Научная статья на тему 'Создание общедоступного социологического архива в России'

Создание общедоступного социологического архива в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хахулина Людмила

The principal ideas of the pilot project of creating the generally available sociological archive are set forth in the article. Specifically, the principal standards that sociological data should meet while archiving are discussed, a description of the information-searching system is given and relations between the archive and sociological organizations concerning the data transmission to the archive and receiving them for the secondary analysis are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating the Generally Available Sociological Archive in Russia

The principal ideas of the pilot project of creating the generally available sociological archive are set forth in the article. Specifically, the principal standards that sociological data should meet while archiving are discussed, a description of the information-searching system is given and relations between the archive and sociological organizations concerning the data transmission to the archive and receiving them for the secondary analysis are considered.

Текст научной работы на тему «Создание общедоступного социологического архива в России»

Вторая группа событий — это акции, раскалывающие национальное самосознание (индекс этих событий приближается к нулю благодаря тому, что ни одна из противостоящих сторон не может обеспечить очевидного перевеса). К числу этих событий относятся:

— запрет КПСС (1991 г.);

— роспуск Верховного Совета в 1993 г.;

— наведение конституционного порядка в Чечне в 1994 г.;

— избрание Б. Ельцина Президентом России в 1996 г.

Третья группа событий — это акции, отторгаемые российским национальным самосознанием как травмирующие. Здесь явное преобладание негативных оценок. Такими событиями являются:

— дефолт 1998 г.;

— ваучерная приватизация 1992-1993 гг.;

— Беловежские соглашения 1991 г.

Все "консолиданты" относятся к 2000-2001 гг., "раскалывающие" действия — к 1991-1996 гг., "травмирующие" действия — к 1991-1998 гг. Этим обстоятельством объясняется в значительной мере рост оптимизма населения России, наметившееся улучшение настроения граждан и устойчивость показателей поддержки Президента Путина.

Весьма характерным оказывается сдвиг в оценках "пути, по которому идет современная Россия". Еще в 1998 г. почти две трети респондентов считали, что путь, которым идет современная Россия, "ведет страну в тупик" (при одной трети, убежденной в положительных результатах). В 2001 г. почти 60% опрошенных — впервые больше половины — высказались в поддержку избранного пути (при этом вряд ли кто из респондентов смог бы ответить на вопрос, в чем же состоит этот путь?), а 39% по-прежнему остались с формулой, что избранный путь "ведет страну в тупик". Констатация принципиальных различий "консолидантов", раскалывающих действий ("тупиковых") и "травмирующих" событий предполагает необходимость выводов как теоретического, так и практического характера — уроки для власти и в плане анализа раскалывающих событий, и при анализе травмирующих событий. В этом — одна из наиболее важных задач формирования российского национального самосознания на общегосударственном уровне.

Людмила ХАХУЛИНА

Создание общедоступного социологического архива в России

Цели и задачи проекта. В сентябре 1999 г. ВЦИОМ инициировал проект по созданию общедоступного социологического архива, для чего обратился за финансовой поддержкой в Фонд Форда и получил ее. Цель данного проекта — разработать организационные, технологические и финансовые принципы формирования и дальнейшего функционирования национального архива социологических данных на базе исследований ВЦИОМ и других организаций, проводящих репрезентативные социологические опросы.

Вопрос о необходимости создания национального архива поднимался среди социологов начиная с середины 1980-х годов. Достаточно упомянуть работы по созданию Всесоюзного банка социологических данных, проводимые в Институте социологии РАН. Однако лишь к концу 1990-х годов для этого сложились необходимые условия. Во-первых, в разных организациях социологического профиля уже накопился опыт проведения репрезентативных для России и международных исследований, представляющих научную ценность для широкого круга исследователей. Во-вторых,

постоянно расширялся уже, кроме формальных организаций и институтов, круг исследователей, творческих коллективов, проводящих социологические исследования, в том числе в рамках грантов, финансируемых отечественными и зарубежными фондами. Данные, полученные в процессе этих исследований, пока могут использовать лишь сами исследователи, а другим заинтересованным пользователям они недоступны, что противоречит самой природе благотворительной поддержки науки. В-третьих, в связи с развитием в течение уже по крайней мере десяти лет социологического образования в России создался круг потенциальных потребителей социологических данных (студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники), которые не в состоянии производить такие исследования своими силами из-за растущей стоимости и повышения стандартов качества проведения массовых опросов. В-четвертых, развитие современных электронных технологий позволяет решать проблему сохранения и распространения данных намного более эффективно, чем 15-20 лет назад.

Исходя из указанных обстоятельств в рамках проекта были поставлены следующие задачи:

— создать пилотный вариант архива на базе исследований ВЦИОМ и ряда ведущих социологических организаций, выразивших интерес к этому;

— разработать основные принципы организации, хранения и распространение данных применительно к России, используя международный опыт;

— разработать организационные и правовые отношения с учреждениями, отдельными лицами, выступающими в качестве депозиторов и в качестве пользователей архива.

Принципиальная особенность нашего подхода — работа в рамках проекта выполнялась ВЦИОМ в партнерстве с другими социологическими институтами, проводящими массовые опросы в течение многих лет. Среди них такие известные и авторитетные организации, как Институт социологии РАН, Фонд общественного мнения (ФОМ), Российский институт изучения общественного мнения и рынка (РОМИР), Российский независимый институт социальной и национальной политики (РНИСиНП), Отдел социологии, экономики и организации промышленного производства СО РАН.

Работа над проектом продолжалась полтора года, его руководитель — Л.Хахулина (ВЦИОМ), координатор — Л.Ко-сова (ВЦИОМ), консультант — А.Крыштановский (ГУ— ВШЭ), программное обеспечение работ — А.Пигарев (ВЦИОМ).

По завершению проекта были получены следующие результаты. В архиве уже содержится более 40 исследований ВЦИОМ и других организаций, принявших участие в реализации проекта. Рабочей группой проекта разработана информационно-поисковая система, позволяющая потребителю найти интересующую информацию в режиме работы через Интернет. Сформулированы и апробированы стандарты архивирования исследований, зафиксированные в документах "Руководство для депозиторов" и "Соглашение о передаче данных".

Остановлюсь несколько подробнее на каждом из полученных результатов.

Характеристика архивированных данных. В принципе социологический архив может и должен содержать любые данные, полученные в ходе социологических опросов, если они отвечают требованиям архивирования. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что мы только в самом начале пути по созданию социологического архива, работа была ограничена архивированием тех данных количественных исследований, которыми чаще всего

интересуются потребители (например, по опыту обращений в архив ВЦИОМ).

К ним прежде всего можно отнести:

— общероссийские социологические данные за 19982000 гг., полученные в результате проведенных репрезентативных опросов населения;

— данные сравнительных международных исследований с участием России;

— электоральные исследования;

— социологические тренды.

Исходя из выбранных нами приоритетов формируемый межинститутский архив включает данные довольно широкого круга исследований, отражающих панораму российской жизни в указанные три года: 18 исследований мониторинга ВЦИОМ "Экономические и социальные перемены в России" (1998-2000 гг.); 2 исследования мониторинга российской жизни (1999-2000 гг.), проводимых Институтом социологии РАН; 6 исследований мониторинга РНИСиНП; 8 исследований мониторинга РОМИР по актуальным вопросам современной жизни (1998-2000 гг.); 1 исследование "Пента" — еженедельного опроса ФОМ по актуальным вопросам современной жизни.

В архиве также содержатся данные электоральных исследований ВЦИОМ, отражающих электоральные установки и поведение населения в период выборных кампаний (1999-2000 гг.). В перспективе в архив будут переданы данные электоральных исследований, выполненных другими социологическими центрами, что заметно повысит ценность для исследователей этого сегмента данных.

Кроме того, ВЦИОМ передал в архив результаты регулярных международных сравнительных исследований с 1985 по 1997 г., выполняемых в рамках International Social Survey Program, объединяющей 32 страны, включая Россию.

Архив также содержит специальные массивы данных (тренды), представляющие собой распределение ответов опрошенного населения во времени на одни и те же вопросы.

Наиболее значительные из них "Мониторинг социальных перемен" (1998-2000 гг.), содержащий 875 переменных; индекс потребительских настроений за этот период включает 70 переменных; электоральный мониторинг (1999-2000 гг.) на базе 30 переменных.

Эти тренды сформированы на основе данных соответствующих исследований ВЦИОМ. Вместе с тем архив содержит уникальные тренды бюджетов времени сельского населения с 1975 по 1999 г., подготовленные и переданные в архив Отделом социологии Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН).

Требования к передаваемым в архив исследованиям в

принципе те же, что и во всех других архивах Европы и США. Следуя им, мы получаем возможность стать частью международного "архивного" сообщества. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

1. Единый формат данных. В связи с тем, что различные исследовательские организации хранят данные в разных форматах, при передаче их в архив необходимо было иметь единый общий для всех формат. За основу был взят формат статистического пакета SPSS, широко используемый для научных исследований и для хранения данных при архивировании. Также были определены единые форматы хранения сопровождающих файлов.

2. Описание исследований. Помимо собственно числовых данных, в архив следовало передать необходимую информацию о самом исследовании и методах сбора данных. Это предполагало подготовку сопроводительной документации, которая включала в себя характеристику самого исследования (краткое содержание, имя руководи-

теля и организации, его выполняющих) и проведение полевых работ (опросник, описание выборки и хода полевых работ). Все требования были сведены в единый документ "Руководство для депозитора", переданный всем участникам проекта для подготовки исследований для архивирования.

Приведение исследований в соответствие с требованиями архивирования, безусловно, потребовало дополнительной работы с ними тех организаций (лиц), которые передавали свои исследования в архив.

На пилотной стадии работа по приведению данных и документации в соответствие с правилами архивирования оплачивалась, поскольку на первых этапах создания архива необходимо было, во-первых, заинтересовать потенциальных депозиторов в передаче исследований, во-вторых, получить в архив информацию, отвечающую требованиям архивирования.

Эта задача стимулирования передачи исследований в архив и выполнение необходимых требований к подготовке их архивирования, которая в будущем остается одной из основных в работе с потенциальными депозиторами.

Отдельная проблема, с которой мы столкнулись, — это архивирование социологических исследований советского периода, выполненных в то время, когда не было персональных компьютеров. А переход с одного формата хранения (больших электронно-вычислительных машин общего пользования) на другой, связанный с широким внедрением персональных компьютеров, совпал с трудным переходным периодом для многих социологических институтов. В результате значительная часть исследований по-прежнему хранится в старых форматах и требуется большая работа по их приведению в современный формат для персональных компьютеров.

Эту работу, во всяком случае, какую-то ее часть, планируется делать совместно с заинтересованными институтами, поскольку мы исходим из того положения, что архив — это национальный информационный ресурс, в котором хранится часть культурного наследия нации. Так, при поддержке нашего проекта сотрудниками отдела социологии ИЭОПП СО РАН в единый формат были переведены бюджеты времени с 1975 по 1999 г. (SPSS portable файлы).

Информационно-поисковая система. Для удобства работы с материалами архивов была разработана информационно-поисковая система "СОФИСТ". Система содержит перечень всех хранящихся в архиве исследований, описание их содержания и документацию. Она предоставляет возможности поиска нужной информации по ключевым словам, тексту вопросов, рубрикатору. Интерфейс системы рассчитан на неподготовленного пользователя и предполагает доступ к нужной информации через Интернет. Такой подход к разработке информационно-поисковой системы (ИПС) позволяет обеспечить, с одной стороны, быстрый доступ к информации и возможности самостоятельного поиска, а с другой — "экономить на использовании живого труда", т.е. нет необходимости в специальных работниках, которые бы вели поиск информации, нужной потребителю. Подобное решение проблемы работы с пользователями было невозможно еще пять-семь лет назад.

Известно, что поиск информации по крупным темам существенно расширяет возможности пользователя ИПС, однако это ставит задачу, во-первых, разработки рубрикатора, во-вторых, кодирования или индексации исследований и, соответственно, вопросов анкет по этим рубрикам. Нами был разработан рубрикатор с использованием материалов UNESCO, который планируется включить в информационно-поисковую систему на основе автома-

тического индексирования исследований (названий) и вопросов анкет. В настоящий момент функция поиска по рубрикатору выполняется нами в сотрудничестве с разработчиками информационной системы "Россия" (МГУ им. М.В.Ломоносова) на основе их тезауруса и программного обеспечения.

Отношения с пользователями и депозиторами. Для

регулирования отношений между архивом как самостоятельной институцией и организациями (лицами)-депози-торами, нами были разработаны (и подписаны) соответствующие документы. На стадии разработки находятся документы, регулирующие отношения с пользователями, в основу которых положены концептуальные идеи, общие для всего архивного сообщества. Коротко их можно сформулировать следующим образом.

Мы рассматриваем архив как социальную институцию, созданную на основе добровольного соглашения владельцев социологической информации и ее пользователей в целях ее хранения и распространения среди пользователей.

Таким образом, архив обеспечивает хранение информации (он несет ответственность за ее физическую сохранность) и ее распространение среди пользователей, способствуя тем самым научным исследованиям в области социальных наук.

Обе функции чрезвычайно важны для России. Во-первых, проведение социологических опросов становится все дороже, а уровень требований к ним повышается. Поэтому обращение к уже имеющимся социологическим данным становится в большей степени актуальным, чем раньше. Во-вторых, не каждый социологический институт имеет собственный архив. Для России это означает, что архив исследований находится нередко в "руках" их исполнителей, а поэтому не только недоступен для пользователей, но даже с течением времени может быть утерян.

Задача архива в работе с владельцами информации состоит в том, чтобы сделать общепринятой практику передачи данных в архив, а также расширить круг организаций, способных поставлять информацию, в том числе за счет исследований, выполненных при поддержке грантодателей.

При этом главным критерием при формировании архива остается не только увеличение числа депозиторов, но и качество передаваемой информации.

Существенный вопрос в отношениях с депозиторами (организациями и отдельными лицами), как показал наш опыт, — это права на информацию. Исходя из общих положений собственником информации является ее "производитель", а архив лишь получает права распорядителя информации для исполнения определенных функций: ее хранения и распространения. Последнее означает, что депозитор может передать архиву права на распространение полностью или частично, например, оговаривая требования оповещения владельца информации о каждом случае обращения пользователя к его данным. Последнее означает, что архив прежде чем передать информацию пользователю ставит в известность или запрашивает разрешение владельца информации на передачу данных. С юридической точки зрения, отношения между архивом и депозитором были оформлены в виде договора (соглашения) о передаче информации, где оговаривались права и обязанности каждой стороны, в том числе и условия доступа к информации. Наша дальнейшая задача — разработать это соглашение в рамках существующей юрисдикции РФ, поскольку мы столкнулись с тем, что общее законодательство РФ, в рамках которого регулируются отношения между депозитором и архивом, создает ряд проблем. Прежде всего это вопросы налогообложения. Например, требуется обосновать, что архив, получая иссле-

дования на хранение и распространение, не имеет от этого дохода, поскольку передача информации в архив и пользователям осуществляется на безвозмездной основе.

Отношения архива с пользователями информации также построены на договорных началах, где оговариваются права и обязанности каждой из сторон. В основе этих отношений лежит принцип безвозмездной передачи информации для вторичного анализа в академических целях и для обучения. Пользователь может оплачивать какую-то часть материальных и трудовых затрат, необходимых для специальной подготовки данных, но он не платит за использование самих данных. Это принципиальная позиция всех некоммерческих архивов. Чтобы привлечь пользователей, внедрить в социологическое сообщество идею обращения в архив, сейчас эти затраты восполняются за счет грантов, полученных на развитие архива.

Согласно опыту европейских и американских архивов, принцип бесплатного получения данных не распространяется на коммерческие организации (консалтинговые фирмы, рекламные и PR-агентства, маркетинговые организации), которые могут использовать бесплатно полученные данные для извлечения дополнительного дохода. Отношения с ними строятся на других принципах и нуждаются в дополнительной проработке исходя из российского опыта.

Таким образом, с юридической точки зрения, отношения между архивом и пользователем также нуждаются в серьезном обосновании исходя из российской юрисдикции.

О перспективах. Работа по созданию архива будет продолжена по всем обозначенным направлениям, а именно:

— увеличение числа исследований, передаваемых в архив;

— совершенствование информационно-поисковой системы и выход на работу с пользователями через Интернет (с апреля—мая 2002 г.);

— разработка юридического обеспечения для оформления отношений с депозиторами и пользователями;

— установление и поддержание постоянных контактов с зарубежными архивами.

Финансирование для продолжения работы по созданию архива получено еще на три года в качестве самостоятельной программы в рамках Независимого института социальной политики. Это позволит существенно продвинуться в решении поставленных задач.

В качестве главных и перспективных мы видим следующие задачи.

Первая — сформировать в российском социологическом сообществе устойчивый стереотип передачи исследований в общедоступный архив для вторичного анализа. Понимая, что создание общедоступного архива — это дело не одной организации, а всего социологического сообщества, мы предполагаем создать Совет экспертов для того, чтобы оценивать реализацию и перспективы работы по формированию общедоступного социологического архива в рамках данной программы. Уже сейчас наметился круг специалистов, социологов, статистиков, готовых сотрудничать с архивом, не только передавать свои исследования, но и участвовать в обсуждении его работы.

Вторая — сформировать у социологов, особенно молодых поколений, устойчивую потребность в пользовании уже имеющимися данными для академических целей (подготовка диссертационных и дипломных работ, написание статей, монографий, заявок на гранты и пр.). Для привлечения пользователей запланировано проведение ежегодного семинара для знакомства с архивом и обучения методам вторичного анализа.

Третья— это поиск той организационной формы существования и финансового обеспечения, которые позво-

56

№ 2 (58) март—апрель 2002

Мониторинг общественного мнения

лили бы архиву в дальнейшем быть самостоятельной институцией. Национальный социологический архив вряд ли может существовать только на основе грантов международных фондов без финансовой поддержки с российской стороны. Международный опыт свидетельствует, что есть два типа финансирования национальных архивов, хотя и близких между собой, но тем не менее имеющих свои особенности.

Первый тип наиболее характерен для ряда развитых европейских стран (Англия, Германия, Финляндия, Швейцария и др.), в которых архив в основном получает средства на свою деятельность из государственного (федерального и местного) бюджета. Второй тип более распространен в США, где архивы существуют как на

государственные средства, так и на взносы корпоративных пользователей, главным образом университетов.

Можно выделить и третий тип, который характерен для посткоммунистических стран Восточной Европы. Хотя в каждой из них идет активная работа по созданию общедоступных архивов, которых ранее не было ни в одной из них, практически мало кто получает финансовую поддержку со стороны своих государственных структур. Чаще всего, как и в случае России, это помощь международных организаций. Поэтому поиск организационных и финансовых форм существования национальных архивов — общая задача для посткоммунистических стран, однако решать ее каждая страна, в том числе и Россия, будет по-своему, исходя из собственных специфических условий.

АВТОРЫ НОМЕРА:

Гербер Теодор (Университет Аризона, США)

Гудков Лев Дмитриевич (ВЦИОМ)

Дубин Борис Владимирович (ВЦИОМ)

Здравомыслов Андрей Григорьевич

(Российский независимый институт социальных и национальных проблем)

Левада Юрий Александрович (ВЦИОМ)

Левинтова Екатерина (Западно-Мичиганский университет, США)

Мендельсон Сара (Центр стратегических международных исследований, Вашингтон, США) Хахулина Людмила Александровна (ВЦИОМ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.