Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ "ОСОБЫХ ЗОН" КАК МЕРА ПО УЛУЧШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ "ОСОБЫХ ЗОН" КАК МЕРА ПО УЛУЧШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ECONOMIC ZONES / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ЗАКОН / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Резеда Минияровна, Усманов Альфред Камильевич

В Российской Федерации предусмотрены особые правовые конструкции предусматривающие, по сути, особый режим ведения предпринимательской деятельности. К этим конструкциям относятся создание «особых зон», которые включают в себя территории одного или нескольких муниципальных образований. Нормативная база всех инструментов создана на федеральном и региональном уровне посредством принятия соответствующих законов. Формально все «особые зоны» имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности, что в свою очередь влечет создание новых рабочих мест, удовлетворение населения в высококачественных услугах и позволяет населению достойно жить и самореализовываться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF "SPECIAL ZONES" AS A MEASURE TO IMPROVE THE LIVING STANDARDS OF THE POPULATION OF MUNICIPALITY

In the Russian Federation there are special legal designs providing, in fact, a special regime for conducting business activities. These structures include the creation of "special zones", which include the territories of one or several municipalities. The regulatory framework of all instruments is established at the federal and regional levels through the adoption of relevant laws. Formally, all the "special zones" have different goals, but they are really aimed at attracting investments by creating special conditions for entrepreneurial activity, which in turn attracts the creation of new jobs, the satisfaction of the population in high-quality services and allows the population to worthily live and self-actualize

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ "ОСОБЫХ ЗОН" КАК МЕРА ПО УЛУЧШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.2009 N ВАС-7323/09 по делу N А12-8960/2008-С18 «О передаче дела для пересмотра по заявлению о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в несовершении действий по передаче помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность» // Справочно-правовая система «Консультант +» (дата обращения - 01.07.2017 г.).

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya - 01.07.2017 g.).

2. Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 N 184-FZ (red. ot 01.06.2017) "Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii" // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya - 01.07.2017g.).

3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 18.01.1996 N 2-P "Po delu o proverke konstitucionnosti ryada polozhenij Ustava (Osnovnogo Zakona) Altajskogo kraya" // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya -01.07. 2017 g.).

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 29.05.1998 N 16-P "Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 4 stat'i 28 Zakona Respubliki Komi "O gosudarstvennoj sluzhbe Respubliki Komi" // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya - 01.07. 2017g.).

5. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 03.04.2017) "Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii" // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya - 01.07. 2017 g.).

6. Ivanova N.A. Razgranichenie polnomochij v sfere ohrany zdorov'ya grazhdan mezhdu organami gosudarstvennoj vlasti i organami mestnogo samoupravleniya kak odno iz napravlenij reformirovaniya otrasli zdravoohraneniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2011. N 10. S. 21 - 25.

7. Dryahlov S.K. Razgranichenie polnomochij organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov RF i organov mestnogo samoupravleniya (na primere Leningradskoj oblasti). SPb., 2000.

8. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 29.12.2014) "Ob ohrane okruzhayushchej sredy" // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya - 01.07. 2017 g.).

9. Opredelenie Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 01.07.2009 N VAS-7323/09 po delu N A12-8960/2008-S18 «O peredache dela dlya peresmotra po zayavleniyu o priznanii nezakonnym bezdejstviya upolnomochennogo organa, vyrazivshegosya v nesovershenii dejstvij po peredache pomeshchenij iz municipal'noj sobstvennosti v federal'nuyu sobstvennost'» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant +» (data obrashcheniya - 01.07. 2017 g.).

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (uporov@list.ru)

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (uporov@list.ru)

УДК 342.26

УСМАНОВА Р.М., УСМАНОВ А.К. СОЗДАНИЕ «ОСОБЫХ ЗОН» КАК МЕРА ПО УЛУЧШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: муниципальные образования, население, экономические зоны, качество жизни, безработица, закон.

В Российской Федерации предусмотрены особые правовые конструкции предусматривающие, по сути, особый режим ведения предпринимательской деятельности. К этим конструкциям относятся создание «особых зон», которые включают в себя территории одного или нескольких муниципальных образований. Нормативная база всех инструментов создана на федеральном и региональном уровне посредством принятия соответствующих законов. Формально все «особые зоны» имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности, что в свою очередь влечет создание новых рабочих мест, удовлетворение населения в высококачественных услугах и позволяет населению достойно жить и самореализовываться.

USMANOVA, R.M., USMANOV, A.K. CREATION OF «SPECIAL ZONES» AS A MEASURE TO IMPROVE THE LIVING STANDARDS

OF THE POPULATION OF MUNICIPALITY

Keywords: municipalities, population, economic zones, quality of life, unemployment, law.

In the Russian Federation there are special legal designs providing, in fact, a special regime for conducting business activities. These structures include the creation of "special zones", which include the territories of one or several municipalities. The regulatory framework of all instruments is established at the federal and regional levels through the adoption of relevant laws. Formally, all the "special zones" have different goals, but they are really aimed at attracting

investments by creating special conditions for entrepreneurial activity, which in turn attracts the creation of new jobs, the satisfaction of the population in high-quality services and allows the population to worthily live and self-actualize.

На территории одного или нескольких муниципальных образований могут быть созданы «особые зоны», где действует установленный законодательством особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Насколько создание «особых зон» окажет помощь социально-экономическому развитию муниципального образования? Никто не оспорит тот факт, что создание «особых зон» приведет к появлению различных хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, потребует создания новых рабочих мест. Население сможет трудиться на этих предприятиях, в организациях и, тем самым, удовлетворять свои потребности. Появятся не только новые рабочие места, но и сами муниципальные образования улучшат свои социально-экономическое положение.

«Особые зоны» могут иметь различный вид.

Во-первых, это особая экономическая зона, которая создается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1] (далее ОЭЗ) под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, по смыслу закона, ОЭЗ создается на территории с определенной площадью, на которой не допускается размещение объектов жилищного фонда за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны. Земельные участки, на которых создаются ОЭЗ, могут находиться в муниципальной собственности, однако управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в том числе предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

На территории ОЭЗ могут находиться здания и сооружения, которые находятся в муниципальной собственности. В этой зоне действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. С одной стороны, очень привлекательна идея создания ОЭЗ на территории муниципального образования. А с другой стороны, органы местного самоуправления и сами муниципальные образования, так или иначе, ущемляются в тех правах, которые определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ. Например, управляет и распоряжается земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации, исходя из критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» [2]. Так, решением Правительства на Байкале - в Республике Бурятия и Иркутской области создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, цель которой -повышение занятости населения и создание новых рабочих мест. В результате, в регионе планомерно идет борьба с безработицей, население удовлетворяется высококачественными услугами. Как пишет Т.Ю. Бубаева, создание ОЭЗ на Байкале позволяет местному населению иметь стабильную работу, а материальная обеспеченность позволяет достойно жить,

самореализовываться [3]. Например, «за время существования ОЭЗ по состоянию на конец 2014 года на территориях всех ОЭЗ создано 13 608 рабочих мест» [4].

Во-вторых, это зона территориального развития, которая создается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования являются муниципальными районами или городскими округами. Федеральный закон от 03 декабря 2011г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] (далее ЗТР) устанавливает, что ЗТР создается в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику. Соответственно, резидентам зоны территориального развития предоставляют меры государственной поддержки.

Ввиду особой значимости для РФ, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2016 г. № 1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» утвержден перечень субъектов. По закону четко определено, что ЭТР создается в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Развиваясь, субъекты РФ будут развивать и муниципальные образования, на территории которых создана ЗТР.

В-третьих, это территория опережающего социально-экономического развития, которая создается в одном муниципальном образовании или нескольких муниципальных образованиях. В соответствии с Федеральным законом от 29 января 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [6], территория опережающего социально-экономического развития (далее по тексту ТОСЭР) создается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Анализ нормативного материала показывает, что ТОСЭР создается с целью развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР может создаваться и как мера государственной поддержки монопрофильным муниципальным образованиям (моногородам), в целях содействия развитию моногородов, созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций, формированию условий для достижения моногородами стабильной социально-экономической ситуации.

В отличие от первых двух, в данном случае территория ОСЭР совпадает с территориями муниципальных образований. В первом и втором случае на территориях муниципальных образований создаются лишь зоны. В соответствии со ст. 82.3. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7], особенность организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливается Федеральным законом № 473. В чем же эти особенности?

1. Органы местного самоуправления передают управляющей компании полномочия, связанные с выполнением последней функции по обеспечению размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР, в том числе и организацию транспортного обслуживания, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и др., что частично пересекается с вопросами местного значения, отнесенными к ведению муниципальных образований. При этом финансовое обеспечение указанных полномочий может быть осуществлено и за счет местного бюджета (ст. 10 Федерального закона № 473). Из смысла закона вытекает, что управляющая компания выполняет функции органов местного самоуправления и, соответственно, решать основные вопросы местного значения в интересах населения должна именно она. А это влечет фактическое устранение муниципальной власти от публичного управления в довольно существенной его части. Возникает закономерный вопрос? Если население не будет

удовлетворено решением данных вопросов, то к кому оно должно обращаться? К органам местного самоуправления, которые юридически лишены данных полномочий, или к управляющей кампании, которая юридически не несет ответственности перед населением за ненадлежащее решение данных вопросов?

2. Органы местного самоуправления вправе передать земельные участки, здания, строения и сооружения, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития, в собственность или аренду управляющей компании территории опережающего социально-экономического развития [8]. Интересно мнение С.М. Мироновой, которая пишет, что муниципальное образование передают управляющей компании один из самых ценных своих ресурсов - землю, которая является источником доходов. В связи, с чем в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований, на территории которых создаются ТОР, должны быть предусмотрены компенсации от выпадающих доходов [9].

3. Законом предусмотрена возможность осуществления муниципального контроля в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Однако Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [10] значительно ограничиваются полномочия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в проведении таких проверок. Например, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны не только согласовываться с уполномоченным федеральным органом, но и направляться на рассмотрение наблюдательному совету, который совместно с резидентами принимает решение о необходимости проведения совместной плановой проверки.

4. Кроме того, управляющая компания ТОСЭР осуществляет функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, с одной стороны создание ТОСЭР на территории муниципальных образований является действенной поддержкой социально-экономическому развитию муниципальных образований, с другой же -возможно устранение муниципальной власти от решения важнейших вопросов, и ограничение прав граждан на участие или осуществление местного самоуправления.

При этом ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или ЗТР. В состав ТОСЭР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Иначе говоря, все три инструмента являются взаимоисключающими и не могут использоваться на одной территории.

В-четвертых, это зона муниципального развития. На сегодняшний день нет федерального закона, который бы определил особенность и порядок создания таких зон. Однако субъекты РФ своими нормативными актами вправе создавать данные зоны у себя в субъектах. В этом плане имеется только единственный пример - Ставропольский край.

Так, в соответствии с Законом Ставропольского края от 11 июня 2014 года № 51-кз «О зонах муниципального развития в Ставропольском крае» [11] для части территории края, в целях социально-экономического развития муниципальных образований путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику резидентам зоны муниципального развития предоставляются меры государственной поддержки. Правительство Ставропольского края утверждает перечень муниципальных образований Ставропольского края, на территориях которых допускается создание зон муниципального развития. Создание зоны муниципального развития допускается на территории одного муниципального образования Ставропольского края или на территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования края являются муниципальными районами или городскими округами. Муниципальные

образования Ставропольского края, на территориях которых допускается создание зоны муниципального развития, могут не иметь общих границ.

Муниципальные зоны требуют особой поддержки субъектов РФ. Безусловно, это не только поддержка муниципальных образований, финансирование районов или городов края, но и развитие самого субъекта. Как сказано: «повышение инвестиционной привлекательности края через создание зон муниципального развития» [12].

В чем же суть муниципальных зон? Они по своей сущности ближе к ТОСЭР, ЗТР или ОЭЗ? Например, уже есть точка зрения, что муниципальные зоны - это некие «локальные ОЭЗ» [13]. Однако анализ формулировки закона о ЗТР схож с формулировкой закона о муниципальных зонах. И там и здесь основная цель «социально-экономического развитие путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику, где резидентам предоставляются меры государственной поддержки».

В первую очередь, отметим, что муниципальные зоны создаются в тех субъектах, которые не включены в перечень ОЭЗ и ЗТР. Например, Законом Ставропольского края определено, что создание зоны муниципального развития, особой экономической зоны на территории Ставропольского края на одних и тех же земельных участках не допускается. Но ничего не говорится о ЗТР и ТОСЭР. Однако в перечне ЗТР Ставропольского края тоже нет.

По аналогии с федеральным законодательством о ЗТР и ОЭЗ, необходим перечень муниципальных образований Ставропольского края, на территориях которых допускается создание зон муниципального развития. Так, в Ставропольском крае Распоряжением от 21 августа 2015 г. №256-рп утвержден перечень муниципальных образований Ставропольского края, на территориях которых допускается создание зон муниципального развития. В данный перечень включено 16 муниципальных районов Ставропольского края. Постановлением Правительства Ставропольского края от 7 октября 2014 г. № 402-утвержден Порядок принятия решения о создании на территории муниципального образования Ставропольского края (муниципальных образований) зоны муниципального развития или досрочном прекращении ее существования и заключения соглашения о функционировании зоны муниципального развития. В п.4 данного Постановления говорится, что орган местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края (органы местного самоуправления муниципальных образований), которое (которые) включено (включены) в перечень муниципальных образований Ставропольского края, на территориях которых допускается создание зон муниципального развития, вправе подать в управляющую компанию заявку на создание на территории муниципального образования Ставропольского края. Обязательно к заявке прилагается заверенная в установленном порядке копия программы (программ) комплексного социально-экономического развития муниципального образования Ставропольского края (муниципальных образований Ставропольского края), на территории которого (которых) предполагается создание зоны муниципального развития

Правительство за счет краевого бюджета обязуется создать транспортную и энергетическую инфраструктуру, а управляющая компания (ГУП «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития») должна разработать бизнес-план развития зоны и провести отбор компаний-резидентов.

Вся законодательная база в Ставропольском крае есть. Однако на сегодняшний день только одно муниципальное образование - Степной муниципальный район подало заявку на создание зоны.

В-пятых, это муниципальные индустриальные зоны, которые создаются в муниципальных образованиях. Например, на сегодняшний день такие зоны созданы в Рязанской области. Муниципальная индустриальная зона - совместный продукт бизнеса и администрации муниципального образования, при участии естественных монополий (собственников сетей), с целью создания максимально комфортных условий для представителей малого и среднего бизнеса по строительству ими промышленных зданий и сооружений, налаживанию производственных и иных бизнес процессов в рамках локализованной земельной площадки. На одной площадке будут функционировать

предприятия различных сфер деятельности, но при этом все они будут использовать единую инфраструктуру, включающую энергообъекты, электросети, теплосети, водозаборные узлы, канализацию и очистные сооружения.

Муниципальная индустриальная зона может быть реализована только при взаимодействии трех сторон: бизнеса, муниципального образования и собственников сетей (как правило, естественных монополий). При этом все получают свою выгоду: бизнес быстро запускает производство; муниципалитет получает налоги и рабочие места; собственники сетей - стабильных потребителей [14].

Имеются и другие зоны, например, свободный порт Владивосток, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» куда по закону входит ряд муниципальных образований Приморского края, а также территории муниципальных образований Камчатского края: Хабаровского края, Сахалинской области. Цель зоны - ускорение социально-экономического развития территории свободного порта Владивосток и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока.

Анализ нормативного материала показывает, что глобальная цель всех зон едина -«привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории, создает новые рабочие места» [15].

Все эти особые зоны объединяет одно - управляющим компаниям территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности передано осуществление широкого набора публичных функций по созданию и управлению публичной собственностью, а также по предоставлению публичных услуг.

В передаче осуществления публичных функций управляющим компаниям проявляется политика дерегулирования, которая, как отмечает Э.В. Талапина, является направлением реализации политики нового государственного управления [16]. Аналогичного мнения придерживается А.В. Винницкий, который отмечает, что на современном этапе экономического и социально-политического развития сложно отрицать необходимость и целесообразность создания в некоторых исключительных случаях государственных и иных организаций с особым правовым статусом для осуществления публичных функций. Для определения их места в правовой системе автор предлагает прибегнуть к доктрине юридического лица публичного права [17].

Характеристику управляющим компаниям очень верно дает А.В. Белицкая, которая пишет, что «управляющие компании территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности полностью соответствуют всем признакам лица публичного права. Во-первых, управляющая компания создается и действует в публичных интересах. Во-вторых, предполагается централизация в руках управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению публичной собственностью, что способствует реализации публичным органом своих задач, а следовательно, реализации публичного интереса. В-третьих, управляющей компании передан ряд полномочий регулятивного и надзорного характера, а также делегировано предоставление ряда публичных услуг» [18].

Таким образом, существование параллельно различных «зон» является действенной поддержкой социально-экономическому развитию субъектов РФ муниципальным образованиям, что, в свою очередь, влечет экономический рост, необходимый для обеспечения достойного уровня жизни населения.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2005. №30 (ч. II). Ст. 3127.

2. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны»// Собрание законодательства РФ. 2012 .№ 19. Ст. 2423.

3. Бубаева Т.Ю. Особые экономические зоны туристско- рекреационного типа в Байкальском регионе: проблемы становления и эффективность функционирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. №4 (24). С 176.

4. Емец М.И., Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2015. №4.

5. Федеральный закон от 03 декабря 2011г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 5) Ст. 7070,

6. Федеральный закон от 29 января 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. №1 (часть I). Ст. 26.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

8. Постановление Правительства РФ от 24.04.2015 № 390 «О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально -экономического развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития» // Собрание законодательства РФ. 2015. №18. Ст. 2710.

9. Миронова С.М. Территории опережающего развития: правовое регулирование и перспективы развития// Право и экономика. 2016. №3. С.25.

10. Постановление Правительства РФ от 22.10.2015 № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Официальный интернет-портал правовой информации // http://www.pravo.gov.ru

11. Закон Ставропольского края от 11 июня 2014 года № 51-кз «О зонах муниципального развития в Ставропольском крае» // Ставропольская правда. 2014. № 149-150.

12. Закон «О зонах муниципального развития в Ставропольском крае» не работает// http://stv24.tv/novosti/obshhie/12236/ (дата обращения: 03.03.2017)

13. Край земельных проблем // http://kavpolit.com/articles/kraj_zemelnyh_problem-6353/ (дата обращения: 03.03.2017)

14. Концепция проектного финансирования муниципальных программ развития в Российской Федерации// http://investinnoprom.ru/koncepcija-proektnogo-finansirovanija-municipalnyi-uroven.php (дата обращения: 03.03.2017)

15. Белицкая А.В. О зонах территориального развития: комментарий нового законодательства // Право и экономика. 2012. № 8. С. 22.

16. Талапина Э.В. Реформы государственного управления: сравнительно-правовой анализ // Правоведение. 2008. № 2. С. 252.

17. Винницкий А.В. О судьбе госкорпораций и других публичных юридических лиц в контексте совершенствования гражданского законодательства // Право и политика. 2011. №3. С. 370.

18. Белицкая А.В. Правовой статус и правовая природа управляющих компаний территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности// Право и экономика. №7. С.12.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 22 iyulya 2005 g. № 116-FZ «Ob osobyh ehkonomicheskih zonah v Rossijskoj Federacii»// Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005. №30 (ch. II). St. 3127.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 aprelya 2012 g. № 398 «Ob utverzhdenii kriteriev sozdaniya osoboj ehkonomicheskoj zony»// Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012 .№ 19. St. 2423.

3. Bubaeva T.YU. Osobye ehkonomicheskie zony turistsko- rekreacionnogo tipa v Bajkal'skom regione: problemy stanovleniya i ehffektivnost' funkcionirovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. EHkonomika. 2013. №4 (24). S 176.

4. Emec M.I., Purgin A.S. Sravnitel'nyj analiz instrumentov regional'noj politiki RF: osobye ehkonomicheskie zony, zony territorial'nogo razvitiya i territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya // EHGO: EHkonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo. 2015. №4.

5. Federal'nyj zakon ot 03 dekabrya 2011g. № 392-FZ «O zonah territorial'nogo razvitiya v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 49 (ch. 5) St. 7070,

6. Federal'nyj zakon ot 29 yanvarya 2014 № 473-FZ «O territoriyah operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. №1 (chast' I). St. 26.

7. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. №40. St. 3822.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.04.2015 № 390 «O poryadke peredachi upravlyayushchej kompanii, osushchestvlyayushchej funkcii po upravleniyu territoriej operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya, na prave sobstvennosti ili arendy nahodyashchihsya v gosudarstvennoj ili municipal'noj sobstvennosti zemel'nyh uchastkov, zdanij, stroenij i sooruzhenij,

raspolozhennyh na territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya, i poryadke rasporyazheniya takimi zemel'nymi uchastkami, zdaniyami, stroeniyami i sooruzheniyami, a takzhe ob"ektami infrastruktury territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. №18. St. 2710.

9. Mironova S.M. Territorii operezhayushchego razvitiya: pravovoe regulirovanie i perspektivy razvitiya// Pravo i ehkonomika. 2016. №3. S.25.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.10.2015 № 1132 «O sovmestnyh planovyh proverkah, provodimyh v otnoshenii rezidentov territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya organami, upolnomochennymi na osushchestvlenie gosudarstvennogo kontrolya (nadzora), municipal'nogo kontrolya» // Oficiarnyj internet-portal pravovoj informacii // http://www.pravo.gov.ru

11. Zakon Stavropol'skogo kraya ot 11 iyunya 2014 goda № 51-kz «O zonah municipal'nogo razvitiya v Stavropol'skom krae» // Stavropol'skaya pravda. 2014. № 149-150.

12. Zakon «O zonah municipal'nogo razvitiya v Stavropol'skom krae» ne rabotaet// http://stv24.tv/novosti/obshhie/12236/ (data obrashcheniya: 03.03.2017)

13. Kraj zemel'nyh problem // http://kavpolit.com/articles/kraj_zemelnyh_problem-6353/ (data obrashcheniya: 03.03.2017)

14. Koncepciya proektnogo finansirovaniya municipal'nyh programm razvitiya v Rossijskoj Federacii// http://investinnoprom.ru/koncepcija-proektnogo-finansirovanija-municipalnyi-uroven.php (data obrashcheniya: 03.03.2017)

15. Belickaya A.V. O zonah territorial'nogo razvitiya: kommentarij novogo zakonodatel'stva // Pravo i ehkonomika. 2012. №8. S.22.

16. Talapina EH.V. Reformy gosudarstvennogo upravleniya: sravnitel'no-pravovoj analiz // Pravovedenie. 2008. № 2. S. 252.

17. Vinnickij A.V. O sud'be goskorporacij i drugih publichnyh yuridicheskih lic v kontekste sovershenstvovaniya grazhdanskogo zakonodatel'stva // Pravo i politika. 2011. №3. S. 370.

18. Belickaya A.V. Pravovoj status i pravovaya priroda upravlyayushchih kompanij territorij so special'nym rezhimom osushchestvleniya predprinimatel'skoj i investicionnoj deyatel'nosti// Pravo i ehkonomika. №7. S.12.

УСМАНОВА РЕЗЕДА МИНИЯРОВНА - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. УСМАНОВ АЛЬФРЕД КАМИЛЬЕВИЧ - магистрант кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

USMANOVA, REZIDA M. - Doctor of Law, Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (usmanova.r@mail.ru)

USMANOV, ALFRED K. - master of Science, Department of Constitutional and Municipal Law, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University.

УДК 342.553

ВЛАСЕНКО Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТРУКТУРИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: Конституция; конституционный закон; местное самоуправление; муниципальная власть; органы местного самоуправления; структура; органы управления, власть.

В статье автор проводит анализ законодательного регулирования структуры органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также делает выводы о целесообразности внесения изменений в нормативно -правовые акты изменений в целях эффективного организационного обеспечения местного самоуправления. Анализ действующего ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», показал, что, в отличие от прежнего федерального закона 1995 г., вопрос о наличии определенной структуры органов местного самоуправления решается положительно. Причем наличие в ней главы муниципального образования и местной администрации стало обязательным. Автор полагает, что законодатель углубил понимание местного самоуправления как института публичной власти, поскольку любая власть должна иметь свою организационную структуру.

VLASENKO, E.E. THE LEGAL BASIS OF THE STRUCTURING OF MUNICIPAL POWER

Keywords: Constitution; constitutional law; local self-government; municipal power; local self-government authorities; structure; management authorities, the power.

In the article the author analyzes the legislative regulation of the structure of local self-government authorities in the Russian Federation, and also draws conclusions about the advisability of making changes in regulatory and legal acts of changes in order to effectively organize local self-government. The analysis of the current Federal Law "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" showed that, unlike the previous federal law of 1995, the question of the existence of a certain structure of local self-government bodies is positively resolved. And the presence in it of the head of the municipal formation and the local administration became mandatory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.