УДК 62
Сытник А.В.
магистрант кафедры «Судостроение и энергетические комплексы морской техники» Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань, Россия)
СОЗДАНИЕ МОРСКИХ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ В КОРАБЛЕСТРОЕНИИ И СУДОСТРОЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Аннотация: современные тренажеры в кораблестроении и судостроении представляют собой сложные аппаратно-программные комплексы, основанные на последних достижениях науки, техники и технологий, поэтому их создание является делом, требующим высоких профессиональных компетенций.
Ключевые слова: тренажерные комплексы, моделирование, компьютерные обучающие программы.
Развитие кораблестроения тесно связано с комплексной автоматизацией управления, внедрением современных информационных технологий, использованием на кораблях и судах сложной морской техники. Поэтому обслуживание и эксплуатация новых кораблей требуют соответствующей качественной подготовки корабельных операторов. Необходимость быстрого принятия решений вызывает потребность в формировании у операторов целого ряда психофизиологических качеств: стрессовой устойчивости, уверенной сенсомоторики, логического и образного мышления, способности длительной концентрации внимания. Для решения задач подготовки становится очевидной необходимость использования интеллектуальных технических средств обучения.
Подход к созданию морских тренажеров должен учитывать многозадачность, присущую процессу эксплуатации корабельного оборудования, необходимость обширных знаний, устойчивых навыков и умения использовать сложные технические средства в нормальных и аварийных режимах, позволяющих вести подготовку экипажей как на берегу, так и на борту корабля.
Разработанные тренажерные комплексы позволяют проводить поэтапную подготовку персонала: -теоретическую и предтренажерную подготовку с использованием электронных учебников и компьютерных обучающих программ,
-отработку практических навыков работы на специализированных тренажерах,
-групповую подготовку в составе подразделений или экипажей на тренажерных комплексах. Налажено плодотворное сотрудничество с научно-исследовательскими организациями заказчиков, позволяющее на стадии подготовки технического задания учитывать наработанный многолетний опыт предприятий.
Высокое качество учебно-тренировочных средств определено тем, что любой тренажер является производной от штатной системы управления и разрабатывается параллельно со штатными средствами автоматизации. Это гарантирует заказчику качество и своевременность поставки учебного средства, точное соответствие тренажерной техники действующему корабельному оборудованию, соответствие рабочего места обучаемого рабочему месту корабельного оператора. Открытая архитектура тренажеров позволяет быстро адаптировать их возможности под изменяющиеся требования.
Тренажерные комплексы наделены возможностями моделирования аварийных и нестандартных ситуаций, недоступных при обучении на корабле: развитие кратных аварий (например, одновременное возгорание и затопление помещений). Предусмотрено моделирование поэтапного выхода из строя корабельного оборудования в соответствии с логикой развития аварийной
ситуации. Руководитель обучения получает вариативный инструмент для отработки действий обучаемых в сложных условиях: загазованности с применением изолирующих средств, при недостаточном освещении, при статической и динамической наклонной нагрузке, с использованием различных отвлекающих факторов.
Компьютерные обучающие программы создаются с помощью инструментальных средств. Этот комплекс программного обеспечения обладает возможностями применения медиафайлов любого формата, адаптации преподавателем учебного материала под текущие задачи обучения, использования средств контроля усвоения учебного материала. Комплекс ПО является кроссплатформенным и обеспечивает независимость от покупных программных продуктов.
Научным коллективом непрерывно проводится интеллектуализация тренажерных средств, связанная с внедрением систем автоматического управления. Интеллектуализация развивается по следующим направлениям:
-увеличение возможностей математических объектов управления в части моделирования кратных, развивающихся и межвидовых аварийных ситуаций,
-повышение комплектности тренажерных средств до требуемого заказчиком уровня,
-развитие теоретических и прикладных основ создания бортовых тренажеров на основе штатных систем управления с учетом проектной специфики кораблей
-уменьшение массогабаритных показателей тренажера за счет увеличения объема программного обеспечения и применения принципа «пустого пульта».
Сохранению и укреплению высоких конкурентных позиций на рынке морских информационно-управляющих систем, в том числе систем управления ядерными энергетическими установками, способствует наличие на предприятии развитой системы менеджмента качества. Эффективное корпоративное управление, постоянное продвижение инновационных
продуктов, сквозная цифровизация контроля создания продукции, многоступенчатая система проверки качества, отлаженные процессы гарантийного и постгарантийного обслуживания выгодно отличают производимую продукцию от продукции иностранных конкурентов на рынке создания морских тренажерных комплексов.
Все эти факторы в сумме дают потребителю возможность оценить качество поставляемых тренажеров нового поколения, обеспечивающих широкие возможности подготовки карабельных и судовых специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костылев И.И., Денисенко Н.И., Петухов ВА. Тренажерно-обучающая подготовка судовых специалистов // Сб. Эксплуатация морского транспорта. Вып. 44 / Под ред. П.С. Емельянова. - СПб.: Наука, 2005. - С. 31 37;
2. Бичаев Б.П., Зеленин B.M., Новик Л.И. Морские тренажеры. Л.: Судостроение, 1986
Sytnik A.V.
Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)
CREATION OF MARINE TRAINING COMPLEXES IN SHIPBUILDING AND SHIPBUILDING FOR DEVELOPMENT OF INDUSTRY
Abstract: modern simulators in shipbuilding and shipbuilding are complex hardware and software complexes based on the latest achievements of science, technology and technology, therefore their creation is a matter requiring high professional competencies.
Keywords: training complexes, modeling, computer training programs.