Научная статья на тему 'Создание образовательных условий для социальной интеграции лиц с инвалидностью, проживающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь'

Создание образовательных условий для социальной интеграции лиц с инвалидностью, проживающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ВЫРАЖЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ С ЖИЗНЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ / ПОСИЛЬНАЯ БЫТОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ЗАЩИЩЕННЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / PEOPLE WITH SEVERE MENTAL AND PHYSICAL IMPAIRMENTS / EDUCATIONAL FIELDS WITH VITAL CONTENT / LIFE PROSPECTS OF NURSING HOMES RESIDENTS / FEASIBLE WORK ABOUT THE HOUSE / SECURE WORKING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовская Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются возможные пути образования лиц после 18 лет с выраженными психофизическими нарушениями, а точнее создание образовательных условий для социализации: научное обоснование и разработка учебного плана для психоневрологических домов-интернатов, формирование надпредметных, обобщенных способов жизнедеятельности, введение жизненной коммуникации, прикладного содержания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисовская Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF EDUCATIONAL CONDITIONS FOR SOCIAL INTEGRATION OF ADULTS WITH DISABILITIES LIVING IN NEUROPSYCHIATRIC NURSING HOMES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article discusses possible ways of education for people over 18 years with severe mental and physical impairments. These ways imply the creation of educational environment for their socialization involving the following conditions: scientific substantiation and the development of the curriculum for neuropsychiatric boarding houses, formation of extracurricular, generalized ways of life, and introduction of vital communications and applied content of training.

Текст научной работы на тему «Создание образовательных условий для социальной интеграции лиц с инвалидностью, проживающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УДК 376.1:37.013.42(476)

ББК Ч459.093+Ч466.476(4Беи) ГСНТИ 14.29.33 Код ВАК 13.00.03

Т. В. Лисовская T. V. Lisovskaya Минск, Беларусь Minsk, Belarus

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные пути образования лиц после 18 лет с выраженными психофизическими нарушениями, а точнее создание образовательных условий для социализации: научное обоснование и разработка учебного плана для психоневрологических домов-интернатов, формирование надпредметных, обобщенных способов жизнедеятельности, введение жизненной коммуникации, прикладного содержания обучения.

Ключевые слова: лица с выраженными психофизическими нарушениями, образовательные области с жизненным содержанием, жизненная перспектива проживающих в домах-интернатах, посильная бытовая занятость, защищенные условия труда.

Сведения об авторе: Лисовская Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск.

ARRANGEMENT OF EDUCATIONAL CONDITIONS

FOR SOCIAL INTEGRATION OF ADULTS WITH DISABILITIES LIVING IN NEUROPSYCHIATRIC

NURSING HOMES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Аbstract. The article discusses possible ways of education for people over 18 years with severe mental and physical impairments. These ways imply the creation of educational environment for their socialization involving the following conditions: scientific substantiation and the development of the curriculum for neuro-psychiatric boarding houses, formation of extracurricular, generalized ways of life, and introduction of vital communications and applied content of training.

Key words: people with severe mental and physical impairments, educational fields with vital content, life prospects of nursing homes residents, feasible work about the house, secure working conditions.

About the author: Lisovskaya Tat'yana Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Leading Researcher, Laboratory of Special Education, National Institute of Education of the Ministry of Education of the Republic of Belarus.

Контактная информация: 220004, Белоруссия, Минск, ул. Короля, 16. E-mail: lis_tva@tut.by.

160

Специальное образование. 2015. № 3

Сегодня в Республике Беларусь, как и во всем мире, первостепенное значение приобретает подготовка лиц с особенностями психофизического развития к жизни в такой мере, чтобы они могли быть трудоустроены и заняты, чтобы улучшалось их материальное положение и социальный статус.

Дети, подростки и взрослые с выраженными психофизическими нарушениями, проживающие в психоневрологических домах-интернатах — сложная группа, характеризующаяся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения центральной нервной системы), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, А. Р. Маллер, М. С. Певзнер, Г. В. Ци-кото и др.). Для начала следует определиться, кого мы называем «лицами с выраженными психофизическими нарушениями». Говоря профессиональным языком и пользуясь терминологией, принятой в нормативной документации Республики Беларусь, это лица с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития [5]. Основным критерием для объединения этих лиц в одну категорию явилось наличие у них значительной (выраженной) степени недоразвития интеллекта. Имеющиеся психофизические особенности в развитии по-разному отража-

© Лисовская Т. В., 2015

ются на формировании их социальных связей, на их познавательных возможностях.

В XX столетии вопрос о наличии способностей к обучению лиц с выраженными психофизическими нарушениями считался дискуссионным. До недавнего времени (начало 2000-х гг. XXI в.) образование детей с выраженными психофизическими нарушениями в детских домах-интернатах, находящихся в ведомстве Министерства труда и социальной защиты, не осуществлялось. Работа сотрудников данных учреждений была направлена на уход и присмотр за такими детьми. В домах-интернатах для взрослых образование не осуществляется и сейчас. Ведущим типом учреждения, предлагающим сопровождение, по-прежнему остается психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов — стационарное учреждение, основной задачей которого, согласно положению об этом учреждении, утвержденном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (№ 5 от 10 января 2013), является организация ухода за гражданами, которые признаны недееспособными, их бытового обслуживания и медицинской помощи для них [11]. Однако, ставя задачи инклюзии, а не просто помещения взрослого человека с психофизическими нарушениями в интернатное учреждение, необходимо ставить новые, а именно образовательные задачи, связанные с возможностью реализации профессионального обучения, подготов-

Специальное образование. 2015. № 3

161

ки взрослого человека к максимально независимому, но профессионально сопровождаемому проживанию [6].

Одним из шагов совершенствования специального образования в Республике Беларусь является создание условий для непрерывного (пожизненного), продолженного после 18 лет, образования по реализации права на труд лиц с интеллектуальной недостаточностью, как живущих в семьях, так и для тех, которые находятся в домах-интернатах для взрослых.

Успешность непрерывного образования зависит от ряда факторов и условий. Необходимого экономического и социального уровня должно достигнуть само общество. Понятие непрерывности образования прошло определенную трансформацию за многие века существования системы образования. Собственно говоря, «непрерывность» применительно к образованию трактуется как постоянные непрекращающиеся контакты человека со сферой образования на протяжении всего жизненного цикла. Главным условием здесь является постоянный и непрерывной рост уровня образованности и культуры личности обучающегося.

Непрерывное образование определяется нами как система жизнедеятельности человека, реализующая право гражданина на образование, обеспечивающая создание адаптивной коррекционно-развива-ющей среды, индивидуализированное по содержанию, времени, темпам, с учетом потребностей и воз-

можностей лиц с выраженными психофизическими нарушениями. Актуальность определяется правовой, политической, экономической и социальной необходимостью.

Целью непрерывного образование человека с выраженными психофизическими нарушениями на протяжении всей жизни является постоянное (пожизненное) развитие такого человека средствами образования, направленное в первую очередь на улучшение качества его жизни в условиях сотрудничества и сопровождения другими людьми, предоставляющими среду для положительного подражания, что будет способствовать овладению социальным опытом, преодолению социальной инвалидности.

Сегодня лица с интеллектуальной недостаточностью после окончания вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) и при наличии медицинских показаний имеют возможность получить профессию в учреждениях профессионально-технического образования [3]. Но речь идет только о лицах с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Часть выпускников, освоивших образовательные программы специального образования (особенно это касается лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с множественными, в основном с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, и другими отклонениями), по медицинским противопоказаниям не имеют возможности получить «профессию». Это слово не случайно заключено в кавычки, так как

162

Специальное образование. 2015. № 3

в отношении данной категории лиц содержательный смысл его может быть трансформирован. Таким образом, они лишаются шанса трудоустроиться, дополнительного материального обеспечения, интеграции в общество, а значит, становятся социальными изгоями [8].

Для многих закрыт доступ в отделения дневного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), которые принадлежат Министерству труда и социальной защиты и действуют у нас в стране с 2007 г., поскольку существуют ограничения по возрасту — от 18 до 31 года [12]. Некоторые выпускники после окончания IX класса, который во втором отделении является выпускным, такого возраста не достигают. Социальные работники ТЦСОН не всегда готовы к работе с данной категорией людей. Не во всех данных учреждениях созданы условия для нахождения в них людей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Выпускники не имеют должной подготовки для проявления самостоятельности, они не всегда жизнеспособны. Для семнадцатилетних выпускников год без образования равносилен десятилетним потерям, они быстро теряют приобретенные навыки и умения в условиях их невостребованности. Для родителей вопрос о будущем своего подросшего ребенка представляется весьма болезненным. Перспектива закрытого психоневрологического интерната не является привлекательной. Все вышеизложенное под-

талкивает к мысли об актуальности продления срока пребывания во вспомогательной школе для подготовки к социальной, бытовой, трудовой занятости с целью дальнейшего (после 18 лет) трудоустройства отдельных выпускников [7].

Еще хуже обстоит ситуация со взрослыми людьми, проживающими не в семье, а в психоневрологических домах-интернатах республики, т. е. в условиях закрытого социума. У таких людей формируется крайне слабая мотивация к саморазвитию, происходит личностная деформация, замедляется и слабо развивается чувство ответственности за свои поступки. В результате несовершенства диагностического инструментария, а также по другим причинам в психоневрологических домах-интернатах могут находиться лица с нормальным психическим развитием, задержкой психического развития, девиантным поведением, что обусловлено социальной ситуацией в учреждениях закрытого типа. Многие из проживающих в интернатных учреждениях по разным жизненным причинам никогда не получали никакого образования, в результате чего лишены дееспособности и возможности трудоустройства, так как при определении их трудоспособности до сих пор используется диагнозный подход. Многие из таких людей, живущих в домах-интернатах для взрослых, не умеют ни читать, ни писать, ни считать, так как их просто никогда этому не учили или учили бессистемно, от случая к случаю.

Специальное образование. 2015. № 3

163

Пробуждение мотивации, необходимой для восстановления дееспособности, позволит включить в сопровождаемую деятельность людей, проживающих в домах-интернатах, поддерживать в активном состоянии и постоянно тренировать их уровень самостоятельности, что будет способствовать социализации и социальной интеграции лиц с психофизическими нарушениями, проживающими в психоневрологических домах-интернатах, а также позволит сократить государственные расходы на их содержание.

Мы реалистично оцениваем возможности проживающих и не считаем, что дееспособность можно вернуть всем лицам с психофизическими нарушениями, но образовательные условия необходимо предоставить для всех, и шанс для восстановления дееспособности надо дать каждому. В связи с этим мы считаем возможным и необходимым создание образовательных условий для социализации и социальной интеграции лиц с психофизическими нарушениями, проживающих в психоневрологических домах-интернатах.

Создание образовательных условий считаем актуальным начать с научного обоснования и разработки учебного плана для психоневрологических домов-интернатов, включающего такие учебные предметы, как бытовая самостоятельность, развитие общения, чтения и письма, практическая математика с элементами компьютерной грамотности, человек и его здоровье, основы

художественно-творческой деятельности и др.

Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяется перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимое на изучение того или иного предмета.

При разработке и научном обосновании учебного плана для психоневрологических домов-интернатов в первую очередь принимались в расчет современный уровень социально-экономического развития нашей страны, жизненная перспектива проживающих в домах-интернатах, обеспечение их жизнеспособности.

В общей педагогике содержание образования определяется как «система научных знаний, способов деятельности и социальных отношений, которыми должны овладеть обучающиеся» [15, с. 40]. Содержание образования становится предметом исследования во многих странах. В казахстанской дефектологической науке признается целесообразным «переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы образования лиц с ограниченными возможностями развития» и разработать «концепцию нового содержания специального образования детей с различными отклонениями в развитии» (З. А. Мовкебаева) [10, с. 14].

Предпринята попытка выстроить содержание таким образом, чтобы повысилась жизнеспособность ученика. Содержание образования также коррелирует с после-

164

Специальное образование. 2015. № 3

дующей жизнью выпускников. Они могут перейти в территориальные центры социального обслуживания населения, те, которые живут в семье, те, у которых нет родителей, переводятся в психоневрологические дома-интернаты для взрослых. Где бы ни находился человек, он должен иметь смысл жизни, который делает бытие осознанным. Смысл жизни помогает видению жизненной перспективы, определению жизненных планов. Он задает темп бытия.

Применительно к лицам с психофизическими нарушениями речь идет о коррекционно-развивающем образовании, которое прежде всего обеспечивает формирование и развитие личности, накопление социального опыта, овладение способами деятельности: чем больше социальный опыт, тем успешнее будет осуществляться социализация и социальная интеграция таких людей в общество.

На основе сравнительного подхода мы попытались определить компоненты содержания образования взрослых с выраженными психофизическими нарушениями. В общеобразовательной школе в качестве основных выделяют когнитивный, практический, творческий, ценностный компоненты образования [1, с. 153]. Учитывая имеющийся в республике опыт образования детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью до 18 лет, анализ учебного плана и учебных программ для классов второго отделения вспомогательной школы, потенци-

альные возможности таких учащихся и патобиологические механизмы имеющихся нарушений, мы отобрали иные компоненты и в иной иерархии, чем в общеобразовательной школе [7].

Предпочтение отдается эмоционально-ценностному компоненту: эмоционально положительной образовательной среде, формированию эмоционально-доброжелательного отношения к окружающим, эмоционально-ценностной ориентации. Данный компонент обусловил включение в учебный план такого предмета, как «Основы художественно-творческой деятельности».

Практический компонент отражает овладение умениями и способами деятельности, составляющими и обогащающими социальный опыт. Практический компонент является главным в учебном плане для психоневрологических домов-интернатов. Он обеспечивается всеми предметами учебного плана, но особую значимость имеют предметы «Бытовая самостоятельность», «Практическая математика с элементами компьютерной грамотности».

Когнитивный компонент является не главным, а дополнительным. Формируются витагенные, жизненно необходимые знания, вытекающие из практических потребностей обучающихся.

Творческий компонент впервые выделяется в образовании взрослых с психофизическими нарушениями. Он обеспечивается предметом «Основы художествен-

Специальное образование. 2015. № 3

165

но-творческой деятельности». Многие исследователи в разное время (В. А. Барков, Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Л. А. Головчиц, Е. К. Грачёва, С. Д. Забрамная, Т. Л. Ле-щинская, Т. В. Лисовская, Е. Т. Логинова, А. Р. Маллер, В. И. Радионова, А. М. Царёв, Г. В. Цикото, Л. М. Шинкаренко, В. А. Шипи-цина и др.) обращали внимание на то, что у детей с выраженными психофизическими нарушениями более сохранна двигательная и эмоциональная сфера [4]. Подключаясь к синхронной деятельности с талантливыми детьми и взрослыми, при создании определенных условий и использовании специальных технологий такие дети способны создавать новое и достигать значительных успехов. Данные результаты мы перенесли и на образование взрослых. Изменяется образ человека с выраженными психофизическими нарушениями, благодаря использованию компенсаторных механизмов центральной нервной системы. Так, комплиментарная оценка, демонстрация достижений дает положительный обратный эффект, в процессе творческой деятельности расширяется диапазон выполняемых действий, в деятельность включаются новые нервные структуры. Хорошее настроение, подключение эмоций усиливает успех, высшие психические функции восстанавливаются и развиваются.

Остановимся на краткой характеристике некоторых учебных предметов учебного плана для психоневрологических домов-интернатов.

Введение предмета «Бытовая самостоятельность» обусловлено направленностью обучения на формирование способности и готовности осуществлять деятельность в жизненных ситуациях, что требует владения не только конкретными, предметными способами деятельности, но и обобщенными, надпредметными. Система актуальных обобщенных способов деятельности обусловлена сферами жизнедеятельности человека и необходимыми жизненными компетенциями [9]. Предметное содержание включает перечень типовых жизненных ситуаций, которые воспроизводятся, и отрабатываются алгоритмы их разрешения. Ситуации включаются в жизнедеятельность человека, проживающего в условиях дома-интерната. Формирование способов жизнедеятельности также позволит работать над бытовым, деятельностным, помогающим поведением лиц с выраженными психофизическими нарушениями.

Введение предмета «Развитие общения, чтение и письмо» продиктовано необходимостью расширения связи между обучающимися с выраженными психофизическими нарушениями и включения их в социальное взаимодействие в приемлемой для них форме. Общение может осуществляться не только с помощью речи (слов), но и посредством картинок, жестов, тактильных символов, телекоммуникации, графических символов, пиктограмм (рисунков или группы рисунков, отражающих определенное содер-

166

Специальное образование. 2015. № 3

жание), жестов, которые выступают в качестве жестовой поддержки речи или самостоятельного средства общения (жестовая речь). Может быть осуществлено общение, дополняющее речь, и аугементатив-ное общение, расширяющее познание. Некоторые ученые дополнительное и аугементативное общение отождествляют [14, с. 20]. Мы считаем, что аугементативное общение шире, глубже дополнительного, так как расширяет обзор. Применительно к конкретным потребностям людей с выраженными психофизическими нарушениями может быть подобрана и использована специфическая форма общения — жизненная коммуникация. Содержание и характер жизненной коммуникации определяется удовлетворением жизненных потребностей человека и его индивидуальными возможностями. Жизненная коммуникация делает коммуникацию живой, ориентированной на конкретного человека и определенную жизненную ситуацию. В одном случае могут быть использованы одни коммуникативные средства, в другом — другие. Их использование определяет жизненная значимость. Педагог наблюдает, насколько данное средство коммуникации улучшает работоспособность, качество жизни.

При обучении чтению главным становится смысловое восприятие текста, понимание получаемой, воспринимаемой информации. С этой целью используется совместное чтение педагога и обучающегося, которое предполагает

включенное, последовательное, объяснительное чтение. Концентрация внимания на смысле прочитанного, понимании его обеспечит повышение сознательности учебной деятельности всех учащихся. Воспринимаемая информация в повседневной жизни приобретет практическую значимость. Изменится процесс обучения письму и его назначение. Обучение будет включать письмо слов, предложений, текстов с помощью компьютера. Обучающиеся знакомятся с назначением и содержанием некоторых деловых бумаг доступного содержания: объявлений, заявлений, расписок. Используется адаптированный к возможностям и потребностям обучающихся облегченный русский язык, доступный для понимания и отвечающий жизненным целям людей с выраженными психофизическими нарушениями.

В учебный план вводится предмет «Практическая математика с элементами компьютерной грамотности». Практический определяется как «являющийся практикой в каком-нибудь деле, ...развивающий уменье, навыки, опыт [13, с. 772]. Предмет «Практическая математика с элементами компьютерной грамотности» включает учебный материал о действиях над числами, о величинах, формах, пространственных отношениях, имеющих практическое значение, применяемый в повседневной жизни. «Практическая математика с элементами компьютерной грамотности» позволяет расширить получаемую образовательную подго-

Специальное образование. 2015. № 3

167

товку обучающихся посредством дополнения арифметических чисел геометрическим материалом, имеющим практическое применение. Усиливается прагматическая направленность получаемого образования, так как в процессе изучения прикладной математики будут решаться сугубо практические задачи, имеющие непосредственное отношение к повседневной жизни. Большая роль отводится электронным образовательным ресурсам, которые приобретают особое символьное назначение и позволяют использовать цвет, звук для создания определенного эмоционального фона и сенсорной стимуляции посредством использования полярных раздражителей. Обучение элементам компьютерной грамотности позволит расширить социальные контакты обучающихся, проживающих в домах-интернатах, повысит качество их жизни. Мы предполагаем, что использование новых, современных информационных компьютерных разработок позволит повысить уровень мотивации обучающихся, задать индивидуальный темп и объем выполнения задания, т. е. персонифицировать процесс обучения, позволит оперативно увидеть результат выполнения задания и оценку его выполнения, сделает образовательный процесс интерактивным.

Предмет «Человек и его здоровье» формирует знания и умения, позволяющие осуществлять безопасную для здоровья жизнедеятельность, отслеживать основные показатели здоровья, поддерживать

здоровье и укреплять его. Здоровье рассматривается в широком понимании, т. е. как телесное, физическое и психическое. Предмет «Человек и его здоровье» имеет целью сбережение и сохранение здоровья в широком значении этого слова. Предмет формирует навыки и умения здорового образа жизни. Обучающиеся изучают и усваивают медико-гигиенические правила укрепления и сохранения здоровья. Анализируется на основе конкретных данных индивидуальное здоровье учащегося. Формируются некоторые практические умения, как себя вести, как выполнять деятельность, чтобы сигнализировать о заболевании. Обучающиеся умеют: а) диагностировать свое здоровье по самым общим показателям; б) выполнять назначения по сохранению здоровья; в) овладевают правилами поведения при заболевании, при травме; г) умеют обратиться за помощью при недомогании, при угрозе безопасности.

Предмет «Основы художественно-творческой деятельности» может включать музыкально-ритмические занятия, изобразительную деятельность (живопись, графику, скульптуру), театрализацию. Данное направление позволит осуществить взаимодействие педагогики и искусства и использовать их в коррекционных целях с учетом интересов и возможностей человека. Предмет имеет терапевтическое назначение. Снижается тревога, страх, повышается самооценка, обнаруживаются скрытые таланты, развиваются личностные качества.

168

Специальное образование. 2015. № 3

Занятия изобразительной деятельностью основываются на белорусских художественных техниках (цацкование, фляндровка) [2]. Невербальный язык помогает понять то, что в обыденной жизни ускользает от внимания. Большими кор-рекционными возможностями обладает театральное искусство. Режиссерами отмечается большое коррекционное значение драматических и шутливых, с легким юмором и фантазией, художественных произведений. Ритмические танцы улучшают движения, преобразуют двигательную сферу обучающихся. Обучающиеся способны к творческой деятельности при создании надлежащих условий для интерпретации происходящих действий, наблюдении и самостоятельном определении способов их выполнения. Большое значение имеет подключение эмоций и обеспечение двигательной активности. Включение в совместную деятельность на основе образцов выполнения, составляющих новое дидактическое обеспечение учебного процесса, открывает новые возможности для развития обучающихся.

Заключение Новизна разрабатываемого содержания образования заключается:

а) в признании возможности творческого характера деятельности лиц с выраженными психофизическими нарушениями при создании для этого соответствующих условий, которые определяются новыми предметными областями, позволяющими использовать единство педагогики и искусства в кор-

рекционных целях, а также эмоциональный и двигательный потенциал обучающихся;

б) в выделении новой предметной области «Бытовая самостоятельность», формирующей над-предметные, обобщенные способы жизнедеятельности, способствующие повышению жизнеспособности и проявлению направляемой самостоятельности;

в) в введении жизненной коммуникации, расширяющей возможности общения, обмена мнениями на основе подключения символов и увеличения диапазона воздействия на нервную систему;

г) в большом разнообразии прикладного содержания обучения (бытовая самостоятельность, практическая математика), что позволяет обеспечить дееспособность (частичную или полную), ощутить свою значимость и полезность, повысить самооценку.

В будущем мы планируем разработать шкалы оценки уровня самостоятельности (уровень самообслуживания, уровень адекватного поведения, уровень восприятия речи, чтения и письма, элементарный уровень практической математики и др.) и учебные программы под выделенные учебные предметы учебного плана.

Научные изыскания и практическая деятельность белорусских дефектологов доказали ограниченность монистического взгляда на человека с психофизическими нарушениями, тупиковость маргинализации специального образования. Совместными усилиями различных

Специальное образование. 2015. № 3

169

специалистов изменяется образ человека с выраженными психофизическими нарушениями. Доказано, что он может становиться все более самодостаточным и жизнеспособным, а главное — личностью.

Литература

1. Ефремов, О. Ю. Педагогика : краткий курс / О. Ю. Ефремов. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.

2. Захарова, Ю. В. Содержание и методика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью декоративному рисованию (на основе белорусских художественных техник) : ав-тореф. дис. ... кан. пед. наук : 13.00.03 / Захарова Ю. В. ; Науч.-метод. учреждение НИО М-ва образования Республики Беларусь. — Минск, 2008. — 22 с.

3. Змушко, А. М. Законодательные гарантии получения образования лицами с особенностями психофизического развития в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании / А. М. Змушко // Спецыяльная адукацыя. — 2011. — № 5. — С. 3—7.

4. Интеграция теории и практики обучения детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями : моногр. / В. П. Гриханов, Ю. Н. Кислякова, Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская [и др.] ; под науч. ред. Т. В. Лисовской — Мозырь : Белый Ветер, 2015. — 357 с.

5. Кодекс Республики Беларусь об образовании : 13 января 2011г. № 242. — Минск : Амалфея, 2011. — 496 с.

6. Кравцова, М. В. Педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями в Республике Беларусь на современном этапе / М. В. Кравцова, Т. В. Лисовская // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 1 (17). — С. 133—139.

7. Лещинская, Т. Л. Новое содержание образования детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисов-ская. — Вестн. КазГПУ им. А. Абая. Специальная педагогика. — № 1 (39) — С. 121—126.

8. Лисовская, Т. В. Организация труда людей с особенностями развития (опыт Германии) / Т. В. Лисовская, Е. Ю. Фалевич // Профессиональное образование. — 2013. — № 4 (14) — С. 37 — 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Логинова, Е. Т. Формирование жизненных компетенций — новая задача образования детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями / Е. Т. Логинова, Т. В. Ли-совская // Вестн. Казах. Нац. пед. ун-та им. Абая. Сер. «Специальная педагогика». — 2014. — № 2 (37). — С. 67—72.

10. Мовкебаева, З. А. Проблемное поле специальной педагогики и психологии. / З. А. Мовкебаева // Вестн. Каз-ГПУ им. А. Абая. Специальная педагогика. — 2015. — № 1 (40). — С. 11—15.

11. Положение о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов [Электронный ресурс] : утв. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 10 янв. 2013 г. №5. — Режим доступа: http://www.expert.by/EC/monitorings/193 778.txt (дата обращения: 29.01.2013).

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания» 28 сент. 2007 г. № 1229 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/ razdel5/num2/5d25886.html (дата обращения: 29.01.2013).

13. Современный толковый словарь русского языка / авт.-сост. А. Н. Чемо-хоненко. — Минск : Харвест, 2007. — 784 с.

170

Специальное образование. 2015. № 3

14. Течнер, С. фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистическо-го спектра / Стивен фон Течнер, Ха-ральд Мартинсен. — М. : Тервинф,

2014.— 432 с.

15. Чепиков, В. Т. Педагогика : кракткий учеб. курс / В. Т. Чепиков. — М. : Новое знание, 2003. —173 с.

Literature

1. Efremov, O. Yu. Pedagogika : kratkiy kurs / O. Yu. Efremov. — SPb. : Piter, 2009. — 256 s.

2. Zakharova, Yu. V. Soderzhanie i metodika obucheniya detey s intellektual'noy nedostatochnost'yu deko-rativnomu ri-sovaniyu (na osnove belorusskikh khudo-zhestvennykh tekh-nik) : avtoref. dis. ... kan. ped. nauk : 13.00.03 / Zakharo-va Yu. V. ; Nauch.-metod. uchrezhdenie NIO M-va obrazovaniya Respubliki Belarus'. — Minsk, 2008. — 22 s.

3. Zmushko, A. M. Zakonodatel'nye garan-tii polucheniya obrazovaniya litsami s osobennostyami psikhofizi-cheskogo raz-vitiya v usloviyakh realizatsii Kodeksa Respubliki Belarus' ob obrazovanii / A. M. Zmushko // Spe-tsyyal'naya aduka-tsyya. — 2011. — № 5. — S. 3—7.

4. Integratsiya teorii i praktiki obuche-niya detey s tyazhelymi mnozhes-tvennymi psikhofizicheskimi narushe-niyami : monogr. / V. P. Grikhanov, Yu. N. Kislyakova, T. L. Leshchinskaya, T. V. Lisovskaya [i dr.] ; pod nauch. red. T. V. Lisovskoy — Mozyr' : Belyy Veter,

2015. — 357 s.

5. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii : 13 yanvarya 2011g. № 242. — Minsk : Amalfeya, 2011. — 496 s.

6. Kravtsova, M. V. Pedagogicheskoe so-provozhdenie detey s tyazhelymi mno-

zhestvennymi psikhofizicheskimi na-rusheniyami v Respublike Belarus' na sovremennom etape / M. V. Kravtsova, T. V. Lisovskaya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2015. — № 1 (17). — S. 133—139.

7. Leshchinskaya, T. L. Novoe soder-zhanie obrazovaniya detey s umerennoy i tya-zheloy intellektual'noy nedostatoch-nost'yu / T. L. Leshchinskaya, T. V. Li-sovskaya. — Vestn. KazGPU im. A. Abaya. Spetsial'naya pedagogika. — № 1 (39) —S. 121—126.

8. Lisovskaya, T. V. Organizatsiya truda lyudey s osobennostyami razvitiya (opyt Germanii) / T. V. Lisovskaya, E. Yu. Falevich // Professional'noe obrazovanie. — 2013. — № 4 (14) — S. 37 — 45.

9. Loginova, E. T. Formirovanie zhiz-nennykh kompetentsiy — novaya zadacha obrazovaniya detey s tyazhelymi mnozhe-stvennymi psikhofizicheskimi naru-she-niyami / E. T. Loginova, T. V. Lisovskaya // Vestn. Kazakh. Nats. ped. un-ta im. Aba-ya. Ser. «Spetsial'naya pedagogika». —

2014. — № 2 (37). — S. 67—72.

10. Movkebaeva, Z. A. Problemnoe pole spetsial'noy pedagogiki i psikhologii. / Z. A. Movkebaeva // Vestn. KazGPU im. A. Abaya. Spetsial'naya pedagogika. —

2015. — № 1 (40). — S. 11—15.

11. Polozhenie o psikhonevrologi-cheskom dome-internate dlya prestare-lykh i invalidov [Elektronnyy resurs] : utv. Ministerstvom truda i sotsial'noy zashchity Respubliki Belarus' 10 yanv. 2013 g. №5. — Rezhim dostupa: http:// www.expert.by/EC/monitorings/193778.t xt (data obrashcheniya: 29.01.2013).

12. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' «Ob utverzhdenii Programmy razvitiya i optimizatsii seti uchrezhdeniy sotsial'nogo obslu-zhivaniya» 28 sent. 2007 g. № 1229 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.levonevski.net/pravo/

Специальное образование. 2015. № 3

171

razdel5/num2/5d25886.html (data obra-shcheniya: 29.01.2013).

13. Sovremennyy tolkovyy slovar' rus-skogo yazyka / avt.-sost. A. N. Chemo-khonenko. — Minsk : Kharvest, 2007. — 784 s.

14. Techner, S. fon. Vvedenie v al'terna-tivnuyu i dopolnitel'nuyu kommuni-katsiyu: zhesty i graficheskie simvoly

dlya lyudey s dvigatel'nymi i intel-lektual'nymi narusheniyami, a takzhe s rasstroystvami autisticheskogo spek-tra / Stiven fon Techner, Kharal'd Martin-sen. — M. : Tervinf, 2014.— 432 s.

15. Chepikov, V. T. Pedagogika : kraktkiy ucheb. kurs / V. T. Chepikov. — M. : Novoe znanie, 2003. —173 s.

172

Спецнаflbное 06pa30BaHne. 2015. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.