Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГИТЛЕРА В СМИ США. ПИВНОЙ ПУТЧ'

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГИТЛЕРА В СМИ США. ПИВНОЙ ПУТЧ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДОЛЬФ ГИТЛЕР / ЛЮДЕНДОРФ / СМИ США / ПИВНОЙ ПУТЧ / ПРЕССА / МЮНХЕН / ADOLF HITLER / LUDENDORFF / AMERICAN MEDIA / THE BEER HALL PUTSCH / PRESS / MUNICH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тулузакова М.И.

Процесс утверждения национал-социалистического режима в Германии давно находится в центре внимания зарубежных историков. Изучены причины данного процесса, его содержание, роль в общественно-политическом дискурсе США и отношение к нему различных слоёв европейского общества, международная реакция на возникновение нацизма. Тем не менее некоторые новые результаты может дать исследование этой темы в контексте исторической имагологии: какой образ Гитлера и попытки захвата власти в Германии создавался в прессе США. На материале газет США можно не только проследить эволюцию отношений к указанным проблемам со стороны общественности, но и установить, как образ, создаваемый прессой, влиял на конкретные внешнеполитические действия американских властей. Рассматривается создание образа Гитлера в СМИ США через реакцию на Пивной путч 1923 г. в Германии. Пивной путч был одной из многих попыток экстремистов захватить власть, а сепаратистов - отделиться от Веймарской республики начиная с 1919 г. Путч привлек внимание СМИ всего мира и оказался на передовых страницах ведущих американских газет: «New York Times», «Chicago Daily Tribune» и «Chicago Daily News». Делается вывод о том, что пресса США в 1923 г. разделилась в оценке главного вопроса: поддержать мятежников или осудить их. Позиция, занятая влиятельной «Chicago Daily Tribune»: критика правительства Германии, поиск оправданий для Людендорфа, большая боязнь коммунистического переворота, чем ультраправого, - заложила информационную базу для будущего оправдания политики «умиротворения агрессоров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING HITLER'S IMAGE IN AMERICAN MEDIA. THE BEER HALL PUTSCH

The article examines the publications of American newspapers for 1923. Forming the National Socialist regime in Germany has long been a focus of foreign historians. The causes of this process, its specific content, the role and attitude of different groups of European society, and the international reaction to the formation of Nazism are studied. Some new results can be provided due to the study of the issue in the context of historical imagology: what image of Hitler and Germany was created in the press of both Europe and North America? An example of American newspapers can demonstrate the evolution of public relations and how the image created by the press influenced specific foreign policy actions. The article considers the formation of Hitler's image in American media through the reaction to the "Beer putsch" in Germany. The beer putsch was one of many attempts by extremists to seize power and secede from the Weimar Republic since 1919. However, 1923 was the culmination of chaos. The coup attracted media attention around the world and was at the forefront of leading American newspapers - the New York Times, the Chicago Daily Tribune and the Chicago Daily News, with three different publication traditions. The fact that the articles about the Beer putsch were on the front pages of the American press shows that journalists distinguished it from standard news and categorized it as sensations. The article concludes that, in 1923, the U.S. press was divided in assessing the main issue: to support the rebels or to condemn them. The position taken by the influential Chicago Daily Tribune, which consisted of a criticism of the German government, the search for excuses for Ludendorff, and the greater fear of a communist coup than of the ultra-right one, laid the foundation for a future justification for the policy of appeasement.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГИТЛЕРА В СМИ США. ПИВНОЙ ПУТЧ»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2020 История Выпуск 2 (49)

УДК 070(73)

doi 10.17072/2219-3111-2020-2-122-130

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ГИТЛЕРА В СМИ США. ПИВНОЙ ПУТЧ1

М. И. Тулузакова

Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67 tuluz-pearl@rambler. ru

Процесс утверждения национал-социалистического режима в Германии давно находится в центре внимания зарубежных историков. Изучены причины данного процесса, его содержание, роль в общественно-политическом дискурсе США и отношение к нему различных слоёв европейского общества, международная реакция на возникновение нацизма. Тем не менее некоторые новые результаты может дать исследование этой темы в контексте исторической имагологии: какой образ Гитлера и попытки захвата власти в Германии создавался в прессе США. На материале газет США можно не только проследить эволюцию отношений к указанным проблемам со стороны общественности, но и установить, как образ, создаваемый прессой, влиял на конкретные внешнеполитические действия американских властей. Рассматривается создание образа Гитлера в СМИ США через реакцию на Пивной путч 1923 г. в Германии. Пивной путч был одной из многих попыток экстремистов захватить власть, а сепаратистов - отделиться от Веймарской республики начиная с 1919 г. Путч привлек внимание СМИ всего мира и оказался на передовых страницах ведущих американских газет: «New York Times», «Chicago Daily Tribune» и «Chicago Daily News». Делается вывод о том, что пресса США в 1923 г. разделилась в оценке главного вопроса: поддержать мятежников или осудить их. Позиция, занятая влиятельной «Chicago Daily Tribune»: критика правительства Германии, поиск оправданий для Людендорфа, большая боязнь коммунистического переворота, чем ультраправого, - заложила информационную базу для будущего оправдания политики «умиротворения агрессоров».

Ключевые слова: Адольф Гитлер, Людендорф, СМИ США, Пивной путч, пресса, Мюнхен.

Процесс утверждения национал-социалистического режима в Германии давно находится в центре внимания историков. Изучены причины данного процесса, его содержание, роль в американском общественно-политическом дискурсе и отношение к нему разных слоёв европейского общества, международная реакция на возникновение нацизма. Тем не менее некоторые новые результаты может дать изучение темы взаимоотношений Германии и США в рамках исторической имагологии: какой образ Гитлера и Германии создавался в прессе Нового Света. На примере газет США можно проследить не только эволюцию отношения общественности к Гитлеру, но и установить, как образ, создаваемый прессой, влиял на конкретные внешнеполитические действия.

Определяющее значение в рамках имагологического исследования приобретает американский социокультурный контекст, формирующий образы Германии и Гитлера на основе предшествующего опыта, стереотипов восприятия и мифов, а также исходя из особенностей, структуры и ценностей самого общества, создающего изучаемые образы. Классические имаго-логические исследования [Вульф, 2003; Журавлева, 2004, 2007, 2013; Курилла, 2005, 2007; Нойманн, 2004; Said, 1995], посвящённые ментальной географии, воображаемым сообществам и их взаимодействию с социокультурным контекстом общества-наблюдателя (в нашем случае США), составляют методологическую базу, на основе которой можно изучить мюнхенский путч как начальную точку в процессе формирования образа Гитлера в США и проследить, как газетные публикации (в республиканской и демократической прессе) влияли на принятие внешнеполитический решений в США, которые приведут к проведению политики «умиротворения агрессора».

В американской историографии большое внимание уделялось изучению вопроса о реакции прессы на ключевые события международных отношений. Так, Р. Даллек, Г. Фис, У. Кол, У. Лангер и С. Гилсон [Cole, 1983; Dallek, 1979; Fies, 1950, 1957; Langer, Gleason, 1953] анализировали причины Второй мировой войны с позиций официальной школы - США в период

© ТулузаковаМ. И., 2020

1939-1941 гг. стремились сохранить нейтралитет, наблюдая за событиями в Европе. В их работах доказывается, что становление власти Гитлера в Германии воспринималось Белым домом как первый шаг к новой мировой войне. Между тем, как пишут Р. Даллек и У. Кол, попытки Гитлера осуществить переворот и его первые внешнеполитические шаги в Европе встречали сдержанное одобрение со стороны изоляционистской прессы.

Исследующие изоляционизм М. Джонэс, У. Лангер и С. Гилсон отводят Пивному путчу особую роль: попытка силового захвата власти в Германии породила опасения общественности, связанные с возможностью праворадикального или коммунистического переворота, что укрепило позиции изоляционистов, стремящихся отмежеваться от европейской политики.

Историки США Л. Либович, М. Хилд, Дж. Эдвардс изучали реакцию американской прессы на события межвоенного периода [Edwards, 1971; Heald, 1988; Liebovich, 1988], прежде всего наиболее важных периодических изданий США. При этом «Chicago Daily Tribune» характеризовалась как изоляционистская газета, а «New York Times» - как главная площадка интернационалистов. Исследование прессы на примере реакции на мюнхенский путч показывает, что ситуация с оценками СМИ была несколько сложнее.

Первым этапом формирования образа Гитлера в США можно считать реакцию на Пивной путч американских редакторов и журналистов в 1923 г.. Несмотря на традиционную сосредоточенность на внутренних событий, большинство газет США, включая СМИ небольших по населению городов Варшава (Индиана), Омаха (Небраска), Порт-Артур (Техас), Лима (Огайо), Ньюарк (Нью-Джерси), следили за ситуацией, разворачивающейся за границей.

Первые сообщения прессы малых и средних городов США о Гитлере и Пивном путче отличались неточностью и наличием большого количества предположений. Так, несмотря на участие в событиях Гитлера, американская пресса восприняла Людендорфа как лидера неудавшегося переворота. «The Utica Press» (Нью-Йорк) охарактеризовала Гитлера как «всего лишь прикрытие, за которым Людендорф и его монархические соратники организовали путч». Именно Людендорф, как более известный политик, понес и всю тяжесть насмешек и издевательств американских журналистов. Весьма оперативно на события в Германии откликнулись политические карикатуристы: «One World» (Нью-Йорк) поместила рисунок «Диктатор на день», который изображал Людендорфа поджаривающим себя с кружкой пива в руке (Asfour. 1923, November 24, р. 10). На карикатуре в «Literary Digest» он предстал лыжником, спускавшимся с горы и врезавшимся головой в большое дерево, которое изображало правительство Германии (Ludwell, 1923, November 24, р.14-15).

Тем не менее некоторые газеты продолжали считать ультраправых в Германии хронической проблемой для парламентской демократии. Хотя «Boston Post Dispatch» утверждал, что неудачная попытка переворота доказала большую жизнеспособность республиканской Германии, чем ожидалось, «Springfield Union» (Массачусетс) нашел, что «ситуацию трудно диагностировать кроме как - длительный беспорядок, проявляющий себя в той или иной форме» [Klein, 1997, p. 18].

Генри Менкен в «Baltimore Sun» был еще более пессимистичен, говоря о том, что, не смотря на то, что Гитлер и Людендорф не имеют достаточной силы для объединения Германии под реакционным контролем, Рейх становится все более привлекательным для баварцев идеалом [Klein, 1997, p. 19].

Признавая наличие антисемитской направленности у движения Гитлера - Людендорфа, большинство американских газет связывали ультраправых Германии с монархизмом и автократией, а не с гонениями и тоталитаризмом. Это неправильное восприятие многими журналистами целей нацистов и их союзников заставило общественность позже неправильно оценивать правление нацистов в Германии [Klein, 1997, p. 19].

Видно, что пресса малых и средних городов США разобралась в действующих лицах мятежа, а это оказало воздействие на американских читателей, придавших образу Гитлера черты (монархизм и автократия), не укладывающиеся в русло его политических взглядов. С иных позиций к оценке Пивного путча подошли гиганты американской прессы.

Сведения о Пивном путче появилось на первых страницах сразу трех ведущих газет: «New York Times», «Chicago Daily Tribune» и «Chicago Daily News» с разными традициями публикаций. Тот факт, что статьи о Пивном путче оказались именно на первых полосах, пока-

зывает, что журналисты отличили сообщение о нем от стандартных новостей и поместили его в разряд сенсаций.

На новости о Пивном путче в «New York Times» оказывало влияние стремление владельца газеты Адольфа Окса сделать издание наиболее полным и всеобъемлющим источником новостей. «The Times» печатала больше статьей и слов, чем любая другая газета в мире. Окс располагал самой большой сетью национальных и интернациональных репортеров. Кроме того, как директор Associated Press, он активно использовал и этот ресурс. Однако на решение выделить Пивной путч среди других новостей в «New York Times» повлияло и то, что Окс называл философией издания. В отличие от большинства современников, варьирующих на первой странице международные, национальные, региональные и местные новости ежедневно, он печатал на первой странице одну-две международные новости. Следовательно, высокая репутация «New York Times» могла как ослабить, так и усилить внимание американской общественности к Пивному путчу.

Владелец «Chicago Daily Tribune» полковник Роберт Маккормик исходил в подаче новостей из других установок: в отличии от «New York Times», которую читала в основном образованная и влиятельная элита, «Chicago Daily Tribune» читали широкие массы Среднего Запада. Маккормик предложил уникальную комбинацию новостей и развлечений, которая отвечала интересам самой разнообразной аудитории. В жестком газетном бизнесе Чикаго «Chicago Daily Tribune» расположилась между «желтой» «Chicago American» и серьезной «Chicago Daily News». На протяжении трех дней (9, 10, 12 ноября 1923 г.) крупные заголовки сообщали о поражении мятежа Гитлера - Людендорфа на первой полосе «Chicago Daily Tribune», что было примечательно для газеты, рассчитанной на жителей Среднего Запада, большинство которых никогда не покидали своей страны [Edwards, 1971, p. 33].

Достаточно неожиданным для американских читателей было появление новости о Пивном путче на первой странице «Chicago Daily News» (9 и 10 ноября) [Klein, 1997, p. 21]. Ее издатель Виктор Фремонт Лоусон всегда был уверен, что читатели Чикаго более заинтересованы в местных и национальных новостях, чем в зарубежных. Поэтому по отношению к международным событиям 1920-х гг. газета часто занимала как интернационалистскую, так и изоляционистскую позицию, то есть редакция давала возможность корреспондентам трактовать события по своему усмотрению.

Видно, что в конце 1923 г. три ведущие американские газеты находились под влиянием разного подхода как к отбору, так и к подаче новостей. Поэтому для объективного понимания реакции общественности США на Пивной путч и первые попытки Гитлера захватить власть необходимо рассмотреть эволюцию сообщений в указанных периодических изданиях о ноябрьских событиях 1923 г.

Информационное освещение Пивного путча в «New York Times», «Chicago Daily Tribune» и «Chicago Daily News» началось 9 ноября со сводки о заговорщицкой деятельности в мюнхенском «Бюргербройкеллер» и завершилось с арестом Гитлера 13 ноября. Оно включало эксклюзивную информацию корреспондента «Chicago Daily Tribune» Ларри Рю, который представил материал с места происшествия, из Бюргербройкеллер, а также публикацию статьи, написанную самим Людерндорфом, в «Chicago Daily News».

Все три газеты продемонстрировали разное понимание и предложили разные версии происхождения, развития и следствия неудавшегося государственного переворота в Германии. Такая ситуация обусловлена не только различными взглядами владельцев и редакторов газет, но и разными источниками информации. Благодаря конкуренции ведущих СМИ США образ Пивного путча и образ «нацистской угрозы» предстали в нескольких версиях. Однако версии имели некоторые общие места.

Передовицы «New York Times», «Chicago Daily Tribune» и «Chicago Daily News», посвя-щённые Пивному путчу, отражают отношение руководства газет к Веймарской республике и Версальского договору в целом. «New York Times» и «Chicago Daily News» осудили путч и выразили безоговорочную поддержку Веймарской республике, «Chicago Daily Tribune» же критиковала Веймарскую республику за проявление левых тенденций. Анализ сообщений прессы показывает, что освещение в газетах внутренней политики Германии представляло собой дебаты между интернационалистами и изоляционистами: положительный портрет веймарского ре-

жима был создал для оправдания возможного вмешательства Америки в европейские дела, в то время как негативное восприятие его должно было усиливать отстраненность Соединенных Штатов.

Это объясняет, почему «New York Times» и «Chicago Daily News» одобряли в своих передовицах стойкость и характер Веймарской республики, а «Chicago Daily Tribune» не поддержали их. Более того, такая интерпретация позволяет понять, почему «The Times» и «Daily News» впоследствии будут превозносить республику, даже когда для этого не будет оснований.

Первые страницы «The New York Times» и «Chicago Daily News», как правило, были зеркальным отражением друг друга. «The Times» поддержала президента Эберта, заявившего, что фашистско-монархический заговор был «делом сумасшедших» и что Людендорф и Гитлер были «больше готовы к игре в комической опере, чем к серьезной попытке свержения Берлинского правительства» (Brown, 1923, November 10, р. 1). «New York Times» в целом осудила путч: «Успех движения Людендорфа-Гитлера поверг бы Германию в гражданскую войну». По мнению газеты, общество осознало, что «нет спасения в монархической, милитаристской и буржуазной реакции» (Brown, 1923, November 10, р. 1).

Г. Клейн эмоционально комментирует эти публикации: «Обе газеты беззастенчиво поставили себя позади неоперившейся Веймарской республики» [Klein, 1997, p. 29]. Убежденные в том, что единство, порядок и свобода в Германии были невозможны без истинно республиканского режима, оба издания считают, что Веймарская республика продемонстрировала стойкость и жизнеспособность во время мятежа. «New York Times» пошла дальше, заявив, что если бы переворот распространился на Берлин, то огромная масса немецких рабочих прибегла бы к всеобщей забастовке, показав свою приверженность республиканской форме правления (Brown, 1923, November 10, р. 1). «Chicago Daily News» утверждала, что неудавшийся путч четко указывал на лояльность Рейхсвера Веймарской республике (Nash, 1923, November 10, р. 1).

Каждая статья переоценила верность населения республике. Не было сказано ничего относительно разочарования немецкого народа в правительстве Г. Штреземана, вызванного гиперинфляцией и долговым кризисом в Германии. Непоколебимая вера «The New York Times» в прозорливость немецкого народа будет постоянной темой ее передовиц, освещающих подъем нацизма, даже несмотря на электоральные успехи Гитлера (Brown, 1923, November 10, p. 1).

Издатель «Chicago Daily Tribune» полковник Роберт Маккормик признался Сигрид Шульц, своему корреспонденту в Берлинском бюро, что считает Людендорфа сумасшедшим [Klein, 1997, p. 29], а в газете отказался не только от критики немецкого генерала, но и от обсуждения Пивного путча. В то время как его коллеги из «The New York Times» и «Chicago Daily News» проводили настоящее расследование вопроса, единственная заметка на первой полосе «Chicago Daily Tribune» с названием «Социалистическкий провала» состояла из шести предложений: «Одной из видимых причин бедности в Германии является неспособность социалистического правительства во благо народа подавить или хотя бы сдерживать действия спекулянтов и эксплуататоров. Голодные бунты вскрыли негодование людей. Полиция остается в стороне и не встает на пути у толпы. Кажется, все, что правительство может сделать, - это позволить народу выплеснуть свое негодование на определенные классы. Защита народных масс от эксплуатации привилегированными классами - главная задача социалистического государства, а Берлинское руководство считает себя именно таким. Но оно не в состоянии сдерживать крупных промышленников, спекулянтов и расхитителей от добавления страдания людям, не имеющим даже скудного пропитания» (Clayton, 1923, November 10, р. 1).

Маккормик обладал репутацией многословного человека, а такая заметка, как «Социалистический провал», была явно мала для него. Название ее говорит о том, что он считал Веймарскую республику катастрофой для немецкого народа, так как видел в ней левую природу. В дальнейшем Маккормик будет указывать на неспособность Веймарского правительства справиться с главной задачей социалистического режима - защитить граждан от притеснения со стороны крупных капиталистов.

Три влиятельные газеты объединяло и стремление сравнить события в Германии с другими революционными процессами. «New York Times» и «Chicago Daily News» избрали для этого классический взгляд на международные процесс в контексте противопоставления «свой -чужой», сравнив Веймарскую республику с Америкой в 1780-е гг., тогда как «Chicago Daily

Tribune» сравнивала ее с Россией 1917 г. И в то время, когда «Times» и «Chicago Daily News» представляли Пивной путч как «колоссальный триумф режима Густава Штреземана», «Chicago Daily Tribune» писала о том, что сама попытка переворота является показателем слабости строя, возникшего под влиянием социалистических тенденций.

Можно констатировать, что уже в первый день создания образа Пивного путча «New York Times» и «Chicago Daily News» в своих публикациях поддержали Веймарскую республику, а «Chicago Daily Tribune» - не поддержала. Скорее всего такая позиция объясняется как внутренней политикой указанных периодических изданий, их журналистскими традициями, так и взглядами руководства газет. Кроме того, на реакцию газет оказывала воздействие их позиция по отношению к оккупации Рура в начале 1923 г.

Первая реакция на путч прессы малых городов была во многом определена новостными гигантами. Так, «Warsaw Daily Times», «Toledo Blade», «Toledo News-Bee», «Spokane Daily Chronicle» поддержали идею о неудачном заговоре Людендорфа и Гитлера (McCutcheon, 1923, November 9, р. 1; Groat, 1923, November 9, р. 1). Причём «Warsaw Daily Times» указывала на монархические устремления лидеров путча и в его подавлении видела победу демократических сил Германии. «Toledo News-Bee» повторила эти сообщения на первой полосе, но предположив, что Гитлер ранен в ходе подавления мятежа. Кроме того, в газете приводится мнение о том (почерпнутое из центральной прессы), что в случае победы Людендорф стал бы диктатором (Groat, 1923, November 9, р. 1).

Примечательно, что из крупных изданий только газета «New York Times» пытались проследить происхождение Пивного путча. Кирилл Браун, начальник Берлинского бюро, утверждал, что решение немецкого правительства закончить пассивное сопротивление франко-бельгийской оккупации Рура в сочетании с появлением призрака коммунистической революции побудило Гитлера планировать переворот на начало сентября, но он должен был ждать одобрения от Людендорфа. Опираясь на неуказанные инструкции Гитлера, Браун отмечал веру нацистского лидера в то, что восстановление династии Виттельсбахов в Баварии сможет разжечь революцию в других сепаратистски настроенных частях республики. Это могло бы заставить их отвернуться от Пруссии и сплотиться вокруг Баварии в новой империи (Brown, 1923, November 10, р. 2). Новостной отдел «New York Times» сосредоточил внимание на том, что именно Гитлер - не Людердорф, не фон Кар или кто-то еще - был движущей силой переворота. «Chicago Daily Tribune» и «Chicago Daily News» вторили ему, хотя заголовок «Daily News» вводил в заблуждение, указывая на обратное (Nash, 1923, November 10, р. 1). Несмотря на признание за Гитлером центральной роли в перевороте, ни одна из трех газет не уделила внимания его личности и взглядам. Вместо этого они ориентировались на «громкое имя» Людендорфа.

Некоторые предположения о причинах путча строила пресса и малых городов. Так, «The Southeast Missourian» 9 ноября 1923 г. сообщала об «известных сильных монархических настроениях в Баварии», которыми и попытался воспользоваться Людендорф (German Revolt, 1923, November 9, р. 1). Гитлер же, по мнению газеты, руководствовался иными соображениями - «сбросить с германии англо-еврейский контроль» (German Revolt, 1923, November 9, р. 1). «Painesville Telegraph» (Огайо) пошла дальше даже некоторых центральных газет в попытках выявить причины путча. К ним были отнесены, во-первых, политика Франции в отношении побеждённой Германии, во-вторых, монархические взгляды жителей Баварии, в-третьих, националистическая пропаганда Гитлера (Bavarian Monarchists, 1923, November 9, р. 1).

Каждая газета, освещавшая Пивной путч, демонстрировала важнейшую особенность международных репортажей: попытку предсказать ход событий во время кризиса. При этом снова наблюдались расхождения. Кирилл Браун из «New York Times» и Хирам Модервелл из «Chicago Daily News» признавали всю серьезность кризиса и предполагали, что путч потерпит неудачу. Браун считал, что переворот мог быть подавлен, когда Гитлер и Людендорф начали движение на Берлин (Brown, November 9, р. 1). Модервелл позже утверждал, что путч будет подавлен через 24 часа (Moderwell, 1923, November 10, р. 1). Явно контрастировало с их суждениями мнение корреспондента «Chicago Daily Tribune» Джона Клейтона, согласно которому немецкая армия вскоре начнет стекаться под штандарт Людердорфа и Гитлера, за этим последует марш на Берлин и захват власти (Clayton, 1923, November 10, р. 1).

Несмотря на ошибочность этого предсказания, его суть характеризует стремление журналистов «Chicago Daily Tribune» к сенсациям. И хотя центр Берлина был спокоен в ночь на 9 ноября, Клейтон передавал в своем репортаже, что город был близок к беспорядкам: «Мы обнаружили полную готовность полиции. Их пулемёты еще не были полностью готовы, но уже были размещены в стратегических местах, чтобы контролировать улицы» (Brown, 1923, November 10, р. 1).

По-иному оценил Модервелл ситуацию в Берлине: «Поразительно, насколько малое впечатление оказали вчерашние драматические события в Мюнхене на массы в Берлине. Берлин воспринимает новости из Мюнхена спокойно, люди занимаются своими делами. Ничего не нарушало покой ночи и раннего утра» (Brown, 1923, November 10, р. 1).

Если бы Клейтон предсказывал провал Пивного путча, то он бы отвергал сенсационный подход своей газеты. Следовательно, если бы была какая-либо перспектива удачного переворота, то он должен был поддерживать этот вариант. Только получив полномасштабные доказательства провала путча, Клейтон был вынужден признать его.

В деятельности Клейтона нет ничего удивительного. Газета Маккормика часто использовала «кричащие» заголовки, привлекавшие менее образованные слои населения. Также заголовки статей Маккормика отражали его политические взгляды. Все иностранные новости подавались сквозь призму традиционного для «Chicago Daily Tribune» изоляционизма и антикоммунизма. Из трех ведущих газет «Chicago Daily Tribune» наиболее настойчиво актуализировала призрак коммунистической революции в стране и за рубежом. Тема возможности новой коммунистической революции постоянно возникала в освещении событий в Германии. Ожидая крах Веймарской республики, «Chicago Daily Tribune» колебалась в предсказаниях между восстановлением монархии и захватом власти коммунистами.

Адольф Окс в отличие от Маккормика пытался привлечь читателя, используя наиболее широкий, комплексный подход к освещению событий. Для этого «The New York Times» напечатала гораздо больше статей, чем «Chicago Daily News» и «Chicago Daily Tribune». Репортажи поступали из нескольких источников: от шефа бюро Кирилла Брауна, сообщавшего о событиях в Мюнхене и реакции в Берлине; от главы европейской службы Джона Клейтона, от Эдвина Джеймса, работавшего в Париже и информировавшего о французской реакции на события; от неназванного журналиста (вероятно, П.Дж. Филлипа), который делал репортажи из Кобурга, находившегося в 150 милях от Мюнхена, о возможном распространении восстания на соседние области; от неизвестного журналиста, освещавшего исторический фон события.

Однако бремя освещения Пивного путча легло в основном на плечи Брауна. Он отвечал за два важнейших аспекта переворота: за события в Мюнхене и за реакцию правительства Рейха. К сожалению, Home Office полагал, что работа Брауна оставляла желать лучшего. В его защиту стоит сказать, что Браун опирался на оценку штурма Гитлером Бюргербройкеллера 8 ноября и подавления путча 9 ноября, данную «Associated Press» и, вероятно, «Berliner Lokalanzeiqer» [Klein, 1997, p. 40]. Поэтому он сосредоточился на изложении новости, а не на ее интерпретации. Браун был виновен в непредставлении информации о реакции правительства Штреземана в Берлине, хотя он отметил, что канцлер Штреземан и президент Эберт провели заседание в полночь 9 ноября.

Репортажи «Chicago Daily News» оказались в более надежных руках. Хирам Модервелл нашел эффективный способ сбора информации во всей Германии. Он осознал, что в отличии от остальной Европы, где новости поступают преимущественно из столиц, германская децентрализация повлекла за собой появление множества источников новостей в стране и часто путешествовал по Германии. Также «Chicago Daily News» пользовалась услугами Уильяма Нэша, но его неспособность установить дружескую связь с нацистами лишала газету интервью с очевидцами событий в Бюргербройкеллере [Klein, 1997, p. 19].

Вероятно, неудача Пивного путча была для Модервелла поводом для торжества. Как и многие корреспонденты, работавшие за границей, он сопереживал своей новой родине. Журналист уважал Германию за ее стойкость перед лицом французского военного давления.

Личные взгляды Модервелла повлияли на его подачу новостей. Например, во время Рурского кризиса журналист заявил, что «чувствовал бы себя преступником, если бы его статьи могли оправдать франко-бельгийское вторжение, издевательства, голод и расстрел граждан-

ских лиц в мирное время», но в тоже время переживал из-за того, что публикации оказались эмоционально окрашены [Klein, 1997, p. 43]. Его оптимистичные сообщения из Германии о Пивном путче позволяли надеяться, что народ сможет спасти себя от неизбежного хаоса.

Проанализированные публикации иллюстрируют различную интерпретацию зарубежными корреспондентами описываемых событий. Ричард Моурер, работавший в службе внешних новостей «Chicago Daily News» с 1934 по 1945 г., был убежден, что зарубежный корреспондент «сообщает, интерпретирует и объясняет любую новость правдиво, даже если точка зрения автора не совпадает с издателем» [Klein, 1997, p. 43]. Шеф Берлинского бюро «Chicago Daily Tribune» Сигрид Шульц утверждала, что ее непосредственный начальник, Роберт Маккормик, никогда не вмешивался в содержательную часть ее репортажей из Германии [Klein, 1997, p. 43]. Ричард Моурер выразился более откровенно: «Сообщения не были написаны в угоду кому-либо» [Klein, 1997, p. 19]. Таким образом, утверждения Шульца и Моурера о личностном подходе в освещении событий относятся и к истории Пивного путча.

Анализ реакции прессы США на Пивной путч позволяет заключить, что американские газеты в первые же дни события взяли его под своё пристальное внимание. Уже в 1923 г. издания разошлись в оценке главного вопроса: поддержать мятежников или осудить их. Позиция, занятая влиятельной «Chicago Daily Tribune»: критика правительства Германии, поиск оправданий для Людендорфа, большая боязнь коммунистического переворота, чем ультраправого, -заложила информационную базу для будущего оправдания политики «умиротворения агрессоров».

Примечания

1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ «"Красная угроза" в оценках прессы США 1917 - 1941 гг.» (МД-776.2019.6).

Список источников

Asfour J. Dictator for a Day // One World. 1923. November 24. Р. 10

Bavarian Monarchists // Painesville Telegraph. 1923. November 9. Р. 1.

Brown С. Brief Battle End Revolt // New York Times. 1923. November 10. P. 1.

Brown С. Hitler's Troops Said to Be Marching on Berlin // New York Times. 1923. November 9. P. 1.

Clayton J. Germany United by Revolt // Chicago Daily Tribune. 1923. November 10. P. 1.

German Revolt // Southeast Missourian. 1923. November 9. Р. 1.

Groat C. Ludendorff and Hitler // Toledo News-Bee. 1923. November 9. Р. 1.

Hitler and Ludendorff are captured // Warsaw Daily Times. 1923. November 9. Р. 1.

Ludwell D. France and the German Counter-Revolution // Literary Digest. 1923. November 24.

P. 14-15.

McCutcheon J. Ludendorff is Taken Prisoner // Spokane Daily Chronicle. 1923. November 9. Р. 1. Nash W. In Germany // Chicago Daily News. 1923. November 10. P. 1.

Библиографический список

Dallek R. Fr.D. Roosevelt and American Foreign Policy 1932-1945. New York: Oxford paperbacks, 1979.657 p.

Cole W. Roosevelt and Isolationists: 1932 - 1945. Lincoln: University of Nebraska Press, 1983. 417 p. Edwards J. The Foreign Policy of McCormick's Tribune. 1929 - 1941. Reno: University of Nevada Press, 1971. 232 p.

HealdM. Transatlantic Vistas: American Journalistsin Europe 1900 - 1940. Kent: Kent State University Press. 1988. 281 p.

Klein G. The American Press and the Rise of Hitler, 1923 - 1933. London: London School of Economics and Political Science, 1997. 314 p.

Fies H. Churchill, Roosevelt, Stalin. London: Oxford University Press, 1957. 425 p.

Fies H. The Road to Pearl Harbor. Princeton: Princeton University Press, 2016. 370 p.

Langer W., Gleason S. The Undeclared War 1940 - 1941. New York: Harper and Brothers, 1953.

690 p.

Liebovich L. The Press and the Origins of the Cold War 1944 - 1947. New York: Praeger, 1988. 312 p.

Вульф Л. Изобретая Восточную Европу. М.: Нов. лит. обозрение, 2003. 560 с. Журавлёва В.И. Русский «Другой»: формирование образа России в Соединенных Штатах Америки (1881-1917) // Американский ежегодник, 2004. М.: Б. и., 2006. С. 233-282. Журавлева В.И. Понимание России в США: образы и мифы: 1881 - 1914. М.: Б. и., 2013. 1136 с. Курилла И.И. Заокеанские партнеры: Америка и Россия в 1830 - 1850-е годы. Волгоград: Б. и., 2005.488с.

Курилла И.И. Образ России в США в 1840-1850-е гг. // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: Сб. статей / под ред. А.О. Чубарьяна и Б.А. Рубла. М.: Б. и., 2007. С. 22-36.

Дата поступления рукописи в редакцию 08.02.2018

FORMING HITLER'S IMAGE IN AMERICAN MEDIA. THE BEER HALL PUTSCH

M. I. Tuluzakova

Samara State University of Social Sciences and Education, M. Gor'kogo str., 65/67, 443099, Samara, Russia tuluz-pearl@rambler. ru

The article examines the publications of American newspapers for 1923. Forming the National Socialist regime in Germany has long been a focus of foreign historians. The causes of this process, its specific content, the role and attitude of different groups of European society, and the international reaction to the formation of Nazism are studied. Some new results can be provided due to the study of the issue in the context of historical imagology: what image of Hitler and Germany was created in the press of both Europe and North America? An example of American newspapers can demonstrate the evolution of public relations and how the image created by the press influenced specific foreign policy actions. The article considers the formation of Hitler's image in American media through the reaction to the "Beer putsch" in Germany. The beer putsch was one of many attempts by extremists to seize power and secede from the Weimar Republic since 1919. However, 1923 was the culmination of chaos. The coup attracted media attention around the world and was at the forefront of leading American newspapers - the New York Times, the Chicago Daily Tribune and the Chicago Daily News, with three different publication traditions. The fact that the articles about the Beer putsch were on the front pages of the American press shows that journalists distinguished it from standard news and categorized it as sensations. The article concludes that, in 1923, the U.S. press was divided in assessing the main issue: to support the rebels or to condemn them. The position taken by the influential Chicago Daily Tribune, which consisted of a criticism of the German government, the search for excuses for Ludendorff, and the greater fear of a communist coup than of the ultra-right one, laid the foundation for a future justification for the policy of appeasement.

Key words: Adolf Hitler, Ludendorff, American media, the Beer Hall Putsch, press, Munich.

References

Cole, W. (1983), Roosevelt and Isolationists: 1932 - 1945, University of Nebraska Press, Lincoln, USA, 417 p.

Dallek, R. Fr.D. (1979), Roosevelt and American Foreign Policy 1932 - 1945, Oxford Paperbacks, New York, USA, 657 p.

Edwards, J. (1971), The Foreign Policy of McCormick's Tribune. 1929 - 1941, University of Nevada Press, Reno, USA, 232 p.

Fies, H. (1950), The Road to Pearl Harbor, Princeton University Press, Princeton, USA, 370 p. Fies, H. (1957), Churchill, Roosevelt, Stalin, Princeton University Press, Princeton, USA, 425 p. Heald, M. (1988), Transatlantic Vistas: American Journalists in Europe 1900-1940, Kent State University Press, Kent, UK, 281 p.

Klein, G. (1997), The American Press and the Rise of Hitler, 1923 - 1933, London School of Economics and Political Science Press, London, UK, 314 p.

Kurilla, I.I. (2005), Zaokeanskiye partnery: Amerika i Rossiya v 1830-1850-ye gody [Overseas partners: America and Russia in the 1830-1850s], w.p., Volgograd, Russia, 488 p.

Kurilla, I.I. (2007), "The image of Russia in the USA in the 1840s - 1850s", in 200 let rossiysko-amerikanskikh otnosheniy: nauka i obrazovaniye [200 years of Russian-American relations: science and education], w.p., Moscow, Russia, pp. 22-36.

M. H. Tyny3aKoea

Langer, W. & S. Gleason (1953), The Undeclared War 1940 - 1941, Harper and Brothers, New York, USA, 690 p.

Liebovich, L. (1988), The Press and the Origins of the Cold War 1944-1947, Prentice Hall, New York, USA, 312 p.

Vul'f, L. (2003), Izobretaya Vostochnuyu Evropu [Inventing Eastern Europe], NLO, Moscow, Russia, 560 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhuravleva, V.I. (2006), "Russian "Other": the formation of the image of Russia in the United States of America (1881-1917)", in Amerikanskiy yezhegodnik 2004 [American Yearbook 2004], w.p., Moscow, Russia, pp. 233-282.

Zhuravleva, V.I. (2013), Ponimaniye Rossii v SShA: obrazy i mify: 1881-1914 [Understanding Russia in the United States: Images and Myths: 1881-1914], w.p., Moscow, Russia, 1136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.