Научная статья на тему 'Создание первого зимнего драматического театра на Кубани'

Создание первого зимнего драматического театра на Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ГАСТРОЛИ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН / ТРУППА / АНТРЕПРЕНЕР / СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ктиторов Сергей Николаевич

В статье рассказывается о начальном периоде истории армавирского театра, который был открыт в сентябре 1908 г. и стал первым зимним драматическим театром на Кубани. Автор рассматривает особенности становления профессионального сценического искусства в регионе в досоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание первого зимнего драматического театра на Кубани»

сделаться новым человеком, обладателем <...> творцом еще невиданной новой культуры» [2].

Отношение к историко-культурному наследию в начальный период становления советской власти было сложным и противоречивым, что порой оборачивалось серьезными утратами. Луначарский в статье «Охраняйте народное достояние» пояснял: «Народные массы, оторванные от науки и красоты, часто не в состоянии осознать ценности таких произведений человеческого труда и портят их. Зачастую эти глубоко интересные вещи навлекают на себя гнев, вполне справедливый по отношению к недавним владельцам этих вещей» [3].

В ходе идеологической борьбы происходит отбор элементов культурного достояния, отвечающего интересам тех или иных социальных структур, и, соответственно, ведется критика идей оппонентов. Нередко в процессе революционной

ломки прежних социальных установок возникают политические теории, утверждающие бесполезность прежнего культурного достояния для нового общества.

Таким образом, культурные ценности прошлого наследуются новым обществом в соответствии с целями, достижение которых включает в себя не только освоение наследия, но и создание на этой основе новых феноменов культурно-исторического процесса.

Литература

1. Декреты и инструкции об учете и охране памятников искусства, старины и природы. М., 1924. С. 78.

2. Цит. по: Кончин Е. В. Эмиссары восемнадцатого года. М., 1981. С. 11.

3. Там же.

M. A. KINDZERSKAYA. WORKS OF ART PRESERVATION DURING THE EARLY PERIOD OF SOCIALIST'S INNOVATIONS

Class approach to the culture during the years of soviet power led to the loss of traditional values. The author analyzes correlation of the new society aims and the problems of works of art preservation.

Key words: state policy, ideological struggle, cultural heritage, works of art preservation.

с. н. КТИТОРОВ

СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ЗИМНЕГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА НА КУБАНИ

В статье освещен начальный период истории Армавирского театра - первого зимнего драматического театра на Кубани. Автор рассматривает особенности становления профессионального сценического искусства в регионе в досоветский период.

Ключевые слова: театр, сценическое искусство, гастроли, театральный сезон, труппа, антрепренер.

В декабре 2008 года был отпразднован столетний юбилей Армавирского театра драмы и комедии - важная веха не только в истории города. Этому открытому в селении Армавир на средства купца М. И. Мисожникова просветительскому учреждению принадлежит особая роль как первому зимнему стационарному драматическому театру на Кубани.

Сценическое искусство вошло в жизнь кубанцев уже с середины XIX века, когда в городе Екатеринодаре начали выступать местные любители из числа казаков. Представления разыгрывали и сами жители и гастролировавшие в городах Кубани профессиональные артистические труппы. Лучшим гастрольным временем считался летний сезон, совпадавший с наплывом наемного рабочего и крестьянского люда, а также с приездом отдыхающих на Черноморское побережье. Сезонность театральной жизни была связана и с недостатком удобных помещений для драматических представлений. Как правило, театры представляли собой деревянные сооружения, функционировавшие только в теплые месяцы. Остальное время года спектакли шли в более или менее приспособленных наемных помещениях - различных

клубах, народных домах, залах учебных заведений и т. д.

Долгое время в Кубанской области не имелось стационарного зимнего драматического театра, дающего возможность для выступлений в любое время года и выстроенного с учетом необходимых требований акустики, освещенности, вентиляции, удобства для артистов и зрителей. Первый такой театр появился в селении Армавир в 1908 году на центральной улице - Почтовой (ныне это место по ул. Ленина между домами № 101 и 103). Он был сооружен на средства богатого промышленника, владельца машиностроительного и маслобойного заводов Михаила Иосифовича Мисожникова. Вскоре, в сентябре 1909 года, большой зимний театр начал действовать и в Екатеринодаре.

То, что первый зимний драматический театр появился не в столице Кубани, а в селе Армавир, обусловлено целым рядом причин. Тогда практически каждый город имел общественный сад с летним деревянным театром, открытой сценой, ротондой или иным сооружением, использовавшимся для постановки спектаклей. Каждый летний сезон проходили гастроли артистов, и местные поклонники сцены несколько месяцев в году

имели возможность приобщаться к любимому искусству. Перечисленные зрелищные сооружения возводились и содержались местными властями. Кроме того, на средства муниципалитета строились народные дома - просветительские учреждения широкого профиля, где также устраивались спектакли. В крупных городах функционировали и неформальные объединения жителей: общественные собрания, коммерческие, купеческие, дворянские и другие общества. Эти организации имели свои клубные помещения, где оборудовался зрительный зал со сценой, что тоже помогало разрешению «театрального вопроса».

В Армавире ситуация была несколько иной. Это селение являлось важным торгово-промышленным центром Северного Кавказа и соответствовало по размерам среднему российскому городу. К 1908 году оно насчитывало 32 000 чел., среди которых было немало образованных людей с высокими культурными запросами. Селение было расположено на главной магистрали Владикавказской железной дороги, по которой на курорты Минеральных вод и в Закавказье регулярно проезжали на гастроли многочисленные театральные труппы. Они могли на несколько дней останавливаться, однако условия для организации драматических представлений в Армавире были гораздо хуже, чем в городах, поскольку не имелось общественного сада с летним театром. Частные садики незначительных размеров не могли быть приспособлены для театральных представлений, поэтому в них обычно открывались кафешантаны. Большинство общественных объединений не располагали денежными средствами, достаточными для оборудования сценического помещения. Без материальной поддержки властей и постройка народного дома, который в городах выполнял функцию театра, оставалась лишь мечтой. Местное сельское правление формировалось из коренных жителей черкесогаев (черкесских армян), индифферентно относившихся к культурным нуждам многочисленных инородцев.

Постепенно Армавир приобрел значение крупнейшего торгового центра Северного Кавказа, где проживало немало обладателей миллионных состояний. Именно среди них нашелся инициативный человек, большой поклонник драматического искусства, не пожалевший средств на строительство капитального зимнего театра.

Освящение нового храма искусства состоялось в первых числах декабря 1908 года [1]. Об этом событии писала екатеринодарская газета «Новая заря»: «До сего времени все спектакли, концерты и вечера устраивались в зале общественного собрания на не приспособленной для этой цели сцене. Теперь все это найдет приют в новом театре г. Мисожникова, устроенном применительно ко всем требованиям сцены <.. .> Зрительный зал театра имеет 32 на 15 арш., сцена 12 на 16 арш. Вместимость 700-800 чел. Театр удобен и, можно сказать, даже комфортабелен. Правда, буфет и фойе маловаты в сравнении с зрительным залом, но зато все сделано изящно и с большой долей вкуса. Стены и потолки везде расписаны красками

(работа художника В. П. Вейдовского), отопление паровое. Освещение электрическое от собственной станции. В противопожарном отношении театр также устроен хорошо. Электрические провода, во избежание случайностей, проложены по тонким медным трубкам, водопроводная магистраль проведена от главной трубы <.> Сцена также не обижена благоустройством. Имеется много обстановочной мебели, декораций, все потребные для сцены технические приспособления и машины для световых и звуковых эффектов. Уборные для гг. артистов также удобны и хорошо оборудованы <... > по мнению многих, армавирский театр мог бы сделать честь даже некоторым губернским городам» [2]. Заметка о знаменательном событии появилась и в столичном журнале «Театр и искусство»: «Армавир. Здесь открылся театр, выстроенный компанией предпринимателей во главе с М. О. Мисожниковым. Помещение театра узкое, с низкими потолками, но отделано со вкусом, с небольшим фойе, буфетом и столовой и электрической вентиляцией. Вместимость театра 700900 чел.» [3].

Армавирский театр представлял собой сооружение в стиле модерн. Ломаная линия уличного фасада и ризалиты, выявляющие планировочную композицию, богатая пластика и «напряженный» высотный силуэт отличали внешний облик сооружения [4].

Первый сезон в первом зимнем стационарном театре на Кубани открылся 4 декабря 1908 года спектаклями украинской труппы под управлением антрепренера П. В. Прохоровича [5]. Уже к середине декабря были поставлены пьесы М. Л. Кропивницкого «Дви семьи», «Сорочинский ярмарок» и «Суета» [6].

После завершения гастролей Павел Васильевич Прохорович остался в Армавире на должности администратора театра. Этот человек внес неоценимый вклад в дело становления и популяризации сценического искусства в Армавире. П. В. Прохорович родился в 1871 или в 1872 году, на сцене стал выступать с 1895-го. Первоначально он гастролировал по России в составе малороссийских трупп, впоследствии (не позже 1908 года) возглавил собственный коллектив артистов. Помимо актерской и антрепренерской деятельности он занимался драматургией. Как отмечал сам автор, театральное искусство было главным делом его жизни. Сегодня известна только одна его пьеса «З пид винця в труну» [7].

К сентябрю 1908 года по приглашению М. И. Мисожникова Павел Васильевич приехал в Армавир [8], а к моменту открытия театра прибыли и артисты его коллектива. Первый зимний сезон оказался весьма удачным как с точки зрения успеха у публики, так и в материальном отношении. В журнале «Театр и искусство» сообщалось: «С 4 декабря 1908 по 8 февраля 1909 года труппой г. Прохоровича дано 59 спектаклей вечерних и 13 утренних, всего взято 20 409 руб. 12 коп., на круг по 283 руб. 46 коп. Чистого заработка около 4000 руб. по уплате жалованья и вечерового расхода. Антрепренерскую деятель-

ность г. Прохорович прекратил и служит администратором Армавирского театра, куда подписал контракт на 3 года» [9].

Благодаря П. В. Прохоровичу армавирцы смогли познакомиться с различными драматическими коллективами. В сценическом репертуаре заметное место занимала украинская тематика. Так, зимний сезон 1909-1910 годов открылся представлениями труппы Б. А. Бродерова, состоявшей из 70 человек. В числе сыгранных артистами произведений были украинские оперетты «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», ее продолжение - «Свадьба Терпилыхи с Возным» и др.

Коллектив Б. А. Бродерова сменила труппа антрепренера П. И. Серова. С 1 октября 1910 года театр М. И. Мисожникова был снят на всю зиму антрепренером А. А. Кравченко, под руководством которого выступали 19 артистов [10].

Вскоре Прохорович решил возобновить антрепренерскую деятельность. 21 июля 1910 года в газете «Новая заря» появилась заметка о том, что на 1911 год Павел Васильевич формирует украинскую труппу в компании с дирижером Гайдамакой-Леванковским. Он оставляет пост заведующего театром и во главе украинской труппы отправляется в гастрольную поездку по городам России.

После отъезда П. В. Прохоровича новая администрация не смогла найти артистов, готовых отыграть целый сезон. Представления стали нерегулярными. Из-за отсутствия постоянной труппы 7 ноября 1912 года помещение было сдано в аренду под кинематограф «Новый театр Гранд-Электро» [11]. Местные любители сценического искусства пришли в уныние, стали появляться мысли о необходимости построить еще один «храм Мельпомены». Однако театр М. И. Мисожникова не утратил окончательно своей главной функции: зал по-прежнему снимали приезжавшие в Армавир артисты, хотя их гастроли продолжались теперь в лучшем случае 2-3 недели.

По некоторым сведениям, в течение 1913 года здесь выступали следующие коллективы:

- в январе труппа кисловодского курзала под управлением И. П. Гогина;

- в феврале Товарищество опереточных артистов И. П. Коганова; Миланская итальянская опера, привезенная братьями Гонсалец;

- в мае лирический тенор А. Акопян;

- в августе труппа «Веселого театра» при участии В. В. Рамазанова, известного как писатель и артист Московского театра Корша;

- в сентябре труппа полного ансамбля Тифлисского казенного и Самарского городского театров под управлением Н. Д. Лебедева;

- в октябре труппа артиста Санкт-Петербургского Малого театра М. С. Кожевникова при участии К. А. Яновской;

- в ноябре - опять артисты кисловодского курзала;

- в декабре киевский ансамбль художественной драмы (дирекции А. Н. Морской); полный состав Ростовского Асмоловского и Екатеринодар-

ского театра О. П. Зарайской под общим управлением Н. И. Собольщикова-Самарина [12].

До весны 1914 года в здании театра действовал кинематограф. Затем помещение было приобретено местным купцом С. П. Меснянкиным. 3 ноября 1914 года новый владелец сообщал в бюро Русского театрального общества, что здание «вмещает до 600 чел.; имеется 26 рядов в партере по 20 стульев в каждом ряду; 18 лож по 4 стула в каждой и балкон, вмещающий до 50 чел.», а общий сбор достигает 700 руб. [13].

Скромные размеры зала вызывали у обывателей массу острых шуток. В одном из стихотворных газетных фельетонов 1914 года говорилось: «Есть театрик здесь убогий, / На чулан скорей похожий, / Коль случайно забредешь, / Рад будь, если цел уйдешь. / Там, брат, боксом угощают, / Платье боем добывают, / Обдирают очень ловко. / Не театр, а мышеловка» [14].

Несмотря на все недостатки, армавирцы очень любили свой театр: во время спектаклей в зале редко оставались свободные места. С аншлагом шли гастроли исполнительницы романсов Анастасии Вяльцевой, певицы Надежды Пле-вицкой, артиста Роберта Адельгейма, балерины Екатерины Гельцер, поэта Николая Клюева, армянских драматических трупп под управлением О. Абеляна, А. Шаэна, А. Арменяна, выступления других коллективов.

В марте и апреле 1915 года армавирцы восторженно приветствовали своего старого знакомого П. В. Прохоровича с его артистами.

В 1915 году появилась постоянная труппа, выступавшая вплоть до революции 1917 года. 17 октября 1915 года зимний сезон был открыт спектаклями труппы «Современного театра миниатюр» Л. П. Баушева и Б. В. Радова. Этот коллектив, состоявший из 25 человек, возглавлял опытный антрепренер и артист М. И. Судьби-нин. При театре миниатюр работал собственный струнный оркестр под управлением дирижера М. И. Соколова. Программа выступлений труппы была разнообразной, но преобладали оперетта, фарс и комедия [15].

В 1920 году после установления в Армавире советской власти образовалась новая труппа из 36 чел., и зимний драматический театр С. П. Меснянкина был муниципализирован. С этого времени его деятельность уже не прерывалась. В мае 1922 года ему присвоили имя наркома просвещения А. В. Луначарского.

К сожалению, строение театра было уничтожено до основания во время налета фашистской авиации в 1942 году. После войны оно было отстроено снова. Коллектив ведет отсчет своей истории от того далекого дня 4 декабря 1908 года, когда усилиями М. И. Мисожникова и П. В. Прохоровича в селе Армавир открылся первый настоящий артистический сезон.

Литература и источники

1. Новая заря. Екатеринодар, 1908. № 651.

2. Там же. № 652.

3. Театр и искусство. СПб., 1909. № 3. С. 62.

4. Казачинский В. П., Бондарь В. В. Архитектура и градостроительство Кубани Х1Х-ХХ вв.: в 2 ч. Архитектура Кубани до 1985 г. Краснодар, 2002. Ч. 2. С. 36.

5. Театр и искусство. СПб., 1909. № 3. С. 62.

6. Новая заря ...1908. № 652.

7. Ктиторов С. Н. Украинские страницы в истории первого зимнего театра на Кубани (штрихи биографии антрепренера П. В. Прохоровича) // Кубань - Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 2. Краснодар, 2007. С. 124-125.

8. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 641. Оп. 1. Д. 2608. Л. 9.

9. Театр и искусство ... 1909. № 11. С. 213.

10. Ктиторов С. Н. Украинские страницы ... С. 125.

11. Отклики Кавказа. Армавир, 1912. № 249.

12. Там же. 1913. № 18, 27, 35, 110, 189, 193, 201, 232, 266, 269, 276.

13. РГАЛИ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 2608. Л. 18.

14. Отклики Кавказа. 1914. № 95.

15. Там же. 1915. № 224, 227, 232.

Иллюстрации к данной статье размещены на 3-й странице обложки журнала.

S. N. KTITOROV. FOUNDATION OF THE FIRST WINTER DRAMA THEATRE IN KUBAN REGION

The article deals with the early period of the Armavir Theatre history as the first winter drama theatre in Kuban region. The author examines the peculiarities of the professional dramatic arts formation in the region during the pre-Soviet period.

Key words: theatre, dramatic arts, tour, theatrical season, troop, impresario.

н. н.ВАСИЛЬЧЕНКО

герменевтическая природа системы Станиславского в ситуации театрального модерна

Автор с позиций герменевтики рассматривает специфику системы Станиславского и влияние этой сценической практики на развитие театральной культуры XX века.

Ключевые слова: система Станиславского, герменевтический разрыв, подтекст, сверхзадача.

В 2008 году исполнилось сто десять лет со дня открытия Московского Художественного театра, самого яркого события в театральной культуре модерна конца XIX века. На его сцене реализовалось явление, по сей день имеющее неоценимую значимость для русского и мирового искусства, - система К. С. Станиславского.

Искусствоведы, театральные педагоги, театроведы с пиететом относятся к творческому наследию этого великого актера, режиссера и реформатора сцены. Между тем далеко не все исследователи досконально знают сущность его взглядов по принципиальным для театра вопросам. Многие подвергают сомнению актуальность его системы. Суть сложившейся ситуации замечательно выражена в словах Г. А. Товстоногова: «Мы почти полностью утратили основополагающие для профессии режиссера знания. Создав великий театр своего времени, он открыл еще и вечные законы сценического творчества. Эти законы не зависят ни от времени, ни от эстетики. На Западе до этого стихийно доходят отдельные режиссеры, но мыто на этом учении воспитаны. И когда мы разбазариваем собственное богатство, не владеем им по-настоящему, мне это кажется преступлением против искусства. Это беда нашей профессии на сегодняшний день» [1].

Следует отметить, что исследователями в области театроведения предпринимались и пред-

принимаются самые разные попытки анализа отдельных положений и разделов системы. Но при всей несомненной научной значимости этих попыток не следует, на наш взгляд, забывать характеристику метода, данную самим автором: «Система не справочник, а целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы. Ее нельзя вызубрить, ее можно усвоить» [2].

Очевидно, что при такой точке зрения есть существенные предпосылки для рассмотрения и изучения системы Станиславского с позиций культурологии.

Известно, что театр - художественная практика, восходящая к древнейшей истории человечества. Размышляя о функции театра в изменяющемся обществе, Г. Г. Гадамер особо выделяет понятие «подражание», представляющее собой бытийность, перевоплощенную таким образом, что она продолжает указывать нам на то, из чего возникла. «Но и она, в свою очередь, подвергается превращению, потому что благодаря ей выявляются новые возможности, которых прежде мы не видели. Поэтому современный театр <...> ни в коей мере не является второстепенным феноменом нашего общества и нашей культуры» [3].

«Преобразованная бытийность» в системе Станиславского - это, прежде всего, два взаимосвязанных и основополагающих понятия: «перевоплощение» и «переживание». Как подчеркива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.