Научная статья на тему 'Создание новых методов для совершенствования обучения в образовательных классах в сфере безопасного материнства'

Создание новых методов для совершенствования обучения в образовательных классах в сфере безопасного материнства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО / БЕРЕМЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сельма Нама

Матери нуждаются в уходе и образовании, связанном с проблемами со здоровьем во время беременности и послеродовых периодов, чтобы иметь возможность адаптироваться к роли матери и поддерживать их здоровый образ жизни. Матери имеют право на отдых, гигиенту, и уход за грудью, массаж, изменения в процессе инволюции и постнатальные проблемы, а также они хотят получить образование о проблемах у новорожденных и измерения температуры тела. Цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить влияние образования, предоставляемого беременным жегщинам на уровень знаний матери, определить потребность матерей в уходе и оценить эффективность полученного образования. В исследовании в рамках метода количественных исследований использовался анкетирование. Население исследования состоит из числа беременных женщин, наблюдавшихся в течение года в государственной больнице. Образец исследования состоял из 405 беременных женщин, которые соответствовали критериям отбора образцов между датами исследования. Было обнаружено статистически значимое различие между средними показателями создания новых методов улучшения образования, предоставляемых в классах беременных, в рамках безопасного образования материнства. Средний балл аспирантов ниже, чем средний балл участников в других образовательных группах, и разница между ними статистически значима. Уровни обучения должны быть увеличены с целью разработки новых методов улучшения обучения матерей, получивших образование в классах для беременных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание новых методов для совершенствования обучения в образовательных классах в сфере безопасного материнства»

Создание новых методов для совершенствования обучения в образовательных классах в сфере безопасного материнства

Сельма Нама

докторант, Южный Университет (ИУБиП), selmanama@hotmail.com

Матери нуждаются в уходе и образовании, связанном с проблемами со здоровьем во время беременности и послеродовых периодов, чтобы иметь возможность адаптироваться к роли матери и поддерживать их здоровый образ жизни. Матери имеют право на отдых, гигиенту, и уход за грудью, массаж, изменения в процессе инволюции и постнатальные проблемы, а также они хотят получить образование о проблемах у новорожденных и измерения температуры тела. Цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить влияние образования, предоставляемого беременным жегщинам на уровень знаний матери, определить потребность матерей в уходе и оценить эффективность полученного образования. В исследовании в рамках метода количественных исследований использовался анкетирование. Население исследования состоит из числа беременных женщин, наблюдавшихся в течение года в государственной больнице. Образец исследования состоял из 405 беременных женщин, которые соответствовали критериям отбора образцов между датами исследования.

Было обнаружено статистически значимое различие между средними показателями создания новых методов улучшения образования, предоставляемых в классах беременных, в рамках безопасного образования материнства. Средний балл аспирантов ниже, чем средний балл участников в других образовательных группах, и разница между ними статистически значима. Уровни обучения должны быть увеличены с целью разработки новых методов улучшения обучения матерей, получивших образование в классах для беременных.

Ключевые слова: безопасное материнство, беременность, образование для беременных.

Введение

Матери нуждаются в заботе и образовании о своих проблемах со здоровьем во время беременности и послеродовых периодов, чтобы иметь возможность адаптироваться к роли материнства и поддерживать уход за собой и новорожденными. Матерям следует информировать об остальном, гигиене и грудном вскармливании, маточном массаже, изменениях процесса инволюции и постна-тальных проблемах, а также они хотят получить образование о проблемах у новорожденных и измерения температуры тела.

Женщины, по своей природе, проходят разные времена от начала и до конца жизни. Это детство, подростковое врмея, половая зрелость, климакс и старость. Беременность, роды и материнство являются ведущими событиями этих возрастов. Хотя беременность является естественным процессом в жизни женщины, ее можно воспринимать как процесс, наполненный страх, особенно при первых беременностях. Кроме того, беременность является важным периодом, когда женщины испытывают физиологические, психологические и социальные изменения и требуют адаптации к этим изменениям (Yenal and Okumu§, Sevil 2010, I§ik, 2010; Koyun, Ta§kin and Terzioglu, 2011; Karata§ and Mete, 2012).

Право на получение квалифицированных медицинских услуг, которые позволят осуществить этот период и рождение в безопасных условиях, включено в декларирование прав матерей и репродуктивных правах (Atasay & Arsan, 2001).

Беременная женщина должна быть проинформирована об изменениях, которые происходят в ее организме относительно этого процесса, а также о медицинских специалистах о тестах и обследованиях, которые должны проводиться регулярно на протяжении всей беременности. Поэтому беременным женщинам нужна медицинская помощь, психологическая поддержка и регулярный мониторинг. В этом контексте важна дородовая помощь. Пренатальная или же антенатальная помощь, также называемая дородовым уходом, это наблюдение беременных женщин и будущего ребенка через регулярные промежутки времени во время беременности акушеркой, медсестрой и врачом. Основная цель пренатальной помощи с регулярным наблюдением за женщинами, чтобы имень здоровую беременность и роды, раннее выявление рисков, чтобы родить здорового ребенка (Sonmez, 2007; K1I15, 2009; Tuncal ve Aksakoglu, 2009).

в У X

ДА

> о-

X

т гп А о п m 7;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО 0-Я

По данным демографического и медицинского Обследования Турции (ДМОТ) 2008 года, число женщин, которые по крайней мере один раз обращались за медицинской помощью составили 92 %. Из них, кто получил хотя бы одно лечение до 6 месяцев 87 %, а также те, которые по меньшей мере получил лечение до четырех раз 74 %. Частота наблюдения беременных, по данным Министерстве Здравоохранения составило 1-ое наблюдение 0-14 недель, 2-ое наблюдение 18-24 недели, 3-е наблюдение 30-32 недели, 4-ое наблюдение 36-38 недель, по крайней мере, в общий сложности четыре раза. (www.hips.hacettepe.edu.tr/tnsa2008/ analizrapor.htm15k, доступ: 20.10.2018, Saglik Bakanligi, 2008).

Одним из важных элементов пренатальной помощи является предоставление квалифицированных и адекватных услуг в области образования и консультирования, которые необходимы во время беременности. Важность обучения и консультаций подчеркиваются как в протоколе Министерства здравоохранения, так и в различных научных статьях (Güvenli Annelik Katilimci Kitabi (Книга Участника Безопасного Материнства), 2005).

К сожалению, в Турции эта услуга еще не реализована и не институционализирована. Темы, посвященные рождению ребенка, включают адаптацию будущую маму к беременности и изменения в ее теле, жалобы и методы преодоления, требования по уходу за собой, признаки опасности при беременности, необходимость соблюдение периодичность контроля, подготовку родов, уход за ребенков после родов, кормление грудью и послеродовое планирование семьи.

В развитых странах были разработаны новые подходы к классам пренатального образования с учетом целей многих родителей участвовать в этих учебных программах. Согласно этим подходам, предполагается, что предметы, связанные с процессом беременности с 14-й недели и вопросы, связанные с послеродовым периодом, будут объяснены в последнем триместре (Onat and §ahin, 2010).

Сегодня пренатальные занятия - сознательно готовят кандидатов материнства и отцов, а также в развитых странах регулярно информирует о здоровом развитии ребенка. Эта услуга предоставляется родителям совершенно бесплатно в некоторых университетских больницах, университетских школах медсестер, частных больницах и родильных домах, а также в родильных домах при Министерстве Здравоохранения в нашей стране (Mete, 2008). „ Существуют также специальные классы прес натального обучения, проводимые акушеркой, © медсестрой, диетологом, физиотерапевтом и оТ врачом. В то же время существуют также учеб© ные курсы, направленные на предоставление ^ навыков подготовки медицинского персонала 2 (акушеркам, медсестрам, врачам), естественной

философии рождения, образованию взрослых и подготовке к родов в нашей стране. Антенатальное образование было определено как одно из видов деятельности акушерки в соответствии с Кодами Практики Акушерства с 1999 года (Okumu§ and Mete, 2009).

В проведенных исследованиях было установлено, что беременные женщины, получившие образование, имели более низкую статистику кесарево сечение, были преднамеренно подготовлены к рождению, смогли управлять и были активны, поэтому они повысили уровень удовлетворенности и самооценки, а также обнаружили, что они имеют повышенный уровень готовности к выписке, положительно восприняли своего ребенка, процесс привязанности к ним был быстрым, а самооценка увеличивалась, первые кормления грудью и продолжительность грудного вскармливания увеличивались в первые шесть месяцев (Eroglu, 2012).

Целью этого исследования было оценить влияние образования на уровень знаний материнства, определить необходимость ухода за матерями и оценить эффективность данного образования. Заключение этого планирования основано на рассмотрении упомянутых вопросов.

В результате исследований литературы было поставлено вопрос о влиянии образования, на уровень знаний матери в уходе, предоставляемом беременным женщинам, определение необходимости ухода за кандидатами на материнства, а также подсказки для оценки эффективности данного обучения.

Материалы и методы

Предмет Исследования

Известно, что роды в здоровых условиях и регулярный контроль за последующим наблюдением за ребенком уменьшают материнскую и младенческую смертность. Обучение в дородовом и послеродовых образовании, является основным средством защиты и развития как матери, так и новорожденного. Первые 24 часа после рождения могут показаться достаточными для предотвращения некоторых осложнений, которые могут развиваться в срочном порядке, но время для определения или ухода за матерью в послеродовом периоде и возможных проблем, связанных с уходом за ребенком, очень мало. За это короткое время, чтобы адаптироваться к физиологическим и психологическим изменениям, материнская роль и принятия ребенка, а также необходимых знаний и навыков, чтобы заботиться о себе и о своем ребенке, с которыми сталкиваются женщины в процессе родов. Целью этой научной статьи является оценка создания новых методов улучшения образования в классах беременных детей в контексте безопасного образования материнства.

Цель исследования

Целью данного исследования было оценить влияние образования на уровень знаний матери в контексте безопасного образования материнства, определить необходимость ухода за кандидатами

на материнство и оценить эффективность полученного образования.

Важность исследования Первая цель этого исследования - выявить влияние тренировок, данных беременным женщинам на уровень знаний материнства. Во-вторых, важно определить необходимость ухода за кандидатами на материнство и оценить эффективность данного обучения. Методика исследования В этой статье был составлен вопросник с целью разработки новых методов улучшения образования, проводимого в учебных классах, связанных с беременностью, в рамках безопасного образования материнства. Были исследованы демографическая информация участников и результаты тренингов, данных в контексте безопасного образования материнства на уровне знаний матерей. В этой начной статье приняли 405 участников, прошедших в течение года в госпитале, прошли проверку на достоверность и надежность. Анкета была использована в программе SPSS (IBM SPSS Statistics 23.0). Исследовательская область и выборка Исследование проводилось через год в государственной больнице беременных женщин, а 405 участников были определены методом случайной выборки.

Инструменты сбора данных Данные были собраны методом анкетирования. Анкета состоит из 50 вопросников, которые подготавливаются в форме открытых вопросов, за которыми следует текст с указанием цели исследования, описательной информации (демографической информации).

Результаты В рамках тренингов по безопасному материнству результаты опроса, проведенного с целью создания новых методов совершенствования тренингов, проводимых в беременных классах, отражены в таблицах ниже.

99,8 % были женаты и 0,2 % были холостяками, 32,1 % окончили начальную школу, 31,4 % - выпускники средних школ, 24,9 % - старших классов средних школ, 4 % закончили под.курс и 7,7 % студенты бакалавра и выше.

Таблица 2

Сравнение баллов участников исследования по признаку пола образования безопасного материнства

Шкалы Пол N X s T Р

Безопасное образование материнства Женщины 403 32,89 3,83 ,553 0,581

мужчины 2 31,40 2,54

При анализе таблицы 2 видно, что статистически значимое различие между показателями безопасного образования по беременности и родам в зависимости от пола лиц, включенных в исследование (р> 0,05), отсутствует. Средняя оценка безопасного образования материнства для женщин составляла 32,89 ± 3,83.

Таблица 3

Сравнение оценок безопасного материнства по возрасту участников

Шкалы Возрастная группа N X s Alt Ust F P

Безопасное образование материнства Между 17-24 годами 117 32,69 3,55 25 41 2,006 0,136

Между 25-34 годами 215 32,72 3,95 24 46

35 лет и старше 73 33,70 3,81 25 44

Не было статистически значимого различия между средними показателями образования безопасного материнства и возрастными группами участников (р> 0,05).

Таблица 4

Сравнение показателей безопасного образования материн-

Шкалы Семейное положение n X s t Р

Безопасное образование материнства Женат 404 32,89 3,83 ,181 0,857

Холост 1 32,20 2,54

Таблица 1

Распределение Участников По Вводным Характери-

число (n) процент(%)

Пол

Женщина 403 99,5

Мужчина 2 0,5

Возраст

Между 17-24 годами 117 28,9

Между 25-34 годами 215 53,1

35 лет и старше 73 18,0

Семейное положение

Женат 404 99,8

Холостой 1 0,2

Статус образования

Начальная школа 130 32,1

Среднаяя школа 127 31,4

Колледж 101 24,9

Подготовительный курс 16 4,0

Бакалавриат и выше 31 7,7

В таблице 1 показано распределение участников в соответствии с их характеристиками. При анализе таблицы 1 99,5 % участников составили женщины, 0,5 % - мужчины, 28,9 % составляли от 17 до 24 лет, 53,1 % - от 25 до 34 лет, а 18 % составляли 35 лет и старше, а также

Когда рассматривался таблица 4, было видно, что статистически значимое различие между показателями безопасного образования материнства по семейному положению лиц, включенных в исследование, не было (р> 0,05). Средний балл был признан безопасным обучение материнства замужних участников составил 32,89 ± 3,83.

Таблица 5

Сравнение оценок уровня безопасного материнства в соответствии с образовательным статусом участников

Шкалы Образование n X s Alt Ust F P Fark

Безопасное Начальная школа 130 34,80 3,69 25 46 25,166 0,000 1-4

образова- Средняя школа 127 33,31 3,38 26 44

ние мате- Колледж 101 31,29 3,49 24 45

ринства Под. Курс 16 29,21 2,20 25 32

Бакалавриат 31 30,25 2,72 25 37

Было статистически значимое различие между средними показателями безопасного образования материнства в соответствии с группами образования участников (р <0,05). Средние баллы выпускников начальной школы были выше, чем средние

6 У X

ДА

>

i 0-X

tr гп А о п m т;

о

m

о т; О

О

З

Д О -о О ГО 0-Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

баллы других образовательных групп, и разница между ними была статистически значимой.

Таблица 6

Корреляции между оценками безопасного образования материнства в соответствии с демографическим статусом

Пол возраст Семейное положение Образование Безопасное образование материнства

Пол r 1

p

Возраст r ,011 1

p ,820

Семейное r - ,008 1

положение ,004

p ,944 ,873

Образова- r ,016 -,177** ,033 1

ние p ,750 ,000 ,514

Безопас- r - ,078 -,009 -,428** 1

ное обра- ,028

зование p ,581 ,117 ,857 ,000

материн-

ства

со

с <

е № О

сч

**р<0,01

В 6-ой таблице, когда анализируются результаты корреляционного анализа между демографической информацией участников и результатами корреляции между оценками безопасного образования материнства, было обнаружено, что между статусом образования и полученными очками от безопасного образования материнства и их возраста наблюдаются низкие и значительные корреляции (р <0,05). Поскольку эти корреляции являются отрицательными, оценки, которые они получают от уровня образования -увеличиваются, а оценки, полученные из шкалы образования безопасного материнства, уменьшаются.

ИТОГ

Это исследование было проведено с участием 405 участников, чтобы оценить влияние образования безопасного материнства на уровень знаний матери и определить необходимость ухода за беременными женщинами по этому предмету и оценить эффективность обучения в государственной больнице в городе Кайсери в течение года.

В результате исследования 99,5% участников составили женщины, 53,1% из которых в возрасте 25-34 года, из которых 99,8% были замужними, а 32,1% из них были выпускницами начальной школы.

По признаку пола, возраста и семейного положения лиц, включенных в исследование, мнения об установлении новых методов улучшения образования в беременных классах в рамках образования безопасного материнства были схожи. А по уровню образования они выдвинули разные мнения.

Когда были проанализированы результаты корреляционного анализа между демографической информацией участников и оценками безопасного образования материнства, были низкие и существенные корреляции между образованием и безопасным образованием материнства и возрастом, поскольку эти корреляции являются

отрицательными, оценки, которые они получают от уровня образования, увеличиваются, а оценки, полученные из шкалы образования безопасного материнства, уменьшаются соответственно.

Литература

1. Akçam M., (2004) Ûç yaçindan kûçûk çocuklarda odaksiz ate§ ve tedavisi. Klinik Pediatri 3(1), 21-25.

2. Atici, i., (2000) Dogum Sonu Erken Taburculukta Lohusalara Verilecek Saglik Egitimi ve Evde Bakimin Postpartum Komplikasyonlar ve Anksiyete Düzeyine Etkisi. A.Ü. Saglik Bilimleri Enstitüsü Halk Sagligi Hemçireligi ABD Yüksek Lisans Tezi Erzurum.

3. Berkman S, Has R. Dogum Bilgileri, Nobel Kitabevi, Ankara, 2004.

4. Çavuçoglu, H., (2004) Çocuk Sagligi Hemçire-ligi. 8. Baski. Sistem Ofset Basimevi, Ankara, s.41-48.

5. Dann M.H., CPNP., IBCLC., (2005) The lactation consult: Problem solving, teaching, and support for the breastfeeding family. Journal of Pediatric Health Care 19(1), 12-16.

6. Davis E., (2004) Heart& hands: a midwife's guide to pregnancy&birth. (4nd. ed) Berkeley, Calif: Celestial Arts s:189-217.

7. Decherny A.H., Nathan L., Goodwin T.M., Laufer N., (2006) Current Diagnosis and Treatment: Ob-stetric&Gynecology. (10nd.ed) Medical London s: 212-248.

8. Demir M., Bayat M., (2005) Tokat Karçiyaka Dogum ve Çocuk Hastanesi Acil Servisine yüksek ate§ §ikayetiyle getirilen 0-5 ya§ grubu çocuklarin annelerinin yüksek ateçle ilgili bilgi ve tutumlari. Saglik Bilimleri Dergisi 14(Ek Sayi: Hemçirelik Özel Sayisi), 22-29.

9. Doganer G., (2005) Vaginal Yolla Dogum Yapan Kadinlarin Erken Postpartum Dönemde Kendisinin Ve Yenidoganin Bakimina Yönelik Yaçadiklari Sorunlarin Belirlenmesi. Cumhuriyet Üniversitesi Yüksek Lisans Tezi Sivas.

10. Eker A., Yurdakul M., (2006) Annelerin bebek beslenmesi ve emzirmeye iliçkin bilgi ve uygulama-lari. Sted 15(9),158-163.

11. Evliyaoglu N., (2006) Bebek bakiminda sik kar§ila§ilan sorunlar. Klinik Çocuk Forumu 6 (5).

12. Gabbe S.G., Niebyl J.R., Simpson J.L., (2007) Obstetrics Normal and Problem Pregnancies. Philadelphia, PA: Churchill Livingstone/Elsevier s:456-486, 521-586.

13. Gür E., (2007) Anne sütü ile beslenme. Türk Ped Ar§ 42(11-5).

14. Koç G., (2005) Dogum Sonu Erken Dönemde Taburcu Edilen Anneler için Geliçtirilen Evde Bakim Hizmet Modelinin Etkinliginin incelenmesi. Hacettepe Üniversitesi Doktora Tezi Ankara.

15. Littleton L.Y., Engebretson J.C., (2005) Maternity Nursing Care. (5nd.ed) Clifton Park, NY: Thomson/ Delmar Learning s:617-691, 763-821.

16. Patts N.L., Mandleco B.L., ( 2007) Pediatric Nursing: Caring for children and their families. (2nd

ed) Australia: Thomson/ Delmar Learning s: 201230.

17. Perk Y., (2003) Saglikli Yenidogan ve bebek bakimi. i.Ü. Cerrahpaça Tip Fakültesi Sürekli Tip Egitimi Etkinlikleri s:17-19.

18. Ta§kin L., (2007) Dogum ve Kadin Sagligi Hemçireligi. (8. Baski) Sistem Ofset, Ankara s: 351378.

19. Tatli M., Gürel M.S., (2002) Yenidogan cilt bakimi. T. Klinikleri Pediatri 11, 108-112.

20. Ünsal H., Atlihan F., Özkan H., Targan §., Hassoy H., (2005) Toplumda anne sütü verme egilimi ve buna etki eden faktörler. Çocuk Sagligi ve Hastaliklari Dergisi 48, 226-233.

21. Yagci R.V., (2002) Çocukluk çaginda beslenme. Klinik Çocuk Forumu 2(1), 58-65.

22. Yenal K, Okumu§ H, Sevil Ü (2010), Web Ortaminda interaktif- Antenatal Daniçmanlik ile Gebelige iliçkin Bilgi Gereksinimlerinin incelenmesi, Dokuz Eylül Üniversitesi Hem§irelik Dergisi 3(1):9-14 (Elektronik Dergi, http:/www. deuhyoedergi.org)

Establishing new methods for improving education in pregnant education classes within the context of safe motherhood Selma Nama

Southern University

Mothers need to take care and education about health problems during pregnancy and puerperal periods in order to adapt to the role of motherhood and maintain healthy care for themselves and newborns. Mothers ' self-rest, hygiene and breast care, uterine massage, changes in the involution process and postpartum problems; they also want to learn about the newborn's nutrition, daily care, crying, sleep and elimination order, hygiene, cord care, perineum care, newborn problems and measurement of body temperature. The aim of this study was to evaluate the impact of the education given to pregnant women on the mother's knowledge level, to determine the primary needs of the mother candidates for care and to evaluate the effectiveness of the education given. The questionnaire was used within the scope of quantitative research method. The universe of the research is the number of pregnant women followed in a year in a state hospital in a province. The sample of the Study constitutes 405 pregnant women who meet the sampling criteria between the dates of the study.

In the scope of Safe Motherhood training of the participants, there was a statistically significant difference between the scoring averages of the new methods in order to improve the education given in the pregnant education classes. The average score of the associate degree graduates is lower than the average score of the participants in other educational groups and the difference between them is statistically significant. Education levels should be increased in order to develop new methods for improving the education given to mothers who receive education in pregnant education classes Key words: Safe motherhood, pregnant, pregnant education

References

1.

5.

7.

9.

10.

11

12.

13.

14.

15

16.

17

18.

19

20

21

22

Akçam M., (2004) Ûç yaçindan küpük çocuklarda odaksiz ateç ve tedavisi. Klinik Pediatri 3(1), 21-25.

Atici, i., (2000) Dogum Sonu Erken Taburculukta Lohusalara Verilecek Saglik Egitimi ve Evde Bakimin Postpartum Komplikasyonlar ve Anksiyete Düzeyine Etkisi. A.Ü. Saglik Bilimleri Enstitüsü Halk Sagligi Hemçireligi ABD Yüksek Lisans Tezi Erzurum.

Berkman S, Has R. Dogum Bilgileri, Nobel Kitabevi, Ankara, 2004.

Çavuçoglu, H., (2004) Çocuk Sagligi Hemçireligi. 8. Baski. Sistem Ofset Basimevi, Ankara, s.41-48. Dann M.H., CPNP., IBCLC., (2005) The lactation consult: Problem solving, teaching, and support for the breastfeeding family. Journal of Pediatric Health Care 19(1), 12-16. Davis E., (2004) Heart& hands: a midwife's guide to pregnan-cy&birth. (4nd. ed) Berkeley, Calif: Celestial Arts s:189-217. Decherny A.H., Nathan L., Goodwin T.M., Laufer N., (2006) Current Diagnosis and Treatment: Obstetric&Gynecology. (10nd.ed) Medical London s: 212-248.

Demir M., Bayat M., (2005) Tokat Karçiyaka Dogum ve Çocuk Hastanesi Acil Servisine yüksek ateç çikayetiyle getirilen 0-5 yaç grubu çocuklarin annelerinin yüksek ateçle ilgili bilgi ve tutumlari. Saglik Bilimleri Dergisi 14(Ek Sayi: Hemçirelik Özel Sayisi), 22-29.

Doganer G., (2005) Vaginal Yolla Dogum Yapan Kadinlarin Erken Postpartum Dönemde Kendisinin Ve Yenidoganin Bakimina Yönelik Yaçadiklari Sorunlarin Belirlenmesi. Cumhuriyet Üniversitesi Yüksek Lisans Tezi Sivas. Eker A., Yurdakul M., (2006) Annelerin bebek beslenmesi ve emzirmeye iliçkin bilgi ve uygulamalari. Sted 15(9),158-163. Evliyaoglu N., (2006) Bebek bakiminda sik karçilaçilan sorunlar. Klinik Çocuk Forumu 6 (5).

Gabbe S.G., Niebyl J.R., Simpson J.L., (2007) Obstetrics Normal and Problem Pregnancies. Philadelphia, PA: Churchill Livingstone/Elsevier s:456-486, 521-586. Gür E., (2007) Anne sütü ile beslenme. Türk Ped Arç 42(11-5). Koç G., (2005) Dogum Sonu Erken Dönemde Taburcu Edilen Anneler için Geliçtirilen Evde Bakim Hizmet Modelinin Etkinliginin incelenmesi. Hacettepe Üniversitesi Doktora Tezi Ankara.

Littleton L.Y., Engebretson J.C., (2005) Maternity Nursing Care. (5nd.ed) Clifton Park, NY: Thomson/ Delmar Learning s:617-691, 763-821.

Patts N.L., Mandleco B.L., ( 2007) Pediatric Nursing: Caring for children and their families. (2nd ed) Australia: Thomson/ Delmar Learning s: 201- 230.

Perk Y., (2003) Saglikli Yenidogan ve bebek bakimi. i.Ü. Cer-rahpaça Tip Fakültesi Sürekli Tip Egitimi Etkinlikleri s:17-19. Taçkin L., (2007) Dogum ve Kadin Sagligi Hemçireligi. (8. Baski) Sistem Ofset, Ankara s: 351-378. Tatli M., Gürel M.S., (2002) Yenidogan cilt bakimi. T. Klinikleri Pediatri 11, 108-112.

Ünsal H., Atlihan F., Özkan H., Targan Ç., Hassoy H., (2005) Toplumda anne sütü verme egilimi ve buna etki eden faktörler. Çocuk Sagligi ve Hastaliklari Dergisi 48, 226-233. Yagci R.V., (2002) Çocukluk çaginda beslenme. Klinik Çocuk Forumu 2(1), 58-65.

Yenal K, Okumuç H, Sevil Ü (2010), Web Ortaminda interaktif-Antenatal Daniçmanlik ile Gebelige iliçkin Bilgi Gereksinimlerinin incelenmesi, Dokuz Eylül Üniversitesi Hemçirelik Dergisi 3(1):9-14 (Elektronik Dergi, http:/www. deuhyoedergi.org)

в У X

ДА

> tr

X

tr гп А О ZI

m

т;

ZI

о

m о т; О

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З

Д О -о О ГО Ö-Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.