Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ НАВЫКА ВИКТОРИНЫ «FASTQUIZ» ДЛЯ ГОЛОСОВОГО ПОМОЩНИКА GOOGLE ASSISTANT НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ DIALOGFLOW'

СОЗДАНИЕ НАВЫКА ВИКТОРИНЫ «FASTQUIZ» ДЛЯ ГОЛОСОВОГО ПОМОЩНИКА GOOGLE ASSISTANT НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ DIALOGFLOW Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК / НАВЫК / ПРАВИЛА / VOICE ASSISTANT / ACTION / INTENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Андреева Анна Юрьевна, Розанов Павел Александрович

В статье рассмотрены аспекты работы голосовых помощников, определены основные этапы разработки навыка для голосовых помощников, описан процесс создания навыка для голосового помощника Google Assistant на примере собственной разработки авторов статьи - викторины «FastQuiz».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Андреева Анна Юрьевна, Розанов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING THE «FASTQUIZ» ACTION FOR GOOGLE ASSISTANT BASED ON DIALOGFLOW TECHNOLOGY

The article discusses aspects of the work of voice assistants, defines the main stages of developing an action for voice assistants, and describes the process of creating an action for Google Assistant using an example of the authors' own development, the «FastQuiz».

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ НАВЫКА ВИКТОРИНЫ «FASTQUIZ» ДЛЯ ГОЛОСОВОГО ПОМОЩНИКА GOOGLE ASSISTANT НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ DIALOGFLOW»

УДК [004.912:004.89]:004.383.032.26

Андреева Анна Юрьевна Andreeva Anna Yurevna

Студент Student

Астраханский государственный технический университет

Astrakhan State Technical University

Розанов Павел Александрович Rozanov Pavel Aleksandrovich

Студент Student

Астраханский государственный технический университет

Astrakhan State Technical University

СОЗДАНИЕ НАВЫКА ВИКТОРИНЫ «FASTQUIZ» ДЛЯ ГОЛОСОВОГО ПОМОЩНИКА GOOGLE ASSISTANT НА ОСНОВЕ

ТЕХНОЛОГИИ DIALOGFLOW

CREATING THE «FASTQUIZ» ACTION FOR GOOGLE ASSISTANT BASED ON DIALOGFLOW TECHNOLOGY

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты работы голосовых помощников, определены основные этапы разработки навыка для голосовых помощников, описан процесс создания навыка для голосового помощника Google Assistant на примере собственной разработки авторов статьи - викторины «FastQuiz».

Abstract: The article discusses aspects of the work of voice assistants, defines the main stages of developing an action for voice assistants, and describes the process of creating an action for Google Assistant using an example of the authors' own development, the «FastQuiz».

Ключевые слова: голосовой помощник, навык, правила.

Key words: voice assistant, action, intents.

Интеллект — относительно устойчивая структура способности человека приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей средой [1].

В начале 80-х годов прошлого века ученые в области теории вычислений Барр и Файгенбаум предложили такое определение искусственного интеллекта — это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, обладающих возможностями, которые мы связываем с человеческим разумом — понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т. д. [1].

В настоящее время большую популярность приобретают так называемые голосовые помощники, основанные на искусственном интеллекте. Это сервис, который распознает человеческую речь и способен выполнить определенное действие в ответ на голосовую команду [2]. Функции голосового помощника достаточно разнообразны. К ним относятся:

• ведение диалогов;

• быстрые ответы на вопросы пользователя;

• вызов такси;

• совершение звонков;

• прокладывание маршрутов;

• выполнение заказов в интернет-магазине и т.д.

Так как все голосовые помощники обладают искусственным интеллектом, при общении с пользователем они учитывают изменение его местоположения, время суток и дни недели, историю поисковых запросов, предыдущие заказы в интернет-магазине и т.д.

На рынке представлены разные голосовые помощники, разработанные крупными компаниями и небольшими стартапами. Наибольшей функциональностью и популярностью пользуются разработки крупнейших корпораций. К таким относятся Google Assistant, Siri, Microsoft Cortana, Amazon Alexa и Яндекс Алиса.

Google Assistant имеет ряд преимуществ по сравнению с другими голосовыми помощниками: более краткие и точные ответы, запоминание

запросов пользователя и наличие встроенного переводчика. Google Assistant

Международный журнал «Цифровая наука» 5

может быть не просто помощником, но и другом. Он может прочитать стихотворение, рассказать анекдот или сыграть в игру, если попросить его об этом.

Отдельным вопросом является создание навыка для голосовых помощников. Навык — это специализированный режим голосового помощника, который вызывается определенной активационной фразой. Для пользователей Goggle Assistant разговор с использованием навыка выглядит как обычный диалог с голосовым помощником.

Этапы разработки навыка для голосового помощника такие же, как и этапы разработки мобильного приложения:

1. Дизайн. В случае с голосовыми помощниками это проработка диалогов.

2. Разработка. Делится на две части: разработка системы понимания речи и логики работы навыка.

3. Тестирование.

4. Публикация.

Для создания таких навыков для Google Assistant служит сервис Dialogflow. Технология Dialogflow умеет сопоставить фразу пользователя на естественном языке с некоторым «неязыковым» значением (называемым «Intent») и ответить на эту фразу. К тому же он запоминает контекст диалога для того, чтобы на следующую фразу можно было ответить в контексте предыдущих реплик.

Работа с сервисом начинается с создания Агента. Агент — это проект в Dialogflow, а что это будет: навык или полноценный чат-бот зависит от потребностей пользователя Dialogflow.

Среди всех инструментов Dialogflow самым важным являются правила. Правила (или «Интенты», то есть намерения) — это описание реакции агента на те или иные входные фразы, или события, генерируемые голосовыми

помощниками. В Dialogflow вся работа с правилами происходит в разделе «Intents» в меню в левой панели.

В разделе «Training phrases» необходимо перечислить возможные входные фразы, на которые откликается создаваемое правило. В случае с викториной «FastQiuz» такими фразами будут: «Привет! Я хочу сыграть с тобой в викторину!», «Привет! Давай сыграем в FastQuiz!» и т.д.

В разделе «Responses» перечисляются возможные ответы помощника, которые он будет возвращать в качестве реакции на входные фразы, совпадающие или сходные по смыслу с теми, что указаны в разделе «Training phrases». Здесь можно указать неограниченное число ответов, и голосовой помощник при активации правила будет выбирать случайный. Это можно использовать для повышения степени разнообразия ответов голосового помощника. В рассматриваемом примере здесь можно вывести: «Конечно! Я только за!», «Отличная идея!» и т.д.

В итоге получился следующий диалог (Рис. 1).

Рисунок 1. Работа навыка в Google Assistant

Источник: собственная разработка авторов

Голосовые помощники с каждым годом становятся все популярнее. В настоящее время их интегрируют практически во все устройства. В будущем именно голос человека станет основой интерфейса подавляющего большинства приложений.

Библиографический список:

1. Искусственный интеллект (ИИ) / Artificial Intelligence (AI) как ключевой фактор цифровизации глобальной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=117544 (дата обращения: 12.02.2020).

2. Определение «Голосовой помощник» в глоссарии интернет-издания «Лайкни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.likeni.ru/glossary/golosovoy-pomoshchnik/ (дата обращения: 13.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.