яковлевич Златоустовский,
Рославльского уезда — статский советник Ростислав Федорович Благонравов,
Сычевского уезда — коллежский советник Михаил Николаевич Баранцев,
Смоленского уезда — коллежский советник Федор Никитович Путято и
Юхновского уезда — коллежский советник Виктор Николаевич Сорокин.
Мы специально перечислили этих лиц так подробно, чтобы можно было в заключение отметить, что именно они стояли у истоков формирования в Смоленской губернии такой важной для существующего государственного строя полицейской структуры, как уездная полицейская стража.
По результатам данного совещания было подготовлено «распределение по пунктам постоянного квартирования»14 полицейской стражи Смоленской губернии.
В соответствии с этим документом в 1906 г. в губернии числилось следующее количество личного состава полицейской стражи: офицеров — 2, старших урядников — 23, младших урядников — 215, пеших старших стражников — 57, пеших младших стражников — 514, конных старших стражников — 12, младших конных стражников — 253.
В начале XX в. профессионализм сельской полиции находился на довольно низком уровне. Институт сотских и десятских не мог справиться с задачами по поддержанию правопорядка на должном уровне. Учредив полицейскую стражу, правительство решало двуединую задачу, во-первых, усиливало уездную полицию, а, во-вторых, создавало такую структуру, которая могла противостоять крестьянским волнениям и обеспечивать охрану правопорядка самостоятельно, без привлечения воинских формирований.
1 ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 37. Ч. 2. № 39087.
2 Там же. Ч. 3. С. 543.
3 Там же. Собр. 3. Т. 23. № 22906.
4 Там же.
5 Центральный государственный архив Смоленской области (ЦГАСО). Ф. 916. Оп. 2. Д. 230. Л. 2.
6 Там же. Л. 5-6об.
7 Там же. Л. 11.
8 Там же. Л. 12.
9 Там же. Л. 19.
10 Там же. Л. 43.
11 Там же. Л. 37-38об.
12 Там же. Л. 48.
13 Там же. Л. 139.
14 Там же. Л. 175—179.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019