бири 1985 — 1996 гг. / В. И. Козодой. — Новосибирск : НГПУ, Адрес для переписки: 644008, г. Омск, Институтская
2004. — 677 с. площадь, 2.
11. Партии в Омской области // Ореол-экспресс (Омск). —
1994. — № 29. — С. 6.
КАЛИНИНА Мария Аркадьевна, старший препо- Статья поступила в редакцию 15.02.2011 г.
даватель кафедры экономики и права. © М. А. Калинина
УДК 09008 Н. О. ШЛЕГЕЛЬ
Омский государственный технический университет
СОЗДАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КОЛХОЗНО-СОВХОЗНЫХ ТЕАТРОВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК_____________________
В статье на основе законодательных и архивных материалов рассмотрен процесс формирования и укрепления материально-технической базы колхозно-совхозных театров. Подводятся итоги деятельности партийных органов в данной области. Ключевые слова: культура, театры, колхозно-совхозные театры, экономическая деятельность, театральное строительство.
На современном этапе развития нашего государства мы можем говорить о достаточно большом внимании, уделяемом правительством развитию культуры. Театр и его деятельность являются одним из основных средств воздействия культуры на человека. Но полноценное воздействие культуры на человека не может происходить без крепкой материальной базы, финансовой поддержки. Еще В.И. Ленин писал «...ибо для того, что бы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база» [1, с. 377].
Цель работы — обратиться к опыту прошлого, и рассмотреть создание и укрепление материальной базы колхозно-совхозных театров. Выявить принципы государственной политики направленные на финансирование.
Основные принципы планового регулирования деятельности зрелищных предприятий были определены декретом «Об объединении театрального дела», подписанным В. И. Лениным 26 августа 1919 года. При установлении характера взаимоотношений государства с театральными коллективами в области их идеологической, художественной и экономической деятельности в декрете предполагалась необходимость планового воздействия на все стороны хозяйственного развития.
Совнарком Декретом от 12 июня 1925 г. определяет и методику расчета финансово-экономических показателей деятельности театрально-зрелищных предприятий. Правительство поручает Наркомпросу «дать указания местным органам, ведающим зрелищными предприятиями, на необходимость составления бюджетов зрелищных предприятий в соответствии с данными о средней посещаемости их» [2, с. 51].
Таким образом, к середине двадцатых годов в правительственных документах и ведомственных указаниях Наркомпроса находят дальнейшее развитие принципы и порядок планирования деятельности театральных коллективов как единого процесса, направленного на достижение художественных, идеологических и экономических целей. При этом планирование не приобрело еще отраслевого характера, его временные рамки были ограничены одним годом, а в основе всех экономических расчетов находилась ориентация на фактические результаты работы за предшествующие годы.
Конец 20-х — начало 30-х гг. в народном хозяйстве страны был связан с повсеместным и широким внедрением принципов хозяйственного расчета, определением перспектив развития не только отдельных предприятий, но и целых отраслей на пятилетний период. Естественно, что эти же вопросы стали и перед театральной отраслью. В докладной записке Наркомпросса в Совнарком РСФСР от 23 февраля 1930 г. о мероприятиях по улучшению театрального дела в РСФСР отмечалось, что одной из причин «неблагополучия в театральном деле следует признать его полную бесплановость» [2, с. 51]. В этой записке указывалось также, что деятельность многих театров лишь номинально носит плановый характер, что нередко к концу каждого сезона выявляется невыполнение утвержденных производственных и финансовых планов.
На Всесоюзном совещании по вопросам планирования искусства отмечалось, что в «Орбиту всесоюзного планирования, в орбиту работы плановых органов республик и областей впервые поступает новый крупный объект, который раньше, как пра-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
вило, оставался вне поля зрения плановой системы. Этот объект — искусство — отличается чрезвычайно своеобразными особенностями, и планирование его связано с особыми трудностями. В резолюции совещания было указано на необходимость включать в пятилетние планы такие вопросы, как подготовка кадров работников искусств, оплата их труда, развитие сети театров, строительство новых театральных зданий, общежитий для актеров, дошкольных учреждений для детей работников театров и т.д. Совещание также рекомендовало «перейти к действительному планированию репертуарно-производственных показателей, исходя из необходимости активизации участия театра в социалистическом строительстве», уделить особое внимание развитию национальных и передвижных театров.
Как видно, предполагалось, что плановому регулированию будут впредь подвергаться все стороны театрального дела, планирование будет носить комплексный характер, в частности, предусматривать решение социальных вопросов деятельности творческих коллективов. Учитывая мнение Наркомпро-са РСФСР, рекомендации совещания, Совнарком РСФСР постановлением от 7 октября 1930 г. «Об улучшении театрального дела» предложил Госплану РСФСР «при разработке уточненного пятилетнего и ежегодных планов социально-культурного строительства особо выделить контрольные цифры по массовой театрально-художественной работе начиная с 1931 г.» [2, с. 53].
Однако не все намеченные совещанием и определенные правительством направления получили реальное воплощение в планах предвоенных пятилеток. Высокие темпы развития народного хозяйства, первоочередные задачи индустриализации и коллективизации не позволили значительно расширить общесоюзные пятилетние и годовые планы показателями развития культуры и искусства. Многие из них нашли отражение лишь в отраслевых планах государственных органов по руководству искусством.
Строительство экономического фундамента социализма требовало неуклонного расширения сферы внедрения хозяйственного расчета, в том числе и включения театра в систему экономических отношений. Хозрасчет явился методом, посредством которого театры планомерно включались в эту систему как самостоятельные хозяйственные единицы.
В 1931 г. выходит книга Имаса М. «Промфинплан театра», в которой давались обоснования необходимости внедрения производственно-финансового плана в театре. При этом отмечается, что в борьбе за выполнение производственно-финансового плана особое значение приобретает внедрение хозрасчета в театре [3, с. 15].
Рост сети учреждений культуры и искусства в первую пятилетку происходил, главным образом, в городах. Весьма широко развернулась деревенская художественная самодеятельность, но слабое руководство, отсутствие соответствующих кадров и репертуара отрицательно влияли на работу [3, с. 15].
7 июня 1933 г. постановлением Президиума Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета был утвержден промфинплан предприятий Край УЗП [4, л. 46]. Доходная часть мероприятий по художественному обслуживанию трудящихся Западно-Сибирского края — 4583,2 р., из них по театрам — 3202,5 р. Расходная часть: на содержание театров — 4264,2 р., подготовку кадров — 54 т.р. [4, л. 46]. В Постановлении признается недостаточность обслуживания деревни путем выездов бригад
городских театров только во время хозяйственнополитических компаний. В связи с этим Край УЗП обязывается организовать для обслуживания совхозов, колхозов и МТС постоянно действующий передвижные театры, изыскав средства на содержание у профсоюзных, хозяйственных и общественных организаций [4, л. 46].
С ростом числа колхозных театров перед краевыми органами встал вопрос о создании их прочной материальной базы. Все колхозные театры содержались за счет государственного и местного бюджета, а также на средства профсоюзов, колхозов и других хозяйственных и общественных организаций. В 1934 г. общая сумма дотаций по РСФСР колхозным театрам составила 6 млн руб. Сельские театры Западной Сибири получили в этом же году дотаций 515 тыс. руб., из них 376 тыс. руб. из местного бюджета.
В 1935 г. Западно-Сибирский крайисполком в целях укрепления материальной базы колхозных театров выделил из местного бюджета 510 тыс. руб. — это было на 134 тыс. руб. больше, чем было отпущено в 1934 г. Всего по Западной Сибири в 1935 г. было выделено на развитие искусства 1237,9 тыс. руб. [4, л. 46].
Организация колхозно-совхозных театров проходила в большинстве случаев под непосредственным руководством УТЗП Наркомпроса. На основании приказа наркома по просвещению Бубнова были разработаны и разосланы на места директивы «О порядке организации работы колхозно-совхозных театров» [5, с. 239]. Согласно директивам, каждый колхозно-совхозный театр должен был представлять законченное театральное предприятие, действующее на началах хозяйственного расчета, и содержаться за счет местного бюджета, а также на средства, привлекаемые по договорам от профсоюзов, колхозов и других организаций.
Для создания финансовой базы колхозно-совхозных театров УТЗП было достигнуто соглашение о выделении, помимо местного бюджета, следующих средств:
— из государственного бюджета (дотация трем колхозно-совхозным театрам) — 105 тыс. руб.
— из Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов (дотация на создание 10 колхозно-совхозных театров) — 30 тыс. руб.
— из Всесоюзного совета промысловой кооперации (дотация на создание трех театров в промысловых колхозах) — 225 тыс. руб.
— из Всесоюзного совета промысловой кооперации (оплата колхозно-совхозным театрам за обслуживание промысловых колхозов РСФСР) — 800 тыс. руб.
Итого — 1160 тыс. руб. [5, с. 240].
Полных сведений о средствах местного бюджета, выделенных на организацию колхозно-совхозных театров на 1933— 1934 г. в УТЗП не имеется. Согласно имеющимся материалам, ассигнования на колхозно-совхозные театры из местного бюджета по отдельным краям колеблются от 150 тыс. до 300 тыс. руб. Можно сказать, что на данный период финансовая база колхозно-совхозных театров не может быть признана ни достаточной, ни устойчивой.
Регулируя развитие сети театров, партийные и советские организации Западной Сибири усиливали внимание и к их материальному состоянию. В июле 1936 г. бюро Омского обкома партии подвело итоги деятельности колхозно-совхозных театров за 1935— 1936 гг. [6, с. 129]. В своем постановлении бюро отметило, что многие колхозные театры имели очень слабую материальную базу. Бюро обкома обя-
зало облисполком, управление по делам искусств, а также районные комитеты партии и райисполкомы принять меры по укреплению материального состояния колхозных театров, обеспечив их специальными помещениями, транспортом, дополнительными денежными средствами.
В конце второй пятилетки некоторые театры края в результате нерационального расходования отпускавшихся средств, слабой материальной помощи со стороны местных органов, а также неудовлетворительной творческой и общественно-массовой работы со зрителем оказались в тяжелом финансовом положении.
В эти годы в целях рационального и экономного расходования средств и улучшения художественной работы краевые организации обязывали руководство театров использовать все возможности для снижения дефицита и проводить производственнотворческую работу без государственных дотаций. Многие театры, пересмотрев свои планы, значительно уменьшали средства на оформление спектаклей, сокращали штаты, улучшали работу по организации зрителей. С одной стороны, улучшилась работа со зрителями, увеличилась наполняемость залов, с другой — снизилось качество постановок.
В сентябре 1936 г. Управление по делам искусств заявило, что добилось положительных результатов в работе театров области за сезон 1935/36 г. [7, л.101]. Доход театров за 7 месяцев работы в 1936 г. составил 92% к доходу всего 1935 г. Количество колхозных театров в 1936 г. увеличилось на 1 театр. Дотации полученные театрами в 1936 г., несмотря на увеличение количества театров снизились по сравнению с 1935 г.
В этом же году выходит постановление, в котором дается предписание по снижению на 1937 г. государственных дотаций по каждому отдельному театру на 25 — 30 руб. [7, л. 30]. Для этого необходимо было подготовить производство начиная с 1 квартала 1937 г. и сократить постановочные расходы на 25 — 30% по тем театрам, где они чрезмерно завышены.
Особое внимание необходимо обратить на заработную плату актеров и технического персонала. На основании постановления Народного комиссариата труда СССР от 2 апреля 1930 г. №142 «О среднем заработке и оплате за неполный месяц» можно сделать вывод о том, что минимальная заработная плата на 1930 г. составляла 80 руб. в месяц, при этом если работник был обязан по договору выполнять различно оплачиваемые работы, то средний заработок должен был исчисляться из общей суммы вознаграждения, получаемого по всем работам. Но, при исчислении среднего заработка, не учитывались: виды дополнительного вознаграждения единовременного характера; вознаграждение за сверхурочные работы, если они не носят систематического характера; вознаграждения за работу в праздничные дни; выплаты при командировках; квартирные деньги, т.к. предприятие, в частности театр, должно было предоставить жилье, если оно не могло выполнить это условие, то выплачивались так называемые «квартирные» за съем жилья.
В 1938 г. выходит Положение о колхозно-совхозных театрах [8, л. 1]. По нему, все колхозные театры по своему производственному значению делились на 2 группы. К первой группе относились ведущие колхозные театры в республике, крае, области, ко второй — все остальные колхозно-совхозные театры. Каждая группа делилась на 4 категории — высшая, первая, вторая и третья, внутри каждой категории проходило дополнительное деление еще на три
группы, только для третьей категории было разделение на 2 группы. Для каждой группы устанавливались твердые оклады зарплаты.
Причем зарплата работников колхозно-совхозных театров предусматривала выполнение ими 2-х функций — производственные работы (актерская деятельность) и массово-общественная и политическая работы. Норма спектаклей — 20, а для пианиста и баяниста — 24.
Дополнительная оплата происходила в связи с совмещением должности, например, если оклад директора был 800 р. и он совмещал еще и должность художественного руководителя или актера, то мог получать 900— 1000 р.
Заработная плата художественного и производственного персонала постепенно увеличивалась. Так, в Новосибирском колхозно-совхозном театре — в 1938 г. максимальная заработная плата была у художественного руководителя А. Л. Рогачевского — 950 р., минимальная — у артистов низшей квалификации — 252 р. [9, л. 42].В 1939 г. соответственно — 1200 р. и 328 р. [10, л. 17], 1940-41 гг., 1250 р. и 400 р. [11, л. 67] 4-й колхозно-совхозный театр г. Ялуторовска Омской области, максимальная зарплата у художественного руководителя Медведева Петра Федоровича — 193839 гг. — 900 р. [12, л. 25]; 1940 г. (худ.рук — Хворов Григорий Иванович) 1000 р. [13, л. 88 — 89]; минимальная — соответственно — 170 р. и 275 р.
В 1939 г. заработная плата директора театра составляла 600 руб. Если директором театра назначался артист по совместительству, то к его основной заработной плате добавлялся процент [14, л. 3].
С 1 октября 1939 года вводился новый порядок получения средств из банков на выплату заработной платы. Согласно ему, все учреждения должны были ежемесячно представлять банку справку о необходимых суммах на заработную плату исходя из фактического наличия работников и начисленной заработной платы, но не выше зарегистрированного и утвержденного штатного контингента и фонда заработной платы. Это постановление запрещало учреждениям и организациям: выплачивать заработную плату сверх сумм, выданных банком для этой цели, повышать заработную плату работников за счет недоукомплектования штата. Выплата заработной платы должна была производиться исключительно на основании постановления. Содержание нештатного контингента за счет других статей категорически запрещалось [15, л. 20].
В 1938 г. были ассигнованы следующие суммы на искусство по колхозно-совхозным театрам: Бийский — 125 тыс. руб., Каменский — 100 тыс. руб., Алтайский — 127 тыс. руб., Ойротский — 150 тыс. руб. [16, л. 99].
Объем капиталовложений в третьей пятилетке на строительство театров Западной Сибири составил 8 550 тыс. руб. [6, с. 131]. К началу войны было закончено строительство театрального здания для колхозно-совхозного театра в Ишиме, проведена реконструкция театров в Омске, Барнауле, Бийске, построены летние театры в Новосибирске, Кемерово, Прокопьевске. Эти театры получили оборудование, просторные подсобные помещения, хорошие сцены и удобные гримировочные комнаты.
В предвоенные годы партийные организации Западной Сибири, осуществляя постоянное руководство театрами, значительно укрепили их материальную базу. Так, если бюджет театров края в 1929 г. составлял 530 тыс. руб., то к 1 января 1941 г. он увеличился до 6387 тыс. руб. Однако в руководстве театрами органы управления встретились с рядом трудностей. Это было связано с тем, что некоторые
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
колхозно-совхозные театры ввиду отсутствия должной материальной и жилой базы, а также слабости артистического состава испытывали финансовые трудности. Поэтому партийные и советские органы вынуждены были пойти на их реорганизацию и изыскание лучших возможностей. Так, в начале 1940 г. был закрыт Остяко-Вогульский колхозный театр.
Таким образом, в годы первых пятилеток Западно-Сибирская партийная организация в развитии театрального дела и руководстве им добилась определенного успеха. Количество театров в крае за это время увеличилось более чем в три раза. Для тружеников села были созданы специальные колхозные театры. В эти годы была значительно укреплена материальная база театров. Меры, принятые партийными и советскими органами Западной Сибири по организационному и материальному укреплению театров, обеспечили не только упрочение театральной сети, но и ее дальнейшее развитие.
Данная работа может быть включена в курс изучения истории края, а также использована при разработке курса культуры края.
Библиографический список
1.Ленин, В. И. Полное собрание сочинений [Текст]. В 55 т. Т. 45 / Владимир Ильич Лени. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1978. — 579 с.
2. Сорочкин, Б. О комплексном перспективном планировании творческого, экономического и социального развития театра / Б. О. Сорочкин // Актуальные вопросы экономики и
организации театрального дела : сб. науч. тр. — М. : ГИТИС, 1986. - С. 51-60.
3. Имас, М. Промфинплан театра / М. Имас. — М. : Учгиз, 1931. — 79 с.
4. ГАНО. Ф. 896. О. 1. Д. 231.
5. Из обзора управления театрально-зрелищных предприя-
тий Наркомпроса РСФСР состояния театрального искусства в РСФСР в 1933— 1934 гг. // Культурное строительство в РСФСР. Т. 2. Документы и материалы 1928— 1941 г. Ч. 2 /гл. редактор
М. П. Ким. — М. : Советская Россия, 1986. — С. 239 — 245.
6. Леляков, А. П. Некоторые вопросы деятельности партийных организаций Западной Сибири по расширению сети и укреплению материальной базы в период довоенных пятилеток (1928 — 1941). — Новосибирск, 1988 — 201 с.
7. ГАОО. Ф. 1203, О. 1, Д. 1.
8. РГАЛИ. Ф. 962., О. 7. Д. 163.
9. ГАНО. Ф. Р-1404, О. 1, Д. 12.
10. ГАНО. Ф. 1376, О. 1. Д. 12.
11. ГАНО. Ф. Р-1404, О. 1. Д. 15.
12. РГАЛИ. Ф. 962. О.7. Д. 219.
13. РГАЛИ. Ф. 962. О. 7. Д. 609.
14. ГАОО. Ф. 1839, О. 1, Д. 24.
15. ГАОО. Ф. 1203, О. 1, Д. 2.
16. КГУ ГААК. Ф. Р-1445, О. 1, Д. 15.
ШЛЕГЕЛЬ Нина Олеговна, аспирантка кафедры отечественной истории.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2012 г.
© Н. О. Шлегель
УДК 94 : 7.О33 (571.1) ю. д. БОРТНИКОВА
Тюменский государственный университет, филиал в г. Заводоуковске
К ВОПРОСУ О ПРОНИКНОВЕНИИ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА В ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ__________________________________
Статья посвящена предпосылкам и процессу проникновения в Западную Сибирь исламского искусства. В работе рассматриваются тюркский и арабский компоненты региональной художественной культуры, а также причины ее адаптации к традиционной культуре региона.
Ключевые слова: ислам, искусство, руны, среднеазиатский орнамент, солярные знаки, лунница, синкретизм, запреты на изображение живых существ.
Исламизация Западной Сибири в период Средневековья включает две волны, каждая из которых имела свои цели и привносила в культуру местных мусульманских народов новые элементы, отражающие мировоззрение миссионеров той эпохи.
Первая волна вызвала массовое обращение в ислам коренного населения, но в историографии пока нет завершенной картины этого процесса. Отсутствует единое мнение о дате (веке) распространения ислама в Западной Сибири. Наиболее распространенная версия — XIV в. (1394—1395 гг.), что связа-
но с религиозными войнами суфийских шейхов под руководством Накшбандия. На данной стадии процессу исламизации подверглось постоянно проживающее на территории региона население, из числа которого наиболее крупными этническими группами были татары и обские угры. Если первые восприняли исламскую культуру, в том числе ее художественную составляющую, то вторые — нет, что объясняется рядом факторов.
На момент принятия ислама сибирские татары находились на стадии государственности, что объ-