Научная статья на тему 'Создание международного финансового центра в Москве как фактор активизации международной финансовой интеграции'

Создание международного финансового центра в Москве как фактор активизации международной финансовой интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / ИНДЕКС FDI / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РАБОЧАЯ ГРУППА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акинина В. П.

В статье представлен анализ состояния и тенденций деятельности по созданию международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Обоснованы конкретные предложения по активизации и рационализации данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание международного финансового центра в Москве как фактор активизации международной финансовой интеграции»

Международные финансы

УДК 336.13

СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В МОСКВЕ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В. П. АКИНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: akininа[email protected] Институт экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета

В статье представлен анализ состояния и тенденций деятельности по созданию международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Обоснованы конкретные предложения по активизации и рационализации данной деятельности.

Ключевые слова: международный финансовый центр, индекс FDI, банковская система, рабочая группа, стратегия развития банковской системы.

В период современного мирового финансового кризиса Российская Федерация пережила значительный экономический спад вопреки расчетам и прогнозам аналитиков, усугубившийся масштабным «бегством» из страны спекулятивного капитала. В этих условиях существенно возросло внимание со стороны правительства, финансовых институтов, предпринимателей и экспертов к ходу реализации в стране концепции создания МФЦ и к перспективам его вхождения в группу глобальных финансовых центров. Необходимость создания в России подобного финансового образования была обозначена в 2008 г., когда глобальный финансовый кризис выявил потребность в диверсификации российской экономики.

Отправной точкой процесса создания МФЦ следует считать принятие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 г., предусматривающей создание инфраструктуры финансового центра в Москве (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). Следующим шагом была разработка плана мероприятий (распоряжение Правительства РФ от 11.07.2009 № 911-р), согласно которому было сформировано семь проектных групп для проработки и представления документов руководству рабочей группы. Однако фактическая работа проектных групп началась в конце 2010 г. Основная задача, которая была поставлена перед проектными группами, заключалась в выработке согласованных решений вопросов и их формальном внесении в органы власти.

Были созданы следующие проектные группы:

- подгруппа по совершенствованию финансовой инфраструктуры и регулированию финансового рынка;

- подгруппа по корпоративному праву и управлению, налогообложению финансовых операций;

- подгруппа по совершенствованию административных процедур;

- подгруппа по взаимодействию в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

- подгруппа по развитию московской городской инфраструктуры;

- подгруппа по развитию инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры и социальной инфраструктуры Москвы;

- подгруппа по маркетингу МФЦ в Российской Федерации.

По направленности представленных групп можно определить главные векторы в деятельности рабочей группы на ближайшее время, из чего следует, что приоритетным направлением является совершенствование финансовой, образовательной, социальной, культурной и городской инфраструктуры. Безусловно, инфраструктурное обеспечение является одной из важнейших составляющих эффективного функционирования финансового центра, но как показывают исследования аналитиков Всемирного экономического форума, не самой главной.

Общий уровень финансового развития отдельных стран оценивается с помощью различных интегральных показателей (индексов). Эти индексы позволяют выявить место стран и городов в мировой финансовой системе, их относительную значимость как мировых финансовых центров.

Наиболее известным показателем является индекс финансового развития стран (The Financial Development Index, FDI) Всемирного экономического форума, впервые рассчитанный в 2008 г. и с тех пор публикуемый ежегодно. С помощью FDI оценивается 57 стран с развитыми финансовыми системами и рынками капитала. Для построения индекса аналитиками используется 7 групп показателей:

1) институциональная среда (Institutional Environment) - оценка качества законодательства и регулирования финансовых рынков;

2) среда бизнеса (Business Environment) - оценка наличия высококвалифицированных специалистов в финансовом секторе, состояния физической инфраструктуры, уровня налогообложения и издержек ведения бизнеса для финансовых посредников;

3) финансовая стабильность (Financial Stability) -оценка валютного риска, банковского и внутреннего долгового кризисов;

4) банковские финансовые услуги (Banking Financial Services) - оценка масштабов банковского рынка, операционной эффективности и прибыльности банковской деятельности, доли государственной собственности в банковском капитале, степени раскрытия информации;

5) небанковские финансовые услуги (Nonbanking Financial Services) - оценка активности брокеров, дилеров, управляющих активами, страховых компаний. Также оцениваются четыре сферы деятельности небанковских посредников: IPO, слияния и поглощения (M&A), секьюритизация, страхование;

6) финансовые рынки (Financial Markets) -оценка масштабов четырех рынков: рынка акций, рынка корпоративных и публичных облигаций, рынка деривативов и рынка иностранной валюты;

7) доступ к финансовым услугам (Financial Access) - оценка доступности как корпоративных финансовых услуг (венчурный капитал, коммерческий кредит, развитость локальных рынков акций), так и розничных финансовых услуг (степень проникновения банковских счетов, распространенность банкоматов, доступность микрофинансирования).

Для позиционирования России в мировом рейтинге по индексу FDI воспользуемся данными, приведенными в аналитическом обзоре, подготовленном Финансовым университетом при Правительстве РФ (табл. 1) [1].

Можно наблюдать (см. табл. 1), что Россия в общем индексе занимает 40-е место из 57, самый высокий показатель у страны по небанковским финансовым услугам - 5-е место, самый низкий по банковским финансовым услугам - 57-е место. Обнадеживает тот факт, что страна занимает достаточно высокое место по новым для российского финансового рынка услугам (активность брокеров, дилеров, управляющих активами; проведение IPO; слияния и поглощения (M&A); секьюритизация; страхование). Это свидетельствует о том, что российский финансовый рынок адаптивен к мировым тенденциям.

Более детально позиции России в индексе финансового развития представлены в табл. 2 [1].

Можно наблюдать (см. табл. 2), что страна занимает последние позиции не только по банковским финансовым услугам и эффективности банковского сектора, но и по такому показателю, как законодательство и регулирование.

Для устранения такого отставания рабочей группой были предприняты первоочередные меры в области регулирования финансового рынка [2], направленные на изменение подходов и разработку новых принципов законодательно-правового и административного регулирования финансового рынка, совершенствование его институциональной структуры и повышение эффективности функционирования банковско-финансового сектора. В связи с этим:

Таблица 1

Индекс финансового развития стран Всемирного экономического форума (01.01. 2011)

Ранг (топ 10 из 57 стран) Общий индекс Составляющие индекса финансового развития стран

Факторы, политика, институты Финансовые посредники Доступ к финансовым услугам

Институциональная среда Среда бизнеса Финансовая стабильность Банковские услуги Небанковские услуги Финансовые рынки

1-й США Сингапур Швеция Саудовская Аравия Великобритания США США США

2-й Великобритания Швеция Сингапур Гонконг Нидерланды Великобритания Сингапур Гонконг

3-й Гонконг Норвегия Гонконг Малайзия Гонконг Канада Швейцария Бельгия

4-й Сингапур Дания Финляндия Сингапур Испания Китай Великобритания Саудовская Аравия

5-й Австралия Канада Швейцария Швейцария Япония Россия Япония США

6-й Канада Великобритания Дания ОАЭ Ирландия Южная Корея Австралия Канада

7-й Нидерланды Финляндия Канада Чили Австралия Япония Франция Швеция

8-й Швейцария Германия Нидерланды Норвегия Китай Австралия Нидерланды Австрия

9-й Япония Нидерланды Норвегия Австралия Бельгия Нидерланды Кувейт Бахрейн

10-й Бельгия Гонконг Франция Бразилия Швеция Испания Германия Великобритания

Место России 40-е 53-е 34-е 42-е 57-е 5-е 33-е 54-е

Таблица 2

Ранги России в индексе финансового развития ВЭФ

Составляющие индекса Ранг России Составляющие индекса Ранг России Составляющие индекса Ранг России

Секьюритизация 4-й Инфраструктура 32-й Масштабы банковского сектора 47-й

Небанковские финансовые услуги 5-й Финансовые рынки 33-й Рынок корпоративных услуг 50-й

М&А-активность 9-й Приведение в действие контрактов 34-й Стабильность банковской системы 51-й

Стабильность валюты 12-й Среда бизнеса 34-й Либерализация финансового сектора 51-й

ГРО-активность 13-й Рынок долговых ценных бумаг 38-й Институциональная среда 53-й

Страхование 13-й Риск правительственного долгового кризиса 41-й Доступность финансовых услуг 54-й

Рынок иностранной валюты 14-й Налогообложение 41-й Корпоративное управление 54-й

Издержки ведения бизнеса 25-й Рынок розничных услуг 41-й Законодательство и регулирование 55-й

Человеческий капитал 29-й Финансовая стабильность 42-й Эффективность банковского сектора 55-й

Рынок долевых ценных бумаг 30-й Раскрытие финансовой информации 45-й Банковские финансовые услуги 57-й

- был принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (вступил в силу в 2012 г.), в котором впервые в российском праве была описана процедура ликвидационного неттинга - порядка расчетов между участниками финансовых сделок в случае банкротства одного из них;

- был принят Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии», предусматривающий изменения в законодательстве для признания иностранных депозитариев, брокеров и дилеров в качестве номинальных держателей по российскому праву;

- состоялось объединение двух ведущих торговых

площадок - бирж ММВБ и РТС в единую биржу, которая получила название Московской биржи;

- была проведена стратегическая сессия по разработке дорожной карты для развития московского МФЦ;

- ФСФР России присвоила статус центрального депозитария Национальному расчетному депозитарию (НРД);

- был разработан проект поправок в Налоговый кодекс, касающихся операций на финансовом рынке;

- была достигнута договоренность между Московской биржей и Deutsche Boerse о сотрудничестве в развитии биржевых рынков;

- правительство поддержало план Минфина России по ускорению перехода на МСФО;

- депозитарий Euroclear открыл счет номинального держания в НРД, что позволило прийти на российский рынок международному депозитарию Clearstream;

- был создан единый регулятор финансовых рынков на базе Банка России и разрабатывается соответствующее законодательство;

- Московская биржа провела собственное IPO, разместив 30 % акций, капитализация биржи составила порядка 4,2 млрд долл.;

- Московская биржа ввела режим торгов T+;

- Московская биржа запустила торги новым для России инструментом - ETF;

- страховые компании впервые в обязательном порядке подготовили отчетность по МСФО. Таким образом, можно констатировать, что

проделана значительная работа в области регулирования, институционального развития, создания единой фондовой биржи и т. д., однако сектор банковских финансовых услуг по-прежнему остается самым проблематичным, при том, что именно стабильная банковская система должна играть главную роль в создании МФЦ в России, обеспечивать финансовый суверенитет нашей страны, эффективно трансформировать внутренние сбережения в инвестиции, перераспределять денежные ресурсы для решения экономических, социальных и политических задач.

Несовершенство банковской системы было отмечено и в выступлении Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева на экономическом форуме в г. Сочи (26-29 сентября 2013 г.): «С одной стороны, банковская система доказала свою устойчивость к самым серьезным кризисным явлениям, обеспечи-

ла во взаимодействии с государством сохранность сбережений граждан. И это, безусловно, хорошо. С другой стороны, ее структура далека от оптимальной. На долю пяти крупнейших банков, прямо или косвенно контролируемых государством, приходится 56 % депозитов граждан и 53 % кредитного портфеля экономики в целом. Они имеют очевидные преференции со стороны государства, в том числе и государственных компаний, и пользуются его практически нелимитированной поддержкой. А почти тысяча банков не имеют возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи» [3].

Слабость банковской системы нашей страны очевидна на фоне крупнейших банков мира (табл. 3) [1].

Можно наблюдать (см. табл. 3), что крупнейшие по активам банки также размещены в международных финансовых центрах. Небывалыми темпами после кризиса растут активы китайских банков, штаб-квартиры которых находятся в столице страны. Это выводит Пекин в разряд крупнейших финансовых центров мира. В то же время европейские банки некоторых стран, в частности Великобритании, утрачивают свои позиции. Поэтому России необходимо предпринять экстренные меры по реформированию банковской системы и повышению конкурентоспособности банковских финансовых услуг.

При формировании конкурентной среды в этой сфере необходим учет ключевых особенностей национального рынка финансовых услуг, которые заключаются:

- в преобладающем положении государственных кредитных учреждений на ключевых рыночных сегментах;

- в умеренном представительстве международных банковских структур;

- в значительном числе кредитных организаций, обладающих незначительными по величине рыночными долями.

Проблема повышения конкурентоспособности и рейтинга российской банковской системы сегодня становится все более актуальной, учитывая, что приток иностранного банковского капитала будет способствовать расширению ассортимента и повышению качества услуг, внедрению международных стандартов банковской деятельности, созданию новых рабочих мест, следовательно, увеличению налоговых поступлений в бюджет и привлечению инвестиций. При этом возможно усиление зависимости банковской системы и экономики России в целом от иностранного капитала.

Таблица 3

Крупнейшие банки мира по совокупным активам

Ранг на 01.01.2011 Активы на Изменение Капитал на

Банк Страна,город 01.01.2011, млрд долл. США активов за год, % 01.01.2011, млрд долл. США

1-й BNP Paribas SA Франция, Париж 2 б75,б3 -2,89 34,428

2-й Deutsche Bank AG Германия, Франкфурт-на-Майне 2 551,73 +2б,99 3,187

3-й Barclays PLC Великобритания, Лондон 2 32б,00 +8,0б 22,б2б

4-й Crädit Agricole SA Франция, Париж 2 133,81 +2,32 9,б48

5-й Industrial & Commercial Bank of China Limited Китай, Пекин 2 043,8б +14,20 53,003

б-й The Royal Bank of Scotland Group plc Великобритания, Эдинбург 2 040,79 -22,94 10,317

7-й The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd Япония, Токио 1 б44,77 +3,32 18,293

8-й China Construction Bank Corporation Китай, Пекин 1 б41,б8 +12,33 37,9б7

9-й JP Morgan Chase Bank National Association США, Нью-Йорк 1 б31,б2 +0,24 1,785

10-й Banco Santander SA Испания, Боадилья-дель-Монте 1 590,5б +5,80 5,892

11-й Bank of China Limited Китай, Пекин 1 588,4б +19,57 42,392

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12-й Lloyds Banking Group plc Великобритания, Лондон 1 574,б7 -1,80 2,457

13-й Agricultural Bank of China Limited Китай, Пекин 1 5б9,8б +1б,38 49,324

- Сбербанк России Россия, Москва 284,10 +20,10 34,923

Министерством финансов РФ была разработана стратегия развития банковского сектора на период до 2015 г. В результате реализации этой стратегии российская банковская система должна соответствовать международным стандартам по всем основным аспектам. Определены требования к организации деятельности, качеству управления банками, состоянию конкурентной среды, учету и отчетности, рыночной дисциплине, регулированию и банковскому надзору. Правительство РФ и Банк России выделяют качественные характеристики развития банковского сектора: характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций; количественные характеристики. Так, к 2015 г. отношение активов банковского сектора к ВВП должно быть более 90 % (на 01.01.2011 - 74,5 %), отношение капитала банковской системы к ВВП - 14-15 % (на 01.01.2011 - 10,4 %), рост кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам должен достигнуть 60 % (на 01.01.2011 - 40 %).

Для увеличения отношения кредитного портфеля к ВВП до 60 % необходимо активное кредитова-

ние малого и среднего бизнеса. Для этого предлагается расширить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса за счет депозита из средств Фонда национального благосостояния, предполагается, что Внешэкономбанк начнет фондирование инвестиционных кредитов малым и средним компаниям, а Банк России - рефинансирование секьюритизо-ванных кредитов [3].

Стабильный рост экономики России возможен при условии темпов прироста основных показателей банковской системы не менее 15 % в год. При этом необходима государственная программа по обеспечению указанных темпов роста банковской системы. К важнейшим мерам по развитию банковской системы и системы кредитования в России следует отнести:

- сохранение и расширение программ рефинансирования Банка России;

- перестройку системы создания банками резервов на возможные потери;

- развитие государственных и региональных программ по снижению кредитных рисков;

- программы поддержки малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование процессов слияний и поглощений;

- повышение статуса депозитной базы банков;

- совершенствование институциональной инфраструктуры кредитного рынка;

- повышение роли банков на финансовом рынке;

- переход к интенсивной модели развития банковского сектора.

Приоритетной задачей Правительства РФ, Банка

России и банковского сообщества является переход к

интенсивной модели развития банковского сектора,

характерными признаками которой являются:

- высокий уровень конкуренции, сравнимый с мировым;

- предоставление разнообразных и современных банковских услуг населению и организациям;

- высокий уровень капитализации банковского сектора, соответствующий задачам развития, повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса;

- развитые системы корпоративного управления и управления рисками;

- высокая степень транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций;

- ответственность руководителей и владельцев банков за достоверность публикуемой и

представляемой в органы контроля и надзора

информации.

Не стоит исключать и создание новой локальной валюты (рубль СНГ), и дальнейшую консолидацию банков с учетом рекомендаций Базеля III и отечественных реалий, и активизацию внешней торговли по свопам в рублях. Однако самое главное, на взгляд автора, заключается в необходимости принятия мер по определению адекватной процентной кредитной политики. Разумеется, реализация данной задачи должна проходить не на уровне призывов, а на базе четко проработанной системы мероприятий, своеобразной дорожной карты.

Список литературы

1. Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономики. Аналитический обзор / Финансовый университет при Правительстве РФ. М., 2012. С. 444.

2. Рабочие материалы стратегической сессии по разработке дорожной карты развития Москвы как международного финансового центра. URL: http://www.mfc - Moscow.con.

3. Материалы XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013». 26-29 сентября 2013 г. URL: http://government.ru.

International finance

CREATION OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER IN MOSCOW AS THE FACTOR OF ACTIVIZATION OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL INTEGRATION

Valentina P. AKININA

Abstract

The article presents the analysis of a conditions and tendencies on creation of the international financial center in Moscow. The author reveals the concrete proposals on activation and rationalization of this activity.

Keywords: international financial center, FDI index, banking system, prime measures of working group, strategy of banking system development

References

1. The international financial centers and their role in development of world economy. Analytical Review. Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2012, pp. 444.

2. Working papers strategy session to develop roadmap of development of Moscow as International Financial Center. Available at: http://www.mfc-Mos-cow.con. (In Russ.).

3. Materials of the XII International investment forum of «Sochi-2013». Available at: http://govern-ment.ru. (In Russ.)

Valentina P. AKININA

Candidate of Economics, North-Caucasian Federal University, Stavropol', Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.