Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРАБЛЕЙ РАЗВЕДКИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1950-1960 ГГ.)'

СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРАБЛЕЙ РАЗВЕДКИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1950-1960 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА / NAVY OF THE SOVIET UNION / МОРСКАЯ РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ РАЗВЕДКА / NAVAL ELECTRONICS RECONNAISSANCE / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ (РЗК) / RECONNAISSANCE SHIPS / КЛАСС / CLASS / ПРОЕКТ / PROJECT / ТИП / TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

В статье рассказывается о создании первых отечественных разведывательных кораблей и их применении в целях ведения морской радиоэлектронной разведки (РЭР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE FIRST DOMESTIC RECONNAISSANCE SHIPS HISTORICAL EXPERIENCE OF DEVELOPING AND APPLYING RUSSIAN RECONNAISSANCE SHIPS (1950-1960)

The article tells about the creation of the first domestic reconnaissance ships and their application for the purposes of naval electronics reconnaissance (RER).

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРАБЛЕЙ РАЗВЕДКИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1950-1960 ГГ.)»

ИСТОРИЯ военной разведки.

В.В. ШЕЛЬ V.V. SHEL

СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРАБЛЕЙ РАЗВЕДКИ

Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1950—1960 гг.)

CREATION OF THE FIRST DOMESTIC RECONNAISSANCE SHIPS

Historical experience of developing and applying Russian reconnaissance ships (1950—1960)

f Л

Сведения об авторе. Шель Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (Москва. E-mail: schell77@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о создании первых отечественных разведывательных кораблей и их применении в целях ведения морской радиоэлектронной разведки (РЭР).

Ключевые слова: Военно-морской флот Советского Союза; морская радиоэлектронная разведка; разведывательные корабли (рзк); класс; проект; тип.

Information about author. Vyacheslav Shel — Doctoral Candidate at the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: schell77@mail.ru).

Summary. The article tells about the creation of the first domestic reconnaissance ships and their application for the purposes of naval electronics reconnaissance (RER).

Keywords: Navy of the Soviet Union; naval electronics reconnaissance; reconnaissance ships; type; project; class.

V_J

Возвращение в начале XXI века Военно-морского флота (ВМФ) России на боевую службу в океанские районы и дальние морские зоны, участие российских кораблей в борьбе с пиратством в Аденском заливе, поддержка и обеспечение силами флота с моря деятельности группировки Вооружённых сил РФ в Сирийской Арабской Республике обусловили возрастание роли морской радиоэлектронной разведки (РЭР), ведущейся в основном разведывательными кораблями (рзк).

Возрастание активности вооружённых сил США и стран НАТО в различных районах планеты, в т.ч. и на море, использование воинских контингентов и сил флота в различных «горячих точках», вблизи сухопутных и морских границ нашей страны в духе «холодной войны», попытки оказать силовое давление на политику Российской Федерации настоятельно требуют более пристального внимания к морской РЭР ВМФ, её нуждам, оснащению и обновлению.

В связи с этим редакция «Военно-исторического журнала» планирует разместить в ряде номеров серию статей, в которых исследуются проблемы развития и применения сил и средств морской радиоэлектронной разведки ВМФ во второй половине ХХ — начале XXI века. История создания и развития как отечественных, так и зарубежных рзк вызовет несомненный интерес у широкого круга читателей и исследователей этого вида разведки, которая в настоящее время остро нуждается в финансировании, модернизации и дальнейшем развитии.

УЧАСТИВШИЕСЯ в последнее время дерзкие случаи соприкосновения (опасное и безопасное маневрирование, облёт, сопровождение и др.) объединённых вооружённых сил НАТО с российскими самолётами, кораблями и судами, выделение Пентагоном огромных средств на разведку и увеличение штатов разведывательных структур настоятельно требуют повышенного внимания к российской морской разведке, изучения исторического опыта строительства ВМФ в области РЭР

для решения разведывательных задач в океанских районах и морских зонах в настоящее время и на перспективу.

Опыт Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и Советско-японской войны в 1945 году подтвердил необходимость наличия в составе корабля подготовленных штатных групп, способных вести разведку с помощью радиоэлектронных средств на морских(речных) театрах1. Однако новый вид морской разведки — морская РЭР — зародился лишь в начале 1950-х

годов. В эти годы, учитывая большой размах и открытый характер океанских районов и морских зон, фланговое положение советского Военно-морского флота по отношению к вероятному противнику, значительную удалённость его пунктов базирования и районов боевой подготовки, командование ВМФ и разведки в целях ведения непрерывной радио- и радиотехнической разведки и выявления новых радиосетей остро нуждалось в плавучих радиотехнических центрах, которые можно было бы

направить в любой район Мирового океана. Создание подвижных морских радиогрупп и радиопе-ленгаторных пунктов, а также радиоразведывательных групп на кораблях и судах ознаменовало окончание эпохи преобладания в радиоразведке отечественного ВМФ наземной (береговой) составляющей2. Началось стремительное развитие манёвренных сил разведки ВМФ — морской РЭР, которая в дальнейшем трансформировалась в систему РЭР ВМФ. При этом основными силами морской разведки и элементом постоянно действующей системы РЭР ВМФ стали разведывательные корабли (рзк).

В сентябре 1951 года военно-морской министр СССР вице-адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ об организации отдельных морских радиотехнических дивизионов. Приказ предусматривал выделение для этих целей 4-му Военно-морскому флоту, 5-му Военно-морскому флоту и Черноморскому флоту (ЧФ) трёх вспомогательных судов типа мотошхун. Одновременно с упомянутыми флотами такие суда появились и на Северном флоте (СФ). В соответствии с действовавшей классификацией кораблей и судов ВМФ СССР в составе флота до 1977 года не было класса рзк. В 1951—1956 гг. рзк именовались посыльными судами, затем — кораблями разведки, в 1970—1979 гг. в служебных документах значились как корабли радиотехнической разведки (кртр), позже за ними закрепилось современное название3. Сначала их деятельность прикрывалась легендой, будто это рыболовные траулеры с флагом СССР (до 1959 г.), потом некоторые из них выдавали себя за лоцмей-стерские суда (до 1963 г.), другие — за гидрографические суда (гс), экспедиционные океанографические суда (эос) или океанографические исследовательские суда (оис), в зависимости от водоизмещения и дальности плавания, с флагом Гидрографии и красной полосой с серпом и молотом на фальштрубе (до 1977—1979 гг.), затем это были якобы суда связи с военно-морским флагом. Однако долго эти легенды просуществовать не могли. По оборудованию мачт и надстроек всевозможными антеннами, а также по районам и характеру деятельности корабли

оказались легко распознаваемы. К тому же использование рзк под флагом гидрографических судов в известной мере дискредитировало Гидрографическую службу ВМФ, пользовавшуюся мировой известностью.

В настоящее время в ВМФ России рзк относятся к группе кораблей и судов специального назначения. Основным их предназначением является выполнение разведывательных задач. Класс разведывательных кораблей представлен большими, средними и малыми рзк и кораблями гидроакустической разведки (кгар).

Первые рзк в ВМФ переоборудовались в основном из промысловых шхун, траулеров и ботов4. К ним относились морской моторный бот «Суинга» (ММБ-125), шхуна «Рулевая», по репарации переданные ВМФ СССР 2 шхуны японской постройки «Кержинец» и «Быстрая» и другие суда. Но самыми многочисленными представителями первых рзк являлись построенные в 1952—1957 гг. в Германской Демократической Республике (ГДР), в Штраль-зунде, на верфи «Фольксверфт», и в Ростоке, на верфи «Нептун», 13 рыболовных траулеров типа «СРТ-300-400» класса «Логгер» — «Нейва» («Гироскоп»), «Сайга» («Буй»), «Андома» («ЛОЦ-42», «ГС-42»), «Унго» («ЛОЦ-75», «ГС-34»), «Рица», «Аргун», «Атлас» («ЛОЦ-36», «ГС-36»), «Краб», «Угорь», «ЛОЦ-1» («ГС-1»), «ЛОЦ-2» («ГС-2»), «ЛОЦ-85» («ГС-85»), «РЗК-14» («Курчум», «ЛОЦ-46», «ГС-46»)5. В отдельных случаях в то время в качестве рзк использовали и другие корабли, например бывший

охотник за подводными лодками американской постройки «Иртек», полученный от США по ленд-лизу. Несмотря на то что по условиям ленд-лиза «Иртек» в 1954 году был затоплен ВМФ СССР, до этого времени, в 1953—1954 гг., он активно использовался в качестве рзк. Все эти корабли объединяли небольшое водоизмещение — 50—480 т, скорость хода не более 11 узлов, автономность до 30 суток, дальность плавания до 6900 миль, экипаж — не более 38 человек. Причём большинство из кораблей вводились в состав ВМФ ещё не переоборудованными и не приспособленными для ведения морской РЭР, что требовало дальнейших ассигнований и предоставления дополнительного времени для нахождения их в судоремонтных заводах. Посыльные суда были отнесены к кораблям разведки 3 и 4 ранга, им были присвоены номера войсковых частей.

Оборудование судов радиоэлектронными средствами в большинстве случаев производилось самими экипажами, после чего они могли иметь 1—6 боевых постов разведки. Однако из-за неудачных конструктивных особенностей большинство этих судов в море зарывались в волну. Посты радио- и радиотехнической разведки судов класса «Логгер» находились в плохо вентилируемом рыбном трюме, где работа личного состава была довольно сложной6. На судне «Рица» укомплектованность личным составом и табельным имуществом была неполной. К тому же вскрылась незначительная течь в районе старнпоста, люки первого и вто-

• ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

рого трюмов не обеспечивали герметичности, аварийно-спасательного имущества не хватало. На постах энергетики и живучести судов «Нейва» и «Сайга» отсутствовали кислородоизолирующие приборы и средства заделки пробоин. Тем не менее экипажи первых рзк самоотверженно выполняли свой воинский долг в море.

Первые попытки по разведке тропосферных линий связи были предприняты именно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х годов. Для этого на малых рзк «Гироскоп» и «Буй» были установлены антенно-фидерные устройства станции радиотехнической разведки «Пирамида». Корабли действовали в районе острова Ян-Майен. Однако тогдашние технические средства и слабая специальная подготовка личного состава не позволили добиться нужных результатов. В дальнейшем информативность и доступность, важность информации в этихлиниях обусловилиуделение командованием разведки этому вопросу серьёзного внимания. Вместе с тем успешно решить эту задачу удалось лишь в начале 1970-х годов.

Появление на флотах СССР по нескольку рзк (3—5) обусловило последующие организационные объединения их сначала в дивизионы посыльных судов, а затем в дивизионы кораблей разведки. Кроме траулеров, шхун, ботов и охотника за подводными лодками в целях ведения морской РЭР в ВМФ с 1953 года использовался также сухогруз советской постройки (г. Хабаровск) проекта 229 «Академик Бах» («Керби», «Анемометр»), переоборудованный в малый рзк. Он имел следующие тактико-технические характеристики (ТТХ):

водоизмещение 730 т, скорость хода 9,8 узла, автономность 20 суток, экипаж 16 человек. Несмотря на значительное водоизмещение, это судно уступало траулерам класса «Логгер» как в скорости хода, так и в автономности. Для ведения морской РЭР в состав ВМФ также поступили 3 переоборудованные парусно-моторные зверобойные шхуны проекта 220 — «РЗК-15» («Булак», «Визир», «Галс», «Г-515»), «РЗК-16» («Вазуза», «Г-515») и «Буссоль», построенные в 1953—1957 гг. в Финляндии7. Изначально они предназначались для ловли морского зверя в северных водах. Их водоизмещение (659 т) немного превышало водоизмещение траулеров класса «Логгер». Экипаж состоял из 37 человек, а деревянный корпус был похож на яйцо. Скорость этих шхун в спокойную погоду не превышала 9 узлов, а в штормовую нередко падала до нуля.

Ввиду многодневного плавания во время выполнения разведывательных задач и напряжённости работы личного состава кораблям требовался тщательный ремонт, а их экипажам — качественный отдых. В связи с этим объективно назрела потребность в улучшении снабжения экипажей рзк и прикомандированного личного состава для ведения разведки и переводе их на нормы довольствия экипажей подводных лодок в автономном плавании8. До июля 1956 года посыльные корабли относились к группе вспомогательных судов, а затем их стали классифицировать как корабли разведки. Новая классификация позволила уточнить их предназначение — корабли для дальних разведывательных походов (по 35 суток и более). Они были отнесены к группе боевых

кораблей, а учёт по их эксплуатации в 1957 году был передан от Управления вспомогательных судов и гаваней ВМФ Управлению эксплуатации кораблей ВМФ, что, безусловно, улучшило их материально-техническое обеспечение. Несмотря на возникшие поначалу сложности в связи с этой передачей, с конца 1950-х годов, ещё до организации боевой службы в ВМФ, рзк начали систематически, на постоянной основе совершать дальние походы в Атлантический и Тихий океаны, Северное, Норвежское, Гренландское, Средиземное, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. С началом дальних походов для рзк первого послевоенного десятилетия и первого поколения советских кораблей, у которых не было заходов в порты, было организовано пополнение запасов топлива, продовольствия и воды с плавбаз и транспортов-рефрижераторов, в том числе рыбопромыслового объединения «Севрыба», в районах Джорджес-банки и Ньюфаундлендской банки.

Однако длительность перехода к восточному и западному побережью США (15—20 суток) делала нецелесообразным краткосрочное пребывание рзк в назначенных районах. Разведке ВМФ требовались корабли с большей автономностью, чем у находившихся в составе флота судов. Но такие рзк в этот период в ВМФ не поступали. Поэтому было принято решение максимально эффективно использовать имевшиеся в распоряжении силы разведки. Для увеличения автономности до необходимой величины все свободные помещения рзк заполнялись сухой провизией. Питьевая вода выдавалась по ограниченной норме, а для экономии топлива корабль

Малое гидрографическое судно «Усач» Средний рыболовный рефрижераторный

траулер «Севрюга» («Алидада»)

разведки в назначенном районе большую часть времени лежал в дрейфе. Так, при автономности рзк до 30 суток длительность походов без дозаправки была доведена до 150—200 суток. Командование ВМС США очень оперативно отреагировало на появление в океанском районе советских рзк. Уже в 1958 году командующий Атлантическим флотом США издал специальную инструкцию о взаимоотношении американских кораблей с советскими рыболовными судами с необычным радиоэлектронным вооружением.

В 1958 году ВМФ пополнился построенными на Хабаровском судостроительном заводе (ССЗ) 5 малыми рзк, переоборудованными из малых гидрографических судов проекта 391А — «Веха», «Усач» («ЛОЦ-47», «ГС-47»), «ЛОЦ-4» («ГС-4»), «ЛОЦ-41» («ГС-41») и «ЛОЦ-50» («ГС-50») водоизмещением 432 т со скоростью хода 9,6 узла, автономностью 30 суток, дальностью плавания 3 000 миль и экипажем 21 человек. Несмотря на то что они имели относительно небольшие дальность плавания и автономность, это был первый опыт использования переоборудованных гидрографических судов в качестве кораблей разведки, который в дальнейшем получил своё развитие. В то же время разведка не отказывалась и от продолжения переоборудования рыболовных судов.

Одним из главных критериев в выборе подходящих судов являлось улучшение технических и эксплуатационных характеристик по сравнению с ТТХ уже состоявших на вооружении рзк. Так, в 1958 году в состав ВМФ вошли 2 малых рзк, переоборудованных из средних рыболовных траулеров типа «Бологое» проекта 395: «СРТ-1108» («ЛОЦ-43», «ГС-43», «Океанограф») и «СРТ-1109» («ЛОЦ-55»,

«ГС-55», «Налим»), построенных на Киевском ССЗ. Они имели следующие ТТХ: водоизмещение 532 т, скорость хода 10,4 узла, автономность 30 суток, дальность плавания 7500 миль и экипаж 40 человек. На них уже могли размещаться 6—7 боевых постов разведки. Дальность плавания этих судов в 1,5 раза превышала этот же показатель у рзк класса «Логгер» и более чем в 2 раза у рзк проекта 391А.

Наметившаяся в это время в ВМФ тенденция на увеличение водоизмещения, скорости хода, автономности, дальности плавания, а также рост количества боевых постов разведки и расширение площади жилых помещений у рзк способствовала появлению в 1959—1962 гг. в составе ВМФ 15 судов, переоборудованных из средних рыболовных рефрижераторных траулеров немецкой постройки проекта «Океан»: «Севрюга» («Алидада»), «Тунец» («Теодолит»), «Нерпа» («Эхолот»), «Нельма» («Кренометр», «Вега», «Шторм»), «Форель» («Репитер»), «Минога» («Барометр»), «Катунь» («Траверз»), «Таймень» («Пикша», «ГС-319», «Мираж», «Лотлинь»), «Карась» («Сазан», «Редуктор»), «Голавль» («Дефлектор», «СМ-353»), «СРТР-9167» («Островец», «Диксон», «Язь», «Линза»), «Горбуша» («Гидрофон»), «Семга» («Амперметр»), «Витим» («Барограф», «СМ-346»), «Треска» («Зонд»). Корабли водоизмещением 726 т со скоростью хода 11 узлов, автономностью 40 суток, дальностью плавания 7900 миль и экипажем 65 человек имели хорошие обводы, более мощный двигатель и лучшую автономность. Имевшееся вспомогательное парусное вооружение (стаксель и бизань) при правильном его применении позволяло увеличивать скорость хода корабля на 2 узла. Однако сильный ветер, волнение

моря затрудняли этим кораблям нахождение в дрейфе. Волны заливали бак и главную палубу. Поэтому штормовые леера были натянуты на всё время похода. Передвижение личного состава осуществлялось группами со страховочными поясами. Вместе с тем на этих кораблях появилась возможность увеличения пространства, необходимого для размещения большего числа боевых постов разведки, а также спальных мест для экипажа и прикомандированного личного состава. В результате на этих рзк уже могли размещаться до 12—15 боевых постов разведки, но их комплектация радиоэлектронными средствами в зависимости от поставленных задач на поход могла меняться. В итоге оснащение траулеров системами наблюдения и разведки превращало их в мощные силы морской разведки, сохраняя при этом внешний облик обычных рыболовных судов9.

Эти корабли по своим ТТХ и возможностям по ведению морской РЭР превосходили проекты рыболовных судов советской постройки, ещё больше — немецкие траулеры класса «Логгер», финские и японские шхуны, дальнейшее переоборудование которых стало нецелесообразным. Один рзк проекта «Океан» был также у ГДР в 1961—1983 гг. (гидрографическое судно «Хидрограф»), деятельность которого, безусловно, координировалась с советскими рзк во время существования Организации Варшавского договора. Переход построенных судов из ГДР в СССР осуществлялся силами Морского агентства по переводу судов Калининградского совнархоза, атакже перегонными командами флота (как и суда, построенные в Швеции и Финляндии, переведённые ранее).

Несмотря на определённые достоинства рзк проекта «Океан»,

история военной разведки

их основными недостатками по-прежнему оставались тяжёлые условия обитаемости и отсутствие стандартного радиоэлектронного вооружения. Кроме того, их эксплуатация показала, что остойчивость этих кораблей недостаточна. После гибели на Тихоокеанском флоте (ТОФ) из-за обледенения 4 рыболовных судов этого проекта было принято решение во второе дно рзк заложить дополнительный балласт, увеличивавший их остойчивость.

Каждый поход этих рзк был сопряжён с потенциальной опасностью при приближении их вплотную к базам и кораблям иностранных государств. Тем не менее повышение активности в деятельности советских рзк вызвало ответные действия разведываемых сил, которые начали закрывать свои наиболее информативные радиосети, создавать радио- и радиолокационные помехи, объявлять во внутриэскадренной связи режим полного радиомолчания, прекращать или сокращать работу радиолокационных средств. В иностранном журнале «All Hands» была опубликована заметка под названием «Оценка советского флота». Вот выдержка из неё: «Вероятно, самыми знаменитыми собирателями разведывательной информации являются невооружённые корабли проекта "Океан". Корабли этого проекта постоянно сопровождают и контролируют корабли Объединённых флотов на Средиземном море, нередко находясь в самом центре формирований. Их смелость, настойчивость в работе стали легендарными среди моряков США и других стран НАТО.. .»10.

К 1959 году на большинстве рзк был поднят флаг гидрографических судов ВМФ СССР, и они стали выходить в море под этой легендой, что объясняет переименование их в типовые имена для этого класса кораблей — «Барометр», «Буй», «Гироскоп» и т.п. Вместе с тем к концу 1950-х годов сложилось положение, когда рзк, объединённые в дивизионы, но не имевшие штатных специалистов морской РЭР, могли действовать только как«извозчики». Поэтому в 1960 году командованием ВМФ и разведкой было принято решение объединить дивизионы кораблей разведки и отдельные морские радиотехнические дивизионы в единую организационную структуру — морские радиотехнические

отряды. Созданные воинские формирования оказались способными самостоятельно добывать и обрабатывать сведения о вероятном противнике, а также разрабатывать разведывательные документы.

Во время дальних походов рзк в целях обеспечения непрерывности разведки один корабль на позиции в районе разведки менял другой. На борт рзк, находившегося на позиции, переправлялись с прибывшего корабля заместители командира по политической части и по разведке с офицерами-на-правленцами, механик и интендант. В итоге решался широкий круг вопросов: от передачи сведений по текущей обстановке в районе до обмена кинофильмами. Производилось пополнение запасов. При этом на всё отводилось минимальное количество времени. Район, время встречи назначались вышестоящим штабом.

В истории морской РЭР интересны также примеры наставничества командиров рзк, непосредственного личного руководства командира соединения кораблей разведки своими силами в море, использования штатных и нештатных групп радиоразведки, а также участия в разведывательных походах представителей науки. Так, в первом выходе корабля в море под командованием нового командира ему, как правило, придавался опытный наставник — командир другого рзк. При успешном руководстве действующего командира он находился на нём до смены кораблей в море. Командир соединения в дальнем походе мог находиться на одном из рзк, лично руководить разведывательной деятельностью всех своих сил в море, переходить с борта на борт при смене кораблей в море. Для усиления штатных разведчиков на корабле им придавались нештатные группы радиоразведки, а для решения специальныхзаданий привлекались представители науки. Всё это, безусловно, способствовало росту профессионального уровня командиров рзк и специалистов морской разведки, увеличивало возможности по выполнению специальных заданий командования и в целом повышало эффективность решения задач морской РЭР.

Всего в составе ВМФ к 1960 году было 33 корабля разведки, из которых по 10 (по 30 проц.) — на Балтийском флоте, СФ, ТОФ, и 3 (10 проц.) — на ЧФ.

Таким образом, необходимость строительства рзк в ВМФ СССР была обусловлена непримиримой борьбой двух геополитических противников — Советского Союза и Соединённых Штатов Америки в годы «холодной войны», их тесным соперничеством в военной сфере, в том числе в области появившегося нового вида разведки — морской РЭР, и старавшихся посредством неё как можно больше узнать друг о друге. Этому напрямую способствовал бурно развивавшийся научно-технический прогресс в радиоэлектронике.

Итак, в качестве первых рзк использовались переоборудованные боты, шхуны, траулеры и другие суда, в том числе и иностранные, а также корабли, переданные по репарации и по условиям ленд-лиза. С конца 1950-х годов, ещё до организации боевой службы в ВМФ, рзк начали систематически, на постоянной основе совершать дальние походы в Атлантический и Тихий океаны. Для усиления штатных разведчиков на рзк им придавались на поход нештатные группы радиоразведки, а для решения специальных заданий привлекались представители науки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кикнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море. Морская радиоэлектронная разведка в первой половине XX века: монография. М., 2011. С. 332.

2 Он же. Развитие сил и средств радиоразведки отечественного Военно-Морского Флота в первой половине XX века: исторический опыт и уроки: автореферат дис. ... д-ра ист. наук. М., 2014. С. 22, 23.

3 Плутов В.В. История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота. Кн. 1. 1951—1986 гг. М.: АИР, 2015. С. 33.

4 История отечественного судостроения. Т. V. Судостроение в послевоенный период 1946—1991 гг. / Под ред. И.Д. Спасского. СПб.: Судостроение, 1996. С. 94.

5 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

6 Лопухин А.Н. Разведывательные корабли // Тайфун. Военно-технический альманах. 2002. № 2. С. 24.

7 «РЗК-15» и «РЗК-16» для введения в заблуждение вероятного противника иногда носили один и тот же бортовой номер — «Г-515».

8 Хурс И.К. Разведка на море // Военная мысль. 1985. № 11. С. 17.

9 Радиоэлектроника в вооружённой борьбе на море // Морской сборник. 1984. № 9. С. 18—21.

10 Фёдоров В.М. Военно-морская разведка: история и современность. М.: Оружие и технологии, 2008. С. 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.