Создание нового цивилизационного уклада планеты Земля: переход к «зеленой экономике». Особенности и риски
см о см
о
О!
о ш т
X
<
т О X X
Харланов Алексей Сергеевич,
к.т.н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики Дипломатической Академии МИД России, [email protected],
Хайретдинов Айвар Камилович,
магистрант, кафедра мировой экономики, Дипломатической Академии МИД России, [email protected]
Бобошко Андрей Александрович,
к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected]
«Зеленая экономика» - это экономическая система, которая ставит своей целью повышение благосостояния людей и социального равенства при значительном снижении негативного воздействия экономической системы на окружающую среду, а также снижении рисков экологической деградации. В последнее десятилетие в мировой экономике, в особенности в развитых странах, усилились тенденции перехода к «зеленой экономике» и стратегиям «зеленого роста». Данный переход является важным для достижения устойчивого развития мирового хозяйства, однако несет в себе большие риски. В данной статье анализируются перспективы реализации концепции «зеленой экономики» в мировом хозяйстве, а также возникающие при этом негативные факторы и проблемы актуальные для экономик развивающихся стран.
Ключевые слова: зеленая экономика, зеленый рост, энергопереход, Индустрия 4.0, 7 производственно-технологический переход, ИИ, технологии больших данных, ООН, БРИКС, ВИЭ.
«Зеленая экономика» - это экономическая система, которая ставит своей целью повышение благосостояния людей и социального равенства при значительном снижении негативного воздействия экономической системы на окружающую среду, а также снижении рисков экологической деградации [1].
С концепцией «зеленой экономики» тесно связана концепция «зеленого роста», которое представляет собой обеспечение экономического роста и развития без негативного воздействия на количество и качество природных активов с использованием того потенциала, который возникает при переходе к системе «зеленой экономики» [2].
Основным институциональным актором, продвигающим концепцию «зеленой экономики», выступает Организация Объединенных наций, в частности, программа ООН по окружающей среде. Тем не менее, различные государства делают различные акценты в своих официальных документах, касающихся «зеленой экономики»: развивающиеся страны делают упор на устойчивое развитие, снижение неравенства доходов населения, искоренение бедности; страны БРИКС - обращают особое внимание на рациональное и эффективное использование ресурсов; развитые страны - стремятся к повышению конкуренции, созданию рабочих мест. Однако экологические проблемы сами по себе крайне редко упоминаются в официальных документах по «зеленой экономике». Следовательно, ключевым для государств в «зеленой экономике» является именно социально-экономическая сфера.
Переход к «зеленой экономике» является важным и необходимым этапом развития как мировой экономической системы в целом, так и для экономик отдельных стран. Данный переход в перспективе способен снизить негативное влияние экономики на экологические системы, рационализировать потребление ресурсов, минимизировать экономические издержки, связанные с экологической деградацией и уменьшить прямое и косвенное негативное влияние экономики на здоровье человека.
Тем не менее, данный переход сам по себе несет высокие издержки для мировой экономической системы, в первую очередь, для слаборазвитых и развивающихся экономик и требует огромных инвестиций, которые по большей части могут
позволить себе только развитые экономики и небольшая группа развивающихся стран.
Очевидным примером таких издержек будут являться огромные затраты на переход экономики на возобновляемые источники энергии (далее -«ВИЭ») при текущем уровне технологического развития.
На данный момент очевидным является факт, что нормированная стоимость электроэнергии для
солнечных и ветряных электростанций, которая представляет собой себестоимость производства электроэнергии на протяжении всего жизненного цикла электростанции (включая все возможные инвестиции, затраты и доходы) ниже более чем в 2 раза чем для электроэнергии, полученной на газовых электростанциях и других электростанциях, работающих не на ВИЭ (Рисунок 1).
Рисунок 1 -Средняя нормированная стоимость электроэнергии в зависимости от источника, долларов США за МВт. ч электроэнергии Источник: Составлено автором на основе данных Lazard'sLevelizedcostof energyanalysis — Version 14.0
Рисунок 2 - Сумма капитальных затрат на строительство электростанции на 1 КВт энергии без начисления ссудных процентов и дисконтирования, доллар США за 1 КВт Источник: Составлено автором на основе и.Э. energyinformationadministration - CostandPerformanceCharacteristicsofNewGeneratingTechnologies, Аппиа!ЕпегдуОиОоок 2021
Однако, стоит учитывать, что средняя нормированная стоимость электроэнергии включает в себя в том числе и капитальные затраты на строительство электростанции. С учетом того, что во многих развивающихся странах уже создана вся инфраструктура и построены электростанции, работающие на традиционных источниках энергии, при этом отсутствует инфраструктура для выработки
электроэнергии на основе ВЭИ, необходимы большие капитальные вложения для строительства электростанций на ВИЭ. При этом капитальные затраты на строительство данных электростанций выше, по сравнению с электростанциями на традиционных источниках энергии (Рисунок 2).Соот-ветственно срок окупаемости инвестиций в ВЭИ возрастает в несколько раз, что является критич-
х
X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
см о см
0
01
о ш т
X
<
т О X X
ным для развивающихся экономик, поскольку данные инвестиции могли бы быть вложены в иные источники роста экономики и снижения уровня бедности населения, что зачастую являются более важным, по мнению правительств развивающихся стран.
Кроме того, следует учитывать, что с постепенным переходом на ВИЭ, спрос на них будет расти быстрыми темпами, что может привести к росту цен и соответственно, себестоимости электроэнергии в краткосрочной перспективе. Несмотря на то, что с ростом цен будут также появляться новые производители и расти масштабы производств, что позволит снизить средние издержки, однако как будут сбалансированы данные эффекты и какой будет равновесная цена единицы электроэнергии, насколько долго продлится период высоких цен на ВИЭ на данный момент предсказать сложно.
Отказ развитых стран от традиционных энергоресурсов, которые по большей части добываются в развивающихся странах может сам по себе снизить количество доходов, получаемых развивающимися странами от продажи данных энергоресурсов, из-за многократного снижения спроса. Например, по прогнозам Министерства Финансов Российской Федерации, при переходе на зеленый рост, цена на нефть снизится до 35 долларов США за баррель к 2035 году при реализации быстрого перехода [3]. В результате чего в России к этому времени суверенные резервные активы России полностью иссякнут. Учитывая данный прогноз, а также иные сценарии реализации «зеленого перехода» Минфин России предложил ограничить траты из Фонда национального благосостояния (далее - «ФНБ») суммой 400 млрд рублей в год, чтобы сохранить резервные активы. Минфин также выдвинул иные условия привлечения средств из ФНБ. В частности, необходимо обеспечить безусловную возвратность средств Фонда и формирование рыночного уровня доходности. Кроме того, инвестиционные проекты должны быть интересны частным инвесторам [4,5], а доля инвестиций ФНБ в долговом финансировании не должна превышать предельного уровня. С учетом того текущего инвестиционного климата в России, а также ограничений, наложенных правительствами стран Европы и США на инвестиционные операции, объем как внутренних, так и иностранных частных инвестиций в экономику России будет оставаться крайне низким. Следовательно, круг проектов, которые будут подходить под данные критерии Минфина будет резко ограничен, а значит структурная перестройка и модернизация экономики, которая была бы способная стимулировать экономический рост будет сильно осложнена [6,7].
Кроме того, на Россию, как на страну - экспортера углеродоемких сырьевых товаров, в перспек-
тиве окажет весомое влияние фискальное регулирование углеродного следа, принимаемое Европейским союзом с 2026 года, трансграничное углеродное регулирование, которое представляет собой налог на выбросы СО2, которые образовались при производстве импортируемой продукции. Под регулирование попадает такая продукция как металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергия. По оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, данная мера затронет российский экспорт товаров в Европу на сумму около 7,6 млрд. долларов США [8]. По расчетам КПМГ, дополнительная фискальная нагрузка на российских экспортеров может составить от 1,13 до 1,84 млрд. евро ежегодно [9]. Что, в свою очередь, приведет к подорожанию продукции данных отраслей на европейском рынке, снижению уровня конкурентоспособности российских производителей, что негативно скажется на экономике России.
Из-за приближающегося энергоперехода инвесторы опасаются инвестировать в долгосрочные и среднесрочные проекты по разработке новых месторождений нефти и угля. С учетом перспективы снижения спроса на энергоресурсы и, как следствие, снижения цен на них, проекты, рентабельные при цене на нефть выше 80 долларов США за баррель экономически нецелесообразны. При этом запасы нефти России на легкодоступных и высокорентабельных месторождениях быстро истощаются и для поддержания объемов экспорта и уровня доходов бюджета от продажи углеводородов требуется разработка новых труднодоступных месторождений. На данный момент технологического потенциала России для разработки данных труднодоступных месторождений, в частности, в Арктике, при высокой рентабельности недостаточно. Данный факт также неизбежно ведет к снижению уровня конкурентоспособности российской экономики и труднодоступности ее участия в стратегических альянсах мирового уровня.
Наиболее быстро развивающаяся экономика Китая в данный момент также сталкивается с трудностями из-за энергоперехода. Китай, в последнее время, активно развивает ВИЭ и закрывает шахты по добыче угля, которые наносят наибольший вред окружающей среде, и таким образом, также старается снизить показатели выбросов углекислого газа. Власти Китая также ввели ограничения на выбросы углекислого газа и энергопотребление в каждой провинции в расчете на региональный ВВП. Благодаря этому с 2010 по 2020 год, Китай смог снизить долю угля в энергобалансе с 70% до 59% [10]. Поскольку после пандемии Китай начал активно восстанавливать производства, а также вводить в строй новые, чтобы поддерживать свой бурный рост экономики, стране было необходимо большое количество электроэнергии. Из-за того, что на электростанциях с ВИЭ невозможно резко увеличить производство электроэнергии, Китай
стал активнее пользоваться традиционными энергоресурсами. Снижение предложения из-за сделки ОПЕК+ на нефть, последовавшее за ним увеличение цен на нефть, а также увеличение цен на газ из-за энергокризиса в Европе и Азии ограничило возможности Китая в приобретении нефти и газа для своих электростанций. Китай стал активно закупать из-за рубежа уголь и восстанавливать свои закрытые угольные шахты. Тем не менее, китайские власти не отменяли требований об ограничении энергопотребления и выбросов углекислого газа в атмосферу, в связи с чем в стране случилась нехватка электроэнергии. В связи с этим могут отключаться от электроснабжения некоторые объекты инфраструктуры и сокращаться объемы производства на предприятиях. При этом прогнозы роста энергопотребления Китаем ожидаются в утроенном количестве к 2030 году.
Данный факт может либо привести к тому, что темпы роста экономики Китая снизятся после 2021 года, либо к тому, что власти Китая будут смягчать экологические ограничения, связанные с производствами, чтобы сохранить высокие темпы роста своей экономики.
Кроме того, факт снижения объемов выпуска может сказаться на стоимости продукции из Китая, который фактически является «мировой фабрикой». Это может привести к инфляции по всему миру и к сворачиванию транслогистических и производственных цепочек международной кооперации китайских ТНК и их подрядчиков и филиалов во всем мире.
В целом, повсеместно рост доли возобновляемой энергетики в энергобалансе создает примерно одинаковые проблемы стабильности и ускоренного эволюционирования системы. Она становится более разбалансированной, кратно вырастают риски нехватки электроэнергии из-за неконтролируемого роста или падения её выработки, возникает необходимость держать в резерве значительные мощности традиционной генерации с соответствующей топливной базой.
По оценкам ОПРпсе, энергопереход - отказ от нефти, газа и угля в пользу «зеленых технологий» производства энергии, - обойдется миру в минимум 40 триллионов долларов США до 2050 года [11]. Это примерно половина мирового ВВП за 2020 год. Данную сумму фактически придется изъять из реального сектора экономики, что фактически распределит нагрузку на всех субъектов мирового рынка в разной степени. Из-за этого цены на товары и услуги также вырастут, уровень реальных располагаемых доходов беднейших стран мира может снизиться, что приведет к повышению уровня бедности и новым волнам слияний и поглощений обесценивающихся реальных активов.
Для быстрого энергоперехода также требуется резкое увеличение добычи железа, меди, алюминия, никеля, лития, кобальта, платины и серебра,
а также редкоземельных металлов. Основная добыча и производство данных металлов преимущественно в развивающихся странах (Боливия, Аргентина, Чили, Конго). Резкое увеличение добычи и производства данных металлов практически невозможно без ущерба для экологии этих стран, здоровья населения, истощения ресурсов и увеличения индустриальной нагрузки на инфраструктуры этих государств. Кроме того, производства данных металлов требует много воды, что может создать перебои с поставкой питьевой воды в тех районахданных стран, где уже и так наблюдается недостаток чистой воды для питья. Эта тенденция подтверждается для 14 из 20 крупных мегаполисов уже сегодня, отражает растущее обмеление и неизбежное высыхание озёр и рек различных континентов и закисление мирового океана, в следствие роста поглощения самого углекислого газа и продолжающегося потепления климата планеты Земля.
Другим важным моментом формирования доходов будущих акторов глобальной экономики является перераспределение финансов при реализации энергоперехода между государствами различного профиля МЭО [12,13]. На данный момент большая часть компаний, которые производят необходимое оборудование и элементы для выработки электроэнергии на основе ВИЭ находятся в развитых странах, а также, и в Китае. В частности, из десяти крупнейших производителей солнечных панелей, семь находятся в Китае, по одной компании в США, в Канаде и в Южной Корее. Ветряная энергетика наиболее развита в Китае и в США, а технологиями атомной энергетики обладают только развитые страны и небольшой ряд развивающихся стран.
Данный факт свидетельствует о том, что конечными бенефициарами «зеленой экономики» станет ограниченный ряд компаний в лимитированном количестве стран, которые и будут получать все доходы от использования технологий, необходимых для «зеленой экономики» и экологически чистой энергетики. В связи с тем, что в данном контексте роль сырьевых природных ресурсов, за исключением некоторых металлов, будет постепенно снижаться, роль развивающихся стран, основными преимуществами которых является наличие большого количества данных ресурсов, также будет неуклонно падать. Доходы будут распределятся между развитыми странами и ограниченно между развивающимися, что увеличит неравенство в доходах между «севером» и «югом». Это несомненно вызовет ряд социально-политических катаклизмов: от геополитических революционных сдвигов до социального недовольства больших групп людей, возможной спонтанной миграции трудовых ресурсов и поляризующейся «утечкой мозгов» специфических профессий «зеленой экономики».
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
см о см
0
01
о ш т
X
<
т О X X
Согласно сообщениям Международного энергетического агентства (далее - «МЭА»),глобаль-ное потепление на 2 °С считается критической чертой — если глобальная температура поднимется выше, во многих странах не хватит ресурсов на то, чтобы адаптироваться к изменениям климата. По данным последнего доклада МЭА, для сохранения приемлемого показателя в 1.5 °С необходимы огромные усилия:
• В 3-5 раз увеличить инвестиции в «чистую энергетику»;
• В ближайшие несколько лет закрыть все угольные электростанции;
• Полностью отказаться от инвестиций в новую добычу нефти и газа;
• Увеличить строительство атомных электростанций;
• Значительно увеличить производство биотоплива и систем улавливания парниковых газов при его использовании.
• Принять ограничительные меры для повышения энергоэффективности экономики: сократить потребление энергии личным автотранспортом и системами обогрева и охлаждения жилища, уменьшить потери энергии в домах и на предприятиях, внедрить технологии производства, сокращающие выбросы и пр.
• Создать новые отрасли экономики, единственной задачей которых будет изъятие из атмосферы парниковых газов [14].
Данные меры при их реализации внесут значительные изменения в мировую экономику и в краткосрочной перспективе крайне негативно скажутся на всём мировом хозяйстве. МЭА отмечает, что на практике энергетический переход может быть нестабильным и разрозненным, характеризуемым конкуренцией интересов инвесторов, потребителей и политиков, вводящих ограничения на использование ископаемого топлива. Постоянно существует риск несоответствия между спросом и предложением энергии в результате отсутствия инвестиционных сигналов, недостаточного технического прогресса, плохо разработанной политики или «узких мест», возникающих в результате отсутствия инфраструктуры и растущей вероятности появления возможных «черных лебедей», каким стала глобальная пандемия коронавируса.
Страны будут осуществлять переход к «чистой» энергии с разной скоростью, что повышает риск напряженности в мировой торговле, ломке и переформатированию интеграционных объединений и приведет к введению ряда ограничений на передачу технологий от сильного к слабому, контролируемому развитию научно-образовательной базы Индустрии 4.0 наступающего 7-ого производственно-технологического уклада. Дальнейшие же попытки усовершенствования алгоритмов ИИ столкнутся с новым технологическо-аппаратурным оформлением контуров безуглеродной мировой
экономики и выстраивания глобальных индустриальных зон, разделяющих мир на доноров и реципиентов «зеленой экономики», распределять ресурсы между которыми будут конечные бенефициары в лице крупнейших мировых ТНК на основе технологий ИИ и bigdata.
Под ширмой борьбы с углеродным следом со временем станет понятно, что без углерода невозможно производить ни металлы, ни целые классы пластмасс и осуществлять переделы высокой химии экологически очищающейся планеты, решение данной проблемы будет лежать на плечах государственных деятелей и руководителей ТНК, которым придется делать выбор между удовлетворением всевозрастающих потребностей людей еще более ограниченными ресурсами для сдерживания социального напряжения и поддержания существующего миропорядка и экологизацией мирового хозяйства и цепочек производства новых благ.
Литература
1. Навстречу «зелёной» экономике: Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. -Найроби (Кения); Москва: ЮНЕП, 2011. с. 9.
2. Курс на зеленый рост - резюме для лидеров, принимающих решения - Париж (Франция): ОЭСР, 2011. с. 6.
3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
4. Малинина Е.В. Мировые валютно-финансо-вые кризисы и их последствия - Финансы и кредит. 2008. № 48 (336). С. 18-23.
5. Малинина Е.В. Роль капитализации в современной мировой экономике - Финансы и кредит. 2011. № 13 (445). С. 63-66.
6. Бобрышев А.Д., Тумин В.М., Тарабрин К.М., Бубенок Е.А., Зенкина Е.В., Ирадионов В.И., Панова Е.С., Тарабрин М.Б., Тарабрин Ф.М. Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием предприятий - Учебник / Москва, 2018. Сер. Высшее образование: Бакалавриат.
7. Зенкина Е.В., Ивина Н.В. К определению международных факторов, влияющих на устойчивое развитие экономики России - Международный научный журнал. 2019. № 1. С. 83-91.
8. «Максим Решетников: Рассчитываем на содержательный диалог с Еврокомиссией по ТУРу» : // Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://www.economy.gov.ru/material/news/maks т_г eshetnikoy_rasschityvaem_na_soderzhatelnyy_dialo g_s_evrokomissiey_po_turu.html (дата обращения 26.10.2021)
9. Безуглеродная диета: как российский бизнес готовится к введению трансграничного углеродного регулирования // КР1^. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://mustread.kpmg.ru/articles/bezuglerodnaya-dieta-kak-rossiyskiy-biznes-gotovitsya-k-vvedeniyu-transgranichnogo-uglerodnogo-regul/ (дата обращения: 26.10.2021)
10.ЛяоХуа, СянФучжоу.
Я^МШ// Журнал Пекинского технологического института. 2021. Март. Т. 23, No. 2. С.6. URL: http://journal.bit.edu.cn/fileBJLGDXXBSKB/journal/art icle/bjlgdxxbshkxb/2021/2/PDF/S20210348.pdf (дата обращения: 31.10.2021)
11.Tsvetana Paraskova. Who Will Foot The $40-Trillion Energy Transition Bill? // Oilprice.com [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oilprice.com/Alternative-Energy/Renewable-Energy/Who-Will-Foot-The-40-Trillion-Energy-Transition-Bill.html (дата обращения: 27.10.2021)
12. Мировая экономика и международные экономические отношения / Абрамова А.В., Алёшин Д.А., Апанович М.Ю., Арапова Е.Я., Булатов А.С., Волков А.М., Габарта А.А., Галищева Н.В., Горба-нев В.А., Дегтерева Е.А., Дегтярева О.И., Елагин Д.П., Жданов С.В., Завьялова Е.Б., Зарицкий Б.Е., Зенкина Е.В., Иванова Н.А., Исаченко Т.М., Кавеш-ников Н.Ю., Калашников Д.Б. и др. - Полный курс. Учебник / Москва, 2021. Сер. Бакалавриат (4-е издание, переработанное и дополненное)
13. Мировая экономика / Щербанин Ю.А., Зен-кина Е.В., Толмачев П.И., Грибанич В.М., Дрыноч-кин А.В., Королев Е.В., Кутовой В.М., Логинов Б.Б. - Москва, 2019. (5-е издание, переработанное и дополненное).
14. Net Zeroby 2050 ARoadmapfortheGlobalEnergySector // Международное энергетическое агентство [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iea.blob.core.windows.net/assets/deebef5d-0c34-4539-9d0c-10b13d840027/NetZeroby2050-ARoadmapfortheGlobalEnergySector_CORR.pdf (дата обращения: 30.10.2021)
Creation of a new civilizational order of the planet Earth: the transition
to a "green economy". Features and risks Harlanov A.S., Hayretdinov A.K., Boboshko A.A.
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, St.
Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering In the last decade, the trends of transition to a "green economy" and "green growth" strategies have intensified in the world economy, especially in developed countries. This transition is important for achieving sustainable development of the world economy, but it carries great risks. This article analyzes the implementation of the concept of "green economy" in the world economy, as well as the negative factors and problems of this implementation that are relevant for the economies of developing countries. Keywords: green economy, green growth, energy transition, Industry 4.0., the 7th industrial and technological transition, AI, big data technologies, UN, BRICS, RES. References
1. Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and
Poverty Eradication. - Nairobi (Kenya); Moscow: UNEP, 2011. p. nine.
2. Towards Green Growth - A Summary for Decision-Makers - Paris (France):
OECD, 2011. p. 6.
3. The main directions of the budgetary, tax and customs-tariff policy for 2022
and for the planning period of 2023 and 2024.
4. Malinina E.V. World currency and financial crises and their consequences
- Finance and credit. 2008. No. 48 (336). S. 18-23.
5. Malinina E.V. The role of capitalization in the modern world economy -
Finance and credit. 2011. No. 13 (445). S. 63-66.
6. Bobryshev A.D., Tumin V.M., Tarabrin K.M., Bubenok E.A., Zenkina E.V.,
Iradionov V.I., Panova E.S., Tarabrin M.B., Tarabrin F.M. Business models in the management of sustainable development of enterprises -Textbook / Moscow, 2018. Ser. Higher education: Bachelor's degree.
7. Zenkina E.V., Ivina N.V. Determination of International Factors Affecting
the Sustainable Development of the Russian Economy - International Scientific Journal. 2019.No. 1. S. 83-91.
8. "Maxim Reshetnikov: We are counting on a meaningful dialogue with the
European Commission on the TUR": // Ministry of Economic Development of Russia. [Electronic resource] Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_rassc hityvaem_na_soderzhatelnyy_dialog_s_evrokomissiey_po_turu.html (access date 10.26.2021)
9. Carbon-free diet: how Russian business prepares for the introduction of
cross-border carbon regulation // KPMG. [Electronic resource] Access mode: https://mustread.kpmg.ru/articles/bezuglerodnaya-dieta-kak-rossiyskiy-biznes-gotovitsya-k-vvedeniyu-transgranichnogo-uglerodnogo-regul/ (date of access: 26.10.2021)
10. LiaoHua, Xiang Fuzhou.^H i" mW ®U # S3 // Journal of the Beijing Institute of Technology. 2021. March. T. 23, No. 2.C.6. URL:
http://journal.bit.edu.cn/fileBJLGDXXBSKB/journal/article/bjlgdxxbshkxb /2021/2/PDF/S20210348.pdf (date accessed: 31.10.
11. Tsvetana Paraskova. Who Will Foot The $ 40-Trillion Energy Transition Bill? // Oilprice.com [Electronic resource] Access mode: https://oilprice.com/Alternative-Energy/Renewable-Energy/Who-Will-Foot-The-40-Trillion-Energy-Transition-Bill.html (date of access : 10/27/2021)
12. World economy and international economic relations / Abramova A.V., Alyoshin D.A., Apanovich M.Yu., Arapova E.Ya., Bulatov A.S., Volkov
A.M., Gabarta A.A. , Galischeva N.V., Gorbanev V.A., Degtereva E.A., Degtyareva O.I., Elagin D.P., Zhdanov S.V., Zavyalova E.B., Zaritsky
B.E., Zenkina E.V., Ivanova N.A., Isachenko T.M., Kaveshnikov N.Yu., Kalashnikov D.B. etc. - Complete course. Textbook / Moscow, 2021. Ser. Undergraduate (4th edition, revised and enlarged)
13. World economy / Shcherbanin Yu.A., Zenkina E.V., Tolmachev P.I., Gribanich V.M., Drynochkin A.V., Korolev E.V., Kutovoy V.M., Loginov B. B. - Moscow, 2019. (5th edition, revised and enlarged).
14. Net Zeroby 2050 ARoadmapforthe Global Energy Sector // International Energy Agency [Electronic resource]. Access mode: https://iea.blob.core.windows.net/assets/deebef5d-0c34-4539-9d0c-10b13d840027/NetZeroby2050-
ARoadmapfortheGlobalEnergySector_CORR.pdf (date accessed: 30.10.2021)
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м