Научная статья на тему 'Создание обучающего система по предмету “Системное программирование и операционные системы”'

Создание обучающего система по предмету “Системное программирование и операционные системы” Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рагимова Н.A.

Данная статья посвящена созданию обучающей системы по предмету «Системное программирование и операционные системы». Рассмотрены основные принципы работы обучающих систем, разработана концептуальная модель обучающей системы, приведен подробный интерфейс работы данной обучающей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Рагимова Н.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A TRAINING SYSTEM UNDER THE SUBJECT “SYSTEM PROGRAMMING AND OPERATING SYSTEMS”

This article is devoted to the creation of a training system on the subject "System Programming and Operating Systems". The basic principles of teaching systems work are considered, the conceptual model of the training system is developed, the detailed interface of the work of this training system is given.

Текст научной работы на тему «Создание обучающего система по предмету “Системное программирование и операционные системы”»

Проблемы повышения контактной прочности металлических сплавов. Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, №2 (32).- Екатеринбург, 2004.-С.224-236.

4. Кислая Т.П. Интерметаллидные покрытия NiAl и ( Ni,Cr)Al, получаемые электронно - лучевым испарением из одного источника // Т.П.Кислая, Л.М.Нероденко, Б.А.Мовчан/Проблемы специальной электрометаллургии , 1999.-№3.-С.20-27.

5. Кравчук Л.В. Влияние коррозионностой-ких покрытий металл-керамика на усталостную долговечность ЧС70ВИ в потоке продуктов сгорания дизельного топлива // Л.В.Кравчук, Г.Р.Семенов, К.Ю.Яковчук и др./ Проблемы специальной электрометаллургии, 1993. -№2.-С.27-34.

6. Du H.L. Sulfidation of some MCrAlY x- type alloys //H.L.Du, P.K.Datta,V.S.Gray and others //Oxidations Metals, 1993. - vol.39.- №

1-2.-p.107-135.

7. Гузанов Б.Н. Особенности формирования защитных свойств многослойных металлокерами-ческих высокотемпературных покрытий при их локальной лазерной обработке// Б.Н.Гузанов , Н.Б.Пугачева/ Современные материалы и технологии -

2002. - Сб.статей Международной научн.-техн. конф.-пенза , 2002.-С.271-273.

8. Гузанов Б.Н. Лазерная обработка жаростойких диффузионных покрытий // Б.Н.Гузанов, С.В Косицин , Е.С.Саламатова и др./ Защитные покрытия на металлах. Киев: Наук. Думка, 1990. -вып.24.-С.76-80.

9. Малашенко И.С. Долговечность композиционных покрытий Co-Cr-Al-Y/ZrO2 на различных никелевых сплавах при окислении на воздухе и в золе газотурбинного топлива// И.С.Малашенко, А.И.Рыбников, Ю.Д.Скляров и др./ Проблемы специальной электрометаллургии , 1990.-№3.-С.53-59.

10. Гузанов Б.Н. Модифицированное атомо-силицидное покрытие для жаропрочных никелевых сплавов // Б.Н.Гузанов, С.В.Косицын, В.П.Кузнецов и др. , Металловедение и термическая обработка металлов, 1985. -№1.- С.21-23.

11. Орышич И.В. Разработка методики испытаний жаропрочных сплавов в расплаве солей// Защита металлов, 1981.-т.17. -№1. -С.74-79.

CREATION OF A TRAINING SYSTEM UNDER THE SUBJECT "SYSTEM PROGRAMMING AND OPERATING SYSTEMS"

Rahimova N.A.

Candidate of Technical Sciences, assistant professor of Azerbaijan State University of Oil and Industry, Baku

СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО СИСТЕМА ПО ПРЕДМЕТУ "СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ОПЕРАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ"

Рагимова Н.А.

к.т.н., доцент, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности, г. Баку

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена созданию обучающей системы по предмету «Системное программирование и операционные системы». Рассмотрены основные принципы работы обучающих систем, разработана концептуальная модель обучающей системы, приведен подробный интерфейс работы данной обучающей системы.

ABSTRACT

This article is devoted to the creation of a training system on the subject " System Programming and Operating Systems". The basic principles of teaching systems work are considered, the conceptual model of the training system is developed, the detailed interface of the work of this training system is given.

Ключевые слова: Системное программирование, операционные системы, обучающие системы.

Keywords: System programming, operating systems, training systems.

В настоящее время достаточно распространено применение обучающих систем в различных предметных областях. Данные системы являются одной из новейших видов проведения обучения. К преимуществам обучающих систем можно отнести то, что в них бывают сосредоточены вместе все составляющие части изучаемого предмета, и не требуется дополнительного времени и средств для поиска не-

обходимых данных по предмету. Еще одно достоинство таких систем заключается в том, что обучающийся сам в праве выбирать время и длительность урока с применением современных технологий и систем. Важно, чтобы информация в таких системах периодически проверялась и усовершенствовалась разработчиками системы. Основное их

различие от простых учебников заключается в возможности добавления новых знаний, а также корректировки и удаления устаревших.

В данной работе спроектирована и изучена обучающая система по предмету "Системное программирование и операционные системы". В ней рассмотрены следующие вопросы:

- Анализ предметной области;

- Определение существующих обучающих систем;

- Определение недостатков существующих обучающих систем;

- Описание предметной области;

- Описание структуры базы данных;

- Создание концептуальной модели предметной области;

- Программное обеспечение предметной области;

- Выбор инструментальных средств и языка разработки;

- Проектирование интерфейса.

Автоматизированные обучающие системы являются мощным и эффективным средством для автоматизации учебного процесса, а также помощи студентам и преподавателям для проведения занятий. Любая система, также обладает рядом недостатков и недочётов.

- Большое количество сложного лекционного материала. Зачастую, это может вызвать потерю интереса к обучению, так как в наличии имеется сложная научная литература по данной дисциплине, которая не всегда понятна для простого студента.

- Переход к следующей лекции возможен лишь после прохождения теста по открытой лекции. Для прохождения к следующей лекции в данной системе необходимо пройти тест, что занимает немало времени и снижает эффективность программы.

- Достаточно скудный и примитивный интерфейс. Хотя и этот фактор не оказывает влияние непосредственно на учебный процесс, наличие более красочного интерфейса сделало бы обучающую систему более привлекательной в глазах обучающихся.

- Отсутствие раздела с практическими заданиями. Несмотря на наличие тестовых заданий в конце каждой темы, наличие раздела с практическими заданиями, включающими лабораторные работы, финальные тестовые задания по всем лекциям значительно уменьшает эффективность данной системы.

- Отсутствие информации о программе. Для неопытного пользователя компьютера эта проблема может оказаться весьма серьёзной. Так, отсутствие руководства по использованию данного учебного пособия может привести к затруднению перехода между окнами в системе.

К основному недостатку обучающей программы можно отнести его платность. Для студентов одним из главных факторов является поиск и использование бесплатного учебного пособия.

На основе существующих обучающих программ, учитывая их плюсы и недостатки и собрав в себя все положительные идеи для разработки, была спроектирована обучающая система по дисциплине "Системное программирование и операционные системы".

Обучающая система по дисциплине "Системное программирование и операционные системы" была разработана с целью оказания помощи студентам и преподавателям при проведении учебного процесса, так как в ней собраны наиболее необходимые данные по этому предмету. В электронный курс по предмету системное программирование входят:

• Лекционные материалы, необходимые для охвата всего курса;

• Лабораторные и курсовые работы для проверки полученных знаний;

• Проверочные тесты с загруженными заранее ответами в отдельном окне для закрепления пройденного материала по курсу.

Рассматриваемая в обучающей системе дисциплина является одной из основополагающих и наиболее важных составляющих при прохождении курса по изучению программирования. Ссылаясь на многие теоретические источники о системном программировании, или как его принято именовать в некоторых учебниках, системном программном обеспечении, можно с уверенностью сформулировать основное значение этого термина. В целом программное обеспечение принято подразделять на три основных раздела, к которым относятся:

- Системное или общее программирование;

- Прикладное или специальное программное обеспечение;

- Инструментальное программное обеспечение.

Создание любой обучающей системы для студентов начинается, прежде всего, с подготовки всех требуемых элементов системы, которые также называются заготовками. В список заготовок рассматриваемой в данном случае обучающей системы входят:

- Теоретический материал;

- Лабораторные работы;

- Курсовая работа;

- Практические задания;

- Контрольные тесты.

Каждый из этих разделов имеет неоспоримую ценность и важность для процесса обучения. Так, раздел теоретического материала включает в себя краткое описание о системном программном обеспечении и его основное предназначение:

- Создание среды для выполнения программ;

- Автоматизация разработки новых программных средств;

- Обеспечение надежного функционирования вычислительной системы и компьютера;

- Проведение работ по профилактике в функционировании аппаратной составляющей компьютера;

- Выполнение дополнительных технологических процессов.

Для построения алгоритма работы схемы обучающей системы по дисциплине "Системное программирование и операционные системы" была применена иерархическая форма описания данных.

Данная форма была выбрана в связи с легкостью построения, а также чёткого представления всех составляющих разделов обучающей системы.

После того, как будут собраны все заготовки для обучающей системы дистанционного обучения студентов, которую также можно именовать как электронный учебник, можно приступить к следующему, не менее важному этапу. Данный этап заключается в построении плана-чертежа последовательности, расположения окон и объектов в этих окнах в создаваемой системе. Этот план значительно упростит проектирование обучающей системы, так как будет представлена готовая последовательность работы.

Далее следуют основные лекции по данному предмету - описывается структура и основные функции системного программирования, подробно раскрывается понятие о вычислительных системах, представленных как следствие новых технологических решений в области информации, а также всевозможные классификации вычислительных систем. Также рассматриваются основные требования к современным операционным системам.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1

ЛЕКЦИЯ 2

ЛЕКЦИЯ 3

3. СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 3.1. Жизненный цикл программ

С переходом на промышленную технологию производства программ, стремлением к сокращению сроков и материальных затрат на разработку программ, а также обеспечение гарантированного уровня их качества в науке программирования появилось новое направление - программотехника. Программотехника (software engineering) - технология анализа, проектирования, кодирования, отладки, тестирования, эксплуатации и сопровождения программных продуктов. Совокупность перечисленных этапов составляет жизненный цикл программного продукта. Пользователями технологии программирования являются системные и прикладные программисты. Если говорить о разработке больших программных комплексов, то усредненное соотношение затрат времени по отдельным стадиям жизненного цикла в процентном соотношении выглядит примерно так:

• анализ требований, предъявляемых к программной системе, и определение спецификаций -6%;

• проектирование -5%;

• кодирование -7%;

• тестирование (автономное - 8 %, комплексное - 7 %);

• эксплуатация и сопровождение - 67 %.

Понятно, что реализация отдельных этапов в значительной мере зависит от сложности программного продукта, поэтому процентное соотношение распределения времени между этапами может быть другим.

НАЗАД

Следующим рассматриваемым разделом являются примеры лабораторных работ. Данные примеры расположены по возрастанию уровня сложности, поэтому они могут быть полезны для любой

в этой области. Рассматриваемые примеры затрагивают самые различные разделы программирования, начиная от одномерных и двумерных массивов, заканчивая составлением базы данных и сложных вы-

аудитории студентов с различным уровнем знании числительных программ.

Следующим разделом обучающей системы является пример выполнения курсовой работы по данной дисциплине. В данном примере была создана программа, выполняющая запуск программ по расписанию, которые хранятся в отдельном

файле. Эта программа была разработана в интегрированной среде С++. Взаимодействие с конечным пользователем осуществляется с помощью удобного в эксплуатации интерфейса.

' .....■ » ж—

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа по теме: "Системное программирование в операционных системах"

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИНТЕРФЕЙС

1.1 ПОНЯТИЕ ИНТЕРФЕЙСА И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

1.2 ВЫЬОР ИНТЕРФЕЙСА

2. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПРОГРАММЫ

3. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ НА БАЗЕ РАЗРАБОТАННОГО АЛГОРИТМА

4. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников АЛГОРИТМ ПРОГРАММЫ

1 ИНТЕРФЕЙС

На основе рассмотренных пунктов, был составлен четвёртый раздел, в котором имеются практические задания для студентов. В этих заданиях рассмотрены контрольные вопросы по лекциям, ранее предоставленным в обучающей системе, лабораторные работы для закрепления пройденного материала и курсовая работа наподобие рассмотренного выше примера. ■

Заключительным штрихом для усвоения пройденного материала по системному программированию является решение контрольного теста по этому предмету и его проверка с помощью предоставленных ответов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти составляющие обучающей системы являются очень эффективным материалом для изучения системного программирования.

Эта обучающая система может быть внедрена в современный обучающий процесс, так как содержит все необходимые составляющие для осуществления обучения данной предметной области.

Список использованной литературы

1. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. Учебник для вузов,2006.

2. Могилёв А. В. Разработка информационной системы. Учебное пособие, 2007.

3. Шилдт Г. Системное программное обеспечение Питер, 2000.

4. Буч Г. Проектирование баз данных информационных систем, 2008.

5. Рубашкин Д.Д. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.