Научная статья на тему 'Создание модели знаний выпускника школы в области информационных технологий'

Создание модели знаний выпускника школы в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЗНАНИЙ / АБИТУРИЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРСНЫЙ РЯД / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефашкин Игорь Геннадьевич

В настоящее время информатику в школе начинают изучать с пятого класса (а иногда даже и с первого). Однако, поступив в ВУЗ, выпускник школы зачастую обнаруживает, что школьных знаний оказывается недостаточно, чтобы освоить программу ВУЗа по информатике, даже на оценку «удовлетворительно». Какие знания должны даваться в школе, чтобы после её окончания выпускник чувствовал себя уверенно как в случае поступления в ВУЗ, так и в случае начала трудовой деятельности? Каковы должны быть методы контроля знаний выпускника школы в области информационных технологий? Каково должно быть содержание школьных учебников по информатике и сколько должно быть различных учебников? В каких «дозах» следует применять Internet в учебном процессе? О каких платформах (операционных системах) следует рассказывать в рамках школьного курса информатики? Каково должно быть отношение к гаджетам? Как сделать, чтобы школьная программа по информатике не пересекалась с программой ВУЗа? На эти и другие вопросы автор пытается дать ответ в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефашкин Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание модели знаний выпускника школы в области информационных технологий»

Ефашкин И.Г.

НИТУ «МИСиС», (г. Москва, Россия), к. э. н., доцент кафедры прикладной информатики,

efa@misis.ru

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Модель знаний, абитуриент, информационные технологии, конкурсный ряд, сервис. АННОТАЦИЯ

В настоящее время информатику в школе начинают изучать с пятого класса (а иногда даже и с первого). Однако, поступив в ВУЗ, выпускник школы зачастую обнаруживает, что школьных знаний оказывается недостаточно, чтобы освоить программу ВУЗа по информатике, даже на оценку «удовлетворительно». Какие знания должны даваться в школе, чтобы после её окончания выпускник чувствовал себя уверенно как в случае поступления в ВУЗ, так и в случае начала трудовой деятельности? Каковы должны быть методы контроля знаний выпускника школы в области информационных технологий? Каково должно быть содержание школьных учебников по информатике и сколько должно быть различных учебников? В каких «дозах» следует применять Internet в учебном процессе? О каких платформах (операционных системах) следует рассказывать в рамках школьного курса информатики? Каково должно быть отношение к гаджетам? Как сделать, чтобы школьная программа по информатике не пересекалась с программой ВУЗа? На эти и другие вопросы автор пытается дать ответ в статье.

Данная статья — обобщение двадцатилетнего опыта преподавания автором информатики в Московском институте стали и сплавов (ныне—НИТУ «МИСиС») и двухлетнего опыта преподавания информатики в московских школах. В процессе написания статьи обнаружилось, что она выходит за рамки чисто профессиональные и затрагивает аспекты социальные, психологические, экономические и даже политические. Однако, постараюсь придерживаться основной сюжетной линии.

В далёком 1995 г. в процессе чтения дисциплины «информатика», пришла мысль на первом занятии проводить анкетирование студентов. Анкета содержит следующие вопросы:

-Фамилия, имя, отчество

-Название оконченного учебного заведения

-Преподавалась ли ранее информатика?

-Какими языками программирования владеете?

-С какими программными продуктами приходилось работать?

-Что бы хотелось узнать из курса информатики?

Изучив ответы на эти бесхитростные вопросы сделал неожиданные выводы:

Во-первых, самым сложным для студентов оказался последний вопрос (что бы хотели узнать из курса информатики), причем сложность заключается в том, что зачастую просто не знают, что может пригодиться в дальнейшем.

Во-вторых, прочитав анкету, можно составить достаточно четкое представление об общем уровне эрудиции студента.

Как же всё-таки получилось, что абитуриенты, прослушав в школе мощнейший курс информатики (по крайней мере по продолжительности), придя в ВУЗ, не вполне понимают, с какими разделами информационных технологий им придется встретиться в дальнейшем?

Причин такого положения, на мой взгляд, несколько. И начать хотелось бы с «хвоста», то есть с финального мероприятия, венчающего весь курс школьной информатики — ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Процедура проведения ЕГЭ уже достаточно устоялась, во всяком случае, по таким дисциплинам, как математика, русский язык, физика. Однако, такую дисциплину, как информатика, едва ли можно «загнать» в рамки

письменного экзамена, хотя, в последнее время, во второй части экзамена предусмотрено несколько заданий, выполняемых на компьютере. Причем, приступить ко второй части можно только после выполнения достаточно объёмной первой части. Таким образом, большинство заданий ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям адаптировано к письменной форме проведения экзамена. Следовательно, и весь школьный курс информатики, все задания тоже ориентированы на контроль знаний в письменной форме. Этим (хотя не только), на мой взгляд, объясняется тот факт, что после школы практических навыков у выпускников крайне мало Зато знаний теоретических — даже с избытком. Избыток теоретических знаний накапливается с начальных классов средней школы. Например, сейчас в большинстве средних школ наиболее распространена следующая схема изучения информатики: 5-9 классы занимаются по учебнику Л. Л. Босовой и А. Ю. Босовой, а 10-11 классы—по учебнику Н. Д. Угриновича. Так, в седьмом классе значительную часть учебного года занимает тема «Алфавитный подход к измерению информации», в рамках которой изучается информационный вес символа произвольного алфавита и информационный объём сообщения. Эта тема позволяет решать большое количество задач в письменном виде, однако её практическая ценность представляется весьма сомнительной.

Вторая проблема — дублирование изучаемых тем. Так, в учебнике Босовой за 8 класс значительное место занимают системы счисления. Открыв учебник Угриновича за десятый класс, обнаруживаешь привычный раздел, в данном случае называющийся «перевод из одной системы счисления в другую». Создаётся впечатление, что насколько хорошо проработана программа за отдельно взятый класс (седьмой, восьмой и т. д.), настолько же скверно и без учета связей выполнена программа в целом за весь период изучения дисциплины. Более того, эффективность того или иного раздела информатики до сих измеряется количеством преподаваемых пакетов, в то время как сегодня пользователь всё чаще должен получать сервис надлежащего качества.

Я уже писал в своё время о вопросах качественного набора абитуриентов в ВУЗы [1]. Основная проблема—дробление единого конкурсного ряда на несколько конкурсных групп в соответствии со сдаваемыми ЕГЭ. Это приводит к невыполнению плана по приёму, несмотря на то, что общее количество поданных заявлений позволяет этот показатель выполнить. Например, количество поданных заявлений (и подлинников) на направление, где принимается ЕГЭ по обществознанию оказалось больше количества бюджетных мест, в то время, как на направления с ЕГЭ по физике произошел недобор. Современный порядок приёма запрещает перетекание абитуриентов из одной группы в другую по причине отсутствия соответствующего ЕГЭ. Может быть, информатика и ИКТ и станет тем общим знаменателем, который позволит вернуться к единому конкурсному ряду? В таком случае, схема поступления в ВУЗ может выглядеть следующим образом. Одиннадцатиклассники (назовём их всех абитуриентами) сдают ЕГЭ по математике, русскому языку и какой-либо профильный ЕГЭ (например, физику). После подачи документов все сдают дополнительное вступительное испытание по информатике. Причём, абитуриент имеет право подать документы в 5 ВУЗов, дополнительное вступительное испытание по информатике он сдаёт только 1 раз в каком-либо ВУЗе, как было в своё время со второй волной ЕГЭ. Баллы по информатике прибавляются к баллам по другим ЕГЭ. В случае, если абитуриент поступил на выбранное направление (например, с ЕГЭ по обществознанию), все вопросы отпадают. Но, например, абитуриенту не хватило баллов, чтобы быть зачисленным на соответствующее направление на места, финансируемые из Федерального бюджета. В таком случае, перед абитуриентом возникает вопрос, поступать ли на «контрактной» основе, т. е. с полным возмещением затрат, либо попробовать поступить на другое направление с меньшим конкурсом. Ранее такой вариант был невозможен, поскольку, как правило, у абитуриента не было соответствующего ЕГЭ (например, физики). Теперь, поскольку абитуриент сдал дополнительное испытание по информатике, у него появилась возможность поступить на любое другое направление. Причем, у дополнительного испытания по информатике, не должно быть «нижнего» значения. Любое количество баллов засчитывается в актив абитуриента. В самом плохом случае абитуриент получит ноль баллов. Однако, сегодня такой вариант представляется маловероятным. Читатели этой статьи могут возразить: а как быть абитуриенту, если он поступает не в технический, а в гуманитарный ВУЗ, и сдаёт, например, ЕГЭ по истории и обществознанию? Неужели и ему необходимо будет сдавать дополнительное вступительное испытание по информатике? На мой взгляд, представителям гуманитарных направлений (экономистам, юристам и т. д.) пользовательские навыки владения компьютером нужны даже больше, чем представителям технических направлений и ничего страшного в экзамене по информатике нет.

Если предлагаемая автором схема будет реализована, снимется сразу несколько проблем.

Во-первых, появится возможность снизить огромный конкурс на направления, где сдается ЕГЭ по обществознанию в пользу других направлений. Вспомним весну 2015 года, когда нынешний министр образования докладывал о результатах ЕГЭ и сказал, что опять лидирует обществознание. На что премьер-министр ответил: «Опять экономисты и юристы». Попробуем разобраться, почему нынешние выпускники после математики и русского языка выбирают, как правило, обществознание. Ответ, на мой взгляд, банально прост: Обществознание—единственный предмет, который можно сдать без специальной подготовки с репетиторами. Вопрос, почему сложилась такая ситуация, вызодит за рамки данной статьи, однако факт остаётся фактом: сдать ЕГЭ по физике или химии и получить приличный балл без индивидуальных занятий сегодня затруднительно.

Во-вторых, у ВУЗов появится возможность оптимального распределения абитуриентов по направлениям. Сегодня зачастую возникает ситуация, когда ВУЗ не может обеспечить набор на некоторые технологические направления, по причине отсутствия абитуриентов с сответствуюшим ЕГЭ.

В-третьих, снизится социальная напряженность в обществе. Иногда бывает очень сложно разъяснить родителям абитуриента, почему невозможно зачислить на бюджетное место, хотя в целом по ВУЗу незанятые бюджетные места есть.

Попробуем представить, какой должны быть идеальная модель знаний выпускника школы в области информационных технологий.

Выше в статье упоминалось о некоторых учебниках по информатике для средней школы. Недавно автор познакомился с ещё одним учебником [2], который, на мой взгляд, можно принять за базу при составлении данной модели.

Во-первых, абитуриент должен помнить историю развития вычислительной техники, тем более, что охватываемый период не очень продолжительный.

Во-вторых, необходимо знать архитектуру PC-совместимых компьютеров.

В-третьих, необходимы начальные знания по операционным системам. Этот вопрос, к сожалению, зачастую обходился вниманием в школьных учебниках. Приводило это к тому, что поступив в ВУЗ, студенты не умеют выполнять элементарных операций, например, разместить ярлык на рабочем столе Windows. Начинать необходимо с операционной системы MS-DOS, а ещё лучше—с системы CP/M, и далее—Windows. Неплохо будет дать начальные представления и о различных диалектах ОС UNIX.

В-четвертых, абитуриент должен знать начальные сведения о файловых системах: FAT16, FAT32, NTFS.

В-пятых, необходимы начальные сведения о файловых менеджерах. Когда пользователь компьютера производит операции копирования или перемещения файлов с помощью проводника, это, как правило, занимает много времени. Необходимо знать, как минимум, один двухпанельный файловый менеджер, например, FAR, или ему подобный.

В-шестых, абитуриент должен иметь представление об архивах и об инструментах их создания (архиваторах).

В седьмых, необходимо уметь создавать печатные документы—знать какой-либо текстовый редактор.

Помимо печатных документов, нужно уметь создавать мультимедийную продукцию, общаться в сети Интернет. По поводу последнего: сейчас практически каждый школьник имеет гаджет—смартфон или планшет, а иногда и несколько. Безусловно, гаджеты—вещь удобная, однако такое устройство приводит к бездействию клеток памяти. Наряду с современными методами обучения необходимы традиционные, нацеленные на запоминание формул, чисел и т. д. А лучше, на мой взгляд, вообще запретить использование гаджетов в школе.

В-восьмых, необходимы начальные знания по алгоритмизации и программированию. Причём, необходим, на мой взгляд, классический процедурно-ориентированный язык программирования, например, Паскаль. Объектно-ориентированное программирование лучше изучать уже в ВУЗе.

В-девятых, для лучшего выстраивания распорядка своего дня, необходимо знание какого-либо пакета календарного планирования. Когда уроки, которые необходимо выучить, представлены в виде диаграмм Гантта, гораздо легче планировать время. Если широко распространённый пакет Microsoft Project окажется слишком сложен для школы, можно использовать пакет попроще, например, Time Line фирмы Symantec.

Может возникнуть вопрос: А что же останется ВУЗам? В ВУЗе на занятиях по информационным технологиям необходимо обучать студентов использованию различных сервисов надлежащего качества.

Подведём итог всему вышесказанному.

1. Современная школьная программа по информатике ориентирована на письменную форму проведение экзамена (ЕГЭ), поэтому выпускник школы имеет знания и навыки, в основном, теоретические, а не практические.

2. В школьной программе некоторые темы дублируются.

3. Дополнение существующей схемы сдачи ЕГЭ вступительным испытанием по информатике позволит сгладить большинство проблем, с которыми сталкиваются абитуриенты и более оптимально наполнять направления абитуриентами ВУЗам.

4. Предложена модель знаний выпускника школы в области информационных технологий.

5. Для лучшего запоминания материала необходимо ограничить (а лучше запретить) использование гаджетов в школе.

Литература

1. Ефашкин И. Г. К вопросу о полноценном качественном наборе студентов в высшие учебные заведения России в

условиях ЕГЭ / / «Экономика в промышленности» №1,.2012 г.

2. А. В. Горячев, Л. А. Макарина, А. В. Паволоцкий, Н. С. Платонова. Информатика.-М. Баласс, 2014.-254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.