Забелин П.В.,
генеральный директор МДМ Федцов В.Г.,
ректор Института русского предпринимательства, академик РАЕН Федцов В. В.,
проректор Института русского предпринимательства, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
«Эту песню запевает молодежь...» создание общероссийского центра молодежного (студенческого) предпринимательства
Стабилизация экономики страны является, в том числе, важнейшим условием и для реализации молодежной (студенческой) политики в области предпринимательства. В качестве одной из основных задач современного этапа развития России выступает, в частности, развитие инфраструктуры малого и среднего молодежного, бизнеса.
Развитие молодежного (студенческого) предпринимательства в стране целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- первоочередное развитие передовых наукоемких и информационных технологий;
- защита прав собственности;
- выравнивание условий конкуренции;
- улучшение информационного обеспечения молодежного (студенческого) предпринимательства;
- реформирование налоговой системы;
- постоянный контроль за экологической ситуацией, создание малых молодежных предприятий по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
- создание условий для получения молодыми предпринимателями необходимого стартового капитала.
Эффективное развитие рыночной экономики в стране во многом определяется ликвидацией «входных барьеров» для молодых предпринимателей. В молодежной среде нередко можно встретить выразителей новых бизнес-идей. К сожалению, ее представители, стремящиеся найти призвание в предпринимательской деятельности, зачастую либо обладают малым стартовым капиталом для открытия собственного дела, либо не имеют даже первоначальных средств для этого. Поддержка молодежного (студенческого) предпринимательства в стране, таким образом, имеет приоритетное значение для российской экономики.
Можно утверждать, что молодежная (студенческая) предпринимательская инициатива является одним из основных факторов, с помощью которых возможно обеспечить экономическое процветание нашей страны. Чем больше молодых людей захотят и смогут заниматься малым и средним предпринимательством, тем более весомым будет их вклад в экономику страны. Поэтому государственным структурам необходимо всячески помогать молодым предпринимателям на первом этапе их деятельности, а не мешать, как это происходит в настоящее время.
К примеру, сдерживается развитие молодежного (студенческого) предпринимателя непродуманной системой налогообложения, отсутствием льгот и т.п. Следует также отметить, что «большие банки» не горят желанием работать с малым бизнесом, а «малые банки» не имеют финансовых средств для кредитования даже передовых наукоемких молодежных бизнес-проектов.
В настоящее время проблемами, сдерживающими развитие молодежного (студенческого) предпринимательства в стране являются:
- отсутствие специальных мер государственной поддержки;
- «искаженная» отраслевая структура малых предприятий;
- несовершенная система налогообложения;
- отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки и самофинансирования молодежного (студенческого) предпринимательства;
административные, чиновничьи барьеры;
- отсутствие адресной методической, информационной, юридической, консультативной и учебно-образовательной поддержки.
Нерешенность этих проблем удерживает молодых людей - потенциальных предпринимателей от реализации собственных возможностей в сфере малого бизнеса. К тому же ситуация усугубляется и недостаточным уровнем развития малого бизнеса в стране. И как результат - государство не может создать требуемое количество рабочих мест для молодежи и выпускников высших и средних учебных заведений. Отсюда следует, что развитие малого бизнеса и вовлечение в него молодежи (студентов) требует создания в стране соответствующих благоприятных условий. К примеру, в России разработана Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи (студенчества) в следующие отрасли:
1. Агропромышленный комплекс и переработка сельхозпродукции.
2. Малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления.
3. Малая строительная индустрия.
4. Транспорт.
5. Дорожное хозяйство и придорожный сервис.
6. Почтово-информационный сервис.
7. Инновационная сфера.
8. Общественное питание и сфера услуг.
Конечной целью этой программы в области молодежного (студенческого) предпринимательства является решение следующих задач:
1) Формирование экономически активного поведения молодежи (студентов) как формы приобщения их к малому предпринимательству.
2) Формирование у молодежи (студентов) предпринимательского образа мышления, навыков и мотиваций в отношении малого бизнеса.
3) Создание новых и расширение деятельности существующих предприятий малого бизнеса за счет привлечения к выполнению государственных заказов.
4) Создание новых рабочих мест для молодежи.
5) Создание инфрастуктуры поддержки молодежного (студенческого) малого бизнеса (методическая, образовательная, правовая и др. помощь).
6) Формирование корпоративного сознания и повышение культуры молодежного (студенческого) малого бизнеса.
7) Установление и расширение международных связей с зарубежными молодежными (студенческими) организациями со схожими задачами, проведение взаимообменов. Молодежное (студенческое) предпринимательство, как видно из вышеприведенных суждений, должно пользоваться особым вниманием в структуре государственной молодежной (студенческой) политики. Однако на самом деле развитию молодежного предпринимательства в России мешают чиновничий произвол и вымогательство, недостаток знаний (из-за отсутствия массовой общедоступной и постоянно действующей системы молодежных (студенческих) предпринимательских подготовительных структур), несовершенное хозяйственное законодательство, отсутствие источников первоначального капитала.
Изучение трудностей, возникающих на пути развития молодежного предпринимательства, позволит создать условия для оказания квалифицированной методической и практической помощи, в которой молодые предприниматели очень и очень нуждаются (особенно в области юриспруденции, экономики, психологии). Одним из примеров такой поддержки является создание общероссийского Центра
молодежного (студенческого) предпринимательства, организатором которого выступает Институт русского предпринимательства (Россия, г. Москва).
& эффективное развитие рыночной экономики в стране во многом определяется ликвидацией «входных барьеров» для молодых предпринимателей
& развитие молодежного (студенческого) предпринимателя сдерживается непродуманной системой налогообложения, отсутствием льгот и т.п.
&развитию молодежного предпринимательства в России мешают чиновничий произвол и вымогательство, недостаток знаний, несовершенное хозяйственное законодательство, отсутствие источников первоначального капитала