Научная статья на тему 'Создание планетарной головки для глубинного шлифования труднобрабатываемых материалов'

Создание планетарной головки для глубинного шлифования труднобрабатываемых материалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
89
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание планетарной головки для глубинного шлифования труднобрабатываемых материалов»

Н СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГАЗОТУРБОСТРОЕНИИ ь

Наведено порядок розробки планетарног голiвки, що дозволяв здшснювати глибин-не шлiфування важкооброблюваних мате-рiалiв, на прикладi дослидно-промислово-го зразка для верстата 3Е711. Розроблено конструкцию чотирьохшпиндельног планетарног шлiфувальног голiвки для кругiв дiа-метром 80 мм. Показано схеми обробки iз застосуванням розробленого пристрою й представлет режими рiзання

Ключовi слова: шлiфування, глибин-не шлiфування, планетарно-шлiфувальний тструмент, адсорбцшно-пластифжуючий

ефект, важкооброблюван матерiали □-□

Приведен порядок разработки планетарной головки, позволяющей осуществлять глубинное шлифование труднообрабатываемых материалов, на примере опытно-промышленного образца для станка 3Е711. Разработана конструкция четырехшпин-дельной планетарной шлифовальной головки для кругов диаметром 80 мм. Показаны схемы обработки с применением разработанного устройства и представлены режимы резания

Ключевые слова: шлифование, глубинное шлифование, планетарно-шлифовальный инструмент, адсорбционно-пластифици-рующий эффект, труднообрабатываемые

материалы

□-□

Reduced order of working out of the epicyc-lic head, allowing to realise a creep feed grinding, hard-to-machine materials, on an example of the trial sample for the machine tool 3Е711. Four-spindle an epicyclic grinding head the construction is developedfor wheels in diameter of 80 mm. Circuits of handling with application of the designed device are displayed and cutting conditions are presented

Keywords: grinding, a creep feed grinding, epicyclic-grinding tool, adsorption-plasticizat-

ion effect, hard-to-machine materials -□ □-

УДК 621.92; 621.35

СОЗДАНИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ ГОЛОВКИ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ШЛИФОВАНИЯ

ТРУДНООБРАБАТЫВАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

Н.В. Сурду

Кандидат технических наук, старший научный сотрудник* Контактный тел.: 8 (0572) 94-15-21 Е-mail: surdu@ipmach.kharkov.ua

А.А. Тарелин

Доктор технических наук, доцент, заведующий отделом* Контактный тел.: 8 (0572) 95-96-09 Е-mail: tarelin@ipmach.kharkov.ua

А.В. Телегин

Младший научный сотрудник* Контактный тел.: 8 (0572) 95-96-09 Е-mail: telegin_a@mail.ru *Отдел общетехнических исследований в энергетике

Институт проблем машиностроения им. А.Н. Подгорного

НАН Украины

ул. Дм. Пожарского, 2/10, г. Харьков, 61046

А.Г. Фистик

Главный технолог ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» пр. Октябрьский, 42А, г. Николаев, 54018 Контактный тел.: 8 (0512) 49-40-20 Е-mail: agf@zorya.com.ua

1. Введение

Энергоемкость процесса стружкообразования при шлифовании во многом зависит от обеспечения условий для адсорбционно-пластифицирующего эффекта

(АПЭ), механизм которого рассмотрен в работах [1, 2] В работе [3] разработаны критериальные требования, обеспечение которых необходимо для проявления АПЭ при абразивном диспергировании материалов, и показано, что применяемые на практике режимы

л -2У°

4 ^О

60

АТ* ■ Пс

^ает -

2п

1 а,

120

шлифования не обеспечивают их выполнения. Было d1

установлено также [4, 5] что для обеспечения крите- d

риальных требований необходимо усовершенствование кинематики процессов формообразования как криволинейных [6, 7], так и плоских поверхностей п,„„ <-

[8, 9] с использованием планетарных шлифовальных инструментов.

Исследования [10, 11, 12], проводимые в этом направлении, показывают, что использование планетарных шлифовальных головок (ПШГ) [9, 13, 14] позволяет повысить производительность обработки по сравнению с глубинным шлифованием (ГШ) в 1,5...3 раза и обеспечить качество обработанной поверхности в условиях применения малого количества (5.10 мл/мин) простых СОТС. где d1, d2

Обеспечение рациональных условий процесса колес; планетарного шлифования включает создание и совершенствование планетарного инструмента и выбор режимов обработки, при которых качество обрабатываемой поверхности соответствует техническим требованиям и обеспечивается высокая производительность при минимальной ее себестоимости.

На этапе разработки устройств для планетарного шлифования должны быть обеспечены как кинематические требования, заложенные в основу способов планетарной обработки [3], так и специфические особенности конструкции шлифовального оборудования.

0

кр z

О

кр 0z

-1 О

к

--1

,[об/мин]

1 -

,[об/мин]

■ D„,

D„,

-1

,[мм/мин]

(1)

(2)

(3)

(4)

диаметры солнечного и сателлитных

4 3

2 6 7 8

Рис. 1. Конструктивно-компоновочная схема планетарно-шлифовальной головки

1 - шпиндель станка, 2 - корпус, 3 - сателлитные шпиндели, 4 - валы, 5 - шлифовальные круги, 6 - сателлитные ролики, 7 - солнечное колесо, 8 - червяк, А - узел дополнительного вращения солнечного колеса

Кинематика способов планетарной обработки подробно рассмотрена в работах [8, 15, 16].

В [5] предложена конструктивно-компоновочная схема планетарно-шлифовальной головки для шлифования плоских и плоско-фасонных поверхностей (рис. 1) и определены соотношения (1) - (4), обеспечивающие повышение эффективности протекания процесса.

1р - среднее расстояние между режущими абразивными зернами, расположенными друг за другом в одной плоскости вращения (1р = 2.7 мм);

Dкp - диаметр шлифовального круга;

а2 -глубина шлифования единичным абразивным зерном;

Dшл - диаметр шлифования;

пшп - скорость вращения шлифовальной головки;

Дтх - латентный период времени развития АПЭ, Дтх ~ 10-2 с [3];

псат - количество сателлитных абразивных элементов;

пдоп - скорость вращения солнечного колеса;

t - глубина шлифования;

Sдеx - подача детали; а/МАХ - предельно допустимая глубина шлифования единичным абразивным зерном (а2 = 1.10 мкм).

Выполнение неравенства (1), обеспечивает неперекрытие единичных срезов и дает возможность доступа среды к ювениль-ным участкам обработанной поверхности. Назначение скорости вращения ПШГ по (2), дает время, равное латентному периоду развития АПЭ, для протекания хемосорбционных процессов на ювенильных поверхностях. Придание дополнительного подворо-та солнечному колесу согласно (3), исключает взаимодействие сателлитного абразивного элемента с обрабатываемой заготовкой одним и тем же участком рабочей поверхности. При назначении рабочей подачи по формуле (4), толщина стружки, снимаемая каждым режущим зерном за проход, не будет превышать предельно допустимой величины а/МАХ, при которой обеспечиваются наиболее благоприятные условия работы абразивного инструмента с точки зрения его размерной стойкости, износоустойчивости и прочности.

п

п

t

t

5

2. Моделирование износа режущих абразивных элементов

Целью моделирования является определение рациональных значений дополнительного подворота солнечного колеса пдоп для достижения равномерного износа планетарных абразивных элементов, в зависимости от конструктивных и режимных параметров процесса планетарного шлифования.

Задача моделирования включает исследование влияния передаточного отношения ^ глубины шлифования ^ и скорости регулируемого подворота солнечного колеса пдоп, на картину износа планетарных абразивных элементов.

Оценка величины и характера износа производится по распределению дуг контакта на рабочей поверхности абразивных планетарных элементов входе их взаимодействия с заготовкой. Для нахождения величин дуг контакта необходимо знать диаметр шлифования Dшл, который зависит от диаметра планетарных абразивных элементов Dкp, зазора между планетарными абразивными элементами А, количества сателлитных абразивных элементов псат и диаметра водила Dв (5):

D р + А

D = кр ,

D = D + D

, [мм]

. [мм]

(5)

(6)

Угловой размер дуги контакта планетарного абразивного элемента определяется из соотношения:

ф = 1ф- arccos

1 -

2t

(7)

где фактическое значение передаточного отношения iф зависит от скорости регулируемого подворота

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пдоп

солнечного колеса пд

1 + ПД°п

(8)

и диаметральных размеров солнечного d1 и сателлитных колес d2:

• d . i = -L +1.

Подставляя (8) и (9) в (7) получаем:

ф =

1+ ПДоп

1 di 1+Т"

d2 7

1 -

2t

(9)

(10)

Для определения взаимного расположения дуг контакта на рабочей поверхности сателлитных абразивных элементов находим угол у , на который повернется планетарный абразивный элемент после одного оборота ПШГ:

у = 360 ■ i.

(11)

На основании приведенной модели в среде Borland Pascal, создана программа, позволяющая визуализировать картину наложения дуг контакта. Моделирование проводили для устройства ПШГ с четырьмя сател-литными абразивными элементами псат=4, диаметром кругов DRp = 80 мм и диаметром водила =193 мм. На рисунках представлены картины наложения дуг контакта после 50 оборотов ПШГ в зависимости от передаточного отношения i (рис. 2), глубины шлифования t (рис. 3), и скорости дополнительного подворота Пдоп (рис. 4).

Ч=

n

в /

2

n

в У

При сравнении картин для передаточных отношений i = 3,5...4,5 выявлено, что картины совпадают для i = 3,5; 4,5; i = 3,6; 3,8; 4,2; 4,4; i = 3,7; 4,3; i = 3,75; 4,25; i = 3,9; 4,1. Передаточное отношение i оказывает существенное влияние на взаимное расположение дуг контакта. Картины неоднородного распределения дуг контакта наблюдаются вблизи целых и дробных чисел, кратных 0,2 и 0,25 (рис. 2 а, б, г, е). Поэтому недопустимо использование передаточных отношений со значениями близкими к числам кратным 0,2 и 0,25, без использования дополнительного подворота солнечного колеса. На величину дуги контакта передаточное отношение i оказывает менее значительное влияние.

При изменении i от 3,5 до 4,5 величина дуги контакта ф увеличилась с 28,9° до 37,1°.

Глубина шлифования t существенно влияет на величину дуги контакта, которая растет от 25° при t = 0,5 мм (рис. 3 а) до 115° при t = 10 мм (рис. 3 д). Таким образом, увеличение длинны дуги контакта при глубинах резания более 5 мм, способствует равномерному износу сателлитных абразивных элементов. В тоже время глубина шлифования t не влияет на расположение дуг контакта на рабочей поверхности и поэтому не может являться управляющим фактором для оптимизации картины износа, особенно при малых глубинах обработки.

Рис. 3. Картины наложения дуг контакта в зависимости от глубины шлифования t

Величина дополнительного подворота пдоп, незначительно влияя на длину дуги контакта, позволяет в широких пределах управлять перекрытием дуг контакта. Сообщение дополнительного подворота солнечному колесу в 10 об/мин приводит к прямо пропорциональному смещению дуг контакта на 10,5° . При исследовании, наряду с благоприятными картинами износа (рис. 4 а, б, в, г, е), были выявлены картины существенно неравномерного износа с однобоким взаимодействием сателлитных абразивных элементов и заготовки (рис. 4 д). Такое неблагоприятное перекрытие дуг контакта наблюдается при условии, что угол подворота обеспечивает целое количество дуг контакта режущей окружности абразивного элемента. Математически это выражается неравенством (12):

С учетом (8), (9) и (11) можем записать

/

ч

1 + пд°п п

1+;г

1

ф— п

(13)

С другой стороны, для равномерного расположения дуг контакта встык друг за другом с п сторон са-теллитного абразивного элемента, необходимо, чтобы угол подворота обеспечивал расположение на режущей окружности п+1 дугу контакта, что выражается равенством (14): 360-ф

п

где п = 2, 3, 4, 5, 6.

С учетом (8), (9), (10) и (11) можем записать:

(14)

360

-,

п

где п = 1, 2, 3, 4, 5, 6.

(12)

/

ч

1 + пд°п п

1+ -1

2 7

360 ■ п + аш^

1 -

51

= 360

(15)

Е^гока 79

а)

гока 51 скг = ао п ОгЬ = 193 и

= 15 ОО оЬ/п

Г)

Рис. 4. Картины наложения дуг контакта в зависимости от скорости дополнительного подворота пд

Решения уравнения (15) для п = 2, 3, 4, 5, 6 были проверены моделированием. Например, на рис.5 а-д, представлены картины наложения дуг контакта при равномерном износе сателлитных абразивных элементов с 6-ти, 5-ти, 4-х, 3-х и 2-х сторон соответственно, при глубине шлифования t = 0,5 мм.

Для рассматриваемых конструктивных параметров (псат = 4, Dкp = 80 мм, Dшл = 193 мм) построена диаграмма для определения скорости подворота пдоп, обеспечивающий равномерный износ сателлит-ных абразивных элементов при различных глубинах шлифования (рис. 6). Решение равенства (15), может

найдено при нескольких значениях пдоп. На диаграмме имеются решения в области пдоп = -64...57 об/мин и пдоп = 281.403 об/мин, картины износа при которых совершенно идентичны.

Положительные значения подворота пдоп увеличивают фактическую скорость резания Vр, а отрицательные уменьшают.

Так, для первой области фактическая скорость резания, с учетом подворота, составляет Vр = 36,1.38,3 м/с, а для второй Vр = 42,3.44,5 м/с. На диаграмме также нанесены горизонтальные линии, значение пдоп на них соответствует существенно неравномерному износу са-теллитных абразивных элементов. Такие значения пдоп не должны использоваться. При пересечении линий рекомендуемых значений пдоп и горизонтальных линий недопустимых значений пдоп, следует использовать рекомендуемые значения пдоп.

Проведенное моделирование показало, что применение дополнительного подворота позволяет управлять картиной износа сателлитных абразивных элементов.

Определены значения дополнительного подворота пдоп, обеспечивающие равномерный износ сателлит-ных абразивных элементов с 2-х - 6-ти сторон, с учетом передаточного отношения ^ диаметра шлифования Dшл, скорости вращения ПШГ пв, глубины шлифования ^

щоп, об/мин

40 20 0 -20 -40 -60 -80

0 1 2 3 4! 9-6 -ти -!?1-5-ти -е-4-х

-1 - недопустимые значения

6 7 8 9 10 г, мм

-3 -х —ж— 2-х сторон соответственно;

Рис. 6. Диаграмма для нахождения скорости дополнительного подворота пдоп, обеспечивающей равномерный износ сателлитных абразивных элементов

Выявлены недопустимые значения скорости дополнительного подворота пдоп. Результаты моделирования сведены в диаграмму для определения рекомендуемых и недопустимых значений скорости дополнительного подворота пдоп.

3. Основные требования к разрабатываемому устройству

На основании вышеизложенного можно сформулировать основные требования к конструкции разрабатываемой ПШГ.

1. Разрабатываемое устройство должно соответствовать кинематической схеме (рис. 1).

1.1 Количество сателлитных абразивных элементов принято

псат = 4,

а диаметр сателлитных абразивных элементов

Dкp = 80 мм,

что обеспечит требуемую стойкость абразивных элементов и удовлетворительные габаритно-массовые характеристики.

1.2 Передача вращения сателлитным шпинделям

может осуществляться фрикционными или ременными передачами.

1.3 Механизм, дополнительного подворота солнечного колеса (см. рис. 1 (А)) может быть выполнен в виде червячной, фрикционной или ременной передачи.

2. Соотношения скоростей вращения.

2.1 Рабочая скорость вращения ПШГ назначенная по (2), для псат = 4 и Дтх = 10-2 с равняется

пшп = 1500 об/мин.

2.2 Соотношение диаметров солнечного колеса d1 и сателлитных роликов d2, вычисленное по (1) для условий: Dкp = 80 мм, az = 2,5.4,5 мкм (зернистость 25^63), Dшл = 210 мм, должно быть менее:

d1/d2 < 3,37.

2.3 Скорость дополнительного непрерывного подворота солнечного колеса пдоп, как показали результаты моделирования, должна бесступенчато регулироваться в пределах пдоп = -100.420 об/мин.

3. Используемые кинематические пары должны надежно обеспечивать передачу и равномерное разделение мощности N = 3 кВт между сателлитными шпинделями в прерывистом режиме.

4. ПШГ должна обеспечивать установку шлифовальных кругов следующих типоразмеров по ГОСТ 2424-83:

- круги прямого профиля ПП (тип 1), масса ткр = 0,12.0,21 кг (рис. 7 а)

- круги прямого профиля с выточкой ПВ (тип 5), масса ткр = 0,32.0,39 кг (рис. 7 б)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Шлифовальные круги, используемые в качестве сателлитных абразивных элементов

5. Для предварительной правки, балансировки и взвешивания шлифовальные круги устанавливаются на сателлитные шпиндели на разъемных оправках (рис. 8). Конструкция посадочного узла должна обеспечивать совмещение торцов А шлифовальных кругов в пределах 0,01 мм.

1

Рис. 8. Схема установки шлифовального круга на сателлитный шпиндель 1 - шлифовальный круг, 2 - шайбы, 3 - разъемная оправка, 4 - сателлитный шпиндель

6. Все элементы конструкции должны обеспечивать ресурс работы ПШГ не менее 5000 часов.

7. Конструкция ПШГ должна предусматривать регулирование неуравновешенности вращающейся части головки по первому классу балансировки ГОСТ 22061-76.

8. Конструкция ПШГ должна предусматривать масляное охлаждение подшипниковых узлов сател-литных шпинделей.

9. Радиальное биение посадочных мест сател-литных шпинделей относительно шпинделя станка (посадочной поверхности ПШГ) не более 0,005 мм.

10. Защитный кожух ПШГ должен обеспечивать надежную защиту до скоростей резания Vp = 50 м/с.

4. Конструкция ПШГ для глубинного шлифования

На основании выше сформулированных требований, в конструкторском бюро нестандартной оснастки ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» спроектирована опытно-промышленная ПШГ (рис. 9), предназначенная для установки на плоскошлифовальный станок модели 3Е711.

Рис. 9. Конструкция планетарно-шлифовальной головки

Передача вращения и мощности на сателлитные режущие элементы выполняется посредством планетарной передачи, выполненной в виде многодисковой фрикционной пары Б с регулируемым поджатием. Такая конструкция наряду с возможностью передавать значительную мощность, свойственную для операций глубинного шлифования, позволяет предотвратить элементы конструкции от разрушения в случае возникновения нерасчетных нагрузок.

Механизм, дополнительного подворота солнечного колеса выполнен в виде червячной передачи А, которая передает вращение от шагового двигателя 1. Такая схема обеспечивает бесступенчатое регулирование дополнительного подворота пдоп = -500.500 об/мин.

Делительные диаметры приняты для солнечного колеса 2 ^ = 100 мм, а сателлитных колес 3 ^ = 30 мм. Это обеспечивает передаточное отношение пкр / пшп = 4,33 и удовлетворяет неравенству (1).

Шлифовальные круги 4 с посадочным диаметром 20 мм, устанавливаются через коническую оправку 5 на сателлитные шпиндели, что обеспечивает повышенную точность установки. Защитный кожух 6 обеспечивает установку кругов высотой до 40 мм.

На корпусе ПШГ предусмотрены места для съема материала в процессе балансировки.

Полость головки и сателлитных подшипниковых узлов заполняется маслом, для обеспечения теплоот-вода от подшипниковых узлов и фрикционных пар.

Таким образом, разработанная конструкция удовлетворяет ранее сформулированным и может быть принята к промышленным испытаниям в условиях опытного производства.

5. Схемы и режимы глубинного шлифования с помощью ПШГ

Схемы и назначение режимов резания с помощью ПШГ покажем на примере двух операций глубинного

шлифования заготовки лопатки первой ступени ТВД ГТД, материал ЖС32-ВИ.

На рис. 10 представлены операционные эскизы шлифования базовой плоскости, скоса и полок.

Для данных операций предварительного шлифования приняты шлифовальные круги 25А 50 СМ1 К 5...7 структур. Размеры кругов для операций15 и 40: прямые с выточкой тип 5 80x40x20, для операций 25 и 80: 80x32x20.

Подача детали находится по (4). Фактическая скорость резания определятся по формуле (16):

V' = —(n D + i(n + n )D ) .[м/с] (16)

P ДП V шп B \ шп доп y кр I

Рис. 10. Операционные эскизы глубинной обработки

Режимы резания сведены в таблицу 1.

6. Выводы

Таблица 1

Режимы резания ПГШ

№ пшп t S ^дет пдоп Vp

об\мин мм мм/мин об\мин м/с

15 1,2 91,5 0 37,2

20 1500 4 50,5 -10 37,0

40 1 100,2 1 37,2

80 0,85 108,7 2 37,3

1. Показан порядок разработки планетарно-шлифо-вальной головки для глубинного планетарного шлифования плоских и плоско-фасонных поверхностей изделий из ТОМ. Использование данного устройства является малозатратной альтернативой традиционного ГШ и может быть реализовано как на станках для глубинного шлифования, так и на универсальных плоскошлифовальных станках.

2. Проведено моделирование износа режущих абразивных элементов и, в зависимости от конструктивных и режимных параметров, определены значения подво-рота солнечного колеса пдоп, при которых обеспечивается равномерный износ сателлитных абразивных элементов. Результаты моделирования сведены в диаграмму для определения рекомендуемых и недопусти-

мых значений скорости дополнительного подворота

пдоп.

3. С учетом проведенного моделирования и проведенных расчетов, сформулированы основные требования к конструкции планетарных шлифовальных устройств для шлифования плоских и плоско-фасонных поверхностей изделий из ТОМ. Разработана и описана конструкция опытно-промышленной ПШГ для станка 3Е711.

4. На примере операций глубинного шлифования заготовки турбинной лопатки ГТД, показаны режимы резания, принятые к промышленным испытаниям в условиях опытного производства ГП НПКГ «Зоря-Машпроект».

Литература

1. Сурду Н.В. Микромеханизм влияния сред на пластическое

деформирование и разрушение металлов. Часть 1. О наличии полости вдоль оси дислокации // Вопросы проектирования и производства летательных аппаратов. - Харьков: НАКУ "ХАИ", 2000. - Вып. 23 (6). - С.116-123.

2. Сурду Н.В. Микромеханизм влияния сред на пластиче-

ское деформирование и разрушение металлов. Часть 2. Модель микромеханизма // Вопросы проектиро-вания и производства летательных аппаратов. - Харьков: НАКУ "ХАИ", 2001. - Вып. 24 (1).- С.139-147.

3. Сурду Н.В. Адсорбционное влияние сред при шлифова-

нии металлов // Пробл. машиностроения.- 1999, Т 2, №1-2. - С.106-113.

4. Пат. №1732599 РФ, МКИ В24В 1/00. Способ абразивной

обработки деталей / Н.В. Сурду, А.А. Тарелин, А.Ф. Горбачев, Э.В. Подольский. (Украина) - №4739272; Заявл. 20.09.89; Опубл. 19.03.93, Бюл. № 25. - 3 с.

5. Сурду Н.В., Тарелин А.А., Телегин А.В. Повышение эф-

фективности плоского шлифования труднообрабатываемых материалов / Современные технологи в машиностроении. - Харьков: НТУ "ХПИ".- 2007. - С. 143-164.

6. А.с. №1682131 СССР, МКИ В24В 19/14, В23Й 35/00. Ко-

пировально-шлифовальный станок / Э.В. Подольский, А.А. Тарелин, Н.В. Сурду. (Украина). - №4763629; За-явл. 17.10.89; Опубл. 07.10.91, Бюл. №37. - 3 с.

7. Пат. №2080238 РФ, МКИ В 24 В 51/00. Способ шли-

фования / Н.В. Сурду, Э.В. Подольский, А.А. Тарелин, А.Ф. Горбачев. (Украина). - №5064219; Заявл. 05.10.92; Опубл. 27.05.97, Бюл. № - 5 с.

8. Сурду Н.В. Планетарно-сопряженное шлифование пло-

ских поверхностей из-делий. Сб. науч. труд. ХГПУ, Вып. 7, часть 2, Харьков, 1999. - С. 202-207.

9. Патент 2066268 РФ, МКИ В24В 1/00. Способ шлифова-

ния: Пат. 2066268 РФ, МКИ В24В 1/00 / Сурду Н.В., Буюкли И.М., Тарелин А.А., Горбачев А.Ф. (Украи-на)

- №5064223/08; Заявл. 05.10.92; Опубл. 10.09.96; Бюл. №25. - 5 с., ил.

10. Сурду Н.В., Телегин А.В. Влияние режимных параметров на процесс торцо-вого планетарного шлифования // Высокие технологии в машиностроении. - Харьков: НТУ "ХПИ".- 2007. - Вып.1 (14). - С. 106-113.

11. Сурду Н.В., Тарелин А.А., Телегин А.В. Экспериментальное исследование процесса торцового планетарного шлифования // Резание и инструмент в тех-нологиче-ских системах. - Харьков: НТУ "ХПИ". - 2008.- Вып. 74. - С. 277-286.

12. Сурду Н.В., Тарелин А.А., Телегин А.В., Фистик А. Г. Исследование свойств поверхностных слоев жаропрочных материалов, обработанных методом торцо-вого планетарного шлифования // Резание и инструмент в технологических сис-темах: - Харьков: НТУ "ХПИ". - 2008.

- Вып. 75. - С. 379-386.

13. Способ планетарного шлифования: Пат. №78872 Украина МПК В24В 7/00 / Горбачов А.А., Сурду Н.В., Долматов А.И., Телегин А.В. Заявл. 04.05.2005; Опубл 25.04.2007 бюл. №5. - 6 с.: ил.

14. Способ шлифования плоских поверхностей и устройство для его осуществ-ления: Пат. №79543 Украина МПК В24В 7/00 / Сурду Н.В., Телегин А.В. Заявл. 16.09.2005; Опубл 25.06.2007 бюл. №9. - 6 с.: ил.

15. Сурду Н.В., Телегин А.В. Торцовое планетарное шлифование // Резание и инструмент в технологических системах. - Харьков: НТУ "ХПИ".- 2005.- Вып. 69. - С. 293-300.

16. Сурду Н.В., Тарелин А.А., Телегин А.В. Способ глубинного планетарного шлифования // Современные технологии в машиностроении. - Харьков: НТУ "ХПИ".- 2006.

- Том 2. - С. 248-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.