Вторая группа событий — это акции, раскалывающие национальное самосознание (индекс этих событий приближается к нулю благодаря тому, что ни одна из противостоящих сторон не может обеспечить очевидного перевеса). К числу этих событий относятся:
— запрет КПСС (1991 г.);
— роспуск Верховного Совета в 1993 г.;
— наведение конституционного порядка в Чечне в 1994 г.;
— избрание Б. Ельцина Президентом России в 1996 г.
Третья группа событий — это акции, отторгаемые российским национальным самосознанием как травмирующие. Здесь явное преобладание негативных оценок. Такими событиями являются:
— дефолт 1998 г.;
— ваучерная приватизация 1992-1993 гг.;
— Беловежские соглашения 1991 г.
Все "консолиданты" относятся к 2000-2001 гг., "раскалывающие" действия — к 1991-1996 гг., "травмирующие" действия — к 1991-1998 гг. Этим обстоятельством объясняется в значительной мере рост оптимизма населения России, наметившееся улучшение настроения граждан и устойчивость показателей поддержки Президента Путина.
Весьма характерным оказывается сдвиг в оценках "пути, по которому идет современная Россия". Еще в 1998 г. почти две трети респондентов считали, что путь, которым идет современная Россия, "ведет страну в тупик" (при одной трети, убежденной в положительных результатах). В 2001 г. почти 60% опрошенных — впервые больше половины — высказались в поддержку избранного пути (при этом вряд ли кто из респондентов смог бы ответить на вопрос, в чем же состоит этот путь?), а 39% по-прежнему остались с формулой, что избранный путь "ведет страну в тупик". Констатация принципиальных различий "консолидантов", раскалывающих действий ("тупиковых") и "травмирующих" событий предполагает необходимость выводов как теоретического, так и практического характера — уроки для власти и в плане анализа раскалывающих событий, и при анализе травмирующих событий. В этом — одна из наиболее важных задач формирования российского национального самосознания на общегосударственном уровне.
Людмила ХАХУЛИНА
Создание общедоступного социологического архива в России
Цели и задачи проекта. В сентябре 1999 г. ВЦИОМ инициировал проект по созданию общедоступного социологического архива, для чего обратился за финансовой поддержкой в Фонд Форда и получил ее. Цель данного проекта — разработать организационные, технологические и финансовые принципы формирования и дальнейшего функционирования национального архива социологических данных на базе исследований ВЦИОМ и других организаций, проводящих репрезентативные социологические опросы.
Вопрос о необходимости создания национального архива поднимался среди социологов начиная с середины 1980-х годов. Достаточно упомянуть работы по созданию Всесоюзного банка социологических данных, проводимые в Институте социологии РАН. Однако лишь к концу 1990-х годов для этого сложились необходимые условия. Во-первых, в разных организациях социологического профиля уже накопился опыт проведения репрезентативных для России и международных исследований, представляющих научную ценность для широкого круга исследователей. Во-вторых,
постоянно расширялся уже, кроме формальных организаций и институтов, круг исследователей, творческих коллективов, проводящих социологические исследования, в том числе в рамках грантов, финансируемых отечественными и зарубежными фондами. Данные, полученные в процессе этих исследований, пока могут использовать лишь сами исследователи, а другим заинтересованным пользователям они недоступны, что противоречит самой природе благотворительной поддержки науки. В-третьих, в связи с развитием в течение уже по крайней мере десяти лет социологического образования в России создался круг потенциальных потребителей социологических данных (студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники), которые не в состоянии производить такие исследования своими силами из-за растущей стоимости и повышения стандартов качества проведения массовых опросов. В-четвертых, развитие современных электронных технологий позволяет решать проблему сохранения и распространения данных намного более эффективно, чем 15-20 лет назад.
Исходя из указанных обстоятельств в рамках проекта были поставлены следующие задачи:
— создать пилотный вариант архива на базе исследований ВЦИОМ и ряда ведущих социологических организаций, выразивших интерес к этому;
— разработать основные принципы организации, хранения и распространение данных применительно к России, используя международный опыт;
— разработать организационные и правовые отношения с учреждениями, отдельными лицами, выступающими в качестве депозиторов и в качестве пользователей архива.
Принципиальная особенность нашего подхода — работа в рамках проекта выполнялась ВЦИОМ в партнерстве с другими социологическими институтами, проводящими массовые опросы в течение многих лет. Среди них такие известные и авторитетные организации, как Институт социологии РАН, Фонд общественного мнения (ФОМ), Российский институт изучения общественного мнения и рынка (РОМИР), Российский независимый институт социальной и национальной политики (РНИСиНП), Отдел социологии, экономики и организации промышленного производства СО РАН.
Работа над проектом продолжалась полтора года, его руководитель — Л.Хахулина (ВЦИОМ), координатор — Л.Ко-сова (ВЦИОМ), консультант — А.Крыштановский (ГУ— ВШЭ), программное обеспечение работ — А.Пигарев (ВЦИОМ).
По завершению проекта были получены следующие результаты. В архиве уже содержится более 40 исследований ВЦИОМ и других организаций, принявших участие в реализации проекта. Рабочей группой проекта разработана информационно-поисковая система, позволяющая потребителю найти интересующую информацию в режиме работы через Интернет. Сформулированы и апробированы стандарты архивирования исследований, зафиксированные в документах "Руководство для депозиторов" и "Соглашение о передаче данных".
Остановлюсь несколько подробнее на каждом из полученных результатов.
Характеристика архивированных данных. В принципе социологический архив может и должен содержать любые данные, полученные в ходе социологических опросов, если они отвечают требованиям архивирования. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что мы только в самом начале пути по созданию социологического архива, работа была ограничена архивированием тех данных количественных исследований, которыми чаще всего
интересуются потребители (например, по опыту обращений в архив ВЦИОМ).
К ним прежде всего можно отнести:
— общероссийские социологические данные за 19982000 гг., полученные в результате проведенных репрезентативных опросов населения;
— данные сравнительных международных исследований с участием России;
— электоральные исследования;
— социологические тренды.
Исходя из выбранных нами приоритетов формируемый межинститутский архив включает данные довольно широкого круга исследований, отражающих панораму российской жизни в указанные три года: 18 исследований мониторинга ВЦИОМ "Экономические и социальные перемены в России" (1998-2000 гг.); 2 исследования мониторинга российской жизни (1999-2000 гг.), проводимых Институтом социологии РАН; 6 исследований мониторинга РНИСиНП; 8 исследований мониторинга РОМИР по актуальным вопросам современной жизни (1998-2000 гг.); 1 исследование "Пента" — еженедельного опроса ФОМ по актуальным вопросам современной жизни.
В архиве также содержатся данные электоральных исследований ВЦИОМ, отражающих электоральные установки и поведение населения в период выборных кампаний (1999-2000 гг.). В перспективе в архив будут переданы данные электоральных исследований, выполненных другими социологическими центрами, что заметно повысит ценность для исследователей этого сегмента данных.
Кроме того, ВЦИОМ передал в архив результаты регулярных международных сравнительных исследований с 1985 по 1997 г., выполняемых в рамках International Social Survey Program, объединяющей 32 страны, включая Россию.
Архив также содержит специальные массивы данных (тренды), представляющие собой распределение ответов опрошенного населения во времени на одни и те же вопросы.
Наиболее значительные из них "Мониторинг социальных перемен" (1998-2000 гг.), содержащий 875 переменных; индекс потребительских настроений за этот период включает 70 переменных; электоральный мониторинг (1999-2000 гг.) на базе 30 переменных.
Эти тренды сформированы на основе данных соответствующих исследований ВЦИОМ. Вместе с тем архив содержит уникальные тренды бюджетов времени сельского населения с 1975 по 1999 г., подготовленные и переданные в архив Отделом социологии Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН).
Требования к передаваемым в архив исследованиям в
принципе те же, что и во всех других архивах Европы и США. Следуя им, мы получаем возможность стать частью международного "архивного" сообщества. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
1. Единый формат данных. В связи с тем, что различные исследовательские организации хранят данные в разных форматах, при передаче их в архив необходимо было иметь единый общий для всех формат. За основу был взят формат статистического пакета SPSS, широко используемый для научных исследований и для хранения данных при архивировании. Также были определены единые форматы хранения сопровождающих файлов.
2. Описание исследований. Помимо собственно числовых данных, в архив следовало передать необходимую информацию о самом исследовании и методах сбора данных. Это предполагало подготовку сопроводительной документации, которая включала в себя характеристику самого исследования (краткое содержание, имя руководи-
теля и организации, его выполняющих) и проведение полевых работ (опросник, описание выборки и хода полевых работ). Все требования были сведены в единый документ "Руководство для депозитора", переданный всем участникам проекта для подготовки исследований для архивирования.
Приведение исследований в соответствие с требованиями архивирования, безусловно, потребовало дополнительной работы с ними тех организаций (лиц), которые передавали свои исследования в архив.
На пилотной стадии работа по приведению данных и документации в соответствие с правилами архивирования оплачивалась, поскольку на первых этапах создания архива необходимо было, во-первых, заинтересовать потенциальных депозиторов в передаче исследований, во-вторых, получить в архив информацию, отвечающую требованиям архивирования.
Эта задача стимулирования передачи исследований в архив и выполнение необходимых требований к подготовке их архивирования, которая в будущем остается одной из основных в работе с потенциальными депозиторами.
Отдельная проблема, с которой мы столкнулись, — это архивирование социологических исследований советского периода, выполненных в то время, когда не было персональных компьютеров. А переход с одного формата хранения (больших электронно-вычислительных машин общего пользования) на другой, связанный с широким внедрением персональных компьютеров, совпал с трудным переходным периодом для многих социологических институтов. В результате значительная часть исследований по-прежнему хранится в старых форматах и требуется большая работа по их приведению в современный формат для персональных компьютеров.
Эту работу, во всяком случае, какую-то ее часть, планируется делать совместно с заинтересованными институтами, поскольку мы исходим из того положения, что архив — это национальный информационный ресурс, в котором хранится часть культурного наследия нации. Так, при поддержке нашего проекта сотрудниками отдела социологии ИЭОПП СО РАН в единый формат были переведены бюджеты времени с 1975 по 1999 г. (SPSS portable файлы).
Информационно-поисковая система. Для удобства работы с материалами архивов была разработана информационно-поисковая система "СОФИСТ". Система содержит перечень всех хранящихся в архиве исследований, описание их содержания и документацию. Она предоставляет возможности поиска нужной информации по ключевым словам, тексту вопросов, рубрикатору. Интерфейс системы рассчитан на неподготовленного пользователя и предполагает доступ к нужной информации через Интернет. Такой подход к разработке информационно-поисковой системы (ИПС) позволяет обеспечить, с одной стороны, быстрый доступ к информации и возможности самостоятельного поиска, а с другой — "экономить на использовании живого труда", т.е. нет необходимости в специальных работниках, которые бы вели поиск информации, нужной потребителю. Подобное решение проблемы работы с пользователями было невозможно еще пять-семь лет назад.
Известно, что поиск информации по крупным темам существенно расширяет возможности пользователя ИПС, однако это ставит задачу, во-первых, разработки рубрикатора, во-вторых, кодирования или индексации исследований и, соответственно, вопросов анкет по этим рубрикам. Нами был разработан рубрикатор с использованием материалов UNESCO, который планируется включить в информационно-поисковую систему на основе автома-
тического индексирования исследований (названий) и вопросов анкет. В настоящий момент функция поиска по рубрикатору выполняется нами в сотрудничестве с разработчиками информационной системы "Россия" (МГУ им. М.В.Ломоносова) на основе их тезауруса и программного обеспечения.
Отношения с пользователями и депозиторами. Для
регулирования отношений между архивом как самостоятельной институцией и организациями (лицами)-депози-торами, нами были разработаны (и подписаны) соответствующие документы. На стадии разработки находятся документы, регулирующие отношения с пользователями, в основу которых положены концептуальные идеи, общие для всего архивного сообщества. Коротко их можно сформулировать следующим образом.
Мы рассматриваем архив как социальную институцию, созданную на основе добровольного соглашения владельцев социологической информации и ее пользователей в целях ее хранения и распространения среди пользователей.
Таким образом, архив обеспечивает хранение информации (он несет ответственность за ее физическую сохранность) и ее распространение среди пользователей, способствуя тем самым научным исследованиям в области социальных наук.
Обе функции чрезвычайно важны для России. Во-первых, проведение социологических опросов становится все дороже, а уровень требований к ним повышается. Поэтому обращение к уже имеющимся социологическим данным становится в большей степени актуальным, чем раньше. Во-вторых, не каждый социологический институт имеет собственный архив. Для России это означает, что архив исследований находится нередко в "руках" их исполнителей, а поэтому не только недоступен для пользователей, но даже с течением времени может быть утерян.
Задача архива в работе с владельцами информации состоит в том, чтобы сделать общепринятой практику передачи данных в архив, а также расширить круг организаций, способных поставлять информацию, в том числе за счет исследований, выполненных при поддержке грантодателей.
При этом главным критерием при формировании архива остается не только увеличение числа депозиторов, но и качество передаваемой информации.
Существенный вопрос в отношениях с депозиторами (организациями и отдельными лицами), как показал наш опыт, — это права на информацию. Исходя из общих положений собственником информации является ее "производитель", а архив лишь получает права распорядителя информации для исполнения определенных функций: ее хранения и распространения. Последнее означает, что депозитор может передать архиву права на распространение полностью или частично, например, оговаривая требования оповещения владельца информации о каждом случае обращения пользователя к его данным. Последнее означает, что архив прежде чем передать информацию пользователю ставит в известность или запрашивает разрешение владельца информации на передачу данных. С юридической точки зрения, отношения между архивом и депозитором были оформлены в виде договора (соглашения) о передаче информации, где оговаривались права и обязанности каждой стороны, в том числе и условия доступа к информации. Наша дальнейшая задача — разработать это соглашение в рамках существующей юрисдикции РФ, поскольку мы столкнулись с тем, что общее законодательство РФ, в рамках которого регулируются отношения между депозитором и архивом, создает ряд проблем. Прежде всего это вопросы налогообложения. Например, требуется обосновать, что архив, получая иссле-
дования на хранение и распространение, не имеет от этого дохода, поскольку передача информации в архив и пользователям осуществляется на безвозмездной основе.
Отношения архива с пользователями информации также построены на договорных началах, где оговариваются права и обязанности каждой из сторон. В основе этих отношений лежит принцип безвозмездной передачи информации для вторичного анализа в академических целях и для обучения. Пользователь может оплачивать какую-то часть материальных и трудовых затрат, необходимых для специальной подготовки данных, но он не платит за использование самих данных. Это принципиальная позиция всех некоммерческих архивов. Чтобы привлечь пользователей, внедрить в социологическое сообщество идею обращения в архив, сейчас эти затраты восполняются за счет грантов, полученных на развитие архива.
Согласно опыту европейских и американских архивов, принцип бесплатного получения данных не распространяется на коммерческие организации (консалтинговые фирмы, рекламные и PR-агентства, маркетинговые организации), которые могут использовать бесплатно полученные данные для извлечения дополнительного дохода. Отношения с ними строятся на других принципах и нуждаются в дополнительной проработке исходя из российского опыта.
Таким образом, с юридической точки зрения, отношения между архивом и пользователем также нуждаются в серьезном обосновании исходя из российской юрисдикции.
О перспективах. Работа по созданию архива будет продолжена по всем обозначенным направлениям, а именно:
— увеличение числа исследований, передаваемых в архив;
— совершенствование информационно-поисковой системы и выход на работу с пользователями через Интернет (с апреля—мая 2002 г.);
— разработка юридического обеспечения для оформления отношений с депозиторами и пользователями;
— установление и поддержание постоянных контактов с зарубежными архивами.
Финансирование для продолжения работы по созданию архива получено еще на три года в качестве самостоятельной программы в рамках Независимого института социальной политики. Это позволит существенно продвинуться в решении поставленных задач.
В качестве главных и перспективных мы видим следующие задачи.
Первая — сформировать в российском социологическом сообществе устойчивый стереотип передачи исследований в общедоступный архив для вторичного анализа. Понимая, что создание общедоступного архива — это дело не одной организации, а всего социологического сообщества, мы предполагаем создать Совет экспертов для того, чтобы оценивать реализацию и перспективы работы по формированию общедоступного социологического архива в рамках данной программы. Уже сейчас наметился круг специалистов, социологов, статистиков, готовых сотрудничать с архивом, не только передавать свои исследования, но и участвовать в обсуждении его работы.
Вторая — сформировать у социологов, особенно молодых поколений, устойчивую потребность в пользовании уже имеющимися данными для академических целей (подготовка диссертационных и дипломных работ, написание статей, монографий, заявок на гранты и пр.). Для привлечения пользователей запланировано проведение ежегодного семинара для знакомства с архивом и обучения методам вторичного анализа.
Третья— это поиск той организационной формы существования и финансового обеспечения, которые позво-
56
№ 2 (58) март—апрель 2002
Мониторинг общественного мнения
лили бы архиву в дальнейшем быть самостоятельной институцией. Национальный социологический архив вряд ли может существовать только на основе грантов международных фондов без финансовой поддержки с российской стороны. Международный опыт свидетельствует, что есть два типа финансирования национальных архивов, хотя и близких между собой, но тем не менее имеющих свои особенности.
Первый тип наиболее характерен для ряда развитых европейских стран (Англия, Германия, Финляндия, Швейцария и др.), в которых архив в основном получает средства на свою деятельность из государственного (федерального и местного) бюджета. Второй тип более распространен в США, где архивы существуют как на
государственные средства, так и на взносы корпоративных пользователей, главным образом университетов.
Можно выделить и третий тип, который характерен для посткоммунистических стран Восточной Европы. Хотя в каждой из них идет активная работа по созданию общедоступных архивов, которых ранее не было ни в одной из них, практически мало кто получает финансовую поддержку со стороны своих государственных структур. Чаще всего, как и в случае России, это помощь международных организаций. Поэтому поиск организационных и финансовых форм существования национальных архивов — общая задача для посткоммунистических стран, однако решать ее каждая страна, в том числе и Россия, будет по-своему, исходя из собственных специфических условий.
АВТОРЫ НОМЕРА:
Гербер Теодор (Университет Аризона, США)
Гудков Лев Дмитриевич (ВЦИОМ)
Дубин Борис Владимирович (ВЦИОМ)
Здравомыслов Андрей Григорьевич
(Российский независимый институт социальных и национальных проблем)
Левада Юрий Александрович (ВЦИОМ)
Левинтова Екатерина (Западно-Мичиганский университет, США)
Мендельсон Сара (Центр стратегических международных исследований, Вашингтон, США) Хахулина Людмила Александровна (ВЦИОМ)